АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. ВладивостокДело № А51-12614/2006 36-310
22 ноября 2006 года
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Бурова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания судьей А.В. Буровым,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску ОАО «Дальэнерго» в лице Уссурийского отделения Дальэнергосбыта
к Администрации Хорольского муниципального района, Финансовому управлению Администрации Хорольского муниципального района, Департаменту финансов администрации Приморского края, Министерству финансов в лице УФК по Приморскому краю
о взыскании 26657,53 рублей
при участии в заседании: от истца - ФИО1 по доверенности от 28.12.05 № ДВЭУК-71/1340Д, (ограниченная).
от ответчика: Министерство финансов – представитель не прибыл, извещен надлежащим образом; Департамент финансов – ФИО2 по доверенности ДФ от 05.08.05 (ограниченная), АПК по доверенности от 02.09.04, удостоверение № 2754; Администрация района – ФИО3 по доверенности от 13.01.06 (ограниченная), удостоверение № 75; Финансовому управлению – по доверенности от 17.04.06.
Резолютивная часть решения объявлена 16 ноября 2006 года. Полный текст решения в соответствии с п.2 ст.176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ) изготовлен 22 ноября 2006.
установил: ОАО «Дальэнерго» в лице Уссурийского отделения Дальэнергосбыта обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Администрации Хорольского муниципального района, Финансовому управление Администрации Хорольского муниципального района о взыскании 26657,53 рублей, составляющих расходы по реализации льгот по оплате коммунальных услуг участковым уполномоченным за период январь – декабрь 2004.
Представитель Министерства финансов в заседание суда не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом. В отзыве на иск заявленные требования не признал, так как расходы по предоставлению льгот возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Ответчик - Департамент финансов администрации Приморского края исковые требования не признал, так как задолженность сложилась из-за отсутствия финансирования из федерального бюджета. По сумме льгот возражений не высказал.
Ответчик - Администрации Хорольского муниципального района иск не признал, так как задолженность сложилась из-за отсутствия финансирования из вышестоящих бюджетов.
Проанализировав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Истец в 2004 году за счет собственных средств предоставил скидку при оплате оказанных услуг участковым милиционерам, имеющим право на льготу в соответствии с Законом РФ «О милиции». Всего было предоставлено льгот на сумму 26657 рублей 53 копеек.
Считая, что понесенные расходы должны быть компенсированы, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Исследовав имеющиеся в деле документы и доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 30 Закона РФ «О милиции» от 18.04.1991 № 1026-1 участковые уполномоченные милиции, работающие в сельской местности и поселках городского типа, и члены их семей, проживающие с ними, бесплатно обеспечиваются органами местного самоуправления жильем в соответствии с установленными нормами.
В тоже время механизм и источники компенсации расходов, которые понесли организации, предоставляющие льготы в соответствии с законом «О милиции», в спорный период законодательно определен не был.
В соответствии со ст. 7, 8, 9 Закона "О милиции" милиция в Российской Федерации подразделяется на криминальную, финансирование которой осуществляется из федерального бюджета, и милицию общественной безопасности, источником финансирования которой Закон указывает федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты, в зависимости от уровня власти, принявшего решение.
Состав милиции общественной безопасности, порядок создания, реорганизации и ликвидации ее подразделений, а также численность милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, определены в постановлении Правительства Российской Федерации от 07.12.00 № 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности».
Таким образом, для отнесения расходов по предоставлению льгот на муниципальный бюджет или бюджет субъекта Федерации необходимо, чтобы должность сотрудника милиции, получившего льготу, была введена дополнительно на основании соответствующего решения государственной исполнительной власти субъекта РФ или уполномоченного органа местного самоуправления о введении вакансий сотрудников милиции, дополнительно к штатам, предусмотренным нормативными актами.
Создание, реорганизация и ликвидация подразделений милиции общественной безопасности, финансируемой за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, осуществляются в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с Министерством внутренних дел РФ.
Как следует из, сведений, предоставленных по запросу суда ОВД Хорольского района УВД Приморского края письмом от 01.11.06 № 9884, органы местного самоуправления и органы государственной власти субъекта федерации на 2004 год не вводили должности дополнительно к штатам, утвержденным федеральными нормативными актами.
Поскольку согласно пункту 80.4. «Типового положения о Министерстве внутренних дел, главном управлении, управлении внутренних дел субъекта Российской Федерации», утвержденного приказом МВД РФ от 15.09.03 № 730, на УВД субъекта Федерации возложены полномочия по утверждению штатных расписаний подчиненных органов внутренних дел, то сведения, представленные в письме от 01.11.06, являются достоверными. В тоже время МФ РФ в нарушение статей 65, 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, опровергающих данное обстоятельство, не представило.
Доказательств осуществления федеральным бюджетом в 2004 году целевого финансирования на компенсацию расходов, связанных с предоставлением льгот участковым уполномоченным милиционерам, работающим в сельской местности и поселках городского типа по оплате коммунальных услуг в материалы дела ответчиками не представлено.
Статьей 71 Конституции РФ предусмотрено, что вопросы обороны, безопасности и федеральной государственной службы находятся в исключительном ведении Российской Федерации. Следовательно, предоставленный федеральным служащим федеральным законом льготы находятся в исключительном ведении Российской Федерации в связи с чем финансирование расходов осуществляется за счет средств Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 72, 76 Конституции РФ и ст. 6 ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ от 24.06.1999 № 119-ФЗ, разделение полномочий РФ и субъектов РФ в области социальной защиты производится по уровню органа государственной власти, принявшего соответствующее законодательное решение.
Постановлениями Правительства РФ от 30.07.1998 № 862 «О концепции реформирования межбюджетных отношений в РФ в 1999-2001 годах» и от 15.08.2001 № 584 «О программе развития бюджетного федерализма в РФ на период до 2005 года» предусмотрено, что на нижестоящие бюджеты может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для этих бюджетов, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В соответствии со статьями 130, 133, 136 Бюджетного кодекса РФ эти средства должны быть переданы в бюджет субъекта Федерации из федерального бюджета в виде субвенций и субсидий.
Исходя из смысла ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Необходимые финансовые средства не были переданы Министерством Финансов РФ Администрации Приморского края, и она в свою очередь не имела средств для удовлетворения потребности администрации Хорольского муниципального района по компенсации расходов истца на предоставление льгот. В связи с чем, Департамент финансов администрации Приморского края, Финансовое управление администрации Хорольского муниципального района, администрацию Хорольского муниципального района от ответственности по настоящему делу следует освободить.
Факт предоставления льгот истцом в спорный период и их сумма доказаны счетами-фактурами, списками милиционеров с указанием начисленных сумм, сведениями о штатном расписании работников с указанием должностей, извещениями на оплату.
Задолженность образовалась из-за недофинансирования по вине Министерства Финансов РФ.
Поскольку органы государственной власти РФ не обеспечили в полном объеме исполнение федеральных законов в части предоставления отдельным гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, требования истца подлежат удовлетворению за счет казны Российской Федерации в лице Минфина РФ в соответствии со ст.1069, 1071 ГК РФ.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
При таких обстоятельствах, сумма компенсации подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета.
Отнесение расходов по госпошлине на ответчика не производится, поскольку последний в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса РФ освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 110, 167-171 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО «Дальэнерго» 26657 (Двадцать шесть тысяч шестьсот пятьдесят семь) рублей 53 копеек компенсации льгот.
В иске к Администрации Хорольского муниципального района, Финансовому управлению Администрации Хорольского муниципального района, Департаменту финансов администрации Приморского края отказать.
Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в апелляционную инстанцию арбитражного суда Приморского края.
Судья А.В. Буров