ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-13104/20 от 11.03.2021 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-13104/2020

18 марта 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена марта 2021 года .

Полный текст решения изготовлен марта 2021 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи Тихомировой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Гусейновой Р.А., рассмотрев в предварительном судебном он - лайн заседании дело по заявлениюФедерального государственного бюджетного  научного учреждения «Федеральный научный центр агробиотехнологий Дальнего Востока им. А.К. Чайки» (ИНН 2511032119, ОГРН 1022500864099, дата государственной регистрации 28.11.2002)

к Администрации Уссурийского городского округа (ИНН 2511004094, ОГРН 1022500859600, дата государственной регистрации 28.10.2002)

третье лицо: Краевое государственное казенное учреждение «Приморское лесничество», Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края

о признании незаконным решения

при участии в заседании:

от заявителя – Евсманская Ю.В. по доверенности,

от ответчика – Зайнуллина А.П. по доверенности,

от Министерство лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края – Моисеенко О.Г. по доверенности,

от КГКУ «Приморское лесничество» - не явились, извещено надлежащим образом,

установил: Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный центр агробиотехнологий Дальнего Востока им. А.К. Чайки» (далее – заявитель, учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации Уссурийского городского округа (далее – ответчик, администрация) от 12.05.2020 об отказе в согласовании предоставления земельного участка с условным кадастровым номером 25:18:015202:ЗУ1 площадью 14412 кв.м., местоположением относительно ориентира сооружения, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Уссурийск, с. Пуциловка, ул. Советская, 2; об обязании согласовать предоставление земельного участка с условным кадастровым номером 25:18:015202:ЗУ1.

КГКУ «Приморское лесничество», извещенное надлежащим образом о времени и месте слушания, в судебное заседание своих представителей не направило, возражений относительно перехода к судебному разбирательству не представило, в связи с чем, предварительное судебное заседание проведено в порядке части 1 статьи 136 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в его отсутствие.

          Представитель ФГБНУ «ФНЦ агробиотехнологий Дальнего Востока им. А.К. Чайки» по тексту заявления, а также в судебном заседании указал, что согласно письму КГКУ «Приморское лесничество» от 15.04.2020 испрашиваемый земельный участок не налагается на земли государственного лесного фонда.

Также представитель заявителя полагает, что поскольку объекты, расположенные на спорном земельном участке и принадлежащие учреждению на праве оперативного управления, введены в эксплуатацию до 2004 года, то согласно подпункту «г» пункта 2 статьи 44 решения Думы муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район от 30.11.2004 №104 положения Правил землепользования и застройки Уссурийского городского округа в части максимального размера предоставляемого земельного участка в данном случае не распространяются на спорные правоотношения.

Кроме того, по мнению представителя заявителя, несоответствие адресов земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости не является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка.

Представитель ответчика по тексту письменного отзыва, представленного в материалы дела, а также в судебном заседании в отношении заявленных требований возразил, указал, что испрашиваемый земельный участок частично входит в территорию государственного лесного фонда, что является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Представитель администрации также пояснил, что испрашиваемый земельный участок входит в территориальную зону объектов сельскохозяйственного назначения (СХЗ 3), в которой при основном виде разрешенного использования земельного участка – производство и переработка сельскохозяйственной продукции, установлен предельный максимальный размер земельного участка – 2500 кв.м., при этом размер испрашиваемого земельного участка составляет 14 412 кв.м., что противоречит Правилам землепользования и застройки Уссурийского городского округа.

Представитель Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края в судебном заседании, а также в письменном отзыве, представленном в материалы дела, пояснил, что спорный земельный участок к территории государственного лесного фонда не относится. Также представитель третьего лица указал, что согласно сведениям государственного лесного реестра спорный земельный участок не входит в состав земель лесного фонда.

Краевое государственное казенное учреждение «Приморское лесничество» письменный отзыв в материалы дела не представило, правовую позицию в отношении заявленных требований не выразило.

Из материалов дела судом установлено, что согласно выпискам из ЕГРН ФГБНУ «ФНЦ агробиотехнологий Дальнего Востока им. А.К. Чайки» на праве оперативного управления принадлежат следующие объекты недвижимости:

- нежилое здание: картофелехранилище 2 с кадастровым номером 25:18:340101:512, расположенное по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, с. Пуциловка, ул. Советская, 2б;

- сооружение «картофельный ток навес №1» с кадастровым номером 25:18:340101:712, расположенное по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, с. Пуциловка, ул. Советская, 2;

- сооружение «картофельный ток навес №2» с кадастровым номером 25:18:340101:504, расположенное по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, с. Пуциловка, ул. Советская, 2.

17.04.2020 учреждение обратилось в Администрацию Уссурийского городского округа с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в постоянное бессрочное пользование, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, ориентир – сооружение. Адрес ориентира: Приморский край, г. Уссурийск, с. Пуциловка, ул. Советская, 2, вид разрешенного использования: производство и переработка сельскохозяйственной продукции.

Рассмотрев заявление ФГБНУ «ФНЦ агробиотехнологий Дальнего Востока им. А.К. Чайки»и приложенные к нему документы, администрация письмом от 12.05.2020 №16-01/22/5932 отказала заявителю в предварительном согласовании предоставления земельного участка ввиду того, что основная часть образуемого земельного участка расположена в Участковом лесничестве – Уссурийское, площадь испрашиваемого земельного участка превышает предельный максимальный размер земельного участка, установленный Правилами землепользования и застройки Уссурийского городского округа, а также в связи с несоответствием адреса объекта недвижимости адресу земельного участка, в пределах которого расположен объект.

          Не согласившись с решением администрации, посчитав его незаконным и нарушающим права учреждения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, проанализировав законность оспариваемого решения, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.

По правилам части 1 статьи 198 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие совокупности условий, а именно: оспариваемый ненормативный правовой акт должен не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту, нарушать права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской  и  иной  экономической  деятельности,  незаконно возлагать на него какие-либо обязанности, создавать иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания решения органа государственной власти незаконным необходимо в совокупности два условия: несоответствие данного решения закону или иному нормативному правовому акту, нарушение оспариваемым актом прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Порядок предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, урегулирован нормами Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ).

Земельное законодательство основывается на принципе сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункт 11 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).

Согласно статье 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:

1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;

2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;

3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;

4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 ЗК РФ).

Статьей 39.14 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в соответствии с которым действия по реализации своих прав заинтересованным лицом, если земельный участок предстоит образовать, включают следующие этапы:

1) подготовка схемы расположения земельного участка;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Как следует подпункта 3 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать, предоставление такого земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов включает принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ.

Пунктом 2 статьи 39.15 ЗК РФ установлено, что к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются в том числе документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Согласно пункту 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

По результатам рассмотрения и проверки уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ предусмотрен  перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 Кодекса.

Согласно пункту 6 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отказ в согласовании схемы допускается только в случае пересечения границ образуемого земельного участка с границами лесного участка и (или) лесничества, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, или в случае нахождения образуемого земельного участка в границах такого лесничества. В этом случае к уведомлению об отказе в согласовании схемы должны быть приложены документы, подтверждающие пересечение границ образуемого земельного участка и границ лесного участка и (или) лесничества, с приложением схемы, на которой отображается местоположение части границы лесного участка, лесничества, с которой пересекаются границы образуемого земельного участка, либо документы, подтверждающие нахождение данного земельного участка в границах лесничества.

В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

В соответствии с пунктом 7 статьи 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Из материалов дела усматривается, что одним из оснований для отказа администрации в предварительном согласовании предоставления земельного участка учреждению явилось то обстоятельство, что основная часть образуемого земельного участка расположена в Участковом лесничестве – Уссурийское.

13.12.2018 Департаментом лесного хозяйства Приморского края в адрес Управления градостроительства администрации Уссурийского городского округа были направлены границы Уссурийского лесничества в векторном формате, что подтверждается письмом Департамента лесного хозяйства Приморского края от 13.12.2018 №16-01/22/15728.

На основании анализа картографического материала с внесением координат характерных точек границ образуемого в соответствии с предоставленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) администрацией установлено, что испрашиваемый земельный участок, частично входит в территорию государственного лесного фонда.

Однако, как следует из материалов дела, 17.03.2020 заявитель обратился в Уссурийский филиал КГКУ «Примлес» с обращением о предоставлении информации принадлежности земельных участков, а также объектов капитального строительства, расположенных в районе с. Пуциловка, рассмотрев которое КГКУ «Примлес» письмом от 15.04.2020 №376 сообщило, что по результатам совместного выезда специалистов Уссурийского лесничества и представителя ФГБНУ «ФНЦ агробиотехнологий Дальнего Востока им. А.К. Чайки» на место расположения объектов 14.04.2020 установлено, что земельные участки, а также объекты капитального строительства не налагаются на земли государственного лесного фонда.

Кроме того, согласно письму Уссурийского филиала КГКУ «Примлес» от 10.03.2021, представленному в материалы дела Министерством лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, земельный участок с условным кадастровым номером 25:18:015202:ЗУ1 площадью 14 412 кв.м., местоположением относительно ориентира (сооружение), расположенного в границах участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Уссурийск, с. Пуциловка, ул. Советская, д.2, к территории государственного лесного фонда не относится.

Также в соответствии с письмом Министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края от 10.03.2021 №38/1373 согласно сведениям государственного лесного реестра спорный земельный участок не входит в состав земель лесного фонда.

Таким образом, указание администрации на расположение основной части образуемого земельного участка в Участковом лесничестве – Уссурийское опровергается материалами дела и не могло служить основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка учреждению.

Вместе с тем, решением администрации от 12.05.2020 ФГБНУ «ФНЦ агробиотехнологий Дальнего Востока им. А.К. Чайки» отказано в предварительном согласовании предоставления спорного земельного участка также в связи с тем, что площадь испрашиваемого земельного участка превышает предельный максимальный размер земельного участка, установленный Правилами землепользования и застройки Уссурийского городского округа.

Согласно информации из ГИС Адресного реестра, а также из Региональной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Приморского края, представленной в материалы дела ответчиком, испрашиваемый земельный участок входит в территориальную зону объектов сельскохозяйственного назначения (СХЗ 3).

В соответствии с Решением Думы муниципального образования г.Уссурийск и Уссурийский район от 30.11.2004 №104 «О Правилах землепользования и застройки Уссурийского городского округа» (в редакции от 26.11.2019, действовавшей на дату обращения учреждения и вынесения оспариваемого решения) при основном виде разрешенного использования земельного участка – производство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции, установлен предельный максимальный размер земельного участка – 2 500 кв.м.

Из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, приложенной к заявлению учреждения о предварительном согласовании предоставления земельного участка, следует, что площадь испрашиваемого земельного участка составляет 14 412 кв.м., что противоречило Правилам землепользования и застройки Уссурийского городского округа в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемого решения.

Кроме того, суд считает необходимым отметить то обстоятельство, что согласно выпискам из ЕГРН объектам, принадлежащим учреждению на праве оперативного управления и расположенным на спорном земельном участке, присвоены различные адреса, а именно:

- нежилое здание: картофелехранилище 2 с кадастровым номером 25:18:340101:512, расположенное по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, с. Пуциловка, ул. Советская, 2б;

- сооружение «картофельный ток навес №1» с кадастровым номером 25:18:340101:712, расположенное по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, с. Пуциловка, ул. Советская, 2;

- сооружение «картофельный ток навес №2» с кадастровым номером 25:18:340101:504, расположенное по адресу: Приморский край, г. Уссурийск, с. Пуциловка, ул. Советская, 2.

В соответствии с пунктом 9  Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.11.2014 №1221, при присвоении адресов зданиям (строениям), сооружениям, в том числе строительство которых не завершено, такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания (строения), сооружения.

В силу изложенного, суд признает обоснованным указанные в оспариваемом решении выводы администрации о том, что предварительное согласование предоставления спорного земельного участка не представлялось возможным ввиду того, что площадь испрашиваемого земельного участка превышает предельный максимальный размер земельного участка, установленный Правилами землепользования и застройки Уссурийского городского округа, а также в связи с несоответствием адреса объекта недвижимости адресу земельного участка, в пределах которого расположен объект, в связи с чем решение Администрации Уссурийского городского округа от 12.05.2020 является правомерным.

При этом суд отмечает, что при наличии документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 39.15 ЗК РФ, при устранении несоответствия адреса объекта недвижимости адресу земельного участка, а также принимая во внимание подпункт «е» пункта 3 решения Думы Уссурийского городского округа от 15.10.2020 №286-НПА «О внесении изменений в решение Думы муниципального образования г. Уссурийск и Уссурийский район от 30 ноября 2004 года №104 «О Правилах землепользования и застройки Уссурийского городского округа», согласно которому в настоящее время предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства не подлежат установлению, ФГБНУ «ФНЦ агробиотехнологий Дальнего Востока им. А.К. Чайки» вправе повторно обратиться в Администрацию Уссурийского городского округа с заявлением о согласовании предоставления земельного участка с условным кадастровым номером 25:18:015202:ЗУ1 площадью 14412 кв.м., местоположением относительно ориентира сооружения, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Уссурийск, с.Пуциловка, ул. Советская, 2.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

  Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения требований ФГБНУ «ФНЦ агробиотехнологий Дальнего Востока им. А.К. Чайки» о признании незаконным решения Администрации Уссурийского городского округа от 12.05.2020 у суда не имеется.

В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Поскольку решение об отказе в согласовании предоставления земельного участка от 12.05.2020 администрацией принято в соответствии с требованиями действующего законодательства, у арбитражного суда не имеется оснований для обязания уполномоченного органа согласовать предоставление земельного участка с условным кадастровым номером 25:18:015202:ЗУ1, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Приморский край, г. Уссурийск, с. Пуциловка, ул. Советская, 2.

С учетом отказа в удовлетворении требований расходы по оплате государственной пошлины суд относит на заявителя в порядке статьи 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

          Судья                                                                   Тихомирова Н.А.