ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-13454/15 от 25.11.2015 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-13454/2015

28 ноября 2015 года

Резолютивная часть решения объявлена ноября 2015 года .

Полный текст решения изготовлен ноября 2015 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Голубкина О.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Шеиной М.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Администрации г. Владивостока и Управления Финансов администрации г. Владивостока

к Администрации Приморского края

3-лица:

Муниципальное казенное учреждение «Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа» города Владивостока (690091, Приморский край, г.Владивосток, Океанский пр-т, 20).

Департамент градостроительства Приморского края (690091, Приморский край, г.Владивосток, ул. Светланская, 22).

о признании незаконными действия (бездействия) Администрации Приморского края, выразившиеся в не предоставлении субсидий в размере 384 527 099 рублей на строительство объектов социальной инфраструктуры «Снеговая Падь» в рамках краевой целевой программы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» на 2008-2012 годы, утвержденной Законом Приморского края от 17.03.2008 № 226-КЗ, в рамках заключенного Соглашения от 16.04.2012 № 13,

при участии в заседании:

от Администрации г.Владивостока –Старожукова Н.В.(удостоверение; доверенность от 11.12.2014);

от Администрации ПК – Кищенкова О.А. (доверенность от 15.07.2015, удостоверение);

от Департамента градостроительства ПК -Буглак   Л.Г.  (удостоверение; доверенность от 01.08.2014);

от МКУ «Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа» города Владивостока не явились, 

установил:

      Администрация города Владивостока и Управление  Финансов администрации города Владивостока обратились с заявлением к  Администрации Приморского края о признании незаконными действия (бездействия),  выразившиеся в не предоставлении субсидий в размере 384 527 099 руб. на строительство объектов социальной инфраструктуры «Снеговая Падь» в рамках краевой целевой программы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» на 2008-2012 годы, утвержденной Законом Приморского края от 17.03.2008 № 226-КЗ, в рамках заключенного Соглашения от 16.04.2012 № 13.

     Определением от 20.07.2015 заявление принято к производству арбитражного суда Приморского края, возбуждено производство по делу. Определением от 12.08.2015 по ходатайству сторон в дело привлечены третьими лицами, не заявляющими самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца – муниципальное казенное учреждение «Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа» города Владивостока, на стороне ответчика – Департамент градостроительства Приморского края.  Определением от 29.10.2015 рассмотрение дела назначено к судебному разбирательству в настоящее заседание.

      Третье лицо - МКУ «Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа» города Владивостока участие в заседании не приняло, ранее в дело представило отзыв с поддержкой заявления. Дело рассмотрено без участия представителя названного третьего лица на основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

      Заявитель требование поддержал.

      Ответчик требование оспорил по доводам письменного отзыва, кроме того, заявил о пропуске заявителями процессуального срока на обжалование бездействия. Также сообщил, что в рамках арбитражного дела №А51-6018/2014 установлено, что обязательства по перечислению бюджетных средств завершились в 2012 году.

     Третье лицо - Департамент градостроительства Приморского края поддержал позицию ответчика.

      Суд, исследовав материалы дела, установил.

       Законом Приморского края от 17.03.2008 N 226-КЗ утверждена краевая целевая программа «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» на 2008 - 2012 годы (Краевая целевая программа).

       Согласно пункту 6 Приложения 1 к Краевой целевой программе (Перечень мероприятий и объемы финансирования программы) одним из мероприятий Краевой целевой программы является: предоставление субсидий бюджету Владивостокского городского округа на строительство объектов муниципальной собственности социальной инфраструктуры микрорайона «Снеговая падь».

      В соответствии с вышеуказанным пунктом Приложения 1 к Краевой целевой программе, объем финансирования из краевого бюджета данного мероприятия составляет 1 483 115 000 рублей.  Согласно  разделу 5 Краевой целевой программы (Механизм реализации программы), предоставление предусмотренных программой субсидий осуществляется на основании заключенного соглашения между администрацией Приморского края и администрацией города Владивостока.

       16.04.2012 между Администрацией Приморского края и Администрацией города Владивостока заключено Соглашение № 13 о предоставлении в 2012 году субсидий бюджету Владивостокского городского округа на финансирование мероприятий на строительство объектов муниципальной собственности социальной инфраструктуры микрорайона «Снеговая падь».

      В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения Администрация Приморского края взяла на себя обязательства перечислить в 2012 году субсидию на софинансирование расходных обязательств Владивостокского городского округа по организации строительства объектов муниципальной собственности социальной инфраструктуры микрорайона «Снеговая падь» в размере 1 483 115 000 рублей в бюджет Владивостокского городского округа. 

       В 2012 в бюджет Владивостокского городского округа перечислены субсидии в размере 1 176 419 140 рублей, согласно представленных платежных поручений. Остаток средств субсидий в сумме 306 695 860 рублей в бюджет Владивостокского городского округа не поступал.

         В связи с объективными обстоятельствами не позволяющими завершить строительство ряда объектов социальной инфраструктуры в жилом микрорайоне г. Владивостока «Снеговая Падь» в 2012 году, средства краевых субсидий в размере 77 832 130 рублей не освоены и возвращены в бюджет Приморского края.

        Заявитель указывает о необходимости завершить строительство объектов социальной инфраструктуры микрорайона «Снеговая падь» в рамках  Соглашения №13 от 16.04.2012.

Заявитель указал, что на сегодняшний день является недостроенным   физкультурно-оздоровительный   комплекс   в   микрорайоне «Снеговая Падь» в рамках вышеуказанной краевой целевой программы.

Кроме того, в настоящее время краевая целевая программа «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» продлена до 2019 года.

Заявитель указал, что 26.03.2015 им было направлено в адрес Губернатора Приморского края за подписью главы города Владивостока  обращение  №1-3/1013 о строительстве объектов социальной инфраструктуры жилого района г. Владивостока «Снеговая падь» и об оказании содействия в перечислении городу Владивостоку субсидий в сумме 384,53 млн. рублей, недополученной Владивостокским городским округом по Соглашению № 13 от 16 апреля 2012  в бюджет города Владивостока на завершение строительства объектов социальной инфраструктуры в жилом районе города Владивостока «Снеговая падь» в срок до 01.05.2015.

Не получение ответа на вышеуказанное письмо явилось основанием обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением на основании статей 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Администрация Приморского края в возражениях указала, что по Соглашению от 16.04.2012 №13  обязательства по выделению денежных средств как из краевого бюджета, так и из бюджета Владивостокского городского округа стороны приняли исключительно на 2012 год. Предусмотренные Соглашением обязательства по перечислению бюджетных средств завершились в 2012 году, что также подтверждается позицией Пятого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлении от 28.01.2015, оставленном в силе постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.05.2015 (по делу № А51-6018/2014 по иску администрации г.Владивостока к Администрации Приморского края о взыскании 384527099 рублей по Соглашению).

Вопрос о предоставлении средств из краевого бюджета на строительство объектов социальной инфраструктуры «Снеговая падь» должен решаться не в рамках Соглашения №13 от 16.04.2012, обязательства по выделению бюджетных средств в соответствии с которым прекратились 31 декабря 2012 года, а в рамках новых правоотношений и мероприятий.

Считает несостоятельным довод заявителя о продлении срока действия Краевой целевой программы до 2019 года, поскольку Законом 226-КЗ продлен срок действия только двух мероприятий: предоставление субсидий водопроводно-канализационным организациям - до 2019 года, строительство транспортной развязки - до 2014 года. В остальной части программа прекратила свое действие в связи с окончанием срока реализации мероприятий и не применяется.

Также Администрация Приморского края заявила о пропуске заявителем трехмесячного срока на признание  незаконными бездействий Администрации Приморского края , поскольку о   непоступлении средств из краевого бюджета заявитель узнал в 2013 году, настоящее заявление подано в суд в июне 2015 года.

Суд, заслушав доводы и возражения, счел заявление не подлежащим удовлетворению на основании следующего.

В силу части 1 статьи 198   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

        Обратившись в арбитражный суд с настоящим заявлением на основании главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,  заявитель указал о нарушении ответчиком  требований статьи 1  Закона Приморского края №226-КЗ, пунктов 1.1, 3.1.1 и 8.1 Соглашения №13 от 16.04.2012.

        В статье 1 Закона Приморского края от 17.03.2008 N 226-КЗ  "О краевой целевой программе "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" на 2008 - 2019 годы" определено содержание проблемы  и обоснование необходимости ее решения программными методами, в том числе, в отношении микрорайона "Снеговая падь" установлена необходимость создания современной инженерной и социальной инфраструктуры микрорайона с  целью обеспечения комфортного проживания жителей микрорайона.

 Согласно паспорту Краевой целевой программы «Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе» на 2008 -2019 годы, утвержденной Законом Приморского края от 17.03.2008 № 226-КЗ (далее Краевая целевая программа, Закон № 226-КЗ) одним из мероприятий программы являлось предоставление субсидий бюджету Владивостокского городского округа на строительство объектов муниципальной собственности социальной инфраструктуры микрорайона «Снеговая падь».

Срок реализации мероприятия по предоставлению субсидии: 2010-2012 годы, общая сумма планируемых к предоставлению из краевого бюджета субсидий 3 430,0 млн. руб., из них в 2012 году - 1 483,1 млн. руб. (п.6 приложения1 к Закону №226-КЗ).

В соответствии с Разделом 5 Краевой целевой программы, предусматривающим предоставление субсидий на основании заключаемых между Администрацией Приморского края и администрацией г. Владивостока соглашений, 16 апреля 2012 года между Администрацией Приморского края и Администрацией г. Владивостока было заключено Соглашение № 13 о предоставлении в 2012 году субсидий.

 Согласно п. 1.1 Соглашения Администрация Приморского края обязалась предоставить в 2012 году Администрации г. Владивостока субсидию за счет средств краевого бюджета, предусмотренных Законом Приморского края от 17.11.2011 № 848-КЗ «О краевом бюджете на 2012 год»на реализацию Краевой целевой программы в размере 1 483 115,0 тыс. руб., а Администрация г. Владивостокаобязалась принять указанную субсидию, использовать ее по целевому назначению и обеспечить финансирование указанных расходных обязательств за счет средств бюджета Владивостокского городского округа в размере не менее 8 270,0 тыс. руб.,а также обеспечить выполнение условий Соглашения.

Пунктом 2.1 Соглашения определено, что  предоставление субсидий осуществляется при условии обеспечения направления Администрацией г. Владивостокав 2012 году за счет средств бюджета Владивостокского городского округа на финансирование работ по объектам муниципальной собственности социальной инфраструктуры микрорайона «Снеговая падь» не менее 8 270,0 тыс. руб.

      Пункт 3.1.1 Соглашения предусматривает обязанность Администрации Приморского края перечислить в доход бюджета Владивостокского городского округа  субсидию на цели, в размере и на условиях, предусмотренных настоящим Соглашением в соответствии с графиком распределения субсидий.

    Пунктом 8.1 Соглашения установлено, что в случае, когда на строительство объектов муниципальной собственности социальной инфраструктуры микрорайона «Снеговая падь» из краевого бюджета выделяются дополнительные средства или в порядке, установленном действующим законодательством производится уменьшение ассигнований, Администрация Приморского края уведомляет Администрацию города Владивостока  о дополнительно выделенных средствах или уменьшении ассигнований с последующим заключением дополнительного соглашения.

Согласно пунктам 4.2, 5.2 Соглашения перечисление средств прекращается в случае отсутствия у Администрации г.Владивостока потребности в использовании субсидии в 2012 году, а также в случае несоблюдения условий софинансирования, невыполнение Администрации г.Владивостока условий Соглашения может являться основанием для не предоставлении субсидии.

Наименование Соглашения №13 от 16.04.2012, содержание пунктов 1.1 и 2.1 Соглашения, свидетельствует, чтообязательства по выделению денежных средств как из краевого бюджета, так и из бюджета Владивостокского городского округа стороны приняли исключительно на 2012 год.

Следовательно, предусмотренные Соглашением обязательства по перечислению бюджетных средств завершились в 2012 году, что подтверждается позицией Пятого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлении от 28.01.2015, оставленном в силе постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.05.2015 (по делу №А51-6018/2014 по иску администрации г.Владивостока к Администрации Приморского края о взыскании 384 527 099 рублей по Соглашению).

25.01.2013 Администрацией г.Владивостока были возвращены  в краевой бюджет ввиду их неосвоения 77 832,121 тыс. руб. (заявка на возврат от 25.01.2013 №7).

       В рамках дела №А51-6018/2014 судом установлено, что  Администрацией г.Владивостока предусмотренные п.2.1 Соглашения условия предоставления субсидий из краевого бюджета не выполнены, установлено, что  финансирование строительства объектов социальной инфраструктуры за счет средств бюджета Владивостокского городского округа в 2012 году составило 7 930,0 тыс. руб. вместо предусмотренных Соглашением 8 270,0 тыс. руб..

        В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в   законную силу судебным актом  арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь, при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Таким образом, поскольку выделение субсидии на софинансирование расходных обязательств по  строительству социальной инфраструктуры микрорайона «Снеговая падь» поставлено в зависимость от выполнения Администрацией города Владивостока  названных в пункте 1.1 и в пункте  2.1 условий (обеспечению финансирования за счет  средств бюджета Владивостокского городского округа  в размере не менее 8270 тыс.руб.) , что заявителем не исполнено, действия Администрации Приморского края в рамках Соглашения №13 от 16.04.2012 не могут быть признаны неправомерными, в связи с чем отсутствуют основания для признания неправомерными бездействия Администрации Приморского края по невыполнению статьи 1 Закона Приморского края №226-КЗ, условий пунктов 1.1, 3.1.1, и 8.1 Соглашения №13 от 16.04.2012.

Кроме того, ответчиком заявлено о пропуске заявителем трехмесячного срока на подачу в арбитражный суд настоящего заявления.

Заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (часть 4 статьи 198 АПК РФ).

       Администрация города Владивостока,  обратившись в суд с настоящим заявлением 26.06.2015, узнала о нарушении своих прав не позднее  31.12.2012, когда закончилось действие Соглашения №13 от 16.04.2012.
     Действующее процессуальное законодательства не предусматривает произвольного, не ограниченного по времени обращения в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, действий (бездействия) незаконными. В силу положений части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных названным Кодексом. Статьей 9 АПК РФ закреплено, что участвующие в деле лица несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Ежегодные обращения заявителя в Администрацию Приморского края по вопросу выделения средств по Соглашению, обязательства по перечислению бюджетных средств в соответствии с которым завершились в 2012, не свидетельствуют о длящемся характере данных правоотношений, о перерыве указанного срока или о начале течения данного срока заново (с даты очередного обращения).

Таким образом, настоящее заявление о признании незаконными бездействий Администрации Приморского края подано за пределами трехмесячного срока, пропуск которого является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

      На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

  Отказать в удовлетворении заявления.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

          Судья                                                                   Голубкина О.Н.