ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-14307/18 от 27.08.2018 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-14307/2018

29 августа 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена августа 2018 года .

Полный текст решения изготовлен августа 2018 года .

Арбитражный суд Приморского края  в составе судьи  Н.А Галочкиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Кравченко В.В.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  Индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>, дата регистрации 17.03.1999)

к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края  (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации 29.03.2002)

об обязании возвратить излишне уплаченные денежные средства в размере 72 170, 18 руб.

при участии в заседании:  стороны не явились, надлежаще извещены

установил:  Индивидуальный предприниматель Казакова Ольга Ивановна обратилась в арбитражный суд с заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу Приморского края  об обязании возвратить излишне уплаченные денежные средства – страховые взносы в размере 72 170, 18 рублей за 2014, 2015 гг.

         Стороны, надлежащим образом извещенные о дате и времени судебного заседания, в суд не явились, суд рассматривает спор в отсутствие сторон по имеющимся в материалах дела документам.

           ИП ФИО1 в обоснование своих доводов   в заявлении указывает,  что с 01.01.2014 года изменился порядок расчета взносов в Пенсионный фонд РФ для индивидуальных предпринимателей, так как  для определения дохода для исчисления страховых взносов положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых  взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» должны применяться во взаимосвязи со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть с учетом вычетов, предусмотренных статьями 218 – 221 НК РФ.

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу  Приморского края   в ранее представленном в материалы дела письменном отзыве на заявление указало, что возражает против заявленных требований, полагая, что  Постановление Конституционного суда РФ  № 27-П от 30.11.2016г вступает в силу со дня официального опубликования – 02.12.2016 и после этой даты обязательства по уплате страховых взносов формируется исходя из размера доходов за минусом расходов. Кроме того, ФИО1 является с 11.08.2008 получателем страховой пенсии по старости и ей как работающему пенсионеру, произведен перерасчет  размера страховой пенсии в беззаявительном порядке и с 01.08.2017 размер страховой пенсии увеличился на 209, 09 рублей.

Судом установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1 является плательщиком налога на доходы физических лиц.

 ИП ФИО1были представлены в налоговый орган налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2014 и налоговые декларации по  единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 1-4 кварталы 2014 года,  в соответствии с которыми сумма полученных доходов за налоговый период составила 4 733 430 рублей, в том числе: от применения упрощенной системы налогообложения (УСН) 4 303 658 рублей и единого налога на вмененный доход  (ЕНВД)  429 772 рубля, сумма расходов по УСН составила 3 583 236 рублей.

  ИП ФИО1были представлены в налоговый орган налоговые декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2015 и налоговые декларации по  единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 1-4 кварталы 2015 года,  в соответствии с которыми сумма полученных доходов за налоговый период составила 4 938 158 рублей, в том числе: от применения упрощенной системы налогообложения (УСН) 4 476 002  рубля и единого налога на вмененный доход  (ЕНВД)  462 156 рублей, сумма расходов по УСН составила 3 633 873 рубля. 

Вместе с тем, предпринимателем оплата страховых взносов произведена  за 2014 г. в сумме  44 334 рубля; за  2015 год – в  сумме  46 381 рубль 58 копеек,  без учета фактически понесённых расходов, связанных с извлечением прибыли. 

 15.03.2018 года  ИП ФИО1 обратилась  в адрес ГУ – Управление ПФР по Уссурийскому  городскому округу  ПК  с  заявлением, в котором просила произвести перерасчет  на индивидуальную часть страховых взносов в ПФР (1%) за 2014-2016гг, так как применяет упрощенную систему налогообложения (доходы, уменьшенные на величину расходов), а расчет взносов производился с величины доходов, не вычитая расходов.

12.04.2018 года  ГУ УПФР по УГО Приморского края  письменно сообщило предпринимателю, что основания для переформирования обязательств за 2014-2015 г. отсутствуют, так как обязательства за эти периоды  были сформированы до вступления в законную силу Постановления Конституционного суда РФ от 30.11.2016 № 27-П. Указало, что  сумма страховых взносов, подлежащая уплате  в Пенсионный фонд за 2016 год,  исходя из полученного дохода,  составляет 6 736, 24 рублей. И указало, что заявление о возврате излишне уплаченных страховых взносах перенаправлено в ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по ПК для принятия решения  о возврате (отказе) сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, после принятия решения Управление направит в адрес ИП уведомление.  

   19.04.2018 года  ГУ УПФР по Уссурийскому городскому округу  Приморского края   было принято уведомление о принятом решении о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) денежных средств № 1339, в соответствии с которым принято решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от 19.04.2018 № 1339 по страховым взносам на обязательное  пенсионное страхование  (обязательное медицинское страхование), пеням, штрафам  по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2017,  в размере 29 665, 76 руб. (за 2016 год).   

 19.04.2018 года ГУ УПФР в Уссурийскому городскому округу  Приморского края   было принято уведомление о принятом решении об отказе в возврате излишне уплаченных (взысканных) денежных средств № 1340, в соответствии с которым принято решение об отказе в  возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов от 19.04.2018 № 1340 по страховым взносам на обязательное  пенсионное страхование  (обязательное медицинское страхование), пеням, штрафам по расчетным периодам, истекшим до 01.01.2017 в размере 72 170, 18 руб. 

Не согласившись с данным решением ГУ УПФР в Уссурийскому городскому округу  Приморского края, ИП ФИО1  обратилась в суд с  заявлением об обязании ГУ УПФР в Уссурийскому городскому округу  Приморского края  возвратить излишне уплаченные страховые взносы за 2014-2015 гг. в сумме 72 170, 18 руб.

           Исследовав материалы дела,  суд считает заявление ИП ФИО1  подлежащим удовлетворению  по следующим основаниям.

            Правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов регулируются Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ), Федеральным законом  от 24.07.2009 № 212-ФЗ « О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Закон № 212-ФЗ).

            В спорный период ИП ФИО1  в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ являлась  плательщиком страховых взносов, применяющим упрощенную систему налогообложения.

     В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона № 212-ФЗ  плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

На основании положений  части 1.1 статьи 14  Закона № 212-ФЗ размер  страхового взноса по обязательному  пенсионному страхованию  определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

 Согласно пункту 3 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи, устанавливающей порядок определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, учитывается в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса.

Статья 346.15 Налогового кодекса РФ предусматривает, что при определении объекта налогообложения учитываются доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 № 27-П  "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с запросом Кировского областного суда" разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона № 212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно–правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.

Рассматриваемый по настоящему делу спор касается порядка определения размера страховых взносов, подлежащих уплате плательщиком страховых взносов, поименованным в пункте 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ, применяющим упрощенную систему налогообложения и выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Согласно положениям статьи 346.14 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов.

Статья 346.15 Налогового кодекса  РФ устанавливает порядок учета доходов для определения объекта налогообложения.

 Положения статьи 346.16 Налогового кодекса РФ содержат перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Таким образом, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса на предусмотренные статьей 346.16 названного Кодекса расходы.

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, суд полагает, что изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 30.11.2016 № 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации.

 Аналогичный правовой подход  изложен в определении Верховного Суда Российской Федерации  от 22.11.2017 № 303-КГ17-8359 по делу №А51-8964/2016.

Согласно деклараций  заявителя за 2014 год  сумма полученных доходов за налоговый период составила 4 733 430 рублей, в том числе: от применения упрощенной системы налогообложения (УСН) 4 303 658 рублей и единого налога на вмененный доход  (ЕНВД)  429 772 рубля. Таким образом, сумма страховых взносов, подлежащая уплате в Пенсионный фонд за 2014 года, исходя из полученного дохода, составляет  (4 733 430 – 300 000) х1%= 44 334 рубля 30 копеек. За 2014 год  сумма расходов по УСН составила 3 583 236 рублей. Итого сумма дохода ИП по УСН с учетом расходов за 2014г.:  4 303 658 рублей – 3 583 236 рублей= 720 422 рубля. Всего сумма дохода ИП за  2014 год с учетом расходов составила: 720 422 рубля (УСН) + 429 772 рубля (ЕНВД) = 1 150 194 рубля.

В  связи с чем,  ИП ФИО1  должна была уплатить  в 2014 году сумму страховых взносов на страховую часть в размере  8 501 рубль 94 копейки (1 150 194 – 300 000)х 1% , а фактически уплатила  44 334 рубля.

Согласно деклараций  заявителя за 2015 год  сумма полученных доходов за налоговый период составила 4 938 158 рублей, в том числе: от применения упрощенной системы налогообложения (УСН) 4 476 002 рубля и единого налога на вмененный доход  (ЕНВД)  462 156 рублей. Таким образом, сумма страховых взносов, подлежащая уплате в Пенсионный фонд за 2014 года, исходя из полученного дохода, составляет  (4 938 158 рублей- 300 000) х1%= 46 381 рубль 58 копеек. За 2015 год  сумма расходов по УСН составила 3 633 873 рубля. Итого сумма дохода ИП по УСН с учетом расходов за 2015г.:  4 476 002 рубля –3 633 873 рубля= 842 129 рублей. Всего сумма дохода ИП за  2015 год с учетом расходов составила: 842 129 рубля (УСН) + 462 156 рублей (ЕНВД) = 1 304 285 рублей.

В  связи с чем, ИП ФИО1  должна была уплатить  в 2015 году сумму страховых взносов на страховую часть в размере 10 042 рубля 85 копеек (1 304 285 – 300 000)х 1%, а фактически уплатила 46 381 рубль 58 копеек.             

Факт излишней уплаты заявителем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 35 832  рубля 36 копеек руб. за 2014 год и 36 338 рублей 73 копейки  за 2015 год подтверждается представленными заявителем в материалы дела платежными документами и Пенсионным фондом не оспаривается.

   Суд  считает необоснованным довод ответчика  о том, что начиная со дня вступления в силу  Постановления  Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с  запросом Кировского областного суда», т.е. со 02.12.2016  индивидуальные предприниматели, уплачивающие НДФЛ, обязаны уплачивать страховые взносы с доходов, превышающих 300 000 рублей с учетом расходов, поскольку в данном постановлении указания  на периоды его действия не имеется, что свидетельствует о возможности его распространения на отношения, возникшие до  издания данного постановления.

В данном Постановлении высказана правовая позиция о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц и не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Им признаны взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не противоречащими Конституции Российской Федерации.

            В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» плательщики страховых взносов имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных страховых взносов, пени и штрафов.

       Согласно ч. 1 ст. 26 Закона № 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пени и штрафам за правонарушения, предусмотренные данным Законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном этой статьей.

         В силу статьи 26 Закона № 212-ФЗ сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит возврату по письменному заявлению плательщика страховых взносов в течение одного месяца со дня получения органом контроля за уплатой страховых взносов такого заявления.

        Как следует из материалов дела, ИП ФИО1 с заявлением о возврате излишне уплаченных страховых взносов  обратилась в адрес ГУ –УПФ РФ по Уссурийскому городскому округу  ПК и получив отказ, он в пределах предусмотренного действующим законодательством срока, обратилась в суд с настоящим заявлением. 

С учетом изложенного, принимая во внимание, что заявитель фактически уплатил в бюджет платежи в большем размере, чем платежи, исчисленные им в соответствии с действующим законодательством РФ, у Пенсионного фонда отсутствовали основания для отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов.

  При таких обстоятельствах,  решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации  по Уссурийскому городскому округу ПК от 19.04.2018 №1340 об  отказе в возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов  в сумме 72 170 рублей  18  копеек является незаконным и суд обязывает Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу ПК  возвратить Индивидуальному предпринимателю ФИО1 сумму излишне уплаченных  страховых взносов за 2014, 2015 гг. в общей сумме 72 170 рублей 18 копеек.

         Заявитель при обращении в суд с заявлением госпошлину оплатил, его требования судом удовлетворены, в связи с чем, расходы по госпошлине суд относит на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу  Приморского края в соответствии со ст.110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

  Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу  Приморского края возвратить ИП ФИО1 излишне уплаченные  в 2014, 2015  гг. страховые взносы  в размере 72 170 рублей 18 копеек.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Уссурийскому городскому округу  Приморского края  в пользу индивидуального предпринимателя  ФИО1 госпошлину в размере 2 887 рублей.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

                    Судья                                                         Галочкина Н.А.