АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-12684/2020
16 февраля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена 09 февраля 2021 года.
Полный текст решения изготовлен 16 февраля 2021 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.В. Колтуновой, при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.В. Тищенко, рассмотрев в судебном заседании онлайн дело по заявлению Думы Надеждинского муниципального района Приморского края
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 15.12.2002)
третьи лица: Администрация Надеждинского района, ИП ФИО1, Муниципальное казенное учреждение «Хозяйственное управление»
о признании незаконным решения от 14.05.2020 по делу
№ 025/01/15-251/2020,
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО2, доверенность от 30.07.2020 № 115 (срок действия 3 года), диплом, удостоверение № 372;
от ответчика – ФИО3, доверенность от 25.12.2020 № 10889/01 (срок действия до 31.12.2021), диплом, удостоверение № 11808;
от третьих лиц:
от Администрации Надеждинского района – ФИО2, доверенность от 16.12.2020 № 9311/20 (срок действия 3 года), диплом, удостоверение № 372;
от ИП ФИО1, Муниципального казенного учреждения «Хозяйственное управление» - не явились, извещены,
установил: Дума Надеждинского муниципального района Приморского края (далее – заявитель, Дума) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее – ответчик, управление, антимонопольный орган, УФАС по ПК) о признании незаконным решения от 14.05.2020 по делу № 025/01/15-251/2020, прекращении производства по делу в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства.
Определением от 07.12.2020 к участию в деле привлечены третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация Надеждинского района, индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – предприниматель, индивидуальный предприниматель, ИП ФИО1), Муниципальное казенное учреждение «Хозяйственное управление».
Представители третьих лиц: ИП ФИО1, Муниципального казенного учреждения «Хозяйственное управление», извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению дела в отсутствии указанных лиц на основании части 3 статьи 156, части 2 статьи 200 АПК РФ.
Представитель администрации на удовлетворении заявленных требований настаивает по основаниям, изложенным в заявлении, полагая, что являясь в силу норм действующего законодательства специализированной службой по вопросам похоронного дела, являющейся хозяйствующим субъектом, на территории Надеждинского муниципального района (далее – НМР), законно и обоснованно осуществляет на территории данного района деятельность по оказанию ритуальных услуг и связанных с ними услуг (код экономической деятельности ОКВЭД 96.03) функцией органов самоуправления по ведению дел (управлению делами) на общественных кладбищах Надеждинского муниципального района. В оспариваемом решении не указано конкретно какими материалами дела подтверждается факт того, что от решений, принятых Муниципальным казенным учреждением «Хозяйственное управление» (далее – учреждение, МКУ «ХОЗУ»), зависит осуществление иными хозяйствующими субъектами деятельности по оказанию ритуальных услуг. В соответствии с Уставом МКУ «ХОЗУ», перечень видов деятельности, которые учреждение может оказывать на платной основе является закрытым, ритуальные услуги в этот перечень не входят, соответственно учреждение не получает дохода от деятельности на рынке ритуальных услуг. В связи с чем, учреждение может быть наделено функциями (полномочиями) органа местного самоуправления по ведению дел на общественных кладбищах, то есть административно-распорядительными полномочиями. включающими согласование установления, переделывания, снятия памятников, мемориальных досок, выполнение работ по благоустройству мест захоронения, выдачу разрешений на отвод земельных участков для захоронения, выдачу разрешений на захоронение, регистрацию каждого захоронения, выдачу удостоверений о захоронении, перерегистрацию захоронений. Реализация МКУ «ХОЗУ» полномочий по вопросам похоронного дела, возложенных в соответствии с требованиями Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», не ставит и не может ставить предприятие в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами и соответственно не нарушает требований действующего законодательства о защите конкуренции. Дума полагает, что ее действия в рамках исполнения полномочий представительного органа муниципального образования являются правомерными и не нарушающими действующего законодательства, следовательно, в действиях заявителя отсутствуют признаки нарушения антимонопольного законодательства. Приводит доводы о том, что предписание вынесено ненадлежащему субъекту; исполнение предписания повлечет нарушение норм действующего законодательства, а также невозможность реализации органом местного самоуправления своих полномочий по организации ритуальных услуг на территории Надеждинского муниципального района. Выводы комиссии УФАС о том, что казенное учреждение, выполняющее функции специализированной службы по вопросам похоронного дела является хозяйствующим субъектом, потому, что осуществляет деятельность по погребению и получает доход от оказания услуг гарантированного перечня по погребению за счет средств соответствующего бюджета заявитель считает несостоятельной, так как специализированная служба за счет собственных средств оказывает услуги по погребению по гарантированному перечню, а потом получает возмещение стоимости затрат за оказанные услуги в течение установленного законом срока.
Управление представило отзыв на заявление и дополнения к нему, согласно которым требование заявителя не признает, полагая, что оспариваемые решение и предписание являются законными ввиду наличия факта нарушения администрацией части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Непринятие Думой мер по исключению из принятого решения от 07.04.2015 № 156 (далее – МПА) и принятие указанного МПА, содержащего антиконкурентные положения ограничивает конкуренцию (создает угрозу конкуренции) на товарном рынке услуг по погребению и иных связанных с ним услуг в границах Надеждинского муниципального района ввиду того, что специализированная служба по вопросам похоронного дела, являющаяся хозяйствующим субъектом, поставлена в преимущественное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, действующими на том же товарном рынке.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
В УФАС по Приморскому краю поступило обращение ИП ФИО1 от 24.12.2018 вх. № 11328 о нарушении администрацией Надеждинского муниципального района (далее – администрация) антимонопольного законодательства в сфере организации ритуальных услуг на территории муниципального района, в части нарушения антимонопольного законодательства при наделении специализированной службы по вопросам похоронного дела функцией (полномочиями) органа местного самоуправления по ведению дел на кладбищах муниципального района, по мнению предпринимателя, противоречит статье 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
По результатам рассмотрения обращения Приморское УФАС России установило, что Думой от 07.04.2015 № 156 принято Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Надеждинского муниципального района (далее – Положение, МПА), регулирующее отношения в сфере организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории Надеждинского муниципального района. В результате анализа норм МПА на соответствие антимонопольному законодательству было установлено наличие в действии Думы Надеждинского муниципального района Приморского края признаков нарушения частей 1 и 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
В связи с этим и на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции Думе было выдано предупреждение от 08.01.2019 № 1098/08 о необходимости изменения акта, содержащего признаки нарушения части 1 и части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем приведения МПА в соответствие с пунктам 1-3 статьи 9, со статьей 18, пунктом 2 статьи 25, пунктом 1 статьи 29 Закона о погребении, частями 1 и 2 статьи 54 Закона № 131-ФЗ, статьи 72 Бюджетного кодекса РФ и Законом о контрактной системе, а именно путем внесения следующих изменений:
1) исключения пункта 2.2.15 и пункта 2.2.17, предусматривающих проведение конкурса на право заключения договора на содержание на территории Надеждинского муниципального района мест захоронения с правом захоронения на них и осуществление контроля за соблюдением условий договоров на содержание на территории Надеждинского муниципального района мест захоронения с правом захоронения на них;
2) исключения из пункта 3.2 слов «специализированной службы по вопросам похоронного дела»;
3) изменения пункта 4.2, предусматривающего оказание специализированной службой гарантированного перечня услуг по погребению в соответствии со статьей 9 Закона о погребении на безвозмездной основе как основного вида деятельности, и исключающего слова «оказание услуг по погребению и содержание мест захоронения»;
4) исключения пункта 4.3.5;
5) исключения из пунктов 4.6, 4.7, 4.8, 4.9, 4.11 слов «специализированная служба»;
6) исключения из подпункта 7 пункта 5.5 слов «по согласованию со специализированной службой, хозяйствующим субъектов, с которые администрацией Надеждинского муниципального района заключен соответствующий муниципальный контракт (договор)»;
7) исключения из подпункта 1 пункта 5.7 слов «без согласования со специализированной службой, хозяйствующим субъектов, с который администрацией Надеждинского муниципального района заключен соответствующий муниципальный контракт (договор)»;
8-17) исключения из пунктов 5.12, 5.14, 5.16, 5.18-5.22, подпункта 2 пункта 5.28, пункта 5.29 слов «специализированная служба, хозяйствующий субъект, с которым администрацией Надеждинского муниципального района заключен соответствующий муниципальный контракт, (договор)»;
18) исключения подпункта 1 пункта 5.32;
19) исключения пункта 5.33.
Данное предупреждение подлежало выполнению в срок до 01.04.2019.
Приморское УФАС России решениями, оформленными письмами от 16.04.2019 № 3141/08 и от 24.01.2020 исх. №495/08, выполнение предупреждения по ходатайству Думы продлевалось. Окончательный срок выполнения предупреждения - 14.02.2020.
30.01.2020 Приморским УФАС России было получено письмо Думы от 29.01.2020 № 15 (вх. № 626), уведомляющее о выполнении предупреждения путем принятия решения от 28.01.2020 № 131 о внесении изменений в решение Думы Надеждинского района от 07.04.2015 № 156 «О Положении «Об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Надеждинского муниципального района» (далее - МПА № 131).
Исследовав МПА в новой редакции УФАС выяснило, что Дума наделила специализированную службу по вопросам похоронного дела функцией (полномочиями) по ведению дел (управлению делами) на муниципальных общественных кладбищах, то есть административно-распорядительными полномочиями, включающими: согласование установления, переделывания, снятия памятников, мемориальных досок, выполнения работ по благоустройству мест захоронения; выдачу разрешения на отвод земельных участков для захоронения; выдачу разрешений на захоронение; регистрацию каждого захоронения, выдачу удостоверения о захоронении, перерегистрацию захоронения, следовательно, принятие соответствующих решений, имеющих правовое значение и последствия для иных хозяйствующих субъектов.
Также Дума, заменив перечисленных в подпункте 1 пункта 5.7, пункте 5.14, пункте 5.16, пункте 5.18, пункте 5.19, пункте 5.20, пункте 5.21, пункте 5.22, в подпункте 2 пункта 5.28, пункте 5.29 МПА № 156 слова «специализированной службы, хозяйствующего субъекта, с которым администрацией Надеждинского муниципального района заключен соответствующий муниципальный контракт (договор)» словами «без согласования со специализированной службой по вопросам похоронного дела», «специализированной службой по вопросам похоронного дела» соответственно, тем самым не приняла меры по изменению отдельных положений МПА, содержащих признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно по исключению антиконкруентных положений, наделяющих специализированную службу по вопросам похоронного дела функцией (полномочиями) органа местного самоуправления по ведению (управлению) делами на общественных кладбищах муниципального района: по согласованию установления, переделывания, снятия памятников, мемориальных досок, выполнению работ по благоустройству мест захоронения; по выдаче разрешения на отвод земельных участков для захоронения; по выдаче разрешений на захоронение; по регистрации каждого захоронения; по выдаче удостоверения о захоронении; по перерегистрации захоронения.
В силу указанных обстоятельств УФАС по Приморскому краю предупреждение признало невыполненным, на основании чего, Приморским УФАС России, руководствуясь частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в отношении Думы Надеждинского муниципального района было возбуждено дело № 025/01/15-251/2020 по признакам нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в наделении специализированной службы по вопросам похоронного дела, являющейся хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по организации захоронения и связанных с ним услуг (код экономической деятельности ОКВЭД 96.03), функцией (полномочиями) органа местного самоуправления по ведению дел (управлению делами) на общественных кладбищах Надеждинского муниципального района, то есть административно-распорядительными полномочиями, включающими согласование установления, переделывания, снятия памятников, мемориальных досок, выполнения работ по благоустройству мест захоронения, выдачу разрешения на отвод земельных участков для захоронения, выдачу разрешений на захоронение, регистрацию каждого захоронения, выдачу удостоверения о захоронении, перерегистрацию захоронения, путем непринятии мер по внесению изменений в Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Надеждинского муниципального района, принятого решением от 07.04.2015 № 156 (далее - МПА), а именно по исключению из подпункта 1 пункта 5.7, пункта 5.14, пункта 5.16, пункта 5.18, пункта 5.19, пункта 5.20, пункта 5.21, пункта 5.22, подпункта 2 пункта 5.28, пункта 5.29 МПА слов «по согласованию со специализированной службой по вопросам похоронного дела», «специализированной службой по вопросам похоронного дела» соответственно, что ограничивает конкуренцию (создает угрозу конкуренции) на товарном рынке оказания ритуальных услуг в границах Надеждинского муниципального района в связи с тем, что хозяйствующий субъект, выполняющий функцию специализированной службы по вопросам похоронного дела, поставлен в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, состоящими с ним в конкурентных отношениях.
Решением УФАС от 14.05.2020 по делу № 025/01/15-251/2020 признан факт нарушения Думой Надеждинского муниципального района части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Пунктом 3 резолютивной части оспариваемого решения указано на выдачу Думе обязательного для исполнения предписания о совершении действий в срок до 16.06.2020: внести следующие изменения в Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Надеждинского муниципального района, принятого решением от 07.04.2015 № 116 в редакции решения от 28.01.2020 № 131: 1. исключить из подпункта 1 пункта 5.7 слова «без согласования со специализированной службой по вопросам похоронного дела»;
2. исключить из пункта 5.14 слова «специализированной службы по вопросам похоронного дела»; 3. исключить из пункта 5.16 слова «специализированной службой по вопросам похоронного дела»;
4. исключить из пункта 5.18 слова «специализированной службой по вопросам похоронного дела»; 5. исключить из пункта 5.19 слова «специализированной службой повопросам похоронного дела»;
6. исключить из пункта 5.20 слова «специализированной службы по вопросам похоронного дела»; 7. исключить из пункта 5.21 слова «специализированной службой по вопросам похоронного дела»;
8. исключить из пункта 5.22 слова «специализированной службой по вопросам похоронного дела»; 9. исключить из подпункта 2 пункта 5.28 слова «специализированной службой по вопросам похоронного дела»;
10. исключить из пункта 5.29 слова «специализированной службы по вопросам похоронного дела».
О выполнении настоящего Предписания следовало в срок до 19.06.2020 письменно сообщить в Приморское УФАС России с приложением подтверждающих документов.
Письмом от 29.05.2020 №86 Дума Надеждинского муниципального района ходатайствовала о продлении срока выполнения предписания.
Приморское УФАС России определением от 17.06.2020 удовлетворило ходатайство Думы о продлении срока выполнения ранее выданного предписания до 15.07.2020, о выполнении в срок до 20.07.2020 письменно сообщить в Приморское УФАС России с приложением подтверждающих документов.
Письмом от 06.07.2020 № 97 Дума сообщила управлению об исполнении предписания.
Заявитель, полагая, что решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 14.05.2020 по делу № 025/01/15-251/2020 не отвечает требованиям закона и нарушает его права, обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
При этом на заявителя по делу возлагается обязанность обосновать и доказать факт нарушения оспариваемым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а на государственный орган - доказать законность своих действий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее по тексту - Закон № 135-ФЗ) закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения недобросовестной конкуренции, недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями.
Целями Закона № 135-ФЗ являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (часть 2 статьи 1 Закона № 135-ФЗ).
Закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (часть 1 статьи 3 Закона №135-ФЗ).
Пунктом 7 статьи 4 Закона № 135-ФЗ конкуренция определена как соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Признаки ограничения конкуренции определены в пункте 17 статьи 4 Закона № 135-ФЗ, согласно которому признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 2 части 1 статьи 15 Закона № 135-ФЗ федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещается необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами.
Часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции содержит прямой запрет на наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами (полномочиями) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления (далее - органы власти), за исключением случаев, установленных федеральным законом, Указом Президента, постановлением Правительства РФ.
Таким образом, состав нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции образует незаконное, то есть не предусмотренное конкретной нормой федерального закона, Указом Президента РФ и постановлением Правительства РФ наделение хозяйствующего субъекта функциями (полномочиями) органа власти.
Часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции введена в связи с тем, что нарушение этого запрета создает или может создавать угрозу конкуренции, поскольку хозяйствующий субъект, наделенный функциями органа власти, получает преимущества в сравнении с другими хозяйствующими субъектами, действующими на том же товарном рынке, что и указанный хозяйствующий субъект.
Исходя из этого, для признания в действиях органов власти нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, подлежит установлению (доказыванию) незаконное наделение хозяйствующего субъекта функциями (полномочиями) органа власти, незаконная передача хозяйствующему субъекту указанных функций (полномочий).
Согласно статье 22 Закона № 135-ФЗ антимонопольный орган выполняет следующие функции: выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
Согласно части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Предупреждение выдается лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения, в том числе статьи 15 настоящего федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении, в том числе статьи 15 настоящего федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается (часть 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с частью 5 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение подлежит обязательному рассмотрению лицом, которому оно выдано, в срок, указанный в предупреждении. Срок выполнения предупреждения должен составлять не менее чем десять дней. По мотивированному ходатайству лица, которому выдано предупреждение, и при наличии достаточных оснований полагать, что в установленный срок предупреждение не может быть выполнено, указанный срок может быть продлен антимонопольным органом.
Судом установлено, что МКУ «ХОЗУ», наделенное Думой Надеждинского муниципального района статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела, согласно Уставу и выписке из ЕГРЮЛ является учреждением, целью которого является извлечение прибыли, хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по оказанию ритуальных услуг и связанных с ними услуг (код экономической деятельности ОКВЭД 96.03).
Согласно пункту 4.2. Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Надеждинского муниципального района (далее - Положение, МПА), принятого решением Думы Надеждинского муниципального района Приморского края от 07.04.2015 № 156, основными видами деятельности специализированной службы является оказание услуг по погребению и по содержанию мест захоронения на территории Надеждинского муниципального района.
Согласно пункту 4.3.5. Положения специализированная служба осуществляет содержание кладбищ, находящихся в муниципальной собственности Надеждинского муниципального района (далее - муниципальные кладбища) в надлежащем состоянии, в том числе обеспечение: 1) своевременной подготовки могил, захоронения умерших, подготовки регистрационных знаков; 2) соблюдения установленной нормы отвода бесплатно предоставляемого земельного участка для захоронения и правил подготовки могил; 3) содержания в исправном состоянии зданий (строений, сооружений) инженерного оборудования на территории муниципальных кладбищ, их оград, дорог и площадок, их ремонта; 4) проезда по территории муниципальных кладбищ катафалка (автотранспорта) и сопровождающих лиц; 5) сохранности ограждений территорий муниципальных кладбищ; 6) отвода поверхностных вод во избежание подмыва могил; 7) ухода за зелеными насаждениями, расположенными в местах общего пользования муниципальных кладбищ, а также вдоль дорог на всей территории муниципальных кладбищ, их поливки и обновления; 8) установки и ограждения на территории муниципальных кладбищ контейнерных площадок для сбора мусора, своевременной их очистки и дезинфекции; 9) систематической уборки (не реже одного раза в неделю) на территории муниципальных кладбищ дорожек общего пользования, проходов и других участков хозяйственного назначения (кроме могил); 7) своевременного удаления с могил и вывоза с территории муниципальных кладбищ засохших цветов и венков; 8) своевременного сбора и вывоза с территории муниципальных кладбищ мусора (кроме могил); 9) соблюдения на территории муниципальных кладбищ установленных санитарно-гигиенических и экологических требований; 8) содержания в надлежащем состоянии могил, находящихся под охраной администрации Надеждинского муниципального района; 10) работы общественного туалета на территории муниципальных кладбищ; 11) соблюдения на территории муниципальных кладбищ Правил пожарной безопасности.
Специализированная служба обязана немедленно уведомлять органы внутренних дел в случаях нарушения установленного порядка эксплуатации муниципального кладбища, а также осквернения и (или) уничтожения мест захоронения (пункт 4.10. Положения).
Содержание муниципальных общественных кладбищ осуществляет специализированная служба, хозяйствующий субъект, с которым администрацией Надеждинского муниципального района заключен соответствующий муниципальный контракт (договор) (п. 5.12 Положения).
Отвод земельных участков для захоронения на муниципальных общественных кладбищах оформляется письменным разрешением специализированной службы, хозяйствующего субъекта, с которым администрацией Надеждинского муниципального района заключен соответствующий муниципальный контракт (договор), выданным на основании обращения граждан по форме, установленной настоящим Положением (приложение № 1) (п. 5.14 Положения).
Каждое захоронение на муниципальном общественном кладбище регистрируется специализированной службой, хозяйствующим субъектом, с которым администрацией Надеждинского муниципального района заключен соответствующий муниципальный контракт (договор), в книге регистрации захоронений с указанием номера участка, номера захоронения, фамилии, имени, отчества захороненного, даты захоронения, фамилии, имени, отчества и адреса лица, взявшего на себя обязанность по захоронению (п. 5.16 Положения).
Лицам, производящим захоронения, специализированной службой, хозяйствующим субъектом, с которым администрацией Надеждинского муниципального района заключен соответствующий муниципальный контракт (договор), выдается удостоверение о захоронении с указанием данных, установленных пунктом 5.16 настоящего Положения по форме, установленной настоящим Положением (приложение № 2) (п. 5.18 Положения).
Вопросы перерегистрации захоронения на муниципальном общественном кладбище на другое лицо рассматриваются специализированной службой, хозяйствующим субъектом, с которым администрацией Надеждинского муниципального района заключен соответствующий муниципальный контракт (договор) (п. 5.21 Положения).
Захоронение урн с прахом в землю на участках родовых захоронений муниципальных общественных кладбищ разрешается специализированной службой, хозяйствующим субъектом, с которым администрацией Надеждинского муниципального района заключен соответствующий муниципальный контракт (договор), и производится по заявлению лиц, производящих захоронение независимо от срока предыдущего захоронения (п. 5.22 Положения).
Согласно подпункту 2 пункта 5.28 Положения для получения разрешения на захоронение на закрытом муниципальном общественном кладбище необходимо удостоверение о захоронении, выданное специализированной службой, хозяйствующим субъектом, с которым администрацией Надеждинского муниципального района заключен соответствующий муниципальный контракт (договор).
При предоставлении документов, указанных в пункте 5.28 настоящего Положения, представитель специализированной службы, хозяйствующего субъекта, с которым администрацией Надеждинского муниципального района заключен соответствующий муниципальный контракт (договор), производит осмотр места в существующей оградке и, в случае соответствия участка нормам отвода, дает разрешение на захоронение (пункт 5.29 Положения).
Как установлено подпунктом 1 пункта 5.32 Положения, для обеспечения содержания муниципальных общественных кладбищ администрация Надеждинского муниципального района проводит конкурсы на право заключения договоров на содержание муниципальных общественных кладбищ с правом захоронения на них в целях выбора хозяйствующих субъектов.
Конкурс на право заключения договоров на содержание муниципальных общественных кладбищ с правом захоронения на них проводится администрацией Надеждинского муниципального района в порядке, определенным муниципальным правовым актом администрации Надеждинского муниципального района (пункт 5.33 Положения).
В результате анализа перечисленных норм МПА на соответствие антимонопольному законодательству УФАС установлено наличие в действии Думы Надеждинского муниципального района Приморского края признаков нарушения:
- части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в принятии не соответствующих пунктам 1-3 статьи 9, пункту 2 статьи 25 и пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», частям 1 и 2 статьи 54 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статье 72 Бюджетного кодекса РФ и Федеральному закону от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» пунктов 2.2.15, 2.2.17, 3.2, 4.2, 4.3.5, 4.6, 4.7, 4.8,4.9,4.11, подпункта 1 пункта 5.32, пункта 5.33 Положения, предусматривающих в совокупном применении наделение специализированной службы по вопросам похоронного дела, хозяйствующего субъекта, с которым администрацией Надеждинского муниципального района заключен соответствующий муниципальный контракт (договор), правом на осуществление захоронения на общественных кладбищах (то есть исключительными полномочиями по оказанию ритуальных и иных услуг на возмездной основе), а также полномочиями по содержанию кладбищ (по выполнению работ и услуг по содержанию и эксплуатации кладбищ) на основании договора на выполнение работ по содержанию кладбищ и на право осуществления захоронения (на право оказания ритуальных и иных услуг, связанных с погребением), заключаемому по результатам конкурса, условия проведения которого определяет администрация Надеждинского муниципального района, создающих условие, предоставляющее необоснованное преимущество специализированной службе по вопросам похоронного дела, хозяйствующему субъекту, с которым администрацией заключен договор, и ограничивающее иных хозяйствующих субъектов в осуществлении деятельности по захоронению (по оказанию ритуальных и иных услуг, связанных с погребением на возмездной основе) на общественных кладбищах, ограничивающее субъектный состав лиц, имеющих право осуществлять погребение умершего и оказывать услуги по погребению на возмездной основ, а также по выполнению работ (услуг) по содержанию и благоустройству кладбищ, что ограничивает или может привести к ограничению конкуренции на товарном рынке оказания ритуальных услуг в границах Надеждинского муниципального района;
- части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в принятии несоответствующих пункту 17 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле" подпункта 7 пункта 5.5, подпункта 1 пункта 5.7, пунктов 5.12, 5.14,5.16, 5.18, 5.19,5.20,5.21,5.22, подпункта 2 пункта 5.28, пункта 5.29 Положения, в части, наделяющей специализированную службу по вопросам похоронного дела, хозяйствующего субъекта, с которым администрацией заключен муниципальный контракт (договор), функцией (полномочиями) органа местного самоуправления по ведению дел на общественных кладбищах и их содержанию (по согласованию работ по благоустройству мест захоронения, высадке деревьев; по содержанию муниципальных общественных кладбищ; по отводу земельных участков для захоронения, по выдаче разрешений на захоронение установленной формы; по регистрации захоронений в книге регистрации захоронений с указанием номера участка, номера захоронения, фамилии, имени, отчества захороненного, даты захоронения, фамилии, имени, отчества и адреса лица, взявшего на себя обязанность по захоронению; по выдаче удостоверений о захоронении установленной формы; по решению вопросов перерегистрации захоронений), предоставляющих преимущественные условия деятельности специализированной службе по вопросам похоронного дела, хозяйствующему субъекта, с которым администрацией заключен муниципальный контракт (договор), что создает реальную угрозу конкуренции на товарном рынке ритуальных услуг в границах Надеждинского муниципального района, в том числе ввиду того, что деятельность иных хозяйствующих субъектов на территории кладбищ ставится в зависимость от волеизъявления лица, состоящего с ними в конкурентных отношениях.
Приморское УФАС России до возбуждения дела на основании статьи статья 39.1 Закона о защите конкуренции, выдало Думе предупреждение от 08.01.2019 № 1098/08 о необходимости изменения акта, содержащего признаки нарушения части 1 и части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, путем приведения МПА в соответствие с пунктами 1-3 статьи 9, статьей 18, пунктом 2 статьи 25, пунктом 1 статьи 29 Закона о погребении, частями 1 и 2 статьи 54 Закона № 131-ФЗ, ст. 72 Бюджетного кодекса РФ и Законом о контрактной системе внесением следующих изменений:
1) исключения пункта 2.2.15 и пункта 2.2.17, предусматривающих проведение конкурса на право заключения договора на содержание на территории Надеждинского муниципального района мест захоронения с правом захоронения на них и осуществление контроля за соблюдением условий договоров на содержание на территории Надеждинского муниципального района мест захоронения с правом захоронения на них;
2) исключения из пункта 3.2 слов «специализированной службы по вопросам похоронного дела»;
3) изменения пункта 4.2, предусматривающего оказание специализированной службой гарантированного перечня услуг по погребению в соответствии со статьей 9 Закона о погребении на безвозмездной основе как основного вида деятельности, и исключающего слова «оказание услуг по погребению и содержание мест захоронения»;
4) исключения пункта 4.3.5;
5) исключения из пунктов 4.6, 4.7, 4.8, 4.9, 4.11 слов «специализированная служба»;
6) исключения из подпункта 7 пункта 5.5 слов «по согласованию со специализированной службой, хозяйствующим субъектов, с которые администрацией Надеждинского муниципального района заключен соответствующий муниципальный контракт (договор)»;
7) исключения из подпункта 1 пункта 5.7 слов «без согласования со специализированной службой, хозяйствующим субъектов, с который администрацией Надеждинского муниципального района заключен соответствующий муниципальный контракт (договор)»;
8-17) исключения из пунктов 5.12, 5.14, 5.16, 5.18-5.22, подпункта 2 пункта 5.28, пункта 5.29 слов «специализированная служба, хозяйствующий субъект, с которым администрацией Надеждинского муниципального района заключен соответствующий муниципальный контракт, (договор)»;
18) исключения подпункта 1 пункта 5.32;
19)исключения пункта 5.33.
Данное предупреждение подлежало выполнению в срок до 01.04.2019.
Приморское УФАС России решениями, оформленными письмами от 16.04.2019 № 3141/08 и от 24.01.2020 исх. №495/08, выполнение предупреждения по ходатайству Думы продлевалось. Окончательный срок выполнения предупреждения - 14.02.2020.
Приморское УФАС России определением от 17.06.2020 удовлетворило ходатайство Думы о продлении срока выполнения ранее выданного предписания до 15.07.2020, о выполнении в срок до 20.07.2020 письменно сообщить в Приморское УФАС России с приложением подтверждающих документов.
Письмом от 06.07.2020 № 97 Дума сообщила управлению об исполнении предписания.
30.01.2020 Приморским УФАС России было получено письмо Думы от 29.01.2020 № 15 (вх. № 626), уведомляющего о выполнении предупреждения путем принятия решения от 28.01.2020 № 131 о внесении изменений в решение Думы Надеждинского района от 07.04.2015 № 156 «О Положении «Об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Надеждинского муниципального района» (далее - МПА № 131).
Исследовав МПА в новой редакции УФАС выяснило, что Дума наделила специализированную службу по вопросам похоронного дела функцией (полномочиями) по ведению дел (управлению делами) на муниципальных общественных кладбищах, то есть административно-распорядительными полномочиями, включающими: согласование установления, переделывания, снятия памятников, мемориальных досок, выполнения работ по благоустройству мест захоронения; выдачу разрешения на отвод земельных участков для захоронения; выдачу разрешений на захоронение; регистрацию каждого захоронения, выдачу удостоверения о захоронении, перерегистрацию захоронения, следовательно, принятие соответствующих решений, имеющих правовое значение и последствия для иных хозяйствующих субъектов.
Также Дума, заменив перечисленных в подпункте 1 пункта 5.7, пункте 5.14, пункте 5.16, пункте 5.18, пункте 5.19, пункте 5.20, пункте 5.21, пункте 5.22, в подпункте 2 пункта 5.28, пункте 5.29 МПА № 156 слова «специализированной службы, хозяйствующего субъекта, с которым администрацией Надеждинского муниципального района заключен соответствующий муниципальный контракт (договор)» словами «без согласования со специализированной службой по вопросам похоронного дела», «специализированной службой по вопросам похоронного дела» соответственно, тем самым не приняла меры по изменению отдельных положений МПА, содержащих признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, а именно по исключению антиконкруентных положений, наделяющих специализированную службу по вопросам похоронного дела функцией (полномочиями) органа местного самоуправления по ведению (управлению) делами на общественных кладбищах муниципального района: по согласованию установления, переделывания, снятия памятников, мемориальных досок, выполнению работ по благоустройству мест захоронения; по выдаче разрешения на отвод земельных участков для захоронения; по выдаче разрешений на захоронение; по регистрации каждого захоронения; по выдаче удостоверения о захоронении; по перерегистрации захоронения.
В силу указанных обстоятельств УФАС по Приморскому краю предупреждение признало невыполненным, на основании чего, Приморским УФАС России, руководствуясь частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в отношении Думы Надеждинского муниципального района было возбуждено дело № 025/01/15-251/2020 по признакам нарушения части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившегося в наделении специализированной службы по вопросам похоронного дела, являющейся хозяйствующим субъектом, осуществляющим деятельность по организации захоронения и связанных с ним услуг (код экономической деятельности ОКВЭД 96.03), функцией (полномочиями) органа местного самоуправления по ведению дел (управлению делами) на общественных кладбищах Надеждинского муниципального района, то есть административно-распорядительными полномочиями, включающими согласование установления, переделывания, снятия памятников, мемориальных досок, выполнения работ по благоустройству мест захоронения, выдачу разрешения на отвод земельных участков для захоронения, выдачу разрешений на захоронение, регистрацию каждого захоронения, выдачу удостоверения о захоронении, перерегистрацию захоронения, путем непринятии мер по внесению изменений в Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Надеждинского муниципального района, принятого решением от 07.04.2015 № 156 (далее - МПА), а именно по исключению из подпункта 1 пункта 5.7, пункта 5.14, пункта 5.16, пункта 5.18, пункта 5.19, пункта 5.20, пункта 5.21, пункта 5.22, подпункта 2 пункта 5.28, пункта 5.29 МПА слов «по согласованию со специализированной службой по вопросам похоронного дела», «специализированной службой по вопросам похоронного дела» соответственно, что ограничивает конкуренцию (создает угрозу конкуренции) на товарном рынке оказания ритуальных услуг в границах Надеждинского муниципального района в связи с тем, что хозяйствующий субъект, выполняющий функцию специализированной службы по вопросам похоронного дела, поставлен в преимущественное положение по сравнению с иными хозяйствующими субъектами, состоящими с ним в конкурентных отношениях.
Решением УФАС от 14.05.2020 по делу № 025/01/15-251/2020 признан факт нарушения Думой Надеждинского муниципального района части 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Пунктом 3 резолютивной части оспариваемого решения указано на выдачу Думе обязательного для исполнения предписания о совершении действий в срок до 16.06.2020: внести следующие изменения в Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории Надеждинского муниципального района, принятого решением от 07.04.2015 № 116 в редакции решения от 28.01.2020 № 131: 1. исключить из подпункта 1 пункта 5.7 слова «без согласования со специализированной службой по вопросам похоронного дела»;
2. исключить из пункта 5.14 слова «специализированной службы по вопросам похоронного дела»; 3. исключить из пункта 5.16 слова «специализированной службой по вопросам похоронного дела»;
4. исключить из пункта 5.18 слова «специализированной службой по вопросам похоронного дела»; 5. исключить из пункта 5.19 слова «специализированной службой повопросам похоронного дела»;
6. исключить из пункта 5.20 слова «специализированной службы по вопросам похоронного дела»; 7. исключить из пункта 5.21 слова «специализированной службой по вопросам похоронного дела»;
8. исключить из пункта 5.22 слова «специализированной службой по вопросам похоронного дела»; 9. исключить из подпункта 2 пункта 5.28 слова «специализированной службой по вопросам похоронного дела»;
10. исключить из пункта 5.29 слова «специализированной службы по вопросам похоронного дела».
О выполнении настоящего Предписания следовало в срок до 19.06.2020 письменно сообщить в Приморское УФАС России с приложением подтверждающих документов.
Письмом от 29.05.2020 №86 Дума Надеждинского муниципального района ходатайствовала о продлении срока выполнения предписания.
Приморское УФАС России определением от 17.06.2020 удовлетворило ходатайство Думы о продлении срока выполнения ранее выданного предписания до 15.07.2020, о выполнении в срок до 20.07.2020 письменно сообщить в Приморское УФАС России с приложением подтверждающих документов.
Письмом от 06.07.2020 № 97 Дума сообщила управлению об исполнении предписания.
Постановление администрации от 05.02.2020 № 49, наделяющее муниципальное казенное учреждение «Хозяйственное управление администрации Надеждинского муниципального района» статусом специализированной службы, и постановление администрации от 12.02.2020 № 69 о внесении изменений в Устав, наделяющих МКУ «ХОЗУ» административно- распорядительными полномочиями органа местного самоуправления (выдача письменных разрешений на отвод земельных участков для захоронения на муниципальных общественных кладбищах; регистрация захоронений на муниципальном общественном кладбище в книге регистрации захоронений; выдача удостоверений о захоронении) являются ненормативными актами, носят персонифицированный характер, решают конкретный управленческий вопрос - вопрос управления делами на общественных кладбищах муниципального района.
В связи с этим не могут правовые нормы, устанавливающие общие правила, приниматься на основании персонифицированного ненормативного акта, решающего конкретную управленческую задачу.
Вопрос о возможности наделения казенного учреждения функцией (административно-распорядительными полномочиями) органа местного самоуправления подлежит разрешению исходя из конкретных фактических обстоятельств, что соответствует разъяснению ФАС России, содержащемуся в письме от 21.12.2018 № СП/105171/18.
Таким образом, принятие администрацией персонифицированных ненормативных актов, наделяющих МКУ статусом специализированной службы для предоставления гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в соответствии со статьей 9 Закона о погребении, и одновременно функцией (полномочиями) по ведению дел (управлению делами) на общественных кладбищах муниципального района не является основанием для принятия Думой решения № 131.
Довод Думы о том, что денежные средства, получаемые МКУ из бюджета за предоставление гарантированного перечня услуг по погребению, не являются доходом, казенное учреждение, не оказывающее платных услуг, не является хозяйствующим субъектом, неоснователен в силу следующего.
Хозяйствующий субъект в соответствии с пунктом 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации.
Подпунктом 14 пункта 2.2. раздела 2 Устава в редакции постановления от 12.02.2020 № 69 МКУ «ХОЗУ» предоставлено право осуществлять деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, в том числе: предоставление гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»; погребение лиц, личность которых не установлена органами внутренних дел; погребение лиц, при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности.
Из содержания указанного положения Устава следует, что перечень полномочий МКУ «ХОЗУ» по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг, не является исчерпывающим. При этом деятельность по организации похорон и предоставлению связанных с ними услуг является экономическим видом деятельности согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (код ОКВЭД 96.03).
Таким образом, Устав не содержит положений, ограничивающих МКУ в предоставлении лицам, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего, услуг по погребению и связанных с ним услуг за плату.
Пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского округа. При этом из положений части 3 статьи 17 и части 1 статьи 2 данного Закона следует, что решение вопросов местного значения осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Отношения, связанные с организацией ритуальных услуг, регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении, Закон № 8-ФЗ).
Пунктами 1 и 4 статьи 18 Закона о погребении установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, данные органы также определяют порядок деятельности общественных кладбищ.
Согласно пункту 2 статьи 25 и пункту 1 статьи 29 названного Закона организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. При этом погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Исходя из оценки полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию на территории городского округа мест захоронения, отнесенных Федеральным законом № 131-ФЗ к ведению городских округов вопросов в сфере похоронного дела, во взаимосвязи с положениями Федерального закона № 8-ФЗ органы местного самоуправления должны осуществлять меры организационно-властного воздействия, направленные на создание условий, обеспечивающих каждому человеку после его смерти погребение с учетом его волеизъявления.
Из этого следует, что ведение дел, управление делами, осуществление руководства делами на общественных кладбищах, организация работы общественных кладбищ отнесено Законом о погребении к функции (полномочиям) органа местного самоуправления.
Следовательно, выполнять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в отношении объекта заведования - общественных кладбищ, что предполагает принятие соответствующих решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия, могут только органы местного самоуправления самостоятельно.
Возможность передачи общественных кладбищ в ведение (заведование), в управление хозяйствующего субъекта и наделения хозяйствующего субъекта указанными полномочиями органа местного самоуправления указанными федеральными законами не предусмотрена.
Нахождение общественных кладбищ в ведении хозяйствующего субъекта и осуществление последним организационно-распорядительной административно-хозяйственной функции, включающей полномочия по предоставлению (отводу) в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о погребении бесплатного участка земли под захоронение, выдаче разрешений на захоронение, ведение учетно-регистрационной работы, регулирование въезда на территорию общественных кладбищ, контроль за соблюдением порядка на общественных кладбищах, противоречит законодательству о похоронном деле.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о погребении супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Пунктом 2 стати 9 Закона о погребении предусмотрено, что услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Пунктом 3 статьи 9 Закона о погребении установлено, что стоимость услуг специализированной службы по вопросам похоронного дела возмещается за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 10 Закона № 8-ФЗ в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.
Из положений статей 9 и 10 указанного закона в их системном единстве следует, что, устанавливая гарантии, связанные с погребением умерших, в частности, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы, федеральный законодатель не конкретизирует способ и порядок их реализации и не запрещает выполнение данной деятельности (деятельности по погребению) другими хозяйствующими субъектами, определяя лишь, что качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
Анализ приведенных положений приводит к заключению о том, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном образовании специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Федерального закона №8-ФЗ и одновременно предоставил лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, право выбора хозяйствующего субъекта, оказывающего услуги в сфере похоронного дела.
Кроме того, в силу положений пункта 1 статьи 1 и пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора, в том числе по оказанию услуги по погребению умершего.
Статьей 6 Федерального закона N 8-ФЗ указано, что в случае мотивированного отказа кого-либо из лиц, указанных в волеизъявлении умершего, от исполнения его волеизъявления, оно может быть исполнено иным лицом, взявшим на себя обязанность осуществлять погребение, либо осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела.
По смыслу статьи 12 Федерального закона № 8-ФЗ в случае отсутствия перечисленных в этой норме лиц или невозможности ими осуществить погребение, а также погребение умерших на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел их личности и погребение умерших, личность которых не установлена, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с выполнением гарантированного перечня услуг по погребению.
Таким образом, обязанность по погребению указанных умерших при отсутствии лиц (в том числе организаций и индивидуальных предпринимателей), которые взяли бы на себя осуществление погребения, возлагается на специализированные службы по вопросам похоронного дела.
Из совокупного применения перечисленных норм следует, что специализированная служба по вопросам похоронного дела создается органами местного самоуправления исключительно в целях обеспечения государственных социальных гарантий для погребения умерших при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, умерших, личность которых не установлена (невостребованных и безродных), и оказанию близким родственникам и другим лицам гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе в пределах размерах социального пособия на погребение с последующим возмещением специализированной службе расходов из бюджета по каждому факту захоронения.
Вместе с тем, специализированная служба может быть наделена правом на оказание услуг по погребению и связанных с ним услуг (на оказание ритуальных услуг) на возмездной основе (за плату).
Понятие специализированной службы по вопросам похоронного дела содержится в пункте 2.1.3 ГОСТа 32609-2014, согласно которому специализированная служба по вопросам похоронного дела является хозяйствующим субъектом, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших.
Статья 3 Закона № 8-ФЗ определяет погребение как обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
Межгосударственный стандарт ГОСТ 32609-2014, введенный в действие с 01.01.2016 приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 июня 2014 года № 551-ст и устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела (далее - ГОСТ 32609-2014), определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (пункт 2.1.4).
Таким образом, специализированная служба по вопросам похоронного дела, создаваемая органом местного самоуправления, является хозяйствующим субъектом, в полномочия которого входит исключительно погребение умерших - совершение обрядовых действий по захоронению тела останков человека после его смерти, предоставление в соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона о погребении услуг по погребению, в состав которых входит оформление документов, необходимых для погребения (справки о смерти, свидетельства о смерти); предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Осуществление организационно-распорядительной или административно-хозяйственной функции, включающей полномочия по предоставлению (отводу) в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона о погребении бесплатного участка земли под захоронение, выдаче разрешений на захоронение, ведение учетно-регистрационной работы, регулирование въезда на территорию общественных кладбищ, контроль за соблюдением порядка на общественных кладбищах, не входит в состав услуг по погребению (состав ритуальных услуг).
Передача общественных кладбищ в ведение специализированной службы, а равно иных хозяйствующих субъектов, и наделение специализированной службы, а равно иных хозяйствующих субъектов полномочиями органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения, а именно административно - распорядительными полномочиями, включающими полномочия по предоставлению (отводу) участка земли под захоронение, выдачу разрешений на захоронение, ведение учетно-регистрационной работы, регулирование въезда на территорию общественных кладбищ, контроль за соблюдением порядка на общественных кладбищах, то есть наделение специализированную службу по вопросам похоронного дела, являющуюся хозяйствующим субъектом, правом хозяйничать на общественных кладбищах не предусмотрена Законом о погребении, следовательно, является незаконной.
В силу ст. 12 ГК РФ, части 2 статьи 13 АПК РФ и абз.63 и 4 пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» акты государственных органов и органов местного самоуправления, противоречащие федеральному закону, не подлежат применению.
В связи с этим положения муниципального правового акта, на которые ссылается администрация, наделяющие специализированную службу по вопросам похоронного дела правом хозяйничать на общественных кладбищах Надеждинского муниципального района, не подлежат применению, так как противоречат Федеральному Закону о погребении.
В результате анализа состояния конкуренции на товарном рынке, проведенного в соответствии с Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, установлено, что продуктовые границы исследуемого товарного рынка - оказание услуг по погребению и иных связанных с ним услуг (организация похорон и предоставление связанных с ними услуг, предоставление услуг по погребению), географические границы товарного рынка определяются территорией Надеждинского муниципального района, временной интервал исследования - с 08.01.2019 (с момента выдачи Думе предупреждения) настоящего времени.
Наделение хозяйствующего субъекта МКУ «ХОЗУ» функцией (полномочиями) органа местного самоуправления по ведению дел (управлению делами) на общественных кладбищах муниципального района и непринятие мер по прекращению выполнения им указанной функции ограничил конкуренцию, так как такому хозяйствующему субъекту предоставлены преимущественные условия деятельности на товарном рынке по оказанию услуг по погребению и связанных с ним услуг (по оказанию ритуальных услуг) в географических границах Надеждинского муниципального района, в том числе ввиду того, что деятельность иных хозяйствующих субъектов на указанном товарном рынке поставлена в зависимость от волеизъявления лица, состоящего с ними в конкурентных отношениях.
При указанных обстоятельствах комиссия обоснованно пришла к выводу о наличии факта нарушения Думой Надеждинского муниципального района части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Обоснование Думой правомерности нормативного закрепления за специализированной службой по вопросам похоронного дела функции регулятора товарного рынка (функции по ведению дел, управлению делами на общественных кладбищах) постановлением администрации от 05.02.2020 № 49, наделяющим МКУ «ХОЗУ» статусом специализированной службы, и постановлением администрации от 12.02.2020 № 69 о внесении изменений в Устав, наделяющих МКУ «ХОЗУ» указанными административно-распорядительными полномочиями органа местного самоуправления, является несостоятельным, так как ненормативные акты, носящие персонифицированный характер, решающие конкретные управленческие вопросы - вопросы управления делами на общественных кладбищах муниципального района не могут являться основанием для принятия нормативного акта, устанавливающего общие правила длительного действия.
Разъяснение ФАС России от 21.12.2018 № СП/105171/18 указывает, что казенное учреждение может быть наделено управленческими функциями органа местного самоуправления только при условии, если такое казенное учреждение не является хозяйствующим субъектом, что не противоречит позиции Приморского УФАС России.
Вопрос о возможности наделения казенного учреждения функцией (административно-распорядительными полномочиями) органа местного самоуправления подлежит разрешению исходя из конкретных фактических обстоятельств.
Оценив в порядке статей 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установленные по делу фактические обстоятельства, представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение антимонопольного органа соответствуют действующему законодательству, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем требования Думы в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
решил:
В удовлетворении требований Думы Надеждинского муниципального района Приморского края о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 14.05.2020 по делу № 025/01/15-251/2020 отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Н.В. Колтунова