ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-14091/2021 от 06.06.2022 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-14091/2021

09 июня 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена 06 июня 2022 года.

Полный текст решения изготовлен 09 июня 2022 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Беспаловой Н.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Намзырай С.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению жилищно-строительного кооператива «Изумруд» (ИНН 2508001150; 2508001150, ОГРН 1152508000435; 1152508000435, дата государственной регистрации 18.02.2015)

к Прокуратуре г. Находка (ИНН 2536042415, ОГРН 1022501289535, дата государственной регистрации 15.11.2002)

третьи лица: Шаблин И.И., Туркина Т.В., Дацюк В.Г., Сапрыкин С.Г., Ленинский В.В., Сухов И.В, Хотин П.А., Алехина Л.Н.

о признании недействительным представления,

при участии: от заявителя – представитель Бондаренко Е.В. (доверенность от 26.07.2021),

от ответчика старший прокурор Познер И.А. (доверенность от 21.06.2021 № 8-38-2021, служебное удостоверение),

от третьих лиц – представитель Жилка Т.И. (доверенность от 04.06.2021 № 25АА 3278003),

установил:

Жилищно-строительный кооператив «Изумруд» (далее – заявитель, кооператив, ЖСК «Изумруд») обратилось в арбитражный суд с заявлением к прокуратуре г. Находка (далее – ответчик, прокурор) о признании недействительным представления заместителя прокурора города Дьячкова М.В. об устранении нарушений закона от 05.07.2021.

Определением от 22.11.2021 судом в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Шаблин И.И. (692930, Приморский край, г. Находка, ул. Изумрудная, д. 33, к. 2), Туркину Т.В. 692930, Приморский край, г. Находка, ул. Изумрудная, д. 25), Дацюк В.Г. (692930, Приморский край, г. Находка, ул. Изумрудная, д. 33/3), Сапрыкин С.Г. (692930, Приморский край, г. Находка, ул. Изумрудная, д. 38), Ленский В.В. (692930, Приморский край, г. Находка, ул. Изумрудная, д. 40), Сухов И.В. 692930, Приморский край, г. Находка, ул. Изумрудная, д. 33/4), Хотин П.А. 692930, Приморский край, г. Находка, ул. Изумрудная, д. 27), Алехина Л.Н. 692930, Приморский край, г. Находка, ул. Изумрудная, д. 15).

Определением от 25.03.2022 произведена замена судьи Куприяновой Н.Н. на судью Беспалову Н.А. по делу № А51-14091/2021, которое предано на рассмотрение судье Беспаловой Н.А.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования по доводам, изложенным в заявлении и письменных дополнительных пояснений к нему. Полагает, что оспариваемое представление является недействительным, нарушает права и законные интересы заявителя. Указал, что по смыслу норм пункта 2 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 ограничение режима потребления электрической энергии может быть введено в отношении заказчика при наличии за ним задолженности по оплате электроэнергии. Указал, что по рассматриваемым обстоятельствам по делу основанием ограничения режима подачи электрической энергии третьим лицам послужило наличие задолженности по оплате услуг по содержанию. Указал, что заключенными с каждым из владельцев домов и земельных участков с кооперативом договорами оказания услуг, предусмотрена также возможность приостановки подачи электроэнергии в случае не оплаты за потребленную электроэнергию и воду. Считает вывод должностного лица прокуратуры о нарушении кооперативом действующего законодательства, выразившемся в применении повышенного коэффициента за электроэнергию и водоснабжение является необоснованным, как и вывод о том, что ЖСК «Изумруд» не имело право приостанавливать подачу электроэнергии, поскольку противоречит требованиям действующего законодательства, в частности, пункту 2 Правил от 04.05.2012 № 442. Указал на нарушение прокурором положения статьи 21 Закона о прокуратуре по надлежащему извещению кооператива о проверке, решение от 25.05.2021 о проведении которой направлено 28.05.2021 на адрес электронной почты кооператива, при этом представленное в материалы дела решение о продлении срока проведения проверки доведено до сведения кооператива не было. Также полагает, что оспариваемое представление не отвечает критериям исполнимости, поскольку требование по недопущению выявленных нарушений не содержит указания на конкретное нарушение и способ его устранения.

Ответчик представил в материалы дела письменный отзыв и дополнительные письменные пояснения к нему. Полагает, что обжалуемое представление прокуратуры города соответствует требованиям законодательства, внесено в соответствии с предоставленными полномочиями и с соблюдением установленного Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» порядка, направлено на предупреждение и пресечение нарушения законаи не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности, силой принудительного исполнения не обладает, т.к. преследует цель понудить кооператив устранить нарушения закона в добровольном порядке. Указал, что оспариваемым представлением об устранении нарушений закона, прокурор не обязывает заявителя и не понуждает его совершать конкретные действия по бесперебойной подаче электрической энергии без любого рода перерывов, как указано в заявлении ЖСК «Изумруд», а требует исполнения законодательства по обеспечению надежной работы электрических сетей, при этом заявитель вправе самостоятельно решить вопрос, какие меры в целях устранения нарушений ему необходимо принять. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель третьих лиц в судебном заседании не согласился с требованиями заявителя по доводам, изложенным в письменном отзыве. Поддержал позицию прокурора о законности и обоснованности оспариваемого представления. Пояснил, что к земельным участкам, которые предоставлены кооперативу в аренду проведена линия электропередачи, водоснабжения и водоотведения, принадлежащая на праве собственности ЖСК «Изумруд». Третьими лицами приобретены земельные участки в собственность под жилые дома и подключая жильцов за плату к своей линии ЖСК «Изумруд» заключил с ними договоры на технологическое подключение, согласно которых обязуется обеспечить технологическое подключение возведенного строительством и введенных в эксплуатацию индивидуальных жилых домов Заказчиков к коммуникациям Исполнителя, а Заказчик произвести оплату в соответствии с пунктом 3 данных договоров. Полагает, что данные договоры не являются договорами на технологическое подключение согласно абзаца 12 пункта 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике, тем не менее, абоненты вынуждены, чтобы иметь свет, производить оплату за электроэнергию кооперативу, который оставляя себе разницу между тарифом, установленным для энергоснабжающей организации, переводит оплату ПАО ДЭК, что прямо противоречит действующему законодательству. Пояснил, что в мае 2021 в связи с отказом произвести оплату по прекращенным договорам оказания услуг в части обязательств по внесению Ежемесячных взносов установленных пунктами 2.2.2 и 3.1.1, за периоды с 01.03.2021 за неоказанные услуги, жилые дома по адресу: г. Находка, ул. Изумрудная, д.33/2, 33/3, 33/4, 40, 38, 15, 25 кооперативом отключены от электроснабжения и только после обращения третьих лиц в Находкинский городской суд за обеспечительными мерами по обязанию ЖСК «Изумруд» подключить дома к электроснабжению, дома были подключены. Просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Из материалов дела судом установлено, что 14.05.2021 в прокурору поступило обращение № 411ж-2021 от граждан Шаблина И.И., Туркиной Т.В., Дацюк В.Г., Сапрыкина С.Г., Ленского В.В., Хотина П.А., Алехиной Л.Н. в связи с отключением ЖСК «Изумруд» домов указанных лиц от электрической энергии, в отсутствие задолженности по оплате услуг электроснабжения, по причине неоплаты по договорам оказания услуг, по которым оплата осуществляется кооперативу только за коммунальные услуги содержания коммуникаций.

На основании данного обращения заместителем прокурора города принято решение о проведении проверки от 25.05.2021 № 709 в отношении ЖСК «Изумруд» с целью оценки исполнения закона при предоставлении коммунальных услуг, ограничении предоставления коммунальных услуг.

Пунктом 5 данного решения установлен срок проведения проверки с 25.05.2021 по 30.06.2021.

Решением от 23.06.2021 № 915 прокурор, рассмотрев материалы проверки, продлил срок проведения проверки в отношении ЖСК «Изумруд», проводимой на основании решения о проверке от 25.05.2021 № 709 на 30 дней, до 21.07.02021.

По результатам рассмотрения данного обращения, установив, что действующим законодательством предусмотрено, что ограничение электроснабжения по причине наличия задолженности возможно только в случае задолженности исключительно за услугу электроснабжения, тогда как согласно предоставленным платежным документам собственники земельных участков Шабалин И.И., Туркина Т.В., Дацюк В.Г., Сапрыкин С.Г., Ленский В.В.. Суховой И.В., Хотин П.А., Алехина Л.Н. осуществляли оплату за предоставленные коммунальные услуги, прокурор пришел к выводу, о том, что задолженность по оплате ежемесячных взносов по договорам оказания коммунальных услуг не может служить основанием для ограничения услуги электроснабжения, поскольку указанная задолженность подлежит взысканию в судебном порядке, вместе с тем, в нарушение требований закона с 27.05.2021 года ЖСК «Изумруд» произвело отключение электроснабжения всех земельных участков, принадлежащих указанным гражданам.

По факту выявленных нарушений, руководствуясь статьями 24, 33 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации, в адрес ЖСК «Изумруд» внесено представление об устранении нарушения закона от 05.07.2021, согласно которого прокурор потребовал:

1. Безотлагательно рассмотреть представление и принять конкретные меры, направленные на устранение указанных нарушений законодательства, их причин и условий, им способствующих.

2. Рассмотреть вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности.

3. О месте и времени рассмотрения представления необходимо сообщить в прокуратуру города для участия.

4. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах в
течение месяца в письменной форме сообщить в прокуратуру города. К
информации необходимо приложить копии документов, подтверждающихустранение нарушений и копию приказа о применении дисциплинарного
взыскания.

Полагая, что представление прокурора об устранении нарушений законодательства противоречит закону и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, кооператив обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительным ненормативных правовых актов и незаконных решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно положениям статей 1, 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура, в числе прочего, осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (пункт 2 статьи 21 Закона о прокуратуре).

Вышеуказанная норма, предполагает, что в качестве повода для проверки исполнения законов может использоваться любая информация о фактах нарушения закона, в том числе полученная из поступающих в прокуратуру обращений.

Пункт 3 статьи 22 Закона о прокуратуре наделяет прокурора полномочием по внесению в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 этого же Закона, представления об устранении нарушений закона.

В силу положений пункта 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. При этом в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Таким образом, представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.

По смыслу вышеприведенных норм Закона о прокуратуре, исполнимость представления прокурора является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку представление исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения установлен срок, за нарушение которого наступает административная ответственность. Исполнимость представления следует понимать, как наличие реальной возможности у обязанного лица устранить в указанный срок выявленное (установленное) нарушение.

Представление прокурора должно отвечать принципу правовой определенности и содержать четкие указания на конкретные действия, которые следует совершить обязанному лицу в целях его надлежащего и своевременного исполнения, с тем, чтобы лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению представления, могло однозначно определить, в соответствии с какими конкретно нормами права, какие действия и в какие сроки оно должно совершить в целях устранения выявленных нарушений. Содержащиеся в представлении формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, их изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

В пункте 5.6 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 № 2-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» разъяснено, что из положений пунктов 1 и 2 статьи 1, статей 4, 21 и 22 Закона о прокуратуре во взаимосвязи с положениями его статей 23 - 25.1 следует, что проведение прокурорской проверки призвано устранить неопределенность в отношении имеющихся у органов прокуратуры конкретных сведений, указывающих на наличие в деятельности организации признаков нарушений законов, и вынести по ее итогам - в случае подтверждения наличия соответствующих нарушений - акт прокурорского реагирования в виде протеста, представления, постановления или предостережения о недопустимости нарушения закона.

При этом пункт 16 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 обязывает прокурора формулировать в документах прокурорского реагирования правовую сущность выявленных нарушений законов с указанием на их негативные последствия, причины и условия, которые им способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц, а также принимать участие в рассмотрении внесенных актов прокурорского реагирования.

Таким образом, получив представление, лицо, которому оно адресовано, должно понимать какие именно нарушения ему вменяются (по поводу чего выдано представление, какие доказательства это подтверждают), какие нормы права им нарушены, и какие нарушения подлежат устранению.

В соответствии с частью 1 статью 27 Закона о прокуратуре при осуществлении возложенных на него функций прокурор, помимо прочего, принимает меры по предупреждению нарушений прав и свобод человека, используя полномочия, предусмотренные статьей 22 указанного Федерального закона, в том числе, по внесению представлений об устранении нарушений закона.

Судом установлено, что основанием для вынесения оспариваемого представления послужили результаты проведенной, на основании коллективного обращения граждан от 14.05.2021 № 411ж-2021 по вопросу нарушения их жилищных прав при предоставлении коммунальных услуг, начисления платы за коммунальные услуги и ограничении электроснабжения, проверки ЖСК «Изумруд» с целью оценки соблюдения требований закона при обеспечении земельных участков граждан коммунальными услугами, по результатам которой выявлены нарушения закона.

Оценив доводы прокурора, изложенные в представлении об устранении нарушений закона от 05.07.2021, суд приходит к следующим выводам.

На основании договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 15.04.2015 ЖСК «Изумруд» является арендатором земельного участка с кадастровым номером 25:31:010206:4220 общей площадью 20190 кв.м., адрес установлен относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 110 м по направлению на запад от ориентира, почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Находка, ул. Бокситогорская 26, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 12.07.2021.

На основании договора № 05/04/19 - КЛЭП купли-продажи объекта от 05.04.2019 ЖСК «Изумруд» приобрел в собственность у ООО «ЭКСПРЕСС» кабельную линию электропередачи 6 кВ, степень готовности -100%, года ввода в эксплуатацию 2010, назначение кабельная линия, расположена по адресу: г. Находка, начинается в 203 м к юго-западу от жилого дома по ул. Бокитогорская 26 заканчивается в 265 м к западу от жилого дома по ул. Бокситогорская 26 кадастровый номер 25:31:000000:6986. Переход права собственности зарегистрирован в установленном законом порядке.

На основании договора № 05/04/19-КТПН купли-продажи объекта от 05.04.2019 ЖСК «Изумруд» приобрел у ООО ЭКСПРЕСС» КТПН -«ТСЖ» 6/0 степенью готовности объекта -100%, назначение нежилое, расположенное по адресу: г. Находка в 200м к юго-западу от жилого дома по ул. Бокситогорская 26, кадастровый номер 25:31:010206:4543.

На основании договора № 05/04/19-КНС от 05.04.2019 ЖСК «Изумруд» приобрело в собственность внутриплощадные линии канализации, степенью готовности 100%, назначение: сооружение канализации, расположен по адресу: Приморский край, г. Находка, начинается в 75 м к юго-западу от жилого дома по ул. Бокситогорская 26, заканчивается в 35 м к западу от жилого дома по ул. Изумрудная д.8 кадастровый номер 25:31:010206:3038.

Также, на основании договора № 05/04/19-ВК купли - продажи объекта от 05.04.2019 ЖСК «Изумруд» является собственником внутриплощадочных линии водопровода, степенью готовности 100%, назначение: 10.1 сооружения водозаборные, расположенные по адресу: г. Находка, начинается с 84 м к северу - западу жилого дома по ул. Бокситогорская 26, заканчиваются в 43 м к западу от жилого дома по ул. Изумрудная 8, кадастровый номер 25:31:010206:4207.

В 2020 году между ЖСК «Изумруд» и собственниками, арендаторами земельных участков заключены следующие договора на технологическое подключение, которые предусматривают аналогичные положения:

-договор от 15.07.2020 № 33/2 заключенный с Шебалиным И.И.;

-договор от 15.07.2020 № 25 заключенный с Туркиной Т.В.;

-договор от 25.12.2020 № 33/3 заключенный с Дацюк В.Г.;

-договор от 15.07.2020 № 38 заключенный с Сапрыкиным С.Г.;

-договор от 14.07.2020 № 40 заключенный с Ленским В.В.;

-договор от 01.12.2020 № 33/4 заключенный с Суховой И.В.;

-договор от 10.07.2020 № 27/2020 заключенный с Хотиным П.А.;

договор от 14.07.2020 № 15 заключенный с Алехиной Л.Н.;

Согласно условиям договоров ЖСК «Изумруд» обязуется обеспечить технологическое подключение объекта Заказчика к коммуникациям электроснабжения, водоснабжения и водоотведения (пункт 1.1), обеспечить подачу коммунальных услуг электроснабжения, водоснабжения и водоотведения (пункт 2.2.1) и установлено, что тариф на энергоресурсы определяется Поставщиком. Исполнитель для расчетов с Заказчиком применяет тариф ДЭК и тариф Водоканала с применением повышающего коэффициента.

В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии со статьей 545 ГК РФ абонент может передавать энергию, принятую им от энергоснабжающей организации через присоединенную сеть, другому лицу (субабоненту) только с согласия энергоснабжающей организации.

В порядке статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 утверждены «Основные положениями функционирования розничных рынков электрической энергии» (далее - Положение).

Согласно пункту 6 Положения потребители (покупатели), участвующие в сфере обращения электрической энергии на розничных рынках, вправе приобретать электрическую энергию в порядке, определенном настоящим документом, у гарантирующих поставщиков, энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках.

Договоры, заключенные с нарушением установленных настоящим документом требований к их заключению и (или) содержащие, условия, не соответствующие настоящему документу, могут быть признаны недействительными полностью или в какой-либо части в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

В статье 3 Положения в редакции от 30.12.2020 даны следующие определения:

энергосбытовая деятельность - деятельность по продаже произведенной и (или) приобретенной электрической энергии (за исключением деятельности по зарядке электрической энергией аккумуляторных батарей, в том числе аккумуляторных батарей транспортных средств, оборудованных электродвигателями), осуществляемая на розничных рынках в пределах Единой энергетической системы России и на территориях, технологическое соединение которых с Единой энергетической системой России отсутствует;

лицензирование энергосбытовой деятельности - деятельность федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление лицензирования энергосбытовой деятельности (далее - лицензирующий орган), по предоставлению, переоформлению лицензий, осуществлению лицензионного контроля, прекращению действия лицензий, формированию и ведению сводного федерального реестра лицензий на осуществление энергосбытовой деятельности (далее - реестр лицензий), а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования энергосбытовой деятельности;

лицензия на осуществление энергосбытовой деятельности (далее -лицензия) - специальное разрешение на право осуществления энергосбытовой деятельности, которое подтверждается записью в реестре лицензий.

Таким образом, законодателем установлено, что заключить договор электроснабжения с потребителем, осуществлять поставку электрической энергии может только гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация, производитель электрической энергии (мощности) на розничных рынках.

ЖСК «Изумруд» не является Гарантирующим поставщиком, энергосбытовой организацией, производителем электрической энергии (мощности) на розничных рынках, поскольку не поставлено на соответствующий учет, не имеет лицензии на осуществлении энергосбытовой деятельности.

Данные обстоятельства явились основанием для вывода прокурора по результатам проверки, изложенным в оспариваемом представлении о том, что ЖСК «Изумруд» не вправе было предусматривать в договорах технологического присоединения условия по предоставлению потребителям коммунальной услуги электроснабжения, указанная услуга на территории Находкинского городского округа предоставляется гарантирующим поставщиком ПАО «ДЭК».

Пунктом 15 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» дано следующее определение: организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организациям водопроводно-канализационного хозяйства), приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.

Статьей 8 указанного Закона установлено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Физическое лицо, являющееся собственником централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязано заключить договор с организацией, на основании которого организация будет осуществлять эксплуатацию указанных систем.

Организация, заключившая договор аренды сроком более чем на один год или концессионное соглашение, объектами которых являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем, обязана в течение трех месяцев со дня заключения указанных договора или соглашения получить лицензии на осуществление видов деятельности, связанных с осуществлением горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

ЖСК «Изумруд» не является гарантирующим поставщиком услуги водоснабжения, водоотведения и не имеет лицензии на осуществлении указанной деятельности.

Данные обстоятельства явились основанием для вывода прокурора по результатам проверки, изложенным в оспариваемом представлении о том, что ЖСК «Изумруд» не вправе было предусматривать в договорах технологического присоединения условия по предоставлению потребителям коммунальной услуги водоснабжения и водоотведения, указанная услуга на территории г. Находка предоставляется гарантирующим поставщиком МУП «Находка- Водоканал».

Из материалов дела судом установлено, что между ЖСК «Изумруд» (в качестве Исполнителя), с одной стороны также заключены:

28.05.2021 с Суховой Ириной Владимировной (в качестве Заказчика), с другой стороны договор оказания услуг № 33/4-У;

10.07.2020 с Хотиным Павлом Александровичем (в качестве Заказчика), с другой стороны договор оказания услуг № 27-У/20;

25.12.2020 с Дацюк Виталием Геннадьевичем (в качестве Заказчика), с другой стороны, был заключен договор оказания услуг № 33/3-У;

14.07.2020 с Ленским Владимиром Владимировичем (в качестве Заказчика), с другой стороны договор оказания услуг № 40-У;

15.07.2020 с Шабалиным Иваном Ивановичем (в качестве Заказчика), с другой стороны договор, оказания услуг № 33/2-У;

15.07.2020 с Сапрыкиным Сергеем Геннадьевичем (в качестве Заказчика), с другой стороны договор оказания услуг № 38-У;

Согласно условиям пункта 1.1 договоров Исполнитель обязуется поддерживать Коммуникации в рабочем состоянии, путем своевременного осмотра и планового обслуживания, проводимого за счет ежемесячных взносов Заказчика (домовладельца) на содержание и в счет суммы взноса на содержание в т.ч. входят: покос травы, уборка снега, ямочный ремонт дороги в грунтовом исполнении, по дороге местного значения на территории поселка, а также вести расчеты с поставщиками энергоресурсов (ДЭК, Находкинский водоканал и др.) и принимать платежи Заказчика (домовладельца) за потребленные ресурсы, осуществлять капитальный ремонт или аварийные работы, замену узлов или составных частей Коммуникаций по мере необходимости, за счет разового целевого финансирования Заказчика в доле соразмерной количеству домовладельцев в ЖСК «Изумруд», в рамках сметы работ и материалов капитального ремонта, замены или аварии; осуществлять работы по освещению, асфальтированию, благоустройству и озеленению территории общего пользования поселка малоэтажной застройки по мере финансовой возможности…

В силу пункта 2.1.1 договора Исполнитель обязан поддерживать Коммуникации в рабочем состоянии, регулярно проводить осмотры и ТО, вести учет потребления ресурсов и выставлять счета на оплату Заказчику (пункт 2.1.2), а также своевременно с 15 по 20 число месяца следующего за отчетным оплачивать поставщикам энергоресурсов выставленные счета за фактическое потребление и авансовые платежи (пункт 2.1.4).

Пунктом 2.2.1 договоров предусмотрено, что Заказчик ежемесячно с 25 по 30 числа текущего месяца обязан передавать Исполнителю показания приборов учета, до 10 числа месяца, следующего за отчетным, вносить плату за потребленные энергоресурсы.

Пунктом 2.2.2 договоров установлено, что Заказчик обязан ежемесячно до 10 числа месяца, следующего за отчетным, вносить плату за обслуживание Коммуникаций.

Пунктом 3.1.1 договоров установлены размеры ежемесячных взносов на содержание Коммуникаций.

Порядок возмещения Заказчиком (домовладельцем) Исполнителю платы за потребленные электроэнергию, водоснабжение, водоотведение и др. ресурсы определен в пункте 3.1.2 договоров.

Невыполнение Заказчиком пунктов 3.1.1, 3.1.2 влечет приостановку Исполнителем поставки энергоресурсов с 25 числа месяца оплаты, поставки возобновляются после полной оплаты задолженности, Заказчик возмещает Исполнителю стоимость работ (материалов) по приостановке и возобновлению поставки энергоресурсов (пункт 3.1.4 договоров).

Как следует из пояснений заявителя, он полагает, что в нарушении положений статьи 309, 310 ГК РФ, а также вышеназванных условий договоров Заказчиками обязательства по договорам оказания услуг не исполнялись, в связи с чем, ЖСК «Изумруд» дважды направляло в адрес граждан посредством мессенджера Whatsapp досудебные претензии с требованием погасить возникшую по договору задолженность, однако, в настоящее время сумма задолженности остается неизменной, ответы на претензии в адрес ЖСК «Изумруд» не поступали, в связи с чем, все перечисленные граждане были предупреждены о наличии задолженности по договорам об оказании услуги, необходимости погашения задолженности и возможного отключения от энергоснабжения, о чем имеются соответствующие уведомления.

Также заявитель в обоснование своих требований указывает, что поскольку граждане не оплатили оказанные услуги, ЖСК «Изумруд» было произведено отключение от электроснабжения домов, собственники которых имеют задолженности по оказанным услугам в рамках заключенных договоров.

Из представленных заявителем в материалы дела уведомлений, направленных в апреле 2021 указанным гражданам следует, что кооперативом указывалось на имеющуюся у них задолженность по оплате содержания Коммуникаций, согласно условий пункта 3.1.1 данных договоров, предусматривающего условия и порядок расчетов по внесению ежемесячных взносов на содержание Коммуникаций.

Судом отмечается, что объем обязанностей выполнения Исполнителем работ по содержанию Коммуникаций предусмотрен пунктом 1.1 договоров оказания услуг.

Сведений об имеющейся задолженности у граждан, являющихся Заказчиками (домовладельцами) по договорам оказания услуг, по оплате энергоресурсов перед ДЭК, Находка-водоканал и другими сетевыми организациями, данные уведомления не содержат.

Вместе с тем, прокурором в ходе проверки установлено, что согласно предоставленным платежным документам собственники земельных участков Шабалин И.И., Туркина Т.В., Дацюк В.Г., Сапрыкин С.Г., Ленский В.В., Суховой И.В., Хотин П.А., Алехина Л.Н. осуществляли оплату за предоставленные коммунальные услуги, что прямо прописано в назначении платежа и сделаны выводы, что задолженность по оплате ежемесячных взносов на содержание Коммуникаций, согласованных в пункте 3.1.1 договора, не может служить основанием для ограничения услуги электроснабжения, поскольку указанная задолженность подлежит взысканию в судебном порядке.

Судом установлено, что ЖСК «Изумруд» произведено ограничение электроснабжения следующим гражданам:

-26.05.2021 прекращено электроснабжение участка Хотина П,А. на 12 часов, электроснабжение восстановлено 27.05.2021 с кадастровым номером 25:31:010206:4214;

-26.05.2021 прекращено электроснабжение участка Дацук В.Г. на 16 часов электроснабжение восстановлено 27.05.2021 с кадастровым номером 25:31:010206:4397;

-26.05.2021 прекращено электроснабжение участка Сапрыкина С.Г. с кадастровым номером 25:31:010206:4660;

-26.05.2021 прекращено электроснабжение участка Шабалина И.И. с кадастровым номером 25:31:010206:4210;

-26.05.2021 прекращено электроснабжение участка Ленского В.В. с кадастровым номером 25:31:010206:4661.

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями председателя ЖСК «Изумруд» от 21.07.2021, предоставленными в ходе проверки прокурору и которым указано, что электроснабжение восстановлено домовладельцам 27.05.2021.

Таким образом, суд соглашается с указанием прокурора в обоснование своей позиции по заявленным требованиям, что ЖСК «Изумруд» 26.05.2021 самоуправно, в отсутствие правовых оснований, в нарушение установленного порядка ограничения электроснабжения, осуществило прекращение электроснабжения земельных участков граждан, на которых располагаются их жилые дома, в силу следующего.

Согласно пункту 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Частью 2 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Действующим законодательством предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, когда к начисляемой плате за коммунальную услугу может применяться повышающий коэффициент к предоставляемым коммунальным услугам, произвольное применение повышающего коэффициента недопустимо.

В целях расчета потерь при транспортировке коммунального ресурса изданы следующие приказы:

-Приказ Минэнерго РФ от 30.12.2008 № 326 «Об организации в Министерстве энергетики Российской Федерации работы по утверждению нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям»;

-Приказ Минстроя России от 17.10.2014 № 640/пр «Об утверждении Методических указаний по расчету потерь горячей, питьевой, технической воды в централизованных системах водоснабжения при ее производстве и транспортировке».

В соответствии со статьей 16 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.

В соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В связи с чем, ЖСК «Изумруд» не вправе было предусматривать в договорах технологического присоединения повышающий коэффициент на коммунальные услуги, а при расчете потерь должно руководствоваться указанными Приказами.

Кроме того, согласно части 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 №35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике) сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектовэлектросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 546 ГК РФ перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента. Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом -юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии. Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.

Таким образом, на основании статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов.

Статьей 38 данного закона установлены гарантии надежного обеспечения потребителей электрической энергией.

Согласно данной статьи запрещается ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства.

На основании части 4 статьи 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Исходя из указанных норм одностороннее прекращение подачи электроэнергии возможно только в случаях, прямо предусмотренных законом, ЖСК «Изумруд» не является энергоснабжающей организацией, энергосетевой организацией и не вправе самовольно ограничивать электроснабжение, кроме того не может препятствовать перетоку электроэнергии через его объекты к земельному участку.

Более того, постановлением Правительства Российской, Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — Правила).

Указанными Правилами предусмотрев: в том числе порядок и основания ограничения предоставления коммунальных услуг.

В частности, пунктом 15 Правил предусмотрены основания для ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя, а именно в случае;

а) возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются водо-, тепло-, электро- и газоснабжение, а также водоотведение - с момента возникновения или угрозы возникновения такой аварийной ситуации;

б) возникновения стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий - с момента возникновения таких ситуаций, а также с момента возникновения такой необходимости;

в) выявления факта несанкционированного подключения
внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или централизованным сетям инженерно-технического обеспечения – с момента выявления несанкционированного подключения;

г) использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, - с момента выявления нарушения;

д) получения исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям, о необходимости введения ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, в том числе предписания органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление государственного контроля за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям, о неудовлетворительном состоянии внутридомовых инженерных систем (за техническое состояние которых отвечает собственник жилого дома) или внутриквартирного оборудования, угрожающем аварией или создающем угрозу жизни и безопасности граждан, - со дня, указанного в документе соответствующего органа.

Так же, пунктом 117 Правил предусмотрены основания для ограничения или приостановления предоставления коммунальной услуги, с предварительным уведомлением об этом потребителя, а именно в случае:

а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами;

б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

В силу пункта 118 Правил под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

Указанный перечень оснований является исчерпывающим.

В порядке пункта 120 Правил предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение 2 календарных дней со Дня устранения причин, указанных в подпунктах «а», «б» и «д» пункта 115 и пункте 117 настоящих Правил, полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги в порядке и размере, которые установлены Правительством Российской Федерации, или заключения соглашения о порядке погашения задолженности и оплаты указанных расходов, если исполнитель не принял решение возобновить предоставление коммунальных услуг с более раннего момента.

Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 утверждены «Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии» (далее - Правила ограничения).

В пункте 2 Правил ограничения утвержден перечень оснований, по которым возможно введение ограничения режима потребления электроэнергии, а именно при наступлении любого из следующих обстоятельств:

а) получение законного требования судебного пристава-исполнителя о введении ограничения режима потребления;

б) нарушение потребителем своих обязательств, выразившееся в следующих действиях:

неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности);

неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, если это привело к образованию задолженности потребителя перед сетевой организацией по основному обязательству, возникшему из договора об оказании услуг по передаче электрической энергий, в том числе обязательству по предварительной оплате таких услуг;

неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем условий договора, касающихся обеспечения функционирования устройств релейной защиты, сетевой, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности;

нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении (в том числе превышение максимальной мощности энергопринимающего устройства потребителя), вызванное подключением потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики электропотребляющего оборудования либо изменением потребителем режима работы подключенного электропотребляющего оборудования;

возникновение у граждан, ведущих садоводство или огородничество на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, задолженности по оплате электрической .энергии по договору энергоснабжения или перед садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате части стоимости электрической энергии, потребленной при использовании имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и части потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу;

в) прекращение обязательств по поставке электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимаюших устройств и (или) объектов электроэнергетики по договору оказания услуг по передаче электрической энергии;

г) выявление факта бездоговорного потребления электрической энергии;

д) выявление ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя, которое установлено гарантирующим поставщиком, заключившим с этим потребителем в случаях, предусмотренных Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее - Основные положения), договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) при отсутствии документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности;

е) поступление от потребителя заявления о введении в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность самостоятельного ограничения режима потребления;

ж) окончание срока, на который осуществлялось технологическое присоединение с применением временной схемы электроснабжения, или возникновение основания для его досрочного прекращения;

з) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

и) необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимаюшие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, или необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (объектах электросетевого хозяйства иных владельцев) либо на объектах по производству электрической энергии в случае, если проведение этих работ невозможно без ограничения режима потребления.

Таким образом, действующим законодательством предусмотрено, что ограничение электроснабжения по причине наличия задолженности возможно только в случае задолженности именно за услугу электроснабжения.

При этом, взимать денежные средства сетевые организации могут лишь по тарифу, которые утверждает для каждой ТСО (территориальной сетевой организации) уполномоченный государственный орган. Обычно это орган исполнительной власти региона, отвечающий за тарифную политику.

Юридические лица, частные лица, владеющие сетевыми объектами (линиями электропередач и подстанциями) автоматически статус ТСО не получают.

ЖСК «Изумруд» не имеет установленного тарифа и берет оплату за электроэнергию в виде коэффициента по тарифу, установленному для ПАО «ДЭК» (что следует из пункта 2.2.1 договоров на техническое подключение и усматривается из пункта 3.1.4. договоров оказания услуг).

Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии у прокурора по результатам проверки правовых оснований для внесения кооперативу оспариваемого представления, которое внесено и направлено в пределах предоставленных прокурору прав и при наличии законных к тому оснований, исходя из следующего.

Исполнимость предписания, равно как и представления, является другим важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер. Исполнимость предписания следует понимать как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленное нарушение.

Как следует из содержания оспариваемого представления, проведенной проверкой установлено, что положения договоров на техническое подключение не соответствуют действующему законодательству, поскольку ЖСК «Изумруд» не вправе собирать с граждан плату за коммунальные услуги, включающие, в том числе холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, применяя установленный им повышающий коэффициент, о чем указано в представлении об устранении нарушений закона от 05.07.2021.

При этом, в судебном заседании прокурор пояснил, что поскольку отношения по обеспечению предоставления коммунальных услуг указанным гражданам уже сформировались, коммунальный ресурс фактически предоставляется, прокуратура города Находка в представлении от 05.07.2021 не ставит вопрос о необходимости признания всего договора недействительным, а указывает на необходимость урегулирования спорных отношений и определения прав и обязанностей сторон в соответствии с требованиями действующего законодательства, с учетом положений статьи 421 ГК РФ, способ урегулирования спорных отношений остается на усмотрении сторон по договору, в том числе включая судебный порядок урегулирования спора и взыскания фактически понесенных расходов.

Также указал, что в оспариваемом представлении указывается на неправомерность произвольного прекращения предоставления коммунальных услуги или воспрепятствования их предоставлению по фактически существующим инженерным сетям, в том числе воспрепятствование перетоку электрической энергии.

Как уже отмечалось судом, статей 38 Закона об электроэнергетике установлен запрет на ограничение режима потребления электрической энергии, в том числе его уровня, в отношении потребителей электрической энергии, не имеющих задолженности по оплате электрической энергии и исполняющих иные предусмотренные законодательством Российской Федерации и соглашением сторон обязательства».

Учитывая изложенное, оспариваемое представление основано на требованиях действующего законодательства, его внесение обусловлено недопущением незаконного ограничения электроснабжения граждан, а также восстановления их нарушенных жилищных прав при предоставлении коммунальных услуг, в том числе включающих электрическую энергию и начислении платы за коммунальные услуги.

По смыслу пункта 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление должно характеризоваться адресностью, то есть подлежит внесению в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. Следовательно, обязательным условием внесения представления также является установленный в ходе проверки факт нарушения требований законодательства именно проверяемым лицом.

Поскольку представление исходит от государственного органа (должностного лица), обладающего властными полномочиями, его содержание с точки зрения изложения должно отвечать требованиям точности, ясности и определенности.

В противном случае представление возлагает на лицо, которому адресовано, обязанности, не согласующиеся с требованиями закона и создающие для него необоснованные препятствия в осуществлении своей деятельности.

Несоблюдение приведенных требований влечет неисполнимость вынесенного представления, и, соответственно, его недействительность.

Исполнимость представления является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов его законности, поскольку представление исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 КоАП РФ).

Поскольку в ходе проверки кооператива прокурором выявлены допущенные нарушения федерального законодательства и иных нормативно-правовых актов, суд, в силу изложенного выше, приходит к выводу о том, что прокуратурой правомерно вынесено в отношении ЖСК «Изумруд» представление об устранении нарушений закона.

При этом, требования прокурора в оспариваемом представлении о необходимости безотлагательного рассмотрения данного представления и принятия конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих; о необходимости рассмотрения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лица, виновного в указанных нарушениях; о необходимости сообщения в прокуратуру о результатах рассмотрения представления в месячный срок, полностью соответствуют указанным выше нормам права и входят в компетенцию прокурора.

Из изложенного суд приходит к выводу о том, что оспариваемое представление прокурора принято уполномоченным лицом в пределах установленной компетенции в рамках предмета надзора за исполнением законов. По форме и содержанию оспариваемое представление соответствует указанным требованиям Закона о прокуратуре.

Проверяя законность и обоснованность оспариваемого представления об устранении нарушений законодательства в части его исполнимости, судом также отмечается, что оно предписывает кооперативу принять конкретные меры, направленные на устранение указанных в нем нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

При этом само по себе требование прокуратуры решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности не затрагивает права работодателя на применение к работнику мер дисциплинарной ответственности в законодательно установленном порядке по своему усмотрению, то есть не является императивным требованием, влекущим за свое неисполнение наложение административных санкций.

В оспариваемом представлении об устранении нарушений закона, прокурор не обязывал заявителя и не понуждал его совершать конкретные действия по бесперебойной подаче электрической энергии без любого рода перерывов, как указал в заявлении ЖСК «Изумруд», прокурор требует исполнения законодательства по обеспечению надежной работы электрических сетей, при этом заявитель вправе самостоятельно решить вопрос, какие меры в целях устранения нарушений ему необходимо принять.

То обстоятельство, что заявителю следует самостоятельно выбрать способ и самостоятельно определить необходимые/достаточные меры для устранения допущенных нарушений, не противоречит действующему законодательству, поскольку из буквального прочтения пункта 1 статьи 24 Закона о прокуратуре не следует, что при вынесении представления прокурор обязан указать конкретно определенные действия, которые следует выполнить для устранения выявленных нарушений.

Оценивая довод заявителя о нарушении прокурором порядка уведомления председателя ЖСК «Изумруд» о начале контрольных мероприятий, суд отмечает следующее.

Как уже указывалось судом, согласно пункту 2 статьи 21 Закона о прокуратуре проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки (пункт 3 статьи 21 Закона о прокуратуре).

Типовая форма решения о проведении проверки и типовая форма мотивированного решения о расширении предмета указанной проверки утверждаются Генеральным прокурором Российской Федерации (абзац 3 части 3 статьи 21 Закона о прокуратуре).

Из материалов дела следует, что на основании коллективного обращения граждан от 14.05.2021 № 411ж-2021 заместителем прокурора города вынесено решение от 25.05.2021 № 709 о проведении проверки в отношении кооператива, которое по своему содержанию соответствует требованиям, предъявляемым частью 3 статьи 21 Закона о прокуратуре.

Решение о проведении проверки доведено до сведения кооператива 28.05.2021 посредством направления по электронной почте, что подтверждается представленной прокуратурой в материалы дела распечаткой с сайта почты mail.ru.

Сведений о том, что электронный почтовый адрес, имеющийся в распоряжении прокурора, на который направлена кооперативу информация, принадлежит иному юридическому или физическому лицу, заявителем в материал дела не представлено, в том числе учитывая тот факт, что 01.06.2021 ЖСК «Изумруд» в адрес прокуратуры направлены посредством информационно - телекоммуникационной сети Интернет, запрашиваемые для проверки документы, что подтверждается предоставленным в материалы дела скриншотом входящей корреспонденции, поступившей на официальную электронную почту прокуратуры.

Исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд приходит к выводу, что кооперативу также было известно и о решении о продлении срока проверки от 23.06.2021 № 915, что также подтверждается представленной прокуратурой в материалы дела распечаткой с сайта почты mail.ru и оформленным прокурором реестром решений о проводимых, в том числе в отношении ЖСК «Изумруд», проверках, а также полученными от председателя кооператива письменными пояснениям от 21.07.2021.

Принимая во внимание, что контрольные мероприятия в виде документарной проверки проводились в период с 25.05.2021 по 23.06.2021 и были продлены до 21.07.2021, суд не усматривает в действиях прокурора нарушений Закона о прокуратуре при вынесении указанных решений и вручения кооперативу.

Таким образом, прокурором проводилась проверка путем взаимодействия с проверяемым лицом и была начата после его фактического уведомления и получения запрашиваемых документов и пояснений.

В решении о проведении проверки не имеется указаний на проведение контрольных мероприятий по месту осуществления деятельности кооператива, предметом проверки являлось жилищное законодательство, определив цель проверки в виде оценки исполнения требований закона при предоставлении коммунальных услуг, ограничении предоставления коммунальных услуг.

В ходе проверки осмотр территорий, помещений по месту осуществления хозяйственной деятельности кооператива, прокурором не проводился.

В этой связи, назначенные прокурором контрольные мероприятия по решению о проведении проверки от 25.05.2021 № 709, срок проведения которых был продлен решением от 23.06.2021 № 915, фактически были реализованы в установленные для проведения проверки сроки после уведомления проверяемого лица и предоставления им документов на проверку, а, следовательно, какие-либо права и законные интересы указанными решениями кооператива, нарушены не были.

Кроме того, в рамках проверки у председателя кооператива были отобраны объяснения от 21.07.2021.

Оснований для вывода о том, что действия прокуратуры по проведению проверки и истребованию сведений с последующим внесением представления не соответствуют положениям пунктов 2, 3 статьи 21 Закона о прокуратуре, судом не установлено.

С учетом изложенного суд отклоняет доводы заявителя о нарушении порядка уведомления прокурором проверяемого лица о контрольных мероприятиях.

Поскольку рассматриваемое представление не возлагает на заявителя обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством, его нельзя признать незаконным и нарушающим его права и законные интересы.

Кроме того, законное представление не может нарушать права и законные интересы заявителя, учитывая, что оно не препятствует осуществлению им предпринимательской и иной экономической деятельности.

В целях обеспечения надлежащей организации органами прокуратуры Российской Федерации надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере Генпрокуратурой России принят приказ от 03.03.2017 № 140 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере» (далее - Приказ № 140), согласно пунктов 1.1, 1.2 которого органам прокуратуры Российской Федерации предписано осуществлять надзор за исполнением законов в жилищно-коммунальной сфере, считать его одним из приоритетных направлений прокурорской деятельности и осуществлять его комплексно и гласно, во взаимодействии с контрольно-надзорными органами; последовательно и настойчиво использовать предоставленные полномочия для защиты прав граждан, общественных и государственных интересов, борьбы с преступностью и коррупцией, добиваясь реального устранения выявленных нарушений.

Согласно пункта 2.1 Приказа № 140 органам прокуратуры Российской Федерации предписано сосредоточить усилия на организации надзора за своевременным выявлением и реальным устранением нарушений прав граждан в жилищно-коммунальной сфере; полнотой осуществления мероприятий по переселению населения из аварийного жилья, капитальному ремонту многоквартирных домов; расходованием денежных средств, выделяемых на данные цели; обеспечением законности в процессе управления жилищным фондом, в том числе при лицензировании такой деятельности.

На основании пункта 2.5 Приказа № 140 органам прокуратуры Российской Федерации предписано уделять особое внимание полноте выполнения органами публично-правовых образований, хозяйствующими субъектами обязанностей в части своевременного предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, эксплуатации, ремонта и содержания жилищного фонда, инженерной инфраструктуры, поставок и завоза топливно-энергетических ресурсов, в том числе в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.

Незамедлительно реагировать на все факты возникновения аварийных и иных чрезвычайных ситуаций на объектах жилищно-коммунального хозяйства, повлекшие грубые нарушения прав потребителей.

Также органам прокуратуры Российской Федерации предписано пресекать нарушения организациями жилищно-коммунальной сферы требований законов, касающихся лицензирования отдельных видов деятельности, банкротства, раскрытия информации о своей работе, реализации инвестиционных и производственных программ, проведения конкурентных процедур и участия в них (пункт 2.6 Приказа № 140).

Исходя из установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу, о том, что действия ответчика при проведении проверки в отношении кооператива, представление об устранении нарушений закона от 05.07.2021, которое направлено на устранение допущенных нарушений требований жилищного законодательства и на защиту прав граждан – собственников домовладений, не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, представление не возлагает незаконные обязанности и не создает иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности общества.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (часть 3 статьи 201 АПК РФ).

Учитывая, что оспариваемое представление соответствует требованиям действующего законодательства, внесено прокурором в пределах предоставленных ему полномочий и не нарушает права и законные интересы заявителя, суд в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказывает в удовлетворении заявленных требований.

Учитывая, что в удовлетворении заявленных требований отказано, судебные расходы по уплате государственной пошлины в силу статьи 110 АПК РФ относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции через Арбитражный суд Приморского края.

Судья Беспалова Н.А.