ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-12769/14 от 26.08.2014 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-12769/2014

01 сентября 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена августа 2014 года .

Полный текст решения изготовлен сентября 2014 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Карандашовой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем  Се  Т.Д.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Администрации города Владивостока   ИНН 4001783 , ОГРН 2501302955 , дата гос. регистрации 12.12.2002    

к  Товариществу собственников жилого дома № 82 по ул.Некрасовской г.Владивостока  ИНН 8049896 , ОГРН 2538003579 , дата гос. регистрации  09.06.2009

3-е лицо: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае,

об обязании произвести возврат денежных средств  в  размере 236 604 руб.,

при участии:

от истца: юрист  Шубин  М.С.- доверенность от 18.12.2013 № 1-3/4544 с огр.полн.,  пост.,

от ответчика: не явился, надлежаще извещен,

от третьего лица: заместитель начальника  юридического  отдела  ФИО1,  доверенность  от  15.08.2013 со спец.полн.,  пост.,

установил:  Администрация города Владивостока обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением, просит  обязатьТоварищество собственников жилого дома № 82 по ул.Некрасовской г.Владивостока произвести возврат в бюджет Владивостокского городского округа денежных средств в размере 236 604 руб.

          Судом на  основании  ст. 163 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации  в  судебном заседании 19.08.2014 объявлен перерыв до  26.08.2014 до 15 часов 00 минут, по окончании  которого  судебное  заседание продолжено.

Ответчик  в заседание не  явился, надлежаще извещен, отзыв на иск не представил.

Определением суда от 10.07.2014  к участию в деле в качестве 3-го лица  в порядке ст.51 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации привлечено Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае.

Третье  лицо пояснило, что на основании акта проверки было вынесено предписание, которым предусматривалось принятие   мер к взысканию с  подрядной организации ООО «БК групп» стоимости завышенных объемов работ, выявленных контрольными замерами, и оплаченной  стоимости  работ сверх стоимости, предусмотренными  локально-ресурсными сметными расчетами.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителем лиц, участвующих в деле, суд считает, что требования  истца удовлетворению не подлежат в силу следующего.

Постановлением Правительства РФ от 15.04.1996 N 480 (ред. от 10.01.2009) утверждена «Федеральная целевая программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года".

Частью 20 ст. 4 Федерального закона от 08.05.2009 N 93-ФЗ "Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что местной администрацией Владивостокского городского округа осуществляются мероприятия по капитальному ремонту, реконструкции, реставрации выходящих на море или трассу гостевого маршрута делегаций - участников саммита фасадов многоквартирных домов, жилые помещения в которых находятся в муниципальной или частной собственности.

Постановлением главы г. Владивостока от 22.04.2009 N 381 (ред. от 26.12.2011) "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" (далее- Программы) на 2009 - 2012 годы в перечень объектов, входящих в мероприятие«Реконструкция морского фасада г.Владивостока, реконструкция фасадов,  выходящих на море и  трассу гостевого  маршрута делегаций-участников встречи глав государств и правительств стран-участников  форума «Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество» в 2012 году путем  капитального  ремонта фасадов многоквартирных домов», включен в том числе, многоквартирный жилой  дом  ул.Некрасовской,82 в г.Владивостоке.

В соответствии с соглашением № 1   о предоставлении  субсидий  из бюджета Владивостокского городского округа на проведение капитального ремонта многоквартирных домов от 29.12.2011, заключенного  между администрацией г.Владивосток (администрация) и Товариществом  собственников жилого дома № 82 по ул.Некрасовской г.Владивостока (получатель субсидии) и  ОАО «Сбербанк России» (кредитная организация),  на отдельный банковский счет зачислялись и списывались с него денежные средства в порядке, определенном соглашением.

В соответствии с приложением  № 2 к постановлению администрации г. Владивостока от 25.08.2011 N 2383 (ред. от 16.12.2011) "Об утверждении распределения субсидий из бюджета Владивостокского городского округа товариществам собственников жилья,жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по капитальному ремонту, реставрации фасадов многоквартирных домов, жилые помещения в которых находятся в муниципальной или частной собственности,в том числе относящихся к объектам культурного наследия, выходящих на море или трассу гостевого маршрута делегаций - участников саммита", на капитальный ремонт МКД по ул.Некрасовская,82, подлежало перечислению 4 014 000 руб., в том числе: 3 612 600 руб.  из  федерального бюджета, 401 400 руб. из бюджета  Владивостокского городского  округа.

В соответствии с условиями Соглашения, Администрация города  Владивостока перечислила целевые денежные средства в виде субсидии в размере 401 400 руб. на счет,  открытый ответчиком в соответствии с условиями   соглашения № 1 от 29.12.2011, что подтверждается имеющимся в деле платежным поручением. Доказательства исполнения заявки на  кассовый расход № 190  от 30.12.2011 и, следовательно, перечисления ответчику денежных средств в сумме 3 612 600 руб.  из федерального  бюджета, материалы дела не содержат.

ТСЖ-82 (заказчик) и ООО «БК групп» (подрядчик)  заключен договор  подряда № 121 от 27.12.2011 на выполнение  работ по капитальному ремонту  фасада  многоквартирного дома, в соответствии с  условиями которого подрядчик  обязуется   выполнить своим  иждивением работы по  капитальному  ремонту  фасада многоквартирного дома  по адресу: <...> в соответствии с требованиями  СНиП согласно  сметной документации, а заказчик обязуется принять их результат и оплатить обусловленную договором цену.

По условиям договора (п.п.2.1.,2.2.), цена договора  составляет           3  933 720 руб., подрядчик подтверждает цену договора локальным ресурсным  сметным   расчетом, которых, как следует из материалов дела,  было составлено два: локальный ресурсный  сметный   расчет № 1 на сумму 3344,035 тыс.руб. и локальный ресурсный  сметный   расчет на дополнительные работы на сумму 589,685 тыс.руб.

Работы по договору подряда выполнены, принятие их Заказчиком подтверждается актом о приемке выполненных работ № 1  от 23.03.2012, подписанным без замечаний и возражений.

В пределах своих полномочий, Территориальным  управлением Федеральной службы  финансового-бюджетного надзора в Приморскому крае в период с  01.01.2011 по  31.12.2012 проведена проверка  использования   средств федерального бюджета, выделенных на реализацию федеральных целевых программ в управлении содержания жилищного  фонда администрации г.Владивостока.

Результаты проверки отражены в акте от 24.09.2013, которым установлено, что  по ул.Некрасовской  № 82 приняты: работы по  установке оконных блоков из ПВХ профилей с применением материала  герметик пенополиуретановый  стоимостью 251 руб.  вместо герметик стоимостью 163 руб. за 1 шт., в результате излишне уплачено 6 018 руб. (в том числе 5 416 руб. из федерального  бюджета); работы по наружной облицовке поверхности стен в горизонтальной  исполнении по металлическому каркасу (с его устройством) металлосайдингом с пароизоляционным слоем из пленки стоимостью 113 938 руб. вместо указанных работ в вертикальном исполнении  из пленки стоимостью  88 962 руб.  на 100 кв.м поверхности облицовки, в результате чего излишне уплачено 157 330 руб. ( в том числе 141 597 руб. из федерального бюджета); работы по наружной облицовке поверхности стен в горизонтальной  исполнении по металлическому каркасу (с его устройством) металлосайдингом без пароизоляционного слоя стоимостью 91 796 руб.вместо работ стоимостью 64 248 руб.на 100 кв.м поверхности облицовки в количестве 0,36, в результате излишне уплачено 11 918 руб. (из федерального бюджета – 10 726 руб.); за счет непредвиденных расходов приняты работы по наружной облицовке поверхности стен в горизонтальной  исполнении по металлическому каркасу (с его устройством) металлосайдингом с пароизоляционным слоем из пленки стоимостью 113 938 руб. вместо указанных работ в вертикальном исполнении  из пленки стоимостью  88 962 руб.  на 100 кв.м поверхности облицовки, в результате чего излишне уплачено 8 062 руб. ( в том числе 7 256 руб. из федерального бюджета). Кроме того, в акте отражена уплата  подрядчику  ООО «БК групп» по объекту  по ул.Некрасовской, 82 фактически не выполненных работ (установлено контрольным замером) по наружной облицовке поверхности стен в горизонтальной  исполнении по металлическому каркасу (с его устройством) металлосайдингом с пароизоляционным слоем из пленки на суммы 49 824 руб. (из федерального бюджета – 44 842 руб.) и  3 452 руб. (из федерального бюджета –3 107 руб.)

Полагая, что вследствие допущенных нарушений,  денежные средства в размере 236 604 руб. были нецелевым образом использованы ответчиком, Администрация направила в адрес ТСЖ «Некрасовская,82» требование об их возврате с указанием назначения платежа: «возврат неиспользованных  остатков прошлых лет субсидии капитальный ремонт реставрация фасадов МКД».

Невыполнение требования, послужило основанием для обращения Администрации города Владивостока в арбитражный суд с настоящим иском.

Нормами статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Исходя из смысла статьи 289 БК РФ, нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Как следует из раздела 5 Программы, финансирование мероприятий по капитальному ремонту, реставрации фасадов многоквартирных домов, выходящих на море или трассу гостевого маршрута, осуществляется посредством предоставления субсидий товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам либо выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах управляющим организациям, которые осуществляют управление многоквартирными домами, выходящими на море или трассу гостевого маршрута делегаций - участников встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по капитальному ремонту, реставрации фасадов многоквартирных домов. Порядок предоставления субсидий устанавливается постановлением администрации города Владивостока.

  Пунктом 5.1.  Порядка предоставления субсидий из бюджета Владивостокского городского округа товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации на возмещение затрат, связанных с выполнением работ по капитальному ремонту, реставрации фасадов многоквартирных домов, жилые помещения в которых находятся в муниципальной или частной собственности, в том числе относящихся к объектам культурного наследия, выходящих на море или трассу гостевого маршрута делегаций - участников саммита", утвержденного постановлением администрации г. Владивостока от 28.07.2011 N 2025 (далее – Порядка), предусмотрено,  что субсидии из бюджета Владивостокского городского округа получателям субсидий предоставляются уполномоченным органом - управлением содержания жилищного фонда администрации города Владивостока (далее - управление) в соответствии с правовым актом администрации города Владивостока, утверждающим распределение субсидий между получателями субсидий и сроки выполнения работ.

В соответствии с п.6.1. Порядка, средства субсидий могут использоваться получателями субсидий только на капитальный ремонт, реставрацию фасадов многоквартирных домов, в том числе на разработку проектно-сметной документации для капитального ремонта, реставрации фасадов многоквартирных домов, проведение государственной экспертизы проектно-сметной документации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также на осуществление строительного контроля путем заключения договора с привлеченной организацией.

Оплата выполненных работ (оказанных услуг), указанных в пункте 6.1 настоящего Порядка, осуществляется на основании акта приемки выполненных работ (оказанных услуг) (далее - акт приемки), подписанного лицами, которые уполномочены действовать от имени получателей субсидий, и согласованного управлением (п.6.3. Порядка).

Указанный  акт приемки, как следует из п.п.6.4.,6.5. Порядка, получатель субсидий представляет на согласование в сроки, установленные правовым актом, управление в течение двадцати дней после получения акта приемки согласовывает акт приемки либо направляет получателю субсидий обоснованный отказ в согласовании.

Контроль за достоверностью сведений в представляемых в управление документах, а также за соблюдением условий предоставления и расходования субсидий, установленных Порядком, осуществляет управление (п.7.3.Порядка).

Пунктами 8.1.,8.2.,8.3. Порядка предусмотрено, что  в случае выявления нарушений условий предоставления субсидий, в том числе в случае непредставления в установленные сроки получателем субсидий акта приемки или в случае отказа Управления в согласовании акта приемки, а также в случае образования экономии при выполнении работ, управление в течение десяти рабочих дней со дня выявления вышеуказанных фактов направляет получателю субсидий письменное требование о возврате субсидий в бюджет Владивостокского городского округа, возврат субсидий получателями субсидий производится в течение пяти рабочих дней со дня получения требования в сумме, по реквизитам и коду бюджетной классификации, указанной в требовании, в случае отказа получателем субсидий от добровольного возврата средств предоставленных субсидий либо невозвращения их в установленный Порядком срок, средства субсидий взыскиваются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Исходя  из представленных  в дело документов, суд пришел к выводу о том, что Товарищество  собственников  жилого  дома № 82 по ул.Некрасовской  участвовало в правоотношениях по производству капитального ремонта фасада многоквартирного дома, осуществляя выплаты ООО «БК групп» в соответствии с установленным органом местного самоуправления в соглашении № 1   от 29.12.2011 порядком, вследствие чего не могло быть признано получателем бюджетных средств. При этом, нарушения установленного  указанным соглашением порядка перечисления денежных средств со стороны ответчика, нарушений условий предоставления субсидий, образования экономии бюджетных средств при выполнении работ, судом не установлено.

Как следует  из   материалов дела и пояснений  сторон, акт приемки работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома  согласован с  уполномоченным  органом. Доказательств наличия отказа уполномоченного  органа в согласовании акта приемки выполненных работ, истцом не представлено.

Таким образом, Товарищество собственников  жилого дома  № 82 по ул.Некрасовской,  являясь заказчиком по договору  подряда № 121 от 27.12.2011 на выполнение  работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома, на основании акта приемки, согласованного с органом местного самоуправления, произвело оплату выполненных работ по капитальному ремонту фасада многоквартирного дома. При этом, каких-либо доказательств неисполнения ТСЖ-82 обязательств по соглашению № 1 от  29.12.2011, суду не представлено, как не представлено и доказательств наличия у истца и  уполномоченного  органа замечаний к объемам выполненных работ либо используемым при этом материалам (п.п.6.2.,7.4. договора подряда).

Судом установлено, что ремонтные работы ТСЖ-82 выполнены, то есть денежные средства направлены на капитальный ремонт фасада многоквартирного дома, а не использованы на иные цели. Документальных доказательств, опровергающих данный вывод суда и подтверждающих нецелевое использование средств ответчиком, истцом не приведено,  данные, изложенные в акте Территориального  управления Федеральной службы  финансового-бюджетного надзора в Приморскому крае по результатам проверки, материалами дела не подтверждаются (суду не представлены: положительное заключение,  справка о стоимости выполненных работ, расчет об  излишне   оплаченных  работах,  акты контрольных замеров, на которые имеется ссылка в акте контрольного органа).

Кроме того, суд  учитывает, что в соответствии с разделом 4, пунктами 5.2., 7.2. Порядка, получатель субсидии открывает  отдельный банковский счет в кредитной организации, заключает соглашение с администрацией города и кредитной организацией, в которой  открыт указанный счет, предоставляет в управление  уведомление об открытии указанного счета с указанием  его реквизитов, контроль  за  расходованием  средств с  указанного  счета осуществляет  кредитная организация и на основании  п.3.1.3. соглашения № 1 от 29.12.2011 – администрация города. Списание  денежных  средств со счета осуществляется после согласования  с  администрацией МО (п.3.2. соглашения № 1 от 29.12.2011). Исходя из изложенного, с учетом условий договора подряда  № 121, суд считает, что  уполномоченный орган  истца имел право контролировать не  только объем, качество, порядок проведения порядных работ, но  и финансирование указанных работ, в связи с чем  ссылка на нецелевое использование ответчиком  бюджетных средств является неосновательной.

Также суд учитывает, что требование уполномоченного  органа (письмо  Управления  содержания жилищного фонда от 22.10.2013 № 29-р/5351) фактически является требованием о возврате неиспользованных  остатков прошлых лет субсидии, а не требованием о возврате средств бюджета, использованных нецелевым образом.

Суд также учитывает позицию  третьего лица, изложенную в предписании от 02.10.2013 № 20-03-09/3095, относительно  лица, с которого  подлежат взысканию денежные средства.

С учетом изложенного, требование администрации  г.Владивостока об обязании Товарищества собственников жилого дома № 82 по ул.Некрасовской г.Владивостока произвести возврат в бюджет Владивостокского городского округа денежных средств в размере 236 604 руб. не обосновано и удовлетворению не подлежит.

  Ссылка истца на  то, что ответчиком  иск не оспорен, судом   отклоняется, поскольку в соответствии со  ст. 65 Арбитражного процессуального  кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, в связи с  чем бремя доказывания правомерности и обоснованности заявленных  требований лежит на истце.

Суд, руководствуясь ст.ст.102, 105, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

            В удовлетворении исковых требований отказать.

      Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

          Судья                                                         Карандашова Е.В.