ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-13665/2021 от 01.06.2022 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                          Дело № А51-13665/2021

08 июня 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена июня 2022 года .

Полный текст решения изготовлен июня 2022 года .

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Ю.А. Тимофеевой

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.С. Зелентиновой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ДЗТ Логистик» (ИНН 2536284164, ОГРН 1152536005588, дата государственной регистрации 19.05.2015)

к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484, дата государственной регистрации 15.04.2005)

о признании незаконным решения, выразившегося в отказе выпуска товаров по заявлению от 23.06.2021,

при участии в заседании:

от заявителя: не явились, извещены надлежащим образом;

от ответчика: В.А. Барсегян по доверенности от 26.11.2021 № 822, удостоверение, диплом,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «ДЗТ Логистик» (далее - общество, заявитель, декларант) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Владивостокской таможни (далее – таможня, таможенный орган), выразившегося в отказе выпуска товаров по заявлению от 23.06.2021.

Общество в обоснование заявленного требования указало, что у таможенного органа отсутствовали основания для отказа в выпуске товара, поскольку, подавая на основании пункта 6 статьи 105 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза заявление на реэкспорт товаров в упрощенной форме, руководствовался тем, что товары, прибывшие по коносаментам № MLVLV207961832, № MLVLV208078529, № MLVLV208079224, были размещены в зоне таможенного контроля, не покидали места пересечения таможенной границы, пломбы контейнеров, в которых находились товары, не вскрывались. При этом ООО «ДЗТ Логистик» подало заявление на реэкспорт с указанием фактических весовых характеристик товара, которые в полной мере соответствуют сведениям о весе товара, установленным таможенным органом при прибытии товара на таможенную территорию ЕАЭС. Также общество считает, что таможенным органом грубо нарушены положения статьи 119 ТК ЕАЭС при рассмотрении заявления от 23.06.2021.

Таможенный орган представил отзыв на заявление, согласно которому с доводами общества не согласен в полном объеме, считает оспариваемое решение об отказе в выпуске товаров по заявлению от 23.06.2021 законным и обоснованным.

Из материалов дела судом установлено следующее.

В феврале 2021 года на таможенную территорию Евразийского экономического союза по коносаментам от 19.02.2021 №№ MLVLV208078529, MLVLV207961832, MLVLV208079224 в контейнерах №№ MRSU4153262, MSKU9331303, TCNU8576683 прибыли товары, получателем которых выступал ООО «ДЗТ Логистик».

Указанные товары согласно отчетам по форме ДО-1 от 23.02.2021 № 0019311, от 21.02.2021 № 0018470, от 22.02.2021 № 0018999 приняты на временное хранение ПАО «ВМТП».

Ордерными письмами от 15.02.2021, от 27.04.2021, от 08.04.2021 получатель товара изменен на ООО «БалтКарголайн».

В период с февраля 2021 года по июнь 2021 года в отношении товаров, прибывших по вышеуказанным коносаментам, таможенные операции, связанные с помещением под таможенную процедуру, не совершались.

23.06.2021 ООО «ДЗТ Логистик» в таможенный пост Морской порт Владивосток подано заявление о разрешении реэкспорта по упрощенной форме товаров, прибывших на таможенную территорию Евразийского экономического союза по коносаментам № MLVLV207961832, № LVLV208078529, № MLVLV208079224.

Письмом от 05.07.2021 № 04-06-14/2602 таможенный орган сообщил, что согласно требованиям статьи 94 ТК ЕАЭС товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории Евразийского экономического союза в том же количестве и состоянии, в котором они находились в момент прибытия на таможенную территорию Евразийского экономического союза, если эти товары не покидали места перемещения товаров через таможенную границу.

По результатам проведенного таможенного контроля в отношении данных коносаментных партий таможенным органом установлено несоответствие фактического веса и количества товара, заявленным весу и количеству в транспортных документах.

На основании вышеизложенного, убытие товаров, прибывших в адрес ООО «ДЗТ Логистик» по коносаментам № MLVLV207961832, № MLVLV208078529, № MLVLV208079224, находящихся на территории ПЗТК ПАО «Владивостокский морской торговый порт», таможенный орган посчитал невозможным.

 Также в письме от 05.07.2021 № 04-06-14/2602 таможня дополнительно сообщила, что согласно статье 84 ТК ЕАЭС декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров в соответствии с порядком, установленным действующим таможенным законодательством. Главами 17, 38 ТК ЕАЭС установлен порядок декларирования товаров и транспортных средств международной перевозки на территории Евразийского экономического союза.

При этом таможенным органом было рекомендовано для целей убытия поместить товар под таможенную процедуру.

Декларант, расценив данное письмо как отказ в выпуске товаров по заявлению от 23.06.2021, обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд считает, что заявленное требование не подлежит удовлетворению в силу следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 127 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, и иные товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено настоящим Кодексом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 128 ТК ЕАЭС лица, указанные в статье 83 настоящего Кодекса, вправе выбрать таможенную процедуру, предусмотренную настоящим Кодексом, путем ее заявления при таможенном декларировании товаров, либо при заявлении товаров к выпуску до подачи декларации на товары, либо путем ввоза товаров на территорию портовой СЭЗ или логистической СЭЗ.

В силу пункта 2 статьи 128 ТК ЕАЭС помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товаров до подачи декларации на товары, если иное не установлено настоящим Кодексом, и завершается выпуском товаров, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 статьи 204 настоящего Кодекса.

Обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под заявленную таможенную процедуру возлагается на декларанта (пункт 4 статьи 128 ТК ЕАЭС).

Виды таможенных процедур предусмотрены в пункте 2 статьи 127 ТК ЕАЭС, в частности, одним из видов таможенных процедур является процедура реэкспорта.

Согласно пункту 1 статьи 238 ТК ЕАЭС таможенная процедура реэкспорта - таможенная процедура, применяемая в отношении иностранных товаров и товаров Союза, в соответствии с которой иностранные товары вывозятся с таможенной территории Союза без уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и (или) с возвратом (зачетом) сумм таких пошлин и налогов в соответствии со статьей 242 настоящего Кодекса, а товары Союза - без уплаты вывозных таможенных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.

Пунктом 2 статьи 238 ТК ЕАЭС предусмотрен перечень товаров, в отношении которых возможно применение процедуры реэкспорта.

Так, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 238 ТК ЕАЭС таможенная процедура реэкспорта применяется в отношении иностранных товаров, ввезенных на таможенную территорию Союза и находящихся на таможенной территории Союза, в том числе иностранных товаров, помещенных под таможенные процедуры.

На основании пункта 1 статьи 239 ТК ЕАЭС условиями помещения товаров, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 2 статьи 238 настоящего Кодекса, под таможенную процедуру реэкспорта являются:

1) соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса;

2) представление таможенному органу сведений об обстоятельствах ввоза товаров на таможенную территорию Союза, вывоза товаров с таможенной территории Союза, которые подтверждаются представлением таможенных и (или) иных документов либо сведений о таких документах.

Согласно пункту 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.

Пунктом 3 статьи 105 ТК ЕАЭС установлено, что декларация на товары используется при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, а в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, - при таможенном декларировании припасов.

В соответствии с пунктом 6 статьи 105 ТК ЕАЭС в качестве декларации на товары и транзитной декларации допускается использование транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, содержащих сведения, необходимые для выпуска товаров, в случаях и порядке, определяемых настоящим Кодексом, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) Комиссией и законодательством государств-членов в случаях, предусмотренных Комиссией.

При использовании в качестве декларации на товары и транзитной декларации транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов, в том числе предусмотренных международными договорами государств-членов с третьей стороной, таможенное декларирование осуществляется в письменной форме, если иное не определено Комиссией и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании. Аналогичная норма установлена подпунктом 5 пункта 4 статьи 104 ТК ЕАЭС.

В соответствии со статьей 105 ТК ЕАЭС разработана Инструкция о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утвержденная Решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 263 (далее по тексту – Инструкция).

Пунктом 2 Инструкции предусмотрено, что при таможенном декларировании товаров (далее - декларирование) с использованием в качестве декларации на товары (далее - ДТ) транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в случаях, определенных разделами II и III настоящей Инструкции, декларантом или таможенным представителем вместе с такими документами в таможенный орган предоставляется письменное заявление (далее - заявление) или перечень товаров (далее - перечень) в соответствии с настоящей Инструкцией.

В силу подпункта 1 пункта 6 Инструкции в качестве ДТ могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы с предоставлением заявления в отношении товаров, помещаемых под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления и экспорта при одновременном соблюдении условий, указанных в данном пункте.

Согласно пункту 7 Инструкции при помещении товаров под таможенные процедуры, предусматривающие их вывоз с этой территории, предоставляется заявление, составленное в трех экземплярах.

Таким образом, данная Инструкция предусматривает случаи использования в качестве декларации на товары транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов и определяет порядок использования таких документов.

При этом Инструкцией предусмотрены только две таможенные процедуры – выпуск для внутреннего потребления и экспорт, под которые могут быть помещены товары в случае использования в качестве декларации на товары транспортных и иных документов.

Использование в качестве ДТ транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру реэкспорта, данной Инструкцией не предусмотрено.

Из анализа указанных норм права следует, что декларант, выбирая таможенную процедуру, предусмотренную настоящим Кодексом, в том числе процедуру реэкспорта, при таможенном декларировании товаров, обязан соблюсти условия помещения товаров под выбранную таможенную процедуру, в том числе под процедуру реэкспорта. При этом у декларанта при заявлении процедуры реэкспорта отсутствует возможность использовать в качестве декларации на товары транспортные документы.

Несоблюдение декларантом установленного таможенным законодательством порядка помещения товаров под таможенную процедуру является основанием для неприменения таможенным органом данной процедуры.

Порядок регистрации или отказа в регистрации декларации на товары утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02.07.2014 № 98 (далее - Порядок).

В соответствии с пунктом 3 Порядка дата и время подачи ДТ фиксируются таможенным органом в журнале регистрации деклараций на товары в письменном и (или) электронном виде с использованием информационных технологий.

Согласно пункту 4 Порядка при подаче ДТ таможенный орган проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в регистрации ДТ.

При таможенном декларировании товаров с использованием в качестве ДТ транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов с представлением письменного заявления или перечня товаров (далее соответственно - заявление, перечень) таможенный орган фиксирует дату и время подачи карнета АТА (заявления, перечня) и при отсутствии оснований для отказа в регистрации указанных документов в срок, установленный пунктом 4 настоящей Инструкции, регистрирует карнет АТА (заявление, перечень) в журнале регистрации карнетов АТА (деклараций на товары, заявлений, перечней) в письменном и (или) электронном виде с использованием информационных технологий путем присвоения регистрационного номера (пункт 6 Порядка).

В силу пункта 7 Порядка при наличии оснований для отказа в регистрации ДТ (заявления, перечня) таможенным органом оформляется отказ в регистрации ДТ (заявления, перечня) с обязательным указанием причин и даты отказа в регистрации ДТ (заявления, перечня).

При таможенном декларировании товаров в письменной форме отказ в регистрации ДТ (заявления, перечня) оформляется на оборотной стороне 2 экземпляров ДТ (заявления, перечня) с указанием фамилии и инициалов должностного лица таможенного органа и заверяется его подписью с проставлением оттиска личной номерной печати.

Из материалов дела следует, что обществом в феврале 2021 года на таможенную территорию ЕАЭС по коносаментам от 19.02.2021 №№ MLVLV208078529, MLVLV207961832, MLVLV208079224 ввезены товары. Однако, таможенное декларирование в отношении данных товаров декларантом не производилось, данные товары не были помещены ни под одну таможенную процедуру.

В целях помещения данных товаров под таможенную процедуру реэкспорта общество обратилось в таможенный орган с заявлением от 23.06.2021 и, руководствуясь при этом положениями Инструкции о порядке использования транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документов в качестве декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии таможенного союза от 20.05.2010 № 263, приложило к заявлению указанные выше коносаменты (транспортные документы).

Суд, оценив данное заявление и приложенные к нему коносаменты (транспортные документы), принимая во внимание тот факт, что использование в качестве декларации на товары транспортных документов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру реэкспорта, Инструкцией не предусмотрено, приходит к выводу о том, что представленное в таможенный пост Морской порт Владивосток Владивостокской таможни письмо (заявление) от 23.06.2021 и приложенные к нему транспортные документы не могли рассматриваться в качестве декларации на товары для помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта.

Следовательно, основания для присвоения регистрационного номера ДТ и проставления его на заявлении от 23.06.2021, как то предусмотрено Порядком, у таможни отсутствовали.

Как следует из представленного в материалы дела таможенным органом письма (заявления) от 23.06.2021, таможенным органом на нем проставлена печать с датой принятия письма к рассмотрению и присвоения регистрационного номера (14142) в соответствии с приказом ФТС России от 09.07.2014 № 1331 «Об утверждении типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах Российской Федерации» и приказом ДВТУ от 30.12.2014. № 616 «Об утверждении Инструкции но делопроизводству и работе архива в Дальневосточном таможенном управлении и подчиненных таможенных органах».

Более того, не могло быть рассмотрено указанное письмо в качестве декларации на товары и по причине нарушения процедуры подачи заявления, выразившегося в неисполнении пункта 7 Инструкции, согласно которому заявление подается на бумажном носителе в трех экземплярах.

Также судом установлено, что в отношении товаров, прибывших по коносаменту № MLVLV207961832, проведен фактический контроль в форме таможенного досмотра, о чем составлен акт № 10702030/090421/002030, в ходе которого выявлено, что товар в досматриваемом контейнере представляет собой:

- рыболовные сети из синтетических нитей общим весом брутто 20 792,8 кг, нетто 20 688,4 кг;

- головные уборы в виде панам общим весом брутто 655,4 кг, нетто 625,97 кг.;

- женское нижнее белье общим весом брутто 1 412,6 кг, нетто 1 367,15 кг.

Общий вес брутто товарной партии 22 860,8 кг, нетто 22 681,52 кг, в то время как по коносаменту, а также поручению на отгрузку к реэкпорту заявлены хозтовары общим весом брутто 16 279 кг, что не соответствует фактически установленному по результатам таможенного досмотра.

По результатам таможенного досмотра товаров, прибывших по коносаменту MLVLV208078529, таможней установлено, что фактический вес товаров составляет 21 026,1 кг против 14 247 кг, заявленных в коносаменте и поручении на экспортную отгрузку, что отражено в акте таможенного досмотра № 10702030/230921/002039.

По результатам таможенного досмотра товаров, прибывших по коносаменту MLVLV208079224, таможенным органом установлено, что фактический вес товаров составляет 19 186,92 кг против 14 506 кг, заявленных в коносаменте и поручении на экспортную отгрузку, что отражено в акте таможенного досмотра № 10702030/081021/002028.

Таким образом, таможенным органом выявлены несоответствия в сведениях, содержащихся в транспортных документах, представленных обществом при заявлении таможенной процедуры реэкспорта, и сведениях, установленных при осуществлении фактического досмотра товара таможней.

В соответствии с пунктом 1 статьи 94 ТК ЕАЭС иностранные товары должны быть фактически вывезены с таможенной территории Союза в том же количестве и том же состоянии, в которых они находились в момент их помещения под определенную таможенную процедуру либо в момент прибытия на таможенную территорию Союза, если эти товары не покидали места перемещения товаров через таможенную границу Союза, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта.

Допускается изменение количества и (или) состояния таких иностранных товаров вследствие естественного износа или убыли либо вследствие изменения естественных свойств товаров при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения или изменения их количества вследствие наличия несливаемых остатков в транспортном средстве.

Выявленные таможенным органом указанные выше несоответствия никаким образом обществом не объяснены. Обстоятельства, изложенные в абзаце 2 пункта 1 статьи 94 ТК ЕАЭС, не установлены.

Учитывая изложенное, декларантом не соблюдено условие помещения товаров под таможенную процедуру реэкспорта, предусмотренное подпунктом 2 пункта 1 статьи 239 ТК ЕАЭС.

Также необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС декларантами товаров, помещаемых под таможенные процедуры, может выступать лицо государства-члена:

являющееся стороной сделки с иностранным лицом, на основании которой товары перемещаются через таможенную границу Союза;

от имени и (или) по поручению которого заключена сделка, указанная в абзаце втором настоящего подпункта;

имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, - если товары перемещаются через таможенную границу Союза не в рамках сделки, одной из сторон которой является иностранное лицо;

являющееся стороной сделки, заключенной с иностранным лицом или с лицом государства-члена в отношении иностранных товаров, находящихся на таможенной территории Союза;

являющееся экспедитором, - при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита.

Согласно коносаментам от 19.02.2021 № MLVLV208078529, № MLVLV207961832, № MLVLV208079224, представленным обществом, получателем товара является ООО «ДЗТ Логистик».

Вместе с тем, ордерными письмами от 15.02.2021, от 27.04.2021, от 08.04.2021 получатель изменен на ООО «БалтКарголайн».

Следовательно, ввезенные по коносаментам от 19.02.2021 № MLVLV208078529, № MLVLV207961832, № MLVLV208079224 товары приобретены ООО «БалтКарголайн», в связи с чем именно данное общество имеет право владения, пользования и (или) распоряжения товарами.

Учитывая изложенное, ООО «ДЗТ Логистик» в рассматриваемом случае не признается декларантом в смысле, придаваемом пунктом 1 статьи 83 ТК ЕАЭС, а, следовательно, не имеет права подачи таможенному органу таможенной декларации или заявления о выпуске товара, поскольку в силу пункта 1 статьи 128 ТК ЕАЭС только лица, указанные в статье 83 ТК ЕАЭС, вправе выбрать таможенную процедуру, предусмотренную настоящим Кодексом, путем ее заявления при таможенном декларировании товаров.

Принимая во внимание все вышеизложенное, суд считает, что таможенный орган правомерно отказал в выпуске товаров, прибывших на территорию ЕАЭС по коносаментам № MLVLV207961832, № MLVLV208078529, № MLVLV208079224, по заявлению от 23.06.2021. При этом доводы заявителя о незаконности данного отказа опровергаются установленными судом обстоятельствами и представленными в материалы дела документами.

Руководствуясь изложенным, суд считает, что заявленное обществом требование является необоснованным и удовлетворению не подлежит.

Судебные расходы по уплате государственной пошлины в силу положений статьи 110 АПК РФ относятся судом на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167–170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                       р е ш и л :                    

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья                                                                                      Тимофеева Ю.А.