АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-13736/2019
19 декабря 2019 года
Резолютивная часть решения объявлена декабря 2019 года .
Полный текст решения изготовлен декабря 2019 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Николаева А.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щекалёвой Л.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Евразийский Деловой Совет» (ИНН <***>; <***>, ОГРН <***>; <***>, дата регистрации 08.08.2012, адрес (место нахождения) 680509, <...>, офис.2)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 21.03.2005, адрес (место нахождения) 690034, <...>)
о признании незаконным отказа Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области в отборе проб и образцов, оформленного Актом от 20.06.2019 №б/н.
при участии: от заявителя – генеральный директор ФИО1, паспорт, ФИО2, удостоверение адвоката, доверенность от 15.02.2019; от ответчика - ФИО3, служебное удостоверение, доверенность от 24.12.2018 №61, диплом о высшем юридическом образовании ВСБ 0041129 от 19.04.2003,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Евразийский Деловой Совет» (далее - заявитель, общество, ООО «Евразийский Деловой Совет») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным отказа Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области (далее – управление, административный орган) в отборе проб и образцов, оформленного Актом от 20.06.2019 №б/н; обязании Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области устранить допущенное нарушение путем произведения отбор образцов согласно заявлению, зарегистрированному за №№7547-7551 от 18.06.2019.
В обоснование заявленных требований общество указало, что должностным лицом управления неправомерно отказано в отборе проб и (или) образцов. Считает, что отбор образцов является государственной услугой, а не государственным контролем.
Административный орган в удовлетворении заявления просил отказать, пояснив, что отбор проб и (или) образцов подкарантинной продукции не является государственной услугой. При этом указав, что заявителем не были созданы необходимые условия для осуществления мероприятий по досмотру и точечным отбором проб от всех частей подкрантинной продукции для формирования исходных образцов необходимых для проведения лабораторных исследований в целях получения заключения о карантинном фитосанитарном состоянии экспортных партий подкарантинной продукции, получателем которой являлся Суйфэньхэнская экспортно-импортная компания «Лунцзян-Шаньлянь». Кроме того, доступ к партиям подкарантинной продукции затруднен – высота размещенных друг на друге пакетов не позволяет осуществить досмотр верхних пакетов с лесоматериалами, не позволяет осуществить отбор проб пропорционально как установлено Стандартами СТО. Управление считает, что ни акт от 20.06.2019 о невозможности отбора проб и (или) образцов подкарантинной продукции, ни письмо от 27.06.2019 №01-25/3055 не являются ненормативными правовыми актами, несоответствующими действующему законодательству.
Из материалов дела следует, что ООО «Евразийский Деловой Совет» 18.06.2019 обратилось в Управление с заявлениями на отбор проб и (или) образцов экспортной подкарантинной продукции (ясеня маньчжурского) в количестве пяти партий по 33 куб.м./18 пакетов для проведения лабораторных исследований в целях получения заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкаранинной продукции.
20.06.2019 Управлением осуществлен выезд по месту нахождения груза на досмотр и отбор и (или) образцов заявленной подкарантинной продукции.
20.06.2019 Управлением составлен акт о невозможности отбора проб и (или) образцов подкарантинной продукции, согласно которого отсутствует свободный доступ к подкарантинной продукции (высота размещения друг на друге пакетов с лесоматериалом), а также двух неразделенных партий между собой.
27.06.2019 Управлением в адрес ООО «Евразийский Деловой Совет» направлено письмо о невозможности отбора проб и (или) образцов от 27.06.2019 №01-25/3055.
Заявитель, считая вышеуказанное бездействие управления незаконным, обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьи 198 АПК РФграждане, организации и иные лица вправеобратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительныминенормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) несоответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушаютих права и законные интересы в сфере предпринимательской и инойэкономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либообязанности, создают иные препятствия для осуществленияпредпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается наорган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 2 статьи 29 Федерального закона от 21.07.2014 N 206-ФЗ «О карантине растений» (далее - Закона о карантине) растений в целях получения заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции отбор проб и (или) образцов подкарантинной продукции для проведения лабораторных исследований осуществляется должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений.
Пунктом 25 Административного регламента Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по предоставлению государственной услуги по выдаче фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата, утвержденного приказом Минсельхоза России от 06.12.2017 № 612 (далее - Административный регламент) установление карантинного фитосанитарного состояния подкарантинной продукции, включая отбор проб и (или) образцов подкарантинной продукции для проведения лабораторных исследований, выдача заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции является услугой необходимой и обязательной для предоставления территориальными управлениями Россельхознадзора государственной услуги.
Наименование государственной услуги - государственная услуга по выдаче ФСС, РФС, КС (пункт 10 Административного регламента).
Таким образом, отбор проб и (или) образцов подкарантинной продукции не является государственной услугой.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 8 Закона о карантине растений государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) осуществляется путем проведения должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, мероприятий, включающих в себя, в том числе досмотр, осмотр подкарантинной продукции с отбором проб и (или) образцов подкарантинной продукции для проведения лабораторных исследований в области карантина растений в целях определения соответствия ее состояния карантинным фитосанитарным требованиям.
Согласно пункту 9 статьи 2 Закона о карантине растений досмотр -обследование должностным лицом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений,подкарантинной продукции, подкарантинных объектов в целях выявления наличия или отсутствия соответственно в этой продукции, на этих объектах карантинных объектов и (или) проверки соблюдения карантинных фитосанитарных требований с возможностью отбора проб и (или) образцов.
Понятие партии подкарантинной продукции установлено пунктом 28 статьи 2 Закона № 206-ФЗ - количество однородной подкарантинной продукции, предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю.
Порядок выдачи фитосанитарного сертификата (далее - ФСС), реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата установлен приказом Минсельхоза России от 13.07.2016 № 293 (далее -Порядок).
ФСС оформляется на каждую партию подкарантинной продукции, вывозимую с территории Российской Федерации (пункт 2 Порядка).
Понятие партии подкарантинной продукции установлено пунктом 28 статьи 2 Закона № 206-ФЗ - количество однородной подкарантинной продукции, предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю.
Согласно Порядку ФСС выдаётся Россельхознадзором или его территориальным органом на основании заключения о карантинном фитосанитарном состоянии продкарантинной продукции.
В целях подготовки заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции отбор проб и (или) образцов подкарантинной продукции для проведения лабораторных исследований осуществляется должностным лицом уполномоченного органа не позднее чем через 7 рабочих дней после получения соответствующего обращения заявителя.
При этом порядок проведения отбора проб и (или) образцов в целях выдачи ФСС законодательством не урегулирован.
Вместе с тем, согласно пункту 20.1.1 Стандарта организации СТО ВНИИКР 8.001-2018 «Продукция подкарантинная. Методы и нормы отбора образцов при карантинном фитосанитарном досмотре и лабораторных исследованиях», утвержденный Федеральным государственным бюджетным учреждением «Всероссийский центр карантина растений» (далее - Стандарт СТО) отбор выемок от круглой древесины и пиломатериалов проводят методом целевого отбора в сочетании с методом с фиксированной пропорцией.
В соответствии с пунктом 9.3.2 Положения об Управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Приморскому краю и Сахалинской области, утвержденного приказом Россельхознадзора от 15.04.2013 № 170, Управление осуществляет государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) в пределах своей компетенции. Отбор проб и образцов осуществляется в целях получения заключения о карантинном фитосанитарном состоянии экспортных партий подкарантинной продукции.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о карантине растений вывоз из Российской Федерации каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требования страны - импортера.
Фитосанитарный сертификат свидетельствует о том, что грузы растений, растительных продуктов или других подкарантинных материалов отвечают специфичным фитосанитарным импортным требованиям и соответствуют удостоверяющему заявлению сертификата соответствующего образца.
В статье 32 Закона о карантине растений перечислены обязанности организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан в области обеспечения карантина растений: указанные лица выполняют карантинные фитосанитарные требования и другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации в области карантина растений, правилами и нормами обеспечения карантина растений.
Как следует из материалов дела ООО «Евразийский Деловой Совет» 18.06.2019 обратилось в Управление с заявлениями (№№7547-7551) на отбор проб и (или) образцов экспортной подкарантинной продукции (ясеня маньчжурского) в количестве пяти партий по 33 куб.м./18 пакетов для проведения лабораторных исследований в целях получения заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкаранинной продукции.
20.06.2019 Управлением осуществлен выезд по месту нахождения груза на досмотр и отбор и (или) образцов заявленной подкарантинной продукции, о чем составлен акт о невозможности отбора проб и (или) образцов подкарантинной продукции, согласно которого отсутствует свободный доступ к подкарантинной продукции (высота размещения друг на друге пакетов с лесоматериалом), а также двух неразделенных партий между собой.
Кроме того, согласно акта о невозможности отбора проб и (или) образцов подкарантинной продукции от 20.06.2019 доступ к партиям подкарантинной продукции затруднен – высота размещенных друг на друге пакетов не позволяет осуществить досмотр верхних пакетов с лесоматериалами, не позволяет осуществить отбор проб пропорционально как установлено Стандартами СТО.
Вместе с тем, суд соглашается с Управлением о том, чтозаявителем не были созданы необходимые условия для осуществления мероприятий по досмотру и точечным отбором проб от всех частей подкрантинной продукции для формирования исходных образцов необходимых для проведения лабораторных исследований в целях получения заключения о карантинном фитосанитарном состоянии экспортных партий подкарантинной продукции, получателем которой являлся Суйфэньхэнская экспортно-импортная компания «Лунцзян-Шаньлянь».
Таким образом, ООО «Евразийский Деловой Совет», подавая заявление на отбор подкарантийнной продукции (ясеня маньчжурского), не обеспечило возможность отбора проб и образцов подкарантинной продукции (ясеня маньчжурского).
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что Управление, выявив указанные обстоятельства невозможности отбора проб и образцов, правомерно отказало в отборе проб и образцов подкарантийнной продукции (ясеня маньчжурского), что отражено в акте от 20.06.2019 о невозможности отбора проб и (или) образцов подкарантинной продукции.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Руководствуясь изложенным, суд считает, что заявленные ООО «Евразийский Деловой Совет» о признании незаконным отказа Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области в отборе проб и образцов, оформленного Актом от 20.06.2019, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявленных требований общества с ограниченной ответственностью «Евразийский Деловой Совет» о признании незаконным отказа Управления Россельхознадзора по Приморскому краю и Сахалинской области в отборе проб и образцов, оформленного Актом от 20.06.2019 №б/н отказать. Проверено на соответствие Федеральному закону от 21.07.2014 N 206-ФЗ «О карантине растений».
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Николаев А.А.