ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-13173/14 от 16.07.2014 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-13173/2014

17 июля 2014 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 июля 2014 года. Полный текст решения изготовлен 17 июля 2014 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Д.В. Борисова

при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.Н. Кучминой, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации Надеждинского муниципального района (ИНН 2521001247, ОГРН 1022501062088, дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 02.12.2002; 692481, Приморский край, с. Вольно-Надеждинское, ул. Пушкина, 59 а)

к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Надеждинскому району Приморского края (ИНН 2521007947, ОГРН 1022501061747, дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 26.11.2002; 692481, Приморский край, с. Вольно-Надеждинское, ул. Пушкина, 43)

о признании недействительным решения от 18.03.2014 №2,

при участии в заседании:

от заявителя – представитель Шевченко Е.А, по доверенности № 1197/13 от 17.06.2013, паспорт;

от ответчика – юристконсульт Анищенко И. А., по доверенности № 16 от 03.06.2014, паспорт;

установил: Администрация Надеждинского муниципального района (далее – «заявитель, администрация») обратилась в арбитражный суд Приморского края с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда РФ по Надеждинскому району Приморского края (далее – «ответчик, пенсионный фонд») о признании недействительным решения № 2 от 18.03.2014г. «О привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», об обязании ответчика принять новое решение о привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде финансовой санкции в сумме 159,59 руб.

В судебном заседании 16.07.2014г. заявитель в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил заявленные требования, просил признать недействительным решение № 2 от 18.03.2014г. «О привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Как следует из пояснений представителя администрации в судебном заседании 16.07.2014г., в ходе плановой выездной проверки ответчиком были выявлены факты предоставления недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В частности были выявлены факты неверного расчета по больничным листам, нарушения в части определения страхового стажа при расчете выплат по больничным листам, повлекшие занижение сумм страховых взносов за 2010 – 2012 гг.

В результате доначисленных сумм страховых взносов за 2010г.-2012г. у заявителя возникла необходимость откорректировать ранее поданные сведения индивидуального (персонифицированного) учета за тот же период.

ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Надеждинскому району Приморского края принято решение №2 от 18.03.2014г. о привлечении заявителя к ответственности за право­нарушение, предусмотренное частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пен­сионного страхования» (далее- Закон № 27-ФЗ), а именно за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (пер­сонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за отчетные периоды 2010 – 2012 гг.

При указанных обстоятельствах заявитель считает, что ответчиком при исчислении финансовых санкций неверно определен размер штрафа.

Представитель Пенсионного фонда в судебном заседании 16.07.2014г. возражала против заявленных требований, в материалы дела представила письменный отзыв. Как следует из пояснений ответчика, в ходе проверки страхователя были выявлены нарушения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. В частности, страхователем в 2010-2012гг. предоставлены недостоверные сведения индивидуального (персонифицированного) учета, выразившиеся в том, что заявителем неверно произведены расчеты по больничным листам, неверно определен страховой стаж при расчете выплат по больничным листам, что повлекло занижение сумм страховых взносов за 2010 – 2012 гг.

Таким образом, неправомерное занижение базы для начисления страховых взносов за 2010-2012гг., повлекло представление страхователем недостоверных индивидуальных сведений в отношении своих сотрудников.

По итогам проверки, страхователь был привлечен к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 69 249,56 руб.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

В ходе плановой выездной проверки, проведенной ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Надеждинскому району Приморского края в отношении Администрации Надеждинского муниципального района, страховщиком были выявлены нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, отраженные в акте №035 026 13 ВП 0009004 от 16.09.2013г.

В соответствии с решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Надеждинскому району Приморского края по акту №035 026 13 ВП 0009004 от 16.09.2013г., заявителю доначислены штрафы в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ, пени, недоимка.

По результатам проверки администрации было предложено представить корректирующие формы индивидуальных сведений на работников по соответствующим формам.

Во исполнение требований органа контроля за уплатой страховых взносов и устранения выявленных нарушений страхователем 14.02.2014г. были представлены корректирующие формы индивидуальных сведений в отношении застрахованных лиц в количестве 73 человек.

Общая сумма страховых взносов, подлежащая уплате в Пенсионный фонд РФ и начисленных в корректирующих формах в отношении только тех 73 застрахованных лиц, в отношении которых обнаружены расхождения за прошедшие отчетные периоды (с 1 полугодия 2010г. по 2012г.) составила 1 384 991,23 руб.

Таким образом, страховщиком было выявлено занижение страхователем базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, о чем был составлен акт об обнаружении №2 от 20.02.2014г.

В соответствии с решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по Надеждинскому району Приморского края от 18.03.2014г. №2, заявителю доначислен штраф в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ в сумме 69 249,56 руб.

Заявитель, не согласившись с решением фонда от 18.03.2014г. года №2 и полагая, что оно нарушает права и законные интересы предприятия, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Оценив доводы заявителя, возражения ответчика, исследовав материалы дела по существу заявленных требований, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пен­сионном страховании в Российской Федерации» администрация является страхователем по обяза­тельному пенсионному страхованию.

Часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусматривает ответственность страхователей за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений.

В соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

К числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относятся, в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.

Другими словами, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.

Контроль за правильностью и достоверностью представленных страхователями сведений о страховых взносах и страховом стаже осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, в период с 19.08.2013г. по 30.08.2013г. у страхователя была проведена выездная проверка по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов, а также проведена проверка документов, связанных с предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц за период с 2010 по 2012 годы.

По результатам выездной проверки установлено, что в сданных данным страхователем индивидуальных сведениях за отчетные периоды — 1 полугодие 2010 года, 2010 год, 1 квартал 2011 год, полугодие 2011 года, 9 месяцев 2011 года, 2011 год, 1 квартал 2012 года, полугодие 2012 года, 9 месяцев 2012 года, 2012 год в отношении ряда застрахованных лиц допущены расхождения в страховом стаже, неполное отражение сведений о начисленных страховых взносах.

Во исполнение требований органа контроля за уплатой страховых взносов и устранения выявленных нарушений страхователем одновременно со сдачей отчетности за 2013 год 14 февраля 2014 года были представлены корректирующие формы индивидуальных сведений (формы СЗВ-6-2, СЗВ-6-1) в отношении застрахованных лиц в количестве 73 человек.

Общая сумма страховых взносов, подлежащих уплате в Пенсионный фонд РФ и начисленных в корректирующих формах в отношении 73 застрахованных лиц, по которым обнаружены расхождения за прошедшие отчетные периоды (с 1 полугодия 2010 года по 2012 год) составила — 1384991,23 руб.

Таким образом, страхователь допустил нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, которые влекут привлечение к ответственности по ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ.

Согласно ч. 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ  (в редакции Федерального закона от 28.12.2013г. № 421-ФЗ, действующей с 01.01.2014г.) за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5% от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд РФ за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах.

Общая сумма страховых взносов, начисленных к уплате в Пенсионный фонд РФ по корректирующим формам индивидуальных сведений только за тех 73 застрахованных лиц, в отношении которых обнаружены расхождения за отчетные периоды с 1 полугодия 2010 года по 2012 год составляет — 1 384 991, 23 руб.

Соответственно размер финансовых санкций составляет — 69 249, 56 руб. (1 384 991, 23 руб. х 5 %)

Факт совершения заявителем правонарушения, выразившегося в предоставлении неполных и недостоверных сведений в отношении 73 человек за 2010-2012 годы страхователем не оспаривается.

Суд отклоняет довод заявителя о том, что ответчиком расчет размера финансовых санкций произведен неверно и исчислен в размере 5% от суммы всех страховых взносов за отчетные периоды с 2010 по 2012 годы включительно, которые администрация обязана была оплатить за всех застрахованных лиц, являющихся работниками администрации в проверяемый период.

Из материалов дела следует, что размер финансовых санкций на сумму 69 249,56 руб. был исчислен Пенсионным фондом в размере 5% от общей суммы страховых взносов в размере 1 384 991, 23 руб., начисленных к уплате в Пенсионный фонд РФ по корректирующим формам индивидуальных сведений только за тех 73 застрахованных лиц, в отношении которых обнаружены расхождения за отчетные периоды с 1 полугодия 2010 года по 2012 год.

По мнению суда, такой подход к расчету суммы финансовых санкций согласуется с правовой позицией, изложенной в п. 16 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 11.08.204г. № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании», в соответствии с которым штраф следует исчислять от причитающихся платежей за тех застрахованных лиц, в отношении которых представлены неполные и (или) недостоверные сведения.

При этом суд отклоняет вариант расчета размера финансовых санкций в сумме 159,59 руб., который представлен заявителем, в размере 10% от суммы страховых взносов 1595,87 руб.

Указанная сумма страховых взносов приходится на сведения в отношении больничных листов по 5-и застрахованным лицам.

Вместе с тем, в ходе проверки Пенсионный фонд установил, что имело место неполнота и недостоверность в указании страхователем сведений как по страховым взносам так и по страховому стажу, в общей сложности в отношении 73 человек.

Соответственно, размер финансовых санкций необходимо исчислять от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в отношении всех 73 застрахованных лиц, по которым выявлены нарушения в указании страховых взносов и страховом стаже и которая составляет 1 384 991, 23 руб.

Также суд отклоняет довод заявителя о том, что при расчете финансовой санкции подлежит применению размер процентов финансовых санкций – 10%.

Федеральным законом от 28.12.2013г. № 421-ФЗ в часть 3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ были внесены изменения, а именно — размер финансовых санкций был снижен с 10% до 5%, т.е. ответственность страхователей за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений законодателем была смягчена.

Данные изменения вступили в силу с 01.01.2014г.

По мнению заявителя следует применить размер финансовых санкций 10%, так как в проверяемый период 2010-2012 годы, когда были предоставлены недостоверные сведения, действовала ч. 3 ст. 17 в прежней редакции.

Суд считает, что применению подлежит размер финансовых санкций 5%, в соответствии с редакцией ч.3 ст. 17 Закона № 27-ФЗ, действующей в момент принятия решения о привлечении страхователя к ответственности.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 54 Конституции РФ если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что Администрация Надеждинского муниципального района была привлечена к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования на законных основаниях и решение № 2 от 18.03.2014г. о взыскании финансовых санкций в размере 69 249,56 руб. принято в соответствии с нормами действующего законодательства.

Вместе с тем, суд полагает, что размер штрафа за несвоевременное представление (непредставление) сведений персонифицированного учета может быть снижен, если суд установят наличие обстоятельств, смягчающих ответственность.

В соответствии с ч.2 ст. 17 Закона № 27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных настоящим Федеральным законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;

4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности (пункт 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ).

Руководствуясь названными нормами и приняв во внимание, что правонарушение совершено впервые, сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за период с первого полугодия 2010 года по 2012г. заявитель представил, а также отсутствие задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на момент совершения правонарушения, суд признает наличие у заявителя обстоятельств, смягчающих ответственность, и полагает возможным снизить сумму штрафа до 6 924,95 руб. (69 249,5 руб. /10).

Согласно ч.2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При изложенных обстоятельствах суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению частично, а решение отмене в части штрафа по ч.3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в размере, превышающем 6924,95 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ по Надеждинскому району г. Владивостока от 18.03.2014 №2 «О привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в части штрафа по ч.3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в размере, превышающем 6924,95 руб.

В удовлетворении заявления в остальной части требований отказать.

Решение в указанной части подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Д.В. Борисов