ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-1126/2021 от 26.05.2021 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-1126/2021

02 июня 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2021 года.

Полный текст решения изготовлен 02 июня 2021 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Ю.А. Тимофеевой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.С. Зелентиновой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Восточная стивидорная компания» (ИНН 2508064833, ОГРН 1042501609039, дата государственной регистрации 10.08.2004)

к Дальневосточному таможенному управлению Федеральной таможенной службы (ИНН 2540015492, ОГРН 1022502268887, дата государственной регистрации 27.11.2002)

с участием в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Находкинской таможни (692941, Приморский край, г. Находка, ул. Внутрипортовая, д.21).

о признании недействительным решения от 02.12.2020 №10700000/021220/282-р/2020 об отмене (частичной отмене) в порядке ведомственного контроля,

при участии в заседании:

от заявителя: И.П. Шепчугов по доверенности № 1070-ВСК от 14.10.2019, паспорт, диплом;

от ответчика: А.Г. Березникова по доверенности № 22 от 08.02.2021, удостоверение, Д.М. Згудов по доверенности № 24 от 17.02.2021, удостоверение, диплом;

от третьего лица: Д.М. Згудов по доверенности № 05-28/79от 29.12.2020, удостоверение, диплом,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Восточная стивидорная компания» (далее - общество, заявитель, ООО «ВСК») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Дальневосточного таможенного управления Федеральной таможенной службы (далее – управление, таможенный орган) от 02.12.2020 №10700000/021220/282-р/2020 об отмене (частичной отмене) в порядке ведомственного контроля.

Общество в обоснование заявленного требования указало, что им выполнены все условия для включения в реестр владельцев таможенных складов, предусмотренные пунктом 5 статьи 417 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, поскольку оказание услуг хранения, по мнению заявителя, включено в перечень видов хозяйственной деятельности, которые могут осуществляться в пределах морских пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.06.2008 № 907-р.

Таможенный орган представил отзыв на заявление, согласно которому с доводами общества не согласен в полном объеме, считает оспариваемое решение законным и обоснованным. Таможня пояснила, что такой вид услуг как хранение юридическими лицами на таможенном складе товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, не предусмотрен перечнем видов хозяйственной деятельности, которые могут осуществляться в пределах морских пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.06.2008 № 907-р. При этом управление полагает, что данный вид услуг не подпадает под понятие «других услуг, обычно оказываемых в порту», предусмотренных пунктом 59 указанного Распоряжения.

Из материалов дела судом установлено следующее.

28.02.2020 ООО «ВСК» обратилось в Находкинскую таможню с заявлением о включении его в Реестр владельцев таможенных складов в качестве таможенного склада открытого типа.

Согласно поданному заявлению в качестве таможенного склада открытого типа предполагалось использовать арендуемые ООО «ВСК» склад и открытую площадку, расположенную по адресу: г. Находка, мкр. Врангель, 251м к северу от главного фасада здания по ул. Внутрипортовая, 7. Общий полезный объем складского помещения и общая площадь открытой площадки составляют 1 239,52 м? и 175,2 м? соответственно.

Приказом от 20.03.2020 № 157 Находкинской таможней принято решение о включении общества в Реестр владельцев таможенных складов.

Управлением в рамках ведомственного контроля проведен анализ соблюдения условий включения общества в Реестр владельцев таможенных складов, в ходе которого установлено, чтоусловия включения в Реестр таможенных складов соблюдены заявителем не в полном объеме.

В ходе ведомственного контроля выявлено несоблюдение обществом условия включения в Реестр владельцев таможенных складов, установленного абзацем 5 статьи 417 ТК ЕАЭС. В связи с этим управление пришло к выводу о том, что решение Находкинской таможни о включении общества в Реестр владельцев таможенных складов не соответствует требования актов, регулирующих таможенные отношения.

По результатам проведения ведомственного контроля управлением вынесено решение от 02.12.2020 № 10700000/021220/282-р/2020, в котором ДВТУ указало, что Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.06.2008 № 907-р установлен закрытый перечень видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах морских пунктов пропуска через государственную границу РФ, который не предусматривает такой вид деятельности как «оказание услуг юридическими лицами, включенными в реестр владельцев таможенных складов».

Не согласившись с данным решением управления, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 416 ТК ЕАЭС таможенными складами являются специально определенные и обустроенные сооружения, помещения (части помещений) и (или) открытые площадки, предназначенные для хранения товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада.

Согласно части 1 статьи 362 Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» условия включения юридического лица в реестр владельцев таможенных складов установлены статьей 417 Кодекса Союза.

В силу статьи 417 ТК ЕАЭС условиями включения юридического лица, претендующего на осуществление деятельности в качестве владельца таможенного склада, в реестр владельцев таможенных складов являются:

нахождение в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде сооружений, помещений (частей помещений) и (или) открытых площадок, предназначенных для использования в качестве таможенного склада и отвечающих требованиям, установленным в соответствии с пунктом 5 статьи 416 настоящего Кодекса. Если сооружения, помещения (части помещений) и (или) открытые площадки находятся в аренде, на день подачи заявления о включении в реестр владельцев таможенных складов договор аренды в отношении таких сооружений, помещений (частей помещений) и (или) открытых площадок должен быть заключен на срок не менее 1 года, если иное не установлено законодательством государств-членов;

для юридических лиц, претендующих на включение в реестр владельцев таможенных складов в качестве владельцев таможенных складов открытого типа, - наличие договора страхования риска гражданской ответственности владельца таможенного склада, которая может наступить вследствие причинения вреда товарам других лиц, находящимся на хранении, или нарушения иных условий договоров хранения с другими лицами, на страховую сумму, определяемую законодательством государств-членов;

отсутствие на день обращения в таможенный орган не исполненной в установленный срок обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, пеней, процентов;

соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые устанавливаются законодательством государств-членов.

С учетом изложенного, одним из условий включения юридического лица в Реестр владельцев таможенных складов является соответствие иным требованиям и соблюдение иных условий, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.

Согласно письму Находкинской таможни от 19.08.2020 № 09-43/08881 территория рассматриваемого склада находится в пределах морского грузового постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Восточный.

Статьей 22 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» режим в пунктах пропуска через государственную границу включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля.

В соответствии со статьей 25.1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» перечень видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах пунктов пропуска через Государственную границу, и порядок осуществления хозяйственной и иной деятельности в пределах пунктов пропуска через Государственную границу устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Перечень видов хозяйственной и иной деятельности, которые могут осуществляться в пределах, в частности, морских пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 24.06.2008 № 907-р (далее - Распоряжение № 907-р).

Пунктами 55 - 74 указанного Распоряжения определен закрытый перечень видов деятельности, которые могут осуществляться на территории морского пункта пропуска.

Согласно пункту 59 Распоряжения № 907-р на территории морского пункта пропуска может осуществляться деятельность морского и внутреннего водного транспорта, в том числе:

деятельность по эксплуатации портовых сооружений;

деятельность, осуществляемая в портах (терминалах) по обслуживанию судов (в том числе по комплексному обслуживанию судов рыбопромыслового флота), обслуживанию пассажиров, осуществлению операций с грузами (в том числе по погрузке, выгрузке, приему, обработке, технологическому хранению и выдаче груза) и других услуг, обычно оказываемых в порту (в том числе лоцманская проводка судов, проводка судов береговыми службами управления движением морских судов, буксировка судов, ледокольная проводка судов, постановка судов к причалам, швартовка, навигационное обслуживание, спасание, подъем затонувших судов, водолазные работы по обслуживанию судов, обслуживание судов во время стоянки в порту: агентское, шипчандлерское (снабженческое), сюрвейерское, бункеровка и т.п.), а также по взаимодействию с другими видами транспорта;

сбор, размещение, сепарация и утилизация балластных, фекальных вод и мусора.

Оказание услуг по хранению на таможенном складе товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, юридическими лицами, включенными в Реестр владельцев таможенных складов, указанным перечнем не предусмотрено.

Из анализа указанных норм права следует, что для включения лица в реестр владельцев таможенных складов, находящихся в пределах морского пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, должны быть выполнены все условия, предусмотренные статьей 417 ТК ЕАЭС, с учетом условий, установленных пунктами 55 – 74 Распоряжения № 907-р.

Несоблюдение хотя бы одного из условий свидетельствует о невозможности включения лица в Реестр владельцев таможенных складов.

Из материалов дела следует, что на спорной территории общества, которую предполагается использовать в качестве таможенного склада, выделена площадка для хранения до вывоза с таможенного склада товаров, в отношении которых действие таможенной процедуры таможенного склада завершено, обозначенная табличкой «Место для хранения товаров, по которым завершена процедура таможенного склада», что подтверждается актом таможенного осмотра помещений и территорий от 11.03.2020 № 2.

Поскольку территория предполагаемого таможенного склада находится в пределах морского пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, то общество может осуществлять на этой территории только предусмотренные Распоряжением № 907-р виды хозяйственной и иной деятельности.

Учитывая, что оказание услуг по хранению на таможенном складе товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, лицами, включенными в Реестр владельцев таможенного клада, в пределах морского пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации не предусмотрено Распоряжением № 907-р, то в данном случае обществом не выполнено условие, включения в Реестр владельцев таможенных складов, предусмотренное абзацем 5 статьи 417 ТК ЕАЭС.

Пунктом 63 Распоряжения №907-р предусмотрено императивное положение о возможности ведения в пределах морского пункта попуска через государственную границу РФ деятельности по хранению товаров только на складах, владельцами которых являются таможенные органы. Иных оговорок по допуску ведения в морских пунктах попуска через государственную границу РФ деятельности по хранению отваров иными лицами Распоряжением №907-р не предусмотрено.

Довод общества о том, что пункт 59 Распоряжения № 907-р предусматривает осуществление «других услуг, обычно оказываемых в порту», который, по мнению заявителя, включает в себя и услуги по хранению на таможенном складе товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, суд отклоняет, поскольку из буквального толкования данного пункта следует, что в пределах морского пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации могут осуществляться исключительно портовые услуги, то есть услуги, связанные со спецификой деятельности морского порта (терминала). При этом, как правильно отмечено управлением, раскрывая понятие «других услуг, обычно оказываемых в порту», законодатель фактически указывает на деятельность по обслуживанию морского порта (лоцманская проводка судов, проводка судов береговыми службами управления движением морских судов, буксировка судов, ледокольная проводка судов, постановка судов к причалам, швартовка, навигационное обслуживание, спасание, подъем затонувших судов, водолазные работы по обслуживанию судов, обслуживание судов во время стоянки в порту: агентское, шипчандлерское (снабженческое), сюрвейерское, бункеровка и т.п.).

Вместе с тем, услуги по хранению на таможенном складе товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, не связаны со спецификой деятельности морского порта (терминала).

Ссылки общества на пункты 14, 15 Правил оказания услуг по перевалке грузов в морском порту судом отклоняются, так как они не опровергают выводы суда, изложенные выше, поскольку данные нормы также не предусматривают услуги по хранению товаров в качестве иных видов портовых услуг.

Довод общества о том, что управление лишило общество права осуществлять операции с товарами в рамках таможенной процедуры таможенного склада, суд отклоняет как необоснованный, поскольку запрет на осуществление услуг по хранению товаров в пределах морского пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации установлен на законодательном уровне Распоряжением № 907-р. При этом данным Распоряжением не предусмотрена деятельность по хранению товаров исключительно в пределах морского пункта пропуска. Указанное правило не распространяется на деятельность, осуществляемую за пределами такого пункта.

Ссылку заявителя на статью 418 ТК ЕАЭС, не предусматривающую такого основания для исключения владельца таможенного склада из Реестра владельцев таможенных складов как неисполнение требований абзаца 5 статьи 417 ТК ЕАЭС, суд отклоняет как необоснованную, поскольку предметом рассматриваемого спора является оценка ДВТУ решения Находкинской таможни о правомерности включения Находкинской таможней ООО «ВСК» в указанный Реестр, а не исключения общества из Реестра. Ни Находкинской таможней, ни ДВТУ решения об исключении заявителя из Реестра не принимались, такие действия не производились и предметом рассмотрения ДВТУ по оспариваемому решению не были.

Таким образом, оценив в порядке статей 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установленные по делу фактические обстоятельства, представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение таможенного органа соответствует действующему таможенному законодательству, не нарушает прав и законных интересов заявителя.

Руководствуясь изложенным, суд считает, что заявленное обществом требование является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в силу положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся судом на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167–170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявленных ООО «Восточная стивидорная компания» требований о признании недействительным решения от 02.12.2020 №10700000/021220/282-р/2020 Дальневосточного таможенного управления Федеральной таможенной службы отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Тимофеева Ю.А.