ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-12038/20 от 10.02.2021 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-12038/2020

17 февраля 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена февраля 2021 года .

Полный текст решения изготовлен февраля 2021 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Андросовой Е.И., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лищук Д.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Контакт" (ИНН 2508133068, ОГРН 1182536012493, дата регистрации в качестве юридического лица 20.04.2018)

к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484, дата регистрации в качестве юридического лица 15.04.2005)

о признании незаконным решения о классификации товара  от 30.06.2020 №РКТ-10702000-20/000388 по ДТ №10702070/050220/0027455,                        

при участии в судебном заседании:

от общества -  Соколов А.Е., доверенность от 01.01.2021г., сроком до 20.01.2023г., паспорт, диплом (до и после перерыва); 

от таможни – Крылова К.П., удостоверение, доверенность от 15.09.2020г. №97, сроком до 31.12.2021г., диплом (до и после перерыва);

Зуев А.А., служебное удостоверение, доверенность от 11.01.2021г. №3, сроком до 31.12.2021г. (до перерыва), Черемнова К.А., служебное удостоверение, доверенность от 10.12.2020г. №147, сроком до 31.12.2021г. (после перерыва),

установил: общество с ограниченной ответственностью  "Контакт" (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Владивостокской таможне (далее – таможня, таможенный орган) о признании незаконным решения о классификации товара  от 30.06.2020 №РКТ-10702000-20/000388 по ДТ №10702070/050220/0027455.

В обоснование заявленных требований, с учетом дополнительных пояснений, общество указало, что у таможенного органа отсутствовали основания для изменения классификационного кода по декларируемому товару на 8703 80 000 9. Заявитель полагает, что параметры, указанные в пояснениях к подсубпозиции 9503001009 ТН ВЭД ЕАЭС применительно к игрушкам на колесах с двигателем внутреннего сгорания, нельзя без какой-либо корректировки применять к игрушкам на колесах с электрическим двигателем, поскольку вес двигателя внутреннего сгорания и вес электрического двигателя (с учетом аккумуляторной батареи) существенно различаются. Отмечает, что вес игрушек, ввезенных ООО «Контакт», незначительно отличается от границы нетто-массы, указанной в пояснениях к подсубпозиции 9503001009 ТН ВЭД ЕАЭС, что обусловлено весом аккумуляторной батареи, в связи с чем указанные пояснения не распространяют свое действие на ввезенные обществом товары. Полагает, что пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС являются лишь вспомогательными рабочими материалами, в то время как классификация товаров осуществляется исходя из текстов товарных позиций, соответствующих примечаний к разделам и группам, а также Основных правил интерпретации ТН ВЭД ЕАЭС. В данном  случае  ввезенные  ООО  «Контакт» товары являются не транспортными средствами, а игрушками. По мнению заявителя, ввезенные обществом товары были правильно классифицированы по коду ТН ВЭД ЕАЭС 9503001009.

          Таможенный орган с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к нему, полагая, что законные основания для принятия оспариваемого решения имелись.  Считает,  что ввезенные обществом игрушки на колесах должны классифицироваться в товарной позиции 8703, поскольку в пояснениях к подсубпозиции 9503001009 ТН ВЭД ЕАЭС указано, что «в подсубпозицию 9503001009 ТН ВЭД ЕАЭС включаются игрушки на колесах с двигателем внутреннего сгорания, предназначенные для езды детей, именуемые "квадроциклы", при условии, что следующие границы не превышены: скорость не более 20 км/ч; нетто-масса не более 50 кг; объем цилиндров не более 49 см3; односкоростная трансмиссия; только одна система торможения колес. Если характеристики "квадроцикла" не удовлетворяют хотя бы одному из перечисленных критериев, он включается в товарную позицию 8703. По мнению таможенного органа, ввезенные обществом товары не соответствуют вышеуказанным критериям. Ссылаясь на сведения, содержащиеся в акте таможенного осмотра № 10714040/070220/000421 о весе нетто товара №2 по ДТ № 10702070/050220/0027455, считает, что имеет место несоответствие критерия «нетто-масса не более 50 кг», указанному в Пояснениях.  Несмотря на отсутствие самостоятельной товарной позиции, для классификации квадроциклов, с учетом их предназначения, Пояснениями к ТН ВЭД ЕАЭС к товарной подсубпозиции 9503 00 100 9 предусмотрена возможность идентификации для целей применения ТН ВЭД ЕАЭС такого специфического товара, как «квадроциклов», предназначенных для езды детей, в качестве игрушек на колесах с двигателем внутреннего сгорания, но в определенных критериях, которым спорный товар, ввезенный ООО «Контакт» не соответствует. Учитывая характеристики товара № 2, указанные ООО «Контакт» в 31 графе ДТ № 10702070/050220/0027455, полагает, что основания для отнесения товара к игрушкам на колесах отсутствуют. Считает, что ГОСТ Р 51815-2001, на который ссылается заявитель, не имеет отношения к объектам, заявляемым в ДТ №10702070/050220/0027455 (игрушкам). Данный ГОСТ разработан в отношении квадроциклов, как транспортных средств. Следовательно, пояснения (том 6) к подсубпозиции  №9503001009 (трехколесные велосипеды, самокаты,  педальные автомобили  и аналогичные  игрушки  на колесах; коляски для кукол: - прочие;) к данному ГОСТу отношения не имеют; вес аккумуляторов включен в вес квадроцикла при декларировании спорного товара. В связи с чем, подтверждается выявленный в результате таможенного досмотра факт превышения предельно указанного в пояснениях (том 6) к подсубпозиции 9503001009 веса спорного товара, который не позволяет классифицировать его, как игрушечный автомобиль. Кроме того, при описании товара в графе 31 ДТ № 10702070/050220/0027455, декларант указал только один вид тормозной системы: задний дисковый. В тоже время при проведении таможенного досмотра выявлены две системы торможения колес передняя и задняя дисковые. Следовательно, не выполнено еще одно условие классификации  квадроциклов, как игрушек, в соответствии с указанными пояснениями (наличие только одной системы торможения). Также ссылается на выявленное в результате таможенного досмотра наличие на квадроциклах идентификационных номеров транспортных средств, что свидетельствует о том, что спорный товар изготовлен заводом-изготовителем, как транспортное средство. Таким образом, товар №2 по ДТ №10702070/050220/0027455 следует классифицировать в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ЕАЭС.

Исследовав материалы дела, суд установил, что в феврале 2020 года во исполнение внешнеторгового контракта SHEN/CNTC-04/2018 от 24.04.2018 ввезен и задекларирован, в том числе товар № 2 по ДТ № 10702070/050220/0027455 «игрушки на колесах-квадроциклы модель AM-48НЕ, новые изготовленные из металла и пластмассы, с электрическим двигателем, модель АМ-48НЕ, предназначены для катания детей в возрасте от 9 до 15 лет, заводской и серийный номер отсутствует, мощность 800 ватт применяются для езды по пересеченной местности, поставляются частично в разобранном виде, упаковка каждой единицы товара состоит из; металлического каркаса и картонной коробки. Оснащена аккумуляторной батареей и заряжается от сети 220 В, данная батарея является источником электроэнергии питая электродвигатель квадроцикла с помощью которого и приводится в движение квадроцикл. Батарея заряжается перед каждым использованием игрушки. Время работы батареи при полной зарядке 40мин, или 20км расстояния, технические характеристики: мотор: электрический, 800 ВТ аккумулятор: 36V (3X12V) / 12АН номинальное напряжение 36V МАХ скорость: 18 км/ч МАХ нагрузка: 75 кг вес нетто/брутто: 49/54 кг передние тормоза: дисковые передняя подвеска: независимая, двойная задняя подвеска: амортизационная стойка колеса: 6" (14,5X7-R6) размер квадроцикла: 110x65x69 см запас хода: до 20 км время зарядки: 12ч размер упаковки: 103x57x48 см, производитель: SHENZHENYINGTEGETRADINGCO., LIMITED, товарный знак: НЕ ОБОЗНАЧЕН».

В графе 33 ДТ № 10702070/050220/0027455 заявлен классификационный код 9503 00 100 9 ТН ВЭД ЕАЭС «Игрушки, игры и спортивный инвентарь; их части и принадлежности: трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах; коляски для кукол; куклы; прочие игрушки; модели в уменьшенном размере («в масштабе») и аналогичные модели для развлечений, действующие или недействующие; головоломки всех видов: трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах; коляски для кукол: прочие». Ставка таможенной пошлины - 10 %, НДС – 20%.

20.02.2020 был осуществлен выпуск товара в соответствии с заявленной декларантом таможенной процедурой.

Владивостокской таможней  проведен контроль после выпуска товаров, результаты которого  оформлены актом проверки таможенных, иных документов и (или) сведений после выпуска товаров от 19.06.2020 № 10702000/206/190620/А0315, согласно которому было установлено, что классификационный код 9503 00 100 9 ТН ВЭД ЕАЭС части товара № 2 ДТ № 10702070/050220/0027455 заявлен декларантом неверно. Таможенный орган посчитал, что верный классификационный код - 8703 80 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС.

Владивостокской таможней были вынесены решение о классификации по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза от 30.06.2020 № РКТ-10702000-20/000388 и решение от 30.06.2020 о внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в ДТ № 10702070/050220/0027455.

Не согласившись с решением таможенного органа о классификации товара от 30.06.2020 №РКТ-10702000-20/000388 по ДТ №10702070/050220/0027455, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности, декларант обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав по правилам главы 7 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, оценив доводы сторон спора, проанализировав на соответствие закону  оспариваемое решение таможни, суд находит требование заявителя обоснованным и подлежащим удовлетворению  в силу следующего.

В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Статьей 106 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС)  определен перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации. К таким сведениям подпунктом 4 пункта 1 данной статьи Кодекса отнесен код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. 

При этом  подпунктом 6 пункта 1 статьи 108 ТК ЕАЭС к документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, отнесены также документы о характеристиках товаров, использованные при их классификации в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности.

Статьей 19 ТК ЕАЭС определено, что Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза является системой описания и кодирования товаров, которая используется для классификации товаров в целях применения мер таможенно-тарифного регулирования, вывозных таможенных пошлин, запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка, ведения таможенной статистики. Согласно пункту 2 этой же  статьи  международной основой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности являются Гармонизированная система описания и кодирования товаров Всемирной таможенной организации и единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств.

 В соответствии со статьей 20 ТК ЕАЭС декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД при таможенном декларировании и в иных случаях, когда в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования таможенному органу заявляется код товара в соответствии с ТН ВЭД. Проверка правильности классификации товаров осуществляется таможенными органами.

Выявление таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании является основанием для осуществления таможенным органом классификации товаров. В этом случае таможенный орган принимает решение о классификации товаров (подпункт 1 пункта 2 статьи 20 ТК ЕАЭС, часть 2 статьи 15 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 289-ФЗ).

Оцениваемые в рамках рассматриваемого спора обстоятельства основаны на результатах проведенного таможенным органом контроля правильности определения декларантом классификационного кода задекларированного им товара.

Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 утверждена Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС).

Выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащих описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре. Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение по товарным позициям ТН ВЭД   в соответствии с Основными правилами интерпретации ТН ВЭД (далее – ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС).

В силу правила 1 ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС, для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2(а), 2(б), 3(а), 3(б), 3(в), 4, 5 и 6 ОПИ ТН ВЭД.

Правило 6 ОПИ ТН ВЭД устанавливает, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего Правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

 В соответствии с Разделом III Положения о порядке применения единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522 (далее – Положение), ОПИ ТН ВЭД предназначены для обеспечения однозначного отнесения конкретного товара к определенной классификационной группировке, кодированной на необходимом уровне и применяются единообразно при классификации любых товаров и последовательно (пункты 5, 6).

Пунктом 7 Положения № 522 определена последовательность действий при классификации товара до достижения необходимого уровня классификации.

Так при классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция (пункт 7.1 Положения № 522). Затем определяется субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам, примечаниям к субпозициям – в начале определяется однодефисная субпозиция (подсубпозиция) в рамках данной товарной позиции, затем определяется двухдефисная субпозиция (подсубпозиция) в рамках данной однодефисной субпозиции (подсубпозиции), затем определяется трехдефисная подсубпозиция в рамках данной двухдефисной субпозиции (подсубпозиции) и так далее до достижения необходимого уровня классификации (пункт 7.2 Положения № 522).

Следовательно, наименования товарных позиций и примечания к разделам и группам являются приоритетными, то есть учитываются в первую очередь.

Анализ приведенных правовых норм, указывает на то, что при классификации товара по ТН ВЭД вначале определяется товарная позиция, затем субпозиция, исходя из текстов товарных позиций (субпозиций), соответствующих примечаний к разделам и группам (ОПИ 1), а при определении субпозиции учитываются также примечания к субпозициям (ОПИ 6).

Таким образом, декларанту, а также лицу, контролирующему правильность заявленного классификационного кода, при определении полного 10-значного кода товара следует совершать последовательные действия по выбору подсубпозиции, а именно: сравнить тексты субпозиций с равным количеством дефисов (уровней), а затем, аналогично, выбрать в строгом соответствии с текстом  подходящую подсубпозицию.

Систематизация товаров в ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется по нескольким основным критериям: по материалу, из которого они изготовлены; по функциям, которые они выполняют; по степени обработки. Выбор конкретного кода ТН ВЭД ЕАЭС  основан   на оценке признаков (свойств, характеристик) декларируемого товара

 Из представленных в материалы дела документов по таможенному оформлению ввезенного ООО «Контакт» товара №2, заявленного  в ДТ №10702070/050220/0027455, следует, что изначально данный товар классифицирован обществом в товарной позиции 9503 ТН ВЭД ЕАЭС, предназначенной для классификации таких товаров, как: трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах; коляски для кукол; куклы; прочие игрушки; модели в уменьшенном размере («в масштабе») и аналогичные модели для развлечений, действующие или недействующие; головоломки всех видов.

При этом,  в графе 31 ДТ данный товар описан именно, как игрушка, с электрическим двигателем, предназначенная для катания детей в возрасте от 9 до 15 лет.

Рассматриваемый спор основан на применении сторонами спора различных товарных позиций для классификации спорного товара.

При этом и в том, и в другом случае применены остаточные товарные подсубпозиции «прочие» товарных субпозиций ТН ВЭД ЕАЭС 9503 00 100 9 «Трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах; коляски для кукол; куклы; прочие игрушки» и  8703 80 000 9  «транспортные средства, приводимые в движение только электрическим двигателем, прочие».

Оценивая классификацию обществом товара в товарной подсубпозиции  9503 00 100 9 ТН ВЭД ЕАЭС, суд учитывает следующее.

Действительно, ТН ВЭД ЕАЭС не содержит самостоятельной товарной позиции, либо субпозиции и подсупозиции для классификации такого товара, как квадроциклов.

Пунктом 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» разъяснено, что при проверке обоснованности классификационного решения суду надлежит руководствоваться Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, исходя  из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД.

При проверке доводов участников спора о правильности классификации товаров судами могут учитываться Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов, призванных обеспечить единообразную интерпретацию и применение ТН ВЭД, а также рекомендации и разъяснения по классификации товаров, данные Всемирной таможенной организацией в соответствии со статьей 7 Международной конвенции о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14.06.1983, в отношении которых Российская Федерация не заявила об отказе в их применении.

Пояснения к Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности принимаются Евразийской экономической комиссией (пункт 4 статьи 19 ТК ЕАЭС).

Согласно Пояснениям к единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) (Том VI. Разделы I - XXI. Группы 01 - 97), утвержденным в приложении № 1 к Рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии от 07.11 2017 № 21 (в редакции изменений, внесенных Рекомендацией Коллегии ЕЭК от 10.05.2018 № 4) в подсубпозицию ТН ВЭД ЕАЭС 9503 00 100 9 включаются игрушки на колесах с двигателем внутреннего сгорания, предназначенные для езды детей, именуемые «квадроциклы», при условии, что следующие границы не превышены:

- скорость не более 20 км/ч ;

- нетто-масса не более 50 кг;

- объем цилиндров не более 49 см3;

- односкоростная трансмиссия;

- только одна система торможения колес.

Таможенный орган полагает, что ввезенный обществом товар №2 не соответствует указанным критериям  в части веса, поскольку согласно акту  таможенного осмотра вес нетто  составил 55 кг., и если характеристики «квадроцикла» не удовлетворяют хотя бы одному из перечисленных критериев, то он включается в товарную позицию 8703.

Отклоняя доводы таможни, суд исходит из следующего.

В рассматриваемом случае ввезенные обществом имеют максимальную скорость  18 км/ч, т.е. не превышает границу в 20 км/ч, что подтверждается техническими характеристиками в инструкции по эксплуатации.

  Данное обстоятельство не оспаривается и таможенным органом, поскольку в графе 7 решения Владивостокской таможни о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 30.06.2020 № РКТ-10702000-20/000388 также указано, что максимальная скорость квадроциклов составляет 18 км/ч.

Что касается требования  к весу товара не более  -50 кг., то он, по мнению суда,  применим  к игрушкам на колесах с двигателем внутреннего сгорания, в рассматриваемом случае товар имеет  электрический двигатель; к каждой единице товара в комплекте приложены 4 аккумуляторные батареи, которые являются источником электроэнергии, питающей  электродвигатель  квадроцикла, с помощью которого он и приводится в действие.

Суд полагает, что при определении  веса нетто рассматриваемого ввезенного товара  не должен учитываться вес комплекта  аккумуляторных батарей, применяя по аналогии положения  следующих государственных стандартов.

В соответствии с пунктом 1 ГОСТа Р 51815-2001 «Квадрициклы. Общие технические требования» под квадрициклом понимается четырехколесное мототранспортное средство с максимальной конструктивной скоростью не менее 25 км/ч, максимальной мощностью двигателя не более 15 кВт, снаряженной массой не более 400 кг (550 кг для транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов) без массы батарей в случае электрических транспортных средств.

Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 утвержден Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (далее - TP ТС 018/2011).

Согласно TP ТС 018/2011 масса транспортного средства в снаряженном состоянии - определенная изготовителем масса комплектного транспортного средства с водителем без нагрузки. Масса включает не менее 90% топлива.

В соответствии с п.1.3 Приложения № 1 к TP ТС 018/2011 к объектам технического регулирования относятся четырехколесные транспортные средства, масса которых без нагрузки не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов (в случае электрического транспортного средства).     

Указанные государственные стандарты не распространяют своего действия на ввезенный товар, но позволяют определить позицию законодателя относительно порядка определения массы транспортных средств на электрической тяге и товаров, конструктивно схожими с ними.

Как следует из письма производителя, предоставленного обществом, вес одного аккумулятора ввезенных обществом игрушек на колесах-квадроциклов составляет 3,74 кг, соответственно, общий вес аккумуляторных батарей = 3,74х3 (11,22 кг.).

Таким образом, если вычесть из общего веса нетто квадроцикла (55 кг.) вес аккумуляторных батарей (11,22 кг.), то вес данного квадроцикла (43,78 кг.) не будет превышать максимальный вес, указанный в Пояснениях к подсубпозиции 9503001009 ТН ВЭД ЕАЭС (50 кг.).

Доказательств обратного таможней не представлено.

Таможенный орган приводит довод о том, что при определении веса нетто ввезенных игрушек должен учитываться вес аккумуляторных батарей, основываясь на содержании определения «масса ненагруженного мотовездехода», приведенного в ГОСТ Р 52008-2003 «Средства мототранспортные и четырехколесные внедорожные. Общие технические требования».

Вместе с тем, данный государственный стандарт не предусматривает комплектацию мотовездехода электрическим двигателем, в то время как в настоящем споре оценивается квадроцикл, предназначенный для детей, на электрической тяге.

Согласно п. 3.1.4 ГОСТ Р 52008-2003 мотовездеходы категории Д - мотовездеходы с максимальным рабочим объемом двигателя 90 смЗ, предназначенные для нехозяйственного использования детьми и подростками под контролем взрослых.

Таким образом, применение содержания термина «масса ненагруженного мотовездехода» к ввезенному товару недопустимо, так как указанный стандарт не предполагает определение массы товаров, не оборудованных двигателем внутреннего сгорания.

Из акта таможенного досмотра №10714040/070220/000421 следует, что квадроциклы могут двигаться лишь с одной скоростью, что также подтверждается отсутствием на квадроциклах какого-либо спидометра.

Кроме того, ввезенные ООО «Контакт» игрушки на колесах - квадроциклы оснащены одной системой торможения.

Как следует из пунктов 3.27, 3.28 ГОСТ Р 52008-2003. «Государственный стандарт Российской Федерации. Средства мототранспортные четырехколесные внедорожные. Общие технические требования» данный стандарт выделяет различные системы торможения мотовездеходов - рабочую тормозную систему и стояночную тормозную систему.

Рабочая тормозная система (п. 3.27) - основная система торможения, предназначенная для замедления движения и остановки мотовездехода. Стояночная тормозная система (п. 3.28) - тормозная система, приведение которой в действие вызывает приведение в действие одного или более тормозных механизмов.

В данном случае у ввезенных обществом квадроциклов имеется лишь одна система торможения (рабочая). При этом, не имеет правового значения, на каких колесах - передних и/или на задних она установлена, сколькими органами управления (ручка, педаль и т.п.) приводится в действие.

Более того, в пункте 4.1 ГОСТ Р 52008-2003 прямо указано, что мотовездеходы должны иметь рабочую тормозную систему либо с органами управления, независимо действующими на колеса передней и задней осей, либо с органом управления, действующим на все колеса сразу, либо с органами управления того и другого вариантов.

На основании изложенного, ввезенные ООО «Контакт» игрушки на колесах полностью соответствуют критериям, установленным в Пояснениях к подсубпозиции 9503001009 ТН ВЭД ЕАЭС. Следовательно, с учетом ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС декларант обоснованно отнес спорный товар к подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС 9503001009.

Доводы таможни о том, что поскольку квадроциклы снабжены электрическим двигателем, то они не могут быть включены в подсубпозицию 9503001009 ТН ВЭД ЕАЭС, т.к. в данную подсубпозицию, по мнению таможенного органа, включаются лишь игрушки на колесах с двигателем внутреннего сгорания, судом отклоняется как не соответствующий действительности, поскольку в тексте подсубпозиции 9503 00 100 указано, что в нее включается «трехколесные велосипеды, самокаты, педальные автомобили и аналогичные игрушки на колесах; коляски для кукол». Какого-либо требования к виду двигателя, которым могут быть оснащены данные игрушки, текст подсубпозиции 9503 00 100 не содержит.

Доводы таможни о том, что важным признаком отнесения спорного товара к транспортным средствам является наличие на квадроциклах идентификационных номеров транспортных средств (VIN) и что наличие такого номера свидетельствует о том, что товар изготовлен как транспортное средство, а данные идентификационные номера необходимы для выдачи свидетельства о регистрации транспортного средства, судом отклоняются как не имеющие правового значения.

Ни в ТН ВЭД ЕАЭС, ни в пояснениях к ТН ВЭД ЕАЭС такой критерий, как наличие или отсутствие идентификационного номера транспортного средства, не указан в качестве основания для классификации товаров в товарной позиции 9503 или 8703 ТН ВЭД ЕАЭС.

Согласно пп. 7 ст. 4 Федерального Закона от 03.08.2018 № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», транспортное средство - наземное самоходное устройство категорий «L», «М», «N» на колесном ходу с мощностью двигателя (двигателей) более 4 киловатт или с максимальной конструктивной скоростью более 50 километров в час, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем, а также прицеп (полуприцеп).

Ввезенные обществом квадроциклы имеют максимальную скорость 18 км/ч и мощность двигателя 800 ватт, соответственно транспортными средствами в понятии пп. 7 ст. 4 Закона №283-ФЗ не являются и регистрации не подлежат.

В пункте 1.4.1 приложения № 7 «Требования к идентификации транспортных средств» к техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (TP ТС 018/2011) указано, что идентификационный номер наносится не менее чем в одном месте на раму или часть кузова, не являющуюся легкосъемной.

Однако из имеющихся в материалах дела фотографий к акту таможенного досмотра № 10714040/070220/0000421 видно, что идентификационные номера расположены либо на картонных коробках, либо на легкосъемных табличках. При этом, часть болтов на данных табличках уже отсутствует, несмотря на то, что товар еще даже не был введен в гражданский оборот на территории РФ.

Таким образом, заслуживают внимание доводы общества о том, что производитель товаров не рассматривал данные серийные номера в качестве VIN, а использовал их с целью контроля их качества, идентификации товаров при их ремонте и возврате товаров ненадлежащего качества.

В Приложении №2 к Порядку заполнения декларации на товары, утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «О форме декларации на товары и порядке ее заполнения», указано, что в отношении товаров, классифицируемых в товарной позиции 8703 ТН ВЭД ЕАЗС, в графе 31 декларации на товары, подлежат указанию, в том числе, сведения о номере шасси (рамы), номере кузова (кабины) транспортного средства.

Между тем, при вынесении решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС от 30.06.2020 № РКТ-10702000-20/000388, а также решения о внесении изменений в ДТ №10702070/050220/0027455 от 30.06.2020, указанные номера таможенным органом в описание товара внесены не были, что также свидетельствует о том, что Владивостокская таможня не рассматривала имеющиеся на табличках и картонных коробках номера в качестве идентификационных номеров транспортных средств.

Ссылки таможни на судебную арбитражную практику  в подтверждение своих доводов, не могут быть приняты, так как судебные акты основаны на иных фактических обстоятельствах и объеме доказательств, оцениваемых судами в каждом конкретном деле в совокупности и взаимосвязи.

В силу статей 65 и 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

С учётом изложенных обстоятельств суд считает, что таможня не доказала правомерность вынесенного ею решения о классификации товара, обоснованность классификации товара по коду 8703 ТН ВЭД и не опровергла достоверность доказательств, представленных заявителем в обоснование своих доводов.

          По изложенному, суд считает, что решение таможни о классификации товара от 30.06.2020 №РКТ-10702000-20/000388 по ДТ №10702070/050220/0027455 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.

В рассматриваемом случае ни ТК ЕАЭС, ни Федеральным законом от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» не регламентирована административная процедура возврата таможенных платежей, поскольку факт излишней уплаты (взыскания) денежных средств устанавливается непосредственно в ходе рассмотрения арбитражного дела в суде и на момент обращения в суд декларант не имеет документов, свидетельствующих о необоснованности принятого таможней решения о классификации товара по ТН ВЭД ЕАЭС.

В силу пункта 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, принятого по результатам таможенного контроля и влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей в целях полного восстановления прав плательщика на таможенный орган в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных и взысканных платежей (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).

Возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) платежей во исполнение решения суда производится таможенным органом в порядке, установленном таможенным законодательством.

На основании изложенного, в целях восстановления нарушенного права декларанта, арбитражный суд считает возможным обязать таможню устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Контакт" в установленном законом порядке.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При указанных обстоятельствах, требование заявителя признается судом обоснованным и подлежащим удовлетворению.

          В связи с удовлетворением требований заявителя, судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 рублей в силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также подлежат взысканию с таможенного органа.

Руководствуясь статьями 110,  167-170, 176, 201 АПК РФ,  суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение Владивостокской таможни о классификации товара  от 30.06.2020 №РКТ-10702000-20/000388 по ДТ №10702070/050220/0027455, как несоответствующее Таможенному кодексу Евразийского экономического союза.

В данной части решение подлежит немедленному исполнению.

Обязать Владивостокскую таможню устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Контакт" в установленном законом порядке.

Взыскать с    Владивостокской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «Контакт» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 (три тысячи) рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

          Судья                                                                   Андросова Е.И.