ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-14037/06 от 07.12.2006 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                         Дело № А51-14037/2006  -335

07 декабря 2006 года

Судья Арбитражного суда Приморского края        А. В. Буров

при ведении протокола  судьей А. В. Буровым

рассмотрев в судебном заседании дело по иску  КГУП «Примтеплоэнерго» в интересах филиала Спасский

к ГОУ НПО профессиональное училище № 52, Министерству финансов в лице УФК по Приморскому краю

третьи лица: Департамент образования Приморского края, Федеральное агентство по образованию.

о взыскании 191400,14 рублей.

при участии в заседании: от истца представитель не прибыл, извещен надлежащим образом.

от ответчиков: Министерство финансов РФ в лице УФК по ПК – ФИО1 по доверенности от 09.02.06 № 11-20/19 (без специальных полномочий), паспорт <...>; другие ответчики – представители не прибыли, извещены надлежащим образом.

Третьи лица – представители не прибыли, извещены надлежащим образом 

установил:

В судебном заседании рассматривается исковое заявление КГУП «Примтеплоэнерго» филиал Спасский к ГОУ НПО профессиональное училище № 52 о взыскании191400,14 руб., составляющих сумму некомпенсированных льгот, предоставленных льготным категориям граждан - работникам образования, проживающим в сельской местности за период 2003 года.

Определением от 24.10.2006 по делу № А51-8780/2006 36-255 данные требования выделены в отельное производство.

Представители истца, ГОУ НПО профессиональное училище № 52 и 3-их лиц в заседание суда не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом. На основании пункта 3 статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие указанных представителей по имеющимся в нем материалам.

Ответчик - Министерство финансов РФ иск не признал, так как в договорных отношениях с истцом не состоит, расходы по предоставлению льгот возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации истец документально не доказал факт предоставления льгот в заявленной сумме и неправомерно начислил НДС на сумму льгот.

Между истцом и ГОУ НПО профессиональное училище № 52 заключен договор о возмещении расходов, связанных с реализацией льгот по оплате коммунальных услуг согласно ФЗ «Об образовании». На основании указанного договора истцом в 2003 году предоставлены льготы работникам ответчика на сумму 191400 рублей 14 копеек и выставлены для оплаты счета-фактуры.

Понесенные истцом расходы в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан не возмещены до настоящего времени, что явилось основанием настоящего иска.

Исследовав имеющиеся в деле документы и доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со статьями  307-310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства возникают из договора и должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

В соответствии  с п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании», статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР пенсионеры и педагогические  работники  образовательных учреждений, работающие и проживающие в сельской местности, имеют право  на бесплатную  жилую площадь с отоплением  и освещением.

Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР (далее - ВЦИК и СНК РСФСР) от 10.06.30 г. «О льготах квалифицированным работникам в сельской местности и рабочих поселках» (утратило силу с 06.05.03г. ФЗ-52) предусмотрены льготы по оплате жилья, отопления и освещения работникам образования, а также предусмотрен порядок реализации льгот данной категории граждан за счет средств местного бюджета.

Федеральным законом от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 признано утратившим силу (Статья 5). Статьей 2 указанного закона установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льготы по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

В соответствии со статьей 6 названного закона от 06.05.2003 положения указанные в статье 2 этого же закона об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг применяются до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее чем до 1 января 2005 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2003 N 377 утверждены Правила предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для возмещения расходов в связи с предоставлением льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрена компенсация фактически понесенных бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами затрат на предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, и проживают в сельской местности. Субсидии выделяются за счет средств Фонда компенсаций в пределах ассигнований, предусмотренных на указанные цели в федеральном бюджете на соответствующий год.

Таким образом, из фонда компенсаций льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг гражданам, которые работают в учреждениях, финансируемых за счет средств федерального бюджета, и проживают в сельской местности, не финансируются.

Как видно из материалов дела, ГОУ НПО профессиональное училище № 52 является федеральным государственным учреждением образования, учредителем которого до 01.01.2005 являлось Министерство образования России.

Согласно абзацу 12 ст.84 БК РФ содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации производится исключительно из федерального бюджета.

Главный распорядитель бюджетных средств – Министерство образования РФ перечислило в 2003 году Департаменту образования и науки администрации Приморского края на компенсацию льгот 2622171 рублей. Согласно отчету об исполнении сметы расходов и доходов на 01.01.04 данные средства израсходованы на цели компенсации льгот в полном объеме. Отчет проверен Управлением федерального казначейства по Приморскому краю, замечаний не высказано.

 Таким образом, вина Департамента образования и науки администрации Приморского края в невозмещении льгот отсутствует, так как оно не было профинансировано надлежащим образом из федерального бюджета.

Ответчику - ГОУ начального профессионального образования профессиональному училищу № 52 в 2003 году выделено 250415 руб., данные средства израсходованы на цели компенсации льгот в полном объеме, что подтверждено представленными платежными поручениями. 

Так как в результате ненадлежащего финансирования, выделенных ГОУ Профессиональное училище № 52 средств на компенсацию льгот в 2003 году недостаточно, то удовлетворении исковых требований за его счет следует отказать.

Согласно п.14 ст.5 «Положения о Министерстве финансов Российской Федерации» утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 273 от 06.03.98 именно Министерство финансов РФ осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета.

В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик - Министерство финансов РФ не представил доказательств нецелевого расходования Министерством образования полученных средств и доказательства финансирования Министерство образования РФ в надлежащем объеме.

Суд принимает во внимание то обстоятельство, что в соответствии со ст. ст. 164, 165, 166 Бюджетного Кодекса РФ Министерство финансов Российской Федерации обладает следующими бюджетными полномочиями: составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство Российской Федерации, принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов; составляет и ведет сводную бюджетную роспись федерального бюджета и представляет ее в Федеральное казначейство; организует исполнение федерального бюджета и т.д., следовательно, обязанность по проектированию в бюджете соответствующих расходов на финансирование льгот возложена на Министерстве финансов РФ.

Исходя из вышеизложенного в соответствии со ст. 16 и ст. 1069 ГК РФ ответственность по возмещению ущерба истцу должна быть возложена на казну РФ в лице Министерства финансов РФ, так как ущерб возник по ее вине вследствие нефинансирования на оплату льгот по коммунальным услугам бюджетным учреждениям (ГОУ Профессиональное училище № 52). Министерство финансов РФ в соответствии с положением «О Министерстве финансов Российской Федерации», утвержденным постановление правительства РФ от 06.03.98 № 273 разрабатывает проект федерального бюджета и является финансовым органом исполнительной власти.

Размер ущерба доказан истцом представленными списками получателей льгот с указанием начисленной льготы, актами сверок, счетами-фактурами, извещениями, списками работников ГОУ.

Возражения Министерства финансов РФ во внимание не принимаются, так как размер предоставленных льгот и правомерность их предоставления доказана материалами дела. 

Довод министерства финансов РФ о начислении НДС на сумму льгот, судом во внимание не принимается, так как доказательств начисления НДС на сумму льгот суду не представлено.

 Ссылка Министерства финансов РФ на то обстоятельство, что оно не является стороной по договору, также не может быть принята судом во внимание.

Как отметил в своем постановлении от 22.06.2006 г. № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного Кодекса РФ», Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ, факт заключения между организацией, предоставляющей потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, и соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации (муниципального образования) соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций установленных федеральным законом льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине (пропорционально выделенной в настоящее дело сумме) относятся на Министерство финансов, однако последнее освобождено от уплаты государственной пошлины в соответствии с п.1 части 1 статьи  333.37 Налогового кодекса РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 171 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Взыскать с министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу КГУП «Примтеплоэнерго» 191400 (Сто девяносто одна тысяча четыреста) рублей 14 копеек компенсации льгот.

В иске к ГОУ НПО профессиональное училище №52 отказать.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в апелляционную инстанцию арбитражного суда Приморского края.

Судья                                                                        А.В. Буров