ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-12271/14 от 19.06.2014 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-12271/2014

25 июня 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 19 июня 2014 года. Полный текст решения изготовлен 25 июня 2014 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Черняк Л.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Мясниковой О.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Первомайская управляющая компания-2» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 29.11.2005)

к Государственной жилищной инспекции Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об отмене постановления от 27.03.2014 руководителя государственной жилищной инспекции Приморского края ФИО1 по административному делу № 51-04-11/44, о признании общества с ограниченной ответственностью «Первомайская управляющая компания-2» виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ и административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.;

о прекращении производства по делу об административному правонарушении;

при участии в заседании:

от заявителя: представитель ФИО2 по доверенности № 42 от 16.05.2014, паспорт;

от административного органа: представитель ФИО3 по доверенности № 51-32-10 от 24.03.2014, удостоверение;

установил: общество с ограниченной ответственностью «Первомайская управляющая компания-2» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Государственной жилищной инспекции Приморского края (далее – административный орган, ответчик) об отмене постановления от 27.03.2014 руководителя государственной жилищной инспекции Приморского края ФИО1 по административному делу № 51-04-11/44, о признании общества с ограниченной ответственностью «Первомайская управляющая компания-2» виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ и административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.; о прекращении производства по делу об административному правонарушении.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что наличие вредных последствий совершенного обществом административного правонарушения, а также существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в результате допущенного правонарушения, в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава вмененного административного правонарушения, общество не причинило существенного вреда интересам государства. Считает возможным квалифицировать данное правонарушение в качестве малозначительного. В связи с чем, просит суд применить положения статьи 2.9 КоАП РФ.

Общество считает доводы ответчика, при отклонении ходатайства о малозначительности правонарушения, не подтвержденными материалами дела, поскольку до вынесения постановления по административному делу обществом в добровольном порядке устранены в полном объеме все недостатки, выявленные в ходе проверки. При рассмотрении материалов дела указанные обстоятельства не были учтены административным органом как смягчающие в соответствии со ст. 4.2. КоАП РФ.

Административный орган требования не признал, считает указанные в заявлении общества обстоятельства не соответствующими действительности. Полагает, что факт административного правонарушения в действиях заявителя установлен материалами административного дела.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Советского района города Владивостока 27.02.2014 проведена проверка соблюдения ООО «Первомайская управляющая компания-2» требований стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на официальном сайте - www.reformagkh.ru.

В ходе проверки прокуратурой было установлено, что общество, нарушив требования Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, не обеспечило доступ неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации, а именно: не размещены сведения, предусмотренные п.п. «г», «ж» п. 8, п. 12, п. 13, п. 14, п. 16 Стандарта.

Результаты проверки оформлены актом от 27.02.2014.

Кроме того, 27.02.2014 прокуратурой вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.

Материалы дела были переданы для решения вопроса о привлечении к административной ответственности по подведомственности в Государственную жилищную инспекцию по Приморскому краю.

24.04.2014 административным органом вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении: 27.03.2014 в 10 час. 00 мин. по ул. 1-я Морская, д. 2, каб. 14, г. Владивосток. Копия определения отправлена в адрес общества и прокуратуры.

27.03.2014 по результатам рассмотрения административного дела вынесено постановление № 51-04-11/44 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 250 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, считая его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы предпринимателя, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Изучив материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав законность оспариваемого постановления, суд считает заявленное требование не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с требованиями ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 7.23.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение лицами, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.

Согласно части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 1 Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 731 (далее - Стандарт раскрытия информации), настоящий документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом (далее соответственно - управляющие организации, информация), порядку, способам и срокам ее раскрытия, а также особенности раскрытия информации и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом без заключения договора с управляющей организацией (далее соответственно - товарищество, кооператив).

В соответствии с п. 2 Стандарта раскрытия информации, под раскрытием информации понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.

Пунктом 3 Стандарта раскрытия информации определено, что управляющая организация обязана раскрывать следующую информацию: общую информацию об управляющей организации; основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления); сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

В соответствии с п. 5 Стандарта раскрытия информации, информация раскрывается путем:

а) обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:

сайт управляющей организации;

сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность;

б) опубликования в полном объеме в официальных печатных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления и которые распространяются в муниципальных образованиях, на территории которых управляющие организации осуществляют свою деятельность (далее - официальные печатные издания), в случае если на территории муниципального образования отсутствует доступ к сети Интернет;

в) размещения на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации;

г) предоставления информации на основании запросов, поданных в письменном или электронном виде.

Обязательной для раскрытия является информация, предусмотренная п. п. 8 - 15 Стандарта раскрытия информации.

Подпунктом «г» п. 8 Стандарта раскрытия информации установлено, что в рамках общей информации об управляющей организации раскрытию подлежат, в том числе сведения о режиме работы управляющей организации, в том числе часы личного приема граждан сотрудниками управляющей организации и работы диспетчерских служб.

В соответствии с п. п. «а» п. 9 Стандарта раскрытия информации, в рамках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации раскрытию подлежат, в том числе годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему.

В силу п. 9(2) Стандарта раскрытия информации, сведения, указанные в п. п. «а» п. 9 размещаются в виде копий указанных документов, заверенных подписью руководителя управляющей организации и печатью этой организации, подписью председателя правления товарищества или кооператива и печатью соответствующей организации, а при размещении в сети Интернет - в виде электронного образа (копии) документов, отображающих, в том числе, подпись указанных руководителей и печать организаций.

Согласно п. 11 Стандарта раскрытия информации, в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме раскрытию подлежат следующие сведения:

а) проект договора управления, заключаемого с собственниками помещений в многоквартирных домах, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными или иными специализированными потребительскими кооперативами, который должен содержать все существенные условия договора управления;

б) сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома, которые должны содержать:

план работ на срок не менее 1 года по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, мер по снижению расходов на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) управляющей организацией, с указанием периодичности и сроков осуществления таких работ (услуг), а также сведения об их выполнении (оказании) и о причинах отклонения от плана;

сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год;

сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества коммунальных услуг и (или) за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год;

сведения о фактах выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ не в соответствии с устанавливаемыми Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

В силу п. 13 Стандарта раскрытия информации, информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать:

а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг);

б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).

Из п. 14 Стандарта раскрытия информации следует, что в рамках информации о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы раскрытию подлежат следующие сведения:

а) перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация, товарищество или кооператив закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, а также объема закупаемых ресурсов и цен на такие ресурсы, по которым управляющая организация, товарищество или кооператив закупает их у ресурсоснабжающих организаций;

б) тарифы (цены) для потребителей, установленные для ресурсоснабжающих организаций, у которых управляющая организация, товарищество или кооператив закупает коммунальные ресурсы. При этом управляющая организация, товарищество или кооператив указывает реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер, наименование принявшего акт органа), которыми установлены такие тарифы (цены). Сведения о тарифах (ценах) приводятся по состоянию на день раскрытия информации и подлежат обновлению в сроки, указанные в пункте 16 настоящего документа;

в) тарифы (цены) на коммунальные услуги, которые применяются управляющей организацией, товариществом или кооперативом для расчета размера платежей для потребителей;

г) величина установленной социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) для групп домохозяйств и типов жилых помещений, предусмотренных Положением об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), для потребителей, получающих пенсию по старости и (или) инвалидности, для потребителей, проживающих в жилых помещениях, отнесенных к аварийному жилищному фонду или жилому фонду со степенью износа 70 процентов и более, реквизиты нормативных правовых актов (дата, номер и наименование принявшего акт органа), которыми установлена такая социальная норма, условия применения такой социальной нормы указанными потребителями, случаи неприменения такой социальной нормы и цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), установленные для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы, указываемые управляющей организацией, товариществом или кооперативом, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).

Согласно пункту 16 Стандарта раскрытия информации, изменения, внесенные в раскрытую информацию, подлежат опубликованию в тех же источниках, в которых первоначально была опубликована соответствующая информация, в следующие сроки:

а) на официальном сайте в сети Интернет, указанном в подпункте "а" пункта 5 и подпункте "а" пункта 5(1) настоящего документа, - в течение 7 рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений;

б) в официальных печатных изданиях - в течение 30 дней со дня изменения соответствующих сведений;

в) на информационных стендах - в течение 2 рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений.

Статьей 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон № 149-ФЗ) предусмотрено, что информация, подлежащая раскрытию в сфере управления многоквартирными домами, является информацией, доступ к которой не ограничен, то есть общедоступной информацией.

Согласно ч. 1 ст. 8 Закона № 149-ФЗ, граждане вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Согласно п. 6 Стандарта раскрытия информации размещается управляющей организацией на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на сайте в сети Интернет, выбранном управляющей организацией из числа сайтов, указанных в подпункте «а» пункта 5 Стандарта. При этом информация должна быть доступна в течение 5 лет.

Адрес официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, определен приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 02.04.2013 № 124 «Об утверждении Регламента раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», путем ее опубликования в сети Интернет и об определении официального сайта в сети Интернет, предназначенного для раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами», согласно которому таким сайтом является - www.reformagkh.ru.

Согласно п. 2.4. Устава ООО «Первомайская управляющая компания-2», одним из видов деятельности Управляющей организации является управление эксплуатацией жилого фонда.

Между тем, указанные требования обществом не выполнялись. Как следует из материалов дела, Управляющей организацией нарушены требования п. п. «г» п. 8, п. п. «а» п. 9, п. 9(2) п. 11, п. 13, п. 14, п. 16 Стандарта, а именно: не представляется возможным субъектам получения информации ознакомиться со сведениями, имеющим отношение к управлению многоквартирным домом. В нарушение указанных требований Стандарта, на момент проведения проверки прокуратурой, на сайте ООО «Первомайская управляющая компания-2» www.reformagkh.ru обязательная к раскрытию информация не размещена. Данный факт подтверждается, в том числе, актом проверки от 27.02.2014, постановлением прокуратуры о возбуждении дела об административном правонарушении от 27.02.2014.

В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд полагает, что административный орган представил достаточные доказательства, свидетельствующие о том, что ООО «Приморская управляющая компания-2» совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 7.23.1 КоАП РФ.

Порядок привлечения общества к административной ответственности судом проверен, нарушений не установлено. Государственная жилищная инспекция по Приморскому краю является полномочным административным органом по рассмотрению дел данной категории.

Срок давности привлечения к административной ответственности административным органом не пропущен.

Довод общества о возможности применения к данному правонарушению положений статьи 2.9 КоАП РФ (малозначительность) судом отклоняется.

Применение статьи 2.9 КоАП РФ при рассмотрении дел об административном правонарушении является правом суда.

В силу статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Вместе с тем, материалы дела не содержат доказательств того, что фактические обстоятельства дела могут свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей применить статью 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в пункте 18.1 Постановления № 10 от 02.06.2004.

Совершенное правонарушение имеет формальный состав и ответственность за его совершение наступает вне зависимости от наступивших последствий. Допущенное обществом нарушение посягает на установленный законом порядок в области жилищного законодательства, содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и ущемляет жилищные права граждан, проживающих в многоквартирных дома, находящихся под управлением, на получение достоверной информации в объеме, установленном действующим законодательством.

Ссылка заявителя на то, что при рассмотрении материалов дела все выявленные нарушения были устранены, судом не принимается, поскольку устранение выявленных нарушений не может являться основанием для освобождения от административной ответственности либо для оценки правонарушения как малозначительного.

В связи с чем, оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд не усматривает.

Иных доводов, свидетельствующих о неправомерном привлечении заявителя к административной ответственности, общество не заявляло.

Кроме того, заявителю назначено наказание в виде административного штрафа по меньшему пределу, установленному для санкции статьи 7.23.1 части 1 КоАП РФ.

Согласно ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

При указанных обстоятельствах суд считает, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, в связи с чем, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

Требования заявителя о прекращении производства по административному делу не подлежат удовлетворению ввиду следующего.

В силу статей 207 и 211 АПК РФ арбитражный суд в результате рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности принимает решение о признании его незаконным и отмене полностью или в части, изменении решения либо об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Согласно статье 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении в случаях, предусмотренных данной статьей.

Таким образом, производство по делу об административном правонарушении может быть прекращено соответствующим административным органом, а в компетенцию арбитражного суда, рассматривающего дело об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, разрешение данного вопроса не входит.

Производство по делу в части требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, суд не относит на стороны расходы по государственной пошлине.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150, статьями 151, 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Первомайская управляющая компания-2» об отмене постановления руководителя государственной жилищной инспекции Приморского края ФИО1 по административному делу № 51-04-11/44, о признании общества с ограниченной ответственностью «Первомайская управляющая компания-2» виновным в совершении административного правонарушении, предусмотренного ч. 1 ст. 7.23.1 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 руб., отказать.

Производство по делу в части требования о прекращении производства по административному делу прекратить.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Черняк Л.М.