АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-13574/2021
12 ноября 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена ноября 2021 года .
Полный текст решения изготовлен ноября 2021 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.Н.Куприяновой
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.С.Королевой ,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:
Федерального государственного унитарного предприятия «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 05.01.2003, юридический адрес: 676470, Амурская область, город Циолковский, тер Военный Городок №10)
к Министерству обороны Российской Федерации (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 27.02.2003)
о признании незаконным постановления №289/2021-30 от 16.07.2021
При участии сторон в судебном заседании :
от Заявителя: (в веб-конференции) представитель ФИО1, доверенность № 368 от 13.08.2020, паспорт, диплом;
от МО РФ : (в веб-конференции) - представитель ФИО2, доверенность № 207/4/14д от 05.03.2021, паспорт, диплом.
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» (далее – ФГУП «ГВСУ по специальным объектам», Предприятие, Заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству обороны Российской Федерации надзора (далее – МО РФ) о признании незаконным постановления 289 отдела государственного архитектурно-строительного №289/2021-30 от 16.07.2021
Заявитель оспорил Постановление административного органа, указав, что оно вынесено незаконно и необоснованно поскольку нарушения, выявленные в рамках одной проверки одним и тем же контролирующим органом в отношении одного и того же лица, образуют состав одного правонарушения , предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ и вынесение по результатам одной проверки, нескольких Постановлений о привлечении предприятия к административной ответственности, является повторным привлечением , что не соответствует требованиям Закона.
МО РФ считает, что заявленные Предприятием требования удовлетворению не подлежат , поскольку каждый из объектов капитального строительства, возводимых Заявителем по государственному контракту от 22.05.2017 № 17191873 75132554164000000, является самостоятельным объектом строительного надзора , ввиду чего Административный орган , установив в ходе проверки наличие нарушений при производстве работ, правомерно выдал Предприятию отдельные предписания об устранении выявленных нарушений, а не исполнение требований одного из таких предписаний и принятое по результатам проверки оспариваемое постановление, является законными и обоснованными, так как обязано нести самостоятельную ответственность, согласно нормам действующего законодательства.
Исследовав материалы дела , заслушав пояснения сторон, суд установил, что между ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» (Генеральный подрядчик) и Министерством обороны Российской Федерации (Государственный заказчик) заключен Государственный контракт от 22.05.2017 № 1719187375132554164000000 на полный комплекс работ по проектированию и строительству объекта «Развитие парковой зоны и парка техники и вооружения войсковой части 92088, г. Уссурийск (шифр П-36/13, 2-ой этап).
Из пункта 1.12 раздела 23 Госконтракта (стр. 39) следует , что 2-ой этап строительства объекта капитального строительства включает в себя проектирование и строительство сооружений зоны № 4 (парк техники и вооружения) и согласно подпункту 2.1 пункта 2 раздела 23 Госконтракта (стр. 40) объекты зоны № 4 включают в себя, в том числе, следующие объекты строительства (реконструкции): обсыпные хранилища № 1, № 2, № 3 (отапливаемые) ориентировочной площадью 1 000 кв.м каждое - 3 шт., Караульное помещение на 3 поста ориентировочной общей площадью 182 кв.м -1 шт., караульное помещение на 3 поста ориентировочной площадью 182 кв.м. ; Контрольно-пропускной пункт ориентировочной площадью 50 кв.м с площадкой антитеррора - 1 шт. и др.
В период с 13.05.2021 по 21.05.2021 должностными лицами 289 отдела государственного архитектурно-строительного надзорана основании приказа начальника 289 отдела ГАСН от 04.05.2021 № 69-АХ, проведена непрограммнаядокументарная проверкапо истечению срока исполнения предписания в отношении ФГУП «Главное военно-строительное управление по специальным объектам», в ходе которой было установлено, что при выполнении строительно-монтажных работ на объекте «Развитие парковой зоны и парка техники и вооружения войсковой части 92088, г. Уссурийск (шифр П-36/13,2 этап), «Обсыпное хранилище № 4.2 по СПОЗУ» - ФГУП «ГВСУ по СО» как генеральным подрядчиком были допущены нарушения требований федерального законодательства, требований национальных стандартов и сводов правил в области строительства , а именно:
1. До начала производства работ по устройству фундаментов обсыпного хранилища № 4.2 не выполнено : освидетельствование грунтов основания фундамента с составлением акта освидетельствования, подписанного геологом изыскательской организации;
- освидетельствование выполненных работ по устройству подсыпки под фундаментную плиту;
- освидетельствование выполненных работ по укладке полиэтиленовой пленки;
- освидетельствование выполненных работ по устройству бетонной подготовки ; чем нарушены требования части 4 статьи 53 ГрК РФ , пункт «и» на листе 13 раздела 6, том 6 альбома П-36/13-ПОС/2.ТЧ проектной документации, подпункта «г», «д», «е» пункта 5.2 СП 246.1325800.2016 «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений», пунктов 11.13, 11.14 СП 45.13330.2012 «Земляные сооружения, основания и фундаменты».
2. До начала производства работ по возведению несущих и ограждающих конструкций (стены, колоны) не выполнен контроль показателей качества применяемых материалов при выполнении работ по устройству фундаментов, а именно, не представлены результаты контроля прочности бетона монолитных конструкций фундаментов в промежуточном и проектном возрасте по ГОСТ 18105-2010, применяя неразрушающие методы определения прочности бетона по
ГОСТ 17624-2012, ГОСТ 22690-2015. Нарушены требования части 4 статьи 53 ГрК РФ, пункт «и» на листе 13, пункта «.н» на листе 35,
подпункта 3 пункта «о» на листе 37 раздела 6, том 6 альбома П-36/13-ПОС/2.ТЧ проектной документации, пунктов 5.5.4, 5.5.5 СП 70.13330.2011 «Несущие и ограждающие конструкции», пункты 14.5.4, 14.5.7 СП 435.1325800.2018 «Конструкции бетонные и монолитные железобетонные. Правила производства и приемки работ».
3. До начала производства работ по возведению несущих и ограждающих конструкций (перекрытий) не выполнен контроль показателей качества применяемых материалов при выполнении работ по устройству стен и колон, а именно, не представлены результаты контроля прочности бетона монолитных конструкций стен и колон в промежуточном и проектном возрасте по ГОСТ 18105-2010, применяя неразрушающие методы определения прочности бетона по ГОСТ 17624-2012, ГОСТ 22690-2015. Нарушены требования части 4 статьи 53 ГрК РФ , пункт «и» на листе 13, пункта «н» на листе 35, подпункта 3 пункта «о» на листе 37 раздела 6, том 6 альбома П-36/13-ПОС/2.ТЧ проектной документации, пунктов 5.5.4, 5.5.5 СП 70.13330.2011 «Несущие и ограждающие конструкции», пунктов 14.5.4, 14.5.7 СП 435.1325800.2018 «Конструкции бетонные и монолитные железобетонные. Правила производства и приемки работ».
4. По завершению работ по устройству перекрытий из монолитного бетона в период с декабря 2020 г. до настоящего времени, не выполнен контроль показателей качества применяемых материалов при выполнении работ по устройству перекрытий, а именно, не представлены результаты контроля прочности бетона конструкций перекрытий из монолитного бетона в промежуточном и проектном возрасте по ГОСТ 18105-2010, применяя неразрушающие методы определения прочности бетона по ГОСТ 17624-2012, ГОСТ 22690-2015. Нарушены требования части 4 статьи 53 ГрК. РФ, пункт «и» на листе 13, пункта «н» на листе 35, подпункта 3 пункта «о» на листе 37 раздела 6, том 6 альбома П-36/13-ПОС/2.ТЧ проектной документации, пунктов 5.5.4, 5.5.5 СП 70.13330.2011 «Несущие и ограждающие конструкции», пунктов 14.5.4, 14.5.7 СП 435.1325800.2018 «Конструкции бетонные и монолитные железобетонные. Правила производства и приемки работ».
Установленные при проверке нарушения были зафиксированы в акте проверки от 26.05.2021 № 289-52/2-2021.
По данному факту должностным лицом 289 отдела государственного архитектурно-строительного надзора МО РФ в отношении ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» в присутствии законного представителя Предприятия был составлен протокол №289/2021-30 , а 16 июля 2021 года принято Постановление по делу об административном правонарушении № 289/2021-30, которым Заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4. КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Полагая, что постановление от 16.07.2021 № 289/2021-30 не соответствует требованиям закона и нарушает его права, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий).
Объектом правонарушения является установленный законодательством порядок осуществления строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Объективной стороной правонарушения , предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, является нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий)
Субъектом данного административного правонарушения являются лица, на которых возложены обязанности по соблюдению установленных законодательством норм и правил в области строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируется законодательством о градостроительной деятельности, в том числе Градостроительным кодексом Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 и пункт 1 статьи 4 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 13 статьи 1 ГрК РФ под строительством объекта капитального строительства понимается создание зданий (строений, сооружений).
Под объектом капитального строительства , в соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ, понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Согласно части 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Согласно пункту 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием на проектирование, проектной документацией и (или) информационной моделью (в случае, если формирование и ведение информационной модели являются обязательными в соответствии с требованиями настоящего Кодекса), требованиями к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленными на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенным использованием земельного участка, ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика, технического заказчика, лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика, технического заказчика, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, или регионального оператора, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Лицо , осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или технического заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или технического заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
При строительстве объектов капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор, проектная документация которых подлежит экспертизе , в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса, либо является типовой проектной документацией или ее модификацией (пункт 1 части 1 статьи 54 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства , реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации, требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка.
Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком либо привлекаемым ими на основании договора физическим или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (часть 2 статьи 53 ГрК РФ).
В соответствии с частью 4 статьи 53 ГрК РФ в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора) , должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции , капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ , а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации.
Согласно части 8 статьи 53 названного Кодекса, порядок проведения строительного контроля может устанавливаться нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
Порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее - строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования , а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета установлен Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства № 468 от 21.06.2010 , утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации ( далее Положение №468).
На основании Положения от 21.06.2010 № 468 предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
В пункте 5 Положения № 468 указано, что строительный контроль, осуществляемый подрядчиком , включает проведение следующих контрольных мероприятий, в том числе:
б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;
г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее - скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) приемка законченных видов (этапов) работ.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон № 384-ФЗ) объектом технического регулирования в настоящем Федеральном законе являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
В порядке части 6 статьи 3 Закона № 384-ФЗ настоящий Федеральный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям (в том числе к входящим в их состав сетям инженерно-технического обеспечения и системам инженерно-технического обеспечения), а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях.
Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 и настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий (часть 2 статьи 5 Закона №384-ФЗ).
Согласно пункту 6 части 2 статьи 2 Закона № 384-ФЗ здание - это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.
Система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления , вертикального транспорта (пункт 21 части 2 статьи 2 Закона № 384-ФЗ).
Пунктом 23 части 2 статьи 2 Закона № 384-ФЗ установлено, что под сооружением понимается результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В соответствии с пунктом 28 статьи 2 Закона № 384-ФЗ характеристики безопасности здания или сооружения - это количественные и качественные показатели свойств строительных конструкций, основания, материалов, элементов сетей инженерно-технического обеспечения и систем инженерно-технического обеспечения, посредством соблюдения которых обеспечивается соответствие здания или сооружения требованиям безопасности.
В статье 35 названного Закона установлено, что строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт здания или сооружения, консервация объекта, строительство которого не завершено, должны осуществляться таким образом, чтобы негативное воздействие на окружающую среду было минимальным и не возникала угроза для жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, жизни и здоровья животных и растений.
Оценка соответствия здания или сооружения в процессе строительства, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания) , строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) осуществляется, в том числе в целях удостоверения соответствия характеристик здания или сооружения, установленных в проектной документации, требованиям настоящего Федерального закона перед началом строительства здания или сооружения, а также периодического удостоверения соответствия характеристик эксплуатируемого здания или сооружения требованиям настоящего Федерального закона и проектной документации для подтверждения возможности дальнейшей эксплуатации здания или сооружения (пункты 2, 4 части 1 статьи 38 Закон № 384-ФЗ).
Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений. «СП 246.1325800.2016. Свод правил», утверждено Приказом Минстроя России от 19.02.2016 № 98/пр и введено в действие с 14.03.2016.
В силу пункта 1.2 данный Свод правил распространяется на деятельность юридических лиц (проектных организаций), а также физических лиц с момента их государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, к которым применяются правила, регулирующие деятельность юридических лиц в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 4.9 СП 246.1325800.2016 при проведении авторского надзора необходимо руководствоваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, техническими регламентами, законодательными и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации , нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право, в пределах своих полномочий, осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, национальными стандартами, утвержденной в установленном порядке проектной документацией и разработанной на ее основе рабочей документацией, а также настоящим сводом правил.
Перечень функций, обязательных к выполнению при осуществлении авторского надзора в процессе строительства объекта капитального строительства , перечислены в пункте 5.2 СП 246.1325800.2016, предусматривающем , что проектировщик при осуществлении авторского надзора в процессе строительства объекта капитального строительства выполняет , в том числе следующие функции:
г) согласовывает совместно с заказчиком замену предусмотренных проектом грунтов, материалов изделий и конструкций, входящих в состав возводимого сооружения или его основания, согласно 4.6 СП 45.13330, а также замену оборудования согласно 2.5;
д) принимает участие , в порядке выборочного контроля, в проверке качества и соблюдения технологии выполнения работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства контроль за выполнением которых не может быть проведён после выполнения других работ, а также безопасности ответственных строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения;
е) принимает участие в подписании актов освидетельствования скрытых работ, актов промежуточной приёмки ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, контроль за выполнением которых не может быть проведён после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, при проведении испытания таких конструкций, участков сетей. Перечень основных видов скрытых работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, в освидетельствовании которых принимает участие проектировщик, определяется договором на осуществление авторского надзора.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 № 635/12 утвержден Свод правил 45.13330.2012 «Земляные сооружения, основания и фундаменты» СНиП 3.02.01.87 и введен в действие с 01.01.2013.
Настоящий свод правил содержит указания по производству и оценке соответствия земляных работ, устройству оснований и фундаментов при строительстве новых, реконструкции зданий и сооружений. Свод правил разработан в развитие СП 22.13330 и СП 24.13330.
При подготовке оснований и устройстве фундаментов земляные, каменные, бетонные и другие работы должны выполняться с учетом требований СП 48.13330, СП 70.13330 и СП 71.13330 и разработанного для объекта ППР (пункт 11.1 СП 45.13330.2012).
Пунктом 11.13 СП 45.13330.2012 установлено, что в актах приемки оснований, составляемых геологом изыскательской организации, необходимо: провести оценку соответствия грунтов основания предусмотренным в проекте; указать поправки, внесенные в проект оснований и фундаментов, а также в проект производства работ после промежуточных проверок оснований; дать рекомендации по дальнейшим работам.
К актам приемки оснований прилагают следующие документы: материалы испытаний грунтов, выполненных как в процессе текущего контроля производства работ, так и при приемке основания; акты промежуточных проверок и приемок скрытых работ; журналы производства работ; рабочие чертежи по фактически выполненным работам (пункт 11.14 СП 45.13330.2012).
Свод правил СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции» утвержден приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстрой) от 25.12.2021 № 109/ГС и введен в действие с 01.07.2013.
Настоящий свод правил разработан с целью повышения качества выполнения строительно-монтажных работ , долговечности и надежности зданий и сооружений, а также уровня безопасности людей на строительной площадке, сохранности материальных ценностей в соответствии с Законом №384-ФЗ, повышения уровня гармонизации нормативных требований с европейскими и международными нормативными документами; применения единых методов определения эксплуатационных характеристик и методов оценки.
Требования настоящего Свода правил следует учитывать при проектировании конструкций зданий и сооружений (пункт 1.1 СП 70.13330.2012).
При приемочном контроле устанавливают соответствие фактических показателей качества бетона конструкций всем нормируемым проектным показателям качества бетона (пункт 5.5.4 СП 70.13330.2012).
Согласно пункту 5.5.5 СП 70.13330.2012 контроль прочности бетона монолитных конструкций в промежуточном и проектном возрасте следует проводить статистическими методами по ГОСТ 18105, ГОСТ 31914, применяя неразрушающие методы определения прочности бетона по ГОСТ 17624 и ГОСТ 22690 или разрушающий метод по ГОСТ 28570 при сплошном контроле прочности (каждой конструкции).
Свод правил 435.1325800.2018 «Конструкции бетонные и железобетонные монолитные. Правила производства и приемки работ» утвержден приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 26.11.2018 № 746/пр и введен в действие с 27.05.2019.
Указанный свод правил распространяется на производство , контроль и приемку работ при строительстве зданий и сооружений из монолитных бетонных и железобетонных конструкций с применением легкого, мелкозернистого и тяжелого бетонов и фибробетона и устанавливает общие требования к бетонным смесям, бетонам, опалубкам и арматурным изделиям; к производству, контролю и приемке опалубочных, арматурных и бетонных работ; приемке готовых монолитных бетонных и железобетонных конструкций (пункты 1.1, 1.2 СП 435.1325800.2018).
В пункте 14.5.4 СП 435.1325800.2018 установлено, что при приемке монолитных конструкций на строительной площадке контроль качества бетона должен осуществляться комплексным применением следующих методов испытаний и контроля :
- показателей качества бетона по прочности в конструкциях по ГОСТ 18105;
- морозостойкости по ГОСТ 10060;
- водонепроницаемости по ГОСТ 12730.5;
- истираемости по ГОСТ 13087;
- диффузионной проницаемости для углекислого газа по ГОСТ 31383. Показатели диффузионной проницаемости бетона приведены в таблице 1 ГОСТ Р 52804-2007.
Для конструкций, работающих в условиях агрессивной среды, бетон конструкций должен отвечать требованиям ГОСТ 31384 и СП 28.13330 (пункт 14.5.7 СП 435.1325800.2018).
Лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации , что установлено в статье 58 ГрК РФ.
Следовательно, с учетом вышеперечисленных норм права , Предприятие несет обязанность по осуществлению строительства спорного объекта капитального строительства, включающего в себя, в том числе объект – обсыпное хранилище № 4.2 по СПОЗУ, в соответствии проектной документацией, техническими регламентами, нормами, правилами.
Как установлено судом из материалов дела и представленных документальных доказательств , в ходе проведения проверки, органом строительного надзора были выявлены нарушения требований, установленных проектной документацией, допущенные Предприятием при строительстве спорного объекта капитального строительства на объекте - обсыпное хранилище № 4.2 по СПОЗУ спорного объекта капитального строительства на объекте - обсыпное хранилище № 4.2 по СПОЗУ требования, установленные проектной документацией «Том 6. раздел 6. «Проект организации строительства. П-36/13-ПОС/2», пунктами 6.6, 6.18 СП 48.13330.2019, пунктом 6.15 МДС 12-81.2007, частью 4 статьи 53 ГрК РФ, подпунктами «г», «д», «е», пункта 5.2 СП 246.1325800.2016 «Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений», пунктами 11.13, 11.14 СП 45.13330.2012 «Земляные сооружения, основания и фундаменты», пунктами 5.5.4, 5.5.5 СП 70.13330.2011 «Несущие и ограждающие конструкции», пунктов 14.5.4, 14.5.7 СП 435.1325800.2018 «Конструкции бетонные и монолитные железобетонные. Правила производства и приемки работ».
Вышеуказанные нарушения подтверждаются актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица от 26.05.2021 № 289-52/2-2021, протоколом об административном правонарушении от 24.06.2021 №289-2021-30, иными материалами административного дела, и по существу Заявителем не оспариваются.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
По правилам части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд соглашается с выводом Административного органа строительного надзора о наличии в действиях Предприятия состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ и правомерностью привлечения Заявителя к административной ответственности.
Довод Заявителя о повторности его привлечения к административной ответственности суд отклоняет как необоснованный в силу следующего.
Из материалов дела усматривается , что Федеральное государственное унитарное предприятие «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» является Генеральным подрядчиком и осуществляет строительство объекта капитального строительства на основании заключенного с Министерством обороны Российской Федерации (Государственный заказчик) государственного контракта от 22.05.2017 №1719187375132554164000000 на полный комплекс работ по проектированию и строительству объекта «Развитие парковой зоны и парка техники и вооружения войсковой части 92088, г. Уссурийск (шифр П-36/13).
Согласно пункту 1.12 раздела 23, подпункта 2.1 пункта 2 раздела 23 государственного контракта, 2-й этап строительства включает в себя проектирование и строительство сооружений (объектов) зоны № 4 , которая включает в себя строительство следующих зданий и сооружений: обсыпные хранилища № 1, № 2, № 3 (отапливаемые) ориентировочной площадью 1000 м² каждое - 3 шт., Караульное помещение на 3 поста ориентировочной общей площадью 182 м² – 1 шт., Контрольно-пропускной пункт ориентировочной площадью 50 м² с площадкой антитеррора - 1 шт. и т.д.
Несмотря на то, что «Развитие парковой зоны и парка техники и вооружения войсковой части 92088, г. Уссурийск» указано в государственном контракте как наименование единого объекта договора строительного подряда , каждый из объектов , возводимых в рамках этого договора, является самостоятельным объектом капитального строительства.
Таким образом , 2 - ой этап строительства объекта капитального строительства с шифром П-36/13 включает в себя несколько зданий и сооружений , каждое из которых представляет собой отдельную объемную строительную систему , имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, при строительстве которых, лицом осуществляющим строительство, ведется отдельный учет последовательности осуществления строительства, в том числе сроков и условий выполнения всех работ при строительстве, а также по отдельности осуществляется ведение исполнительной технической документации (акты освидетельствования скрытых работ, исполнительные геодезические схемы и др.).
В спорных правоотношениях ФГПУ «ГВСУ по СО» уполномочен Государственным заказчиком на осуществление услуг заказчика (застройщика) в части строительства объектов Министерства обороны Российской Федерации , осуществления контроля и технического надзора за выполнением строительных работ, в связи с чем, обоснованно идентифицирован органом строительного надзора в качестве лица, на которое возложены обязанности по соблюдению установленных законодательством норм и правил в области строительства спорного объекта капитального строительства, в том числе его отдельных зданий и сооружений.
Исходя из установленных обстоятельств по делу, суд полагает, что за нарушения требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований к зданиям и сооружениям при строительству объекта капитального строительства, в том числе при применении строительныхматериалов (изделий) , выявленные в ходе проверки при строительстве каждого, из числа предусмотренных к строительству объектов зоны № 4 в составе 2 - го этапа строительства, ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» несет самостоятельную ответственность , согласно нормам действующего законодательства.
При этом во исполнение требований «Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполненных работ при строительстве , реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства», утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 января 2007 г. № 7 (РД-11-05-2007)), в целях учёта выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, техническим заказчиком в 289 отделе ГАСН были зарегистрированы 5 общих журналов работ т.е. по числу зданий и сооружений из состава 2-го этапа строительства.
В силу пункта 3 названного Порядка, общий журнал работ является основным документом, отражающим последовательность осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, в том числе сроки и условия выполнения всех работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, а также сведения о строительном контроле и государственном строительном надзоре.
Также , из материалов дела следует, что в ходе проведения надзорных мероприятий предприятием представлялась исполнительная техническая документация (акты освидетельствования скрытых работ, исполнительные геодезические схемы и др.) составленная отдельно на каждое здание (сооружение), а не общая на несколько зданий из состава 2-го этапа строительства объекта капитального строительства.
Следовательно , каждый из объектов капитального строительства, возводимых ФГУП «ГВСУ по СО» по государственному контракту от 22.05.2017 №1719187375132554164000000, является самостоятельным объектом строительного надзора , ввиду чего Административный орган , установив в ходе проверки наличие нарушений при производстве работ , правомерно привлек Заявителя к административной ответственности по фактам выявленных нарушений на каждом из объектов.
Таким образом, суд не усматривает оснований считать , что имеет место повторность привлечения к административной ответственности за одно и то же административное правонарушение.
Кроме того , действующее законодательство не устанавливает ограничений в отношении возможности составления нескольких протоколов об административном правонарушении при совершении нескольких однородных деяний , квалифицируемых в рамках одного состава административного правонарушения в отношении объектов, находящихся на одной строительной площадке, в том числе учитывая, что исходя из рассматриваемых обстоятельств по делу Административным органом в отношении каждого здания (сооружения) ведется отдельно исполнительная техническая документация (акты освидетельствования скрытых работ, исполнительные геодезические схемы и др.).
Доказательств, подтверждающих привлечение ранее ФГУП «ГВСУ по специальным объектам» к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ за вменяемое административное правонарушение по неисполнению обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве объекта капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий) в установленный срок , в материалы дела не представлено.
Предприятие, как юридическое лицо, действующее на профессиональной основе, и на которое Государственным заказчиком, как на своего уполномоченного представителя, возложены организационно-распорядительные функции при строительстве спорного объекта капитального строительства, включающего в том числе объект - обсыпное хранилище № 4.2 по СПОЗУ, не должно было допустить осуществление его строительства с нарушениями требований законодательства, строительных норм и правил.
Вступая в правоотношения в области градостроительной деятельности, предприятие должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении Заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, возлагаемых на него законом в связи с осуществлением деятельности по строительству объекта капитального строительства.
Нарушение требований норм действующего строительного законодательства напрямую затрагивает безопасность граждан, кроме того, указанные требования обязательны для исполнения всеми лицами, и их нарушение, безусловно, влечет предусмотренную законом ответственность.
Иных доказательств в материалы дела не представлено, как и не представлено документов, свидетельствующих об отсутствии в действиях лица, привлеченного к ответственности, события административного правонарушения.
Учитывая, что в материалах дела отсутствуют документы, свидетельствующие о наличии у Заявителя каких-либо препятствий к исполнению обязанности, возложенной на него нормативными правовыми актами в области градостроительной деятельности, суд считает, что вина Заявителя в совершении вмененного ему административного правонарушения материалами дела доказана.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент принятия обжалуемого решения не истек.
Проверив соблюдение со стороны 289 ОГАСН МО РФ требований процессуального законодательства в ходе производства по делу об административном правонарушении, суд не установил каких-либо грубых, неустранимых нарушений, которые могли бы повлечь отказ в привлечении ответчика к административной ответственности.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительными и освобождения Предприятия от административной ответственности по статье 2.9 КоАП РФ суд также не усматривает.
В силу пункта 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», установив при рассмотрении дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 2.9 Кодекса об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и его отмене.
Пунктом 18 названного Постановления разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения , но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как подтверждается материалами дела, рассматриваемое административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок в области градостроительной деятельности, соблюдение требований которой служит основой для защиты жизни и здоровья граждан, ввиду чего, исходя из характера указанных правоотношений, действия ответчика не могут рассматриваться как малозначительные.
Совершенное Предприятием правонарушение посягает на установленный государством порядок, который должен носить устойчивый характер, соблюдение его является обязанностью каждого участника правоотношений в названной сфере
Учитывая конкретные обстоятельства дела , характера и объекта посягательства совершенного правонарушения, охраняемых государством интересов в данной сфере, степень вины Предприятия , периода противоправного поведения, оснований для признания правонарушения малозначительным по статье 2.9 КоАП РФ и освобождения от ответственности , не имеется.
Доказательств наличия исключительного случая, при котором совершенное Предприятием правонарушение может быть признано малозначительным, материалы дела не содержат.
Суд также не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Вместе с тем судом учитывается, что строительство объекта капитального строительства в спорный период велось вне соблюдения требований проектной документации, в отсутствие контроля показателей качества применяемых материалов при выполнении работ по устройству фундамента спорного объекта, а, следовательно, не могла быть гарантирована безопасность возведенных конструкций. Наличие угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде исключает назначение виновному лицу административного наказания в виде предупреждения.
Кроме того, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд также не усматривает оснований для снижения размера административного штрафа ввиду того, что материалы дела не подтверждают наличие в данном случае исключительных обстоятельств, как это предусмотрено частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Размер административного штрафа , наложенного на Предприятие, свидетельствует о том, что он был назначен последнему в пределах минимальной санкции части 1 статьи 9.4 КоАП РФ, что соответствует критериям справедливости и соразмерности наказания.
В части требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о распределении расходов по госпошлине за рассмотрение дела судом не рассматривается, поскольку по правилам части 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
Отказать Федеральному государственному унитарному предприятию «Главное военно-строительное управление по специальным объектам» в признании незаконным Постановления 289 отдела государственного архитектурно-строительного надзора Министерства обороны Российской Федерации №289/2021-30 по делу об административном правонарушении от 16.07.2021 года .
Производство по делу в части требования о прекращении производства по делу об административном правонарушении прекратить.
Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба через Арбитражный суд Приморского края в Пятый арбитражный апелляционный суд .
Судья Н.Н. Куприянова