ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-14097/09 от 02.12.2009 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-14097/2009

09 декабря 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 02 декабря 2009 года. В полном объеме решение изготовлено 09 декабря 2009 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Кошлаковой Г.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коняевой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю к индивидуальному предпринимателю Войтик Александру Григорьевичу о признании государственного контракта недействительным, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика ФБУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю, при участии в заседании: от истца: не явились, извещены; от ответчика: представитель Якубовская Н.А., по доверенности от 23.06.2009 паспорт; от третьего лица: не явились, извещены,

у с т а н о в и л:

Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю (далее – ГУФСИН России по Приморскому краю) обратилось в арбитражный суд Приморского края с иском к индивидуальному предпринимателю Войтик Александру Григорьевичу (далее – ИП Войтик) о признании государственного контракта № 4 от 09.01.2008 на поставку нефтепродуктов на сумму 2 200 000 рублей, заключенного между Федеральным бюджетным учреждением «Исправительная колония № 33 ИК-33 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» и ответчиком (далее – государственный контракт), недействительным.

Определением суда от 16.09.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика привлечено Федеральное бюджетное учреждение «Исправительная колония № 33 ИК-33 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» (далее – ФБУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю).

Истец, третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, арбитражный суд в соответствии с пунктом 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) продолжил рассмотрение дела в отсутствие не явившихся сторон и их представителей по имеющимся материалам дела.

Истец считает, что государственный контракт заключен с нарушением действующего законодательства, устанавливающего требования для размещения заказов на поставку товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных и муниципальных нужд, сделка совершена без соблюдения процедуры размещения заказа, неуполномоченным от имени истца лицом и в отсутствие лимитов бюджетных обязательств по целевой статье на приобретение горюче-смазочных материалов (ГСМ), в связи с чем, считает его недействительным.

Ответчик представил письменный отзыв и принимает тот факт, что государственный контракт заключен с нарушением действующего законодательства – Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 «О размещении заказов по поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – ФЗ «О размещении госзаказов»), однако считает, что на момент подписания государственного контракта лицо, его заключившее от имени ФБУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю, уже было уполномочено третьим лицом на совершение сделок, оплата за ГСМ производилась ответчику с момента поступления лимитов бюджетных обязательств, более того, ИП Войтик не был поставлен в известность о необходимости проведения конкурса для заключения государственного контракта на сумму 2 200 000 рублей, в связи с чем, государственный контракт считается заключенным, что также подтверждается тем обстоятельством, что арбитражным судом Приморского края рассматривается дело о взыскании ответчиком с третьего лица задолженности по спорному государственному контракту (дело № А51-14097/2009).

ФБУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю обратился в арбитражный суд с ходатайством о признании исковых требований, считает необходимым признать государственный контракт недействительным и просит рассмотреть дело без его участия.

Исследовав материалы дела, заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд установил, что между ФБУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю (Государственный заказчик) и ИП Войтик (Поставщик) заключен государственный контракт № 4 от 09.01.2008 на поставку ГСМ в течение 2008 года, сроком до 31.12.2008, на сумму 2 200 000 рублей.

В связи с тем, что государственный контракт заключен в нарушение статьи 161 БК РФ, а также без соблюдения процедуры размещения заказа, установленной ФЗ «О размещении госзаказов», ФБУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю направило ответчику письменное требование № 25/33-4/3-3367 от 08.06.2009 о расторжении заключенного государственного контракта и подписания в трехдневный срок приложенного проекта соглашения о его расторжении, что подтверждено почтовым уведомлением о вручении от 11.06.2009.

К моменту подачи искового заявления ответчик не представил третьему лицу подписанное соглашение о расторжении государственного контракта, что послужило основанием для предъявления настоящего иска.

Суд исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 72 БК РФ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с ФЗ «О размещении госзаказов», устанавливающим согласно пункту 4 статьи 10 обязательное проведение аукциона при проведении размещения заказов на поставку для государственных или муниципальных нужд товаров, включенных в перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации № 236-р от 27.02.2008 (далее – перечень товаров).

Продукты нефтепереработки включены в указанный перечень товаров (код по Общественному классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг 2320000), что является основанием для заключения государственного контракта путем проведения аукциона, о чем доказательств в материалы дела не представлено.

Государственный заказчик является федеральным бюджетным учреждением, имеет статус исправительного учреждения (пункт 1.3 Положения о ФБУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю) и в соответствии с пунктом 2 статьи 72, пунктом 2 статьи 161 БК РФ заключает и оплачивает государственные контракты, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

Согласно находящейся в материалах дела выписке из лицевого счета № 03320441340, лимиты бюджетных обязательств по целевой статье на приобретение в 2008 году ГСМ поступили только лишь 26.01.2008, в то время как государственный контракт заключен 09.01.2008.

Представленная в материалы дела выписка из реестра контрактов, выданная Управлением Федерального казначейства по Приморскому краю № 2010-02-04/340 от 03.074.2009 подтверждает отсутствие сведений о спорном государственном контракте в реестре государственных контрактов по Российской Федерации из чего следует, что он не принят к исполнению за счет бюджетных средств Российской Федерации (статья 18 ФЗ «О размещении госзаказов», постановление Правительства Российской Федерации № 117 от 03.03.2006).

На момент заключения государственного контракта (09.01.2008), лицо его подписавшее от имени ФБУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю (подполковник внутренней службы Алиев Ветен Оджаггулу оглы) не имел полномочий на заключение указанной сделки, что подтверждается приказом по личному составу № 1519 л/с от 26.12.2007, согласно которому исполнение обязанностей начальника возложено на него с 10.01.2008.

В случае нарушения предусмотренных законодательных положений о размещении заказа, арбитражный суд по иску заинтересованного лица признает недействительным размещение заказа (пункт 2 статьи 161 БК РФ, пункт 5 статьи 10 ФЗ «О размещении госзаказов»).

В рамках настоящего дела заинтересованным лицом выступает Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю, являющееся распорядителем средств федерального бюджета и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (пункт 25 Главы III Положения о ГУФСИН России по Приморскому краю).

При таких обстоятельствах, поскольку ФБУ ИК-33 ГУФСИН России по Приморскому краю признал исковые требования, ИП Войтик подтверждает факт заключения государственного контракта с нарушением требований закона, материалами дела не подтверждено заключение государственного контракта на основании проведенного аукциона, Государственному заказчику на момент совершения сделки не были предоставлены лимиты бюджетных обязательств по целевой статье на приобретение в 2008 году ГСМ, государственный контракт не принят к исполнению и подписан неуполномоченным на то лицом, суд признает государственный контракт несоответствующий нормам закона, а исковые требования подлежащими удовлетворению.

Расходы по госпошлине согласно статье 110 АПК РФ относятся на ответчика.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-171 АПК РФ, арбитражный суд,

р е ш и л:

Признать недействительным государственный контракт № 4 на поставку нефтепродуктов, заключенный 09.01.2008 между Федеральным бюджетным учреждением «Исправительная колония № 33 ИК-33 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Приморскому краю» и индивидуальным предпринимателем Войтик Александром Григорьевичем.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Войтик Александра Григорьевича в доход федерального бюджета 2 000 (две тысячи) рублей государственной пошлины.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края.

Судья Кошлакова Г.Н.