АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-12661/2015
04 сентября 2015 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 августа 2015 года.
Полный текст решения изготовлен 04 сентября 2015 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Шалагановой Е.Н. при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Киселевой Т.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: Приморский край, г. Владивосток)
к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 27.12.2004)
о признании решения незаконным
при участии:
от заявителя – ФИО2, доверенность от 06.08.2015, паспорт;
от ответчика – ФИО3, доверенность от 27.02.2014, удостоверение;
установил:
ФИО1 (далее – ФИО1) обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владивостока (далее – ИФНС, налоговый орган, регистрирующий орган) о признании незаконным решения 1743А ИФНС об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее – Закон № 129-ФЗ) необходимых для государственной регистрации документов от 05.05.2014; обязании ИФНС зарегистрировать внесенные изменения об ООО «ТОТТОРИ» в сроки, предусмотренные действующим законодательством для регистрации юридических лиц.
Заявитель заявил ходатайство о приобщении к материалам дела возражений на отзыв, дополнительных документов, которое судом рассмотрено и удовлетворено.
Ответчик дал пояснение по делу.
Суд, руководствуясь статьёй 163 АПК РФ, объявлял перерыв в судебном заседании до 28.08.2015 до 10-00.
После перерыва судебное заседание продолжено в 10-04 28.08.2015.
Стороны поддержали позиции по делу.
В обоснование заявленных требований заявитель со ссылкой на Закон № 129-ФЗ указывает, что довод ответчика об отсутствии правового регулирования процедуры исключения из ЕГРЮЛ записи о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в условиях невозможности подачи заявления о внесении в реестр сведений о новом лице, которое без доверенности будет осуществлять деятельность от имени юридического лица, не может являться причиной отказа в удовлетворении заявления об исключении записи из ЕГРЮЛ о занятии должности генерального директора в отношении лица, которое прекратило трудовые отношения с обществом. При этом заявитель утверждает, что при подаче в регистрирующий орган заявления по форме Р14001 им была соблюдена форма указанного заявления, в связи с чем доводы ИФНС об обратном, поскольку форма указанного заявления не предполагает уведомления о прекращении полномочий конкретного физического лица в качестве генерального директора, считает необоснованными.
В отзыве на заявление ИФНС, возражая против доводов заявления, указала, что при осуществлении полномочий, связанных с государственной регистрацией юридических лиц, налоговые органы руководствуются законодательством Российской Федерации о государственной регистрации, которое в соответствии со статьёй 1 Закона № 129-ФЗ состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Закона № 129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Правоотношения, связанные с расторжением трудового договора и его последствиями, не регулируется перечисленными нормативно-правовыми актами и не входят в компетенцию регистрирующих органов. В настоящее время в Российской Федерации законодательно установлен заявительный порядок регистрации всех сведений, вносимых в ЕГРЮЛ лиц, указанных в документах, представленных для государственной регистрации. Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утверждённой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 9 Закона № 129-ФЗ), в данном случае – Федеральной налоговой службы. При этом пунктом 4 статьи 5 Закона № 129-ФЗ прямо установлено, что записи вносятся в государственные реестры на основании представленных при государственной регистрации документов. Формы таких документов утверждаются приказом ФНС России «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (от 25.01.2012 № ММВ-7-6-25@). В данном случае в регистрирующий орган поступило заявление на государственную регистрацию юридического лица (заявление по форме № Р14001) об изменении сведений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, подписанное ФИО1, в котором содержится информация о прекращении полномочий ФИО1 в качестве генерального директора ООО «ТОТТОРИ», но не содержится сведений о новом генеральном директоре. В связи с этим, учитывая представление заявителем документа, не соответствующего утверждённой форме, ему было отказано в государственной регистрации на основании подпункта «а» пункт 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ по причине непредставления определённых статьёй 23 Закона № 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.
Как усматривается из материалов дела, ФИО1, уволившийся по собственному желанию с должности генерального директора ООО «ТОТТОРИ» на основании заявления от 24.03.2015, в период действия своих полномочий 24.04.2015 обратился в ИФНС с заявлением по форме № Р14001 об исключении из ЕГРЮЛ записи о нем как о лице, имеющим право действовать без доверенности от имени общества.
Решением 1743А регистрирующий орган отказал ФИО1 в государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, на основании подпункта а) пункта 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ, указав, что в заявлении отсутствуют сведения о возложении полномочий единоличного исполнительного органа общества на другое лицо, в связи с чем заявление содержит недостоверные сведения и считается непредставленным.
Полагая данный отказ незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы заявителя, ФИО1 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением с соблюдением порядка досудебного урегулирования спора, установленного статьей 25.2 Закона № 129-ФЗ.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, суд признал заявление ФИО1 необоснованным в силу следующего.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с введением единого государственного реестра юридических лиц регулируются Законом № 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона № 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительней власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
Согласно пункту 1.1 статьи 9 Закона № 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 23 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.03.2010 № 135 «О некоторых вопросах, связанных с применением статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 312-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», при рассмотрении споров о признании незаконными решений и действий регистрирующих органов, связанных с внесением записей в Реестр после 01.07.2009, судам необходимо иметь в виду, что формы № Р11001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании», № Р12001 «Заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации», № Р13001 «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица», № Р14001 «Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 № 439, не позволяют реализовать требования Закона № 312-ФЗ, поэтому до утверждения новых форм уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти внесение в Реестр регистрирующим органом записей на основании не указанных форм заявлений, а форм заявлений, рекомендованных ФНС России и размещенных на ее сайте в сети Интернет по адресу www.nalog.ru (письмо ФНС России от 25.06.2009 № МН-22-6/511@), само по себе не является основанием для признания соответствующих решений и действий регистрирующего органа незаконными.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлены приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@.
В силу пункта 7.15 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, данные относительно физического лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, отражаются в листе К («Сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица») заявления по форме № Р14001. В отношении каждого такого физического лица заполняется отдельный лист К («Сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица») заявления по форме № Р14001.
В силу пункта 1 статьи 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.
Согласно пункту 1 статьи 32 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее – Закон об ООО) высшим органом общества является общее собрание участников общества.
Единоличный исполнительный орган общества может быть уволен по собственному желанию, в случае если общим собранием участников организации не избран новый единоличный исполнительный орган, и его полномочия будут являться прекращёнными вне зависимости от того, избран ли на его должность новый единоличный исполнительный орган общества и исключены ли сведения о прежнем единоличном исполнительном органе из ЕГРЮЛ.
Таким образом, закон об ООО не связывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа с фактом внесения в ЕГРЮЛ таких сведений.
Между тем юридическое лицо не может осуществлять свою деятельность без единоличного исполнительного органа, который в силу части 3 статьи 40 Закона об ООО осуществляет руководство оперативной деятельностью общества, принимает решения, связанные с деятельностью юридического лица и заключает договоры. Кроме того, единоличный исполнительный орган создает, изменяет и прекращает трудовые правоотношения, он представляет интересы организации, несет ответственность за деятельность юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона № 129-ФЗ в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы, при этом установлено, что государственные реестры ведутся на бумажных и (или) электронных носителях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона № 129-ФЗ содержащиеся в государственных реестрах сведения и документы являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта.
Согласно подпункту л) пункта 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ в ЕГРЮЛ содержатся фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
Согласно пункту 5 статьи 5 Закона № 129-ФЗ юридическое лицо обязано уведомить налоговый орган об изменении сведений о своем единоличном исполнительном органе, содержащихся в ЕГРЮЛ.
Таким образом, у лица, занимающего должность генерального директора, отсутствует возможность обеспечить внесение в ЕГРЮЛ сведений только о прекращении своих полномочий. Сведения об указанном лице как о единоличном исполнительном органе общества будут содержаться в государственном реестре до момента внесения обществом в ЕГРЮЛ сведений о новом генеральном директоре.
Следовательно, в случае изменения сведений о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени юридического лица, заявление по форме № Р14001 заполняется как в отношении прежнего, так и в отношении нового генерального директора.
Пунктом 1 статьи 23 Закона № 129-ФЗ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, при которых допускается отказ в государственной регистрации, в частности, в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 названной статьи в государственной регистрации должно быть отказано в случае непредставления определенных названным Законом необходимых для государственной регистрации документов.
Судом установлено, что 24.04.2014 ФИО1 подал в регистрирующий орган заявление по форме № Р14001 для исключения из ЕГРЮЛ сведений о нем как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО «ТОТТОРИ», не представив лист К («Сведения о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица»), содержащий сведения о новом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, на которого вместо ФИО1 возлагаются полномочия в отношении ООО «ТОТТОРИ».
Таким образом, заявителем на регистрацию были представлены документы не в полном объеме и не установленной формы, в связи с чем суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным оспариваемого решения налогового органа об отказе в регистрации, поскольку представление документа, который не содержит всех необходимых сведений, должно приравниваться к его непредставлению.
Исходя из изложенного оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.
Руководствуясь статьями 167-170 АПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судья Шалаганова Е.Н.