ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-11389/2022 от 22.08.2022 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                              Дело № А51-11389/2022

23 августа 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена августа 2022 года .

Полный текст решения изготовлен августа 2022 года .

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Андросовой Е.И., при ведении протокола секретарем судебного заседания Сухарь Д.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению страхового акционерного общества "ВСК" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 04.09.2002)

к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 23.12.2004)

в связи с деятельностью ОСП по Арсеньевскому городскому округу (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 23.12.2004)

о признании незаконным бездействия начальника отдела старшего судебного пристава ОСП по Арсеньевскому городскому округу ФИО1 по неисполнению требований, предусмотренных ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», обязании рассмотреть заявление о возбуждении исполнительного производства по  исполнительному листу ФС № 023515516, выданному Арбитражным судом Приморского края 13.12.2021 по деду № А51-3344/2021,

третье лицо - общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Арсеньевские жилищные услуги и инвестиции"(ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 12.04.2006), 

при участии в заседании:

от Управления (посредством использованием  системы веб-конференции)– ФИО2, диплом, удостоверение, доверенность от 25.01.2022г. – 31.01.2023г. (до перерыва);

заявитель и третье лицо -  не явились, извещены,

установил:

страховое акционерное общество "ВСК" (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю в связи с деятельностью ОСП по Арсеньевскому городскому округу о признании незаконным бездействия начальника отдела старшего судебного пристава ОСП по Арсеньевскому городскому округу ФИО1 по неисполнению требований, предусмотренных ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Одновременно заявитель просил обязать судебного пристава-исполнителя рассмотреть заявление о возбуждении исполнительного производства по  исполнительному листу ФС № 023515516, выданному Арбитражным судом Приморского края 13.12.2021 по делу № А51-3344/2021, что судом расценивается как способ восстановления нарушенного права.

Заявитель и третье лицо, в заседание суда не явились, по тексту заявления истец просил рассмотреть заявление в его отсутствие, представитель УФССП после перерыва не явился, также просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в письменном отзыве третье лицо просило рассмотреть дело по существу без участия представителя, в связи с чем, в соответствии со статьей 156 АПК РФ судебное разбирательство проводится в отсутствие неявившихся участников процесса.

            Заявитель в обоснование требований сослался на то, что   30.12.2021 в адрес ОСП по Арсеньевскому городскому округу был направлен исполнительный лист  ФС 023515516, однако исполнительное производство возбуждено не было, документы о возбуждении исполнительного производства либо отказе в адрес истца не поступали, в связи с чем бездействием судебного пристава-исполнителя нарушены права и законные интересы САО «ВСК».

            Представитель службы судебных приставов в письменном отзыве, представленном в материалы дела, по заявленному требованию возразил, указал, что со стороны должностного лица отсутствует незаконное бездействие по не возбуждению исполнительного производства.

От третьего лица – ООО управляющая компания "Арсеньевские жилищные услуги и инвестиции"поступили письменные пояснения, из   которых следует, что согласно сведениям, размещённым на сайте ФССП России, исполнительное производство №2532/22/25007 возбуждено 17.01.2022, на данный момент требование по указанному исполнительному производству полностью исполнено, включая исполнительный сбор, что подтверждается платежными поручениями.

            Исследовав материалы дела, суд установил, что на основании решения Арбитражного суда Приморского края от 07.10.2021 по делу № А51-3344/2021 с общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Арсеньевские жилищные услуги и инвестиции» в пользу страхового акционерного общества «ВСК» взыскано 48 021,36 рублей убытков и 2 000 рублей расходов по уплате государственной пошлины, арбитражным судом 13.12.2021 выдан исполнительный лист ФС № 023515516, Отделом судебных приставов по Арсеньевскому городскому округу УФССП России по Приморскому краю 17.01.2022 возбуждено исполнительное производство № 2532/22/25007-ИП.

В соответствии с положениями ч.2.1 статьи 14, ч.3 ст.24, п.4 ч.2 ст.29 Закона об исполнительном производстве, а также Порядка, установленного Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 №606 постановление о возбуждении исполнительного производства направлено в адрес должника и взыскателя 17.01.2022 в личный кабинет «Единого портала государственных и муниципальных услуг».

В ходе исполнения данного исполнительного производства установлено, что требования исполнительного документа выполнены в полном объеме, в связи с чем судебным приставом-исполнителем 05.08.2022 вынесено постановление об окончании исполнительного производства № 2532/22/25007-ИП.

            Посчитав, что бездействие судебного пристава-исполнителя, выразившееся в не принятии мер по возбуждению исполнительного производства, нарушает права и законные интересы заявителя, САО ВСК  обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд пришел к  следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 329 АПК РФ постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.

В силу части 1 статьи 198 АПКРФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для принятия судом решения о признании ненормативного правового акта недействительным, а решения и действий (бездействие) должностного лица - незаконным, требуется совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействие) должного лица закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу положений статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон №229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Суд исходит из того, что под незаконным бездействием следует понимать несовершение в установленные сроки государственным органом действий, отнесенных к его компетенции, при наличии условий и установленных законом и иными нормативными правовыми актами оснований, в связи с которыми возникает обязанность совершить эти действия.

В силу п. п. 1, 8 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, и в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства или постановление в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя, вынесшего данное постановление, не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17 статьи 30 Закона N 229-ФЗ).

Согласно части 2.1 статьи 14 Закона N 229-ФЗ постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов может быть вынесено в форме электронного документа; подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Указанное постановление может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, в том числе в единый личный кабинет в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".

Требования к формату постановления судебного пристава-
исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, вынесенного в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов.

            Постановлением Правительства РФ от 08.09.2010 №697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» определены назначение и правила функционирования единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - система взаимодействия), а также принципы информационного обмена, осуществляемого с ее применением между информационными системами федеральных органов исполнительной власти, государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, иных органов и организаций (далее - органы и организации) в целях предоставления государственных и муниципальных услуг, документов (сведений), размещенных в государственных информационных системах и иных информационных системах, или исполнения государственных и муниципальных функций, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, актами Правительства Российской Федерации или решениями президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.

Система взаимодействия предназначена для решения задач в сфере оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде (пункт 3-4 Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия).

            Между Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службой судебных приставов заключено Соглашение от 20.10.2020 № 00112/20/33-МВ "О взаимодействии Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Федеральной службы судебных приставов в части предоставления данных о согласиях пользователей единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) на получение документов, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в электронном виде".

Пунктом 1.1 Соглашения установлено, что предметом Соглашения является передача Минцифры России в адрес ФССП России сведений о пользователях, прошедших регистрацию в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ) с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА), и предоставивших согласие на направление им в электронном виде посредством ЕПГУ документов, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - сведения о согласиях пользователей), исключительно в целях определения ФССП России и ее территориальными органами возможности направления сторонам исполнительного производства документов в электронном виде посредством ЕПГУ.

Постановления судебного пристава-исполнителя направляются в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг в соответствии с ч.2.1 ст.14 Закона об исполнительном производстве, через систему межведомственного, электронного взаимодействия.

В соответствии с п.1 Правил направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2016 №606 (далее - Правила) извещение в форме электронного документа, подписанного судебным приставом-исполнителем усиленной квалифицированной электронной подписью, предусмотренное пунктом 4 части 2 статьи 29 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (далее - извещение), может быть направлено лицу, участвующему в исполнительном производстве, посредством федеральной государственной информационной системы ЕПГУ.

Условием направления извещения посредством ЕПГУ является завершение лицом, участвующим в исполнительном производстве, прохождения процедуры регистрации в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и
аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - ЕСИА).                                                                                   

Извещение считается доставленным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации.

     Уведомление о факте доставки передается в ФССП России для принятия судебным приставом-исполнителем решений по исполнительному производству (пункт 3 Правил № 606).

В соответствии со сведениями, содержащимися в программном комплексе АИС ФССП России и предоставленных Минцифрой России, САО «ВСК» выразило согласие на получение в электронном виде юридически значимых сообщений (постановлений) посредством ЕПГУ.

    Материалами дела подтверждается, что постановление о возбуждении исполнительного производства от 17.01.2022 в форме электронного документа направлено должнику в его единый личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, в соответствии с частью 2.1 статьи 14 Закона об исполнительном производстве, о чем свидетельствует скриншот страницы АИС ФССП России и прочитано взыскателем 25.01.2022.

 Таким образом, САО «ВСК» с 25.01.2022 считается извещенным о возбуждении исполнительного производства №2532/22/25007-ИП.

            Под бездействием понимается неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами), что в рассматриваем случае не установлено.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

            С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении требования заявителя по настоящему делу.

Согласно части 2 статьи 329 АПК РФ заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) государственной пошлиной не облагается, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов по настоящему делу не рассматривается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201, 329 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявленного требования  страховому акционерному обществу "ВСК"  отказать. 

   Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

              Судья                                                                                    Андросова Е.И.