ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-13387/16 от 26.09.2016 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-13387/20166

03 октября 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 26 сентября 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 03 октября 2016 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Тихомировой Н.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Каляновой В.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению жилищного кооператива «АМУНДСЕН» (ИНН <***>; <***>, ОГРН <***>; <***>, дата регистрации в качестве юридического лица 15.07.2014)

к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (ИНН <***>; <***>, ОГРН <***>; <***>, дата регистрации в качестве юридического лица 06.12.2004)

о признании недействительным решения

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1, по доверенности от 01.07.2016

от ответчика – не явились, извещены

установил: жилищный кооператив «АМУНДСЕН» (далее – заявитель, кооператив) обратился в арбитражный суд с заявлением к Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Приморскому краю (далее – ответчик, кадастровая палата) о признании недействительным решения №Ф01/16-10415 от 14.03.2016 об отказе в учете изменений объекта недвижимости; об обязании произвести учет изменений в отношении жилого дома в <...>.

Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156, частью 2 статьи 200 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящий спор в отсутствие кадастровой палаты по имеющимся в деле доказательствам.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 14 час. 00 мин. 26.09.2016. После перерыва судебное заседание продолжено с участием того же представителя заявителя.

Обосновывая заявленные требования представитель кооператива по тексту заявления указал, что согласно Правилам землепользования и застройки г.Владивостока, земельный участок, на котором расположен спорный объект недвижимого имущества, находится в территориальной зоне Ж-3 (застройка многоэтажными жилыми домами). В соответствии со статьей 3 Правил землепользования наличие вида разрешенного использования в составе указанного в градостроительном регламенте основных видов разрешенного использования означает, что его применение не требует получения специального разрешения. В градостроительном регламенте территориальной зоны застройки многоэтажными домами в числе основных видов разрешенного использования предусмотрен вид «многоквартирные жилые дома».

Поскольку принадлежащий кооперативу на праве собственности земельный участок и жилой дом по своим характеристикам и разрешенному виду использования соответствуют такому виду как многоквартирные дома, собственник спорного объекта вправе в порядке статьи 37 Градостроительного кодекса РФ самостоятельно изменять вид разрешенного использования без дополнительных разрешений и согласований.

Представитель кадастровой палаты в письменном отзыве, представленном в материалы дела, по заявленным требованиям возразил, пояснил, что в ходе проверки представленных на государственную регистрацию документов органом кадастрового учета был сделан запрос в администрацию г.Владивостока о наличии документов, подтверждающих изменение назначения спорного объекта недвижимости. Поскольку на указанный запрос поступил ответ об отсутствии соответствующей документации, считает что решение органом кадастрового учета вынесено правомерно.

Исследовав материалы дела, суд установил, что жилищным кооперативом «Амундсен» на основании договора купли-продажи от 14.11.2014 приобретены в собственность:

- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома, общая площадь 987 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <...>;

- здание, назначение: жилой дом, 3-этажный, общая площадь 1 339, 4 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Приморский край, ул.Амундсена, д.6.

19.11.2014 в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены соответствующие записи, выданы свидетельства о государственной регистрации права собственности.

Общим собранием членов жилищного кооператива «Амундсен» 20.11.2014 принято решение об изменении назначения здания: жилой дом, адрес объекта: <...> на многоквартирный жилой дом, адрес объекта: <...>. Решение оформлено протоколом №3.

В целях согласования изменения целевого назначения объекта капитального строительства кооператив обратился в Администрацию г.Владивостока с соответствующим запросом, рассмотрев который администрация письмом от 25.01.2016 №346СП указала заявителю со ссылкой на часть 4 статьи 37 ГрК РФ на возможность выбора целевого назначения объекта капитального строительства правообладателем земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований.

03.03.2016 представитель кооператива обратился в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Приморскому краю с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 25:28:050038:6661 (объект капитального строительства) в связи с изменением назначения здания.

По результатам рассмотрения пакета документов органом кадастрового учета 14.03.2016 принято решение №Ф01/16-10415 об отказе в учете изменений объекта недвижимости. При этом основанием для отказа в государственной регистрации явилось отсутствие в представленном пакете документов копии документа, подтверждающего изменение назначения здания, а также ответ органа местного самоуправления об отсутствии документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания.

Не согласившись с вынесенным решением, посчитав, что оно не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, жилищный кооператив «Амундсен» обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив доводы и возражения сторон, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению в силу следующего.

По смыслу пункта 1 статьи 198, пункта 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие решений, действий (бездействий) закону и нарушение ими прав и интересов заявителя.

Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности, регулируются Федеральным законом от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре).

Согласно пункту 3 статьи 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Пунктами 1, 2 статьи 16 Закона о кадастре установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 13 - 20, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений, кадастровый учет в связи с изменением сведений, указанных в пункте 9 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, или сведений, указанных в пунктах 21, 21.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Согласно пунктам 15 и 16 части 2 статьи 7 Закон о кадастре в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: назначение здания (нежилое здание, жилой дом или многоквартирный дом), если объектом недвижимости является здание; назначение помещения (жилое помещение, нежилое помещение), если объектом недвижимости является помещение.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 22 Закон о кадастре необходимыми для кадастрового учета документами являются в том числе копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или помещения (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком здании или помещении).

Согласно части 5 статьи 16 Закона о кадастре в случае поступления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете в связи с изменением указанных в пунктах 7, 13 - 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости и при этом непоступления соответствующих документов из уполномоченных органа государственной власти или органа местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия орган кадастрового учета самостоятельно запрашивает такие документы, если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе.

В соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для кадастрового учета, и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе.

Как следует из материалов дела, при обращении в орган кадастрового учета кооперативом были представлены следующие документы: выписка из протокола общего собрания учредителей от 20.11.2014 №3, письмо Управления градостроительства и архитектуры Администрации г.Владивостока от 25.01.2016 №346СП, технический паспорт здания (строения) от 24.02.2015, технический план здания, регистрационные и учредительные документы заявителя.

В ходе проверки представленного пакета документов органом кадастрового учета объекта был сделан запрос в Администрацию г.Владивостока о предоставлении документа, подтверждающего изменение назначения объекта недвижимости (вид объекта – здание), на что орган местного самоуправления письмом от 15.03.2016 №2344Д сообщил о том, что решение о переводе указанного жилого дома в нежилое здание в порядке, установленном законодательством РФ, не принималось.

Таким образом основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета явилось отсутствие документа, подтверждающего изменение целевого назначения спорного объекта капитального строительства, факт отсутствия которого по мнению регистрирующего органа был подтвержден ответом органа местного самоуправления.

Вместе с тем, данный вывод регистрирующим органом был сделан без учета конкретных обстоятельств и намерений лица, испрашивающего услугу по государственному учету.

Как указывалось ранее, кооперативом при обращении в орган кадастрового учета с соответствующим заявлением были представлены в том числе протокол общего собрания членов кооператива, на котором было принято решение об изменении целевого назначения объекта капитального строительства, а также письмо органа местного самоуправления о фактическом отказе в согласовании изменения назначения ввиду отсутствия такой необходимости.

Из поданных кооперативом документов следует, что целью обращения в орган кадастрового учета с заявлением явилось изменение целевого назначения объекта капитального строительства – здания с «жилой дом» на «многоквартирный дом».

В соответствии с пунктом 4 статьи 37 Градостроительного кодекса РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Решением Думы г.Владивостока №462 от 07.04.2010 утверждены Правила землепользования и застройки на территории Владивостокского городского округа (далее – Правила), в соответствии с пунктом 1 статьи 22 которых жилые зоны предназначены для застройки индивидуальными жилыми домами и многоквартирными жилыми домами различной этажности, другими объектами, предназначенными для проживания граждан.

Статьей 23 Правил установлено, что зона застройки индивидуальными жилыми домами определена для застройки индивидуальными жилыми домами и жилыми домами блокированной застройки, а также объектами социального и культурно-бытового обслуживания населения, инженерной и транспортной инфраструктуры, необходимыми для функционирования зоны.

Одним из основных видов разрешенного использования в данной зоне является целевое назначение: многоквартирные жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находится несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования.

Одним из условно разрешенных видов использования предусмотрено в том числе: многоквартирные жилые дома с количеством наземных этажей не более чем три, подземных - не более чем два, состоящие не более чем из двух подъездов, высотой объекта не более 12 м.

Таким образом, как основным, так и условным видом разрешенного использования объектов недвижимого имущества, расположенных в данной территориальной зоне является «многоквартирный жилой дом».

Согласно представленному в материалы дела техническому плану здания, спорный объект капитального строительства представляет собой трехэтажный жилой дом. Согласно письму администрации г.Владивостока от 25.01.2016 №346СП объект расположен в территориальной зоне застройки многоэтажными жилыми домами (Ж-3).

Согласно представленным в материалы дела свидетельствам о праве собственности Жилищный кооператив «Амундсен» является собственником как объекта капитального строительства, так и земельного участка, на котором он расположен.

Учитывая изложенное, являясь правообладателем объекта капитального строительства, кооператив вправе был самостоятельно принять решение об изменении целевого назначения объекта. При этом каких-либо согласований с органом местного самоуправления в том числе, не требовалось.

Как указывалось ранее, при обращении в орган кадастрового учета кооперативом была представлена выписка из протокола общего собрания членов жилищного кооператива от 20.11.2014 №3, на котором было принято решение об изменении назначения спорного объекта недвижимости.

И именно данный документ по мнению суда являлся тем документом, который подтверждал в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания, в связи с чем у органа кадастрового учета отсутствовала необходимость направления запроса о предоставлении такого документа в орган местного самоуправления.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что заявителем при обращении в регистрирующий орган был представлен достаточный пакет документов для осуществления государственной регистрации изменения целевого назначения здания: жилой дом, расположенного по адресу: <...>, в связи с чем у регистрирующего органа не имелось законных оснований для отказа в осуществлении кадастрового учета.

Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ установлено, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о кадастре постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета.

Пунктом 1 статьи 17 Закона о кадастре установлено, что если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, за исключением сведений, предусмотренных пунктом 14.1 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, учет части объекта недвижимости или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего заявления о кадастровом учете.

Принимая во внимание несоответствие оспариваемого в рамках настоящего дела решения органа кадастрового учета действующему законодательству, а также представление изначально достаточного пакета документов для осуществления такого учета, суд считает достаточным и соответствующим целям восстановления нарушенного права обязать государственный орган принять решение об учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 25:28:050038:6661 на основании заявления от 03.03.2016 в порядке, установленном Федеральным законом №221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости».

С учетом удовлетворения заявленных требований расходы по оплате государственной пошлины суд в порядке статьи 110 АПК РФ относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Признать незаконными решение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в лице филиала по Приморскому краю №Ф01/16-10415 от 14.03.2016 как несоответствующее Федеральному закону №221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости».

В данной части решение подлежит немедленному исполнению.

Обязать Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в лице филиала по Приморскому краю принять решение об учете изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 25:28:050038:6661 на основании заявления от 03.03.2016 в порядке, установленном Федеральным законом №221-ФЗ от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости».

Взыскать с филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю в пользу жилищного кооператива «Амундсен» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 (три тысячи) рублей.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья Тихомирова Н.А.