$!91A4AJ-hgjaae!
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-12802/2021
23 сентября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена сентября 2021 года .
Полный текст решения изготовлен сентября 2021 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Фокиной А.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузнецовым С.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Находкинского транспортного прокурора
к акционерному обществу «Порт Восточные ворота - Приморский завод» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 20.12.1994, дата присвоения ОГРН 03.12.2002)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.03.2021),
при участии в заседании: от прокуратуры – представителя ФИО1 (по доверенности от 08.09.2021 №22/2021, с/у №277435), от лица, привлекаемого к ответственности, - путем присоединения к веб-конференции представителя ФИО2 (по доверенности от 25.11.2020),
установил:
Находкинский транспортный прокурор (далее – заявитель, прокурор) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении акционерного общества «Порт Восточные ворота - Приморский завод» (далее – лицо, привлекаемое к административной ответственности, общество, АО «Порт Восточные ворота - Приморский завод) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
По тексту заявления прокурор указал, что в ходе проведенной проверки был установлен факт нарушения установленных техническими регламентами обязательных требований, выразившегося в непринятии достаточных мер для обеспечения безопасности объекта морского транспорта, в том числе экологической, в связи с чем заявитель усматривает наличие в действиях общества признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, и просит привлечь правонарушителя к административной ответственности.
Общество представило письменный отзыв, в котором возразило по заявленному требованию, указав на недоказанность события административного правонарушения.
Из материалов дела суд установил, что АО «Порт Восточные ворота - Приморский завод» осуществляет перевалку каменного угля в морском порту Находка с железнодорожного транспорта на морской на причалах № 50 и № 51, в связи с чем по смыслу пункта 8 статьи 4 Федерального закона от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №261-ФЗ) является оператором морского терминала.
В период с 16.02.2021 по 26.02.2021 Находкинской транспортной прокуратурой в соответствии с решением заместителя Находкинского транспортного прокурора от 16.02.2021 №11 на основании обращения ФИО3 (вх. от 03.02.2021) проведена проверка исполнения АО «Порт Восточные ворота - Приморский завод» требований законодательства об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при перевалке угля в морском порту.
По результатам проверки установлено, что в нарушение требований Технического регламента о безопасности объектов морского транспорта, утв. Постановлением Правительства от 12.08.2010 № 620, обществом не получено положительное заключение государственной экологической экспертизы на осуществление деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации, которая включает в себя документацию, обосновывающую применение конкретных технологий, направленных на выполнение требований для объектов инфраструктуры морского транспорта, использующихся для перевалки угля.
Кроме того, в ходе проверки выявлено, что вопреки пояснениям общества, представленных в качестве замечаний к акту проверки, о приостановлении работ по погрузке угля на судно в связи с сильным ветром, работниками АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод» осуществлялась разгрузка (зачистка) вагонов, имелось пыление при проведении работ.
При этом одновременно у причалов №№ 50, 51 находилось морское судно BawindFortunePanama, на которое погрузка не осуществлялась, однако акватория (ледовый покров) в районе указанных портовых гидротехнических сооружений сильно загрязнена просыпями угля, которые также находятся на отбойных сооружениях, колесоотбойном брусе, причалах.
Поскольку в ходе проверки также обнаружены равномерные просыпи угля, проходящие по причалу, колесоотбойному брусу и поверхности акватории, отсутствие в данных участках на причалах пологов, а также нахождение одного из пологов в свернутом положении под снегом (15.02.2021 имелись осадки в виде снега, проверка проводилась 16.02.2021), должностные лица прокуратуры посчитали, что данные участки между причалом и морским судном не были укрыты при проведении хозяйственной деятельности с углем.
Изложенное, по мнению заявителя, свидетельствует также о неэффективности мероприятий, предусмотренных пунктом 8.3.3 НДТ В-2. Технологии орошения «Для предотвращения пыления» ИТС 46-2019. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов) (утвержден приказом Росстандарта от 17.04.2019 №835).
Результаты проверочных мероприятий отражены в акте проверки от 16.02.2021 с приложением соответствующих фотоматериалов.
По факту обнаружения перечисленных нарушений 26.03.2021 заместителем Находкинского транспортного прокурора вынесено постановление о возбуждении в отношении АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод» дела об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
На основании статьи 23.1 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении направлены для рассмотрения в арбитражный суд.
Исследовав материалы административного дела, оценив доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Статьей 26.2 КоАП РФ предусмотрено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Часть 1 статьи 14.43 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
Субъектом рассматриваемого правонарушения являются изготовитель, исполнитель, продавец товара.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, являются общественные отношения, в рамках которых обеспечивается соблюдение требований технических регламентов и обязательных требований к продукции.
Объективная сторона административного правонарушения характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении требований технических регламентов, обязательных требований к продукции либо связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации или выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Примечанием к данной статье установлено, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон о техническом регулировании).
В силу статьи 2 Закона о техническом регулировании технический регламент – это документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о техническом регулировании технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В силу части 1 статьи 46 Закона о техническом регулировании со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан.
В статье 16 Федерального закона Российской Федерации от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 261-ФЗ) предусмотрено, что наряду с выполнением требований, установленных частью 2 статьи 15 данного Федерального закона, операторы морских терминалов и иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта обязаны осуществлять эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта в соответствии с требованиями обеспечения промышленной безопасности, экологической безопасности, пожарной безопасности и требованиями технических регламентов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 № 620 утвержден Технический регламент о безопасности объектов морского транспорта (далее – Технический регламент), который устанавливает обязательные для соблюдения минимальные требования безопасности объектов морского транспорта, направленные на достижение целей, предусмотренных названным техническим регламентом.
К объектам данного технического регулирования относятся, в том числе, объекты инфраструктуры морского транспорта.
В силу пункта 1 статьи 4 Закона № 261-ФЗ объекты инфраструктуры морского порта - здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории морского порта и используемые для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг. Перечень объектов инфраструктуры морских портов утвержден приказом Минтранса России от 07.11.2017 № 475.
Согласно пункту 6 Перечня к объектам инфраструктуры морского порта, в том числе, отнесены крытые, открытые склады и складские площадки, перегрузочное оборудование, административные и вспомогательные здания.
Подпункт «в» пункта 5 Технического регламента к объектам инфраструктуры морского транспорта относит также причалы и рейдовые перегрузочные комплексы.
Согласно пункту 12 Технического регламента объекты морского транспорта и объекты инфраструктуры морского транспорта должны удовлетворять требованиям безопасности в течение всего периода их эксплуатации при условии выполнения приобретателем этих объектов требований, установленных технической документацией.
Пунктом 178 (1) Технического регламента установлено, что объекты инфраструктуры морского транспорта, используемые для перевалки угля, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законодательством Российской Федерации об охране атмосферного воздуха и настоящим техническим регламентом, а также технологиям, техническим способам и методам, предусмотренным информационно-техническим справочником по наилучшим доступным технологиям, направленным на сокращение выбросов загрязняющих веществ при перевалке угля, в части подходов и методов, применяемых при оснащении и эксплуатации объектов инфраструктуры морского транспорта, используемых для перевалки угля.
Применение конкретных технологий, направленных на выполнение требований для функционирующих объектов инфраструктуры морского транспорта, которые используются для перевалки угля, предусматривается документацией, обосновывающей деятельность по перевалке угля в морском порту, на которую получено положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Технологии, технические способы и методы, применяемые при оснащении и эксплуатации объектов инфраструктуры морского транспорта, определяются исходя из расположения объекта инфраструктуры морского транспорта, используемого для перевалки угля, вблизи населенного пункта или земельных участков особо охраняемых территорий и объектов, грузооборота терминала, площади его территории и складов, а также используемого при перевалке угля оборудования и применяемых мер пылеподавления.
Обязанность применения наилучших доступных технологий, малоотходных и безотходных технологий в целях предотвращения или минимизации негативного воздействия на окружающую среду вытекает из положений статьи 28.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Порядок определения технологии в качестве наилучшей доступной, а также разработки, актуализации и опубликования информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям устанавливается Правительством Российской Федерации.
Как следует из пояснений лица, привлекаемого к ответственности, общество осуществляет мероприятия по пылеподавлению в соответствии с пунктом 8.3.3 НДТ В-2. Технологии орошения «Для предотвращения пыления» ИТС 46-2019. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов), утв. приказом Росстандарта от 17.04.2019 №835.
Согласно данному пункту общепринятый метод пылеподавления заключается в распылении воды стационарными и мобильными дождевальными (поливальными) установками и гидромониторами с учетом текущих условий естественного увлажнения.
Орошение открытых складов угля производится в соответствии с установленным графиком только при положительной температуре воздуха и в отсутствие осадков, а также при усилении ветра.
В условиях низких температур используются системы орошения с «зимним пакетом». В паспорте технологического оборудования отображаются существенные характеристики, показатели работы и ограничения.
В числе недостатков такого способа пылеподавления указана неэффективность для подавления вдыхаемой пыли, т.е. концентрация опасной для здоровья пыли в воздухе не уменьшается.
Пункт 8.1 «ИТС 46-2019. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)» определяет, что пылеобразование - естественный процесс, связанный с перемещением угля во время погрузочно-разгрузочных работ и обусловленный физическими свойствами угля.
Воздействие угольной пыли на окружающую среду обусловлено кратковременным нахождением ее непосредственно в воздухе и последующим оседании на поверхность. Распространение угольной пыли зависит от свойств угля, источника пылеобразования, климатических и метеорологических условий в месте перегрузки. Угольная пыль воздействует на окружающую среду механически.
Пункт 8.3 «ИТС 46-2019. Информационно-технический справочник по наилучшим доступным технологиям. Сокращение выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ при хранении и складировании товаров (грузов)» предусматривает, что на портовом угольном терминале для минимизации выбросов угольной пыли в зависимости от конкретных условий могут применяться различные методы и технологии (в отдельности, либо в сочетании), в том числе:
- создание инфраструктуры для изменения микроклимата на территории терминала, в том числе высаживание лесозащитных полос по периметру терминалов и в санитарно-защитной зоне, строительство ветрозащитных экранов;
- применение прогрессивного технологического оборудования для создания возможностей преобразования неорганизованных источников пыления в организованные;
- пылеподавление орошением водой (с «зимним пакетом» для круглогодичного использования с учетом климатических особенностей региона);
- укрытие объема с неорганизованным источником пыления специальной конструкцией (сооружением) с последующей механической или пневматической уборкой пыли и ее утилизацией;
- сбор пыли и просыпей угля в целях предотвращения вторичного пыления (регулярная уборка территории порта, включая территории складских площадей, морских и тыловых грузовых фронтов);
- на стадии проектирования терминала в качестве ключевых критериев оптимизации планировочных решений при размещении складских штабелей и ветрозащитных сооружений учитывать особенности климатических условий, в том числе преобладающие ветра;
- организационно-технические мероприятия. В целях снижения выбросов при производстве погрузочно-разгрузочных работ необходимо планировать, внедрять и контролировать исполнение специальных организационно-технических, коммерческих и управленческих мероприятий, требований рабочих технологических карт (РТК) и должностных инструкций.
С учетом установленного при проверке пыления при отрицательных температурах, обнаружения равномерных просыпей угля, проходящих по причалу, колесоотбойному брусу и поверхности акватории, отсутствие в данных участках на причалах пологов, а также нахождение одного из них в свернутом положении под снегом, выпавшем накануне, в связи с чем данные участки между причалом и морским судном не были укрыты при проведении хозяйственной деятельности с углем, суд находит обоснованным вывод прокурора о том, что избранную лицом, привлекаемым к ответственности, технологию пылеподавления нельзя признать достаточно эффективной для целей обеспечения экологической безопасности при осуществлении стивидорной деятельности.
Таким образом, проанализировав перечисленные выше нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд приходит к выводу о наличии в действиях АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Ссылку заявителя на отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы на осуществление деятельности во внутренних морских водах Российской Федерации, включающей применение конкретных технологий перевалки угля, что не позволяет сделать объективный вывод о том, применяются ли АО «Порт Восточные ворота - Приморский завод» предусмотренные соответствующим справочником наилучшие доступные технологии предотвращения и (или) минимизации негативного воздействия на окружающую среду при эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, суд признаёт обоснованной, между тем, данное обстоятельство в рассматриваемом случае не влияет на наличие объективной стороны вменяемого правонарушения, поскольку за непредставление положительного заключения государственной экологической экспертизы общество уже привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ (постановление мирового судьи судебного участка № 103 от 12.04.2021 по делу № 5-208/2021).
В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо несет ответственность за совершенное административное правонарушение, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В ходе рассмотрения дела судом не установлено обстоятельств, препятствующих обществу соблюсти правила и нормы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а также не найдено доказательств принятия данным лицом всех зависящих от него мер по их соблюдению, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии вины общества в совершении вменяемого ему деяния.
Делая вывод о виновности общества в совершении рассматриваемого административного правонарушения, суд исходит из того, что вступая в правоотношения, регулируемые обозначенными выше правовыми актами, общество должно было в силу публичной известности и доступности не только знать о существовании обязанностей, вытекающих из указанного законодательства, но и обеспечить их выполнение, то есть использовать все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона, учитывая повышенное негативное воздействие стивидорной деятельности по перевалке угля на окружающую среду и особую важность соблюдения требований по обеспечению экологической безопасности в связи с наличием потенциальной угрозы причинения вреда жизни и здоровья граждан, проживающих в близлежащих населенных пунктах.
Таким образом, собранными по делу об административном правонарушении доказательствами подтверждены изложенные в протоколе об административном правонарушении факты нарушений обязательных требований технических регламентов на момент проверки, квалифицируемые в соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, а также состав данного правонарушения в действиях АО «Порт Восточные ворота – Приморский завод».
Суд проверил соблюдение административным органом порядка составления процессуальных документов и не установил каких-либо нарушений, влекущих отказ в привлечении общества к административной ответственности.
Предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, квалифицируемого в соответствии с частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, на момент рассмотрения данного дела не истек.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, судом не установлено.
Обстоятельств, позволяющих квалифицировать правонарушение как малозначительное, судом не установлено в силу следующего.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно требованиям пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В соответствии с абзацем 3 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», квалификация правонарушения как малозначительного имеет место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Поэтому административные органы при рассмотрении вопроса о привлечении лица к административной ответственности обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Согласно пункту 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении юридического лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей по соблюдению требований технических регламентов в части обеспечения экологической безопасности при осуществлении хозяйственной деятельности, неразрывно связанной с повышенной угрозой для здоровья и жизни людей, животных и окружающей среды, требований к безопасности морских объектов.
В этой связи суд с учетом конкретных обстоятельств дела характера и степени общественной опасности правонарушения, не усматривает оснований для признания совершенного деяния малозначительным и для освобождения общества от административной ответственности.
Оснований для применения в рассматриваемом случае части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ судом также не установлено по аналогичным основаниям.
Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция части 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Учитывая изложенное, а также вытекающий из Конституции Российской Федерации принцип дифференцированности, соразмерности и справедливости наказания, суд считает необходимым и достаточным применение к обществу наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей, то есть в пределах минимальной санкции части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
По мнению суда, наказание в виде штрафа в указанном размере с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
При этом суд не усматривает правовых и фактических оснований для применения положений частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и снижения штрафа ниже низшего предела, поскольку не усматривает каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения, при одновременном наличии потенциальной угрозы возникновения вредных последствий и угрозы причинения ущерба здоровью граждан, а тяжёлое имущественное и финансовое положение привлекаемого к административной ответственности юридического лица какими-либо доказательствами не подтверждено, о наличии таких обстоятельств обществом суду не заявлено.
Вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение дела судом не рассматривается, поскольку по правилам Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не оплачивается.
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления настоящего решения в законную силу в банк или иную кредитную организацию по следующим реквизитам: получатель платежа – УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточная транспортная прокуратура, адрес: ул. Джамбула, 14, г. Хабаровск, Хабаровский край; дата государственной регистрации в качестве юридического лица – 19.06.2007, л/с <***>), р/с <***>, ИНН <***>, КПП 272201001, БИК 040813001, ОКТМО 08701000001, УИН-0, банк получателя – Дальневосточное главное управление банка Российской Федерации (сокращенное наименование – Отделение Хабаровск), г. Хабаровск, КБК 41511690010016000140 (наименование кода – «прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемых в федеральный бюджет»), назначение платежа – административный штраф по делу № А51-12802/2021.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Привлечь акционерное общество «Порт Восточные ворота - Приморский завод» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 20.12.1994, дата присвоения ОГРН 03.12.2002, расположенное по адресу: <...>) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Платежный документ об уплате штрафа представить Арбитражному суду Приморского края.
В случае неуплаты штрафа в шестидесятидневный срок и непредставления суду доказательств уплаты направить решение на принудительное исполнение.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение десяти дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья А.А. Фокина