АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-12084/2021
14 октября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена октября 2021 года .
Полный текст решения изготовлен октября 2021 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Хижинского А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем В.В. Костюниной, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новая Строительная Компания»
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Приморскому краю
о признании незаконным решения регистрирующего органа,
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 по доверенности от 01.10.2021, диплом КР 33008 от 17.06.2013, паспорт;
от регистрирующего органа: ФИО2 по доверенности от 07.07.2021, диплом ВБА 0148272 от 06.07.2005, служебное удостоверение.
установил:
Заявитель - общество с ограниченной ответственностью «Новая Строительная Компания» (далее общество) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Приморскому краю (далее регистрирующий орган) от 14.04.2021 об отказе в государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы юридического лица, связанных с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц (далее ЕГРЮЛ), об обязании регистрирующего органа внести изменения в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, связанные с внесением в учредительные документы в отношении заявителя, представленные 07.04.2021 вх. № 8816А об адресе общества, утверждения новой редакции устава общества.
Как следует из заявления, действия регистрирующего органа, по мнению заявителя, нарушают права и законные интересы общества, в том числе препятствуют ведению нормальной предпринимательской деятельности.
Регистрирующий орган требования заявителя оспорил, ссылаясь на законность принятого решения, пояснил, что при проведении проверки на предмет соблюдения требований законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части проверки достоверности сведений об адресе места нахождения организации инспекцией проведен осмотр адреса местонахождения общества, в ходе которого установлено, что заявленный обществом адрес является адресом массовой регистрации, что общество деятельность по заявленному адресу не ведет.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения сторон, арбитражный суд установил следующее.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, общество с ограниченной ответственностью «Новая Строительная Компания» зарегистрировано 24.05.2010, состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России № 46 по г. Москве (адрес общества: 119192, <...>, офис пом. III, комн. 13), основным видом деятельности является «Строительство жилых и нежилых зданий» (ОКВЭД 41.20). Учредитель руководитель - ФИО3
В регистрирующий орган 07.04.2021 (вх. № 8816А) обществом представлено заявление по форме Р13014. Данным заявлением в ЕГРЮЛ вносились сведения об адресе места нахождения юридического лица - <...>.
С заявлением по форме Р13014 представлены изменения в учредительные документы, решение участника от 07.04.2021 № 1/2021, договор безвозмездного пользования от 20.02.2020, договор аренды нежилого помещения от 10.08.2020, гарантийное письмо, свидетельство ЕГРН.
Регистрирующий (налоговый) орган, в рамках представленных полномочий, установленных пп. 5.13 и 6.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 506 от 30.09.2004, наделен полномочиями по осуществлению контрольных мероприятий в отношении юридического лица на предмет соблюдения им требований законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в части проверки достоверности сведений об адресе места нахождения организации.
Положениями п. 2 ст. 4 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах сограниченной ответственностью» (далее Закон № 14-ФЗ) определено, что место нахождения общества определяется местом его государственной регистрации.
Согласно п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса российской Федерации (далее ГК РФ), п. 2 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее № 129-ФЗ) место нахождение юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительной органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона иного правового акта или учредительного документа.
В силу подп. «в» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ составной частью сведений содержащихся в ЕГРЮЛ, является адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
В соответствии с п. 6 ст. 17 Закона № 129-ФЗ к заявлению о внесении в ЕГРЮЛ сведений об изменении адреса юридического лица, при котором изменяется место нахождения юридического лица, должны быть приложены также документы, подтверждающие наличие у юридического лица или лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо участника общества ограниченной ответственностью, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентам голосов от общего количества голосов участников данного общества, права пользования в отношении объекта недвижимости или его части, расположенных по новому адресу юридического лица.
Как следует из материалов дела, в соответствии с договором безвозмездного пользования № ПК-1/2020 от 20.02.2020 общество с ограниченной ответственностью «ПИК», как ссудодатель, передал в безвозмездное временное пользование обществу с ограниченной ответственностью «Контракт», как ссудополучателю, нежилые помещения, находящиеся по адресу <...>, общей площадью 205,1 кв. м., этаж 1,2.
В силу п. 4.3 договора безвозмездного пользования общество с ограниченной ответственностью «Контракт» вправе передавать имущество в пользование третьим лицам без необходимости получения отдельного согласия собственника.
Срок безвозмездного пользования имуществом начинается с момента передачи имущества ссудополучателю и составляет 11 месяцев (п. 3.1 договора безвозмездного пользования).
В соответствии с договором аренды нежилого помещения от 10.08.2020 общество с ограниченной ответственностью «Контакт», как арендодатель, передал обществу с ограниченной ответственностью «Новая Строительная Компания», как арендатору, во временное владение и пользование нежилое помещение площадью 10 кв. (каб. 4), которое расположено на 2 этаже в здании по адресу <...>.
В силу п. 1.6 данного договора арендодатель разрешает арендатору использовать помещение для регистрации по адресу указанному в договоре.
Договор заключен на 11 месяцев (п. 2.1 договора аренды).
Основным видом деятельности общества является строительство жилых и нежилых зданий (ОКВЭД 41.20).
11.09.2020 регистрирующим органом проведен осмотр предполагаемого адреса регистрации общества (протокол осмотра от 11.09.2020 № 635). В ходе осмотра установлено, что по данному адресу расположено 6-ти этажное административное здание с 2-х этажной пристройкой. В цокольном этаже пристройки находится гараж. ФИО4 (представитель по доверенности) представила к осмотру помещение на втором этаже, на двери которого размещен лист А4 с указанием номера помещения и названием общество с ограниченной ответственностью «Новая Строительная Компания» ИНН <***>. Со слов ФИО4 общество ведет деятельность по данному адресу. Также по данному адресу зарегистрированы: ООО «Буковина Приморья» ИНН <***>, ООО «Зинтекс» ИНЬ 2536307238, ООО «Земко» ИНН <***>, ООО «Трэк-Авто» ИНН <***>, ООС «Фирма Карэ» ИНН <***>, представители которых в момент осмотра отсутствовали.
В ИФНС России № 29 по г. Москве направлен запрос от 10.09.2020 №06-13/32504 о предоставлении информации в отношении общества ИНН <***> о проведенных мероприятиях налогового контроля, о причинах отказа в ликвидации.
ИФНС России № 29 по г. Москве в ответ на запрос представлен протокол осмотра от 25.09.2020 адреса места нахождения общества в г. Москве (исх. 05.10.2020 №31-40/075120@). Согласно представленного осмотра, связь общества по адресу регистрации не возможна.
Сведения о наличии филиалов, обособленных подразделений, представительств за рубежом общества в базе данных инспекции отсутствуют.
Среднесписочная численность 2017-2020 - 1 человек. Справки 2-НДФЛ за 2017-2020 годы обществом не предоставлялись. Имущество, транспортные средства отсутствует.
По результатам анализа выписки банка общества установлено, что:
- в 2017 сумма поступлений составила 28,8 тыс. руб., сумма расходов - 42,9 тыс. руб.
- в 2018 сумма поступлений составила 0 тыс. руб., сумма расходов- 26,5 тыс. руб.
- в 2019 сумма поступлений составила 0 тыс. руб., сумма расходов- 1,3 тыс. руб.
- в 2020 сумма поступлений составила 0 тыс. руб., сумма расходов- 0 тыс. руб.
Общество в 2017 году применяло общую систему налогообложения, с 2018 года применяет упрощенную систему налогообложения.
Согласно информации, имеющейся у регистрирующего органа, доходы от реализации общества в 2017 году составили -16 460,4 тыс.руб. Налоговые декларации по НДС за 1-3 кварталы 2017 представлены с нулевым показателями. В налоговых декларациях по НДС за 4 квартал 2017 доходы от реализации составили 16 460,4 тыс.руб. Сумма налога к уплате равно 0 тыс.руб. Доля вычетов -100%.
Однако, согласно ответа банка от 08.09.2020 № 16233, 16244 в 2017 году на расчетные счета общества поступило 28 тыс.руб. в качестве возврата по ст. 78 НК РФ. Данные обстоятельства являются признаком формальной осуществления финансово-хозяйственной деятельности (бумажного НДС).
Налоговые декларации по упрощенной системе налогообложения за 2018-2020 годы представлены с нулевыми показателями.:
Согласно базы данных, в учредительных документах содержится информация о неоднократном начале процедуры ликвидации (уведомления о принятии решения о ликвидации от 30.05.2018, 16.07.2018, 01.08.2018, 17.04.2020, 18.05.2020) и отказах инспекции в ликвидации.
Участник и директор общества ФИО3, является директором ООО «АЗИАТСКИЙ РЕГИОН» (ОГРН <***>), в отношении которого внесена запись о недостоверности сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, 27.10.2016.
По результатам проведенного анализа регистрирующим органом установлено, что общество обладает признаками недобросовестной, недействующей организации:
- отсутствуют материальные и трудовые ресурсы для осуществления деятельности;
- искажение сведений в налоговой отчетности: сведения о движении ДС по счетам налогоплательщика не соответствуют сведениям, заявленным в налоговой отчетности;
- неоднократная смена юридического адреса юридического лица;
- место жительства руководителя, учредителя не совпадает с регионом ведения деятельности;
- в учредительных документах содержится информация о намерении учредителя общества с ограниченной ответственностью «Новая строительная компания» ликвидировать общество: неоднократное начало процедуры ликвидации (уведомления о принятии решения о ликвидации от 30.05.2018 16.07.2018, 01.08.2018, 17.04.2020, 18.05.2020). Прослеживается подконтрольность общества и собственника помещения общества с ограниченной ответственностью «ПИК» по гр. ФИО5, который является сотрудником общества с ограниченной ответственностью «ПИК», взаимозависимой с обществом с ограниченной ответственностью «Новая строительная компания» - обществом с ограниченной ответственностью «Дальсервис» ИНН <***>.
Регистрирующим органом установлено, что заявленный адрес Краснознаменный переулок, д. 5 является адресом массовой регистрации, по данному адресу зарегистрировано 5 юридических лиц.
01.06.2021 регистрирующим органом проведен повторный осмотр адреса места нахождения юридического лица, составлен протокол осмотра.
В ходе осмотра установлен факт отсутствия ведения обществом деятельности по заявленному адресу. В ходе телефонного разговора директор общества ФИО3 пояснил, «что в настоящее время организация деятельность не ведет и сотрудники в офисе отсутствуют».
Данные обстоятельства явились основанием для отказа в государственной регистрации на основании положений пп. «р» п.1 ст. 23 Закона № 129-ФЗ. Заявителем не представлено документальных доказательств, подтверждающих отсутствие государственной регистрации третьих лиц по заявленному адресу.
Полагая, что действия регистрирующего органа не соответствуют требованиям Закона № 129-ФЗ заявитель обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Приморскому краю на решение об отказе в государственной регистрации от 14.04.2021 (вх. от 21.05.2021 № 025733). Жалоба оставлена без удовлетворения.
В связи с чем, заявитель обратился в арбитражный суд Приморского края с требованиями по настоящему делу.
Исследовав изложенные обстоятельства дела, оценив представленные сторонами доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд признал, что требования не подлежат удовлетворению в силу следующего.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением единого государственного реестра юридических лиц регулируются ст. 51 ГК РФ и Законом № 129-ФЗ.
Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; проведения осмотра объектов недвижимости; привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки (п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ).
В соответствии с п. 4 Оснований, условий и способов проведения, указанных в п. 4.2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, утвержденных Приказом ФНС России от 11.02.2016 №ММВ-7-14/72@ (далее - Порядок), основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
Пунктом 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ установлено, что в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами «в», «д» и (или) «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений.
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
При этом, как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Апелляционного Суда в пункте 1 Постановления от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» (далее – Постановление № 61) в силу подпункта «в» пункта 1 статьи 5 Закона о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица отражается в едином государственном реестре юридических лиц для целей осуществления связи с юридическим лицом. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.
Пунктом 2 Постановления № 61 установлено, что о недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать следующее:
1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.);
2) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;
3) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;
4) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);
5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.
При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться.
В силу п. 4.4 Закона №129-ФЗ государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единых государственный реестр.
Необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям Закона №129-ФЗ, и как составляющая часть государственного реестра являющегося федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российское Федерации от 13.10.2011 №7075/11).
Таким образом, исследовав результаты мероприятий налогового контроля, арбитражный суд приходит к выводу о том, что общество, сменив адрес местонахождения, фактически не ведет деятельность по новому адресу, осуществило смену адреса формально.
Кроме того, судом принимается в качестве обстоятельств, опровергающих выводы заявителя следующее.
Учитывая условия договоров аренды и безвозмездного пользования помещения, общество с ограниченной ответственностью «Контакт» вправе передавать помещения в аренду только на период действия договора безвозмездного пользования.
Таким образом, на момент представления в регистрирующий орган заявления по форме Р13014 срок действия договора безвозмездного пользования истек, соответственно договор аренды, заключенный заявителем с обществом с ограниченной ответственностью «Контакт» не может служить документом, подтверждающим права пользования объектом в соответствии с положениями п. 6 ст. 17 Закона № 129-ФЗ.
Кроме того, договор аренды не содержит положения, указывающие на то, что общество с ограниченной ответственностью «Контакт» вправе выдавать третьим лицам разрешение для использования арендуемых помещений в качестве адреса места нахождения для отражения в ЕГРЮЛ.
Таким образом, на основании вышеизложенного, с учетом всех обстоятельств дела, исследовав выводы регистрирующего органа, результаты проведенных осмотров помещения, результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности общества, оценивая совокупность и хронологию всех действий общества, выраженных в неоднократных попытках ликвидироваться (уведомления о принятии решения о ликвидации от 30.05.2018, 16.07.2018, 01.08.2018, 17.04.2020, 18.05.2020) и отказах инспекции в ликвидации, у регистрирующего органа имелись достаточные основания для вывода о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ об адресе общества, поскольку на момент проведения проверочных мероприятий органы управления (представители) общества по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, не установлены. Связь с заявителем по данному адресу, на момент осмотра отсутствовала.
Доводы заявителя о несоответствии действительности указанных выводов регистрирующего органа о фактическом отсутствии юридического лица по адресу регистрации отклонены судом, поскольку основаны на утверждении заявителя о соблюдении формальных процедур исполнения отношений договора аренды помещения по адресу: <...>.
Более того, арбитражный суд учитывает также то обстоятельство, что из пояснений истца, представленных в арбитражный суд 07.10.2021, следует, что общество фактически не осуществляет ведение хозяйственной деятельности с 2018 года, у общества отсутствуют материальные и трудовые ресурсы, что также подтверждает вышеизложенные выводы регистрирующего органа о недостоверности адреса места нахождения общества.
В установленный в силу п. 6 ст. 11 Закона № 129-ФЗ срок запрашиваемые регистрирующим органом достоверные сведения и документы общество не представило.
Учитывая изложенное, действительное отсутствие общества по адресу регистрации, неосуществление последним деятельности по данному адресу, влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц в получении достоверной информации о существовании юридического лица и препятствует предъявлению требований кредиторами.
Процедура внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности адреса места нахождения общества регистрирующим органом соблюдена. Решение регистрирующего орган вынесено в рамках его компетенции и в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 110, 167-170 АПК РФ, арбитражный суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Хижинский А.А.