ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-130/07 от 31.05.2007 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690990, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток   Дело № А51-130/2007 1- 6

07 июня 2007 года

Резолютивная часть решения объявлена 31.05.2007.

Полный текст решения изготовлен 07.06.2007.

Арбитражный суд Приморского края   в составе судьи   Зиньковой Л.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федуриной И.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению   ОАО «Дальневосточное морское пароходство»

к   Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае

о   признании недействительным постановления

при участии:   от ОАО – ФИО1, зам. директора правового департамента (доверенность № 075-00/7/2 от 21.12.2006, сроком действия до 31.12.2007); от ТУФС – ФИО2, зам.нач.отдела валютного контроля (доверенность б/н от 17.11.2006, сроком действия 1 год), ФИО3, глав. госинспектор отдела валютного контроля (доверенность б/н от 21.05.2007)

установил:   ОАО «Дальневосточное морское пароходство» (далее – общество) обратилось с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 28.11.2006 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Приморскому краю (далее – ТУ Финнадзор) по делу об административном правонарушении № 05-06/201П.

В обоснование заявленного требования общество указало на то, что протокол об административном правонарушении от 14.11.2006 подписан неуполномоченным лицом, так как главный государственный инспектор отдела валютного надзора ТУ Финнадзора не является ни руководителем ТУ Финнадзора, ни его заместителем, ни начальником отдела, ни заместителем начальника отдела, что является нарушением Приказа Росфиннадзора № 102 от 17.11.2004 «О должностных лицах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях», а также статьи 28.3 КоАП РФ, следовательно, данный протокол не может являться доказательством по делу об административном правонарушении и назначение наказания обществу на основании данного протокола не допускается.

Кроме того, заявитель считает, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, так как исходя из официальных разъяснений Центрального банка РФ (Письмо Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центрального банка РФ от 06.12.2006 № 12-1-4/2550, Письмо Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центрального банка РФ от 09.08.2006 № 12-1-4/1708), единых форм учета и отчетности при совершении валютных операций для резидентов, не являющихся уполномоченными банками, не установлено, при этом справка о подтверждающих документах не является формой учета и отчетности, а относится к документам, подтверждающим совершение валютной операции, следовательно, постановление об административном правонарушении было принято ТУ Финнадзора в нарушение статьи 24.5 КоАП РФ.

ТУ Финнадзора не согласилось с заявленными требованиями, в обоснование указало на то, что поскольку ОАО «ДВМП» представило в уполномоченный банк – филиал ОАО «Внешторгбанк» в г.Владивостоке справку о подтверждающих документах по валютной операции с нарушением установленного срока, то в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренный частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ. При этом указало, что порядок представления резидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, осуществляемых резидентами с нерезидентами по внешнеэкономическим сделкам установлен Положением Банка России № 258-П от 01.06.2004 «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций», в соответствии с п. 2.4 которого, резидент представляет в банк паспорта сделки справки о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту были оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности. Кроме того, Указанием Центрального банка РФ от 25.08.2004 № 1494-У «О внесении изменений в Указание Банка России от 16.01.2004 № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» установлен порядок составления и представления отчетности по форме 0409665 «Отчет о валютных операциях, осуществляемых с оформлением паспорта сделки».

Поскольку заявитель не исполнил обязанности по соблюдению порядка и срока представления форм учета и отчетности по валютным операциям, обществом были нарушены требования п.п.1,2, п.2 статьи 24 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ и п.2.4 Положения Банка России № 258-П от 01.06.2004.

Ссылку заявителя на Письмо Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центрального банка РФ от 06.12.2006 № 12-1-4/2550, Письмо Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центрального банка РФ от 09.08.2006 № 12-1-4/1708, ответчик считает неправомерной, поскольку данные письма не являются официальным разъяснением Банка России по вопросам толкования федерального законодательства, не являются актами толкования права.

Ответчик считает несостоятельным довод заявителя о том, что протокол об административном правонарушении от 14.11.2006 составлен неуполномоченным лицом, так как в соответствии с Приказом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 17.11.2004 № 102 протоколы об административном правонарушении уполномочены составлять кроме начальника управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, руководителей территориальных управлений Финнадзора, и начальников отделов, также и иные должностные лица Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов, при этом Приказом ТУ Росфиннадзора в Приморском крае от 12.01.2005 № 2-од установлено право на составление протокола об административном правонарушении начальниками отделов, главными государственными инспекторами, государственными инспекторами, специалистами 1 категории валютного контроля.

Из материалов дела судом установлено, что ОАО «Дальневосточное морское пароходство» зарегистрировано в качестве юридического лица Администрацией муниципального образования Фрунзенский район города Владивостока 11.06.1996 за № 76, о чем Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району г.Владивостока в ЕГРЮЛ внесена запись за ОГРН <***>.

ОАО «ДВМП» (Судовладелец), и компании «Тяньзинь Хинганг Шипъярд Шиприпэриньг Бранч» и «Тяньзинь Шипбилдинг Традинг Со., Лтд» (Подрядчик) заключили контракт № FA–05805 от 02 ноября 2005 года на оказание услуг по ремонту судна «Пионер Киргизии» (далее – Судно). Цена на выполнение ремонта Судна, с учетом Дополнения к Контракту от 31.12.2005 г., составляет 321188 долл. США. Срок ремонта: с 03.12.2005г. по 31.12.2005г. Оплата должна быть произведена Судовладельцем в американских долларах: 40% будет оплачено в течение 30 дней после получения Судовладельцем счета Подрядчика, остальные будут оплачены тремя платежами по 20% через 30 дней, через 60 дней и через 90 дней после первого.

По условиям контракта приемка Судна в ремонт должна быть оформлена протоколом и дата подписания этого протокола считается датой начала работ (п. 4.2. Контракта). Днём окончания ремонта Судна считается дата подписания официальными представителями сторон протокола сдачи, который должен сопровождаться спецификацией фактически выполненных работ (п. 4.3. Контракта).

03 декабря 2005 г. т/х «Пионер Киргизии» был принят на судоремонтный завод «Синьган шипярд» для выполнения ремонта, о чем свидетельствует подписанный двумя сторонами акт приемки на ремонт судна. Сдаточный акт судна из ремонта подписан 31 декабря 2005 г.

31 декабря 2005 г. был выставлен инвойс № FA-05805 за окончательный ремонт т/х «Пионер Киргизии» на общую сумму 321188 долл. США.

Паспорт сделки № 06010006/1000/0034/4/0 по контракту № FA–05805 от 02.11.2005 г. был оформлен ОАО «ДВМП» в филиале ОАО «Внешторгбанк» в г. Владивостоке -. 16 января 2006 года

ОАО «ДВМП» в проверяемый период осуществило перевод платежей в пользу нерезидента за оказанные услуги в полном объеме в размере 321188 долл. США.

Валютные операции, совершенные ОАО «ДВМП» при исполнении контракта № FA05805 от 02.11.2005 г., соответствуют требованиям валютного законодательства РФ.

ОАО «ДВМП» 16.01.2006 г. по контракту № FA – 05805 от 02.11.2005г. представило в уполномоченный банк - филиал ОАО «Внешторгбанк» в г. Владивостоке - инвойс № FA–05805 от 31.12.2005 г. на сумму 321188,0 долл. США и справку о подтверждающих документах по данному инвойсу (крайний срок предоставления справки – 15 января 2006 г.).

Посчитав, что ОАО «ДВМП» представило в банк паспорта сделки - филиал ОАО «Внешторгбанк» в г. Владивостоке - инвойс № FA–05805 от 31.12.2005г. на сумму 321188,0 долл. США и справку о подтверждающих документах от 16.01.2006 г. по данному инвойсу с превышением установленного срока, Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора определением от 16.10.2006 возбудило в отношении ОАО «ДВМП» дело об административном правонарушении № 05-06/201.

14.11.2006 Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в отношении ОАО «ДВМП» составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

28.11.2006 по результатам рассмотрения административного дела Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора принято постановление о назначении административного наказания № 05-06/201П.

Посчитав данное постановление незаконным, ОАО «ДВМП» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы заявителя и возражения ответчика, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению в силу следующего.

Как следует из постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае от 28.11.2006 о назначении административного наказания № 05-06/201П, ОАО «ДВМП» представило в уполномоченный банк - филиал ОАО «Внешторгбанк» в г.Владивостоке инвойс № FA-05805 от 31.12.2005 на сумму 321188,0 долл.США и справку о подтверждающих документах по данному инвойсу, с превышением установленного срока, в связи с чем, не исполнило обязанность по соблюдению порядка и срока представления форм и учета отчетности по валютным операциям, тем самым, совершив административное правонарушение, предусмотренное частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

Частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

Согласно пункту 9 статьи 1 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ к валютным операциям относятся:

а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;

е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

Единые формы учета и отчетности, порядок и сроки их представления, согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон) устанавливаются Банком России.

В настоящее время такой порядок установлен Положением ЦентральногоБанка Российской Федерации 1 июня 2004 г. № 258-п «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее - Положение № 258-П) и Инструкцией Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядка учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее - Инструкция № 117-И).

Пунктом 2.1 Положения № 258-П установлено, что в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы). Подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению (далее - справка о подтверждающих документах) (п.2.2 Положения № 258-П). Резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий: 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации (п.2.4 Положения № 258-П).

В соответствии с пунктом 1.2 Инструкции № 117-И к документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанных в части 4 статьи 23 Федерального закона, отнесена справка о валютной операции ( пункт 10 части 4 статьи 23 Федерального закона), которая прямо названа документом, подтверждающим совершение валютной операции.

Кроме того, из Положения № 258-П следует, что к документам и информации, подтверждающим совершение валютной операции следует отнести справку о подтверждающих документах, справку о расчетах через счета за рубежом, справку о поступлении валюты Российской Федерации.

При этом Инструкцией № 117-И и Указанием Банка России от 16.01.2004 № 1376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» порядок учета и отчетности установлен только в отношении уполномоченных банков. В отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления в настоящее время не установлены.

Таким образом, исходя из смысла вышеприведенных нормативных актов, справка о валютных операциях, справка о подтверждающих документах, справка о расчетах через счета за рубежом или справка о поступлении валюты Российской Федерации не являются формами учета и отчетности, а являются документами и информацией, связанными с проведением валютных операций.

Данный вывод подтвержден Письмами Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центрального банка РФ от 09.08.2006 № 12-1-4/1708 и от 06.12.2006 № 12-1-4/2550, в которых директором департамента ФИО4 разъясняется в ответ на запрос Федеральной службы финансово-бюджетного надзора «О применении части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» о том, что частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ устанавливается ответственность только за нарушение резидентами и нерезидентами установленных единых правил оформления паспортов сделок, в том числе срока оформления паспорта сделки. Ответственности за нарушение порядка предоставления иных документов и информации, связанных с проведением валютных операций, в настоящее время статьей 15.25 КоАП РФ не установлено.

Кроме того, данный вывод подтвержден письмом Центрального банка от 04.05.2007 № 31-3-1/948, направленным в ответ на запрос Арбитражного суда Приморского края от 16.03.2007.

Довод ТУ Финнадзора о том, что письма Департамента финансового мониторинга и валютного контроля не являются официальным разъяснением Банка России по вопросам толкования федерального законодательства и директор Департамента не уполномочен давать толкование норм федеральных законов и иных нормативных правовых актов, судом отклоняется, так как в соответствии с Положением о Департаменте финансового мониторинга и валютного контроля Центрального банка Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России (протокол от 29.04.2005 № 7) одной из основных задач Департамента является нормативное, методическое, организационное и информационно-аналитическое обеспечение деятельности Банка России как органа валютного регулирования и органа валютного контроля. В соответствии с возложенными на него задачами Департамент, в том числе, анализирует практику применения законодательства Российской Федерации и актов Банка России по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, готовит информационно-методические письма с обобщением практики применения законодательства Российской Федерации и актов Банка России по указанным вопросам, рассматривает запросы и иную корреспонденцию, поступающую на исполнение в Департамент, и по вопросам, относящимся к своей компетенции, обеспечивает своевременную подготовку ответов по результатам рассмотрения.

Кроме того, письмом от 10.05.2007 № 31-3-1/971 Центрального банка РФ «О направлении информации в отношении полномочий директора Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России» в ответ на запрос Арбитражного суда Приморского края от 16.03.2007 «О толковании Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004 № 117-И и Положения ЦБ РФ от 01.06.2004 № 258-П» указано, что в соответствии с пунктом 1.5 Порядка подготовки и утверждения должностных инструкций по должностям работников Банка России, утвержденного Приказом Банка России от 26.02.2003 № ОД-90, для директора Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центрального банка Российской Федерации должностная инструкция не разрабатывалась, полномочия директора Департамента установлены Положением о Департаменте финансового мониторинга и валютного контроля Центрального банка Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России (протокол от 29.04.2005 № 7), следовательно, направляя Федеральной службе финансово-бюджетного надзора в ответ на запрос «О применении части 6 статьи 15.25 КоАП РФ» писем с разъяснениями положений части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, директора Департамента не выходил за пределы полномочий установленных Положением о Департаменте финансового мониторинга и валютного контроля Центрального банка Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что поскольку объектом административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, являются установленные валютным законодательством формы учета и отчетности по валютным операциям, к которым справки о подтверждающих документах не относятся, являясь документами и информацией, связанными с проведением валютных операций, то в соответствии с п. 2 ст. 24.5 КоАП РФ ОАО «ДВМП» не могло быть привлечено к ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава правонарушения (объекта правонарушения).

При этом судом отклоняется довод заявителя о составлении протокола об административном правонарушении от 14.11.2006 неуполномоченным лицом, а именно главным государственным инспектором отдела валютного контроля ТУ Финнадзора, поскольку в соответствии с Приказом Федеральной службы финансово-бюджетного надзора от 17.11.2004 № 102 «О должностных лицах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях» установлен перечень должностных лиц, обладающих правом составлять протоколы об административных правонарушения, в котором указано, на иных должностных лиц Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и ее территориальных органов, уполномоченных осуществлять контроль в бюджетно-финансовой сфере.

Данный список иных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в бюджетно-финансовой сфере, уточняется Приказом Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае от 12.01.2005 №2-од, в котором установлено, что правом на составление протоколов об административных правонарушениях, в том числе, за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов валютного регулирования по статье 15.25 КоАП РФ обладают: начальник отдела; главные государственные инспекторы, государственные инспекторы, специалисты 1 категории отдела валютного контроля.

Таким образом, главный государственный инспектор отдела валютного контроля является должностным лицом, уполномоченным приказом ТУ Росфиннадзора в Приморском крае от 12.01.2005 № 2-од составлять и подписывать протоколы об административных правонарушениях.

В силу пункта 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Учитывая отсутствие в действиях ОАО «ДВМП» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, суд удовлетворяет требования заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным и отменить постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае от 28.11.2006 № 05-06/201П «О назначении административного наказания», принятое в отношении ОАО «Дальневосточное морское пароходство», зарегистрированного в качестве юридического лица Администрацией муниципального образования Фрунзенский район г.Владивостока 11.06.1996 за № 76, расположенного по адресу: <...>.

Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Судья Зинькова Л.Н.