$!90A3GD-ajiaaf!
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-12723/2011
19 декабря 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 16.12.2011, полный текст решения изготовлен 19.12.2011 в соответствии со статьей 176 АПК РФ.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Г.Н. Палагеша
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ю.Е. Тур
рассмотрел в судебном заседании
дело по заявлению открытого акционерного общества «Радиоприбор» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к администрации города Владивостока (ИНН <***>, ОГРН <***>)
третьи лица: Департамент дорожного хозяйства Приморского края, закрытое акционерное общество «Росдорснабжение», закрытое акционерное общество «Русско-азиатская строительная компания»
о признании незаконными технических условий подключения объекта № 17264СП от 24.10.2008 и незаконными действий по выдаче технических условий
при участии в заседании:
от заявителя: ФИО1 – адвокат по доверенности от 19.08.2010 сроком действия 3 года, ФИО2 – представитель по доверенности от 14.01.2010 сроком действия 2 года
от ответчика: ФИО3 – главный специалист 1 разряда правового управления по доверенности от 20.12.2010 № 13/5346
от третьих лиц:
Департамент дорожного хозяйства: ФИО4 – ведущий консультант юридического отдела по доверенности № 45/4036 от 02.06.2011
ЗАО «Росдорснабжение», ЗАО «Русско-азиатская строительная компания» - не явились, извещены
установил:
открытое акционерное общество «Радиоприбор» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконными действий администрации г. Владивостока в лице Управления содержания жилищного фонда и городских территорий по выдаче технических условий подключения объекта «Строительство автомобильной дороги бухта Патрокл – мостовой переход через бухту Золотой Рог» от 24.10.2008 № 17264СП в части осуществления выпуска ливневой канализации в систему ливневой канализации, расположенной по адресу: <...>, лит. 21 протяженностью 3214 метров, инвентарный номер 05:401:002:000208840:0040, условный номер 25-25-01/027/2011-246, принадлежащей ОАО «Радиоприбор» на праве собственности в соответствии с планом приватизации завода «Радиоприбор», утвержденным Постановлением Комитета по управлению имуществом Приморского края от 07.06.1994 № 150 и свидетельством о государственной регистрации права от 26.08.2011 серии 25-АБ № 632152 и о признании технических условий подключения объекта № 17264СП от 24.10.2008 недействительными в части осуществления выпуска ливневой канализации в систему ливневой канализации, расположенной по адресу: <...>, лит. 21 протяженностью 3214 метров, инвентарный номер 05:401:002:000208840:0040, условный номер 25-25-01/027/2011-246, принадлежащей ОАО «Радиоприбор» на праве собственности в соответствии с планом приватизации завода «Радиоприбор», утвержденным Постановлением Комитета по управлению имуществом Приморского края от 07.06.1994 № 150 и свидетельством о государственной регистрации права от 26.08.2011 серии 25-АБ № 632152 (с учетом уточнения предмета спора).
ЗАО «Русско-азиатская компания», ЗАО «Росдорснабжение», извещенные надлежащим образом в судебное заседание не явились.
Руководствуясь частью 2 статьи 200 АПК РФ, суд рассматривает дело в отсутствие указанных лиц.
В судебном заседании 14.12.2011 в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 16.12.2011, после завершения которого, рассмотрение дела было продолжено.
Представитель ОАО «Радиоприбор» в судебном заседании в обоснование заявленных требованиях, пояснил, что письмо от 24.10.2008 № 17264СП о выдаче технических условий не содержит обязательных сведений, установленных пунктом 10 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее – Правила предоставления технических условий), в письме отсутствуют данные о максимальной нагрузке в возможных точках подключения: о сроке подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий.
Отсутствие в технических условиях обязательных сведений послужило основанием для ОАО «Приморгражданпроект», выполняющего проектирование объекта «Строительство автомобильной дороги бухта Патрокл - мостовой переход через бухту Золотой Рог» при проектировании ливневой канализации объекта самовольно предусмотреть сброс ливневых вод на участке вдоль территории ОАО «Радиоприбор» (пикеты 10-15) в существующие колодцы ливневого коллектора, с последующим их сбросом в технологически связанную ливневую канализацию, располагающуюся на территории ОАО «Радиоприбор» по адресу г. Владивостоке, в районе ул. Калинина. 275 и находящуюся в его собственности.
Заявитель указал, что в нарушение пункта 12 Правил предоставления технических условий, оспариваемые технические условия подключения объекта от 24.10.2008 № 17264СП не были согласованы с ОАО «Радиоприбор» как с организацией, осуществляющей эксплуатацию технологически связанных сетей инженерно-технического обеспечения.
ОАО «Радиоприбор» полагает, что принадлежащая ему ливневая канализация не обладает необходимой пропускной способностью, проходит непосредственно под объектами общества и увеличение объема сточных ливневых вод при планируемом технологическом присоединении ливневой канализации строящейся автодороги приведёт к полному разрушению ливневой канализации, подтоплению производственной территории и негативно скажется на безопасности эксплуатации объектов, используемых для выполнения государственного оборонного заказа.
Администрация г. Владивостока с требованиями заявителя не согласилась, считает, что оснований для удовлетворения требований общества не имеется, поскольку с заявлением в арбитражный суд общество обратилось с нарушением трехмесячного срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ на защиту своих прав.
Администрация г. Владивостока указала, что оспариваемое письмо является техническими условиями подключения строящейся дороги бухта Патрокл - мостовой переход через бухту Золотой Рог к сетям инженерно-технического обеспечения, между тем, считает, что Правила предоставления технических условий не подлежат применению при организации отведения поверхностных и поливомоечных сточных вод, поскольку в г. Владивостоке отсутствует централизованная система ливневой канализации дорожной сети, предусматривающая организацию сброса поверхностных и поливомоечных сточных вод в систему коммунальной канализации.
Кроме того, указанные Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Департамент дорожного хозяйства Приморского края, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица с требованиями заявителя не согласился, указал, что существующая ливневая канализация рассчитана на принятие и отведение поверхностных вод с территории, общая площадь которой включает существующую автомобильную дорогу, расположенные в непосредственной близости от нее придомовые и иные территории. В результате строительства объекта «Автомобильная дорога бухта Патрокл - мостовой переход через бухту Золотой Рог» не изменится площадь водосбора, т.к. строительство данного объекта осуществляется в границах территории, с которой ранее происходило поступление поверхностных и дождевых стоков, и устройство каких-либо сооружений, предполагающих поступление на указанную территорию дополнительных объемов воды, реализуемым проектом автодороги не предусмотрено.
Пояснил, что на рассматриваемом участке строящейся автодороги не происходит подключение строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного объекта, поэтому положения Правил предоставления технических условий, не подлежат применению при организации сброса сточных вод на данном участке автомобильной дороги и их согласование с ОАО «Радиоприбор» не требовалось.
Полагает, что срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ для обращения ОАО «Радиоприбор» в суд с заявлением о признании данных технических условий недействительными истек 07.08.2011, поскольку письмом от 06.05.2011 № 1100/70-61 ОАО «Радиоприбор» информирует департамент о возможности принятия строительно-монтажных работ на объектах, принадлежащих ОАО «Радиоприбор», закрытым акционерным обществом «Компания «Востокинвестстрой». Факт направления данного письма в адрес департамента свидетельствует об осведомленности заявителя о наличии технических условий от 24.10.2008 № 17264СП.
ЗАО «Росдорснабжение» в отзыве на заявление указало, что осуществляет работы на объекте «Строительство автомобильной дороги бухта Патрокл – мостовой переход через бухту Золотой Рог» в качестве субподрядчика в соответствии с проектной документацией, предоставленной генподрядчиком. Вопрос о правомерности и обоснованности требований ОАО «Радиоприбор» оставляет на усмотрение суда.
ЗАО «Русско-азиатская компания» отзыв на заявление суду не предоставило.
Суд, изучив материалы дела, установил, что подпрограммой «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско - Тихоокеанском регионе» федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья в период до 2013 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 № 480, а также Законом Приморского края от 17.03.2008 № 226-КЗ «О краевой целевой программе «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско - Тихоокеанском регионе» на 2008 - 2012 годы» предусмотрена реализация мероприятия «Строительство автомобильной дороги бухта Патрокл - мостовой переход через бухту Золотой Рог».
В целях подготовки проектной документации объекта «Строительство автомобильной дороги бухта Патрокл - мостовой переход через бухту Золотой Рог» Департаментом дорожного хозяйства Приморского края в адрес Управления содержания жилищного фонда и городских территорий администрации города Владивостока направлен запрос от 23.09.2008 № 45/4368 о выдаче технических условий на проектирование сети ливневой канализации.
В ответ на запрос от 23.09.2008 № 45/4368, Управление содержания жилищного фонда и городских территорий администрации города Владивостока предоставило письмо от 24.10.2008 № 17264СП «О выдаче технических условий», которое содержит сведения о необходимости осуществления выпуска ливневой канализации в существующие ливневые коллекторы, с устройством очистных сооружений, предоставлении детализированной схемы существующих, попадающих под застройку ливневых коллекторов и проекта решения по их выносу в Управление содержания жилищного фонда и городских территорий администрации города Владивостока.
С учетом технических условий, ОАО «Приморгражданпроект» выполняющее проектирование объекта «Строительство автомобильной дороги бухта Патрокл - мостовой переход через бухту Золотой Рог» на основании государственного контракта № 226/08 от 05.09.2008 при проектировании ливневой канализации объекта предусмотрело сброс ливневых вод на участке вдоль территории ОАО «Радиоприбор» (пикеты 10-15) в существующие колодцы ливневого коллектора.
12.05.2011 ОАО «Радиоприбор» письмом № 10-446 обратилось в Департамент дорожного хозяйства Приморского края, являющийся заказчиком строительства объекта, с предложением о корректировке проектных решений, путём прокладки новой ливневой канализации вдоль здания корпуса № 1, принадлежащего обществу (ТЦ «Зелёный остров») по западной границе территории завода и подключению в существующий ливневый коллектор, находящийся за пределами территории общества либо проведения за счёт средств заказчика реконструкции ливневой канализации.
Согласно полученному ответу, подготовленному ОАО «Приморгражданпроект», обществу отказано в проведении мероприятий по реконструкции существующих коллекторов, а также по изменению проектного решения по обустройству ливневой канализации.
Посчитав, что технические условия, оформленные письмом от 24.10.2008 № 17264СП Управления содержания жилищного фонда и городских территорий администрации города Владивостока не соответствует закону и нарушают права и законные интересы, общество оспорило его в арбитражном суде.
Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка.
На основании пункта 3 части 6 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, в случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или заказчиком, застройщик или заказчик обязан предоставить такому лицу: технические условия (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
Согласно с частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку и сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий, а также информация о плате за подключение предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков.
Порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации (часть 10 указанной статьи).
Во исполнение указанной нормы, постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Правила регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия), включая порядок направления запроса, порядок определения и предоставления технических условий, а также критерии определения возможности подключения (пункт 1 Правил предоставления технических условий).
Пунктом 2 Правил предоставления технических условий установлено, что сети инженерно-технического обеспечения - это совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
Технологически связанные сети - принадлежащие на праве собственности или ином законном основании организациям сети инженерно-технического обеспечения, имеющие взаимные точки присоединения и участвующие в единой технологической системе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
В силу пункта 7 статьи 1 Водного кодекса РФ, водоотведение – это любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты.
Пунктом 5 Правил предоставления технических условий установлено, что орган местного самоуправления не позднее чем за 30 дней до даты принятия решения о проведении торгов по продаже права собственности (аренды) земельного участка или о предоставлении для строительства земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам технические условия.
Для получения технических условий, а также информации о плате за подключение к сетям инженерно-технического обеспечения орган местного самоуправления в срок не позднее чем за 45 дней до даты принятия одного из указанных решений обращается в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, к которым планируется подключение объектов капитального строительства.
Пунктом 13 Правил предоставления технических условий установлено, что возможность подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в случаях, указанных в пункте 12 настоящих Правил, существует при наличии резерва пропускной способности сетей, обеспечивающего передачу необходимого объема ресурса, а также при наличии резерва мощности по производству соответствующего ресурса.
Согласно пункту 14 Правил предоставления технических условий, в целях подтверждения наличия резервов пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, обеспечивающих передачу необходимого объема ресурса, и (или) резерва мощности по производству соответствующего ресурса организация, получившая запрос о выдаче технических условий, согласовывает технические условия с организациями, владеющими технологически связанными сетями инженерно-технического обеспечения и (или) объектами по производству данного ресурса. Соответствующие организации в течение 5 рабочих дней с даты обращения должны согласовать данную информацию либо представить письменный мотивированный отказ.
Постановлением администрации г. Владивостока от 08.07.2011 N 1853 утвержден Регламент предоставления администрацией города Владивостока услуги "Предоставление технических условий на подключение объектов капитального строительства к сетям ливневой канализации при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства" (далее – регламент предоставления муниципальной услуги), определяющий порядок, сроки и последовательность действий при предоставлении указанной услуги.
Пунктами 3.1.4, 3.1.5 регламента также предусмотрено, что ответственный исполнитель в течение трех рабочих дней направляет в организацию, осуществляющую эксплуатацию сетей ливневой канализации, запрос о получении технических условий.
После предоставления организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей ливневой канализации, технических условий ответственный исполнитель оформляет технические условия на подключение объектов капитального строительства к сетям ливневой канализации при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, и передает их на подпись должностному лицу, уполномоченному главой города Владивостока. К техническим условиям прилагаются документы, на основании которых они были подготовлены. Подписи на технических условиях на подключение объектов капитального строительства к сетям ливневой канализации при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства, заверяются печатью.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что администрация г. Владивостока являясь органом местного самоуправления, на который возложена обязанность по предоставлению технических условий на подключение объектов капитального строительства к сетям ливневой канализации при подготовке градостроительного плана земельного участка, предназначенного для строительства (реконструкции) объектов капитального строительства обязана была в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, Правилами предоставления технических условий и регламентом предоставления муниципальной услуги определить технические условия подключения системы водовода автодороги к ливневым коллекторам совместно с организацией, осуществляющей эксплуатацию технологически связанных сетей инженерно-технического обеспечения, т.е. с ОАО «Радиоприбор».
Поскольку администрация г. Владивостока в лице Управления содержания жилищного фонда и городских территорий не выполнила требования указанных нормативно-правовых актов, суд признает действия администрации г. Владивостока по выдаче технических условий в оспариваемой части незаконными.
Судом отклоняется довод Департамента дорожного хозяйства Приморского края о том, что ОАО «Радиоприбор» не представлено доказательств сброса ливневых вод в канализацию, принадлежащую непосредственно обществу.
Как следует из заключения по определению пропускной способности ливневых коллекторов и каналов, проходящих по территории ОАО «Радиоприбор» (далее – заключение) ГУ Дальневосточного научно-исследовательского проектно-конструкторского и технологического института по строительству (ДальНИИС РААСН), имеющему, согласно свидетельству от 11.02.2011 допуск к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства № П-013-2538000650-11022011-176 (работы по подготовке схемы планировочной организации земельного участка) подготовленного по обращению ОАО «Радиоприбор» на строящейся автомобильной дороге выполнены колодцы ливневой сети №№ 59, 60 и 61. В колодце сделано присоединение ливневой канализации от точки 60 к существующему коллектору, который сбрасывает ливневые воды в коллектор СК сущ (точка А) на территории ОАО «Радиоприбор» (приложение 3 к заключению).
Факт присоединения ливневых колодцев 61, 60 с ранее существовавшем колодцем (СКсущ) также установлен судом из плана ливневой канализации проектной документации на Строительство автомобильной дороги бухта Патрокл-мостовой переход через бухту Золотой Рог, разработанного ОАО «Приморгражданпроект».
Право Общества на ливневую канализацию протяженностью 3214 м, лит. 21, расположенную в границах находящихся в собственности земельных участков в районе ул. Калинина, 275 подтверждается планом приватизации государственного имущества, утверждённым постановлением комитета по управлению государственным имуществом Приморского края от 07.06.1994 № 150 «Об утверждении плана приватизации завода «Радиоприбор» и утверждении на его основе акционерного общества открытого типа «Радиоприбор» и перечнем имущества, находящемся на балансе Общества, а также свидетельством о государственной регистрации права серии 25-АБ № 632152.
Рассмотренные доказательства свидетельствует о том, что сброс ливневых вод из ливневого коллектора, находящегося на участке автомобильной дороги (ПК0-ПК20) за территорией ОАО «Радиоприбор», осуществляется в систему канализации общества.
Довод Департамента дорожного хозяйства Приморского края о том, что ливневая канализация строящейся автомобильной дороги на участке, предполагающем выпуск ливневых сточных вод в существующий ливневой коллектор, расположенный в районе здания проходной ОАО «Радиоприбор», не является вновь создаваемым объектом и фактически осуществляется переустройство функционировавшей системы ливневой канализации существовавшей автодороги с сохранением ранее реализованной схемы выпуска поверхностных вод в ранее существовавшие ливневые коллекторы, т.е. без создания новых мест и схем подключения в дополнение к уже имевшимся, противоречит фактическим обстоятельствам дела: проектной документации объекта и положительными заключениями Государственной экспертизы № 85/09, № 15/11/85/09.
Довод администрации г. Владивостока и Департамента дорожного хозяйства Приморского края о том, что Правила предоставления технических условий не подлежат применению при организации отведения поверхностных и поливомоечных сточных вод без сбора данных вод и их отведения в систему коммунальной канализации, в связи с чем, администрация г. Владивостока не обязана была согласовывать технические условия с ОАО «Радиоприбор» противоречит фактическому содержанию Правил предоставления технических условий и регламенту предоставления муниципальной услуги.
Пунктом 10 Правил предоставления технических условий установлено, что технические условия должны содержать данные о максимальной нагрузке в возможных точках подключения; сроке подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый, в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ; а также сроке действия технических условий, но не менее 2 лет с даты их выдачи. По истечении этого срока параметры выданных технических условий могут быть изменены.
Между тем, письмо от 24.10.2008 № 17264СП указанных сведений не содержит.
Учитывая, что материалами дела, а также пояснениями администрации г. Владивостока и Департамента Дорожного хозяйства администрации Приморского края подтверждается, что технические условия были оформлены указанным письмом, суд также удовлетворяет требования заявителя в части признания незаконными технических условий подключения объекта в части осуществления выпуска ливневой канализации в систему ливневой канализации, принадлежащей заявителю.
Автомобильная дорога бухта Патрокл - мостовой переход через бухту Золотой Рог представляет собой линейный объект строительной длинной 5,34 км. Согласно плана ливневой канализации рассматриваемый участок автомобильной дороги (ПК0-ПК20) имеет девять ливневых колодцев обозначенными на плане под номерами 52-56, 56.1-60.
Согласно пункту 4.1.9 положительного заключения Государственной экспертизы № 85/09 к проектной документации «Строительства автомобильной дороги бухта Патрокл-мостовой переход через бухту Золотой Рог» (далее – положительное заключение), выпуск ливневой канализации запроектирован в существующую ливневую сеть с предварительной очисткой в очистных сооружениях.
Из заключения ДальНИИС РААСН следует, что техническое обследование состояния системы ливневой канализации предприятия было определено в период с 17.10.2011 по 28.10.2011. За указанный период были вскрыты колодцы на коллекторе АВСД, обследован открытый сборный канал (приложения 1, 3, 4 к заключению) и часть автомобильной дороги с ливневой канализацией от точки 61 до точки 56 (приложение 3, лист 5). Основное внимание уделялось техническому состоянию канала АВСД, который принимает не только ливневые сточные воды предприятия, но и ливневые воды автодороги и расположенных выше жилых массивов.
В результате технического обследования системы ливневых закрытых коллекторов и открытых каналов ОАО «Радиоприбор» было установлено, что срок эксплуатации ливневой канализации ОАО «Радиоприбор» без капитального ремонта истек, что также подтверждается данными кадастрового паспорта;
Закрытый ливневой коллектор на настоящий момент имеет разрушения, препятствующие отводу ливневых вод в открытый ливневой канал и сброс городских ливневых вод и ливневых вод дороги приведет к затоплению территории и подвалов предприятия;
Пропускная способность закрытого дождевого канала после ремонта, инструкции узла примыкания закрытого коллектора к открытому и очистки его не превысит 3,79 м3/с;
Приток ливневых вод от городских территорий, расположенных выше, и автодороги, определен как 6,62 м3/с, при нормативном для данного предприятия периоде однократного переполнения расчетной интенсивности 5 лет и указано, что приток значительно превышает пропускную способность;
Согласно заключения, после ремонта и реализации мероприятий, предложенных в обосновании заключения, пропускная способность ливневого закрытого коллектора от точки СКсущ до присоединения к открытому ливневому каналу, недостаточна для пропуска ливневых вод с территории городской застройки и автодороги.
В качестве обобщения исследования ДальНИИС РААСН указал, что система ливневой канализации ОАО «Радиприбор» требует реконструкции и капитального ремонта. В настоящее время эта система не в состоянии отводить не только дождевые стоки города и автодороги, но и собственные ливневые стоки территории завода. Решить систему отвода ливневых стоков от территорий жилой застройки и автодороги через ливневые сети ОАО «Радиоприбор», после их реконструкции и капитального ремонта также невозможно, так как часть существующей системы не обладает достаточной пропускной способностью.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о неправомерном подключении ливневой канализации в существующие ливневые коллекторы без исследования их технического состояния и пропускной способности. Оспариваемыми техническими условиями и действиями администрации г. Владивостока нарушены права ОАО «Радиоприбор» как собственника технологически связанных сетей, поскольку изложенное может привести к существенным затоплениям объектов и территории, принадлежащих ОАО «Радиоприбор».
В судебном заседании Департамент дорожного хозяйства Приморского края пояснил, что в результате строительства автодороги не изменяется площадь водосбора, т.к. строительство объекта осуществляется в границах территории, с которой ранее происходило поступление поверхностных и дождевых стоков, и устройство каких-либо сооружений, предполагающих поступление на указанную территорию дополнительных объемов воды, реализуемым проектом автодороги не предусмотрено.
Между тем, из пункта 4.3.2 положительного заключения следует, что ранее существовавшая дорога подлежит расширению, с устройством мостов, съездов, развязок, изменению вертикальной планировки, в связи с чем, предусматривается перекладка существующих сетей водоснабжения и канализации. Кроме того, из пункта 4.4. положительного заключения следует, что в связи со строительством автодороги фронт работ по сносу и демонтажу зданий и сооружений под автомобильную дорогу имеет протяженный характер и проходит от ул. Фастовской, между ФИО5 с выходом на ул. Калинина, проходит по ул. О. Кошевого с выходом на Окатовую, спускается к ул. Коммунаров и заканчивается на ул. Бархатной.
Таким образом, положительное заключение свидетельствует об увеличении площади водосбора.
В соответствии с заключением ДальНИИС РААСН, площадь водосбора была определена по топографической карте (приложение 5 к заключению). Основой для назначения контура площади являлось направление откосов. При этом, учитывались обстоятельства, что ливневые воды не сбрасываются в водотоки выше колодца СКсущ ОАО «Радиоприбор» (отсутствие коллектора от точки 61 к точке 59 в связи с пересечением водопроводной трубы, расположенной на пути ливневого коллектора) и СКсущ располагается в нижней части ложбины, являясь естественной точкой сбора ливневых потоков с обозначенной на топографической карте площади. Улицы Калинина и Олега Кошевого располагаются с пониженной стороны площади водосбора и дождевые коллекторы этих улиц неизбежно будут собирать сток с указанной территории.
Общая площадь водосбора была ориентировочно оценена величиной в 41,4 га. Коэффициент стока для городской территории принят по рекомендациям ФГУП «НИИ ВОДГЕО» для средних городов равным 0,4.
Между тем, согласно ответа, ОАО «Приморгражданпроект» на вопросы, поставленные судом в определении от 09.11.2011 и оформленного письмом от 16.12.2011 № 3796/15-11, площадь водосбора с проезжей части автомобильной дороги в районе ул. Калинина, 275 составляет – 0,039 км2, объем водосбора с автомобильной дороги определяется расходом ливневого водосбора с проезжей части и составляет – 0,23 м3/с.
В соответствии с частью 5 статьи 200 АПК РФ, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Учитывая, что администрацией г. Владивостока, Департаментом дорожного хозяйства Приморского края не представлено в материалы дела иных достаточных доказательств в подтверждение довода о том, что строительство автомобильной дороги бухта Патрокл - мостовой переход через бухту Золотой Рог не приведет к изменению площади водосбора и соответственно к увеличению объема поверхностных вод, попадающих в существующую ливневую канализацию, с учетом части 5 статьи 200 АПК РФ, заключения ДальНИИС РАСН, а также сведений, содержащихся в положительном заключении Государственной экспертизы № 85/09, суд отклоняет доводы указанных лиц в данной части.
Суд также признает несоответствующими действительности доводы Департамента дорожного хозяйства о пропуске ОАО «Радиоприбор» срока на обращение в арбитражный суд за защитой своих прав со ссылкой на письмо ОАО «Радиоприбор» от 06.05.2011 № 1100/70-61, из которого, по мнению департамента, следует, что общество располагало сведениями о наличии технический условий от 24.10.2008 № 17264СП.
Между тем, указанное письмо содержит только информацию о том, что ЗАО «Компания «Востоинвестстрой» осуществляет функций заказчика при строительстве и реконструкции объектов ОАО «Радиоприбор». Иной информации в указанном письме, в том числе свидетельствующей о наличии у ОАО «Радиоприбор» сведений о технических условиях от 24.10.2008 № 17264СП, отсутствует.
При этом, суд принимает доводы ОАО «Радиоприбор» о том, что обществу стало известно о наличии технических условий от 24.10.2008 № 17264СП после получения письма Департамента дорожного хозяйства Приморского края от 24.05.2011 № 45/2933 с приложениями, в том числе и копии письма Управления содержания жилищного фонда и городских территорий о выдаче технических условий от 24.10.2008 № 17264СП.
Учитывая, что заявление общества поступило в арбитражный суд 10.08.2011, трехмесячный срок, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ ОАО «Радиоприбор» не пропущен.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При таких обстоятельствах, требования ОАО «Радиоприбор» подлежат удовлетворению.
В связи удовлетворением требований заявителя, суд взыскивает с ответчика государственную пошлину в размере 4000 рублей в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Признать незаконными действия администрации г. Владивостока в лице Управления содержания жилищного фонда и городских территорий по выдаче технических условий подключения объекта «Строительство автомобильной дороги бухта Патрокл – мостовой переход через бухту Золотой Рог» от 24.10.2008 № 17264СП в части осуществления выпуска ливневой канализации в систему ливневой канализации, расположенной по адресу: <...>, лит. 21 протяженностью 3214 метров, инвентарный номер 05:401:002:000208840:0040, условный номер 25-25-01/027/2011-246, принадлежащей ОАО «Радиоприбор» на праве собственности в соответствии с планом приватизации завода «Радиоприбор», утвержденный Постановлением Комитета по управлению имуществом Приморского края от 07.06.1994 № 150 и свидетельством о государственной регистрации права от 26.08.2011 серии 25-АБ № 632152 как несоответствующее Правилам определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83.
Признать незаконными технические условия подключения объекта № 17264СП от 24.10.2008 в части осуществления выпуска ливневой канализации в систему ливневой канализации, расположенной по адресу: <...>, лит. 21 протяженностью 3214 метров, инвентарный номер 05:401:002:000208840:0040, условный номер 25-25-01/027/2011-246, принадлежащей ОАО «Радиоприбор» на праве собственности в соответствии с планом приватизации завода «Радиоприбор», утвержденным Постановлением Комитета по управлению имуществом Приморского края от 07.06.1994 № 150 и свидетельством о государственной регистрации права от 26.08.2011 серии 25-АБ № 632152 как несоответствующее Правилам определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с администрации г. Владивостока в пользу открытого акционерного общества «Радиоприбор» госпошлину в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Г.Н. Палагеша