АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-13114/2020
01 ноября 2022 года
Резолютивная часть решения объявлена 25 октября 2022 года .
Полный текст решения изготовлен 01 ноября 2022 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Колтуновой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сергеевой Д.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «МС-РЕСУРС» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 19.04.2013)
к УФАС по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 09.02.2000)
третьи лица: КГУП «Приморский Водоканал» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 04.02.2004), Управление Федеральной службы по аккредитации по Приволжскому Федеральному округу
о признании незаконным отказа УФАС по Приморскому краю от 19.06.2020 №4910/06 в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства и обязании УФАС по Приморскому краю возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства по признакам нарушения ч.1 ст.10 Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении КГУП «Приморский Водоканал»
при участии в заседании:
от заявителя: не явились, извещены;
от УФАС: не явились, извещены;
от КГУП «Приморский Водоканал»: ФИО1 по доверенности от 10.01.2022, диплом, паспорт,
установил: Общество с ограниченной ответственностью «МС-РЕСУРС» обратилось в арбитражный суд с заявлением к УФАС по Приморскому краю о признании решения УФАС по Приморскому краю от 19.06.2020 №4910/06.
Определением суда от 23.12.2020 изменен правовой статус КГУП «Приморский водоканал», привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Кроме того, определением суда от 26. 05.2021 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Управление Федеральной службы по аккредитации по Приволжскому Федеральному округу
Заявитель, Приморское УФАС, Управление Федеральной службы по аккредитации по Приволжскому Федеральному округу надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения заявления в заседание не явились, извещены надлежащим образом. Суд основании статьи 156 АПК РФ проводит заседание в отсутствие надлежащим образом извещенных представителей сторон.
Как следует из заявления, общество не согласно с отказом антимонопольного органа в возбуждении антимонопольного дела, считает, что данный отказ нарушает его права и законные интересы. В обоснование своей позиции в заявлении ООО «МС-Ресурс» указывает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке на выполнение работ и (или) оказание услуг по обеспечению единства измерений, в том числе по поверке средств измерений, включая приборы учета воды (счетчики воды), могут осуществлять деятельность в пределах установленной области аккредитации и проводить поверку счетчиков воды по месту их эксплуатации с использованием переносной поверочной установки, в местах, не заявленных в области аккредитации (местах осуществления временных работ). Пор мнению заявителя, КГУП «Приморский водоканал», не уполномочено осуществлять контроль правильности применения методик в этой сфере и давать оценку на соответствие/не соответствие предоставленного поверочного документы требованиям Федерального закона от 26.06.2008 года №102 ФЗ «Об обеспечении единства измерений» с позиции соблюдения/не соблюдения примененных при измерении и методик и действия других организаций, учитывая еще и тот факт, что КГУП «Приморский водоканал» является прямым конкурентом заявителя.
Приморское УФАС с заявленными требованиями не согласно по основаниям, изложенным в отзыве, полагает, что отсутствие у ООО «МС-Ресурс» соответствующих изменений в сведения о нём как об аккредитованном лице в Реестре аккредитованных лиц в части изменения места осуществления деятельности с добавлением адреса нового места осуществления деятельности - территории Владивостокского городского округа, запрещает Обществу осуществлять деятельность по поверке приборов учёта холодной воды у потребителей, расположенных и проживающих на указанной территории. Кроме того, считает, что КГУП «Приморский водоканал» вправе отказывать в допуске в эксплуатацию приборов учёта, поверка которых прошла не в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
КГУП «Приморский водоканал» полностью поддерживает позицию Приморского УФАС, считает что работы по выдаче свидетельств о поверке в г.Владивостоке осуществляются ООО «МС-Ресурс» не по месту осуществления деятельности, указанному в реестре аккредитованных лиц, что является нарушением требований законодательства о техническом регулировании. По мнению КГУП «Приморский водоканал» при фактическом осуществлении деятельности в области метрологии ООО «МС-Ресурс» в г.Владивостоке обязано внести изменения в сведения об аккредитованном лице в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».
Управление Федеральной службы по аккредитации по Приволжскому Федеральному округу считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку действующее законодательство Российской Федерации об аккредитации не устанавливает запреты для осуществления деятельности в области аккредитации аккредитованными лицами, а также не создает препятствий для пользования услугами аккредитованных лиц на отдельных территориях Российской Федерации, что обеспечивает добросовестную конкуренцию. Таким образом, аккредитованному лицу в национальной системе аккредитации допускается действующим законодательством Российской Федерации об аккредитации выполнять услуги по поверке средств измерений в местах выполнения временных работ по всей территории Российской Федерации, в том числе на территории г. Владивосток Приморского края.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом, в судебном заседании 24.10.2022 был объявлен перерыв до 25.10.22. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 №99 «О процессуальных сроках» путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва судебное заседание продолжено 25.10.2022 в том же составе суда, в отсутствие представителей сторон.
Из представленных документов судом установлено следующее.
ООО «МС-Ресурс» (Заявитель) осуществляет свою деятельность по поверке приборов учета воды на основании аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений №POCCRU.0001.310376 - выданного согласно Приказа ФСА (Росаккредитации) №А-1297 от 16.04.2014 г., в соответствующей области аккредитации адрес места осуществления деятельности: <...>.
С целью осуществления деятельности по проверке приборов учета на территории г. Владивостока 12.03.2020 между ООО «МС-Ресурс» (Заказчик) и ФИО2 (Исполнитель) заключен договор №1211-1 на оказание услуг по поверке средств измерений в местах выполнения временных работ (по месту установки) на территории г. Владивосток Приморский край.
Заказчик, согласно п. 2.1. Договора, обязуется а) обеспечить исполнителя необходимой для выполнения работ технической информацией, документацией и оборудованием; б) закрепить за исполнителем поверительное клеймо с шифром «ГСЧ». Присвоить индивидуальный знак поверителя и выдать клеймо для осуществления поверочных работ.
В адрес ООО «МС-Ресурс» поступили заявления от физических лиц ФИО3, ФИО4, ФИО5, которым сотрудник ФИО2 произвел поверку счетчиков с просьбой защитить их права и законные интересы, связанные с отказом в приеме свидетельств о поверке КГУП «Приморский водоканал». Более того, вышеуказанным физическим лицам, было пояснено, что для поверки счетчиков им необходимо обратиться в ООО «Водомер Сервис» или ООО «Акватехник» в г. Владивостоке.
ООО «МС-Ресурс» письмами б/н от 26.03.2020, № 13020 от 01.04.2020 обратилось в КГУКП «Приморский водоканал» за разъяснениями.
Письмом от 27.04.2020 № 11-17/4004 КГУП «Приморский водоканал» разъяснено что работы по выдаче свидетельств о поверке в г. Владивостоке осуществляются ООО «МС-Ресурс» не по месту осуществления деятельности, указанному в реестре аккредитованных лиц. При фактическом осуществлении деятельности в г. Владивостоке ООО «МС-Ресурс» рекомендовано внести изменения в сведения об аккредитованном лице в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».
27.04.2020 в Приморское УФАС России поступила (вх. № 3396) жалоба ООО «МС-Ресурс» (исх. от 17.04.2020 № 16-20) с прилагаемыми материалами на незаконные и нарушающие, по мнению Общества, антимонопольное законодательство действия КГУП «Приморский водоканал» (далее также - Предприятие) по непринятию от потребителей услуг Предприятия свидетельств о поверке приборов учёта (счётчиков) холодной воды, выданных ООО «МС-Ресурс», осуществляющим деятельность по поверке приборов учёта холодной воды.
В поступившей жалобе Общество сообщило, что действия Предприятия по отказам в приёмке от потребителей свидетельств о проведённой ООО «МС-Ресурс» поверке приборов учёта холодной воды совершаются в нарушение положений Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции).
В связи с этим жалоба ООО «МС-Ресурс» была рассмотрена на предмет наличия/отсутствия в рассматриваемых действиях КГУП «Приморский водоканал» признаков нарушения антимонопольного законодательства.
Письмом от 19.06.2020 № 4910/06 Приморским УФАС отказано ООО «МС-Ресурс» в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.
Не согласившись с отказом выраженном в письме от 19.06.2020 № 4910/06 ООО «МС-Ресурс» обратилось в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проанализировав законность оспариваемого отказа, суд полагает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 АПК РФ, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом на заявителя по делу возлагается обязанность обосновать и доказать факт нарушения оспариваемым актом его прав и законных интересов в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, а на государственный орган - доказать законность своих действий.
Пунктом 9 статьи 4 Федерального закона РФ от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что недобросовестной конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции установлен запрет на действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неограниченного круга потребителей.
КГУП «Приморский водоканал» осуществляет естественно-монопольный вид деятельности по оказанию услуг водоснабжения и водоотведения в границах прилегания принадлежащих ему централизованных систем и систем коммунальной инфраструктуры, что подтверждается утверждёнными Агентством по тарифам Приморского края для указанного хозяйствующего субъекта тарифами.
Из содержания статьи 3 и части 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Как следует из положения пункта 5 статьи 5 Федерального закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
КГУП «Приморский водоканал» имеет признаки хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке оказания услуг водоснабжения и водоотведения в границах технологической инфраструктуры (централизованной системы) Предприятия на территории Владивостокского городского округа для потребителей, имеющих доступ к данной технологической инфраструктуре.
Вместе с тем, следует также отметить, что наличие у хозяйствующего субъекта доминирующего положения на рынке оказываемых услуг не означает автоматического злоупотребления им, поскольку злоупотребление доминирующим положением по существу является злоупотреблением своим правом.
Согласно пункту 80 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), учёт объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта.
К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Аналогичное положение закреплено в пункте 9 Правил организации коммерческого учёта воды, сточных вод, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776 (далее - Правила № 776).
Ввод или допуск установленного прибора учёта в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учёта в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется КГУП «Приморский водоканал» как организацией, осуществляющей водоснабжение и водоотведение, а также предоставляющей потребителям коммунальную услугу по подаче коммунального ресурса - холодной воды.
Как следует из положений пункта 81(4) Правил № 354 и пункта 39 Правил № 776, в ходе ввода или допуска прибора учёта в эксплуатацию, проверке подлежат (в том числе) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета).
Несоответствие прибора учёта положениям, предусмотренным положениям вышеуказанных пунктов Правил № 354 и Правил № 776, является основанием для отказа ввода прибора учёта в эксплуатацию (пункт 81(5) Правил № 354 и пункт 39 Правил № 776).
Вышеизложенное подтверждает право КГУП «Приморский водоканал» отказывать в допуске в эксплуатацию приборов учёта, поверка которых прошла не в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Как следует из части 2 статьи 13 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели.
ООО «МС-Ресурс», на основании приказа Росаккредитации от 16.04.2014 № А-1297 аккредитовано в Единой национальной системе аккредитации в качестве метрологической службы, имеет Аттестат аккредитации № РОСС RU.0001.310376, соответствует требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025 по критериям аккредитации, предъявляемым в области обеспечения единства измерений для проведения работ по поверке средств измерений (измерения параметров потока, расхода, уровня, объёма веществ счётчиков холодной и горячей воды), в Реестр сведений об аккредитованном лице ООО «МС-Ресурс» включено 25.09.2015.
Данный факт сторонами не оспаривается.
Соответственно ООО «МС-Ресурс» вправе осуществлять в качестве метрологической службы деятельность по поверке средств измерений.
Вместе с тем к лицу, аккредитованному в порядке Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее - ФЗ «Об аккредитации»), положениями указанного закона предъявляются ряд требований.
На основании ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» предусмотрено, что внесение изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц осуществляется в случаях: 1) расширения области аккредитации аккредитованного лица в соответствии с частью 14 статьи 23 настоящего Федерального закона; 2) прекращения действия аккредитации в порядке, установленном статьей 22 настоящего Федерального закона; 3) приостановления и возобновления действия аккредитации в порядке, установленном статьей 23 настоящего Федерального закона; 4) сокращения области аккредитации в порядке, установленном статьей 23 настоящего Федерального закона; 5) прохождения аккредитованным лицом подтверждения компетентности в порядке, установленном статьей 24 настоящего Федерального закона; 6) реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения в соответствии с частью 2 настоящей статьи; 7) изменения наименования юридического лица, места его нахождения или адреса места его нахождения, адреса места осуществления им деятельности в области аккредитации (в случае переименования географического объекта, переименования улицы, площади или иной территории, изменения нумерации дома), имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества, места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, в соответствии с частью 3 настоящей статьи; 8) изменение места или мест осуществления деятельности аккредитованного лица в соответствии с частью 4 настоящей статьи; 9) в других случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случае, предусмотренном пунктом 8 части 1 настоящей статьи, внесение изменений в сведения об аккредитованном лице осуществляется после прохождения аккредитованным лицом оценки соответствия критериям аккредитации в порядке, установленном статьями 16 - 18 настоящего Федерального закона, без проведения документарной оценки соответствия аккредитованного лица критериям аккредитации. Аккредитованное лицо, изменившее место или места осуществления деятельности, не вправе осуществлять деятельность в области аккредитации на новом месте осуществления деятельности без внесения соответствующих изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц.
Согласно документа - Область аккредитации ООО «МС-Ресурс», являющегося Приложением к Аттестату аккредитации Общества № РОСС RU.0001.310376 от 16.04.2014, а также сведений из Реестра аккредитованных лиц на официальном сайте Росаккредитации, в качестве адреса места осуществления деятельности Общества указана <...>.
Иные места осуществления ООО «МС-Ресурс» деятельности по проведению работ по поверке средств измерений в регистрационных и иных документах Общества не указаны.
Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», Критерии аккредитации и перечень документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 30.05.2014 № 326, не содержат определения понятия «временные работы». Также раздел III Критериев аккредитации не содержит норму о временных работах для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений.
Таким образом, учитывая отсутствие у ООО «МС-Ресурс» соответствующих изменений в сведения о нём как об аккредитованном лице в Реестре аккредитованных лиц в части изменения места осуществления деятельности с добавлением адреса нового места осуществления деятельности - территории Владивостокского городского округа, Общество не вправе осуществлять деятельность по поверке приборов учёта холодной воды у потребителей, расположенных и проживающих на указанной территории.
Работы но выдаче свидетельств о поверке в г. Владивостоке осуществляются ООО «МС-Ресурс» не по месту осуществления деятельности, указанному в реестре аккредитованных лиц, учитывая изложенные выше правовые нормы, является нарушением требований законодательства о техническом регулировании.
С учётом изложенного, действия КГУП «Приморский водоканал» как организации занимающейся вводом или допуском установленного прибора учёта в эксплуатацию, то есть документально оформляющее приборы учёта в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, и осуществляющей водоснабжение и водоотведение, а также предоставляющей потребителям коммунальную услугу по подаче коммунального ресурса - холодной воды, по отказам в приёмке выданных ООО «МС-Ресурс» таким потребителям свидетельств о поверке приборов учёта (счётчиков) холодной воды являются правомерными.
В заявлении ООО «МС-Ресурс» указывает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, аккредитованные в установленном порядке на выполнение работ и (или) оказание услуг по обеспечению единства измерений, в том числе по поверке средств измерений, включая приборы учета воды (счетчики воды), могут осуществлять деятельность в пределах установленной области аккредитации и проводить поверку счетчиков воды по месту их эксплуатации с использованием переносной поверочной установки, в местах, не заявленных в области аккредитации (местах осуществления временных работ).
Суд считает данный довод необоснованным, поскольку ООО «МС-Ресурс» фактически осуществляет деятельность в области метрологии в г.Владивостоке без внесения изменений в сведения об аккредитованном лице в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».
Более того, для выполнения работ по поверке средств измерений по местам осуществления временных работ, аккредитованное лицо должно гарантировать наличие системы менеджмента качества, обеспечивающей постоянную информационную связь с заказчиком и контролирующими организациями в установленной сфере деятельности, контроль качества результатов работ, оперативное рассмотрение претензий и выполнение корректирующих мероприятий.
Согласно Приказа Минэкономразвития России от 26.10.2020 № 707 "Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации", документы, подтверждающие соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений, критериям аккредитации:
-пункт 56.8. Документы(их копии), подтверждающие наличие по месту осуществления деятельности в области аккредитации на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, помещений, оборудования, эталонов единиц величин, средств измерений, стандартных образцов, реактивов, вспомогательного, в том числе испытательного оборудования, и иных технических средств и материальных ресурсов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, необходимых для выполнения работ (оказания услуг) по обеспечению единства измерений в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов по стандартизации и иных документов, устанавливающих требования к работам (услугам) по обеспечению единства измерений, в соответствии с областью аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц.
-пункт 56.9. Сведения о работниках,подтверждающие соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений, критериям аккредитации: фамилия, имя, отчество (при наличии), страховой номер индивидуального лицевого счета, дата и место рождения; основание для привлечения личного труда (трудовой договор, гражданско-правовой договор или иное), работа по основному месту работы или по совместительству; выполняемые функции (вид измерений и (или) тип (группа) средств измерений); образование (наименование учебного заведения, год окончания, квалификация по документу об образовании, реквизиты документа об образовании); практический опыт в области обеспечения единства измерений (в годах);
- пункт 56.10. Сведения об оснащенности эталонами единиц величин и или) СИ, подтверждающие соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы и (или) оказывающих услуги по обеспечению единства измерений, критериям аккредитации.
Согласно части 14 статьи 23 Закона № 412-ФЗ расширение национальным органом по аккредитации области аккредитации аккредитованного лица осуществляется на основании заявления аккредитованного лица о расширении области аккредитации в порядке, установленном статьями 16 - 18 настоящего Федерального закона.
Приказом Минэкономразвития России от 29 апреля 2020 г. № 84 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральной службой по аккредитации государственной услуги по аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации, расширению, сокращению области аккредитации, подтверждению компетентности аккредитованных лиц, выдаче аттестата аккредитации, выдаче дубликата аттестата аккредитации, прекращению аккредитации, внесению изменений в сведения реестра аккредитованных лиц, предоставлению сведений из реестра аккредитованных лиц.
В силу пункта 1 части 1 статьи 21 Закона № 412-ФЗсведения о расширении области аккредитации аккредитованного лица обязательны для внесения в реестр аккредитованных лиц. Положениями части 4 статьи 21 Закона № 412-ФЗ установлено общее требование применительно к месту (местам) осуществления деятельности аккредитованного лица: аккредитованное лицо, изменившее место или места осуществления деятельности, не вправе осуществлять деятельность в области аккредитации на новом месте осуществления деятельности без внесения соответствующих изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц.
В соответствии с пунктом 11 Административного регламента по предоставлению государственной услуги общий срок предоставления государственной услуги по расширению области аккредитации составляет 70 рабочих дней.
Согласно пункту 108 Административного регламента по предоставлению государственной услуги результатом предоставления государственной услуги по расширению области аккредитации может быть одно из следующих решений: о расширении области аккредитации; об отказе в расширении области аккредитации. Как следует из 81, 108-119 Административного регламента по предоставлению государственной услуги решение о расширении области аккредитации или об отказе в расширении области аккредитации оформляется приказом Росаккредитации.
Таким образом, из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что, во-первых, область аккредитации может быть расширена только по результатам совершения в установленные сроки требуемых административных процедур и только в связи с изданием приказа Росаккредитации о расширении области аккредитации, во-вторых, в случае издания приказа Росаккредитации о расширении области аккредитации аккредитованного лица такие сведения с необходимостью отражаются в реестре аккредитованных лиц, в-третьих, если предметное расширение области аккредитации сопряжено с добавлением новых мест осуществления деятельности, и эти места перечислены в заявлении о расширении области аккредитации, то аккредитованное лицо вправе осуществлять деятельность по таким местам только после внесения соответствующих изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц, что, в свою очередь, возможно лишь после издания приказа о расширении области аккредитации.
Поскольку до издания приказа Росаккредитации о расширении области аккредитации область аккредитации аккредитованного лица не может считаться расширенной, то аккредитованное лицо вправе осуществлять деятельность по оценке соответствия только в пределах существующей области аккредитации и, если расширение области аккредитации сопряжено с изменением места (мест) осуществления деятельности, обязано обеспечивать соблюдение требований критериям аккредитации по месту (местам) осуществления деятельности, указанному в реестре аккредитованных лицна момент подачи заявления о расширении области аккредитации.
Более того, положения части 4 статьи 21, части 19 статьи 17 Закона № 412-ФЗ, в совокупности устанавливающие требования к изменению места (мест) осуществления деятельности аккредитованного лица, обязывают аккредитованное лицо соответствовать критериям аккредитации по каждому месту осуществления деятельности, указанному в области аккредитации.
На официальном сайте Росаккредитации в отношении аккредитованного лица ООО «МС-Ресурс» отсутствуют сведения о внесении аккредитованным лицом состава их работников (техника-метролога ФИО2) и о компетентности этих работников, об изменении места осуществления деятельности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации.
Кроме того, необходимо отметить, что 23.06.2016 КГУП «Приморский водоканал» был направлен запрос в ФБУ «Приморский ЦСМ» о правомерности и законности деятельности организации в сфере оказания метрологических услуг по поверке средств измерений.
В ответе на обращение от 18.07.2016 ФБУ «Приморский ЦСМ» указало, что организация не имеет право осуществления деятельности в любом ином месте, кроме указанного в реестре аккредитованных лиц. Наличие поверочной установки не дает право проведения поверки средств измерений.
16.08.2016 КГУП «Приморский водоканал» направило обращения в Федеральную службу по аккредитации в отношении организаций о законности осуществления деятельности юридических лиц в сфере оказания метрологических услуг по поверке средств измерений в г.Владивостоке без внесения соответствующих изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных иных лиц.
В ответ на обращения Федеральной службы по аккредитации сообщила (вх. №16/23462 от 16.12.2016), что проведение работ по поверке средств измерений аккредитованные лица осуществляют в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, документов в области стандартизации и иных документов, устанавливающих требования к работам по поверке средств измерений, в соответствии с установленной областью аккредитации.
Что касается указания Общества на то, что в силу части 5 статьи 19 ФЗ «Об аккредитации» аттестаты аккредитации имеют равную юридическую силу на всей территории Российской Федерации, то ссылка на положение указанной статьи неправомерна, поскольку статья 19 ФЗ «Об аккредитации» отменена Федеральным законом от 29.07.2018 № 262-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации».
Оспаривая отказ, ООО «МС-Ресурс» в качестве основного довода ссылается на положение пунктов 10 и 11 части 2 статьи 5 ФЗ «Об аккредитации», согласно которым аккредитация осуществляется на основе (в том числе) принципов недопустимости ограничения конкуренции и создания препятствий для пользования услугами аккредитованных лиц, а также обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации, недопустимости установления пределов действия аккредитации на отдельных территориях и для определенных субъектов хозяйственной деятельности.
Однако, вышеуказанные положения являются общими основополагающими принципами осуществления аккредитации в Российской Федерации, что не отменяет предусмотренной положением статьи 21 ФЗ «Об аккредитации» обязанности внесения изменений в сведения об аккредитованном лице при изменении места осуществления им деятельности, а также отсутствие права на осуществление деятельности в области аккредитации на новом месте без внесения соответствующих изменений в сведения об аккредитованном лице.
Согласно ст. 10 Закона о защите конкуренции, запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;
Под недобросовестной конкуренцией понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (пункт 9 статьи 4 Закона № 135-ФЗ).
Судом установлено, что квалификация деяния в качестве недобросовестной конкуренции зависит от того, являются ли хозяйствующие субъекты конкурентами, осуществляют ли они предпринимательскую деятельность на одном товарном рынке и являются ли действия одного из них противоречащими законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости. При этом конечным итогом недобросовестных действий хозяйствующего субъекта должно являться получение преимуществ, занятие более выгодного положения на соответствующем товарном рынке по отношению к конкуренту.
Поскольку в настоящем случае в действиях КГУП «Приморский водоканал» отсутствуют признаки злоупотребления доминирующим положением, на которые ссылается заявитель, то нормы Закона о защите конкуренции, не могут распространять свои действия на рассматриваемые правоотношения.
Принимая во внимание вышеизложенное, с учётом пункта 2 части 8 и пункта 2 части 9 статьи 44 Федерального закона «О защите конкуренции», суд считает, что Приморское УФАС России письмом от 19.06.2020 исх. № 4910/06 обоснованно отказало Обществу в возбуждении в отношении КГУП «Приморский водоканал» дела о нарушении антимонопольного законодательства в связи с отсутствием в действиях указанного хозяйствующего субъекта признаков его нарушения.
При изложенных обстоятельствах, основания для удовлетворения заявленных требований у суда отсутствуют.
Расходы по уплате госпошлины суд в порядке статьи 110 АПК РФ относит на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «МС-РЕСУРС» отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Судья Н.В.Колтунова