ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-11274/2018 от 17.07.2018 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-11274/2018

23 июля 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена 17 июля 2018 года. Полный текст решения изготовлен 23 июля 2018 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Черняк Л.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Ефимчук О.Е., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениюФедерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице структурного подразделения филиала на Дальневосточной железной дороге Владивостокский отряд

к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю

о признании недействительным предписания от 25.05.2018 № 82048/248;

при участии в заседании:

от заявителя: представитель ФИО1 по доверенности от 06.07.2017, паспорт, представитель ФИО2 по доверенности от 18.01.2017, паспорт;

от ответчика: представитель ФИО3 по доверенности № 2 от 02.03.2018, служебное удостоверение;

установил: Федеральное государственное предприятие «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице структурного подразделения филиала на Дальневосточной железной дороге Владивостокский отряд (далее - заявитель, предприятие, филиал) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю (далее – ответчик, Управление, Росгвардия) о признании недействительным предписания от 25.05.2018 № 82048/248.

В обоснование требований заявитель поясняет, чторазрешения на используемый вид оружия, вопреки мнению работников Управления, имелись, работникам было выдано оружие, не закрепленное за ними на основании распоряжения руководителя, что не является нарушением в силу прямого указания закона.

Предприятие указывает, что возможность выдачи и использования оружия, не закрепленного за работником, прямо установлена нормативными актами.

Так, ч. 2 п. 143 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утв. Приказом МВД России от 12.04.1999 № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814» предусмотрена выдача незакрепленного оружия работникам по письменному распоряжению руководителя.

Аналогичные положения содержатся в ч. 2 п. 4.21 Приказа Росжелдора от 24.05.2011 № 232 «Об утверждении Инструкции о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки Федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации».

Также заявитель указывает, что предписание № 82048/248 от 25.05.2018 в нарушение Административного регламента, утвержденного приказом МВД РФ № 646 от 29.06.2012, не соответствует акту проверки от 25.05.2018. Так, согласно акту проверки проверка проводилась по адресу: <...>. В Представлении местом проверки указано урочище Скипидарного ключа административного образования г.Дальнегорска, где фактически проверка не выполнялась.

Ссылку ответчика на Административный регламент в части выдачи РСЛа на конкретное оружие (приложение № 7 Административного регламента), заявитель считает необоснованной, поскольку указанный регламент не регулирует отношения по обороту оружия, о нарушении которого выдано предписание.

Таким образом, выдача и использование оружия произведены в соответствии с имеющимися разрешениями и действующими нормами права, а отзыв ответчика не содержит аргументов, опровергающих позицию заявителя и обосновывающих вынесенное предписание от 25.05.2018 № 82048/248.

Учитывая изложенное, заявитель просит суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

Росгвардия заявленные требования не признала, по существу пояснила, что в нарушение нормативных правовых актов, касающихся оборота и хранения оружия, предприятие осуществляло незаконную выдачу и ношение оружия и патронов к нему без соответствующих разрешений на хранение и ношение оружия и боеприпасов к нему (РСЛа).

Управление Росгвардии по Приморскому краю указывает, что оружие и патроны к нему - это источник повышенной опасности, в связи с чем, издаваемые федеральным законодателем нормативные правовые акты, регулирующие правоотношения в области оборота оружия и патронов к нему имеют императивный характер и является обязательными для исполнения, без права расширительного толкования и иного применения в отличном от закона.

Также, Управление Росгвардии по Приморскому краю считает, что данное предписание со сроками исполнения незамедлительно соответствует закону, связи с тем, что нарушения в области оружия должны пресекаться немедленно, более того в действиях должностных лиц и работников Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» усматриваются признаки состава преступления, о чем было сообщено в МО МВД России «Дальнегорский».

Учитывая изложенное, ответчик просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Из материалов дела следует, что Управлением Росгвардии по Приморскому краю инициирована проверка в отношении ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице структурного подразделения филиала на Дальневосточной железной дороге Владивостокский отряд с целью осуществления контроля за соблюдением законодательства в области хранения и оборота оружия.

В ходе проверки Управлением были установлены следующие нарушения: на объекте АО ГМК «Дальполиметалл», расположенного в урочище Скипидарного ключа административного образования г. Дальнегорск, в нарушение ст. 12 Федерального закона Российской Федерации от 13.12.1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», п. 62 и 67 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», п. 4.19 Инструкции о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему, утвержденной приказом Росжелдора от 24.05.2011 № 232, работникам ФГП ВО ЖДТ России, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 с 27.04.2018 незаконно выдаются пистолеты служебные МР-71 кал. 9 мм в количестве 2 (двух) единиц (№137102000, 2013 г.в. и № 137102303, 2013 г.в.), на которые у указанных работников отсутствуют разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему.

Там же, в нарушение п.п. 62 и 67 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» работники ФГП ВО ЖДТ России ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 с 27.04.2018 (на основании распоряжения начальника Владивостокского отряда ведомственной охраны - структурного подразделения филиала ФГП «ВО ЖДТ России» на ФИО14 ФИО16 от 27.04.2018 № 161/ОРС-3/4-24) осуществляют незаконное ношение пистолетов служебных МР-71 кал. 9 мм в количестве 2 (двух) единиц (№137102000, 2013 г.в. и № 137102303, 2013 г.в.), не имея разрешений на хранение и ношение указанного оружия и патронов к нему.

Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 25.05.2018, а также выдано предписание от 25.05.2018 № 82048/248 об устранении выявленных нарушений.

Не согласившись с вынесенным предписанием, посчитав, что оно не соответствует закону, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Оценив доводы сторон, исследовав материалы настоящего дела, суд находит требование заявителя подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».

Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (далее – Закон об оружии) должностные лица органов, уполномоченных осуществлять контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, при выявлении нарушений установленных правил вправе давать обязательные для исполнения гражданами Российской Федерации и должностными лицами предписания об устранении этих нарушений.

Согласно п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 157 (далее - Указ) внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации.

Пунктом 4 Указа включены в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации органы управления и подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности, а также вневедомственную охрану, в том числе Центр специального назначения вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с п. 11 Указа Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является правопреемником Министерства внутренних дел Российской Федерации в отношении передаваемых ей органов управления, объединений, соединений, воинских частей, военных образовательных организаций высшего образования и иных организаций внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также в отношении органов управления, подразделений, специальных отрядов, отрядов мобильных особого назначения, Центра специального назначения и авиационных подразделений, названных в пункте 4 настоящего Указа, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

Пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» на войска национальной гвардии возлагается выполнение следующих задач: федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, а также за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны.

Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, регулируются, в том числе, Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12.04.1999 № 288 (далее - Инструкция) и Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 (далее - Правила № 814).

Согласно абзацу 1 статьи 12 Закона об оружии юридические лица с особыми уставными задачами имеют право в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации приобретать гражданское и служебное оружие у юридических лиц-поставщиков после получения соответствующей лицензии в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе. Виды, типы, модели и количество гражданского и служебного оружия, которое имеют право приобретать юридические лица с особыми уставными задачами, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Частные охранные организации имеют право приобретать служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения, гражданское оружие самообороны, за исключением огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, а также получать в территориальных органах федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия, во временное пользование служебное оружие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В статье 1 Федерального закона от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране» определено, что ведомственная охрана - совокупность создаваемых имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами и организациями органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств.

В соответствии с п. 1.4. Устава ФГП ВО ЖДТ России является ведомственной охраной Федерального агентства железнодорожного транспорта, деятельность которой регулируется Федеральным законом от 14.04.1999 № 77-ФЗ «О ведомственной охране».

Постановлением Правительства РФ от 27.06.2009 № 540 утверждено Положение о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта.

В п. 19 данного Положения установлено, что Инструкция о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки ведомственной охраной специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему утверждаются Федеральным агентством железнодорожного транспорта по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от 24.05.2011 № 232 утверждена Инструкция о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему; приказ № 232 от 24.05.2011 и Инструкция зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 05.07.2011 № 21272.

Таким образом, учитывая изложенные нормы, заявитель является специальным субъектом, созданным для защиты охраняемых ведомственных объектов от противоправных посягательств.

При этом, в своей деятельности, предприятие обязано соблюдать действующее императивное законодательство в области оборота огнестрельного оружия, являющегося источником повышенной опасности.

Исследовав материалы дела, представленные сторонами дополнительные документы, суд не нашел в действиях заявителя нарушений, послуживших основанием для выдачи спорного предписания.

Так, довод ответчика о том, что предприятие не имеет право выдавать оружие своим работникам, которое за ним не зарегистрировано, поскольку разрешение на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему серии РСЛа выдается владельцу на конкретное оружие с указанием модели, калибра, серии, номера и года выпуска (приложение № 7 Административного регламента), суд считает несостоятельным.

Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком, что у всех работников, перечисленных в предписании, имеются действующие разрешения на хранение и ношение служебного оружия (ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13).

Все РСЛа выданы уполномоченным органом, в соответствии с Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче юридическому лицу с особыми уставными задачами разрешения на хранение и ношение служебного оружия и патронов к нему, утв. приказом МВД России от 19.06.2012 № 609. Приказ начальника отряда о выдаче оружия указанным работникам также был издан (№ 120 от 26.02.2018).

Административный регламент, на который ссылается Росгвардия, в части Приложения № 7, не регулирует отношения по обороту конкретного оружия в части запрета выдачи единицы оружия, закрепленного за конкретным человеком, аопределяет сроки и последовательность действий (административных процедур) должностных лиц территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном или районном уровнях (п. 1 Административного регламента).

При этом, возможность выдачи работникам оружия, не закрепленного за ними, прямо установлена действующим законодательством.

Так, в соответствии с ч. 2 п. 143 «Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», утв. Приказом МВД России от 12.04.1999 № 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 814» оружие, не закрепленное за конкретным работником, может выдаваться только по письменному распоряжению руководителя юридического лица.

Инструкция о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему, утв. приказом Росжелдора от 24.05.2011 № 232, содержит аналогичные требования.

В соответствии с абзацем 3 пункта 4.21 вышеназванной Инструкции, оружие, не закрепленное за работником, может быть выдано ему по письменному распоряжению директора филиала (начальника отряда), когда у работника на данный вид оружия имеется разрешение на хранение и ношение.

В целях реализации вышеназванных положений, начальником отряда было издано распоряжение № 16НОРС-3/4-24 от 27.04.2018, в соответствии с которым, перечисленным выше лицам на основании имеющихся у них РСЛа разрешена выдача следующего служебного оружия: пистолетов МР-71 калибр 9 мм. №№ 137102303, 137102000 2013 года выпуска.

Ссылки ответчика на нарушения предприятием положений пунктов 62, 67 Правил оборота оружия, суд также не принимает.

Данные нормативные положения регулируют основание ношения оружия.

В частности, пункт 62 Правил оборота оружия устанавливает, что ношение и использование оружия осуществляется на основании выданных Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальными органами лицензий либо разрешений на хранение и ношение, хранение и использование конкретных видов, типов и моделей оружия с учетом ограничений, установленных Федеральным законом «Об оружии».

В соответствии с пунктом 67 Правил оборота оружия, при ношении оружия лица, указанные в пункте 62 настоящих Правил, обязаны иметь при себе документы, удостоверяющие их личность (паспорт или служебное удостоверение, военный или охотничий билет и т.п.), а также выданные Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальным органом лицензию либо разрешение на хранение и ношение имеющегося у них оружия.

Вышеназванные нормы не содержат указаний на выдачу конкретному лицу только закрепленного за ним оружия, имеющего серию, номер и год выпуска.

Как уже было указано выше, все лица, поименованные в предписании, имели при проведении проверки как удостоверение работника ФГП ВО ЖДТ России, так и именное РСЛа на пистолет служебный МР-71 калибра 9 мм.

В соответствии с приказом начальника Владивостокского отряда ведомственной охраны ФГП ВО ЖДТ России от 26.02.2018 № 120 «О закреплении оружия за работниками стрелковой команды ФИО15» за ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13 закреплено оружие: вид - служебное, тип - пистолет, модель - МР-71, калибр - 9 мм.

Распоряжением начальника Владивостокского отряда ведомственной охраны ФГП ВО ЖДТ России от 27.04.2018 № 16НОРС-3/4-24 «О выдаче служебного оружия» разрешается выдача служебного оружия модели МР-71, калибр 9 мм. № 137102303 (2013 г.в.) и МР-71 калибр 9 мм. № 137102000 (2013 г.в.) вышеуказанным работникам по имеющимся у них разрешениям на хранение и ношение на данный вид, тип и модель оружия.

Таким образом, выдача и использование оружия производились в соответствии с имеющимися разрешениями и действующими нормами права.

Ссылку Управления на то, что в действиях должностных лиц и работников Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» усматриваются признаки состава преступления, суд также не принимает поскольку постановлением от 09.06.2018 отказано в возбуждении уголовного дела в отношении начальника Владивостокского отряда вневедомственной охраны структурного подразделения филиала ФГП «ВО ЖДТ России» на ДВЖД ФИО16

Обобщая вышеизложенное, суд приходит к выводу о незаконности выдачи Управлением оспариваемого предписания.

В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие), в том числе государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконным.

Принимая во внимание изложенное, суд находит требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать недействительным предписание № 82048/248, выданное Федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице структурного подразделения филиала на Дальневосточной железной дороге Владивостокский отряд 25.05.2018 Управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю, как не соответствующее Федеральному закону от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии».

Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю в пользу Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» в лице структурного подразделения филиала на Дальневосточной железной дороге Владивостокский отряд судебные расходы по уплате госпошлины по заявлению в размере 3 000 (три тысячи) рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Черняк Л.М.