АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-12548/2016
04 октября 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена октября 2016 года .
Полный текст решения изготовлен октября 2016 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Назметдиновой Р.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Транковской Е.Д., рассмотрев в судебном заседании заявление закрытого акционерного общества "Давос" (ИНН <***>; ОГРН <***>)к Находкинской таможне(ИНН <***>, ОГРН <***>)о признании незаконным решения об отказе в регистрации декларации на товары от 11.03.2016, оформленное листом отказа № 10714060/110316/0000709,
при участии в заседании представителя заявителя – Клаус Д.Ф. (удостоверение, доверенность б/н от 11.03.2015).
у с т а н о в и л:
закрытое акционерное общество «Давос» обратилось с требованиями о признании незаконным решения Находкинской таможни (далее ответчик, таможенный орган) об отказе в регистрации декларации на товары от 11.03.2016, оформленного листом отказа №10714060/110316/0000709. Также заявитель просит взыскать с ответчика судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 15 000 рублей.
Таможенный орган, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда своих представителей не направил.В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (деле - АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть настоящий спор в отсутствие ответчика по имеющимся в деле доказательствам.
В обоснование предъявленных требований заявитель указал на то, что спорное решение было принято таможенным органом на основании приказа ФТС России от 25.02.2016 № 351, которым у заявителя было отозвано свидетельство о включении в реестр таможенных представителей. Названный приказ № 351 на момент подачи заявителем 11.03.2016 спорной ДТ был отменен приказом ФТС России от 10.03.2016 № 466, в связи с чем, спорное решение принято ответчиком неправомерно.
Таможенный орган требования заявителя оспорил, ссылаясь на то, что приказ ФТС России от 10.03.2016 № 466 был получен ответчиком только 14.03.2016, то есть, после подачи заявителем спорной ДТ, в связи с чем, на момент принятия спорного решения у ответчика отсутствовали правовые основания для регистрации спорной ДТ.
Из пояснений заявителя, материалов дела арбитражный суд установил следующее.
11.03.2016 заявителем, как представителем, на основании заключенного с Региональной общественной организацией «Федерация водно-моторного спорта Приморского края», как клиентом, договора на исполнение услуг по таможенному оформлению № 12/2015 от 21.12.2015 в целях таможенного оформления ввезенного во исполнение внешнеторгового контракта от 11.09.2015 № DI-0911/15 товара посредством системы электронного декларирования была подана ответчику декларация на товары.
Таможенный орган по результатам рассмотрения поданной заявителем декларации на товары отказал заявителю в регистрации указанной таможенной декларации, оформив свой отказ листом отказа в регистрации таможенного документа №10714060/110316/0000709, указав в качестве причины отказа на не несоблюдение заявителем подп. 2 п. 4 ст. 190 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее ТК ТС) в связи с тем, что полномочия таможенного представителя не подтверждены согласно приказу ФТС России от 25.02.2016 № 351 - срок действия свидетельства таможенного представителя истек 10.03.2016, то есть, принял спорное по настоящему делу решение.
Не согласившись с отказом в регистрации декларации на товары, посчитав, что данное решение является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Заслушав пояснения заявителя, исследовав материалы дела, арбитражный суд пришел к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению в силу следующего.
Согласно п. 1 ст. 198, п. 4 ст. 200, п. 2 ст. 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таможенный представитель - юридическое лицо государства - члена Таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (подп. 34 п. 1 ст. 4 ТК ТС).
В соответствии с п.п. 2, 3, 6 ст. 12 ТК ТС таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза на территории государства - члена Таможенного союза, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей.
Процедура таможенного декларирования товаров регулируется нормами Главы 27 ТК ТС.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 180 ТК ТС декларация на товары является одним из видов таможенной декларации.
В силу п. 5 ст. 180 ТК ТС таможенная декларация может быть подана в виде электронного документа.
На основании п. 2 ст. 179, п. 1 ст. 190 ТК ТС таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
Отношения таможенных представителей с декларантами или иными заинтересованными лицами строятся на договорной основе.
Как предусмотрено в п. 3 ст. 12 ТК ТС, п. 3 ст. 60 Федерального Закона Российской Федерации от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее Закона № 311-ФЗ), при оказании услуг по декларированию договор заключается непосредственно между декларантом и таможенным представителем.
Согласно п. 1 ст. 12 ТК ТС, п. 1 ст. 60 Закона № 311-ФЗ юридическое лицо признается таможенным представителем после включения в реестр таможенных представителей.
Порядок включения таможенных представителей в соответствующий реестр предусмотрен Административным регламентом Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги ведения реестра таможенных представителей, утвержденного приказом ФТС России от 03.10.2011 № 2012 (далее Регламент № 2012).
На основании абз. 2 п. 1 ст. 12 ТК ТС, п. 48 Регламента № 2012 юридическое лицо признается таможенным представителем и вправе осуществлять деятельность в качестве такового с даты издания приказа ФТС России о включении юридического лица в реестр.
Не позднее 3 рабочих дней со дня издания приказа уполномоченное должностное лицо Главного управления ФТС России выдает свидетельство о включении в реестр таможенных представителей руководителю юридического лица либо уполномоченному представителю юридического лица (п. 47 Регламента № 2012).
Условия включения в реестр таможенных представителей определены в ст. 13 ТК ТС, ст. 61 Закона № 311-ФЗ.
В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 181 ТК ТС сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров, подлежат указанию в таможенной декларации.
Согласно п. 3 ст. 190 ТК ТС таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом решением Комиссии Таможенного союза.
В силу подп. 2 п. 4 ст. 190 ТК ТС таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации в том случае, если таможенная декларация подана не уполномоченным лицом.
Как установлено арбитражным судом из материалов дела, основанием принятия спорного решения на основании подп. 2 п. 4 ст. 190 ТК ТС явилось принятие ФТС России приказа от 25.02.2016 № 351 «Об исключении из реестра таможенных представителей Закрытого акционерного общества «Давос», согласно преамбуле которого в обоснование исключения заявителя из реестра таможенных представителей ФТС России указало на отсутствие в штате основного подразделения заявителя двух работников, а также в штате филиала заявителя в г. Москве одного или более работников, имеющих документ, подтверждающий их соответствие квалификационным требованиям, установленным в ст. 63 Закона № 311-ФЗ.
В приказе № 351 от 25.02.2016 было указано, что он вступает в силу по истечении 15 дней со дня его издания, то есть, 12.03.2016.
Иные основания для отказа в регистрации поданной заявителем ДТ указаны не были.
В материалы дела представлена копия приказа ФТС России от 10.03.2016 № 466 об отмене ранее изданного приказа от 25.02.2016 № 351.
Из представленной в материалы дела копии ДТ №10714060/110316/ поданной заявителем, в отношении которой принято спорное решение, следует, что в графе 54 названной ДТ заявителем были указаны сведения о номере документа, свидетельствующего о включении заявителя в Реестр таможенных представителей; идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и через знак разделителя «/» код причины постановки на учет (КПП) таможенного представителя; фамилия, имя, отчество физического лица, составившего ДТ, номер и дату выдачи его паспорта, занимаемую должность в штате таможенного представителя и номер контактного телефона, что соответствует требованиям подп. 49 п. 15 Инструкции по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257.
Правильность заполнения декларации на товары ответчик не оспаривает.
В рассматриваемом случае таможенный представитель подал декларацию на товары 11.03.2016, то есть, в период времени, когда приказ ФТС России от 25.02.2016 № 351 не вступил в силу.
Таким образом, в соответствии с п. 1 ст. 12 ТК ТС, ч. 1 ст. 60 Закона № 311-ФЗ до момента вступления в силу названного Приказа ФТС России и исключения из реестра таможенных представителей заявитель являлся на основании норм Главы 3 ТК ТС лицом, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела, и действовал в пределах предоставленных ему полномочий таможенного представителя.
Приведенное в оспариваемом решении обоснование принятия данного решения свидетельствует об осведомленности Находкинской таможни об основании исключения заявителя из реестра таможенных представителей, в спорном решении имеется ссылка на реквизиты приказа ФТС России от 25.02.2016 № 351, следовательно, таможня не могла не знать о предельно допустимом сроке вступления в силу такого приказа и наличии у таможенного представителя полномочий на подачу таможенной декларации.
Кроме того, в соответствии с п. 12 Регламента № 2012 реестр таможенных представителей ведется в электронном виде по форме, утвержденной правовым актом ФТС России. ФТС России публикует реестр в своих официальных изданиях и размещает его на официальном сайте ФТС России в сети Интернет (www.customs.ru) по мере внесения в реестр изменений, но не реже одного раза в месяц. Структурное подразделение ФТС России, в компетенцию которого входит опубликование документов в официальных изданиях ФТС России, обеспечивает публикацию реестра в последней декаде каждого месяца. Структурное подразделение ФТС России, в компетенцию которого входит информационное наполнение WEB-сервера ФТС России, обеспечивает актуализацию размещенного на WEB-сервере ФТС России реестра не позднее 3 рабочих дней со дня издания приказов ФТС России о включении (исключении), внесении изменений в реестр, приостановлении (возобновлении) деятельности в качестве таможенного представителя.
В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона № 311-ФЗ таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему, следовательно, информирование вышестоящими таможенными органами нижестоящих таможенных органов о принятых актах в сфере регулирования таможенных правоотношений относится к внутриорганизационным мероприятиям координации их деятельности в порядке подчиненности.
Ненадлежащий контроль за информированием таможенных органов о принятии ФТС России актов в сфере таможенного дела не должен создавать, в том числе для лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, препятствия для реализации предоставленных им полномочий, иное противоречило бы основанным принципам деятельности таможенных органов, закрепленным в ст. 11 Закона № 311-ФЗ.
С учетом изложенного, у таможенного органа отсутствовали правовые основания для отказа в регистрации поданной заявителем таможенной декларации по мотиву отсутствия у таможенного представителя полномочий на ее подачу, следовательно, оспариваемое решение не соответствует подп. 2 п. 4 ст. 190 ТК ТС.
Спорное решение повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя, поскольку создало необоснованные препятствия для осуществления заявителем своих обязанностей таможенного представителя по заключенному заявителем и заинтересованным лицом договору на исполнение услуг по таможенному оформлению от 21.12.2015 № 12/2015.
В соответствии с п. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие), в том числе государственных органов не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких условиях, поскольку спорное решение принято таможенным органом неправомерно, нарушает права и законные интересы заявителя, требования заявителя подлежат удовлетворению, как законные и обоснованные.
Согласно статьями 106, 110 АПК РФ на Находкинскую таможню относятся расходы заявителя по уплате госпошлины и судебные издержки заявителя на оплату услуг представителя по настоящему делу в сумме 15 000 рублей.
Обстоятельство фактического несения заявителем расходов на оплату услуг представителя, их размера в связи с рассмотрением настоящего дела арбитражным судом в сумме 15 000 рублей подтверждается материалами дела.
Принимая во внимание сложность дела, период времени, затраченный на подготовку к делу, объем письменных документов, составленных и подготовленных представителем по настоящему делу, характер рассматриваемого спора и категорию дела, оказание услуг представителя по настоящему делу путем составления, подачи заявления, путем участия в судебном заседании, а также сложившуюся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов, арбитражный суд приходит к выводу о том, что требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме 15 000 рублей являются разумными, обоснованными, соответствующими объему фактически оказанных услуг представителя, в связи с чем, данные требования подлежат удовлетворению в полном объеме, в сумме 15 000 рублей, что, как полагает арбитражный суд, соответствует разумной стоимости услуг представителя по настоящему делу.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167 - 171, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
признать незаконным решение Находкинской таможни об отказе в регистрации декларации на товары от 11.03.2016, оформленное листом отказа № 10714060/110316/0000709, как не соответствующее Таможенному кодексу Таможенного союза.
Взыскать с Находкинской таможни (ИНН <***>, ОГРН <***>)в пользу закрытого акционерного общества «Давос» (ИНН <***>; ОГРН <***>) судебные расходы в размере 18 000 (восемнадцать тысяч) рублей, в том числе 3 000 рублей - расходы по уплате государственной пошлины, 15 000 рублей - расходы на оплату услуг представителя.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через арбитражный суд Приморского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, в Пятый арбитражный апелляционный суд и в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, в Арбитражный суд Дальневосточного округа, при условии, что решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции.
Судья Р.Б. Назметдинова