ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-13928/08 от 24.03.2009 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

г.Владивосток, ул.Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  Резолютивная часть решения оглашена 24 марта 2009 года

г. Владивосток Дело № А51–13928/2008

«27» марта 2009г.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Д.В. Борисова,

рассмотрев в судебном заседании 17-24 марта 2009г. дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Владивостокский контейнерный терминал»

к Инспекции федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока,

о признании частично недействительным решения ИФНС РФ по Фрунзенскому району г. Владивостока №1923 06-12/8316 от 07.11.2008г. «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения»,

при участии в заседании:

от заявителя - предст. ФИО1 (паспорт 0503 №358813, выд. 08.05.2003г. Советским РУВД г. Владивостока, дов. Д-01/08 от 20.10.2008г.);

от налогового органа - спец. 1 разр. ФИО2 (дов. от 12.01.2009г. №11/5, пасп. 0503 №676772, выд. 25.09.2003г. Ленинским РУВД г. Владивостока), нач. отд. камер. пров. ФИО3 (дов. от 12.01.2009г. №11/8, паспорт 0503 №175525, выд. 10.11.2002г. Первомайским РУВД г. Владивостока);

протокол судебного заседания вел судья Д.В. Борисов

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Владивостокский контейнерный терминал» (далее – «заявитель, общество») обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Инспекции федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока (далее – «налоговый орган, инспекция») о признании незаконными положений пунктов 2 и 3 решения №1923 06-12/8316 от 07.11.2008г. «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» в части начисления недоимки по уплате земельного налога за полугодие (2 квартал) 2008 года в размере 275 478 рублей, пени в размере 8961,48 рублей, а также по пункту 4 в части возложения на Общество обязанностей по внесению исправлений в расчет авансового платежа по земельному налогу за 2 квартал 2008 года.

Резолютивная часть решения была оформлена и оглашена судом в судебном заседании 24 марта 2009г., а изготовление решения в мотивированном виде откладывалось в соответствии с п.2 ст.176 АПК РФ. Полный текст решения изготовлен 27.03.2009г.

 В судебном заседании 17 марта 2009 года судом на основании статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 24 марта 2009 года.

Заявитель считает оспариваемое решение незаконным, и нарушающим права и интересы общества. В обоснование своих доводов заявитель указал, что Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (далее – «Департамент») своим распоряжением №558-р от 04.04.2008 предоставил ООО«ВКТ» земельный участок площадью 109 333 кв.м.

23.04.2008г. между заявителем и Департаментом был заключен договор купли-продажи, при этом государственная регистрация перехода права собственности на земельный участок площадью 109 333 кв.м. была произведена только 20.05.2008г.

В связи с этим заявитель считает, что обязанность по уплате земельного налога возникает у общества с момента регистрации права собственности на земельный участок, поэтому при расчете авансовых платежей за полугодие (2 квартал) 2008г. общество принимает количество полных месяцев правообладания земельным участком в квартале равным 1 месяцу (июнь).

Кроме того, заявитель ссылается на то обстоятельство, что согласно письму ОАО «ВМТП» от 13.10.2008г. №Б-487 земельный налог за земельный участок площадью 109 333 кв.м., который приобрело ООО «ВКТ» по договору №400 от 23.04.2008г., был уплачен ОАО «ВМТП», как прежним владельцем земельного участка, по 31 мая 2008г. включительно.

Заявитель также указывает, что в п.2 ст. 393 НК РФ (в редакции Закона от 24.07.2007г. №216-ФЗ) в качестве отчетного периода указан первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Указанные изменения вступили в силу с 01.01.2008. Однако в предыдущей редакции было указано, что отчетными периодами являются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года. Вместе с тем, на момент подачи авансового расчета за 2 квартал 2008г. действовала форма расчета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 19.05.2005г. №66н, в которой на титульном листе предусмотрены отчетные периоды: квартал, полугодие, девять месяцев. То есть действовавшая форма расчета не соответствовала требованиям п.2 ст. 393 НК РФ и не позволяла отражать в ней число месяцев в отчетном периоде – три месяца. Новая форма расчета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.09.2008г. №95н, применяется только с 2009 года.

Заявитель также пояснил, что общество, являясь крупнейшим налогоплательщиком, в силу п.3 ст. 80 НК РФ обязано предоставлять налоговую отчетность в электронном виде. При этом общество не имело технической возможности указывать в предоставленной в налоговый орган отчетности за 2 квартал 2008г. число полных календарных месяцев в отчетном периоде в соответствии с п.2 ст. 393 НК РФ, поскольку программа, которая используется обществом, запрограммирована ее разработчиками таким образом, что число полных календарных месяцев в отчетном периоде принимается равным шести месяцам.

С учетом изложенного, общество представило в налоговый орган расчет по авансовым платежам по форме, утвержденной Приказом Минфина РФ от 19.05.2005г. №66н, в котором отразило коэффициент «К2» равным 0,17 (1/6), и исчислило авансовый платеж в размере 93 663 руб.

В дополнительном отзыве от 24.03.2009г. заявитель указал, что решающее значение в споре с налоговым органом имеет количество месяцев правообладания земельным участком в 2008г., поскольку по результатам календарного года количество месяцев в отчетном периоде по данным заявителя и налогового органа совпадает и равно 12 месяцам. То есть расхождение в части размера земельного налога за спорный земельный участок в годовом исчислении приходится на количество месяцев правообладания земельным участком, отражаемое в коэффициенте «К2», который по году по данным налогового органа составит 0,67 (8/12), а по данным общества – 0,58 (7/12). При этом заявитель указал, что обществом земельный налог за спорный земельный участок за 2008г. уже уплачен в полном объеме исходя из расчета коэффициента «К2» - 0,58 (7/12).

Налоговый орган против удовлетворения заявленных требований возражает, ссылаясь на законность и правомерность оспариваемого решения. Налоговый орган указал, что обязанность по уплате земельного налога возникает у общества не с момента регистрации права собственности на земельный участок, а с момента подписания договора купли-продажи и акта приема-передачи земельного участка (с 23.04.2008). Поэтому при расчете авансовых платежей за полугодие (2 квартал) 2008г. общество должно отражать количество полных месяцев правообладания земельным участком в квартале равным 2 месяцам (май и июнь 2008г.).

То обстоятельство, что согласно письму ОАО «ВМТП» от 13.10.2008г. №Б-487 земельный налог за земельный участок площадью 109 333 кв.м., который приобрело ООО «ВКТ» по договору №400 от 23.04.2008г., был уплачен ОАО «ВМТП» по 31 мая 2008г. включительно, не означает, что заявитель не должен платить за спорный земельный участок. По мнению инспекции ОАО «ВМТП» вправе требовать возврата уплаченного земельного налога за спорный земельный участок, т.к. фактическим пользователем земельного участка в мае 2008г. является заявитель, а не ОАО «ВМТП».

Налоговый орган также указал, что в п.2 ст. 393 НК РФ (в редакции Закона от 24.07.2007г. №216-ФЗ) в качестве отчетного периода указан первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Указанные изменения вступили в силу с 01.01.2008. При этом, ссылаясь на Письмо ФНС РФ от 29.07.2008 N ШС-6-3/537@ налоговый орган указал, что налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за II квартал 2008 года необходимо представлять в налоговые органы по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 19.05.2006 N 66н (в редакции Приказов Минфина России от 12.04.2006 N 64н и от 19.02.2007 N 16н). При этом налоговый орган пояснил, что в инспекции имеется программное обеспечение, которое позволяет указывать в электронных декларациях по земельному налогу число полных календарных месяцев в отчетном периоде в соответствии с п.2 ст. 393 НК РФ. Данная программа предоставляется всем налогоплательщикам на безвозмездной основе.

Таким образом, общество должно было указывать в налоговом расчете по авансовым платежам по форме, утвержденной Приказом Минфина РФ от 19.05.2005г. №66н, коэффициент «К2» равным 0,67 (2/3), и исчислить авансовый платеж в размере 369 141 руб.

В связи с тем, что общество исчислило земельный налог только в сумме 93 663 руб., налоговый орган в оспариваемом решении доначислил обществу 275 478 руб. (369 141 руб. - 93 663 руб.) и соответствующие пени.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Общество с ограниченной ответственностью «Владивостокский контейнерный терминал», расположено по адресу: <...>, зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией ФНС по Фрунзенскому району г. Владивостока 08.08.2003г., ОГРН <***>.

04.04.2008 Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края своим распоряжением №558-р прекратил право постоянного (бессрочного) пользования ОАО «ВМТП» земельными участками (482 228 кв.м. и 13 716 кв.м.) и предоставил ООО «ВКТ» из указанных земель участок площадью 109 333 кв.м., по адресу: <...>.

15.04.2008г. Управлением Роснедвижимости по Приморскому краю ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Приморскому краю на земельный участок площадью 109 333 кв.м., по адресу: <...> был оформлен кадастровый паспорт №28-1/08-1148, в котором земельному участку присвоен кадастровый номер №25:28:020031:0197, определена кадастровая стоимость – 146 921 685 руб.

23.04.2008г. между заявителем и Департаментом был заключен договор купли-продажи №400 земельного участка с кадастровым номером №25:28:020031:0197, площадью 109 333 кв.м.

В этот же день – 23.04.2008г. был оформлен акт приема-передачи в собственность земельного участка.

На основании договора купли-продажи №400 от 23.04.2008г., акта приема-передачи от 23.04.2008г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю 20 мая 2008г. было оформлено Свидетельство о государственной регистрации права серии 25-АБ №009701. В связи с чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 20.05.2008г. была сделана запись регистрации №25-25-01/072/2008-308.

Полагая, что обязанность по уплате земельного налога возникает у общества с момента регистрации права собственности на земельный участок, общество в расчете авансовых платежей за полугодие (2 квартал) 2008г. указало количество полных месяцев правообладания земельным участком в квартале равным 1 месяцу (июнь).

Исходя из того, что на момент подачи авансового расчета за 2 квартал 2008г. действовала форма расчета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 19.05.2005г. №66н, в которой на титульном листе предусмотрены отчетные периоды: квартал, полугодие, девять месяцев, а также в связи с тем, что в налоговой отчетности за 2 квартал 2008г. в электронном виде общество не имело технической возможности указывать число полных календарных месяцев в отчетном периоде в соответствии с п.2 ст. 393 НК РФ, общество представило в налоговый орган расчет по авансовым платежам, в котором отразило коэффициент «К2» равным 0,17 (1/6), и исчислило авансовый платеж в размере 93 663 руб.

Налоговым органом в отношении представленного расчета в порядке ст. 88 НК РФ была проведена камеральная налоговая проверка, по итогам которой был составлен акт №5129 06-12/7197 от 29.09.2008г. и принято решение №1923 06-12/8316 от 07.11.2008г.

В соответствии с указанным решением обществу в п.1 резолютивной части решения было отказано в привлечении к налоговой ответственности, при этом в пунктах 2 и 3 решения налоговый орган начислил пени в размере 8961,48 рублей и земельный налог за 2 квартал 2008 года в размере 275 478 рублей. Также п. 4 решения обществу было предложено внести исправления в расчет авансового платежа по земельному налогу за 2 квартал 2008 года.

Полагая, что решение налогового органа по пунктам 2, 3 и 4 резолютивной части нарушает права и законные интересы общества в сфере экономической деятельности, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Оценив доводы заявителя, возражения налогового органа, исследовав материалы дела по существу, суд находит, что требования общества являются правомерными и обоснованными частично, по следующим основаниям.

1. Количество месяцев правообладания земельным участком.

В соответствии с п.1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно ст. 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434).

Согласно п.1 ст. 130 ГК РФ (в ред. Федеральных законов от 30.12.2004 N 213-ФЗ, от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В соответствии с п.1 ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

Исходя из анализа норм права статей 8, 218, 223, 551 Гражданского кодекса РФ следует, что право собственности на имущество приобретается у собственника другим лицом на основании договора купли-продажи. В случаях, когда такое имущество подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.

Статьей 25 Земельного кодекса определено, что право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования и право пожизненного наследуемого владения земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ.

Согласно п.1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.1997 N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 N 219, датой государственной регистрации прав на недвижимость является дата внесения соответствующих записей.

Как установлено судом, в соответствии с п.3.4 Распоряжения Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края №558-р от 04.04.2008г. обязанность по заключению в месячный срок договора купли-продажи земельного участка площадью 109 333 кв.м., расположенного по адресу: <...>, возлагалась на ООО «ВКТ».

В соответствии с п.4.1 Распоряжения Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края №558-р от 04.04.2008г. обязанность по подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка возлагалась на отдел мониторинга и контроля за использованием земельных участков и административных договоров Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края.

Судом из материалов дела усматривается, что в течение месяца с момента издания Распоряжения Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края №558-р от 04.04.2008г. «О предоставлении обществу с ограниченной ответственностью «Владивостокский контейнерный терминал» земельного участка, расположенного по адресу: <...>» проект договора купли-продажи был подготовлен Департаментом и 23 апреля 2008г. подписан сторонами.

В соответствии с п.3.5 Договора купли-продажи №400 земельного участка следует, что право собственности покупателя на участок возникает с момента государственной регистрации настоящего договора и перехода права собственности на участок в Главном управлении Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю.

В соответствии с п.3.5 Распоряжения Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края №558-р от 04.04.2008г. обязанность по осуществлению регистрации права собственности на земельный участок в органе, осуществляющем регистрацию, также возлагалась на ООО «ВКТ».

Из материалов дела следует, что 25 апреля 2008г. ООО «ВКТ» представило в Управление Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю (далее по тексту – УФРС по ПК) пакет документов для государственной регистрации права на земельный участок площадью 109 333 кв.м., расположенного по адресу: <...>.

Данное обстоятельство подтверждается имеющейся в материалах дела распиской в получении документов на государственную регистрацию, выданной УФРС по ПК обществу.

20 мая 2008г. Управлением Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю было оформлено свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок площадью 109 333 кв.м., кадастровый номер №25:28:020031:0197.

Таким образом, судом усматривается, что ООО «ВКТ» были предприняты надлежащие меры к закреплению права собственности на землю. Материалы дела свидетельствуют, что заявитель не уклонялся от получения государственного акта на право пользования землей.

С учетом вышеизложенного, суд считает необоснованным довод налогового органа о том, что обязанность по уплате земельного налога у заявителя возникла с момента составления акта приема – передачи в собственность земельного участка, а не с момента его регистрации и получения свидетельства о праве собственности.

В соответствии с п.7 ст. 396 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности (постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения) на земельный участок (его долю) исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении данного земельного участка производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При этом если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав. Если возникновение (прекращение) указанных прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц прекращения указанных прав.

Принимая во внимание, что возникновение права собственности на земельный участок произошло у заявителя после 15-го числа месяца регистрации такого права, суд полагает, что количество полных месяцев правообладания земельным участком во втором квартале 2008г. составляет один месяц (июнь 2008г.).

Кроме того, отклоняя довод налогового органа о том, что общество является плательщиком земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером №25:28:020031:0197 с момента подписания договора и составления акта приема-передачи, суд исходит также из следующего.

Согласно имеющемуся в материалах дела письму ОАО «ВМТП» от 13.10.2008г. №Б-487, земельный налог за земельный участок площадью 109 333 кв.м., который приобрело ООО «ВКТ» по договору №400 от 23.04.2008г., был уплачен ОАО «ВМТП» по 31 мая 2008г. включительно.

В отношении указанного обстоятельства судом в ходе судебного разбирательства у ОАО «ВМТП» по Определению от 20.01.2009г. были истребованы подтверждающие документы и пояснения.

ОАО «ВМТП» по Определению суда представило в материалы дела пояснения, в которых указало, что согласно Распоряжений Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края №767-р от 18.12.2007г. и №768-р от 18.12.2007г., право постоянного (бессрочного) пользования ОАО «ВМТП» земельным участком площадью 482 228 кв.м. прекращено, ООО «ВКТ» предоставлен в долгосрочную аренду участок площадью 107 641 кв.м., указанные участки расположены по адресу: <...>. Части указанных участков находятся в собственности ООО «ВКТ» на основании договора купли-продажи №400 от 23.04.2008г.

При этом ОАО «ВМТП» указало, что земельный участок с кадастровым номером №25:28:020031:0197 являлся частью земельного участка с кадастровым номером №25:28:020031:0018.000 до его раздела на отдельные участки Департаментом земельных ресурсов и землеустройства Приморского края.

ОАО «ВМТП» представило суду также заверенные копии Государственного акта на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком с кадастровым номером №25:28:020031:0018.000, налоговые декларации по авансовым платежам по земельному налогу, платежное поручение №5427 от 05.08.2008г., выписки банка с лицевого счета ОАО «ВМТП» от 05.08.2008г.

Указанные документы подтверждают, что ОАО «ВМТП» уплатило земельный налог за 2 квартал в отношении земельного участка №25:28:020031:0018.000 включительно по май 2008г.

Более того, судом также был сделан запрос от 20.01.2009г. в Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края по земельному участку №25:28:020031:0197 и в письме от 02.02.2009г. №29/10-18-725 Департамент с приложением подтверждающих документов указал, что земельный участок с кадастровым номером №25:28:020031:0197 был преобразован, в том числе из земельного участка №25:28:020031:0018.000.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает, что заявитель является плательщиком земельного налога в отношении земельного участка с момента регистрации права собственности на такой участок, соответственно в силу п.7 ст. 396 НК РФ количество полных месяцев правообладания земельным участком во втором квартале 2008г. составляет один месяц (июнь 2008г.).

2. Количество месяцев в отчетном периоде.

В соответствии с п.2 ст. 393 НК РФ (в редакции Закона от 24.07.2007г. №216-ФЗ) отчетным периодом по земельному налогу является первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.

Календарный год признается налоговым периодом (п.1 ст. 393 НК РФ).

Согласно п.2 ст. 398 НК РФ налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, за исключением налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, установленные главами 26.1 и 26.2 настоящего Кодекса, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по налогу, по истечении отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.

Форма налогового расчета по авансовым платежам по налогу утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

Суд не принимает довод заявителя о том, что на момент подачи авансового расчета за 2 квартал 2008г. действовала форма расчета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 19.05.2005г. №66н, в которой на титульном листе предусмотрены отчетные периоды: квартал, полугодие, девять месяцев и действовавшая форма расчета не позволяла отражать в ней число месяцев в отчетном периоде согласно требованиям п.2 ст. 393 НК РФ – три месяца.

Довод заявителя основан на том, что общество является крупнейшим налогоплательщиком и в силу п.3 ст. 80 НК РФ обязано предоставлять налоговую отчетность в электронном виде.

Суд полагает, что налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу за II квартал 2008 года необходимо представлять в налоговые органы по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 19.05.2006 N 66н (в редакции Приказов Минфина России от 12.04.2006 N 64н и от 19.02.2007 N 16н).

При этом, как указано в письме ФНС РФ от 29.07.2008 N ШС-6-3/537@ до внесения изменений в Приказ Минфина России N 66н при заполнении Раздела 2 «Расчет налоговой базы и суммы авансового платежа по земельному налогу» налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу необходимо учитывать следующее.

По строке с кодом 210 указывается количество полных месяцев владения земельным участком в течение отчетного периода. В случае если земельный участок использовался в течение всего отчетного периода, то по строке с кодом 210 указывается «3».

По строке с кодом 220 указывается коэффициент «К2», который применяется для исчисления земельного налога в случае правообладания земельным участком в течение неполного отчетного периода.

Коэффициент «К2» определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности (постоянном (бессрочном) пользовании, пожизненном наследуемом владении) налогоплательщика, указанных по строке с кодом 210, к числу календарных месяцев в отчетном периоде.

Таким образом, поскольку земельный участок использовался в течение неполного отчетного периода, 1 месяц, то коэффициент «К2» составит:

1 месяца : 3 месяца = 0,33.

Суд отклоняет довод заявителя о том, что общество не имело технической возможности указывать в предоставленной в налоговый орган отчетности за 2 квартал 2008г. число полных календарных месяцев в отчетном периоде в соответствии с п.2 ст. 393 НК РФ, поскольку программа, которая используется обществом, запрограммирована ее разработчиками таким образом, что число полных календарных месяцев в отчетном периоде принимается равным шести месяцам.

В ходе судебного разбирательства налоговым в материалы дела на компакт-диске было представлено программное обеспечение «Налогоплательщик ЮЛ», версия 4.14, а также руководство пользователя 227463.22312.014.ИЗ.01.2-1.М. Указанная программа разработана по заказу ФНС России и распространяется среди налогоплательщиков бесплатно.

В указанной программе, согласно руководству пользователя, реализованы все формы налоговой и бухгалтерской отчетности в соответствии с утвержденными формами и утвержденными ФНС России форматами для представления их в налоговые органы в электронном виде.

Из п.2.1 руководства пользователя следует, что программа «Налогоплательщик ЮЛ» предназначена для автоматизации процесса ввода налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде. Программа позволяет формировать налоговый расчет авансовых платежей по земельному налогу (код формы 1153003), а также налоговую декларацию по земельному налогу (код формы 1153005).

Из пункта 4.4.1.2 руководства пользователя следует, что в режиме «Установка отчетного периода» пользователь может установить отчетный период. Для этого необходимо на панели программы установить нужный отчетный период (месяц, квартал, полугодие, год).

Из приложения 1 «Перечень нормативных документов для создания программы» следует, что в основу программы положен, в том числе Приказ Минфина и ФНС от 20 апреля 2007 г. N ММ-3-13/245@ «О внесении изменений в формат представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, в электронном виде (версия 3.00).

Таким образом, суд полагает, что техническая возможность для указания в предоставляемой в налоговый орган отчетности за 2 квартал 2008г. числа полных календарных месяцев в отчетном периоде в соответствии с требованиями п.2 ст. 393 НК РФ, у налогоплательщика имелась.

При этом в ходе судебного разбирательства заявитель не отрицал наличие иных программ, помимо используемой обществом, которые позволяют представлять отчетность в электронном виде по земельному налогу в соответствии с требованиями п.2 ст. 393 НК РФ. Однако ссылался на то обстоятельство, что бухгалтерская отчетность в организации ведется с помощью единого программного обеспечения, и применение иных программ привело бы к несоответствию в данных, предоставляемых в налоговый орган, с данными бухгалтерского учета общества.

Однако суд данное обстоятельство не принимает во внимание, поскольку рассматриваемый спор касается наличия технической возможности для предоставления в налоговый орган расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 2 квартал 2008г. в соответствии с нормами п.2 ст. 393 НК РФ. В связи с чем суд не рассматривает общие проблемы соответствия данных, предоставляемых в налоговый орган, с данными бухгалтерского учета общества.

С учетом изложенного, суд считает, что общество должно было отразить в представленном в налоговый орган расчете по авансовым платежам по форме, утвержденной Приказом Минфина РФ от 19.05.2005г. №66н, коэффициент «К2» равный 0,33 (1/3), и исчислить авансовый платеж в размере 181 815 руб. ((146 921 685 руб. х 0,33 х 1,5%) / 4).

Судом установлено, что налоговым органом в оспариваемом решении был применен коэффициент «К2» в размере 0,67 (2/3), при этом сумма исчисленного авансового платежа по земельному налогу составила 369 141 руб. ((146 921 685 руб. х 1,5% х 0,67) / 4). Соответственно сумма заниженного налога по данным инспекции составила – 275 478 руб. (369 141 руб. – 93 663 руб.).

Принимая во внимание, что согласно представленной декларации сумма исчисленного и уплаченного авансового платежа по земельному налогу составила 93 663 руб., суд полагает, что общество должно доплатить налог за 2 квартал 2008г. в сумме 88 153 руб. (181 815 руб. – 93 663 руб.).

При этом размер пени на сумму 88 153 руб. составит 2846,99 руб., что также следует из представленного налоговым органом расчета пени.

Таким образом, оспариваемым решением излишне доначислен земельный налог в сумме 187 325 руб. (369 141 руб. - 181 815 руб.), и пени в сумме 6114,49 руб.

Вместе с тем, суд полагает, что решение налогового органа в части начисления земельного налога в сумме 275 478 руб. является незаконным в силу следующего.

Суд находит, что по результатам налогового периода – календарного года количество месяцев в отчетном периоде по данным заявителя и налогового органа должно быть идентичным и составит 12 месяцев. В связи с чем, расхождение в части размера земельного налога за спорный земельный участок в годовом исчислении придется только на количество месяцев правообладания земельным участком, отражаемое в коэффициенте «К2», который по году по данным налогового органа составит 0,67 (8/12), а по данным общества – 0,58 (7/12).

Соответственно годовой размер налога по данным инспекции составит - 1 476 563 руб. (146 921 685 руб. х 1,5% х 0,67).

Тогда как по данным заявителя годовой размер земельного налога составит - 1 278 219 руб. (146 921 685 руб. х 1,5% х 0,67).

Согласно п.1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора (пп.1 п.3 ст. 44 НК РФ).

В соответствии с пп.1 п.3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено пунктом 4 настоящей статьи с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;

В ходе судебного разбирательства заявитель пояснил суду, что обществом земельный налог за спорный земельный участок с кадастровым номером №25:28:020031:0197 за 2008г. уже уплачен в полном объеме по установленным законом срокам, исходя из значения коэффициента «К2» - 0,58 (7/12).

При этом заявитель представил суду платежные поручения на сумму 1278219 руб., а именно:

- №1976 от 28.07.2008г. за 2 квартал 2008г.на сумму 93 663 руб.;

- №15 от 31.10.2008г. за 3 квартал 2008г.на сумму 242 421 руб.;

- №215 от 30.01.2009г. за 2008г.на сумму 942 135 руб.;

В связи с изложенным, суд полагает, что обязанность по уплате земельного налога применительно к 2008 году, в том числе к правоотношениям 2-го квартала 2008г., общество исполнило в полном объеме.

Несмотря на то, что в годовом исчислении земельный налог в сумме 1 278 219 руб. обществом уплачен, суд полагает, что в течение 2008г. общество обязано было исчислять и уплачивать авансовые платежи по земельному налогу в размере, соответствующем требованиям Главы 31 Налогового кодекса.

Согласно п.3 ст. 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно п.6 ст. 396 НК РФ налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно п.1 ст. 397 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

В соответствии с п.4.3 Приложения к решению Думы города Владивостока от 28.10.2005 N 108 «О земельном налоге в городе Владивостоке» (в ред. Муниципального правового акта города Владивостока от 20.11.2006 N 58-МПА) в течение налогового периода налогоплательщики-организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают авансовые платежи в течение пяти дней после окончания срока предоставления расчетов сумм по авансовым платежам (5 мая, 5 августа, 5 ноября).

Налогоплательщики-организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, предоставляют в налоговые органы по месту нахождения земельного участка расчеты сумм по авансовым платежам не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (не позднее 30 апреля, 31 июля, 31 октября), по истечении налогового периода, но не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговую декларацию по налогу (п.4.6 Приложения).

По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают налог не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п.4.4. Приложения).

Таким образом, за 2 квартал 2008г. общество должно было исчислить и уплатить авансовый платеж в размере 181 815 руб. ((146 921 685 руб. х 0,33 х 1,5%) / 4) в срок не позднее 05.08.2008г.

За 3 квартал 2008г. общество должно было исчислить и уплатить авансовый платеж в размере 369 141 руб. ((146 921 685 руб. х 1,5% х 0,67) / 4) в срок не позднее 05.11.2008г.

За 2008г. общество должно было исчислить и уплатить платеж в размере 727 263 руб. (1 278 219 руб. - 181 815 руб. - 369 141 руб.) в срок не позднее 01.02.2009г.

В соответствии с п.1 ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Принимая во внимание, что за 2-й квартал 2008г. по сроку до 05.08.2008г. общество вместо положенных 181 815 руб., уплатило только 93 663 руб., суд полагает, что на сумму 88 152 руб. (181 815 руб. – 93 663 руб.) в соответствии со ст. 75 НК РФ должны быть исчислены пени в размере 2846,99 руб. за период с 06.08.2008г. по 07.11.2008г.

В соответствии с п.2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, с учетом вышеперечисленных оснований и обстоятельств, суд считает, что решение налогового органа №1923 06-12/8316 от 07.11.2008г. является незаконным в части начисления земельного налога в сумме 275 478 руб., и пени в размере 6114,49 руб., а также в части предложения уплатить указанные суммы и внести соответствующие исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу пункта 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

Согласно статье 112 АПК РФ вопрос о распределении государственной пошлины, уплаченной истцом при подаче заявления об обеспечении иска, разрешается судом по итогам рассмотрения дела по существу.

В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными государственная пошлина организациями уплачивается в размере 2 000 рублей.

Поскольку главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителями и заинтересованными лицами, разрешается судом по правилам главы 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отношении сторон по делам искового производства.

Вместе с тем, исходя из неимущественного характера требований к данной категории дел, не могут применяться положения пункта 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующие распределение судебных расходов при частичном удовлетворении заявленных требований.

В случае признания обоснованным полностью или частично заявления об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц судебные расходы подлежат возмещению соответственно этим органом в полном размере.

Аналогичная позиция изложена также в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 N 7959/08 по делу N А46-6118/2007.

В соответствии с пп.1.1 п.1 ст. 337.37 НК РФ (в ред. Федерального закона от 25.12.2008 N 281-ФЗ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, и принимая во внимание, что ходатайство о принятии обеспечительных мер судом удовлетворено, исковые требования заявителя удовлетворены частично, суд считает, что уплаченная заявителем при подаче искового заявления государственная пошлина в размере 3000 руб. подлежит возврату из бюджета в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 333.21, 333.37 НК РФ, 112, 167 – 170, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Инспекции федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока от 07.11.2008г. №1923 06-12/8316 «Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» по пункту 2 резолютивной части решения в части начисления пени по земельному налогу в размере 6114,49 рублей; по пункту 3 резолютивной части решения в части предложения уплатить недоимку по земельному налогу по сроку до 05.08.2008г. в размере 275 478 рублей; по пункту 4 резолютивной части решения в части возложения на Общество с ограниченной ответственностью «Владивостокский контейнерный терминал» обязанностей по внесению исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета в указанной выше части.

Решение в указанной части подлежит немедленному исполнению.

В удовлетворении заявления в остальной части требований отказать.

Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью «Владивостокский контейнерный терминал» (<...>, свидетельство о государственной регистрации от 30.09.2008г. серии 25 №003165599) государственную пошлину в размере 3000 (три тысячи) рублей, уплаченную по платежному поручению от 12.12.2008 № 506, от 12.12.2008 № 507.

Справку на возврат госпошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Обеспечительные меры, принятые Арбитражным судом Приморского края по определению от 24.12.2008, сохраняют свое действие до вступления настоящего решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Пятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок с момента его принятия в порядке главы 34 АПК РФ и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в порядке главы 35 АПК РФ.

Судья Д.В. Борисов