АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-14218/2018
13 ноября 2018 года
Резолютивная часть решения объявлена ноября 2018 года .
Полный текст решения изготовлен ноября 2018 года .
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Калягина А.К., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мыдыгмаевой С.Ч., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» к Акционерному обществу «ННК-Приморнефтепродукт» о взыскании 12 899 рублей 76 копеек,
при участии в судебном заседании:
от истца: представитель ФИО1 – доверенность от 15.09.2017, паспорт;
от ответчика: представитель ФИО2 – доверенность от 31.12.2017, паспорт;
установил: Истец - Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратился с исковыми требованиями к ответчику - Акционерному обществу «ННК-Приморнефтепродукт» о взыскании 12 899 рублей 76 копеек основного долга по внесению платы за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования станции Первая речка Дальневосточной железной дороги в период с 11.07.2017 по 21.07.2017 согласно накопительным ведомостям №№ 190701, 070801, 090804, 090801, 090802, 090803.
Ответчик исковые требования оспорил, ссылаясь на недоказанность истцом обстоятельства простоя вагонов по причинам, зависящим от ответчика, указывает на то обстоятельство, что ответчик не был уведомлен о составлении актов общей формы.
Из пояснений лиц, участвующих в деле, материалов дела следует, что истцом, как перевозчиком, и ответчиком, как владельцем, был заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО «Приморнефтепродукт» по станции Первая Речка (далее договор), который согласно п. 25 данного договора вступил в действие с 04.12.2013 сроком на 5 лет.
В соответствии с данным договором осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу на праве собственности, примыкающего стрелочным переводом № 294а к ходовому пути станции № 26, локомотивом перевозчика (п. 1 договора).
Согласно п. 8 договора о готовности вагонов к уборке владелец передает уведомление по телефону с последующим письменным подтверждением.
В силу п. 10 договора готовые к уборке вагоны убираются с мест погрузки, выгрузки локомотивом перевозчика после получения уведомления от владельца о готовности вагонов к уборке в срок, установленный Технологическим процессом работы станции Первая речка.
В период с 11.07.2017 по 21.07.2017 согласно накопительным ведомостям №№ 190701, 070801, 090804, 090801, 090802, 090803 на путях общего пользования станции Первая речка Дальневосточной железной дороги простаивали вагоны, прибывшие в адрес ответчика, как грузополучателя, вследствие невозможности их подачи под грузовую операцию по причинам, зависящим от грузополучателя, а именно, в связи с занятостью фронта выгрузки, в связи с проведением ответчиком плановой инвентаризации, что подтверждается актами общей формы, памятками приемосдатчика, телефонограммой ответчика № 65 от 16.07.2017, согласно тексту которой следует, что в связи с производственной необходимостью, обусловленной проведением плановой инвентаризации, с 5 утра местного времени 17.07.2017 до окончания инвентаризации не осуществлялся слив всех видов нефтепродуктов.
На основании актов общей формы были оформлены вышеуказанные накопительные ведомости.
От подписи накопительных ведомостей представитель ответчика отказался, что подтверждается соответствующими актами общей формы.
Истец, руководствуясь ст. 39 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее УЖТ РФ), приказом ФСТ России от 29.04.2015 № 127-т/1 «Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство № 2), утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 № 35/12», начислил ответчику плату за приведенное время нахождения не принадлежащих перевозчику вагонов на путях общего пользования в сумме 12 899 рублей 76 копеек, направил ответчику письменную претензию об уплате данной суммы, требования этой претензии были оставлены ответчиком без удовлетворения.
В соответствии с п. 2 ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Согласно ч. 1 ст. 39 УЖТ РФ за время нахождения принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Как предусмотрено в ч. 11 ст. 39 УЖТ РФ, за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени.
Если в указанных в ч. 11 ст. 39 УЖТ РФ случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Из системного толкования ч.ч. 12, 18 ст. 39 УЖТ РФ следует вывод о том, что обязанность по внесению платы за пользование путями общего пользования устанавливается персонифицированно для лиц, от которых зависели причины нахождения вагонов на путях общего пользования.
В соответствии со ст. 119 УЖТ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Для удостоверения иных, не предусмотренных названной статьей обстоятельств, оформляются акты общей формы и другие акты. Порядок составления актов определяется правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, правилами перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом.
Приказом МПС РФ от 18.06.2003 № 45 утверждены Правила составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом (далее Правила № 45).
Как установлено в п. 3.1 Правил № 45, акт общей формы (приложение № 2 к Правилам) составляется на станциях для удостоверения определенных обстоятельств, в том числе, задержки груженых вагонов на промежуточных станциях из-за неприема их станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования, и отсутствия технических возможностей накопления вагонов на станции назначения.
Согласно п. 3.4. Правил № 45 в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления. В частности, в акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания: платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, - указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В силу п. 3.5 Правил № 45 акт общей формы должен быть подписан не менее чем двумя лицами, участвующими в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для составления акта.
Представленными в материалы дела доказательствами, в том числе актами общей формы, подтверждается обстоятельство простоя прибывших в адрес ответчика вагонов на путях общего пользования станции Первая речка Дальневосточной железной дороги в период с 11.07.2017 по 21.07.2017 согласно накопительным ведомостям №№ 190701, 070801, 090804, 090801, 090802, 090803 по причинам, зависящим от грузополучателя, а именно, в связи с занятостью фронта выгрузки, в связи с проведением ответчиком плановой инвентаризации. Указанные обстоятельства подтверждается также памятками приемосдатчиков, телефонограммой ответчика № 65 от 16.07.2017.
В связи с этим истец правомерно начислил ответчику плату за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования. Согласно представленным в материалы дела накопительным ведомостям размер названной платы, правомерно рассчитанный истцом на основании ст. 39 УЖТ, приказа ФСТ России от 29.04.2015 № 127-т/1, составляет сумму 12 899 рублей 76 копеек.
При таких условиях предъявленные по настоящему делу исковые требования расцениваются арбитражным судом в качестве законных, обоснованных и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы ответчика о недоказанности истцом обстоятельства простоя вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, арбитражным судом отклоняются, поскольку текст представленной в материалы дела копии телефонограммы № 65 от 16.07.2017, акты общей формы и накопительные ведомости объективно и достоверно свидетельствуют о занятости фронта выгрузки ответчика, о проведении ответчиком плановой инвентаризации, сведения об иных обстоятельствах, являвшихся причиной простоя вагонов, в материалах дела не содержатся.
Также арбитражный суд учитывает, что в силу п.п. 8, 10 договора во избежание простоя вагонов на путях общего пользования ответчик должен был уведомить истца о готовности вагонов к уборке, доказательства направления ответчиком истцу таких уведомлений в отношении спорных вагонов в материалы дела не представлены.
Доводы ответчика о том, что ответчик не был уведомлен о составлении актов общей формы, арбитражным судом не принимаются, как не подтвержденные доказательствами, представленные в материалы дела акты общей формы свидетельствуют о том, что представитель ответчика от подписи в накопительных ведомостях, актах общей формы отказался.
Истец ходатайствовал по настоящему делу о зачете 2 000 рублей госпошлины, уплаченной истцом платежным поручением № 1881943 от 05.07.2017 на сумму 2 000 рублей, в счет уплаты госпошлины по настоящему делу.
На основании ст. 104 АПК РФ, п. 6 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) арбитражный суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению указанное ходатайство истца, поскольку сумма госпошлины, уплаченная истцом платежным поручением № 1881943 от 05.07.2017 на сумму 2 000 рублей, возвращена истцу из федерального бюджета определением арбитражного суда Приморского края от 28.04.2018 по делу № А51-1945/2018 согласно справке на возврат госпошлины от 13.06.2018.
Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины по делу относятся на ответчика.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 104, 110, 167-171 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
Произвести зачет госпошлины в сумме 2 000 (две тысячи) рублей, уплаченной Открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» платежным поручением № 1881943 от 05.07.2017 на сумму 2 000 рублей.
Взыскать с Акционерного общества «ННК-Приморнефтепродукт» в пользу Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» 14 899 (четырнадцать тысяч восемьсот девяносто девять) рублей 76 копеек, в том числе 12 899 рублей 76 копеек основного долга, 2 000 рублей расходов по уплате госпошлины.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано через арбитражный суд Приморского края в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия решения, в Пятый арбитражный апелляционный суд и в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, в Арбитражный суд Дальневосточного округа, при условии, что решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции.
Судья Калягин А.К.