АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-12600/2010
03 марта 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 24.02.2011. Полный текст решения изготовлен 03.03.2011.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Колтуновой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Пузановой И.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Байсан»
к Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края, Администрации Приморского края
третьи лица: Департамент промышленности и транспорта администрации Приморского края; Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края; Управление государственной службы занятости населения Приморского края; Управление Федеральной миграционной службы России по Приморскому краю; Государственная инспекция труда в Приморском крае
об оспаривании действий
при участии в судебном заседании:
от заявителя – не явились, извещены;
от Межведомственной комиссии – не явились, извещены;
от Администрации Приморского края - не явились, извещены
от Управления государственной службы занятости населения Приморского края – не явились, извещены
от Департамента промышленности и транспорта администрации Приморского края – ФИО1, удостоверение №1456, доверенность №23-104
от Государственной инспекции труда в Приморском крае – не явились, извещены
от Управления по координации правоохранительной деятельности Приморского края – не явились, извещены
от Управления Федеральной миграционной службы России по Приморскому краю – не явились, извещены
установил: Общество с ограниченной ответственностью «Байсан» (далее – заявитель, общество, ООО «Байсан») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края (далее – ответчик, межведомственная комиссия), выразившихся в отклонении заявки ООО «Байсан» о привлечении иностранных работников, оформленные протоколом заседания межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории края №10 от 25.06.2010 в г. Владивостоке и обязать Администрацию Приморского края в лице Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края удовлетворить заявку ООО «Байсан» о привлечении иностранных работников на территории Приморского края.
Представитель общества в судебное заседание не явился, через канцелярию суда заявил ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с участием представителя в другом судебном процессе.
Представитель Департамента промышленности и транспорта администрации Приморского края против отложения судебного разбирательства не возразил.
Судом ходатайство рассмотрено и отклонено, поскольку суд считает, что общество могло обеспечить явку иного уполномоченного представителя.
Представители Управления по координации правоохранительной деятельности Приморского края, Управления государственной службы занятости населения Приморского края, Управления Федеральной миграционной службы России по Приморскому краю, Государственной инспекция труда в Приморском крае в заседание суда не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящий спор в отсутствие представителей указанных лиц.
Представитель общества через канцелярию суда заявленные требования уточнил, просил признать незаконными действия Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края, выразившихся в отклонении заявки ООО «Байсан» о привлечении иностранных работников, оформленные протоколом заседания межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории края №10 от 25.06.2010 в г. Владивостоке протоколом заседания межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории края №10/1 от 25.06.2010 в г.Владивостоке.
В остальной части требования поддержал.
Представитель Департамента промышленности и транспорта администрации Приморского края против уточнения требований не возразил.
Судом уточнения требований рассмотрены и приняты в порядке статьи 49 АПК РФ.
Обосновывая заявленные требования, представитель общества пояснил, что Правилами о порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формировании квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ от 22.12.2006 №783 установлены основания, по которым объемы привлечения иностранных работников, предусматриваемые работодателями, могут быть уменьшены, а их заявки отклонены полностью или частично решением межведомственной комиссии. Между тем ни одно из оснований, предусмотренных Правилами не содержится в оспариваемом отказе.
Кроме того, считает, что в соответствии с действующим законодательством, то обстоятельство, что заявка общества не прошла согласование с департаментом градостроительством Приморского края не является и не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявки, поскольку полномочия департамента не содержат такой функции, как согласование заявок потенциальных работодателей о привлечении иностранной рабочей силы.
Ответчиек в письменном отзыве, представленном в материалы дела по заявленным требованиям возразил, указал, что основанием отклонения заявки общества послужило наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов РФ.
Представитель департамента промышленности и транспорта администрации Приморского края поддержал позицию ответчиков. В обоснование своих доводов указал, что заявитель в 2009-2010 годах производственную деятельность не вел, о чем свидетельствует заявка работодателя на 2011 год, где численность работников по состоянию на 1 января текущего года составила 0 человек. Следовательно, оценить эффективность работы предприятия в 2009-2010 году, в том числе использования иностранной рабочей силы, не представляется возможным.
Кроме того, в 2011 году в крае создание новых рабочих мест в текстильном и швейном производстве в рамках реализации приоритетных национальных проектов, федеральных, отраслевых, региональных программ не планируется.
Таким образом, при рассмотрении заявок работодателей на 2011 год, учитывая низкую загрузку отечественных предприятий текстильного и швейного производства в условиях продолжающегося кризиса, департамент счел нецелесообразным создание швейных предприятий со 100% иностранной рабочей силой на территории края.
Управление государственной службы занятости населения Приморского края в письменном отзыве, представленном в дело, пояснило, что в связи с наличием возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе подготовки или переподготовки безработных граждан, отклонение заявки ООО «Байсан» на привлечение иностранных работников в 2011 году решением Межведомственной комиссией по привлечению иностранных работников на территории Приморского края является правомерным.
Управление Федеральной миграционной службы по Приморскому краю пояснило, что объемы привлечения иностранных работников, предусматриваемые работодателями, могут быть уменьшены, а их заявки отклонены полностью или частично при наличии возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов РФ.
Доказательств обращения общества в службу занятости за услугой подбора соответствующего персонала, а также с целью подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов РФ и невозможности удовлетворения потребности в рабочей силе в связи с отказом центра занятости в материалах дела отсутствуют.
Управление по координации правоохранительной деятельности по Приморскому краю по заявленным требованиям пояснило, что при рассмотрении заявки было установлено, что помимо заявителя по юридическому адресу ООО «Байсан» зарегистрировано иное юридическое лицо, также обратившееся в межведомственную комиссию с заявлением о потребности в иностранной рабочей силе на 2011 год, в связи с чем можно предположить, что эти организации не имеют производственных мощностей и ведут посредническую деятельность по оформлению и предоставлению иностранной рабочей силы иным организациям.
При рассмотрении дела судом установлено, что общество с ограниченной ответственностью «Байсан» зарегистрировано в качестве юридического лица 26.03.2009 Инспекцией ФНС по Ленинскому району г.Владивостока, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1092536002173.
11.11.2010 и 07.12.2010 обществу Федеральной миграционной службой Российской Федерации выданы разрешения на привлечение и использование иностранных работников на территории Приморского края общей численностью 78 человек, в том числе портной – 18 мест, комплектовщик моделей – 18 мест, раскройщик – 13 мест, швея – 21 место, инженер по защите информации – 3 места, инженер по автоматизации и механизации производственных процессов – 5 мест. Разрешения выданы сроком действия до 29.12.2011.
01.05.2010 общество обратилось в Главное управление по труду и занятости населения Приморского края с заявкой о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2011 год.
25.06.2010 состоялось заседание межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории края, на котором было принято решение об отклонении заявок работодателей, планирующих привлечение иностранных работников в 2010 году, в том числе заявки ООО «Байсан».
Решение было оформлено протоколом №10/1 от 25.06.2010, о чем 02.07.2010 письмом №25-02-35/1493 общество было проинформировано Управлением по координационной деятельности Приморского края. При этом управлением было указано на то, что заявка была отклонена как не прошедшая согласование с департаментом промышленности и транспорта Приморского края.
Не согласившись с действиями межведомственной комиссии, посчитав, что они не соответствуют положениям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО «Байсан» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд не находит заявленные требования подлежащими удовлетворению ввиду следующего.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ), который также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (ст. 1 названного Закона).
Согласно п. 9 ст. 13.1 Закона N 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 18 указанного Закона определено, что квота на выдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.
Указанные предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.
Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации.
Квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации (п. 3 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ).
Процедура определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирование соответствующих квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации регулируется Правилами "О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 783 (далее - Правила).
Согласно п. 17 Правил межведомственные комиссии ежегодно, до 10 июля, рассматривают представленные уполномоченными органами субъектов Российской Федерации материалы и принимают решение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников.
По решению межведомственных комиссий объемы привлечения иностранных работников, предусматриваемые работодателями, могут быть уменьшены, а их заявки отклонены полностью или частично при наличии возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации (п. 18 Правил).
Функции по организации и координации работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот в Приморском крае возложены на Главное управление по труду и занятости населения по Приморскому краю, в соответствии с постановлением Губернатора Приморского края от 22.12.2006 №784. Указанные органы власти рассматривают заявки работодателей и готовят соответствующее заключение и информацию на межведомственные комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников.
В соответствии с п. 15 Правил постановлением Губернатора Приморского края от 22.02.2007 №40-пг создана комиссия, утверждено Положение о комиссии и ее состав.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что, отклоняя заявку общества, комиссия, руководствуясь Правилами и положениями Закона N 115-ФЗ, исходила из приоритетного использования национальных трудовых ресурсов, ситуации на рынке труда в Приморском крае.
Так, из материалов дела следует, что Управлением государственной службы занятости населения Приморского края был проведен анализ укомплектования рабочих мест, на которые предполагалось привлечение иностранной рабочей силы за счет внутренних трудовых ресурсов и граждан, ищущих работу, в том числе из других субъектов Российской Федерации. При этом было выявлено, что не все работодатели использовали возможность удовлетворить потребность в рабочей силе за счет российских граждан. Кроме того, Управлением было установлено, что работодатели, предполагающие привлечение иностранной рабочей силы в 2011 году, заявили необоснованно завышенную потребность.
При этом был сделан вывод о том, что по запрашиваемым заявителем специальностям (обувщик по ремонту обуви) имеется возможность подготовки и переподготовки безработных граждан Российской Федерации.
Учитывая изложенное, а также ситуацию на рынке труда Приморского края, наличие безработных и ищущих работу граждан по ряду профессий, по которым предполагается привлечение иностранных работников, Управлением государственной службы занятости по Приморскому краю было предложено заявки работодателей, не использовавших возможность укомплектования рабочих мест за счет российских работников (не подавших сведения о вакансиях в ЦЗН), отклонить (письмо от 15.06.2010 №30-т-6/2600а).
Таким образом, комиссия сделала обоснованный вывод о наличии возможности удовлетворения потребности общества в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в связи с чем правомерно отказала в удовлетворении заявки общества.
Доказательств обращения общества в службу занятости за услугой подбора соответствующего персонала, а также с целью подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации и невозможности удовлетворения потребности в рабочей силе в связи с отказом центра занятости в материалах дела отсутствуют.
По правилам части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку действия Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края, выразившихся в отклонении заявки ООО «Байсан» о привлечении иностранных работников, оформленные протоколом заседания межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории края №10 от 25.06.2010 в г. Владивостоке и протоколом заседания межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории края №10/1 от 25.06.2010 в г.Владивостоке соответствуют положениям действующего законодательства, оснований для удовлетворения требований заявителя у арбитражного суда не имеется.
В связи с тем, что оспариваемые действия судом не признаны незаконными, основания для возложения на ответчика обязанности удовлетворить заявку ООО «Байсан» о привлечении иностранных работников на территории Приморского края в порядке пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ у суда также отсутствуют.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
р е ш и л :
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Байсан» о признании незаконными действий Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края, выразившихся в отклонении заявки ООО «Байсан» о привлечении иностранных работников, оформленные протоколом заседания межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории края №10 от 25.06.2010 в г. Владивостоке и протоколом заседания межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории края №10/1 от 25.06.2010 в г.Владивостоке и обязании Администрацию Приморского края в лице Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Приморского края удовлетворить заявку ООО «Байсан» о привлечении иностранных работников на территории Приморского края отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Н.В. Колтунова