ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-11130/17 от 21.06.2017 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-11130/2017

28 июня 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2017 года.

Полный текст решения изготовлен 28 июня 2017 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Куприяновой Н.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шабедько Е.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело заявление: общества с ограниченной ответственностью «ГЛАВРЕСУРССТРОЙ» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 08.04.2014, юридический адрес 692904, <...>)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 27.12.2004, юридический адрес 690091, <...>)

о признании незаконным внесения в ЕГРЮЛ записи от 18.04.2017 года за номером 2172536350270 об исключении ООО «СТРОЙКОМПЛЕКС ПЛЮС», об обязании исключении сведения о прекращении деятельности ООО «СТРОЙКОМПЛЕКС ПЛЮС» в связи с исключением из ЕГРЮЛ,

при участии:

от заявителя: представитель ФИО1, доверенность № б/н от 31.05.2017, паспорт,

от ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока: специалист отдела правового обеспечения ФИО2, доверенность № 21-11/15462 от 02.05.2017, паспорт, специалист отдела правового обеспечения ФИО3, доверенность № 21-17/21644 от 20.06.2017, паспорт,

установил: Общество с ограниченной ответственностью «ГЛАВРЕСУРССТРОЙ» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока (далее – инспекция, регистрирующий орган) о признании незаконным внесение Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока в Единый реестр юридических лиц записи об исключении общества с ограниченной ответственностью ООО «СТРОЙКОМПЛЕКС ПЛЮС», об обязании Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Владивостока исключить сведения о прекращении деятельности общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙКОМПЛЕКС ПЛЮС» в связи с исключением из Единого реестра юридических лиц.

В обоснование требований заявитель ссылается на то, что оспариваемое решение инспекции нарушает его права и законные интересы, поскольку общество является должником заявителя, публикация решения о ликвидации проведена с нарушениями (не указаны сроки и порядок предъявления кредиторами претензий).

Уточнение заявителем требований, в части их дополнения требованием о признании обоснованным требования ООО «ГЛАВРЕСУРССТРОЙ» в размере 1 008 225,00 рублей задолженности по договору субподряда № 04 от 23 июля 2014г., 950 756,17 рублей неустойки по договору субподряда № 04 от 23 июля 2014г. судом не принимается, поскольку статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрено возможность заявления дополнительных требований до рассмотрения судом спора по существу.

Регистрирующий орган требования оспорил, ссылаясь на то, что в сообщении о предстоящем исключении ООО «СТРОЙКОМПЛЕКС ПЛЮС», опубликованном в «Вестнике государственной регистрации» присутствуют сведения о регистрирующем органе, принявшем решение об исключении, с указанием наименования регистрирующего органа и адреса в случае направления возражений против исключения, порядке и сроках направления заявлений кредиторами. Поскольку заявления от кредиторов недействующего юридического лица в трехмесячный срок в адрес регистрирующего органа не поступили, инспекцией в соответствии с действующим законодательством внесена запись о прекращении деятельности ООО «СТРОЙКОМПЛЕКС ПЛЮС» в связи с исключением из ЕГРЮЛ.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Статьей 64.2. Гражданского кодекса Российской Федерации, установлено, что считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из указанного реестра, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо). Исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц влечет правовые последствия, предусмотренные настоящим Кодексом и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам.

В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ) лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующее юридическое лицо) и может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. При наличии одновременно всех указанных признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с пунктом 3 статьи 21.1. Закона № 129-ФЗ решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица.

Согласно пункту 4 статьи 21.1. Закона № 129-ФЗ заявления кредиторов недействующего юридического лица могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

Как указано в пункте 7 статьи 22 Закона № 129-ФЗ, если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1. настоящего Федерального закона, заявления не направлены, регистрирующий орган исключает недействующее юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.

Пунктом 8 статьи 22 Закона № 129-ФЗ предусмотрено, что исключение недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц может быть обжаловано кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в течение года со дня, когда они узнали или должны были узнать о нарушении своих прав.

Из приведенных положений статьи 21.1. Закона № 129-ФЗ следует, что закон предоставляет гарантии лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц. К таким гарантиям относятся опубликование соответствующих сведений в органах печати, а также возможность направления заявления, препятствующего принятию решения об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

Такое правовое регулирование направлено на обеспечение достоверности сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц (в том числе о прекращении деятельности юридического лица), доверия к этим сведениям со стороны третьих лиц, предотвращение недобросовестного использования фактически недействующих юридических лиц и тем самым - на обеспечение стабильности гражданского оборота (определение Конституционного суда Российской Федерации от 17.01.2012 № 143-О-О).

Из материалов дела следует, что регистрирующим органом 16.12.2016 принято решение № 5702 о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙКОМПЛЕКС ПЛЮС».

Указанное решение принято после предоставления ИФНС России по Фрунзенскому району 14.12.2016 в регистрирующий орган в отношении ООО «СТРОЙКОМПЛЕКС ПЛЮС» (ИНН <***>) следующих документов: справки № 7279 «о непредставлении юридическим лицом в течение 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах», из которой следует, что обществом налоговая и бухгалтерская отчетность с 25.11.2015 не представлялась; справки № 7279 «об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов», свидетельствующей о том, что последней датой операции по расчетному счету общества № 40702810400100001040 является 1.12.2015.

После принятия решения от 16.12.2016 № 5702 о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ инспекцией в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 21 Закона № 129-ФЗ 21.12.2016 опубликовано сообщение о предстоящем исключении общества в журнале «Вестник Государственной Регистрации» № 50 (613), который является общедоступным печатным изданием.

При этом, в указанном журнале регистрирующим органом указаны все необходимые сведения, предусмотренные пунктом 3 статьи 21 Закона № 129-ФЗ и Приказом ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/355@ «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации», а именно: сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются, наименование и адрес регистрирующего органа принявшего решение о предстоящем исключении, по которому могут быть направлены заявления с возражением об исключении, полное наименование недействующего юридического лица, ОГРН и дата его присвоения, ИНН, номер и дата решения о предстоящем исключении.

Текст решения о предстоящем исключении общества из ЕГРЮЛ от 16.12.2016 № 5702 также содержит указание на трех месячный срок со дня опубликования настоящего решения для предоставления кредиторами ликвидируемого юридического лица соответствующих заявлений в ИФНС России по Ленинскому району г.Владивостока. Обязанности регистрирующего органа по ознакомлению кредитора общества с решением о предстоящем его исключении из ЕГРЮЛ действующее законодательство в области государственной регистрации юридических лиц не содержит.

18.04.2017 инспекцией в ЕГРЮЛ внесена запись № 217253650270 о прекращении деятельности общества в связи с исключением из ЕГРЮЛ на основании п.2 ст. 21.1. Закона № 129-ФЗ.

На дату внесения записи об исключении общества из ЕГРЮЛ ни от самого общества, ни от кредиторов или иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица, заявлений с возражениями об исключении указанного юридического лица в инспекцию не поступило.

Взаимосвязанные положения статьи 21.1. и пункта 7 статьи 22 Закона № 129-ФЗ устанавливают два условия, при которых юридическое лицо признается фактически прекратившим свою деятельность, непредставление в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и неосуществление операций хотя бы по одному банковскому счету (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.12.2011 № 26-П). При этом имеется в виду, что неосуществление операций по банковскому счету происходит в течение такого же периода.

Действующее законодательство для признания юридического лица прекратившим свою деятельность помимо вышеуказанной совокупности критериев не устанавливает иных условий, а также обязанности регистрирующего органа каким-либо иным способом удостовериться в фактическом неосуществлении хозяйственной деятельности исключаемой из реестра организации.

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 1 постановления Пленума № 67 от 20.12.2006 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц», процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией.

В этой связи исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.

Информация, содержащаяся в справках налогового органа № 7279 от 14.12.2016, заявителем не опровергнута.

На основании изложенного, суд считает, что на дату принятия решения о предстоящей ликвидации общества оно отвечало признакам юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность. Процедура исключения общества из ЕГРЮЛ инспекцией соблюдена.

Решение о предстоящей ликвидации общества принято 16.12.2016 (пятница), опубликовано 21.12.2016 (среда). В соответствии с п. 3.1 Методических рекомендаций по организации работы регистрирующих (налоговых) органов по реализации положений Федерального закона от 02.07.2005 № 83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации», направленных письмом ФНС России от 09.08.2005 № ЧД-6-09/668@, для соблюдения трехдневного срока публикации решений регистрирующий (налоговый) орган не позднее 12 часов пятницы направляет сведения о решении о предстоящем исключении в редакцию журнала «Вестник государственной регистрации». Указанные сведения публикуются в номере журнала «Вестник государственной регистрации», выходящем в среду следующей недели. Решение Межрайонной инспекции о предстоящем исключении общества с ограниченной ответственностью № 138061 принято 16.12.2016 - пятница и направлено в редакцию журнала «Вестник государственной регистрации». В соответствии с пунктом 3 статьи 21.1. данные Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения в течение трех дней были опубликованы в специальном органе печати - журнале «Вестник государственной регистрации», а именно 21.12.2016 - среда. Согласно данным из официального сайта «Вестник государственной регистрации» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» периодичность выхода данного издания - раз в неделю по средам.

Кроме того, суд считает, что нарушение названного срока не повлекло нарушения прав лиц, чьи права и законные интересы могли быть затронуты в связи с исключением из реестра недействующего юридического лица. Трехмесячный срок для направления данными лицами заявлений в регистрирующий орган, установленный пунктом 4 статьи 21.1. Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и исчисленный в настоящем случае с даты публикации решения о предстоящем исключении – 21.12.2016, регистрирующим органом соблюден.

При таких обстоятельствах суд считает оспариваемое решение инспекции законным и отказывает заявителю в удовлетворении заявленных требований.

Расходы по уплате государственной пошлины по заявлению относятся судом на основании ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на заявителя, излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату заявителю на основании ст. 333.40 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Отказать обществу с ограниченной ответственностью «ГЛАВРЕСУРССТРОЙ» в признании незаконным внесения Инспекцией Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока в ЕГРЮЛ записи от 18.04.2017 года за номером 2172536350270 об исключении ООО «СТРОЙКОМПЛЕКС ПЛЮС», об обязании исключении сведения о прекращении деятельности ООО «СТРОЙКОМПЛЕКС ПЛЮС» в связи с исключением из ЕГРЮЛ.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «ГЛАВРЕСУРССТРОЙ» излишне уплаченную 25 апреля 2017 года в федеральный бюджет по чек ордеру Приморского отделения №8635 филиал 254 государственную пошлину в сумме 23 082 (двадцать три тысячи восемьдесят два) руб.

Справку на возврат государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Куприянова Н.Н.