ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-11840/17 от 04.10.2017 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-11840/2017

11 октября 2017 года

Резолютивная часть решения объявлена 04 октября 2017 года .

Полный текст решения изготовлен 11 октября 2017 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Тихомировой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Акимовым В.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Велес» (ИНН <***>; ОГРН <***>; дата государственной регистрации: 24.03.2009)

к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 21.06.2007)

третье лицо: акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока»

о признании незаконным решения

при участии в судебном заседании:

от заявителя – ФИО1 на основании доверенности от 01.03.2017;

от ответчика – ведущий консультант ФИО2 на основании доверенности от 07.02.2017 № 20/2325.

установил: общество с ограниченной ответственностью «Велес» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее – ответчик, департамент) об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером 25:10:011400:489 из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земли иного специального назначения, изложенного в письме от 06.02.2017 №20/06/02-24/2320, об обязании принять решение о переводе земельного участка. Также заявитель просит взыскать с ответчика 60000 рублей судебных расходов на оплату услуг представителя.

АО «Корпорация развития Дальнего Востока», извещенное надлежащим образом о месте и времени проведения судебного разбирательства, для участия в нем своего представителя не направило. В силу статей 123, 156 АПК РФ суд проводит судебное заседание в отсутствие третьего лица.

В ходе судебного заседания представитель ООО «Велес» заявленные требования поддержал. Полагает, что при обращении в департамент с ходатайствами о переводе предоставленного обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 25:10:011400:489в категорию земель «Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения» обществом был представлен полный пакет документов, соответствующий требованиям, установленным для принятия решения о переводе земель сельхозназначения в земли промышленности. Полагает, что строительство на указанном земельном участке автодрома отвечает испрашиваемой заявителем цели. Также представитель пояснил, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:10:011400:489 была снижена на 31,6 %, в результате чего, в настоящее время не превышает средний уровень кадастровой стоимости земель сельскохозяйственных угодий по Надеждинскому муниципальному району более чем на пятьдесят процентов.

Заявитель полагает, что возможность и исключительность перевода своего земельного участка из категории земель сельхозназначения в категорию земли промышленности подтверждена им при обращении в департамент с соответствующими заявлениями, в связи с чем у последнего не имелось правовых оснований для отказа обществу в переводе земельного участка с кадастровым номером 25:10:011400:489 из категории земель сельхозназначения в земли промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения незаконным.

Представитель департамента в ходе судебного заседания по заявленным требованиям возразил. Полагает, что правовых оснований для перевода земельного участка с кадастровым номером 25:10:011400:489 в испрашиваемую заявителем категорию земель не имелось, поскольку планируемое ООО «Велес» размещение на данном участке автодрома, не являющегося промышленным объектом, не свидетельствующим о наличии оснований для перевода земельного участка в испрашиваемую категорию. По мнению департамента, испрашиваемое заявителем целевое назначение земельного участка не соответствует утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территорий.

Департамент указал и на то обстоятельство, что при подаче ходатайства о переводе спорного земельного участка в другую категорию земель заявитель не представил документы, подтверждающие отсутствие иных вариантов размещения объекта - автодром.

Также, сославшись на представленное в материалы дела письмо департамента градостроительства Приморского края от 07.07.2017 № 170110/4023, ответчик указал на то обстоятельство, что спорный земельный участок находится в границах территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2015 № 629 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Надеждинская», следовательно, по мнению департамента, в отсутствие у ООО «Велес» статуса резидента территории опережающего социально-экономического право на осуществление деятельности в границах такой территории у общества отсутствует. В этой связи, ответчик считает, что осуществление испрашиваемого заявителем перевода земельного участка в земли промышленности объективно не может привести к восстановлению нарушенного права заявителя.

Третье лицо АО «Корпорация развития Дальнего Востока» в письменном отзыве пояснило, что приказом Минвостокразвития России от 04.04.2017 № 68 утверждена документация по планировке территории ТОР «Надеждинская», включающая в себя проект межевания территории. Проект межевания территории не предусматривает каких-либо мероприятий в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:10:011400:489, в связи с чем у корпорации отсутствуют какие-либо полномочия по распоряжению или принятию иных правовых решений в отношении спорного земельного участка. Вместе с тем, по мнению корпорации, императивный запрет на ведение деятельности в границах ТОР лицами, не имеющими статус резидента, законом не установлен.

Из материалов дела суд установил, что согласно представленному в материалы дела кадастровому паспорту от 08.09.2014 № 25/00-14-332840 земельный участок с кадастровым номером 25:10:011400:489 площадью 10000 кв.м, относится к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием: автотранспортное предприятие. Участок находится примерно в 255 м по направлению на северо-запад от ориентира - дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <...>. Сведения о земельном участке носят временный характер со сроком до 09.09.2019.

Указанный участок предоставлен ООО «Велес» в аренду в соответствии с распоряжением администрации Надеждинского муниципального района от 15.10.2014 № 2219-р на основании заключенного с администрацией договора аренды земельного участка от 15.10.2014 № 566-О на срок с 15.10.2014 по 14.10.2063.

В соответствии с условиями данного договора земельный участок с кадастровым номером 25:10:011400:489 передан ООО «Велес» в аренду для цели использования: для строительства и эксплуатации автодрома.

29.04.2015 ООО «Велес» обратилось в департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером 25:10:011400:489 из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения с целью строительства и эксплуатации автодрома.

Письмом от 28.05.2015 № 20/06/02-17/18476 департамент сообщил обществу об отсутствии возможности перевести указанный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности по причине не соответствия поданного ходатайства и приложенных к нему документов формальным требованиям закона и отсутствия в них сведений для проведения процедуры перевода земельного участка в другую категорию земель с принятием соответствующего решения.

В последующем ООО «Велес» неоднократно обращалось в департамент через отделения МКУ «МФЦ» с ходатайствами о переводе земельного участка с кадастровым номером 25:10:011400:489 из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности (ходатайства от 01.12.2016, от 24.03.2016, от 14.04.2016).

Письмом от 06.05.2016 № 20/06/02-24/13431 департамент повторно сообщил обществу об отказе в переводе спорного земельного участка в испрашиваемую заявителем категорию земель, указав на превышение кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 25:10:011400:489 среднего уровня кадастровой стоимости земель сельскохозяйственных угодий по Надежнинскому муниципальному району.

01.01.2017 ООО «Велес» подало в департамент заявление № 20-358 о повторном рассмотрении поданного 14.04.2016 ходатайства о переводе земельного участка с кадастровым номером 25:10:011400:489 из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, сообщив о принятии комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Федеральной службы регистрации и картографии от 26.10.2012 № П/486 при Управлении Росреестра по Приморскому краю решения от 25.11.2016 № 18/17, которым установлена кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере рыночной стоимости 153889 руб. (15,36 руб./кв.м.).

Письмом от 06.02.2017 № 20/06/02-24/2320 департамент сообщил обществу об отсутствии возможности перевести указанный земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения в целях размещения автодрома, ввиду наличия законодательно установленного ограничения такого перевода.

ООО «Велес», не согласившись с изложенным в решения от 06.02.2017 № 20/06/02-24/2320 отказом, посчитав, что таковой не соответствуют закону, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере осуществляемой им экономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав по правилам Главы 7 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд не находит правовых оснований для удовлетворения требований заявителя в силу следующего.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, их должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Категории земель в зависимости от их целевого назначения определены в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ.

В соответствии с пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов.

Согласно статье 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Частью 1 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон № 172-ФЗ) определено, что для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, которые могут быть обжалованы в суд (части 4, 8 статьи 3 Закона № 172-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении, земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Законом Приморского края от 18 ноября 2014 года № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» внесены в Закон Приморского края от 29 декабря 2003 года № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», в том числе в части перераспределения полномочий органов местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов Приморского края по решению вопросов местного значения между органами местного самоуправления и органами государственной власти Приморского края о переводе также земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности.

В соответствии с законом Приморского края от 29 декабря 2003 года № 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае», в редакции, действующей в период спорных правоотношений, перевод из одной категории в другую земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, находящихся в частной собственности, находится в компетенции органов исполнительной власти Приморского края (подпункт б) пункта 11 статьи 8 Закона).

Аналогичные положения содержатся в пункте 1 Постановления Администрации Приморского края от 10.06.2013 № 226-па «О переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую на территории Приморского края» (далее - Постановление № 226-па) в редакции Постановления Администрации Приморского края от 02.07.2015 № 214-па, в силу которого департамент определен органом, уполномоченным на рассмотрение ходатайств о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую и принятие решений о переводе либо отказе в переводе земель или земельных участков из одной категории в другую, в отношении, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, за исключением земель или земельных участков, необходимых для федеральных нужд.

Указанные полномочия предоставлены департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края также утвержденным Постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 № 374-па Положением о департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Положение о департаменте № 374-па (пункт 2.1.1.21).

Из материалов дела усматривается, что земельный участок с кадастровым номером 25:10:011400:489, предоставленный ООО «Велес» в аренду, сформирован из земель сельскохозяйственного назначения.

Следовательно, общество обращалось в департамент с вышеперечисленными ходатайствами о переводе спорного земельного участка в категорию земель промышленности в порядке предусмотренной названными нормами компетенции ответчика.

Из поданных обществом в департамент ходатайств усматривается, что перевод спорного земельного участка в категорию земель промышленности заявитель обосновал целью его использования под строительство и эксплуатацию автодрома.

В обоснование оспариваемых отказов в испрашиваемом заявителем переводе земельного участка департамент, сославшись на положения пункта 4 статьи 78 ЗК РФ, статью 7 Закона № 172-ФЗ, указал на установление законодательного ограничения перевода спорного земельного участка в заявленную обществом категорию земель.

В соответствии со статьей 4 Закона № 172-ФЗ перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае: установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод; наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами; установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Пунктом 4 части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ допускается перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию в случаях, связанных с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи.

Условия предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности урегулированы Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон № 101-ФЗ), которым в качестве одного из принципов оборота земель сельскохозяйственного назначения определено сохранение целевого использования земельных участков.

В пункте 1 статьи 77 ЗК РФ определено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 77 ЗК РФ).

При этом частью 1 статьи 79 ЗК РФ предусмотрено, что сельскохозяйственные угодья, включающие в себя пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование - это планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов.

Согласно фрагменту «Схемы планируемого функционального зонирования», входящей в состав генерального плана Надеждинского сельского поселения Надеждинского района, утвержденного решением Муниципального комитета Надеждинского сельского поселения от 29.04.2013 № 741, а также фрагменту «Карты градостроительного зонирования», входящей в состав правил землепользования и застройки Надеждинского сельского поселения Надежинского района, утвержденных решением Муниципального Комитета Надеждинского сельского поселения от 06.05.2013 № 742, предоставленным департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края с письмом департамента градостроительства Приморского края от 07.07.2017 № 170110/4023, весь спорный земельный участок находится в производственной зоне территории агропроизводственной (Па).

По смыслу пункта 4 части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ предусмотренное в нем исключение допускает перевод земельного участка из сельскохозяйственных земель в иную категорию, в том числе и в испрашиваемую заявителем, в случаях размещения промышленных объектов.

Нормативное определение автодрома дано в Постановлении Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами», согласно которому это комплекс технических средств и сооружений, предназначенный для обучения вождению и (или) проведения экзаменов по первоначальным навыкам управления транспортными средствами и обустроенный в этих целях стационарным оборудованием и разметкой для выполнения испытательных упражнений кандидатами в водители.

В соответствии с национальным стандартом Российской Федерации «ГОСТ Р 57306-2016. Инжинириг. Терминология и основные понятия в области инжиниринга», утвержденному и введенному в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.11.2016 № 1907-ст промышленный объект - стационарное оборудование и/или сооружение, используемые в связи с любым технологическим процессом либо системой для промышленного производства или выпуска продукции, либо как их часть (пункт 3.2.51 ГОСТ Р 57306-2016).

Продукция – конечный результат деятельности, направленной на создание материальных объектов (продуктов), предназначенных для применения в качестве средства для удовлетворения потребностей или требований (пункт 3.1.14 ГОСТ Р 57306-2016).

Таким образом, характер планируемого к размещению на данном земельном участке объекта очевидно не связан с производством какой-либо продукции, и не позволяет отнести данный объект к промышленным.

Заявленное использование земельного участка (строительство и эксплуатация автодрома) не соответствует иутвержденным документам территориального планирования, и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Таким образом, размещение на спорном земельном участке автодрома не относится к предусмотренному в пункте 4 части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ исключению, позволяющему осуществить перевод данного участка из земель сельскохозяйственного назначения в испрашиваемую заявителем категорию «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения».

Довод общества относительно соблюдения им предусмотренного названной нормой условия в части кадастровой стоимости земельного участка, которая не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) со ссылкой на принятие комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Приморскому краю решения от 25.11.2016 № 18/17, установившим кадастровую стоимость спорного земельного участка в размере рыночной стоимости 153889 руб. (15,36 руб./кв.м.), подлежит отклонению, поскольку данное решение принято названной комиссией с учетом его соответствия утвержденным постановлением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 13.10.2016 № 4-п Результатам определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Приморского края. В то время как спорный земельный участок с кадастровым номером 25:10:011400:489 к названной категории земель не относится.

Следовательно, объективно установить соответствие показателей средней рыночной стоимости спорного земельного участка с учетом категории земель, к которой участок принадлежит, и фактического целевого его назначения установленному в пункте 4 части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ критерию не представляется возможным.

Доводы общества о соответствии заявленной им цели перевода спорного земельного участка в иную категорию цели его предоставления в аренду суд также отклоняет в силу следующего.

Действительно, как следует из имеющегося в материалах дела распоряжения администрации Надеждинского муниципального района от 15.10.2014 № 2219-р земельный участок предоставлен органом местного самоуправления предоставлен ООО «Велес» в аренду с видом разрешенного использования: автотранспортные предприятия, целью использования: для строительства и эксплуатации автодрома.

Из данных кадастрового учета земельного участка следует, что разрешенное использование спорного земельного участка определено: автотранспортное предприятие.

Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, действовавший до внесения изменений в Земельный кодекс РФ Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 171-ФЗ) и вступления в законную силу названного закона 01.03.2015, включал следующие этапы: выбор земельного участка, который оформляется актом о выборе земельного участка; принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка и являющееся основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства; принятия решения о предоставлении земельного участка.

В силу положений статей 30 - 32 ЗК РФ, действовавших в период спорных правоотношений, выбор земельного участка проводился с целью формирования земельного участка и дальнейшего его предоставления.

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта нежилого назначения начиналось с выбора земельного участка, процедура которого последовательно была урегулирована статьей 31 Земельного кодекса РФ.

Статья 31 ЗК РФ конкретизировала, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные распоряжаться земельными участками, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (пункт 1).

Результаты выбора земельного участка оформлялись актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны; к акту прилагаются утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).

Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 данной статьи Кодекса, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с пунктом 2.1.1 Положения о департаменте № 374-па, департамент осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности и в ведении Приморского края; в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, осуществляет полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в федеральной собственности.

Вышеназванным Законом Приморского края от 18 ноября 2014 года № 497-КЗ установлено, что Администрация Приморского края или уполномоченные ею органы исполнительной власти Приморского края осуществляют полномочия органов местного самоуправления, в том числе Надеждинского муниципального района, по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков, бесплатно предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, гражданам, имеющим двух детей, а также молодым семьям для индивидуального жилищного строительства, земельных участков, предоставляемых для строительства объектов дошкольного/начального общего, основного общего, среднего общего образования).

Указанные полномочия предоставлены Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края Положением о департаменте № 374-па с 01.03.2015.

В ходе рассмотрения спора судом установлено, что принятие соответствующего решения о переводе земельных участков на территории Приморского края находится в компетенции департамента земельных и имущественных отношений Приморского края.

В соответствии с распоряжением органа местного самоуправления земельный участок предоставлен обществу для строительства объекта – автодрома, что, следуя вышеприведенным нормам права, фактически не соответствует разрешенному использованию земель сельскохозяйственного назначения.

В то же время, с 01.03.2015 право на распоряжение земельными участками, находящимися в ведении Приморского края, расположенными на территории Надеждинского муниципального района, и по решению их правовой судьбы наделен департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.

Из распоряжения от 15.10.2014 № 2219-р видно, что принимая решение о предоставлении земельного участка, орган местного самоуправления в пункте 3.3 принял решение обеспечить перевод земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения в соответствии с требованиями Закона № 172-ФЗ.

В ходе рассмотрения настоящего спора установлено, что заявитель обратился в департамент с соответствующим ходатайством о переводе спорного земельного участка в иную категорию в порядке, предусмотренном Законом № 172-ФЗ. Также установлено и несоответствие заявленной обществом цели перевода спорного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения совокупности предусмотренных пункте 4 части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ критериев.

Таким образом, вне зависимости от наличия либо отсутствия факта нарушения органом местного самоуправления закона при согласовании размещения на спорном земельном участке объекта, не предусмотренного целями использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, основания для принятия решения о переводе земельного участка с кадастровым номером 25:10:011400:489 в иную категорию у департамента отсутствовали.

Принимая во внимание несоответствие испрашиваемого заявителем целевого назначения земельного участка (строительство и эксплуатация автодрома) утвержденным документами территориального планирования, несоответствие цели перевода данного участка предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 7 Закона № 172-ФЗ исключению, департамент земельных и имущественных отношений Приморского края правомерно отказал обществу в удовлетворении ходатайств о переводе земельного участка из одной категории земель в другую.

Установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земельных участков утвержденным документам территориального планирования является результатом формального соотнесения испрашиваемого целевого назначения земель с планируемым их использованием. Соответственно, повторное рассмотрение ходатайства заинтересованного лица о переводе земельного участка из одной категории в другую, в рассмотренной в настоящем споре ситуации, возможно только после устранения выявленного несоответствия путем внесения соответствующих изменений в схему территориального планирования муниципального района.

Приведенные департаментом в ходе рассмотрения спора доводы относительно нахождения спорного земельного участка в границах территории опережающего социально-экономического развития, в силу вышеприведенных обстоятельств, по существу не имеют правового значения для оценки правомерности оспариваемого решения.

С учетом изложенного оспариваемое в рамках настоящего дела решение уполномоченного органа последним принято в соответствии с положениями действующего законодательства и в пределах предоставленных полномочий.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Поскольку оспариваемый ненормативный правовой акт соответствует положениям действующего земельного и градостроительного законодательства, а также не нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, оснований для удовлетворения требований общества у арбитражного суда не имеется. Также как не имеется оснований для удовлетворения требований в части восстановления нарушенного права в виде возложения обязанности на государственный орган принять акт о переводе спорного земельного участка из одной категории в другую.

Поскольку суд отказывает ООО «Велес» в удовлетворении заявленных им требований в силу статей 106, 110 АПК РФ оснований для удовлетворения ходатайства о взыскании с департамента судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 60000 рублей также отсутствуют.

В связи с отказом в удовлетворении требований в соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины суд относит на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований о признании незаконными решения Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, изложенного в письме от 06.02.2017 №20/06/02-24/2320, об обязании принять решение о переводе земельного участка, отказать.

Проверено на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Тихомирова Н.А.