ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-13194/2023 от 05.09.2023 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-13194/2023

11 сентября 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 сентября 2023 года.

Полный текст решения изготовлен 11 сентября 2023 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Бизякиным Н.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «АЛЬЯНС-ДВ» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Находкинской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>)

об оспаривании постановления от 11.07.2023 по делу об административном правонарушении № 10714000-580/2023,

при участии:

от заявителя - ФИО1, доверенность от 21.07.2023г., паспорт, диплом;

от ответчика – до перерыва - ФИО2, доверенность № 05-24/048 от 03.08.2023г., диплом, паспорт (онлайн), после перерыва ФИО3, доверенность от 10.01.2023г., № 05-24/020, диплом, паспорт (онлайн).

установил: общество с ограниченной ответственностью «АЛЬЯНС-ДВ» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Находкинской таможне от 11.07.2023 по делу об административном правонарушении № 10714000-580/2023.

С учетом отсутствия возражений сторон суд в порядке части 4 статьи 137, части 3 статьи 156, статьи 205 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 29.08.2023 объявлен перерыв до 11 часов 20 минут 04.09.2023, затем до 15 часов 50 минут 05.09.2023, о чем лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 99 «О процессуальных сроках» путем размещения информации о перерыве и продолжении судебного заседания в информационном сервисе «Календарь судебных заседаний» на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Заявитель ходе судебного разбирательства пояснил, что с оспариваемым постановлением не согласен, полагает, что оно принято незаконно и необоснованно, ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения, поскольку оно совершено по вине продавца товара, неверно указавшего в коммерческих документахколичество отгруженного товара. Какого-либо умысла на допущение ошибки в документах общество не имело. Дополнительно просит обратить внимания на то, что данная ошибка не повлекла занижение таможенных платежей. Как только декларант увидел ошибку в предоставленных документах от продавца, до проведения досмотра, до факта выявления нарушения, декларант подал новую ДТ с верными данными, с уплатой платежей в том же размере, как и по поданной первой ДТ.

Таможенный орган пояснил, что по результатам проведенного таможенного досмотра был выявлен товар, не задекларированный в ДТ № 10702070/190423/3157652, что указывает на наличие факта совершения обществом административного правонарушения, ответственность которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, а собранным по делу административным материалом доказаны событие и состав вменяемого обществу правонарушения, следовательно, оснований для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления не имеется.

При рассмотрении дела суд установил, что 19.04.2023 в отдел таможенного оформления и таможенного контроля Владивостокского таможенного поста (Центр электронного декларирования) Владивостокской таможни, специалистом по таможенному оформлению ООО «АЛЬЯНС-ДВ» была подана электронная декларация на товары № 10702070/190423/3157652 с заявленным в ней к таможенному оформлению 2-х товаров, в количестве 570 грузовых мест, весом брутто 9962 кг., а именно: товар № 1 Код по ТН ВЭД 9603401000: кисти для нанесения красок и лаков, различных размеров, в ассортименте, всего 8688 штук, 470 грузовых мест, вес брутто 7273 кг, вес нетто 6697 кг; товар №. 2 Код по ТН ВЭД 4009110000: трубки из вулканизированной резины, без фитингов, не армированные для изготовления малярных валиков, 9900 штук, 100 грузовых мест, вес брутто 2689 кг, вес нетто 2339 кг.

Отправителем товара является иностранная компания «WORLD TRADING BANGKOK)), Таиланд. Получателем данного товара является ООО «АЛЬЯНС-ДВ».

25.04.2023 в рамках профиля риска в стопроцентном объёме на основании поручения № 10714040/200423/101275, проведен таможенный досмотр, в ходе которого выявлено, что в контейнере N° CCLU6924507 находятся товары в количестве 570 грузовых мест: 1. Кисти для малярных работ, общим количеством 212 184 штук, общим весом нетто 6651,592 кг (в ДТ № 10702070/190423/3157652 заявлено 8688 штук, вес брутто 7273 кг, вес нетто 6697 кг.); 2. трубки для валиков всего 9603 штук, весом брутто 2575,9 кг, весом нетто 2120,463913 кг. (в ДТ № 10702070/190423/3157652 заявлено 9900 штук, вес брутто 2689 кг, вес нетто 2339 кг.)

Всего в ДТ № 10702070/190423/3157652 не задекларировано по товару № 1:

1) кисти для малярных работ артикула 130 10 020, код предмета согласно маркировке на грузовом месте: HF 179, размер согласно маркировке: 3/4, всего грузовых мест - 3 шт., в 1 грузовом месте единиц артикула -1440 шт. Всего единиц артикула - 4320 шт.;

2) кисти для малярных работ артикула 130 10 025, код предмета согласно маркировке на грузовом месте: HF 179, размер согласно маркировке: 1, всего грузовых мест - 31 шт., в 1 грузовом месте единиц артикула -1200 шт. Всего единиц артикула - 37200 шт.;

3) кисти для малярных работ артикула 130 10 038, код предмета согласно маркировке на грузовом месте: HF 179, размер согласно маркировке: 1,5, всего грузовых мест - 29 шт., в 1 грузовом месте единиц артикула - 678 шт. Всего единиц артикула - 22272 шт.;

4) кисти для малярных работ артикула 130 10 050, код предмета согласно маркировке на грузовом месте: HF 179, размер согласно маркировке: 2, всего грузовых мест - 77 шт., в 1 грузовом месте единиц артикула - 576 шт. Всего единиц артикула - 44352 шт.;

5) кисти для малярных работ артикула 130 12 063, код предмета согласно маркировке на грузовом месте: HF 179, размер согласно маркировке: 2,5, всего грузовых мест - 74 шт., в 1 грузовом месте единиц артикула - 432 шт. Всего единиц артикула - 31968 шт.;

6) кисти для малярных работ артикула 130 12 075, код предмета согласно маркировке на грузовом месте: HF179, размер согласно маркировке: 3, всего грузовых мест - 71 шт., в 1 грузовом месте единиц артикула - 360 шт. Всего единиц артикула - 25560 шт.;

7)..кисти для малярных работ артикула 130 12 100, код предмета согласно маркировке на грузовом месте: HF 179, размер согласно маркировке: 4, всего грузовых мест - 42 шт., в 1 грузовом месте единиц артикула - 240 шт. Всего единиц артикула -10080 шт.;

8) кисти для малярных работ артикула 130 11 025, код предмета согласно маркировке на грузовом месте: HF 162, размер согласно маркировке: 1, всего грузовых мест - 5 шт., в 1 грузовом месте единиц артикула -1080 шт. Всего единиц артикула - 5400 шт.;

9) кисти для малярных работ артикула 130 13 038, код предмета согласно маркировке на грузовом месте: HF 162, размер согласно маркировке: 1,5, всего грузовых мест - 7 шт., в 1 грузовом месте единиц артикула - 600 шт. Всего единиц артикула - 4200 шт.;

10) кисти для малярных работ артикула 130 14 050, код предмета согласно маркировке на грузовом месте: HF 162, размер согласно маркировке: 2, всего грузовых мест - 6 шт., в 1 грузовом месте единиц артикула - 480 шт. Всего единиц артикула - 2880 шт.;

11) кисти для малярных работ артикула 130 14 063, код предмета согласно маркировке на грузовом месте: HF 162, размер согласно маркировке: 2,5, всего грузовых мест - 4 шт., в 1 грузовом месте единиц артикула - 360 шт. Всего единиц артикула -1440 шт.;

12) кисти для малярных работ артикула 130 16 075, код предмета согласно маркировке на грузовом месте: HF 162, размер согласно маркировке: 3, всего грузовых мест - 6 шт., в 1 грузовом месте единиц артикула - 240 шт. Всего единиц артикула -1440 шт.;

13) кисти для малярных работ артикула 130 18 083, код предмета согласно маркировке на грузовом месте: HF 162, размер согласно маркировке: 3,5, всего грузовых мест - 6 шт., в 1 грузовом месте единиц артикула - 240 шт. Всего единиц артикула -1440 шт.;

14) кисти для малярных работ артикула 130 18 100, код предмета согласно маркировке на грузовом месте: HF 162, размер согласно маркировке: 4, всего грузовых мест - 20 шт., в 1 грузовом месте единиц артикула -192 шт. Всего единиц артикула - 3840 шт.;

15) кисти для малярных работ артикула 130 30 070, код предмета согласно маркировке на грузовом месте: HF 207, размер согласно маркировке: 30*70, всего грузовых мест - 2 шт., в 1 грузовом месте единиц артикула - 120 шт. Всего единиц артикула - 240 шт.;

16) кисти для малярных работ артикула 130 30 100, код предмета согласно маркировке на грузовом месте: HF 207, размер согласно маркировке: 30*100, всего грузовых мест - 14 шт., в 1 грузовом месте единиц артикула - 120 шт. Всего единиц артикула- 1680 шт.;

17) кисти для малярных работ артикула 130 30 120, код предмета согласно маркировке на грузовом месте: HF 207, размер согласно маркировке: 30*120, всего грузовых мест - 30 шт., в 1 грузовом месте единиц артикула -120 шт. Всего единиц артикула - 3600 шт.;

18) кисти для малярных работ артикула 130 40 140, код предмета согласно маркировке на грузовом месте: HF 207, размер согласно маркировке: 40*140, всего грузовых мест - 18 шт., в 1 грузовом месте единиц артикула - 72 шт. Всего единиц артикула -1296 шт.;

19) кисти для малярных работ артикула 130 50 150, код предмета согласно маркировке на грузовом месте: HF 207, размер согласно маркировке: 50*150, всего грузовых мест -6 шт., в 1 грузовом месте единиц артикула - 48 шт. Всего единиц артикула - 288 шт.;

Всего 203 496 штук, 451 грузовое, место, общим весом нетто 6391,9783 кг.

Результаты таможенного досмотра зафиксированы в акте таможенного досмотра №10714040/250423/101275.

Согласно служебной записке отдела таможенных процедур и таможенного контроля Находкинской таможни № 12-38/00558 от 04.05.2023, в указанном случае, декларантом не соблюдены требования таможенного законодательства по декларированию товара в ДТ № 10702070/190423/3157652.

20.04.2023 при перепроверке данных, поданных в ДТ, обществом установлено, что в ранее отправленных продавцом коммерческих документах была допущена ошибка в количестве отгруженного товара, а именно: общее количество товара указано с столбца количество в транспортной упаковке 8688 штук.

21.04.2023, до проведения досмотра, до выгрузки контейнера на склад для проведения досмотра (досмотр был проведен 25.04.2023) обществом подана повторная ДТ № 10702070/210423/3161172 в отношении того же товара с указанием верного количества товара в контейнере.

В этот же день товар по ДТ № 10702070/210423/3161172 выпущен с полной оплатой таможенных платежей.

15.05.2023 старшим инспектором отдела таможенного досмотра таможенного поста Морской порт Восточный Находкинской таможни возбуждено дело об административном правонарушении № 10714000-580/2023 в отношении ООО «АЛЬЯНС-ДВ» по ч. 1 ст. 16.2 КоАП России.

После проведения административного расследования по данному делу 29.06.2023 составлен протокол об административном правонарушении № 10714000-580/2023 в отношении ООО «АЛЬЯНС-ДВ» по ч. 1 ст. 16.2 КоАП России.

Постановлением заместителя начальника Находкинской таможни от 11.07.2023 № 10714000-580/2023 ООО «АЛЬЯНС-ДВ» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере ? стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, что составило 3 909 505, 32 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, посчитав, что оно не соответствует требованиям закона и нарушает его права и законные интересы, общество оспорило его в арбитражном суде.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд не усмотрел оснований для удовлетворения заявленного требования.

Так, частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусмотрено, что при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации). Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Объектом правонарушения, предусмотренного названной нормой права, является установленный порядок декларирования и таможенного оформления товара, а объективную сторону данного правонарушения составляет заявление недостоверных сведений, то есть неполной и (или) недостоверной информации о товарах, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Объективную сторону вменяемого обществу правонарушения составляют противоправные действия, направленные на заявление в таможенной декларации недостоверных сведений о товарах, послуживших основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов либо занижения их размера.

На основании статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру, таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, таможенное декларирование осуществляется в электронной форме с использованием таможенной декларации.

В силу пункта 1 статьи 105 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании товаров применяются следующие виды таможенной декларации: декларация на товары, транзитная декларация, пассажирская таможенная декларация, декларация на транспортное средство.

При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу, на основании пункта 3 статьи 105 ТК ЕАЭС, предоставляется декларация на товары.

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования, таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов (пункт 4 статьи 105 ТК ЕАЭС).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары, среди прочих, указываются сведения о товарах, в том числе цена, описание упаковок, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 128 ТК ЕАЭС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, если иное не установлено Кодексом, и завершается выпуском товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 204 Кодекса.

Согласно пункту 2 статьи 84 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, предъявить декларируемые товары таможенному органу и уплатить таможенные платежи, а также соблюсти иные требования, установленные ТК ЕАЭС.

Порядок заполнения граф декларации на товары определен Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (далее - Инструкция № 257).

Как установлено пунктом 6 названной Инструкции, как один товар декларируются товары одного наименования (торгового, коммерческого наименования), содержащиеся в одной товарной партии, отнесенные к одному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС, происходящие из одной страны или с территории одного экономического союза или сообщества, либо страна происхождения которых неизвестна, к которым применяются одинаковые условия таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений.

Согласно подпункту 29 пункта 15 Инструкции № 257 в графе 31 декларации на товары указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ТС, а также о грузовых местах.

Под номером 1 указываются, в частности, наименование (торговое, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара.

Под номером 2 указываются для товара, имеющего упаковку, через запятую - общее количество грузовых мест, занятых товаром (если товар занимает грузовые места не полностью, то дополнительно в скобках указывается количество грузовых мест, занимаемых товаром частично, с проставлением через тире «-» записи: «часть места»), коды видов упаковки товара в соответствии с классификатором видов груза, упаковки и упаковочных материалов с проставлением через тире «-» количества упаковок по каждому виду.

Как разъяснено в пункте 30 Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ» частью 1 статьи 16.2 установлена ответственность за недекларирование товаров и транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, что из порта SHANGHAI (Китай) на борту т/х «NZ SHENZHEN)) в порт Восточный Российской Федерации по коносаменту № SLTJSHA000142 от 01.04.2023, инвойсу № 01-TL-085 от 08.03.2023, контракту № 01-TL от 24.10.2022 был ввезен контейнер № CCLU6924507 с товаром в количестве 570 грузовых мест, общим весом брутто 9962 кг.

ООО «АЛЬЯНС-ДВ» при подаче ДТ № 10702070/190423/3157652 заявило в графе 31 следующие сведения о товаре в количестве 570 грузовых мест, весом брутто 9962 кг., а именно:

- товар № 1 Код по ТН ВЭД 9603401000: кисти для нанесения красок и лаков, различных размеров, в ассортименте, всего 8688 штук, 470 грузовых мест, вес брутто 7273 кг, вес нетто 6697 кг;

- товар №. 2 Код по ТН ВЭД 4009110000: трубки из вулканизированной резины, без фитингов, не армированные для изготовления малярных валиков, 9900 штук, 100 грузовых мест, вес брутто 2689 кг, вес нетто 2339 кг.

Между тем, в ходе таможенного досмотра, проведенного 25.04.2023, результаты которого зафиксированы в акте таможенного досмотра №10714040/250423/101275, таможенным органом установлено, что в ДТ по товару № 1 не задекларировано товара «кисть малярная флейцевая, с деревянной плоской ручкой, с пучком из натуральной щетины, с обоймой из металла, различных артикулов», всего 203 496 штук, 451 грузовое, место, общим весом нетто 6391,9783 кг.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемой ситуации обществом допущено недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Следовательно, при решении вопроса о виновности лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

Довод заявителя об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, ввиду того, что спорный товар не был заявлен в декларации по причине, того, что в первоначально полученных коммерческих документах от продавца были допущены ошибки, судом отклоняется в силу следующего.

Декларант при подаче таможенной декларации принимает на себя обязанность по заявлению достоверных сведений, необходимых для таможенного оформления товаров.

В этом случае лицо должно предвидеть возможность наступления последствий в виде несовпадения товара, заявленного в таможенной декларации, фактически полученному товару.

Осуществляя профессиональную деятельность в области таможенного дела, общество должно было знать и исполнять обязанности, возложенные законодательством на декларанта.

Общество должно было сопоставить сведения о товарах содержащиеся в коммерческих и товаросопроводительных документах, имевшихся в его распоряжении, сведениям о товарах, заявленным в ДТ № 10418010/090321/0067162, перед подачей таможенной декларации в таможенный орган.

Также общество должно было проверить сведения о заявленном в ДТ товаре после ее оправки по электронным каналам связи и убедиться, что она содержит все необходимые для выпуска товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой сведения.

При обнаружении неточности и технических ошибок в отношении товаров до назначения проведения фактического таможенного контроля общество могло обратиться в таможенный орган с ходатайством о внесении изменений в таможенную декларацию.

Тем самым общество могло предпринять все возможные меры для заявления в таможенной декларации всех ввезенных на таможенную территорию ЕАЭС товаров.

Кроме того для соблюдения требований таможенного законодательства и декларирования товаров ООО «АЛЬЯНС-ДВ», воспользовавшись правами декларанта, как при таможенном декларировании, так и до подачи ДТ, имело возможность провести осмотр товары находящиеся в контейнере № CCLU6924507., привлечь эксперта и определить фактическое количество незадекларированного товара. После чего ООО «АЛЬЯНС-ДВ» могло проверить соответствуют ли сведения о количестве и наименовании товаров, указанные в товаросопроводительных документах, с товарами, фактически находящимися в контейнере № CCLU6924507 и только после проверки подавать ДТ в таможенный орган. ООО «АЛЬЯНС-ДВ» должно было проверить сведения вносимые в ДТ о количестве товара перед подачей ДТ в таможенный орган.

Также во время нахождения контейнера № CCLU6924507 в пути ООО «АЛЬЯНС-ДВ» могло связаться с отправителем данного товара и уточнить, какие именно товары и в каком количестве находятся в данном контейнере.

Помимо этого при обнаружении неточности в отношении товаров до назначения проведения фактического таможенного контроля ООО «АЛЬЯНС-ДВ» могло обратиться в таможенный орган с заявлением о внесении изменений в таможенную декларацию либо отозвать её.

Указание общества на тот факт, что до завершения таможенного досмотра и обнаружения таможней расхождений в количественных характеристиках по спорному товару, путем подачи новой таможенной декларацией, судом не принимается, поскольку декларант, будучи обязанным задекларировать в ДТ № 10702070/190423/3157652 все товары находившиеся в контейнере № CCLU6924507, с заявлением о внесении изменений в таможенную декларацию в соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 112 до назначения таможенным органом поручением № 10714040/200423/101275 таможенного досмотра общество не обращалось,правом на отзыв неверно заполненной декларации не воспользовалось, что свидетельствует о наличии в его действиях вины..

Доказательств невозможности исполнения требований указанных норм в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела отсутствуют.

В частности, общество, будучи профессиональным участником рынка внешнеэкономической деятельности, должно было предпринять все возможные меры по надлежащему декларированию товара в целях соблюдения таможенного законодательства, дабы избежать принятия на себя всех сопутствующих рисков, в том числе риска привлечения к административной ответственности.

Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях соблюдения законодательно установленных требований.

Доказательств наличия указанных обстоятельств в деле не имеется.

Принимая во внимание установленные фактические обстоятельства и собранные по делу доказательства, суд соглашается с выводами таможенного органа о наличии в действиях (бездействии) предприятия объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, выразившегося в нарушении требований таможенного законодательства.

Проверив соблюдение со стороны таможенного органа требований процессуального законодательства в ходе производства по делу об административном правонарушении, суд не установил каких-либо грубых, неустранимых нарушений.

Постановление вынесено в пределах предоставленных таможенному органу полномочий и сроков давности привлечения к административной ответственности, предусмотренных статьей 4.5 КоАП РФ.

Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, суд не усматривает.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 2.9 Кодекса об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.

Пунктом 18 названного Постановления разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении профессионального участника таможенных отношений к выполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере соблюдения правил таможенного законодательства, что само по себе представляет значительную угрозу охраняемым общественным отношениям.

Следовательно, наличие или отсутствие существенной угрозы охраняемым правоотношением может быть оценено судом только с точки зрения степени вреда (угрозы вреда), причиненного непосредственно установленному публично-правовому порядку деятельности.

В рассматриваемом случае общество, как профессиональный субъект, должно было не только знать, но и было обязано обеспечить выполнение норм действующего валютного законодательства, т.е. проявить заботливость и осмотрительность в той степени,которая необходима для строгого соблюдения требований закона при совершении валютных операций.

Вступая в правоотношения, общество должно было знать и предвидеть наступление таких неблагоприятных последствий, в виде привлечения к административной ответственности, и принять меру по недопущению нарушений таможенного законодательства.

С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и объекта посягательства совершенного правонарушения, охраняемых государством интересов в данной сфере, степени вины ответчика, периода противоправного поведения, оснований для признания правонарушения малозначительным по статье 2.9 КоАП РФ и освобождения от ответственности, не имеется.

Вместе с тем, назначение ответчиком заявителю административного штрафа в части его размера не соответствует правилам, установленным Кодексом.

Так, согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

Санкция части 1 статьи 16.2 КоАП России влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

По общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ).

Как следует из оспариваемого постановления, на общество за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, наложен административный штраф в размере 1/2 от суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, явившейся предметом административного правонарушения, что составило 3 909 505, 32 руб.

Согласно частям 1 и 2 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. При назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с частью 3.2. статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса (часть 3.3. статьи 4.1. КоАП РФ).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 15.07.1999 № 11-П, от 11.03.1998 № 8-П и от 12.05.1998 № 14-П отметил, что санкции должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности.

Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, компенсационного характера применяемых санкций, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств. Законодатель, установив названные положения в Кодексе, тем самым предоставил возможность, в том числе органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

В соответствии с частью 1, 2, 3 статьи 4.1.2 КоАП РФ, при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

В случае, если санкцией статьи (части статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, административный штраф социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, назначается в размере от половины минимального размера (минимальной величины) до половины максимального размера (максимальной величины) административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, либо в размере половины размера административного штрафа, предусмотренного санкцией соответствующей статьи (части статьи) для юридического лица, если такая санкция предусматривает назначение административного штрафа в фиксированном размере.

В рассматриваемом случае административный штраф в размере 3 909 505 руб. 32 коп. не будет оправдывать установленной законом цели наказания как меры ответственности за совершение административного правонарушения, применяемой для предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Поскольку заявитель является субъектом малого предпринимательства (включен в реестр СМП 01.08.2016 в категории «микропредприятие»), административный штраф ему не мог быть назначен без учета данного обстоятельства, его применение является обязательным и не могло зависеть от усмотрения таможенного органа.

Сведений о том, что заявитель ранее привлекался к административной ответственности за аналогичные правонарушения, вопреки указанию таможенного органа, судом не выявлено. Каких-либо отягчающих вину обстоятельств в ходе производства по делу об административном правонарушении также не установлено.

Учитывая изложенное, суд частично удовлетворяет требование ООО «АЛЬЯНС-ДВ», признает незаконным и изменяет оспариваемое постановление Находкинской таможни в части размера административного штрафа.

Учитывая, что заявитель, воспользовавшись правом оперативной уплаты штрафа с учетом 50%-ного дисконта, уплатил его в бюджет, при том, что он мог уплатить 50% от суммы штрафа 1 954 752 руб. 66 коп, то есть 977 376, 33 руб., он вправе обратиться за возвратом из федерального бюджета суммы излишне уплаченного административного штрафа.

Вопрос о распределении судебных расходов не рассматривается, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Признать незаконным и отменить постановление Находкинской таможни от 11.07.2023 по делу об административном правонарушении № 10714000-580/2023 в части назначения административного наказания в виде административного штрафа, превышающего 1 954 752 руб. 66 коп.

Считать общество с ограниченной ответственностью «АЛЬЯНС-ДВ» привлеченным к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 1 954 752 руб. 66 коп. (Один миллион девятьсот пятьдесят четыре тысячи семьсот пятьдесят два рубля 66 копеек).

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение 10 дней со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

Судья Нестеренко Л.П.