ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-12050/19 от 08.07.2019 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-12050/2019

08 июля 2019 года

Арбитражный суд Приморского края  в составе судьи   Н.Н. Куприяновой ,

при ведении протокола судебного разбирательства секретарем Е.С.Кулеш,   

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

Находкинской таможни (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 10.12.2002,  юридический адрес 692941, Приморский край, г.Находка, ул. Внутрипортовая (поселок Врангель мкр.), дом 21)

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 03.08.2009, юридический адрес 690091, <...>)

о признании незаконным  бездействия  Территориального управления  Федерального агентства  по управлению   государственным  имуществом в Приморском крае, выразившегося  в непринятии  решений о приеме  имущества,  обращенного   в  федеральную собственность,  сведения о   котором направлены уведомлением № 35  (исх.  от 08.02.2019 № 28-13/01892), об обязании Территориального управления  Федерального агентства  по управлению   государственным  имуществом в Приморском крае осуществить  прием  имущества,  обращенного  в  федеральную  собственность, сведения   о котором направлены уведомлением  № 35  ( исх.  от 08.02.2019 № 28-13/01892)  для  их  дальнейшего распоряжения,

При участии   сторон : 

от Таможенного органа  и от Теруправления Росимущества по Приморскому краю: не  явились, надлежаще извещены,

у с т а н о в и л :

Находкинская   таможня (далее Заявитель, Таможенный орган, Таможня)обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия  Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее ТУ ФАУГИ , Теруправление), выразившегося  в непринятии  решений о приеме  имущества,  обращенного   в  федеральную собственность,  сведения о   котором направлены уведомлением № 35  (исх.  от 08.02.2019 №28-13/01892), об обязании Территориального управления  Федерального агентства  по управлению   государственным  имуществом в Приморском крае осуществить  прием  имущества,  обращенного  в  федеральную  собственность, сведения   о котором направлены уведомлением  № 35  ( исх.  от 08.02.2019 № 28-13/01892)  для  их  дальнейшего распоряжения,

        Стороны в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, в том числе публично,  путем размещения соответствующей информации на сайте Арбитражного суда Приморского края, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению заявления по существу в отсутствие не явившихся лиц.

Признав дело подготовленным, и учитывая отсутствие возражений сторон относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд, на основании статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, завершил предварительное судебное заседание и приступил к рассмотрению спора в судебном заседании в первой инстанции.

 Суд также  учитывает,  что  определением  от  06.06.2019 сторонам было указано на  возможность  проведения  судебного  разбирательства в  судебном  заседании  08.07.2019 при отсутствии  возражений  сторон  относительно рассмотрения  дела в  их отсутствие.

Из  текста письменного заявления   Таможенного органа  следует  , что оспариваемое бездействие  ТУ ФАУГИ в приеме задержанных товаров, срок хранения которых истек, прямо нарушает требования статьи 320 Федерального закона от 03.08.2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №289-ФЗ), регламентирующей  согласованные действия таможенного органа и Росимущества по приему-передаче задержанных товаров, срок хранения которых истек.

ТУ ФАУГИ предъявленные к нему требования оспорило,  в письменном  отзыве, представленном  в материалы дела, указало, что в настоящее время отсутствует законодательно утвержденный порядок распоряжения задержанными товарами, что препятствует фактической реализации задержанного товара или его уничтожению.       

Исследовав материалы дела , суд установил следующее.

23.08.2018 Находкинской таможней возбуждено дело об административном производстве №10714000-715/2018 в отношении ИП ФИО1 по ч. 1 ст. 16.2 КоАП России , в результате изъяты товары по протоколу изъятия вещей и документов от 23.08.2018 : полимерные колпаки для колес - 4 шт., горловины топливного бака - 13 шт., бачки омывателя - 3 шт., полка багажника - 1 шт.

Постановлением Находкинского городского суда Приморского края от 10.12.2018 №5-1205-18 ИП ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП России, и ему назначено наказание в виде конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения: полимерные колпаки для колес - 4 шт., горловины топливного бака - 13 шт., бачки омывателя - 3 шт., полка багажника — 1 шт. Указанное постановление вступило в законную силу 22.01.2019.

Обращенные в собственность государства на основании постановления Находкинского городского суда Приморского края от 10.12.2018 № 5-1205-18 в отношении ИП ФИО1 товары помещены на ответственное хранение на склад временного хранения ООО «Атлантик ДВ», расположенный по  адресу : Приморский край, Партизанский район, с. Голубовка, район коммерческих складов ОАО «ПМП» (акт приема-передачи товаров и транспортных средств на хранение от 07.02.2019).

В связи с тем, что  согласно части 2 статьи 324 Федеральный закон №289-ФЗ товары , обращенные в федеральную собственность на основании помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, подлежат передаче в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) имущества,  Находкинская   таможня направила  в  ТУ ФАУГИ в Приморском крае как орган, уполномоченный Правительством РФ на распоряжение задержанными товарами, о предстоящей передаче вышеуказанных задержанных товаров, срок хранения которых истек , уведомление № 35 от 07.02.2019 о предстоящей передаче  задержанных товаров.

Согласно отметки в почтовом уведомлении письмо вручено 13.02.2019. Таким образом, с даты получения Территориальным управлением Росимущества Уведомления от 07.02.2019 № 35 (исходящий номер от 08.02.2019 №28- 13/01892) «о наличии и месте нахождения имущества, обращенного в Федеральную собственность» прошло более трех месяцев.

Однако,  Росимущество (его территориальный орган) не проинформировал Таможенный орган об уполномоченном лице Росимущества (его территориального органа), которому предоставлено право принимать имущество, указанное в Уведомлении от 07.02.2019 №35 (исходящий номер от 08.02.2019 №28-13/01892) у таможенного органа.

Дополнительно, с целью эффективного выполнения возложенных задач на таможенные органы по своевременному распоряжению имуществом, обращенном в федеральную собственность, Находкинская таможня письмом от 22.05.2019 №28-24/06961 обратилась в ТУ Росимущества в Приморском крае с убедительной просьбой в кратчайшие сроки принять имущество , обращенное в федеральную собственность, в том числе по Уведомлению от 07.02.2019 №35. Ответ до настоящего времени не получен.

Полагая, что длительное бездействие Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае нарушает права и интересы Находкинской таможни, а также затрудняет осуществление функций и задач, возложенных на таможенные органы , Таможенный орган обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. 

Рассмотрев    материалы дела, ,   суд  считает,  что предъявленные   требования  подлежат  удовлетворению  в силу следующего.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии со статьей 323 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 289-ФЗ) товары обращаются в федеральную собственность:

1) на основании решения суда по уголовному делу или делу об административном правонарушении при применении конфискации товаров, изъятых или арестованных в ходе проверки сообщения о преступлении, производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении, со дня вступления в силу указанного судебного решения;

2) на основании судебного акта по заявлению (иску) таможенного органа или иного уполномоченного органа о признании имущества бесхозяйным либо об обращении изъятых товаров в федеральную собственность в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, со дня вступления в силу судебного акта;

3)на основании помещения товаров иод таможенную процедуру отказа в пользу государства со дня передачи таможенным органам товаров.

Согласно части 2 статьи 324 Федеральный закон № 289-ФЗ товары , обращенные в федеральную собственность на основании помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, подлежат передаче в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) имущества, обращенного в собственность государства, за исключением товаров, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлен особый порядок распоряжения.

В соответствии с Положением о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом , утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432 «О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2017 № 405 , органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию, уничтожения или переработки (утилизацию) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности (далее – Росимущество).

В соответствии с пунктом 5.5 (2) Положения Росимущество в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле осуществляет:

-учет переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами;

-организацию проведения оценки переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами;

-организацию реализации товаров, задержанных или изъятых таможенными органами;

-уничтожение либо переработку (утилизацию) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами, в том числе организацию уничтожения либо переработки (утилизации) таких товаров.

            Согласно части 9 статьи 320 Закона №289-ФЗ таможенный орган, осуществивший задержание товаров, уведомляет уполномоченный орган об истечении срока их хранения, о месте нахождения товаров, об их количестве и о других характеристиках, необходимых уполномоченному органу для организации принятия и вывоза товаров.

Об истечении срока хранения задержанных товаров таможенный орган также уведомляет соответственно декларанта товаров, их собственника либо иного законного владельца, если эти лица установлены.

Таможенный орган, осуществивший задержание товаров, передает такие товары по акту приема-передачи уполномоченному органу, который подписывается должностным лицомтаможенного органа, осуществившего задержание товаров, уполномоченным лицом уполномоченного органа, а также лицом, осуществлявшим хранение задержанных товаров (часть 10 статьи 320 Федерального закона № 289-ФЗ).

Частью 11 статьи 320 Закона № 289-ФЗ установлено, что уполномоченный орган либо его представитель принимает от таможенного органа и вывозит задержанные товары для учета, оценки и распоряжения не позднее 10 рабочих дней после дня получения уведомления таможенного органа, предусмотренного частью 9 настоящей статьи.

Таможенный орган, задержавший товары, вправе продлить срок принятия и вывоза товаров по мотивированному обращению уполномоченного органа, но не более чем на один месяц.

С момента фактического приема по акту приема-передачи задержанных товаров до момента их реализации, уничтожения либо переработки уполномоченный орган обеспечивает их сохранность (часть 16 статьи 320 Федерального закона № 289-ФЗ).

Учитывая вышеуказанные нормы права , суд полагает, что  бездействие  Территориального управления  по не осуществлению действий по  приёму и вывозу задержанных товаров  имеет  место быть .

При этом, суд полагает необходимым указать на то, что приём уполномоченным органом задержанных товаров и их вывоз, их учёт, оценка и распоряжение ими (реализация, переработка либо уничтожение) – это различные действия уполномоченного органа, вследствие чего довод Территориального управления о том, что приёмке и вывозу задержанных спорных товаров препятствует отсутствие порядка распоряжения задержанными товарами , который должен быть определён Правительством РФ,  согласно пункту 3 статьи 320 Федерального закона № 289-ФЗ, поскольку в силу названной нормы Правительство РФ определяет лишь порядок распоряжения задержанными товарами, а не порядок их приёма-передачи и вывоза, судом  отклоняется как не имеющий отношение к рассматриваемому спору.

Суд поддерживает довод Таможенного органа о том, что действующее законодательство не предусматривает возможности отказа уполномоченным органом от принятия таких товаров, а лишь предоставляет возможность по мотивированному обращению уполномоченного органа продлить срок принятия и вывоза товаров, но не более чем на один месяц.

Между тем, такого мотивированного обращения ТУ ФАУГИ в Таможню в спорных случаях не направляло.

Материалами дела подтверждается и Территориальным управлением не опровергнуто, что в нарушение части 11 статьи 320 Закона № 289-ФЗ уполномоченный орган либо его представитель после получения Уведомления  Находкинской   таможни №35 , ТУ ФАУГИ не принял  от Таможенного органа  и не вывез задержанные товары  для учета, оценки и распоряжения ими.

Суд полагает, что бездействием Территориального управления нарушаются права и законные интересы Находкинской   таможни , действующей в интересах бюджета, в целях обеспечения своевременности и полноты перечисления в федеральный бюджет причитающихся денежных средств от реализация задержанных товаров для уплаты таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении задержанных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на день их задержания.

 Кроме того, хранение  товаров, обращенных в федеральную собственность на основании помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства , на протяжении длительного периода времени вынуждена обеспечивать Находкинская   таможня, что исключает возможность размещать в помещении или на открытых площадках склада, предоставляемых хранителям для ответственного хранения задержанных товаров, вновь обретающих такой статус товаров.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

С учётом данного положения процессуального закона, удовлетворяя заявленные требования , арбитражный суд полагает необходимым указать на обязанность ТУ ФАУГИ осуществить приём от Находкинской таможни товаров обращенных в федеральную собственность на основании помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства по  Уведомлению от 07.02.2019 №35 (исходящий номер от 08.02.2019 №28-13/01892), и вывезти задержанные товары не позднее десяти рабочих дней после вступления решения суда в законную силу, поскольку такие действия будут направлены на восстановление прав и законных интересов Таможенного органа.

Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается, поскольку  Заявитель и ТУ ФАУГИ, как органы государственной власти,  освобождены от оплаты государственной пошлины на основании статей 333.38 НК РФ, 105 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать незаконным  бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае ,  выразившееся  в непринятии  решений о приеме  имущества,  обращенного   в  федеральную собственность,  сведения о   котором направлены уведомлением № 35  (исх.  от 08.02.2019 № 28-13/01892),  как несоответствующее  Федеральному закону от 03.08.2018                    №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Решение в указанной части подлежит немедленному исполнению.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае осуществить  прием  имущества,  обращенного  в  федеральную  собственность, сведения   о котором направлены уведомлением  № 35  (исх.  от 08.02.2019 № 28-13/01892)  для  их  дальнейшего распоряжения  и вывезти обращенные в  федеральную  собственность товары не позднее десяти рабочих дней после вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течении месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции. 

Судья                                                      Н.Н. Куприянова