АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-14008/2019
21 июля 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена июля 2020 года .
Полный текст решения изготовлен июля 2020 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Атановой А.К. (до перерыва в судебном заседании), секретарем судебного заседания Гусейновой Р.А. (после перерыва),
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Гаражно-строительного кооператива № 71 (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 08.02.1984)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 23.12.2004),
третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, Гаражно-строительный кооператив № 108, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Приморскому краю
об обязании снять с государственного кадастрового учета многоконтурный земельный участок,
при участии в судебном заседании: от заявителя - ФИО1 доверенность от 08.04.2019; от третьего лица - ФИО2, доверенность от 01.02.2020,
установил: Гаражно-строительный кооператив № 71 обратился в арбитражный суд с заявлением об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю снять с государственного кадастрового учета многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:65269, исключить сведения о нем из ЕГРН.
Ответчик и ФГБУ «ФКП Росреестра», извещенные надлежащим образом о месте и времени проведения судебного заседания, участие в нем своих представителей не обеспечили, что не явилось препятствием для рассмотрения заявления в отсутствие указанных лиц в силу частей 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела заявитель свое требование поддержал, придерживаясь изложенной в заявлении позиции. Заявитель утверждает, что снятие земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65269 площадью 1600 кв.м. с государственного кадастрового учета в заявительном порядке не предусмотрено действующим законодательством.
Заявитель пояснил, что земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:65269 является многоконтурным (контуры 1, 2), поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный земельный участок на основании заявления ГСК № 108.
Заявитель указал, что этот участок фактически пересекает границы переданного ГСК № 71 в бессрочное пользование земельного участка с кадастровым номером 25:28:010025:1282, и поставлен на кадастровый учет ГСК № 108, созданным 31.10.2013, т.е. позднее выдачи государственного акта предоставления спорного земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование от 19.08.1986, реальное наличие которого третье лицо не может доказать.
По мнению заявителя, ГСК № 108 не обладает правами на земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:65269, поскольку акт, на основании которого внесены сведения в ГКН, никогда не выдавался.
В обоснование своей позиции заявитель сослался на обстоятельства, установленные Арбитражным судом Приморского края в рамках рассмотренных им дел № А51-23305/2017, № А51-21650/2016, № А51-14383/2017.
Заявитель пояснил, что ГСК № 71 принимало меры по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке, а также по обращению в арбитражный суд с иском об установлении границ земельного участка площадью 1600 кв.м. с кадастровым номером 25:28:000000:65269 (контур 2).
В связи с этим, заявитель утверждает, что поскольку спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет незаконно, иной способ защиты нарушенного права кооператива, помимо заявленного кооперативом в рамках настоящего спора, в рассматриваемой ситуации отсутствует.
Ответчик в ходе судебного разбирательства с рассматриваемым требованием не согласился, полагает, что постановка на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65269 соответствовала закону.
По мнению ответчика, отсутствие в законодательстве норм регулирующих снятие с государственного кадастрового учета «учтенных» земельных участков не может служит основанием для возложения обязанности на Управление по снятию с кадастрового учета земельных участков лишь в силу наделенных полномочий.
Ответчик подтвердил, что в ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированном праве в отношении спорного земельного участка.
Кроме того, ответчик пояснил, что 24.01.2018 в ЕГРН внесена запись о запрете на совершение действий в сфере ГКУ в отношении спорного земельного участка в связи с принятием арбитражным судом обеспечительных мер по делу № А51-23305/2017.
Также ответчик указал, что в случае удовлетворения заявленного кооперативом требования о снятии спорного земельною участка с ГКУ без возложения на Управление соответствующей обязанности, такое решение суда будет являться основанием для проведения учетно-регистрационных действий при обращении ГСК № 71 в Управление Росреестра с соответствующим заявлением с приложением указанного решения суда в качестве документа-основания для проведения рассматриваемой процедуры.
ГСК № 108 согласно представленному в материалы дела письменному отзыву с заявленным требованием также не согласилось, поддержав позицию ответчика относительно законности и обоснованности постановки на ГКУ спорного земельного участка.
Третье лицо указало, что на момент постановки на кадастровый учет спорного земельного участка сведений о правах каких-либо третьих лиц на земельный участок не имелось, территории иных собственников либо землепользователей не захватывались; границы земельного участка были закреплены в ГКН, споров о правах не возникало; ЗУ 25:28:000000:65269 в районе между улицами Ленинской и Ивановской был предоставлен для размещения гаражных боксов еще в 1971 году ГСК № 12.
В отзыве третье лицо также указало, что согласно решению Исполнительного комитета Ленинского районного совета народных депутатов от 03.02.1986 № 34 за правлением ГСК № 108 был закреплен земельный участок между улицами Ленинской и Ивановской для строительства второй очереди индивидуальных гаражных боксов.
Доводы заявителя об отсутствии у ГСК № 108 прав на спорный земельный участок третье лицо в своем отзыве опровергло, сославшись на обстоятельства выделения гаражного кооператива № 108 из гаражного кооператива № 12 в 1986 году.
Также ГСК № 108 указал в своем отзыве на то, что доказательств того, что расположенные на земельном участке с кадастровым номером 25:28:010025:1282 гаражи ГСК № 71 являются объектами недвижимого имущества, построенными членами этого кооператива, а также о капитальности этих объектов заявителем не представлено.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Гаражно-строительный кооператив № 71 (далее – ГСК-71) был создан и зарегистрирован Ленинским районным Советом народных депутатов г. Владивостока 08.02.1984 согласно свидетельству серии 25 № 01698536.
На основании Решения исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся от 03.05.1984 № 307 Управление коммунального хозяйства предоставило в бессрочное пользование Гаражному кооперативу земельный участок площадью 600 кв.м. для строительства гаражных боксов, что подтверждается актом о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации.
26.11.1984 Инспекцией Государственного архитектурно-строительного контроля ГСК-71 было выдано разрешение на производство работ № 20/84.
Решением от 31.12.1988 № 749 Исполнительным комитетом Владивостокского городского совета народных депутатов утвержден акт приемки в эксплуатацию госкомиссией индивидуальных металлических гаражей на 13 боксов.
На основании решения об отводе земельного участка в районе ул.Ленинской, 193 под проектирование гаражного кооператива от 29.12.1983 № 1070 Ленинскому райсполкому был отведен во временное пользование земельный участок под проектирование гаражного кооператива на 13 металлических боксов в районе ул. Ленинской, 193.
На основании решения исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся от 03.05.1984 № 307 управление коммунального хозяйства г. Владивостока предоставило в бессрочное пользование Гаражному кооперативу № 71 земельный участок площадью 600 кв.м. для строительства гаражных боксов.
Кооперативу выдан акт о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации с приложением плана от 19.11.1984.
26.11.1984 Инспекцией Государственного архитектурно-строительного контроля ГСК-71 было выдано разрешение на производство работ № 20/84.
Решением от 31.12.1988 за № 749 Исполнительным комитетом Владивостокского городского совета народных депутатов утвержден акт приемки в эксплуатацию госкомиссией индивидуальных металлических гаражей на 13 боксов.
Обстоятельства формирования земельного участка с кадастровым номером 25:28:010025:1282 (площадью 600 кв.м), предоставления его на праве бессрочного пользования ГСК № 71, пересечения его границами границ земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65269 (1600 кв.м) были предметом исследования Арбитражным судом Приморского края в ходе рассмотрения дел № А51-21650/2016, А51-23305/2017, судебные акты по которым вступили в законную силу.
Правовые основания для государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 25:28:010025:1282 установлены в рамках рассмотрения Арбитражным судом Приморского края дел № А51-14383/2017 и № А51-21650/2016, судебные акты по которым вступили в законную силу.
Поэтому в силу части 2 статьи 69 АПК РФ установленные арбитражным судом при рассмотрении дел № А51-21650/2016, А51-23305/2017 и № А51-14383/2017 обстоятельства не подлежат оценке вновь в рамках рассматриваемого спора.
Земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:65269 площадью 1600 кв.м, местоположением: Приморский край, г. Владивосток, между улицами Ленинской и Ивановской, сформирован из земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации. Сведения об участке имеют статус ранее учтенных. Данный земельный участок многоконтурный, поставлен на кадастровый учет 19.08.2015 на основании обращения ГСК № 108 в связи с предоставлением ему этого участка в бессрочное пользование на основании решения исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся от 29.01.1986 № 55 в соответствии с выданным городским управлением коммунального хозяйства г. Владивостока актом от 19.08.1986 о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для строительства капитальных гаражей.
При рассмотрении дела № А51-23305/2017 арбитражный суд установил, что согласно ГКН многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:65269 (контур 1 (площадь 567,17 кв.м), контур 2 (площадь 1032,93 кв.м) был поставлен на кадастровый учет, как ранее учтенный земельный участок на основании заявления ГСК № 108 от 02.11.2015. Границы земельного участка установлены в соответствии с государственным актом о предоставлении участка в бессрочное пользование от 19.08.1986. Дата внесения сведений в государственный реестр недвижимости – 19.08.1986.
Указанные характеристики участка подтверждены в рамках рассмотрения настоящего спора представленной в материалы дела выпиской из ЕГРН от 25.10.2018 № 25/001/007/2018-4763.
В ходе рассмотрения дела № А51-23305/2017 арбитражный суд также установил, что согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц ГСК № 108 (ИНН <***>, ОГРН <***>) зарегистрировано в качестве юридического лица только 31.10.2013 путем создания (заявление о создании юридического лица по форме Р1001), поэтому на основании акта о постоянном бессрочном пользовании земельного участка от 29.01.1986 право этого гаражного кооператива на земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:65269 не могло возникнуть.
В ходе исследования в рамках указанного дела доказательств, арбитражный суд также установил, что в соответствии с гаражным делом и планом строительства гаражных боксов в районе улиц Ленинская/Ивановская, на земельном участке площадью 1 600 кв.м., строилась группа гаражных боксов, земельный участок был разделен на 4 земельных участка, строительство на которых осуществлялось в соответствии с экспликацией к гаражному делу, при этом из экспликации следует, что ни один из четырех земельных участков не находился в районе улиц Ленинская/Светланская, 193.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 05.06.2019 по делу № А51-23305/2017, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2019, ГСК № 71 отказано в удовлетворении его требований к гаражно-строительному кооперативу № 108, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю об установлении границ земельного участка площадью 600 кв.м., с кадастровым номером 25:28:010025:1282 согласно межевому плану от 06.03.2017, осуществить государственный кадастровый учет земельного участка площадью 600 кв.м., с кадастровым номером 25:28:010025:1282 согласно межевому плану от 06.03.2017, площадь образуемого земельного участка 25:28:000000:65269: ЗУ1-600 кв.м ГСК № 71.
Полагая, что наличие в ЕГРН сведений о государственном кадастровом учете земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65269 нарушает права и законные интересы ГСК № 71, и возможность снятия с кадастрового учета иным, предусмотренным законом способом, отсутствует, гаражный кооператив обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы участвующих в деле лиц и представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 70 Земельного кодекса РФ (в редакциях, действовавших в период постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65269) государственный кадастровый учет земельных участков осуществлялся в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон № 221-ФЗ).
В силу части 3 статьи 1 названного Закона № 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
С 01.01.2017 Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» действует с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 03.07.2016 № 361-ФЗ, и государственный кадастровый учет недвижимого имущества осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ), согласно часть 7 статьи 1 которого определяет государственный кадастровый учет недвижимого имущества как внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом № 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона № 218-ФЗ со дня вступления в силу Закона № 218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона № 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В силу пункта 7 статьи 1 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования.
Порядок ведения ЕГРН установлен приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 данного Порядка ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) осуществляют:
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, ведения ЕГРН, предоставления сведений, содержащихся в ЕГРН;
территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В соответствии с подпунктами 16, 17 пункта 22, пунктами 172, 173 Порядка в записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются в том числе:
- актуальные сведения государственного кадастра недвижимости об объектах реестра границ вносятся в реестр границ в виде записей о соответствующем объекте реестра границ. Внесение таких записей сопровождается присвоением каждому объекту реестра границ реестрового номера границы, при этом ранее присвоенный учетный номер указывается в записи о соответствующем объекте реестра границ;
- сведения государственного кадастра недвижимости, в том числе о характеристиках объектов недвижимости, вещных правах, возникших до вступления в силу Закона о регистрации, если права на такие объекты не зарегистрированы в ЕГРП.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (пункт 2 статьи 8 № 218-ФЗ).
При этом в кадастр недвижимости, среди прочего, вносятся кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения, описание местоположения объекта недвижимости, сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование (подпункты 2, 3, 7 пункта 4 статьи 8 № 218-ФЗ).
Как следует из представленных в материалы дела сведений из ЕГРН земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:65269 объектом чьих-либо прав не является, в федеральной либо муниципальной собственности не находится, имеет статус «учтенный», образован из земель государственная собственность на которые не разграничена, поставлен на кадастровый учет по инициативе ГСК № 108.
Исходя из положений Закона № 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Частью 3 статьи 14 Закона № 218-ФЗ установлено, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости.
Спорный земельный участок не относится к землям, на которые разграничена государственная собственность, а равно к объектам чьих-либо прав.
При рассмотрении настоящего спора ГСК № 108 заявило о возможном нарушении его прав, как правообладателя земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65269.
Действительно, государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65269 произведен по заявлению ГСК № 108.
Несмотря на возражения ГСК № 108, в решении Арбитражного суда Приморского края от 05.06.2019 по делу № А51-23305/2017 установлен факт недоказанности этим гаражным кооперативом наличия у него права на земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:65269.
В частности, суд при рассмотрении указанного дела пришел к выводу о том, что право бессрочного пользования на земельный участок у ГСК № 108 на основании представленного им с заявлением о государственном кадастровом учете спорного земельного участка акта о постоянном бессрочном пользовании земельного участка от 29.01.1986 не могло возникнуть, поскольку заявитель как вновь созданное юридическое лицо существует лишь с 2013 года, соответственно, не мог обладать правами лица со смежным (схожим) наименованием (ГСК № 108), которое образовано 29.01.1986 на основании решения Ленинского исполнительного комитета совет народных депутатов № 55, путем его выдела из ГСК – 12.
Также суд в рамках дела № А51-23305/2017 пришел к выводу о том, что ГСК № 108 не обладает правами на образованный земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:65269, поскольку акт, на основании которого внесены сведения в ГКН, никогда не выдавался.
Подлинники указанного акта о предоставлении земельного участка в бессрочное пользование, межевого плана спорного земельного участка ГСК № 108 не предоставило ни в ходе рассмотрения арбитражными судами дел № А51-23305/2017 и № А51-21660/2016, ни в рамках рассматриваемого спора.
Основания для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав перечислены в части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ. К таковым этой нормой отнесены, в том числе: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости (пункт 1); договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2); акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания (пункт 6); межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ (пункт 7); иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход права объекта недвижимости в соответствии с законодательством действовавшим в месте и на момент возникновения перехода прав и обременений объектов недвижимости (пункт 8).
Постановка объекта недвижимости на государственный кадастровый учет, как в соответствии с Законом № 221-ФЗ в действующей до 01.01.2017 редакции, так и согласно положениям Закона № 218-ФЗ подтверждает существование недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, и, исходя из положений перечисленных норм права сведения о кадастровом учете ранее учтенного земельного участка могут быть внесены в ЕГРН на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право заинтересованного лица на такой объект недвижимости, если этот документ выдан уполномоченным органом (организацией) в установленном законодательством порядке.
Соответственно, такие документы должны содержать описание ранее учтенного земельного участка, в объеме сведений, предусмотренных статьей 8 Закона № 218-ФЗ.
В силу положений статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Такие положения указанных норм действовали в период постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65269.
По правилам статьи 20 Закона № 221-ФЗ в действующей до 01.01.2017 редакции с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или любые иные лица (часть 2).
При этом согласно подпункту 5 части 2 статьи 27 этого закона обращение с заявлением о государственном кадастровом учете ненадлежащего лица является основанием для принятия решения об отказе в государственном кадастровом учете.
Межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка) и копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости) были поименованы в части 1 статьи 21 Закона № 221-ФЗ в действующей до 01.01.2017 редакции в числе документов, необходимых для кадастрового учета объекта недвижимости.
Таким образом, в отсутствие государственного акта, на основании которого внесены сведения в ГКН о спорном земельном участке, а равно и межевого плана этого земельного участка, а равно принимая во внимание факт издания указанного акта 29.01.1986 до создания ГСК № 108, наличие у этого гаражного кооператива права постоянного (бессрочного) пользования этим участком не может быть доказано. Тем более, указанные обстоятельства установлены судебными актами, вступившими в законную силу.
В связи с данными обстоятельствами постановка на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65269 не соответствует закону, коль скоро образованное в 2013 году ГСК № 108 не могло приобрести прав на спорный земельный участок, решение о предоставлении которого в постоянное (бессрочное) пользование принято в 1986 году, при этом достоверные доказательства издания акта от 29.01.1986 о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование спорным участком отсутствуют.
Следовательно, суд, принимая во внимание установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 05.06.2019 по делу № А51-23305/2017 обстоятельства, на основе исследованных в рамках рассмотрения настоящего спора документов приходит к выводу о том, что постановка на государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65269 не соответствует положениям статей 20,21 Закона № 221-ФЗ в действующей до 01.01.2017 редакции.
В число оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним частью 1 статьи 17 действовавшего до 01.01.2017 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» включены акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Положениями пункта 1 статьи 69 Закона № 218-ФЗ, установлено, что права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
В рассматриваемых обстоятельствах права на многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:65269 ГСК № 108 не могло приобрести, государственный кадастровый учет произведен в нарушение положений Закона 20,21 Закона № 221-ФЗ в действующей до 01.01.2017 редакции, поэтому наличие в ЕГРН сведений о государственном кадастровом учете спорного земельного участка также не отвечает требованиям закона и не может подтверждать существование того объекта, основания образования которого, равно как его правовой статус не подтверждены.
Из представленного ГСК № 71 заключения кадастрового инженера ООО «ГеоПроект» от 28.05.2018 следует, что по итогу выполненных измерений и проведенных кадастровых работ выявлено пересечение границами земельного участка с кадастровым номером 25:28:010025:1282 (площадью 600 кв.м) границ земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65269. Площадь наложения границ земельного участка с кадастровым номером 25:28:010025:1282 на границы земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65269 (контур 2) составляет 596 кв.м.
В силу правила пункта 6 статьи 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
К числу оснований для приостановления кадастрового учета часть 2 статьи 26 Закона № 221-ФЗ в редакции до 01.01.2017 отнесен случай, когда одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости). Не устранение такого обстоятельства по правилам пункта 7 части 2 статьи 27 названного закона также является основанием для отказа в государственном кадастровом учете земельного участка.
Статус ЗУ 25:28:010025:1282, как ранее учтенного объекта недвижимости подтвержден, а равно и необходимость внесения о нем сведений в ЕГРН по заявлению ГСК № 71, подтверждены в ходе рассмотрения арбитражным судом дел № А51-21650/2016, № А51-14383/2017.
Указанный земельный участок предоставлен ГСК № 71 в бессрочное пользованиена основании решения исполнительного комитета городского Совета депутатов трудящихся от 03.05.1984 № 307 и акта о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации с приложением плана от 19.11.1984, вынесенных ранее достоверно не подтвержденного издания акта от 29.01.1986 о предоставлении в постоянное (бессрочное) земельного участка с присвоенным позднее кадастровым номером 25:28:000000:65269.
Поэтому образование земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65269, его кадастровый учет в последующем не мог быть произведен в разрез с интересами ГСК № 71, вне зависимости от наличия или отсутствия на земельном участке с кадастровым номером 25:28:010025:1282 каких-либо объектов, в том числе металлических гаражей.
В связи с этим сведения в ЕГРН о наложении границ указанных земельных участков, поставленных на государственный кадастровый учет, различными правообладателем (ГСК № 71) и заинтересованным лицом (ГСК № 108) также не соответствуют требованиям Земельного кодекса РФ и Закона № 218-ФЗ, а равно нарушает права и законные интересы ГСК № 71, как правообладателя ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 25:28:010025:1282.
При этом исключение из ЕГРН сведений о ЗУ 25:28:000000:65269 не может нарушить права и законные интересы ГСК № 108, не являющегося правообладателем ранее учтенного земельного участка.
Вопреки доводам третьего лица, наличие в ЕГРН сведений о государственном кадастровом учете ЗУ 25:28:000000:65269 наделяет такой участок статусом объекта прав, что с учетом не подтвержденного факта распоряжения муниципальным образованием г. Владивосток в пользу не существовавшего в 1986 году ГСК № 108 таким участком в соответствии с актом городским управлением коммунального хозяйства г. Владивостока актом от 19.08.1986 о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка для строительства капитальных гаражей, свидетельствует о наделении указанного земельного участка статусом ранее учтенного объекта недвижимости и предоставляет указанному гаражному кооперативу возможность внесения в ЕГРН сведений о его праве на этот участок, что очевидно противоречит установленным арбитражным судом фактическим обстоятельствам кадастрового учета названного земельного участка, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ГСК № 71, как правообладателя ЗУ 25:28:010025:1282.
Положениями Закона № 218-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер.
В пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, указано на недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством.
Из положений статей 4 АПК РФ, 11 ГК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в установленном порядке, самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие статье 12 ГК РФ.
По смыслу положений части 1 статьи 4, части 2 статьи 44 АПК РФ, статьи 1 ГК РФ избранный заявителем способ защиты должен быть соразмерен нарушению, отвечать целям восстановления нарушенного права лица и не выходить за пределы, необходимые для его применения.
Конституционный суд неоднократно обращал внимание на то, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации, не следует право выбора гражданином или организацией по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, - их особенности применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (определения от 24.11.2005 № 508-О, 19.06.2007 № 389-О-О, 15.04.2008 № 314-О-О, 13.10.2009 № 122-О-О, 23.04.2013 № 608-О и т.д.).
В целях обеспечения гарантии на судебную защиту отсутствие соответствующих норм, определяющих порядок и основания снятия с кадастрового учета земельных участков, имеющих статус «учтенный», не может лишать права обращения в суд заинтересованного лица в случае, если защита его прав не может быть осуществлена специальными исками, в том числе о правах на недвижимость либо при оспаривании действий (бездействий) органов кадастрового учета.
В случае отсутствия спора относительно принадлежности земельных участков, не исключается возможность разрешения данного спора в сфере земельных правоотношений в соответствии со статьей 64 ЗК РФ.
При этом отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков при отсутствии спора о правах на недвижимость не должно служить препятствием участникам гражданского оборота осуществления права на судебную защиту, гарантированного статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту 6 части 2 статьи 15 Закона № 218-ФЗ осуществление кадастрового учета без одновременной государственной регистрации может осуществляться на основании заявлений лиц, установленных федеральным законом и приложением документов необходимых для государственной регистрации, в том числе вступивших в законную силу решения суда.
В данных обстоятельствах суд учитывает, что ГСК № 71 приняты меры по установлению в судебном порядке границ земельного участка с кадастровым номером 25:28:000000:65269. Однако реализация заявителем этого права не могла привести к результату, на который он рассчитывал, с учетом приведенного в решении арбитражного суда от 05.06.2019 по делу № А51-23305/2017 вывода о том, что установление судом границ спорного земельного участка приведет к узакониванию права ГСК № 108 на земельный участок, поставленный на кадастровый учет с нарушениями законодательства, а также в отсутствие надлежащих доказательств возникновение права на данный участок.
Поскольку административная процедура для снятия с кадастрового учета ранее учтенного объекта недвижимости в рассмотренной при рассмотрении настоящего спора ситуации не предусмотрена, наличие в ЕГРН сведений о государственном кадастровом учете ЗУ 25:28:000000:65269 и основаниях для этого учета не соответствует закону и нарушает права и законные интересы ГСК № 71, поэтому правовые условия для снятия с кадастрового учета указанного земельного участка имеются.
При этом суд отклоняет доводы Управления Росреестра по Приморскому краю о наличии ограничений для внесения в ЕГРН сведений о кадастровом учете ЗУ 25:28:000000:65269 ввиду наложенных арбитражным судом в рамках дела № А51-23305/2017 обеспечительных мер определением от 24.01.2018, поскольку в связи с принятием 26.08.2019 Пятым арбитражным апелляционным судом постановления решение суда по указанному делу от 05.06.2019 вступило в законную силу, следовательно, с этого момента имеются основания для внесения в ЕГРН соответствующих сведений о снятии принятых судом обеспечительных мер и препятствия для государственного кадастрового учета сведений о спорном земельным участке отсутствуют.
В связи с изложенным в совокупности требования заявителя подлежат удовлетворению, а понесенные им расходы по уплате государственной пошлины за нематериальное требование – взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю снять с государственного кадастрового учета многоконтурный земельный участок с кадастровым номером 25:28:000000:65269.
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 25:28:000000:65269.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю в пользу Гаражно-строительного кооператива № 71 6000 руб. (Шесть тысяч рублей) расходов по уплате государственной пошлины.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Судья Нестеренко Л.П.