ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-14093/07 от 11.01.2008 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690990, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г.Владивосток Дело № А51-14093/2007 20-300/31

11 января 2008 года

Судья Арбитражного суда Приморского края Н.Н. Куприянова :

При ведении протокола судебного заседания секретарем М.В.Понкратенко

Рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению :

Индивидуального предпринимателя Кривогорницына Алексея Сергеевича

к  Административной комиссии Арсеньевского городского округа

о   признании незаконным и отмене Постановления по делу об административном правонарушении № 841 от 11 декабря 2007 года.

При участии в заседании:

Заявителя -   не явился, извещен, ходатайство

От Административного органа –   председатель Административной комиссии Сомова О.В. Распоряжение № 52 от 19.04.2007

У с т а н о в и л :

Индивидуальный Предприниматель Кривогорницын Алексей Сергеевич (далее по тексту Заявитель, Предприниматель) обратился заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Административной комиссии Арсеньевского городского округа ( далее Административный орган) по делу об административном правонарушении № 841 от 11 декабря 2007 года.

Заявитель в судебное заседание не явился, о месте и времени извещен надлежащим образом.

Письменно ходатайствовал о рассмотрении спора в его отсутствие.

Предъявленные требования поддерживает в полном объеме, полагая, что Административный орган при принятии оспариваемого Постановления сослался на нормативный акт , который в нарушение п.28 Устава Арсеньевского городского округа не был опубликован ;

Сфера деятельности органов местного самоуправления согласно п.7 ч.1 ст. 16 ФЗ № 131-ФЗ сводится к лишь к созданию муниципальных предприятий и организаций для транспортного обслуживания населения. Кроме этого , они вправе на договорных началах привлекать к транспортному обслуживанию населения предприятия и организации других форм собственности только для выполнения перевозок по муниципальному заказу , но не вправе вмешиваться и ограничивать деятельность хозяйствующего субъекта в нарушение норм ФЗ от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ.

Представленный график движения полностью соответствует пункту 3.4 Положения « О создании условий для предоставления транспортных услуг жителям Арсеньевского городского округа и организации транспортного обслуживания населения в границах Арсеньевского городского округа» № 200-МПА от 17.10.2007 года. ( далее Положение № 200- МПА ).

Административный орган с заявленными требованиями Предпринимателя Кривогорницына А.С. не согласен, полагая , что принятое Постановление законно и обоснованно , в силу следующего :

Довод Заявителя о том, что Постановление принято с нарушением норм права и не может применяться, т. к. Решение Думы Арсеньевского городского округа не было опубликовано является несостоятельным , поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 28 Устава Арсеньевского городского округа решения Думы города , затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования и могут быть обжалованы в суде. О вступлении в силу других решений Думы города дается указание в самом решении Думы города. Официальным опубликованием считается опубликование в газетах "Восход", "Бизнес-Арс" под рубрикой "официальный отдел" или средстве массовой информации, учрежденном администрацией городского округа для официального опубликования.

Ссылка на согласованный 19.02.2007 г. с администрацией Арсеньевского городского округа график работы маршрутного такси на основании заключенного с ИП Дасик С.В. договора о сотрудничестве от 02.04.07 г., также несостоятельна , вследствие того, что График и схема движения маршрута № 1 ИП Дасик С.В. были согласованы администрацией в соответствии с исполнительным листом Арбитражного суда Приморского края от 25.07.2005 года и не имеет отношения к 2007 году .

Предметом договора сотрудничества являются действия обеих сторон по организации и осуществлению перевозок в г. Арсеньеве по маршруту № 1, при этом Заказчиком является ИП Дасик С.В..

Согласно п. 7 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 г № 131-ФЗ организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа является вопросом местного значения городского округа , т.о. Заказчиком на организацию пассажирских перевозок может быть только Администрация Арсеньевского городского округа.

В соответствии с Законом Приморского края от 02.08.05 г. № 278-КЗ «Об организации транспортного обслуживания населения в Приморском крае» расписание движения - это дифференцированный по времени порядок следования транспортного средства от начальной до конечной точки маршрута .

В представленном согласованном ИП Дасик С.В. графике работы маршрутных такси по маршруту № 1 указаны только время начала и окончания работы , то есть данный график не является расписанием движения маршрутного такси.

Сам Предприниматель Кривогорницын А.С. не обращался в администрацию за согласованием расписания движения маршрутного такси по маршруту № 1.

Факт нарушения требований , установленных муниципальным правовым актом в области организации транспортного обслуживания населения в границах городского округа установлен протоколом об административном правонарушении и протоколом о рассмотрении дела, и административная комиссия пришла к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения и вины предпринимателя в неприятии мер по согласованию расписания движения маршрутного такси по маршруту № 1 с администрацией Арсеньевского городского округа.

Из материалов дела установлено :

Кривогорницын Алексей Сергеевич зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя МИФНС России № 4 по Приморскому краю 06 июня 2007 года, свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя серии 25 № 002695118 .

06 декабря 2007 года Старшим специалистом 2 разряда отдела по транспорту Управления жизнеобеспечения Картавым Д.В. был составлен протокол серия № 44-КЗ № 001670 об административном правонарушении , в соответствии с которым при проведении проверки было выявлено, что Предприниматель Кривогорницын А.С. осуществлял пассажирские перевозки на микроавтобусе MAZDABONGO, государственный номер А 038 АВ в режиме маршрутного такси № 1 . Графика и расписания движения, согласованного с Администрацией Арсеньевского городского округа , не имеет.

Предприниматель Кривогорницын А.С. с протоколом не согласился , о чем имеется отметка в протоколе.

11 декабря 2007 года Административная комиссия вынесла оспариваемое Постановление , в соответствии с которым Заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.1 Закона Приморского края «Об административных правонарушениях в Приморском крае» № 44-КЗ от 05.03.2007 года , и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 ( две тысячи) рублей.

Не согласившись с оспариваемым Постановлением, Заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд.

Суд удовлетворяет ходатайство Заявителя и рассматривает спор в отсутствие Индивидуального предпринимателя, по имеющимся в деле доказательствам.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав законность вынесенного постановления в полном объеме согласно части 3 статьи 30.6 КоАП РФ и пункту 7 статьи 210 Арбитражного Процессуального кодекса РФ , суд приходит к выводу, что заявленное требование не подлежит удовлетворению по следующим основаниям :

В соответствии со статьей 72 Закона РФ от 06.07.1991 N 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) к полномочиям городской администрации в области транспорта относится осуществление контроля за работой транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, а также утверждение маршрутов и графиков движения местного транспорта. Последнее в равной степени относится и к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим указанный вид деятельности, что согласуется с принципом равных условий деятельности для всех хозяйствующих субъектов, установленным Конституцией Российской Федерации.

В силу статьи 21 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ, мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги. В статье 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 № 154-ФЗ предусмотрено, что организация пассажирских перевозок является предметом ведения органов местного самоуправления.

При этом нормы Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ и Закона Российской Федерации от 06.07.1991 N 1550-1, касающиеся предмета ведения органов местного самоуправления, действуют в части, не противоречащей положениям главы 12 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.

Таким образом, исходя из толкования вышеназванных правовых норм графики движения автобусов, маршрутного такси юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - перевозчиков утверждаются по согласованию с соответствующими уполномоченными органами.

Согласно пункту 20 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация транспортного обслуживания населения относится к вопросам местного значения и находится в ведении муниципального образования. При этом статья 2 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" относит к безопасности дорожного движения комплекс организационно-правовых, организационно-технических и распорядительных действий по управлению движением на дорогах, которые по своему содержанию являются административными правоотношениями. Организация мер по безопасности дорожного движения осуществляется, в том числе посредством согласования маршрутов пассажирских перевозок и выбора перевозчиков, способных осуществлять наиболее качественное и безопасное обслуживание при перевозке на регулярных маршрутах.

Полномочия органов местного самоуправления по вопросам создания , согласования регулярных маршрутов пассажирского автотранспорта и о привлечении на них перевозчиков, а также в отношении согласования открытия регулярных маршрутов, разрабатываемых и обустраиваемых перевозчиками самостоятельно (проект маршрута движения, графики движения и согласования органов государственной власти, осуществляющих контроль за перевозками, обустройство остановочных пунктов и т.д.) предусмотрены Уставом автомобильного транспорта РСФСР от 08.01.1969 N 12 (с изменениями и дополнениями), Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР, утвержденными приказом Минтранса РСФСР от 24.12.1987 N 176, и другими нормативными правовыми актами, регулирующими безопасность дорожного движения и осуществление пассажирских перевозок.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона Приморского края от 14.01.2002 N 183-КЗ "О пассажирских перевозках в Приморском крае", пассажирские перевозки по маршрутной сети осуществляются исключительно на основании договоров между заказчиком и перевозчиком, получившим государственный (муниципальный) заказ или заказ на маршрутные таксомоторные перевозки по результатам проведения конкурса.

Статьей 8 указанного Закона определено, что порядок, условия и сроки проведения конкурса утверждаются органами местного самоуправления, ответственными за организацию транспортного обслуживания населения.

В соответствии с пунктом 14 статьи 32 Устава муниципального образования г. Арсеньев в полномочия администрации входит организация транспортного обслуживания населения.

Принятым 21 октября 2007 года Положением о создании условий о создании условий для предоставления транспортных услуг жителям Арсеньевского городского округа и организации транспортного обслуживания населения в границах Арсеньевского городского округа № 200-МПА определено , что данное Положение действует на территории Арсеньевского городского округа и распространяется на отношения, в которых участвуют органы местного самоуправления, осуществляющие организацию и контроль за выполнением пассажирских перевозок, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие пассажирские перевозки, потребители транспортных услуг, государственные надзорные и контрольные органы.

Муниципальный маршрут является муниципальной собственностью. Использование муниципального маршрута юридическими, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями в коммерческих целях осуществляется на договорной основе на основании итогов открытого конкурса ( пункт 3.1) .

Пунктом 3.2. данного Положения также установлено, что пассажирские перевозки по муниципальным маршрутам осуществляются исключительно на основании договора между администрацией городского округа и перевозчиком.

Организация маршрутных пассажирских перевозок автомобильным транспортом на территории городского округа осуществляется администрацией городского округа на основании муниципальных заказов на перевозку пассажиров. По видам перевозок, определяющих уровень регулирования соответствующих видов перевозок, заказы по перевозке пассажиров подразделяются:

муниципальный заказ по перевозке пассажиров транспортом общего пользования;

муниципальный заказ по перевозке пассажиров транспортом в режиме маршрутного такси;

специальный заказ по перевозке пассажиров.

Муниципальный заказ по перевозке пассажиров транспортом в режиме маршрутного такси формируется исходя из потребностей территории в полном удовлетворении потребностей транспортного обслуживания населения, не обеспеченных выполнением муниципальным заказом по перевозке пассажиров транспортом общего пользования.

Таким образом, указанными нормами установлено, что право на осуществление пассажирских перевозок в городском сообщении, и, следовательно, право на согласование графика и маршрута движения, выставляемое на конкурс, возникает у владельцев транспортных средств после проведения конкурса и у участников, набравших наибольшее количество баллов.

Решениями Думы г. Арсеньева от 30.05.2003 № 109 «Об утверждении Положения о конкурсе на осуществление пассажирских перевозок по городским и пригородным маршрутам» и от 03.12.2003 № 79 «Об утверждении приложения к Положению о конкурсе на осуществление пассажирских перевозок по городским и пригородным маршрутам» было утверждено Положение о конкурсе и конкурсная документация к нему. Организация конкурса была возложена на администрацию муниципального образования г. Арсеньев.

Согласно ответу Администрации Арсеньевского городского округа от 24.12.2007 № 2651-15 о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях , оказывающих транспортные услуги в 2007 году которые участвовали в конкурсе и с которыми ранее были заключены договора на оказание услуг по перевозке пассажиров на территории Арсеньеского городского округа следует, что с предпринимателем Кривогорницыным А.С. и предпринимателем С.В. Дасик такие договоры не были заключены.

Следовательно , предприниматель Кривогорницын А.С. осуществлял перевозку пассажиров на муниципальном маршруте при отсутствии договора, а также согласованного и утвержденного в установленном порядке графика движения и расписания движения , чем нарушил требования муниципального акта.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно пункту 2 статьи 8.1. Закона Приморского края « Об административных правонарушениях в Приморском крае » № 44-КЗ от 05 марта 2007 года ( далее - Закон № 44-КЗ) нарушение муниципальных правовых актов в области организации транспортного обслуживания населения в границах поселения, городского округа, между поселениями в границах муниципального района влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до сорока минимальных размеров оплаты труда ; на юридических лиц - от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Следовательно, представленные Административным органом материалы административного дела, свидетельствуют о том, что предприниматель Кривогорницын А.С. совершил административное правонарушение, предусмотренное Законом Приморского края « Об административных правонарушениях в Приморском крае » № 44-КЗ от 05 марта 2007 года , и правомерно привлечен к ответственности.

Довод Заявителя о том, что Решение Думы Арсеньевского городского округа № 200-МПА не было опубликовано является несостоятельным .

Статьей 19 Федерального закона Российской Федерации от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что порядок принятия и отмены правовых актов местного самоуправления определяется уставом.

Согласно статье 15 Устава Арсеьевского городского округа по вопросам местного значения население непосредственно, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению и соблюдению на всей территории городского округа.

В систему муниципальных правовых актов входят:

1) Устав;

2) правовые акты, принятые на местном референдуме;

3) нормативные и иные правовые акты Думы города;

4) правовые акты Главы города;

5) правовые акты контрольно-счетной Палаты;

6) правовые акты иных должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных настоящим Уставом.

Как установлено материалами дела 17 октября 2007 года Думой Арсеньеского городского округа было принято Решение о принятии муниципального правового акта   « Положения о создании условий для предоставления транспортных услуг жителям Арсеньевского округа и организации транспортного обслуживания населения в границах Арсеньевского городского округа» , который был опубликован 25.10.2007 в газете «Восход». Необходимость опубликования самого Решения Думы отсутствовала , поскольку статьей 28 Устава Арсеньевского городского округа предусмотрено опубликование только решений Думы города , затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, ст. 211 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Индивидуального Предпринимателя Кривогорницына Алексея Сергеевича о признании незаконным и отмене Постановления Административной комиссии Арсеньевского городского округа по делу об административном правонарушении № 841 от 11 декабря 2007 года отказать .

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока, если не подана апелляционная жалоба .

Судья Н.Н. Куприянова