ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-12926/10 от 25.11.2010 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-12926/2010

02 декабря 2010 года

Резолютивная часть решения от 25.11.2010. Полный текст решения изготовлен 02.12.2010.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.В. Колтуновой

при ведении протокола судебного заседания секретарем С.В. Романовой

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья «Лучки»

к главе Лучкинского сельского поселения администрации Лучкинского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края

третье лицо: сельскохозяйственный производственный кооператив «Лучковский»

об оспаривании решения

от заявителя – Смольский А.А., удостоверение №846, доверенность №1/юр сроком действия 3 года

от ответчика – глава Лучкинского сельского поселения Стефанович Н.Е., удостоверение от 19.10.2010

от третьего лица – Смольский А.А., удостоверение №846, доверенность №19 от 03.03.2010 сроком действия 3 года

установил: товарищество собственников жилья «Лучки» (далее – заявитель, товарищество, ТСЖ «Лучки») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения главы Лучкинского сельского поселения – Главы администрации Лучкинского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края Стефанович Н.Е. (далее – ответчик) от 09.08.2010 №294 об отказе в передаче в ТСЖ «Лучки» учетных документов по регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания в домах жилищного фонда СХПК «Лучковский» и обязании орган местного самоуправления устранить допущенное нарушение и незамедлительно передать в ТСЖ «Лучки» следующие учетные документы по домам СХПК «Лучковский» согласно Акту приема передачи жилого фонда СХПК «Лучковский» по состоянию на 14.04.2010 г.;

- заявление о регистрации по месту пребывания по форме № 1;

- адресные листки прибытия по форме № 2;

- адресные листки убытия по форме № 7;

- карточки регистрации по форме № 9;

- поквартирные карточки по форме № 10;

- домовые (поквартирные) книги по форме № 11;

- листки статистического учета прибытия по форме № 12П;

- листки статистического учета выбытия по форме № 12 В;

- документы, являющиеся основанием для вселения в жилое помещение  (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением) (с учетом уточнения требований).

В настоящем судебном заседании представитель заявителя требования поддержал, пояснил, что согласно ст. 155 ЖК РФ наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.

Отсутствие в ТСЖ «Лучки» учетно-паспортной документации нарушает права и обязанности товарищества, возложенные на него законом и Уставом и делает невозможным уставную деятельность товарищества, в целях управления комплексом недвижимого имущества.

Считает, что в соответствии со статьей 138 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ является представителем собственников помещений в многоквартирном доме, действует в их интересах, при этом приобретает самостоятельные права и обязанности, связанные с осуществлением им своей деятельности.

Ответчик по заявленным требованиям возразил, указал, что постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713 утверждены Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, которым определены органы, осуществляющие регистрацию граждан. В соответствии с указанными Правилами, таким органом является орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах – местная администрация, либо собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими домами.

Кроме того, пояснил, что правообладатель жилищного фонда бывшего совхоза «Лучковский» в настоящее время не установлен, право собственности не зарегистрировано.

Документы регистрационного учета граждан, имеющиеся в администрации Лучкинского сельского поселения, являются муниципальной собственностью и ни один нормативный акт не обязывает орган местного самоуправления кому-либо их передавать.

Представитель третьего лица требования заявления поддержал, считает, что отсутствие учетно-паспортной документации делает невозможным уставную деятельность товарищества, созданного в соответствии с жилищным кодексом для управления комплексом недвижимого имущества, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 17 час. 00 мин. 25.11.2010. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителя заявителя и третьего лица.

При рассмотрении дела судом установлено, что 03.04.2010 состоялось собрание правления сельскохозяйственного производственного кооператива «Лучковский», на котором было принято решение о выборе способа управления многоквартирными домами, входящими в жилищный фонд СХПК «Лучковский» товарищество собственников жилья.

Товарищество собственников жилья «Лучки» зарегистрировано в качестве юридического лица 13.04.2010 Инспекцией ФНС России по Фрунзенскому району г.Владивостока, о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись за основным государственным регистрационным номером 1102540002157.

14.04.2010 приказом №09 председателя ТСЖ «Лучки» Курк З.П. назначена ответственной за оформление документов для регистрации граждан РФ по месту жительства и по месту пребывания, снятия с регистрационного учета по месту жительства граждан РФ, а также оформление документов для получения и обмена недействительных паспортов граждан РФ, проживаемых в домах жилищного фонда СХПК «Лучковский», переданных в обслуживание Товариществу.

В тот же день в администрацию Лучкинского сельского поселения был направлен вышеуказанный приказ с заявлением о передаче товариществу по акту приема-передачи документов для регистрации граждан в домах жилищного фонда СХПК «Лучковский».

По результатам рассмотрения заявления ответчиком было отказано в передаче испрашиваемых документов по причине того, что вопрос о передаче документов должен был рассматриваться в Арбитражном суде Приморского края на основании заявления СХПК «Лучки» об оспаривании действия органа местного самоуправления.

11.07.2010 председатель правления ТСЖ «Лучки» повторно обратился с заявлением о предоставлении документов для регистрации граждан в домах жилищного фонда СХПК «Лучковский», на что ответчик ответил отказом в связи с отсутствием правовых оснований (исх. №294 от 09.08.2010).

Не согласившись с решением администрации Лучкинского сельского поселения, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы товарищества в сфере предпринимательской деятельности, ТСЖ «Лучки» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав законность оспариваемого решения, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению ввиду следующего.

Согласно статье 4 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в остальных населенных пунктах - местная администрация.

Порядок регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 №713, в соответствии с пунктом 4 которых ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения.

Граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета, контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами настоящих Правил возлагается на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел.

Согласно п.п. 9, 11, 12 Правил граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить:

документ, удостоверяющий личность;

заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания;

документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).

Должностные лица, ответственные за регистрацию, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 9 настоящих Правил, в органы регистрационного учета.

Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов регистрируют в установленном порядке граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им свидетельство о регистрации по месту пребывания.

По желанию гражданина свидетельство о регистрации по месту пребывания может быть направлено органом регистрационного учета по почте по адресу жилого помещения, указанного в заявлении о регистрации по месту пребывания. Собственнику (нанимателю) жилого помещения направляется в 3-дневный срок уведомление о регистрации этого гражданина.

Аналогичный порядок установлен и для регистрации граждан по месту жительства.

Из анализа приведенных норм следует, что, органами регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства граждан в населенных пунктах являются территориальные органы Федеральной миграционной службы, а в местах, в которых указанные органы отсутствуют - органы местного самоуправления. Все документы по регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания должны быть переданы в органы регистрационного учета.

Таким образом, довод заявителя о том, что учетные документы для регистрации граждан должны быть переданы ТСЖ не основан на нормах права.

Кроме того, не состоятелен довод заявителя о том, что ТСЖ и его члены относятся к тем должностным лицам, на которых возложена обязанность по регистрации граждан.

Как следует из Перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713, должностными лицами, ответственными за регистрацию, являются, в том числе собственники, самостоятельно осуществляющие управление своими помещениями, или уполномоченные лица товарищества собственников жилья либо управляющей организации, ответственные за регистрацию в жилых помещениях частного жилищного фонда (п.2).

По правилам пункта 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

Пунктом 2 статьи 135 ЖК РФ предусмотрено, что товарищество собственников жилья может быть создано при объединении нескольких многоквартирных домов, помещения в которых принадлежат различным (не менее чем двум) собственникам помещений в многоквартирном доме, с земельными участками, расположенными на общем земельном участке или нескольких соседних (граничащих) земельных участках, сетями инженерно-технического обеспечения и другими элементами инфраструктуры;

Статьей 143 ЖК РФ установлено, что членство в товариществе собственников жилья возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество собственников жилья.

Если в многоквартирном доме создано товарищество собственников жилья, лица, приобретающие помещения в этом доме, вправе стать членами товарищества после возникновения у них права собственности на помещения.

Таким образом, членом товарищества собственников жилья может быть только собственник жилого помещения.

Из представленного в материалы дела реестра членов ТСЖ «Лучки» по состоянию на 01.08.2010 следует, что единственным членом ТСЖ «Лучки» является СХПК «Лучковский». Из выписки из ЕГРЮЛ от 13.04.2010 следует, что учредителями (участниками) ТСЖ «Лучки» являются СХПК «Лучковский», Красовский В.И., Смольский А.А., Курк З.П.

В процессе рассмотрения настоящего дела арбитражным судом неоднократно запрашивались документы, подтверждающие право собственности на объекты недвижимого имущества, входящие в спорный жилищный фонд.

Так, определением суда от 02.09.2010 арбитражным судом у заявителя были запрошены документы, подтверждающие права собственности на объекты недвижимого имущества, входящие в жилищный фонд; учредительные документы, устанавливающие правопреемство СХПК «Лучковский» и ТСЖ «Лучки»; свидетельства о праве собственности, технические паспорта объектов жилищного фонда. Определением от 16.09.2010 арбитражный суд повторно запросил перечисленные документы.

На момент рассмотрения настоящего дела, данные документы заявителем представлены не были.

Из материалов дела следует, что заявителем не представлялись указанные документы и в администрацию Лучкинского сельского поселения при обращении 14.04.2010 и 11.07.2010.

Таким образом, законных оснований для передачи учетных документов по регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания у ответчика не имелось.

В соответствии с пунктом 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Поскольку законных оснований у главы администрации Лучкинского сельского поселения для передачи испрашиваемых заявителем документов не имелось, суд отказывает в удовлетворении заявленного требования.

Возложение на ответчика обязанности совершить определенные действия вытекает из требования о признании незаконным решения главы администрации Лучкинского сельского поселения и может быть удовлетворено только в случае признания этого решения незаконным, как предусмотрено пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ, в порядке восстановления нарушенного права.

Поскольку оспариваемое решение не признано судом незаконным, суд отказывает и в удовлетворении требования о понуждении ответчика совершить какие-либо действия.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении требований товарищества собственников жилья «Лучки» о признании незаконным решения главы Лучкинского сельского поселения – Главы администрации Лучкинского сельского поселения Хорольского муниципального района Приморского края Стефанович Н.Е. (далее – ответчик) от 09.08.2010 №294 об отказе в передаче в ТСЖ «Лучки» учетных документов по регистрации граждан по месту жительства и по месту пребывания в домах жилищного фонда СХПК «Лучковский» и обязании органа местного самоуправления устранить допущенное нарушение и незамедлительно передать в ТСЖ «Лучки» следующие учетные документы по домам СХПК «Лучковский» согласно Акту приема передачи жилого фонда СХПК «Лучковский» по состоянию на 14.04.2010 г.;

- заявление о регистрации по месту пребывания по форме № 1;

- адресные листки прибытия по форме № 2;

- адресные листки убытия по форме № 7;

- карточки регистрации по форме № 9;

- поквартирные карточки по форме № 10;

- домовые (поквартирные) книги по форме № 11;

- листки статистического учета прибытия по форме № 12П;

- листки статистического учета выбытия по форме № 12 В;

- документы, являющиеся основанием для вселения в жилое помещение  (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением) (с учетом уточнения требований).

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Н.В. Колтунова