ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-12959/2021 от 21.06.2022 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-12959/2021

28 июня 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 21 июня 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 28 июня 2022 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Карандашовой Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Воеводиным О.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 02.11.2002)

к федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 10.08.2012)

о взыскании 2 124 руб. 71 коп.,

при участии:

от истца – до перерыва представитель ФИО1, по доверенности от 11.03.2022 №341/22, диплом, после перерыва - представитель истца ФИО2 по доверенности №20/22 от 30.12.2021.

от ответчика – ФИО3, по доверенности от 17.11.2021 №176, диплом,

установил: краевое государственное унитарное предприятие «Примтеплоэнерго» (далее – истец, КГУП «Примтеплоэнерго») обратилось в суд с иском к федеральному государственному казенному учреждению «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю» (далее – ответчик, учреждение) о взыскании по контракту теплоснабжения и горячего водоснабжения № 06-ФБ/ТС-3016-2021 задолженности за январь 2021 года в размере 23 046 руб. 20 коп. из которых: 22 246 руб. 19 коп. - основной долг и 800 руб. 01 коп. - сумма пени; пени за каждый день просрочки оплаты основного долга в размере 22 246 руб. 19 коп. за период с 13.07.2021 и до момента его оплаты, в соответствии с ч. 9.4 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

В ходе рассмотрения спора, истец, неоднократно, изменял исковые требования, окончательно, просит взыскать с ответчика пени за просрочку оплаты в размере 2 124 руб. 71 коп. за период с 11.02.2021 по 12.08.2021. Уточнение истцом требований принято судом, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчик исковые требования оспорил, ссылаясь на указание истцом в счетах-фактурах спорного периода контракта № 06-ФБ/ТС-3016-2020 от 30.01.2019, вместо действующего в 2021 году контракта № ФБ/ТС-3016-2021 от 06.09.2021, либо контракта № ФБ/ТС-3016-2021 без указания даты, на неверное указание КПП истца в банковских реквизитах КГУП «Примтеплоэнерго», указанных в контракте, в связи с чем, просрочка оплаты вызвана причинами, не зависящими от учреждения.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд установил, что 06.09.2021 между КГУП «Примтеплоэнерго» (теплоснабжающее предприятие) и ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Приморскому краю» (абонент) был заключен контракт теплоснабжения и горячего водоснабжения № 06-ФБ/ТС-2016-2021 (далее – контракт), в соответствии с условиями которого, теплоснабжающее предприятие поставляло абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а абонент – оплачивал принятую тепловую энергию. Срок действия договора установлен с момента его подписания до 31.12.2021, контракт распространяет свое действие на отношения сторон с 01.01.2021 (пункт 8.2. контракта). Контракт заключен сторонами с протоколом разногласий и протоколом согласования разногласий.

Как следует из условий пунктов 5.2.-5.4 контракта, оплата за поставленную в расчетный месяц тепловую энергию осуществляется после выписки и направления теплоснабжающей организацией абоненту счета-фактуры и акта выполненных работ. Окончательный срок оплаты установлен сторонами до 10 числа месяца, следующего за месяцем, в котором осуществляется оплата.

Судом установлено, что истец в период с января по май 2021 выставлял ответчику счета-фактуры, в которых либо содержалось указание на контракт № 06-ФБ/ТС-3016-2020 от 31.01.2019 (за январь, февраль 2021), либо указание на контракт № 06-ФБ/ТС-3016-2021 без даты (за март, апрель, май 2021).

В соответствии с пунктом 5 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ, в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны идентификатор государственного контракта, договора (соглашения).

В силу положений пункта 4 статьи 161, пункт 2 статьи 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ, казенное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в Федеральном казначействе.

Для оплаты денежных обязательств, получатель средств федерального бюджета представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания лицевого счета получателя бюджетных средств распоряжение о совершении казначейского платежа, в соответствии с порядком казначейского обслуживания, установленным Федеральным казначейством. Орган Федерального казначейства проверяет распоряжение на наличие в нем реквизитов и показателей, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка, на соответствие требованиям, установленным пунктами 6, 7, 10 и 11 настоящего Порядка, а также наличие документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка (пункты 2,3 Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и оплаты денежных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 30.10.2020 № 257н (далее - Порядок).

Распоряжение о совершении казначейского платежа, в силу пункта 4 Порядка, проверяется на наличие в нем следующих реквизитов и показателей: наименования, банковских реквизитов, идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) и кода причины постановки на учет (КПП) (при наличии) получателя денежных средств в распоряжении; реквизитов (номер, дата) документов (договора, государственного контракта, соглашения) (при наличии), на основании которых возникают бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета, и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, предоставляемых получателями средств федерального бюджета при постановке на учет бюджетных и денежных обязательств в соответствии с порядком учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, установленным Министерством финансов Российской Федерации; реквизитов (тип, номер, дата) документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства при поставке товаров (накладная и (или) акт приемки-передачи и (или) счет-фактура), выполнении работ, оказании услуг (акт выполненных работ (оказанных услуг) и (или) счет и (или) счет-фактура), за исключением реквизитов документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств в случае осуществления авансовых платежей в соответствии с условиями договора (государственного контракта).

Акты выполненных работ за спорный период имеют те же пороки оформления, что и счета-фактуры, что не соответствует требованиям части 1, пункта 4 части 2 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

Суд также принимает во внимание подписание сторонами 26.10.2021 дополнительного соглашения к контракту от 06.09.2021 № 06-ФБ/ТС-3016-2021, уточнившего КПП получателя денежных средств.

В соответствии с частью 9 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны. Заключенный сторонами контракт содержит аналогичное условие (пункт 7.8. контракта).

Исходя из изложенного, с учетом положений статей 405, 406 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ, особого порядка исполнения обязательств по контракту получателем средств федерального бюджета, статьи 34 Закона № 44-ФЗ, пункта 7.8. контракта, суд считает, что основания для взыскания с ответчика пени в сумме 2 124 руб. 71 коп. отсутствуют.

Возражения истца относительно возникновения у ответчика обязанности по оплате задолженности из положений ФЗ «О теплоснабжении» и Жилищного кодекса РФ судом отклоняются, поскольку ответчику вменяется просрочка исполнения обязательства по контракту, объектами теплоснабжения по контракту является квартира и административное помещение, вина кредитора, в связи с выставлением ненадлежащих счетов-фактур и актов выполненных работ, подтверждается материалами дела.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся судом на истца на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, руководствуясь ст.ст. 102, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья Карандашова Е.В.