ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-1334/07 от 07.04.2008 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Владивосток Дело   №А51-1334/2007 2-101

«08» апреля 2008г.

Резолютивная часть решения объявлена «07» апреля 2008 года. Решение в полном объеме изготовлено «08» апреля 2008 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе   судьи А.А. Лошаковой,

при ведении протокола судебного заседания   судьей А.А. Лошакововй,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску   Прокуратуры Приморского края

к   Фонду имущества Приморского края, ИП ФИО1

третьи лица:   Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю, Комитет по управлению имуществом Кировского муниципального района, Администрация Кировского муниципального района, Управление Федерального казначейства России по Приморскому краю, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю

о   признании сделки недействительной и применении последствий недействительности ничтожной сделки

при участии:

От прокуратуры ПК: ФИО2, служебное удостоверение № 160636

От ответчиков: Фонд имущества ПК – ФИО3 доверенность от 03.08.2007 паспорт <...>; от ИП ФИО1 – представитель не явился

От третьих лиц: Администрация Кировского муниципального района – ФИО4 доверенность от 20.03.08 № 608, паспорт <...>; Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края – ФИО5 доверенность от 06.08.2007 №29/1-20-1670, служебное удостоверение № 2602; ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю – ФИО6 доверенность от 25.01.2008, паспорт <...>; Управление Федерального казначейства России по Приморскому краю – ФИО7 доверенность от 14.01.2007 № 20-11-29/7, служебное удостоверение № 0097; Комитет по управлению имуществом Кировского муниципального района – представитель не явился; Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю – представитель не явился

установил:

Прокуратура Приморского края обратилась с исковым заявлением к Фонду имущества Приморского края, индивидуальному предпринимателю ФИО1 (далее – ИП ФИО1) о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка № 98 от 26.08.2005, заключенного между Фондом имущества Приморского края и ИП ФИО1, применении последствий недействительности ничтожной сделки, возвратить в муниципальную собственность по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером 25:05:10 01 004:0190 общей площадью 9719 кв.м, расположенный относительно ориентира: <...>.

Определением Арбитражного суда Приморского края от 26.02.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет по управлению государственным имуществом Приморского края (далее – КУГИ ПК) и ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю.

В судебном заседании 24.04.2007 уточнено наименование третьего лица – КУГИ ПК в связи с его переименованием в Департамент имущественных отношений Приморского края постановлением Администрации Приморского края от 12.02.2007 №28-па, а также к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению имуществом Кировского муниципального района.

Определением Арбитражного суда Приморского края от 24.05.2007 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федерального казначейства по Приморскому краю (далее – УФК РФ по ПК), которому перечислялись денежные средства за земельный участок и Администрация Кировского муниципального района.

Определением Арбитражного суда Приморского края от 19.09.2007 в порядке процессуального правопреемства Департамент имущественных отношений Приморского края заменен на Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края.

ИП ФИО1, Комитет по управлению имуществом Кировского муниципального района, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Суд, руководствуясь ст.156 АПК РФ, рассматривает дело в отсутствие указанных лиц по имеющимся материалам дела.

Прокуратура Приморского края заявленные требования поддержала в полном объеме, пояснила, что между Фондом имущества Приморского края и ИП ФИО1 заключен договор № 98 купли – продажи земельного участка, находящегося в государственной собственности. Прокуратура Приморского края полагает, что договор не соответствует требованиям законодательства РФ, поскольку в нарушение ст. 27 Земельного кодекса РФ земельный участок передан в частную собственность, тогда как на основании п.1 ч.2 ст. 94 Земельного кодекса спорный земельный участок относится к землям особо охраняемых природных территорий (третья зона округа горно-санитарной охраны курорта «Шмаковка»), ограничен в обороте и не может быть передан в частную собственность гражданам и юридическим лицам, сделка ничтожна в силу ст.168 ГК РФ.

Ответчик  ИП ФИО1 иск оспорил, в ранее представленном отзыве пояснил, что спорный земельный участок относится к категории округа санитарной охраны, которые не являются землями особо охраняемых природных территорий.

Ответчик Фонд имущества Приморского края иск оспорил, пояснил, что согласно кадастровому плану спорный земельный участок отнесен к землям поселений. Сведениями об ограничении спорного земельного участка в обороте Фонд имущества не располагал. Ответчик считает, что спорный земельный участок не относится к особо охраняемым природным территориям, поскольку охранные зоны создаются на прилегающих к особо охраняемым природным территориям земельных участках (п.4 ст.95 ЗК РФ). Сообщил, что доказательств проведения на территории пгт. Кировский зонирования прокуратурой Приморского края не представлены.

ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю иск оспорило, пояснило, что спорный участок относится к категории земель «земли поселений». На территории Кировского района отсутствуют должным образом установленные охранные зоны и округа. Также считает, что округа не входят в состав земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Представитель Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края поддержал доводы ответчиков, просит в иске отказать.

УФК РФ по ПК также оспорило исковые требования.

Администрация Кировского муниципального района исковые требования поддержала, иск не оспорила.

В ранее представленных пояснениях Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю исковые требования поддержало, поскольку считает, что спорный земельный участок расположен в третей зоне округа санитарной охраны курорта Шмаковка, а следовательно является одной из категорий особо охраняемых природных территорий.

Изучив материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле суд установил следующее.

26.08.2005 между Фондом имуществом Приморского края (продавец) и ИП ФИО1 (покупатель) заключен договор № 98 купли-продажи земельного участка из земель поселений с кадастровым номером 25:05:10 01 004:0190 общей площадью 9719 кв.м, местоположение: <...>, для использования в целях дальнейшей эксплуатации и обслуживания объектов недвижимости, расположенных на данном участке.

Как следует из материалов дела, на дату заключения данного договора ИП ФИО1 являлся собственником объектов недвижимого имущества, расположенных на данном земельном участке – здание – хлебный цех (лит.А1), здание контрольно-пропускной пункт (лит.А6), здание - гараж (лит.А4).

Право собственности ИП ФИО1 на приобретенный земельный участок было зарегистрировано учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Приморского края 17.10.2005, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 25-АА № 629347.

Прокуратура Приморского края, полагая, что договор купли-продажи земельного участка является недействительной (ничтожной) сделкой, обратилась в суд с настоящим иском.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению в силу следующих обстоятельств:

Статьей 15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Пункт 2 ст.27 Земельного кодекса РФ устанавливает, что земельные участки, ограниченные в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В силу пункта 5 ст.27 Земельного кодекса РФ к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и ограниченным в обороте, отнесены, в частности, участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков).

В обоснование довода об отнесении спорного участка к землям особо охраняемых природных территорий прокуратура Приморского края ссылается на то что, участок находится в границах 3-й зоны округа горно-санитарной охраны курорта «Шмаковка», указывая на то, что границы округов санитарной охраны курортов общесоюзного значения, том числе курорта Шмаковка Приморского края, установлены в соответствии с поручением и согласованию с Советом Министров СССР постановлением Министерства здравоохранения СССР и Всесоюзным Центральным Советом профессиональных союзов от 28.02.1978 №8-68.

Согласно статье 96 ЗК РФ к числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

В силу п.4 ст.31 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» отнесение территорий (акваторий) к лечебно-оздоровительным местностям и курортам осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

По смыслу п.2 ст.3 Федерального закона от 23.02.1995 №26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» курорты и лечебно-оздоровительные местности могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством РФ по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что в целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Аналогичная норма содержится в п.4 ст.95 Земельного кодекса РФ, согласно которой в целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками. Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

Согласно пункту 3 ст. 96 Земельного кодекса, полностью исключены из оборота только земельные участки, находящиеся в 1-й зоне округа санитарной охраны. Участки, входящие в состав 2-й и 3-й зон, не исключены из оборота, а лишь ограничено их использование в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Ограничение использования согласно п.3 статьи 2 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» также состоит в регулировании режима хозяйственной деятельности, а не в ограничении этих земель в обороте.

Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что к особо охраняемым природным территориям, независимо от категории земель, могут быть отнесены участки, обладающие рядом обязательных признаков: а) они должны быть объектами только природного происхождения (участки земли и водной поверхности, где располагаются природные комплексы и объекты, и воздушное пространство над ними); б) должны иметь особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение; в) должны быть изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования; г) для них должен быть установлен режим особой охраны (а не особый режим использования).

Статьями 83-85 Земельного кодекса РФ все земли в пределах черты городских, сельских поселений относятся к единой категории земель – земли поселений (земли населенных пунктов). В соответствии с градостроительными регламентами земли поселений могут подразделяться на территориальные зоны.

Согласно с п. 10 ст. 85 Земельного кодекса РФ в пределах черты городских, сельских поселений могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 Земельного кодекса РФ.

Таким образом, спорный земельный участок согласно ст.ст.83-85 Земельного кодекса РФ относится к категории «земли поселений», поскольку на сегодняшний день зонирование на территории пгт Кировский в соответствии со ст.85 Земельного кодекса РФ не проведено, официальный статус в соответствии с п. 10 ст. 85 Земельного кодекса РФ спорному участку не присвоен, нормативно-правового акта, которым 2-я и 3-я зоны округа горно-санитарной охраны были бы отнесены к особо охраняемым природным территориям, не принято, земельный участок не исключен из оборота, с учетом требований Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Федеральных законов «Об особо охраняемых природных территориях» и «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах».

Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Из пункта 2 ст.95 ЗК РФ, а также из пункта 3 статьи 96 ЗК РФ следует, что земельные участки, входящие в состав 2-й и 3-й зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны, могут находиться в частной собственности. Так, согласно пункту 2 статьи 95 ЗК РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности, а пункт 3 статьи 96 ЗК РФ устанавливает, что земельные участки в границах санитарных зон из числа земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов у собственников земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением прямо установленных законом случаев.

В силу части 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте, если федеральным законодательством разрешено такое предоставление.

Часть 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ предусматривает, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию таких земельных участков.

Таким образом, требование прокуратуры Приморского края о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка № 98 от 26.08.2005, заключенного между Фондом имущества Приморского края и ИП ФИО1, является необоснованным.

В силу вышеизложенных норм права не подлежит удовлетворению также требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки: обязании ИП ФИО1 возвратить в муниципальную собственность по акту приема-передачи земельный участок с кадастровым номером 25:05:10 01 004:0190 общей площадью 9719 кв.м, расположенный относительно ориентира: Приморский край, Кировский район, пгт. Кировский, ул. Хуторная, д.1.

В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины относятся на истца, который в соответствии со ст.333.37 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты госпошлины.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 176 АПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Приморского края.

Судья А.А. Лошакова