ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-13002/2008 от 16.02.2009 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

г. Владивосток,  ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владивосток                                                         Дело № А51–13002/2008 7-314

«16» февраля 2009 г.                                                                                        

Арбитражный суд Приморского края

в составе судьи Н.В. Колтуновой

при ведении протокола секретарем судебного заседания  И.В. Пузановой

рассмотрел в судебном заседании 04.02.2009 дело

по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1

к Территориальному Управлению Росимущества по ПК

третьи лица: ФГУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» в лице Филиала ФГУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» по ДВО, Департамент земельных ресурсов и землеустройства по ПК

о признании незаконным отказа

при участии в заседании:

от заявителя – не явился, извещен

от ответчика – ФИО2 (доверенность №03-7428 от 19.08.2008)

от Департамент земельных ресурсов и землеустройства ПК – ФИО3 (удостоверение №2961, доверенность №29/10-20-8929 от 22.12.2008 сроком действия до 31.12.2009)

от ФГУК АУИПИК – ФИО4 (удостоверение №7, доверенность №95д от 15.12.2008 сроком действия до 31.12.2009); ФИО5 (удостоверение №5, доверенность №99д от 15.12.2008 сроком действия до 31.12.2009)

установил: Индивидуальны предприниматель ФИО1 обратился в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным отказа Территориального управления Росимущества по ПК, оформленного письмом от 31.10.2008 № 08-10240  в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в районе <...>. ФИО6, 7-стр.4 и обязании ответчика направить в Администрацию г.Владивостока в порядке статьи 34 Земельного кодекса РФ документы, необходимые для утверждения схемы размещения земельного участка на кадастровом плане.    

         В настоящее судебное заседание предприниматель не явился, заявлений, ходатайств в материалы дела не представлял, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает дело в его отсутствие.

В обоснование заявленных требований предприниматель указал, что испрашиваемый земельный участок не относится к категории земель, изъятых из оборота. Приморским территориальным управлением Росохранкультуры и Управлением  культуры Приморского края  согласована возможность выделения спорного земельного участка, находящегося вблизи памятника в аренду третьим лицам для целей, которые не нарушают восприятие памятника и его окружающей среды.

Считает, что поскольку в соответствии со сведениями из Государственного земельного кадастра от 17.11.2008 испрашиваемый земельный участок свободен от прав третьих лиц, отказ в связи с нахождением участка в оперативном управлении у ФГУК не правомерно.

Представитель ответчика заявленные требования оспорил, пояснил, что испрашиваемый заявителем земельный участок полностью находится на территории памятника «Погреб пороховой ПЗ крепости Владивосток». Участок занят объектами недвижимости памятника, закрепленного на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением культуры «Агентство по управлению памятников истории и культуры».

Поскольку объект культурного наследия является памятником федерального значения и относится к федеральной собственности, считает отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка правомерным.

Представитель Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края доводы ответчика поддержал. Пояснил, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории объекта культурного наследия, памятника федерального значения – комплекс Владивостокской крепости «Пороховой погреб П-3», перед входом в пороховой погреб. Данный объект находится в оперативном управлении ФГУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры», в настоящее время производится регистрация права собственности РФ на указанный земельный участок.

Дополнительно указал, что специалистами Департамента была проведена проверка фактического использования земельного участка в районе ул.Адмирала ФИО6,7, в результате которой установлено, что земельный участок площадью около 1000 кв.м. используется предпринимателем без правоустанавливающих документов.

Представитель филиала Федерального государственного учреждения культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» по Дальневосточному федеральному округу требования заявителя оспорил, пояснил, что испрашиваемый земельный участок находится на территории объекта культурного наследия федерального значения комплекса Владивостокской крепости «Пороховой погреб П-3», примыкает к входу в подземное тоннельное хранилище (литер Г). указанный объект находится в оперативном управлении ФГУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры».

В соответствии с историко-культурным опорным планом и планом зон охраны, а также в соответствии со схемой границ земельного участка памятника, земельный участок, занимаемый заявителем, накладывается на бетонные и земляные сооружения памятника, находится полностью в границах участка территории памятника. В соответствии с действующими положениями Земельного кодекса РФ, не может быть сформирован в предлагаемых границах, так как является только частью, произвольно вырванной из сформированного цельного земельного участка объекта культурного наследия. Наложение (совмещение) двух земельных участков различных категорий и назначения Земельным кодексом РФ не предусмотрено.

Дополнительно пояснил, что 03.12.2008 Первореченским районным судом г.Владивостока вынесено решение, в соответствии с которым ИП ФИО1 обязан освободить самовольно захваченный земельный участок путем сноса возведенного на нем ограждения, магазина автотоваров и иных временных построек. Указанный земельный участок

находится в границах истребуемого предпринимателем земельного участка.

Из материалов дела суд установил, что ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя 06.11.1997 Мэрией г.Владивостока, о чем в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 30.03.2004 внесена запись за основным регистрационным номером 304253809000020.

17.07.2002 между администрацией г.Владивостока и ИП ФИО1 заключен договор №2/278-з аренды земельного участка под объекты временного назначения, расположенного по адресу: ул.Адмирала ФИО6, 38 в г.Владивостоке, площадью 143 кв.м.

14.10.2003 на основании Распоряжения начальника управления муниципального имущества, градостроительства и архитектуры г.Владивостока №395 от 17.07.2003 с индивидуальным предпринимателем ФИО1 заключен договор аренды земельного участка №01-00741-Ю-В-0449.

Пунктом 1.1 договора установлено, что арендатору ФИО1 передается в пользование земельный участок с кадастровым номером 25:28:04 00 11:0086 площадью 143 кв.м. из земель поселений, находящийся по адресу: Приморский край, г.Владивосток, в районе ул. Адмирала ФИО6, 38 для использования в целях размещения шиномонтажной мастерской, в границах, указанных в кадастровой карте участка, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью.

Поименованный выше участок передан заявителю по акту приема-передачи.

Пунктом 2.1 договора аренды срок действия договора установлен с 01.06.2003 по 31.05.2006.

Договором №01-040011-Ю-В-07379 от 19.09.2007 правоотношения по аренде земельного участка в районе ул.Адмирала ФИО6 7 в г.Владивостоке продлены до 31.05.2009.

25.03.2008 ФИО1 обратился в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края с заявлением о предоставлении в аренду сроком на пять лет земельного участка ориентировочной площадью 1 000 кв.м., расположенного по адресу: <...> для размещения шиномонтажной мастерской , автомагазина с торговлей автошинами.

29.04.2008 Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края направил заявителю письмо №29//8-20-3061, в котором отказал ФИО1 в предоставлении земельного участка, расположенного в районе ул.Адмирала ФИО6, 7, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок находится на территории памятника, который принадлежит на праве оперативного управления ФГУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры».

Кроме того, данным письмом Департамент уведомил заявителя о расторжении договора аренды №2/278-з от 17.06.2002 и необходимости по истечении трех месяцев со дня получения уведомления освободить земельный участок и привести его в состояние пригодное для дальнейшего использования по целевому назначению.

14.10.2008 ФИО1 обратился в Федеральное Агентство по управлению государственным имуществом с заявлением о предоставлении  в аренду земельного участка, расположенного рядом с памятником истории и культуры «Пороховой погреб П3 Крепости Владивостока, Хранилище №4», расположенного по адресу <...>, для размещения монтажной мастерской, автомагазин - склад для торговли автошинами.

Письмом №08-10240 от 31.10.2008 заявителю отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка, поскольку он входит в границы земельного участка, на котором расположен федеральный объект недвижимости – памятник «Пороховой погреб ПЗ крепости Владивосток», закрепленный на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры».

Не согласившись с решением Территориального управления ФАУГИ, посчитав что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы, ИП ФИО1 обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По правилам подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса РФ из состава земель в Российской федерации выделяются земли особо охраняемых территорий и объектов.

Пунктом 1 статьи 94 Земельного кодекса РФ определено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Подпунктом 4 пункта 2 этой статьи установлено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли историко-культурного назначения.

Пунктом 6 статьи 94 Земельного кодекса предусмотрено, что земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

Статьей 3 Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон о памятниках) установлено, что к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Памятником в соответствии с положениями данной статьи являются отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения: церкви, колокольни, часовни, костелы, кирхи, мечети, буддистские храмы, пагоды, синагоги, молельные дома и другие объекты, специально предназначенные для богослужений); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки (далее - объекты археологического наследия).

Указом Президента РФ от 20.02.1995 №176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» объект «Пороховой погреб П3» Владивостокской крепости включен в перечень объектов исторического и культурного наследия.

Статьей 34 Закона о памятниках установлено, что в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.

Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.

Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия.

Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

ФГУК АУИПИК в материалы дела представлен проект зон охраны объектов культурного наследия «Пороховой погреб П3» из которого следует, что запрашиваемый земельный участок налагается на бетонные и земляные сооружения памятника и находится полностью в границах участка территории памятника.

По правилам пункта 1 статьи 36 Федерального закона №73-ФЗ от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия либо при обеспечении заказчиком работ указанных в пункте 3 настоящей статьи требований к сохранности расположенных на данной территории объектов культурного наследия.

Как следует из материалов дела, предприниматель обратился в Федеральное Агентство по управлению государственным имуществом с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного рядом с памятником истории и культуры «Пороховой погреб П3 Крепости Владивостока, Хранилище №4», расположенного по адресу <...>, для размещения монтажной мастерской, автомагазин - склад для торговли автошинами.

Таким образом, спорный земельный участок испрашивается заявителем для целей, не предусмотренных Законом о памятниках.

По правилам пункта 1 статьи 52 Закона о памятниках физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия, включенным в реестр, по своему усмотрению с учетом требований, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.

15.01.2009 комиссией в составе представителей Филиала федерального государственного учреждения культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» проведен осмотр  объекта культурного наследия «Пороховой погреб П3» комплекса Владивостокской крепости, строение 4 (Литер Г).

В результате осмотра комиссией установлено, что территория памятника, прилегающая к строению «Литер Г» объекта находится в неудовлетворительном состоянии, а также несанкционированным использованием участка территории памятника и его наружных конструкций ИП Плющенко нанесен ущерб объекту культурного наследия.

Таким образом, право пользования объектом культурного наследия «Пороховой погреб П3» Владивостокской крепости, включенным в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, ведется с нарушением требований действующего законодательства.

Ссылка заявителя на то обстоятельство, что Приморским территориальным управлением Росохранкультуры и Управлением культуры Приморского края  согласована возможность выделения земельного участка, находящегося вблизи памятника в аренду третьим лицам для целей, которые не нарушают восприятие памятника и его окружающей среды судом отклоняется, поскольку указанными органами согласовывался земельный участок, примыкающий непосредственно к границе исторически сложившейся территории памятника федерального значения «Тоннельное хранилище №4 Порохового погреба П3» комплекса фортификационных сооружений Владивостокской крепости, но не участок, расположенные непосредственно на территории объекта культурного наследия.

Кроме того, распоряжением Минимущества от 27.02.2004 объект культурного наследия «Пороховой погреб П3» Владивостокской крепости закреплен на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры».

По правилам статьи 296 Гражданского кодекса РФ казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за казенным предприятием или учреждением либо приобретенное казенным предприятием или учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества. Имуществом, изъятым у казенного предприятия или учреждения, собственник этого имущества вправе распорядиться по своему усмотрению.

В соответствии с частью 1 статьи 299 Гражданского кодекса РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.

  Пунктом 9 постановления Пленума ВАС РФ №21 от 22.06.2006 разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 120 ГК РФ права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296, 298 Кодекса. При этом собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.

Согласно п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

Собственник, передав учреждению имущество на праве оперативного управления, не вправе распоряжаться как самим имуществом, так и земельным участком независимо от наличия или отсутствия согласия учреждения.

         Таким образом, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю не обладало полномочиями на передачу испрашиваемого земельного участка в аренду какому-либо субъекту гражданско-правового оборота.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учетом установленных судом обстоятельств дела, основания для удовлетворения требований заявителя отсутствуют.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении требований ФИО1 о признании недействительным отказа Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Приморскому краю, оформленного письмом от 31.10.2008 №08-10240 в предоставлении в аренду земельного участка, расположенного в районе <...> и обязании ответчика направить в Администрацию г.Владивостока документы, необходимые для утверждения схемы размещения земельного участка на кадастровом плане отказать.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд месячный срок с момента его принятия в порядке главы 34 АПК РФ и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в порядке главы 35 АПК РФ.

Судья                                                                Н.В. Колтунова