АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-14010/2010
04 марта 2011 года
Резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2011 г.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи О.В. Голоузовой,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Нави ДВ»
к Администрации Приморского края, Межведомственной комиссии по вопросам привлечения использования иностранных работников на территории Приморского края
третьи лица: Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края, департамент лицензирования и торговли Приморского края, Управление государственной службы занятости населения Приморского края
о признании действий Межведомственной комиссии по вопросам привлечения использования иностранных работников на территории Приморского края, выразившихся в отклонении заявки общества о привлечении иностранных работников, оформленных протоколом заседания № 10 и протоколом № 10/1 от 25.06.2010 в г. Владивостоке, незаконными и об обязании Администрации Приморского края в лице Межведомственной комиссии по вопросам привлечения использования иностранных работников на территории Приморского края удовлетворить заявку общества
при участии в заседании:
от заявителя: не явились, извещены
от Администрации: гл. консультант ФИО1 (дов. № 11-25/6880 от 06.10.2010 г., уд. № 223 по 31.12.2015 г.);
от межведомственной комиссии: консультант ФИО2 (уд. № 118 по 31.12.2015 г., протокол № 11 от 13.10.2010 г.);
от управления: консультант ФИО2 (уд. № 118 по 31.12.2015 г., дов. № 2264 от 02.11.2010 г.);
от управления занятости: представитель ФИО3 (дов. № 254 от 19.01.2011 г., паспорт <...>, выдан 25.09.2003 г. Ленинским РУВД г. Владивостока);
от департамента лицензирования: не явились, извещены
протокол судебного заседания на компьютере вел секретарь судебного заседания Столярова А.А.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Нави ДВ» (далее по тексту – «заявитель», «общество») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации Приморского края в лице Межведомственной комиссии по вопросам привлечения использования иностранных работников на территории Приморского края о признании действий Межведомственной комиссии по вопросам привлечения использования иностранных работников на территории Приморского края (далее по тексту – «межведомственная комиссия»), выразившихся в отклонении заявки общества о привлечении иностранных работников, оформленных протоколом заседания межведомственной комиссии № 10 от 25.06.2010 г., незаконными и об обязании Администрации Приморского края в лице межведомственной комиссии удовлетворить заявку общества.
Письмом от 02.02.2011 г. общество уточнило заявленные требования: просит признать незаконными действия межведомственной комиссии, выразившиеся в отклонении заявки общества о привлечении иностранных работников, оформленные протоколом заседания межведомственной комиссии № 10 от 25.06.2010 г. и протоколом заседания № 10/1 от 25.06.2010 г., и обязать Администрацию Приморского края в лице межведомственной комиссии удовлетворить заявку общества.
Одновременно с принятием заявления к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края (далее по тексту – «Управление»).
Определением от 30.11.2010 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена Межведомственная комиссия по вопросам привлечения использования иностранных работников на территории Приморского края. Кроме того, данным определением к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен департамент лицензирования и торговли Приморского края.
Определением от 08.02.2011 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Управление государственной службы занятости населения Приморского края (далее по тексту – «Управление занятости»).
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте разбирательства извещен надлежащим образом, о чем свидетельствует роспись представителя ФИО4 в акте от 14.02.2011 г. приема-передачи определения об отложении судебного разбирательства.
Представитель департамента лицензирования и торговли Приморского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Письмом от 28.02.2011 г. № 61-04-24, переданным через канцелярию арбитражного суда, представитель департамента ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.
На основании статей 156, 201 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие представителей заявителя и департамента.
В обоснование заявленных требований общество указало, что его заявка была отклонена как не прошедшая согласование с департаментом лицензирования и торговли Приморского края, в то время как действующее законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа и не предусматривает необходимость согласования с данным органом таких заявок. Пояснило, что не осуществляет торговлю алкоголем (включая пиво) или торговлю на рынках, в палатках или вне магазинов. Заявитель также указал, что в нарушение пункта 20 Порядка определения и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации до настоящего времени он не уведомлен об основаниях принятия решения об отклонении его заявки.
Кроме того, общество пояснило, что им был произведен запрос вакансий на сайте Федеральной службы по труду и занятости, по результатам которого было выявлено, что по профессиям «товаровед», «упаковщик», «кладовщик» анкет соискателей не содержится, а по профессии «экспедитор» было предложено только 4 анкеты. Данные факты, по мнению заявителя, свидетельствуют о невозможности заполнения вакансий по подобным специальностям за счет безработных – российских граждан и об отсутствии нарушений интересов безработных граждан России. Указало, что не обращалось в Центр занятости с заявкой о наличии каких-либо вакансий, так как создание рабочих мест планировалось в 2011 году, а подача заявок о вакансиях в Центр занятости производится только при наличии готовых рабочих мест. Считает, что необращение в Центр занятости не может являться основанием для отклонения заявки о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2011 год.
Действия ответчиков, по мнению заявителя, препятствуют осуществлению им предпринимательской деятельности и нарушают его права и законные интересы.
Администрация Приморского края по заявленным требованиям возразила, полагает, что межведомственная комиссия, принявшая оспариваемые решения, является самостоятельным органом и должна выступать единственным ответчиком по настоящему делу. Пояснила, что данной комиссией осуществляется согласование потребности в привлечении иностранных работников и предложений по объемам квот, решения межведомственной комиссии могут быть обжалованы в установленном порядке.
Кроме того, Администрация Приморского края пояснила, что решением межведомственной комиссии формируются предложения о количестве иностранных работников, которых планируется привлечь к работе, окончательное решение принимается Минздравсоцразвития России, которое и устанавливает квоты по каждому отдельному субъекту. В настоящее время квота на 2011 год установлена, порядок изменения данной квоты не предусматривает возможность обращения за корректировкой работодателей, которые были отклонены при проведении заявочной компании. В этой связи Администрация считает, что возможность удовлетворения заявки общества о привлечении иностранных работников в 2011 году отсутствует.
Межведомственная комиссия с требования заявителя не согласилась. В письменном отзыве на заявление пояснила, что, рассмотрев на заседании 25.06.2010 г. заявку общества, все члены комиссии единогласно проголосовали против ее удовлетворения, поскольку имеется возможность удовлетворить потребность в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации.
Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края в письменном отзыве на заявление с заявленными требованиями также не согласилось. Пояснило, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 783 от 22.12.2006 г. решения о рассмотрении заявок как положительные, так и отрицательные принимаются межведомственной комиссией, Управление лишь направляет работодателям уведомления о результатах рассмотрения заявок. В данном случае заявка общества была рассмотрена на заседании межведомственной комиссии 25.06.2010 г. и отклонена, о чем в адрес заявителя было направлено соответствующее уведомление.
Департамент лицензирования и торговли Приморского края пояснил, что как орган исполнительной власти Приморского края не наделен полномочиями по согласованию заявок работодателей о привлечении иностранной рабочей силы. Указал, что направлял главе г.Владивостока запрос о необходимости привлечения иностранных работников в организации торговли на территории города, на который был получен ответ о нецелесообразности такого привлечения. По получении данного письма соответствующая информация была направлена в управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края.
Управление занятости в письменном отзыве на заявление пояснило, что в 2010 г. общество в органы службы занятости края сведения о потребности в работниках не заявляло. Полагает, что обществом не была использована возможность привлечения национальных трудовых ресурсов и нарушен принцип приоритетного права российских граждан на занятие вакантных и вновь создаваемых рабочих мест при том, что в Центре занятости населения зарегистрировано 4919 граждан, не имеющих профессий и специальностей, которые в случае подготовки и переподготовки могут занять вакантные должности. В разрезе профессий, приведенных заявителем в заявке, указало на наличие соискателей среди безработных граждан.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Нави ДВ» зарегистрировано в качестве юридического лица 23.04.2010 г. ИФНС по Ленинскому району г.Владивостока за ОГРН <***>.
29.04.2010 г. общество обратилось в Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края с заявкой о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2011 год. Согласно заявке иностранные работники необходимы обществу для замещения следующих должностей: укладчик-упаковщик – 25 человек, администратор зала – 15 человек, товаровед – 35 человек, продавец непродовольственных товаров – 25 человек, кассир торгового зала – 20 человек, агент торговый – 30 человек. Страна, из которой предусматривается привлечение работников, - Вьетнам.
Заявка общества была зарегистрирована и направлена в межведомственную комиссию на рассмотрение.
На заседании межведомственной комиссии 25.06.2010 г. заявка общества была рассмотрена и отклонена. В качестве основания отклонения заявки было указано на наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации.
Результаты заседания межведомственной комиссии оформлены протоколами № 10 и № 10/1 от 25.06.2010 г.
Письмом от 05.07.2010 г. № 25-02-35/1504 Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края уведомило общество об отклонении его заявки в связи с отсутствием согласования департамента лицензирования и торговли Приморского края.
Посчитав действия межведомственной комиссии по отклонению заявки незаконными и нарушающими его права и законные интересы, общество по обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы сторон и документы, представленные в материалы дела, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований заявителя ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее по тексту – «Закон № 115-ФЗ»), который также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (статья 1 Закона № 115-ФЗ).
Согласно пункту 9 статьи 13.1 Закона № 115-ФЗ работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 1 статьи 18 указанного Закона определено, что квота на выдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.
Указанные предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.
Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации.
Квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 18.1 Закона № 115-ФЗ).
Определение потребности в привлечении иностранных работников осуществляется в соответствии с Правилами определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 г. № 783 (далее по тексту – «Правила»).
Судом установлено, что функции по организации и координации работы по определению потребности в привлечении иностранных работников и подготовке предложений по объемам квот в Приморском крае возложены на Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края в соответствии с постановлением Администрации Приморского края от 06.08.2007 г. № 197-па. Указанный орган собирает заявки работодателей, обобщает их и организовывает подготовку заключений заинтересованных органов исполнительной власти Приморского края.
Заявки работодателей и документы, необходимые для их рассмотрения, направляются Управлением по координации правоохранительной деятельности Приморского края в Межведомственную комиссию по вопросам привлечении и использования иностранных работников на территории Приморского края, которая создана постановлением Губернатора Приморского края от 22 февраля 2007 г. № 40-пг. Данным постановлением утверждено положение о комиссии и ее состав.
Согласно пункту 17 Правил межведомственные комиссии ежегодно, до 10 июля, рассматривают представленные уполномоченными органами субъектов Российской Федерации материалы и принимают решение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуры привлечения иностранных работников.
По решению межведомственных комиссий объемы привлечения иностранных работников, предусматриваемые работодателями, могут быть уменьшены, а их заявки отклонены полностью или частично при наличии возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации (пункт 18 Правил).
Пунктом 20 вышеуказанных Правил предусмотрено, что уполномоченные органы субъектов Российской Федерации в 10-дневный срок с даты принятия межведомственными комиссиями решения об отклонении полностью или частично заявок работодателей уведомляют их о принятом решении в письменной форме с указанием оснований принятия такого решения.
Судом установлено, что 29.04.2010 г. обществом в Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края была подана заявка о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками на 2011 год по следующим специальностям: укладчик-упаковщик – 25 человек, администратор зала – 15 человек, товаровед – 35 человек, продавец непродовольственных товаров – 25 человек, кассир торгового зала – 20 человек, агент торговый – 30 человек.
На заседании межведомственной комиссии 25.06.2010 г. данная заявка была рассмотрена и отклонена, что подтверждается протоколом № 10/1.
Как следует из материалов дела, письмом от 05.07.2010 г. № 25-02-35/1504 Управление по координации правоохранительной деятельности Приморского края уведомило общество об отклонении его заявки с указанием основания принятия такого решения и в установленные сроки.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии нарушений процедуры рассмотрения заявки общества и его уведомления о принятом решении, установленной Правилами определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации.
Согласно выписке из приложения 4 к протоколу заседания межведомственной комиссии № 10/1 основанием для отклонения заявки послужило наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, заявляя о необходимости привлечения иностранных работников, общество не обращалось в органы службы занятости за информацией о наличии соискателей. Данное обстоятельство подтверждено Управлением занятости и заявителем.
Между тем согласно представленной Управлением занятости информации о безработных гражданах соискатели по указанным обществом профессиям имелись. Так, по состоянию на 01.06.2010 г. на учете в службе занятости населения состояли: по профессии «агент торговый» - 23 человека, «администратор зала» - 51 человек, «товаровед» - 64 человека. По профессиям «кассир торгового зала», «продавец непродовольственных товаров», «укладчик-упаковщик» информация о наличии соискателей Управлением занятости не представлена. Общая численность безработных граждан составила 33446 человек.
Из изложенного следует, что возможность удовлетворить потребности общества в рабочей силе за счет трудовых ресурсов края имелась, при этом по профессиям «администратор зала», «товаровед» перечень соискателей, состоящих на учете, превышает потребность, приведенную обществом в заявке.
Наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов в соответствии с пунктом 18 Правил определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации является основанием для отклонения заявок работодателей.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что комиссия правомерно отклонила заявку общества.
Доводы заявителя, связанные с невозможностью подачи заявок о вакансиях в Центр занятости, а также с отсутствием сведений о соискателях на Интернет-ресурсах федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в сфере занятости, суд отклоняет как неподтвержденные материалами дела. Кроме того, судом установлено, что в органы занятости населения по вопросу привлечения работников ни до, ни после подачи заявки о привлечении иностранных работников заявитель не обращался.
Каких-либо нарушений прав и законных интересов общества судом в ходе рассмотрения дела не установлено.
Пунктом 3 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Поскольку в ходе судебного разбирательства суд установил наличие объективных обстоятельств, препятствующих привлечению иностранных работников по заявке общества, в требовании общества в части обязания удовлетворить данную заявку суд также отказывает.
Согласно статьи 112 АПК РФ вопросы распределения судебных расходов разрешаются арбитражным судом, рассматривающим дело, в судебном акте, которым заканчивается рассмотрение дела по существу.
В силу статей 101 и 110 АПК РФ судебные расходы, состоящие из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В связи с отказом в удовлетворении требований заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на общество.
Руководствуясь статьями 110, 167-170 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Нави ДВ» о признании незаконными действий Межведомственной комиссии по вопросам привлечения использования иностранных работников на территории Приморского края, выразившихся в отклонении заявки общества о привлечении иностранных работников протоколом заседания № 10 и протоколом № 10/1 от 25.06.2010 в г. Владивостоке, и об обязании Администрации Приморского края в лице Межведомственной комиссии по вопросам привлечения использования иностранных работников на территории Приморского края удовлетворить заявку общества отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья О.В. Голоузова