АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-14305/2023
27 ноября 2023 года
Резолютивная часть решения объявлена 20 ноября 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 27 ноября 2023 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Нестеренко Л.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Горбуновым М.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Центральной акцизной таможни (ИНН <***>, ОГРН <***>),
к Индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о взыскании 323 970, 90 руб., в том числе 313 500 руб. утилизационного сбора, 10 470, 90 руб. пени, а также пени по день фактического исполнения обязательства,
при участии: от заявителя – ФИО2 (доверенность от 19.12.2022),
установил: заявитель обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, в тексте отзыва указал на рассмотрение делав в его отсутствие. На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика.
Таможенный орган, поддерживая заявленные требования, указал, что предпринимателем на таможенную территорию ЕАЭС ввезен автомобиль, в отношении которого ему надлежало уплатить утилизационный сбор, однако эту обязанность ответчик не исполнил. О неуплате утилизационного сбора ответчик проинформирован таможней, в установленный законом срок для добровольной уплаты ответчик утилизационный сбор не уплатил, в связи с чем таможня просит взыскать указанную задолженность, а также начисленные ответчику пени в судебном порядке.
От предпринимателя поступил письменный отзыв, в котором он требование оспорил, ссылаясь на то, что таможенное оформление автомобиля не произведено. В этой связи полагает, что обязанность уплатить утилизационный сбор и пени у него не возникла.
При рассмотрении дела суд установил, что в марте 2023 года Индивидуальный предприниматель ФИО1 ввез на таможенную территорию таможенного союза и поместил под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления автомобиль легковой грузовой (будка), дизельный, бывший в употреблении, марка HUINDAY, модель MIGHTY EX, момент выпуска 06.05.2021, цвет белый, с полной массой транспортного средства 7200 кг, объемом двигателя 3933 куб. см, номер рамы KMFHA17GPMC058146, - который заявил к таможенному оформлению в ДТ № 10009100/100323/3034343.
Утилизационный сбор в отношении названного транспортного средства не уплачивался.
Письмом от 14.04.2023 № 13-12/08248 Центральная акцизная таможня уведомила предпринимателя о необходимости уплаты утилизационного сбора в сумме 313 500 руб., а также пени за просрочку уплаты утилизационного сбора. При этом таможенный орган указал, что представленный предпринимателем расчет суммы утилизационного сбора не может рассматриваться в качестве документа, подтверждающего правильность исчисления утилизационного сбора, поскольку представлен не в виде электронного формализованного документа с кодом вида документов и сведений «10064».
Поскольку предприниматель не уплатил утилизационный сбор и пени, составившие 10 470, 90 руб., таможня обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ответчика сумм утилизационного сбора и пени, также просило продолжить взыскание пени по день фактического исполнения обязательства.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований таможни ввиду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа.
Утилизационный сбор – это особый вид обязательного платежа, введенный в Российской Федерации в развитие постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1194 «О стимулировании приобретения новых автотранспортных средств взамен вышедших из эксплуатации и сдаваемых на утилизацию, а также по созданию в Российской Федерации системы сбора и утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств», основной целью которого является обеспечение экологической безопасности.
Из анализа законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере правоотношений следует, что по своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство как в процессе своей эксплуатации, так и при утилизации полностью либо в части (запчасти).
В силу положений статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ под ввозимым в Российскую Федерацию транспортным средством следует понимать не транспортное средство, которое фактически пересекло Государственную границу Российской Федерации, а транспортное средство, выпущенное в обращение на территории Российской Федерации согласно заявленной таможенной процедуре, следовательно, обязанность по уплате утилизационного сбора возникает с момента ввоза транспортного средства, самоходной машины в Российскую Федерацию и его выпуска в установленном порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ, согласно которому плательщиками утилизационного сбора признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, обязанность по уплате утилизационного сбора не зависит от наличия либо отсутствия факта дальнейшей эксплуатации ввезенного транспортного средства. Риск ввода в гражданский оборот в Российской Федерации имущества, в отношении которого подлежит уплате утилизационный сбор, без уплаты такового, лежит, прежде всего, на лице, осуществившем ввоз такого имущества в Российскую Федерацию (Определение ВС РФ от 04.06.2018 № 309-КГ18-5954).
В соответствии с пунктом 4 статьи 24.1 Закона № 89-ФЗ порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных норм права Правительством РФ принято Постановление от 26.12.2013 № 1291 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее - Постановление № 1291), которым утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила № 1291) и Перечень видов и категорий колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень № 1291).
Как установлено пунктом 5 Правил № 1291, утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий колесных транспортных средств и шасси, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
Базовая ставка утилизационного сбора, коэффициенты расчета указанного сбора в зависимости от вида и категории транспортных средств установлены Перечнем.
Действительно, в пункте 11(2) Правил закреплено, что при недекларировании колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему, подлежащих таможенному декларированию, или при неисполнении обязанности по уплате утилизационного сбора в отношении колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему, не подлежащих таможенному декларированию при ввозе в Российскую Федерацию, сроком уплаты утилизационного сбора считается день пересечения колесным транспортным средством (шасси) или прицепом к нему государственной границы Российской Федерации, а если этот день не установлен - первый документально установленный день нахождения колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему на территории Российской Федерации.
Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 11(4) - 11(6) настоящих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.
Вместе с тем, заявитель не доказал, что в спорном случае имеют место обстоятельства, свидетельствующие о возникновении у предпринимателя обязанности по уплате утилизационного сбора.
Так, согласно отметке в графе «С» декларации на товары № 10009100/100323/3034343 в выпуске товара по таможенной процедуре импорт 40 (выпуск для внутреннего потребления) отказано, отказ в выпуске датирован 29.04.2023. Декларанту указано на размещение товара в зоне таможенного контроля.
В пункте 6 Правил определены случаи, при которых утилизационный сбор не подлежит уплате, в том числе в отношении транспортных средств, с даты выпуска которых прошло менее трех лет и которые помещаются под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемую на территории Особой экономической зоны в Калининградской области, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации, за исключением транспортных средств международной перевозки; которые ввозятся в Российскую Федерацию и помещаются под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
Следовательно, поскольку до настоящего времени статус спорного автомобиля не определен, сведения о результатах таможенного контроля спорного автомобиля акцизной таможней не представлены, отсутствуют основания полагать, что у предпринимателя возникла обязанность по уплате утилизационного сбора и, соответственно, пени за его несвоевременную уплату.
Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Судья Нестеренко Л.П.