АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-14019/2020
22 апреля 2021 года
Резолютивная часть решения объявлена апреля 2021 года
Полный текст решения изготовлен апреля 2021 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Кирильченко М.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сергеевой Д.С.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний Эльф" (ИНН 7107509788, ОГРН 1087154026112, дата государственной регистрации 17.07.2008)
к Находкинской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 10.12.2002),
к Тульской таможне (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 29.08.2002)
третье лицо: общества с ограниченной ответственностью "ВТП Сервис Групп"(ИНН <***> ОГРН <***>)
о признании незаконным и отмене решения Находкинской таможни от 21.07.2020 № РКТ-10714000-/20/000056Д;
о признании незаконным и отмене уведомления (уточнение к уведомлению) Тульской таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 17.08.2019
при участии в заседании:
от ООО "Группа компаний Эльф" – ФИО1 по доверенности от 01.01.2020, диплом о высшем юридическом образовании, паспорт, (онлайн участие)
от "ВТП Сервис Групп" – не явились
от Тульской таможни – ФИО2 по доверенности от 23.09.2020, диплом о высшем юридическом образовании, сл.удостоверение,
от Находкинской таможни – ФИО2 по доверенности от 29.12.2020, диплом о высшем юридическом образовании, сл. удостоверение,
установил: общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний Эльф" и общество с ограниченной ответственностью "ВТП Сервис Групп"обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене решения Находкинской таможни от 21.07.2020 № РКТ-10714000-/20/000056Д; о признании незаконным и отмене уведомления (уточнение к уведомлению) Тульской таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 17.08.2019.
Определением от 03.11.2020 судом принят отказ общество с ограниченной ответственностью "ВТП Сервис Групп" от требований в полном объеме. Производство по делу в данной части прекращено.
Определением от 03.11.2020 общество с ограниченной ответственностью "ВТП Сервис Групп" привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Данным определением также приняты уточнения требований общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний Эльф" в части оспариваемых уведомлений Тульской таможни
В обоснование заявленных требований общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний Эльф" указало, что осуществленная таможней классификация заявленного в декларациях на товары (далее – спорные ДТ) товара по коду ТН ВЭД ЕАЭС 8481801900 произведена без достаточных к тому правовых оснований. В судебном заседании представитель требования поддержал в полном объеме, полагает, что отмена оспариваемого акта не является основанием для прекращения производства по делу или безусловным основанием для отказа в требованиях.
Представитель таможенного органа по доводам возразил по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему. Представил решения об отмене оспариваемых решения и уведомлений в порядке ведомственного контроля, считает, что предмет спора отсутствует и производство по делу подлежит прекращению.
ООО «ВТП Сервис Групп» извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрении я заявления в заседание не явилось. На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие не явившихся сторон.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом объявлен перерыв в судебном заседании до 19.04.2021 в 09ч. 50 мин. Об объявлении перерыва лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 №99 «О процессуальных сроках» путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
Судебное заседание продолжено 19.04.2021 в 10 часов 29 минут, в том же составе суда, при ведении протокола секретарем судебного заседания Сергеевой Д.С. при участии: от Тульской таможни – ФИО3 по доверенности №03-37/20 от 23.09.2020, диплом, сл.удостоверение, от Находкинской таможни – ФИО4 по доверенности № 05-35/3 от 12.01.2021, диплом, сл.удостоверение,
От Находкинской таможни в материалы дела поступили дополнения к отзыву. От заявителя поступили дополнительные возражения на отзыв. Представители таможенного органа поддержали свои позиции, ответили на вопросы суда, дали пояснения.
В период с 07.08.2017 по 23.12.2019 таможенными представителями ООО «С.В.Т.С. - ГАРАНТ», ООО «БОАРДЛАЙН», ООО «ВТП СЕРВИС ГРУПП» (далее - таможенные представители), действовавшими от имени и по поручению декларанта ООО «ГРУППА КОМПАНИЙ ЭЛЬФ» (далее - декларант) в таможенный пост Морской порт Восточный Находкинской таможни, а также во Владивостокский таможенный пост (центр электронного декларирования) Владивостокской таможни, поданы декларации на товары в которых в целях помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления задекларированы различные товары, в том числе: «арматура для трубопроводов систем отопления и водоснабжения из полипропилена: кран шаровый с внутренней резьбой, вентиль, кран шаровый, кран шаровый PRO, кран шаровый с накидной гайкой прямой, кран шаровый с накидной гайкой угловой, клапан (вентиль). Производители: ZHEJIANG ZHONGXIN PIPE CO., LTD, ZHEJIANG SOLERAD ENVIRONMENT TECHNOLOGY CO., LTD. Товарный знак «MEERPLAST».
В графе 33 ДТ декларантом заявлен классификационный код 8481801900 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) («Краны, клапаны, вентили и аналогичная арматура для трубопроводов, котлов, резервуаров, цистерн, баков или аналогичных емкостей, включая редукционные и терморегулируемые клапаны: -арматура прочая: - краны, клапаны и арматура для раковин, умывальников, биде, резервуаров для воды, ванн и аналогичного оборудования: - прочие», ставка ввозной таможенной пошлины - 5%, НДС в 2017-2018 годах - 18%, в 2019 году -20%).
В установленные сроки товары, задекларированные в указанных ДТ, выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
В период с 28.01.2020 по 06.05.2020 Находкинской таможней в целях проверки достоверности сведений, заявленных о классификационном коде в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС товаров по представленным ДТ проведена камеральная таможенная проверка, результаты которой оформлены актом камеральной таможенной проверки от 06.05.2020 №10714000/210/060520/А000004 (далее - акт таможенной проверки).
21.07.2020 по результатам камеральной таможенной проверки таможней приняты решения №РКТ-10714000-20/000056Д о классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС товаров, задекларированных в ДТ в подсубпозиции 8481 80 819 9 ТН ВЭД ЕАЭС («Краны, клапаны, вентили и аналогичная арматура для трубопроводов, котлов, резервуаров, цистерн, баков или аналогичных емкостей, включая редукционные и терморегулируемые клапаны: - арматура прочая:- прочая: - прочая: - краны: прочие: прочие», ставка ввозной таможенной пошлины - 7%, НДС в 2017-2018 годах - 18%, в 2019 году - 20%).
В результате принятия указанных решений и последующего внесения соответствующих изменений общая сумма дополнительно начисленных таможенных пошлин, налогов по указанным ДТ составила 3285872,31 руб.
17.08.20 и 31.08.20 на основании вышеуказанного РКТ Находкинской таможни, должностными лицами Тульской таможни в адрес Таможенного представителя были направлены следующие Уведомления (уточнения к уведомлениям) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней:
-По ДТ№ 10702070/190219/0031821 - № 10116000/У2020/0002199 от 17.08.20;
-По ДТ№ 10702070/190219/0031944 - № 10116000/У2020/0002201 от 17.08.20;
-ПоДТ№ 10702070/190219/0032187 -№10116000/У2020/0002203 от 17.08.20;
-ПоДТ№10702070/260319/0051310 - № 10116000/У2020/0002232 от 17.08.20;
-ПоДТ№ 10702070/020419/0055529 -№ 10116000/У2020/0002195 от 17.08.20;
-ПоДТ№ 10702070/100419/0061345 - № 10116000/У2020/0002225 от 17.08.20;
-ПоДТ№ 10702070/100419/0061399 -№ 10116000/У2020/0002221 от 17.08.20;
-ПоДТ№ 10702070/150419/0063953 -№ 10116000/У2020/0002213 от 17.08.20;
-ПоДТ№ 10702070/220419/0068824 -№ 10116000/У2020/0002301 от 31.08.20;
- ПоДТ№ 10702070/220419/0069096-№ 10116000/У2020/0002193 от 17.08.20;
-ПоДТ№ 10702070/080519/0080606 -№10П6000/У2020/0002221 от 17.08.20;
-ПоДТ№ 10702070/160519/0086064 -№ 10116000/У2020/0002223 от 17.08.20;
-ПоДТ№ 10702070/220519/0090366 - № 10116000/У2020/0002191 от 17.08.20;
-ПоДТ№ 10702070/220519/0090402 - № 10116000/У2020/0002189 от 17.08.20;
-ПоДТ№ 10702070/030619/0098892 - № 10116000/У2020/0002197 от 17.08.20;
-ПоДТ№10702070/240619/0115683 -№ 10116000/У2020/0002228 от 17.08.20;
-ПоДТ№ 10702070/240619/0115785 -№ 10116000/У2020/0002230 от 17.08.20;
-ПоДТ№10702070/250619/0116414 - № 10116000/У2020/0002207 от 17.08.20;
-По ДТ№10702070/250619/0116633 -№20116000/У2020/0002209 от 17.08.20;
-ПоДТ№ 10702070/190719/0138362 -№ 10116000/У2020/0002215 от 17.08.20;
-ПоДТ№ 10702070/200719/0138942-Ко 10116000/У2020/0002219 от 17.08.20;
-ПоДТ№ 10702070/140819/0159962-№ 10116000/У2020/0002211 от 17.08.20;
-ПоДТ№ 10702070/020919/0175621 -№ 10116000/У2020/0002205 от 17.08.20;
-По ДТ№ 10702070/231019/0218882 - № 10116000/У2020/0002234 от 17.08.20;
-По ДТ№ 10702070/231219/0271634-№ 10116000/У2020/0002236 от 17.08.20.
ООО «ГК Эльф», не согласившись с решением таможенного органа 21.07.2020 № РКТ-10714000-20/000056Д о классификации товара, а также с выставленными уведомлениями и, полагая, что они не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закону или иному нормативному правовому акту; нарушение ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 127 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, и иные товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Пунктом 2 статьи 128 ТК ЕЭАС предусмотрено, что помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации.
Согласно подпункту 4 части 1 статьи 106 ТК ЕАЭС в декларации на товары указываются, в том числе, следующие сведения о товарах: наименование, описание, код товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности; описание упаковок; цена, количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в дополнительных единицах измерения; таможенная и статистическая стоимость товаров.
Согласно Инструкции о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 №257, в графе 31 ДТ «грузовые места и описание товаров» в целях исчисления и взимания таможенных платежей и обеспечения соблюдения запретов и ограничений необходимо указать сведения о декларируемых товарах, позволяющие идентифицировать товары для таможенных целей и относить их к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно пункту 1 статьи 20 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании декларант и иные лица осуществляют классификацию товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы.
В случае выявления таможенным органом как до, так и после выпуска товаров их неверной классификации при таможенном декларировании таможенный орган принимает решение о классификации товаров (пункт 2 статьи 20 ТК ЕАЭС).
Решения таможенных органов по классификации товаров могут быть обжалованы в соответствии со статьей 358 ТК ЕАЭС.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза» разъяснено, что суд проверяет обоснованность классификационного решения, вынесенного таможенным органом, исходя из оценки представленных таможенным органом и декларантом доказательств, подтверждающих сведения о признаках (свойствах, характеристиках) декларируемого товара, имеющих значение для его правильной классификации согласно ТН ВЭД, руководствуясь Основными правилами интерпретации ТН ВЭД, а также принятыми в соответствии с ними на основании пункта 6 статьи 21, пунктов 1 и 2 статьи 22 Таможенного кодекса решениями Федеральной таможенной службы и Комиссии по классификации отдельных видов товаров, если такие решения относятся к спорному товару. Для целей интерпретации положений ТН ВЭД судами также учитываются Пояснения к ТН ВЭД, рекомендованные Комиссией в качестве вспомогательных рабочих материалов.
Основанием для вывода о неправомерности оспариваемого в суде решения о классификации товара по ТН ВЭД является неправильная классификация товара таможенным органом. В судебном акте, при наличии к тому достаточных доказательств, также может содержаться вывод о верности классификации, произведенной декларантом, и об отсутствии в связи с этим у таможенного органа основания для принятия решения об иной классификации товара, предусмотренного подпунктом 1 пункта 2 статьи 20 Таможенного кодекса.
В соответствии со статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014, вступил в силу 01.01.2015) в Евразийском экономическом союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза, а также в соответствии с положениями указанного Договора.
Классификация товаров для таможенных целей осуществляется в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54, на основании Основных правил интерпретации ТН ВЭД (далее - ОПИ), которые применяются последовательно (пункт 6 Положения о порядке применения единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза при классификации товаров, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28.01.2011 № 522).
В соответствии с ОПИ 1 названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования ТН ВЭД; для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам.
Согласно ОПИ 3 (а) в случае, если в силу ОПИ 2 (б) или по каким-либо другим причинам имеется, primafacie, возможность отнесения товаров к двум или более товарным позициям, предпочтение отдается той товарной позиции, которая содержит наиболее конкретное описание товара, по сравнению с товарными позициями с более общим описанием.
Классификация товара внутри товарной позиции ТН ВЭД ЕАЭС осуществляется в соответствии с ОПИ 6, согласно которому для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также положениями ОПИ ТН ВЭД ЕАЭС при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми; также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.
В соответствии с текстом товарной позиции 8481 ТН ВЭД ЕАЭС, выбранной, как декларантом, так и таможенным органом, в неё включаются краны, клапаны, вентили и аналогичная арматура для трубопроводов, котлов, резервуаров, цистерн, баков или аналогичных емкостей, включая редукционные и терморегулируемые клапаны.
Внутри товарной позиции 8481 ТН ВЭД ЕАЭС предусмотрена, в том числе субпозиция 8481 80 «- арматура прочая:», выбранная как декларантом, так и таможенным органом.
В свою очередь, субпозиция 8481 80 ТН ВЭД ЕАЭС включает следующие подсубпозиции на уровне двух дефисов:
-(бескодовая) «-- краны, клапаны и арматура для раковин, умывальников, биде, резервуаров для воды, ванн и аналогичного оборудования:» (выбрана декларантом);
-(бескодовая) «-- арматура для радиаторов центрального отопления:»;
-8481 80 400 0 «-- арматура для пневматических шин и камер»;
-(бескодовая) «-- прочая:» (выбрана таможенным органом).
Таким образом, критерием для отнесения в ту или иную подсубпозицию (на уровне двух дефисов) субпозиции 8481 80 ТН ВЭД ЕАЭС является область применения товаров.
Согласно сведениям, заявленным в графе 31 ДТ, рассматриваемые товары применяются для трубопроводов систем отопления и водоснабжения. При таможенном декларировании товаров по спорным ДТ, таможенным представителем по запросу таможенного поста представлена техническая документация, подтверждающая область применения товаров, заявленную в графе 31 ДТ.
Согласно технической документации, представленной декларантом в ходе камеральной таможенной проверки по требованию таможенного органа (вх. таможни от 19.03.2020 № реестр), задекларированные краны шаровые из полипропилена применяются для полипропиленовых трубопроводов внутренних систем отопления, горячего и холодного водоснабжения, раковин, умывальников, биде, резервуаров, ванн и аналогичного оборудования; задекларированные вентили из полипропилена применяются для полипропиленовых трубопроводов внутренних систем отопления, горячего и холодного водоснабжения, котлов, резервуаров, цистерн, баков и аналогичных емкостей
Указанная область применения также подтверждена письмами производителей задекларированных товаров, представленными декларантом в ходе камеральной таможенной проверки по требованию таможенного органа (вх. таможни от 19.03.2020 № реестр).
Таким образом, заявленная в технической документации и письмах производителей, представленных в ходе камеральной таможенной проверки, область применения соответствует области применения, указанной в бескодовой подсубпозиции «-- краны, клапаны и арматура для раковин, умывальников, биде, резервуаров для воды, ванн и аналогичного оборудования».
В этой связи у таможенного органа отсутствовали основания для исключения рассматриваемых товаров из подсубпозиции 8481 80 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
Согласно акту таможенной проверки таможенный орган на основании сведений, заявленных в графе 31 ДТ, а также сведений, указанных в технической документации и письмах производителей, представленных в ходе камеральной таможенной проверки, пришел к выводу о том, что товары (шаровые краны, вентили) предназначены для целей, отличных от перечисленных в наименовании подсубпозии 8481 80 190 0 ТН ВЭД ЕАЭС, заявленной декларантом. Однако данный вывод не аргументирован и документально не подтвержден, в связи с чем является необоснованным.
При оценке соблюдения процедуры принятия решения о классификации товаров от 21.07.2020 РКТ-10714000-20/000056Д установлено следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза камеральная таможенная проверка проводится путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов, документов и сведений государственных органов государств-членов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов и касающихся проверяемого лица.
Результаты проведения камеральной таможенной проверки оформляются в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 4 статьи 332 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
Согласно части 1 статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 03.08,2018 № 289-ФЗ) результаты проведения камеральной и выездной таможенной проверки оформляются соответственно актом камеральной таможенной проверки и актом выездной таможенной проверки в виде документа на бумажном носителе или электронного документа. Акт таможенной проверки в виде документа на бумажном носителе составляется в двух экземплярах.
Датой завершения таможенной проверки считается дата составления акта таможенной проверки. Акт таможенной проверки утверждается начальником (заместителем начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, не позднее трех рабочих дней со дня его составления (часть 2 статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ первый экземпляр акта таможенной проверки в виде документа на бумажном носителе приобщается к материалам таможенной проверки, второй экземпляр акта таможенной проверки не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки вручается проверяемому лицу или его представителю под роспись или направляется в его адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Согласно части 8 статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ указанной статьи при направлении акта таможенной проверки заказным почтовым отправлением акт таможенной проверки считается полученным: 1) в день вручения, указанный в почтовом уведомлении о вручении почтового отправления адресату либо в других источниках информации, в случае, если такое почтовое уведомление (информация) получено до наступления срока, указанного в пункте 2 данной части; 2) на шестой рабочий день со дня направления заказного почтового отправления в случае непоступления в указанный срок в таможенный орган почтового уведомления (информации), содержащего дату вручения почтового отправления адресату.
В соответствии с частью 16 статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ проверяемое лицо не позднее пятнадцати рабочих дней со дня получения акта таможенной проверки вправе представить в письменном виде возражения по его содержанию в таможенный орган.
Частью 24 статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ установлено, что днем истечения срока поступления возражений по акту таможенной проверки при их направлении заказным почтовым отправлением считается шестой рабочий день со дня, следующего за днем окончания срока представления возражений, установленного частью 16 данной статьи.
Согласно части 27 статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ для целей применения частей 16, 19, 20, 23 - 26 и 29 данной статьи днем получения акта таможенной проверки при его направлении заказным почтовым отправлением считается дата, определяемая в соответствии с частью 8 настоящей статьи, а если до дня принятия таможенным органом решения (решений) в соответствии с частью 28 настоящей статьи в таможенный орган поступило почтовое уведомление с отметкой о вручении адресату почтового отправления, которым направлен акт таможенной проверки, и датой такого вручения, - дата получения почтового отправления, указанная в таком почтовом уведомлении. Если в уведомлении о вручении почтового отправления не содержатся дата вручения адресату почтового отправления и (или) подпись адресата (его представителя), такое уведомление о вручении почтового отправления для целей применения настоящей части не рассматривается.
Пунктом 10 статьи 331 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза установлено, что порядок принятия таможенным органом решений по результатам таможенной проверки законодательством государств - членов о таможенном регулировании.
Частью 28 статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ, установлено, что на основании акта таможенной проверки и с учетом заключения (если такое заключение составлялось) начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего таможенную проверку, либо лицо, им уполномоченное, принимает решение (решения) в сфере таможенного дела при наличии оснований его (их) принятия, предусмотренных Кодексом Союза и (или) статьей 218 данного Федерального закона, за исключением случаев, если в целях подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту таможенной проверки, назначена новая таможенная проверка.
Указанное решение (решения) в сфере таможенного дела принимается в течение пятнадцати рабочих дней со дня истечения сроков поступления возражений по акту таможенной проверки, установленных частями 24 и 26 данной статьи, - в случае, если заключение по возражениям по акту таможенной проверки не должно составляться, в том числе в соответствии с частью 23 данной статьи (пункт 1 части 29 статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ).
Частью 33 статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ установлено, что решения, принятые по результатам таможенной проверки, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия, если иной срок не установлен международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, вручаются проверяемому лицу или его представителю либо направляются в его адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ при обнаружении таможенным органом, как до выпуска товара, так и после выпуска товара его неверной классификации таможенный орган осуществляет классификацию товара и принимает решение о классификации товара. Решение о классификации товара подготавливается в виде документа на бумажном носителе или электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица таможенного органа. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области таможенного дела, определяет форму и порядок заполнения решения о классификации товара, подготовленного в виде документа на бумажном носителе, порядок и сроки его принятия, а также формат и структуру решения о классификации товара, подготовленного в виде электронного документа.
Из материалов дела следует, что 12.05.2020, то есть с соблюдением срока, установленного частью 6 статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ, второй экземпляр акта таможенной проверки направлен декларанту заказным почтовым отправлением (письмо таможни от 12.05.2020 № 06-13/04911). Соответствующее уведомление о вручении либо информация о получении письма в срок, указанный в части 8 статьи 237 Федерального закона от03.08.2018 № 289-ФЗ, в таможенный орган не поступали, возражения по акту таможенной проверки от проверяемого лица в таможенный орган не поступали.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание положения частей 8, 16, 24, 27, пункта 1 части 29 статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ, в рассматриваемом случае срок принятия решений по результатам таможенной проверки истекал 10.07.2020.
Таким образом, решения от 21.07.2020 РКТ-10714000-20/000056Д принято с нарушением установленного срока.
С учетом изложенного, принимая во внимание необоснованность вывода таможенного органа, сделанного в акте таможенной проверки относительно классификации рассматриваемых товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, а также нарушение срока, установленного частью 29 статьи 237 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ, принятое по результатам камеральной таможенной проверки решение о классификации товаров от 21.07.2020 № РКТ-10714000-20/000056Д, является неправомерным нарушающим права и законные интересы общества, поскольку при изменении таможенным органом выбранного декларантом кода ТН ВЭД ЕАЭС произошло увеличение подлежащих уплате таможенных платежей.
Учитывая, что решение от 21.07.2020 № РКТ-10714000-20/000056Д признано судом необоснованным, соответственно выставленные Тульской таможней на основании указанного решения уведомления также признаются судом незаконными
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для отказа в удовлетворении требования о признании незаконным решения о классификации товара и уведомлений об уплате таможенных платежей.
Исходя из пункта 33 Постановления Пленума ВС РФ № 49 в случае признания судом незаконным решения таможенного органа, принятого по результатам таможенного контроля и влияющего на исчисление таможенных платежей, либо отказа (бездействия) таможенного органа во внесении изменений в декларацию на товар и (или) в возврате таможенных платежей в целях полного восстановления прав плательщика на таможенный орган в судебном акте возлагается обязанность по возврату из бюджета излишне уплаченных и взысканных платежей (пункт 3 части 4 и пункт 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, пункт 1 части 3 статьи 227 КАС РФ).
Оценивая доводы ответчика о прекращении производства по делу в связи с отсутствием предмета спора, суд в силу части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для прекращения по следующим основаниям.
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» если оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения арбитражным судом решения в установленном порядке отменен, а также, если действие его прекратилось, производство по делу не может быть прекращено, если в период действия такого акта были нарушены (могли быть нарушены) права и законные интересы заявителя, публичные интересы или права и (или) законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Пунктом 18 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 99 от 22.12.2005 «Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что отмена оспариваемого ненормативного акта не препятствует рассмотрению по существу заявления о признании акта недействительным, если им были нарушены законные права и интересы заявителя.
Как следует из материалов дела, заместителем начальником Дальневосточного таможенного управления 22.12.2020 в порядке ведомственного контроля вынесено решение № 10700000/221220/218-р/2020, которым признано несоответствующим требованиям, регулирующих таможенные правоотношения международных договоров Российской Федерации, актов, составляющих право Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле и отменено решение Находкинской таможни от 21.07.2020 № РКТ-10714000-20/000056Д, то есть после того, как заявитель 02.09.2020 направил в суд рассматриваемое заявление, и которое 15.09.2020 определением суда принято к производству, возбуждено производство по делу.
Также решением №10100000/270121/239-р/2020 от 27.01.2021 заместителем начальника Центрального таможенного управления отменены в порядке ведомственного контроля уведомления Тульской таможни от 17.08.2020 № 10116000/У2020/0002198, 10116000/У2020/0002200, 10116000/У2020/0002202, 10116000/У2020/0002231, 10116000/У2020/0002194, 10116000/У2020/0002224, 10116000/У2020/0002220, 10116000/У2020/0002212, 10116000/У2020/0002226, 10116000/У2020/0002192, 10116000/У2020/0002216, 10116000/У2020/0002222, 10116000/У2020/0002190, 10116000/У2020/0002188, 10116000/У2020/0002196, 10116000/У2020/0002227, 10116000/У2020/0002229, 10116000/У2020/0002206, 10116000/У2020/0002208, 10116000/У2020/0002214, 10116000/У2020/0002218, 10116000/У2020/0002210, 10116000/У2020/0002204, 10116000/У2020/0002233, 10116000/У2020/0002235.
Вместе с тем, на момент обращения заявителя в суд с настоящим заявлением оспариваемые решение и уведомления таможенных органов было действующими и нарушали права и законные интересы общества. Последующая отмена вышестоящим органом данных актов не является основанием для прекращения производства по делу при отсутствии соответствующего отказа заявителя от требований в силу ст. 49 АПК РФ.
Расходы по уплате государственной пошлины суд в порядке статьи 110 АПК РФ относит на соответчиков исходя из объема заявленных требований к каждому их них.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Признать незаконным решение Находкинской таможни от 21.07.2020 № РКТ-10714000-20/000056Д «О классификации товара в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза».
Признать незаконными уведомления Тульской таможни о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней от 17.08.2020 № 10116000/У2020/0002198, 10116000/У2020/0002200, 10116000/У2020/0002202, 10116000/У2020/0002231, 10116000/У2020/0002194, 10116000/У2020/0002224, 10116000/У2020/0002220, 10116000/У2020/0002212, 10116000/У2020/0002226, 10116000/У2020/0002192, 10116000/У2020/0002216, 10116000/У2020/0002222, 10116000/У2020/0002190, 10116000/У2020/0002188, 10116000/У2020/0002196, 10116000/У2020/0002227, 10116000/У2020/0002229, 10116000/У2020/0002206, 10116000/У2020/0002208, 10116000/У2020/0002214, 10116000/У2020/0002218, 10116000/У2020/0002210, 10116000/У2020/0002204, 10116000/У2020/0002233, 10116000/У2020/0002235.
Взыскать с Находкинской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний Эльф" 3000 (три тысячи) рублей расходов по оплате государственной пошлины по заявлению.
Взыскать с Тульской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Группа компаний Эльф" 75000 (семьдесят пять тысяч) рублей расходов по оплате государственной пошлины по заявлению.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд.
Судья Кирильченко М.С.