АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-11640/2009
12 августа 2009 года
Резолютивная часть решения объявлена 11 августа 2009. Полный текст решения изготовлен 12 августа 2009 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Гарбуз В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания судьёй Гарбуз В.Ю.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Фолиант»
к Межрегиональному управлению по Дальневосточному военному округу (МРУ Росминмониторинга по ДФО)
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 07.07.2009 № 08-04-09/43П
при участии в судебном заседании:
от заявителя: ФИО1 (адвокатское удостоверение № 489 от 10.01.2003) ордер от 11.08.2009; ФИО2 (генеральный директор) (паспорт <...> выдан УВД Ленинского района г. Владивостока 28.03.2006;
от административного органа: не явились;
установил: Общество с ограниченной ответственностью «Фолиант» (далее – заявитель, Общество, ООО «Фолиант») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Межрегиональному управлению по Дальневосточному военному округу (МРУ Росминмониторинга по ДФО) (далее – Управление, административный орган) об отмене постановления по делу об административном правонарушении от 07.07.2009 № 08-04-09/43П о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьёй 15.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ).
В судебном заседании заявитель уточнил заявленные требования и просит суд признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от 07.07.2009 № 08-04-09/43П о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьёй 15.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Производство по административному делу просит прекратить.
Заявитель настаивает на доводах, изложенных в заявлении, полагает, что выявленное нарушение столь несущественно и, как показала практика, не отразилось на осуществлении всей программы внутреннего контроля, следовательно, его можно квалифицировать как малозначительное.
Кроме того, заявитель считает, что административным органом нарушен срок привлечения Общества к административной ответственности.
Представитель административного органа в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежащим образом, представил письменный отзыв на заявление, из которого следует, что ООО «Фолиант» не обеспечило организацию внутреннего контроля, выразившуюся в назначении на должность специального должностного лица (ФИО3) организации, ответственного за соблюдение внутреннего контроля и программ его осуществления, соответствующего установленным квалификационным требованиям.
У ФИО3 отсутствует наличие образования, относящегося к группе специальностей «Экономика и управление», «Юриспруденция», «Гуманитарные и социальные науки», опыт работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма, прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма.
Совершённое Обществом правонарушение, по мнению административного органа, относится к категории длящихся, следовательно, Управлением не нарушен срок привлечения ООО «Фолиант» к административной ответственности.
Из материалов дела судом установлено следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Фолиант» зарегистрировано в качестве юридического лица инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Ленинскому району г. Владивостока 08 декабря 1998 года за основным государственным регистрационным номером 1022501284299, о чём выдано свидетельство серии 25 № 01303045.
В соответствии с Уставом ООО «Фолиант», утверждённым Общим собранием участников Протоколом № 1 от 04.12.1998, Общество осуществляет посреднические услуги при купле-продаже земельных участков, зданий, сооружений, жилых и нежилых помещений и прав на них.
За период с 01 января 2007 года по 31 марта 2009 года Управлением проведена выездная проверка исполнения ООО «Фолиант» требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 № 115-ФЗ (далее – Закон № 115-ФЗ).
Проведённой проверкой установлено, что Общество в нарушение пункта 2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ и постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2005 № 715 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» (далее – Постановление № 715) своевременно не исполнило обязанности, установленные Постановлением Правительства Российской Федерации № 6 от 08.01.2003 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» (далее – Постановление № 6) в части организации внутреннего контроля, а именно назначение на должность специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления специалиста, не соответствующего установленным квалификационным требованиям.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения руководителем Управления постановления от 07 июля 2009 года № 08-04-09/43П о назначении Обществу административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.27 КоАП РФ, в виде штрафа в сумме 50 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО «Фолиант» обжаловало его в установленном законом порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав заявителя, оценив представленные сторонами доказательства, суд считает требования Общества подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В статье 15.27 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе в части организации внутреннего контроля.
Согласно статье 5, пункту 2 статьи 7 Федерального Закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Вменяемое Обществу правонарушение заключается в назначении на должность специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления специалиста не соответствующего установленным квалификационным требованиям.
Как установлено материалами дела, приказом № 2 от 01.03.2006 на вышеуказанную должность был назначен ФИО3, имеющий образование по специальности инженер-электрик.
Таким образом, на момент назначения ФИО3 на должность лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, руководителем ООО «Фолиант» не были соблюдены требования, предъявляемые к вышеуказанному лицу, предусмотренные Постановлением № 715, а именно: наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей «Экономика и управление», либо по специальности «Юриспруденция», относящейся к группе специальностей «Гуманитарные и социальные науки», подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, устанавливаемыми согласно настоящему Постановлению.
При этом, на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении № 08-04-09/43П от 07.07.2009, состав вменяемого ООО «Фолиант» правонарушения отсутствовал, поскольку ФИО3, занимая должность специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, уже имел необходимый, для соблюдения требований, предъявляемых к такому лицу, опыт работы на должности, связанной с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Назначение специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его реализации осуществляется с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» предусмотрено, что правила внутреннего контроля утверждаются руководителями организаций и специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления назначается в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке; для иных организаций - со дня вступления в силу настоящего постановления. Названное постановление опубликовано в «Российской газете» 15.01.2003 и с этого момента в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» вступило в силу.
ООО «Фолиант» зарегистрировано в качестве юридического лица 08.12.1998, то есть до издания Правительством Российской Федерации постановления от 08.01.2003 № 6, следовательно, Общество обязано было назначить специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления в течение одного месяца со дня вступления в силу названного постановления, то есть не позднее 15.02.2003.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В части 2 данной статьи определено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
На основании пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Вменяемое Обществу правонарушение считается оконченным в момент истечения установленных законодателем сроков назначения специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, то есть 15.02.2003. Постановление о привлечении Общества к административной ответственности за данное правонарушение принято 07.07.2009.
При таких обстоятельствах административным органом пропущен срок привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренной статьёй 15.27 КоАП РФ, следовательно, постановление № 08-04-09/43П от 07.07.2009 о назначении ООО «Фолиант» административного наказания в виде административного штрафа в сумме 50 000 рублей является незаконным и подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
р е ш и л:
Признать незаконным и отменить постановление Федеральной службы по финансовому мониторингу Межрегионального управления по Дальневосточному округу от 07.07.2009 № 08-04-09/43П о привлечении к административной ответственности Общество с ограниченной ответственностью «Фолиант» по статье 15.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Производство по административному делу № 08-04-09/43 прекратить.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью «Фолиант» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 рублей, уплаченную по платёжному поручению № 72 от 24.07.2009.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пятый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья Гарбуз В.Ю.