АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-12731/2019
12 июля 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена 08 июля 2019 года.
Полный текст решения изготовлен 12 июля 2019 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Николаева А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щекалёвой Л.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Уссурийской таможни (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 20.04.1997, юридический адрес: 692519, <...>)
к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 03.08.2009, юридический адрес: 690091, <...>)
о признании незаконным решения об отказе в принятии товаров, задержанных по протоколу задержания товаров и документов на них от 20.11.2018 №19 для их дальнейшего распоряжения, изложенное в письме от 15.03.2019 №10-2061; об обязании принять товары, задержанные таможенным органом по протоколу задержания товаров и документов на них от 20.11.2018 №19 для их дальнейшего распоряжения;
при участии: от заявителя – ФИО1, служебное удостоверение, доверенность от 09.01.2019, ФИО2, служебное удостоверение, доверенность от 09.01.2019; от ответчика – не явился, извещен,
установил:
Уссурийская таможня (далее Заявитель, Таможенный орган, Таможня) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае (далее - Территориальное управление, ТУ ФАУГИ) об отказе в принятии товаров, задержанных по протоколу задержания товаров и документов на них от 20.11.2018 №19 для их дальнейшего распоряжения, изложенного в письме от 15.03.2019 №10-2061, об обязании ТУ Росимущества в Приморском крае принять товары, задержанные таможенным органом по протоколу задержания товаров и документов на них от 20.11.2018 №19 для их дальнейшего распоряжения.
Ответчик в судебное заседание представителей не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем, руководствуясь статьями 156, 163, 200 АПК РФ, суд рассмотрел дело без его участия по имеющимся в деле документам.
Суд, с учетом отсутствия возражений от представителей сторон относительно перехода из предварительного судебного заседания в судебное разбирательство с рассмотрением дела по существу, признал дело подготовленным к судебному разбирательству и в порядке пункта 5 статьи 136 и пункта 4 статьи 137 АПК РФ, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
В судебном заседании представитель Таможенного органа предъявленные требования поддержал, пояснив, что оспариваемый отказ ТУ ФАУГИ в приеме задержанных товаров, срок хранения которых истек, прямо нарушают требования статьи 320 Федерального закона от 03.08.2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №289-ФЗ), регламентирующей согласованные действия таможенного органа и Росимущества по приему-передаче задержанных товаров, срок хранения которых истек.
ТУ ФАУГИ предъявленные к нему требования оспорило, в письменном отзыве, представленном в материалы дела, указало, что в настоящее время отсутствует законодательно утвержденный порядок распоряжения задержанными товарами, что препятствует фактической реализации задержанного товара или его уничтожению.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
20.11.2018 таможенным постом ДАПП Полтавка Уссурийской таможни задержан товар (стол раскладной, на металлическом каркасе, с металлической поверхностью, в количестве 1 штуки, весом 3,8 кг), о чем составлен протокол задержания товаров и документов от 20.11.2018 №19.
По акту приёма-передачи имущества на ответственное хранение от 20.11.2018 названный задержанный товар помещен на ответственное хранение на склад временного хранения ООО «Полтавский терминал».
Письмом от 02.12.2018 №34-14/01534 в адрес ООО «Кальсар» направлено Уведомление о предстоящем истечении сроков хранения задержанных товаров от 02.12.2018 №19.
Срок хранения задержанных товаров истек 20.12.2018, о чем составлен акт об истечении сроков хранения задержанных товаров от 20.12.2018.
В связи с тем, что задержанный Таможенным органом товар не был востребован в установленный срок, во исполнение требований части 9 статьи 320 Федерального закона № 289-ФЗ Уссурийская таможня письмом от 13.02.2019 №24-17/03484 направила в ТУ ФАУГИ в Приморском крае как орган, уполномоченный Правительством РФ на распоряжение задержанными товарами, о предстоящей передаче вышеуказанных задержанных товаров, срок хранения которых истек, уведомление о предстоящей передаче задержанных товаров.
Уссурийской таможней от Территориального управления получено письмо №10-2061 от 15.03.2019, которым Таможне отказано в принятии задержанных товаров, в связи с отсутствием порядка распоряжения задержанными товарами, осуществляемого уполномоченным органом, в соответствии с частью 3 статьи 320 Федерального закона № 289-ФЗ.
Не согласившись с вышеуказанным решением Территориального управления, полагая, что оно является незаконным, Таможенный орган обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд считает, что предъявленные требования подлежат удовлетворению в силу следующего.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 317 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 289-ФЗ) таможенные органы задерживают товары , не являющиеся предметами административного правонарушения или преступления, и документы на эти товары либо товары, являющиеся предметами административного правонарушения или преступления, но не изъятые либо не арестованные в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 379 ТК ЕАЭС.
В силу пункта 1 статьи 379 ТК ЕАЭС товары и документы на них, которые не являются предметами административных правонарушений или преступлений либо которые являются такими предметами , но не изъяты либо не арестованы в ходе проверки сообщения о преступлении, в ходе производства по уголовному делу или по делу об административном правонарушении (в ходе ведения административного процесса), в ряде случаев, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 10 статьи 88, пунктом 5 статьи 98 данного Кодекса, задерживаются таможенными органами.
Задержание товаров и документов на них оформляется путем составления протокола о задержании товаров и документов на них, форма которого определяется Комиссией (пункт 2 статьи 379 ТК ЕАЭС).
Согласно пунктам 1, 3 статьи 380 ТК ЕАЭС задержанные товары и документы на них, за исключением товаров, указанных в пункте 2 статьи 380 ТК ЕАЭС, хранятся таможенными органами в течение 30 календарных дней , а товары, подвергающиеся быстрой порче, – в течение 24 часов; срок хранения задержанных товаров и документов на них исчисляется со дня их задержания.
Товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в статье 381 ТК ЕАЭС, в срок, предусмотренный пунктами 1 и 2 статьи 380 ТК ЕАЭС, подлежат реализации, если иное не установлено настоящей статьей (пункт 1 статьи 382 ТК ЕАЭС).
Аналогичная норма содержится в части 1 статьи 320 Федерального закона № 289-ФЗ.
Реализация, использование или уничтожение товаров, указанных в пункте 1 статьи 382 ТК ЕАЭС, в том числе расчет расходов, связанных с перевозкой (транспортировкой), перегрузкой (погрузкой, выгрузкой), хранением, иных расходов, связанных с подготовкой к реализации, и реализацией или уничтожением таких товаров, осуществляются в соответствии с законодательством государства-члена, таможенным органом которого задержаны товары, с учетом особенностей, определенных настоящим Кодексом (пункт 3 статьи 382 ТК ЕАЭС).
Частью 2 статьи 320 Федерального закона № 289-ФЗ установлено, что распоряжение товарами, задержанными таможенными органами в соответствии со статьей 317 Закона № 289-ФЗ, осуществляется путем их реализации, переработки или уничтожения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами.
В соответствии с Положением о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 №432 «О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2017 № 405 , органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию, уничтожения или переработки (утилизацию) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности (далее – Росимущество).
В соответствии с пунктом 5.5 (2) Положения Росимущество в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле осуществляет: учет переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами; организацию проведения оценки переданных ему товаров, задержанных или изъятых таможенными органами; организацию реализации товаров, задержанных или изъятых таможенными органами; уничтожение либо переработку (утилизацию) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами, в том числе организацию уничтожения либо переработки (утилизации) таких товаров.
Согласно части 9 статьи 320 Закона №289-ФЗ таможенный орган, осуществивший задержание товаров, уведомляет уполномоченный орган об истечении срока их хранения, о месте нахождения товаров, об их количестве и о других характеристиках, необходимых уполномоченному органу для организации принятия и вывоза товаров.
Об истечении срока хранения задержанных товаров таможенный орган также уведомляет соответственно декларанта товаров, их собственника либо иного законного владельца, если эти лица установлены.
Таможенный орган, осуществивший задержание товаров, передает такие товары по акту приема-передачи уполномоченному органу, который подписывается должностным лицомтаможенного органа, осуществившего задержание товаров, уполномоченным лицом уполномоченного органа, а также лицом, осуществлявшим хранение задержанных товаров (часть 10 статьи 320 Федерального закона № 289-ФЗ).
Частью 11 статьи 320 Закона № 289-ФЗ установлено, что уполномоченный орган либо его представитель принимает от таможенного органа и вывозит задержанные товары для учета, оценки и распоряжения не позднее 10 рабочих дней после дня получения уведомления таможенного органа, предусмотренного частью 9 настоящей статьи.
Таможенный орган, задержавший товары, вправе продлить срок принятия и вывоза товаров по мотивированному обращению уполномоченного органа, но не более чем на один месяц.
С момента фактического приема по акту приема-передачи задержанных товаров до момента их реализации, уничтожения либо переработки уполномоченный орган обеспечивает их сохранность (часть 16 статьи 320 Федерального закона № 289-ФЗ).
Учитывая вышеуказанные нормы права, суд полагает, что приём уполномоченным органом задержанных товаров и их вывоз, их учёт, оценка и распоряжение ими (реализация, переработка либо уничтожение) – это различные действия уполномоченного органа, вследствие чего довод Территориального управления о том, что приёмке и вывозу задержанных спорных товаров препятствует отсутствие порядка распоряжения задержанными товарами, который должен быть определён Правительством РФ, согласно пункту 3 статьи 320 Федерального закона № 289-ФЗ, поскольку в силу названной нормы Правительство РФ определяет лишь порядок распоряжения задержанными товарами, а не порядок их приёма-передачи и вывоза, судом отклоняется как не имеющий отношение к рассматриваемому спору.
Суд поддерживает довод Таможенного органа о том, что действующее законодательство не предусматривает возможности отказа уполномоченным органом от принятия таких товаров, а лишь предоставляет возможность по мотивированному обращению уполномоченного органа продлить срок принятия и вывоза товаров, но не более чем на один месяц.
Между тем, такого мотивированного обращения ТУ ФАУГИ в Таможню в спорных случаях не направляло.
Материалами дела подтверждается и Территориальным управлением не опровергнуто, что в нарушение части 11 статьи 320 Закона № 289-ФЗ уполномоченный орган либо его представитель после получения Уведомления Уссурийской таможни, направленного письмом от 13.02.2019 №24-17/03484, ТУ ФАУГИ не принял от Таможенного органа и не вывез задержанные товары, срок хранения которых истек, для учета, оценки и распоряжения ими.
Суд полагает, что бездействием Территориального управления нарушаются права и законные интересы Уссурийской таможни, действующей в интересах бюджета, в целях обеспечения своевременности и полноты перечисления в федеральный бюджет причитающихся денежных средств от реализация задержанных товаров для уплаты таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении задержанных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на день их задержания.
Кроме того, хранение задержанных товаров, срок хранения которых истек, на протяжении длительного периода времени вынуждена обеспечивать Уссурийская таможня, что исключает возможность размещать в помещении или на открытых площадках склада, предоставляемых хранителям для ответственного хранения задержанных товаров, вновь обретающих такой статус товаров.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
С учётом данного положения процессуального закона, удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд полагает необходимым указать на обязанность ТУ ФАУГИ осуществить приём от Уссурийской таможни задержанных товаров на основании протокола от 20.11.2018 №19, и вывезти задержанные товары не позднее десяти рабочих дней после вступления решения суда в законную силу, поскольку такие действия будут направлены на восстановление прав и законных интересов Таможенного органа.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривается, поскольку Заявитель и ТУ ФАУГИ, как органы государственной власти, освобождены от оплаты государственной пошлины на основании статей 333.38 НК РФ, 105 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Признать незаконным решение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае об отказе в принятии товаров, задержанных по протоколу задержания товаров и документов на них от 20.11.2018 № 19 для их дальнейшего распоряжения, изложенное в письме от 15.03.2019 № 10-2061, как несоответствующее Федеральному закону от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Решение в указанной части подлежит немедленному исполнению.
Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае осуществить приём от таможенного органа товаров, задержанных таможенным органом по протоколу задержания товаров и документов на них от 20.11.2018 №19, и вывезти задержанные товары не позднее десяти рабочих дней после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Николаев А.А.