АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-14526/2019
26 февраля 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 26 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Беспаловой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кравченко В.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению заявлению ТСЖ «Коралл» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 20.08.2003)
к АО «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное Бюро технической инвентаризации» в лице Дальневосточного филиала (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации: 05.10.2016),
третьи лица: ТСЖ «Надежда», КГКУ «УЗИ», Управление Росреестра по Приморскому краю, Управление градостроительства и архитектуры г. Владивостока
о признании незаконным решения от 01.07.2019 № 04-47/447 об отказе в исправлении технической ошибки в техническом паспорте многоквартирного дома по адресу: <...>; обязании исправить допущенную ошибку
при участии в судебном заседании:
от заявителя - представитель ФИО1 (доверенность от 15.02.2019);
от ответчика – представители не явились, надлежаще извещены;
от третьего лица ТСЖ «Надежда» - представитель ФИО1 (доверенность от 03.09.2019);
от третьего лица Управление градостроительства и архитектуры г. Владивостока – представитель ФИО2 (доверенность от 17.12.2019 № 27/2-6-4401);
от третьих лиц КГКУ «УЗИ», Управление Росреестра по Приморскому краю - представители не явились, надлежаще извещены,
установил:
ТСЖ «Коралл»(далее – заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к акционерному обществу «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – федеральное бюро технической инвентаризации» в лице отделения в городе Владивостоке по Приморскому краю (далее – ответчик, БТИ) о признании незаконным решения от 01.07.2019 № 04-47/447 об отказе в исправлении технической ошибки в техническом паспорте многоквартирного дома по адресу: <...> и обязании исправить техническую ошибку, допущенную при изготовлении технического паспорта на объект недвижимого имущества 5-этажный 60 квартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...> общей площадью 3 220,5 кв. м, жилой – 1 756,2 кв. м, кадастровый (условный) номер 25:28:030002:478, а также предоставить исправленный технический паспорт многоквартирного дома по адресу: <...> в КГКУ «УЗИ» г. Владивостока и в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю для внесения соответствующих изменений в ЕГРН.
Определением от 21.08.2019 судом в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требования относительно предмета спора, привлечены ТСЖ «Надежда», КГКУ «УЗИ», Управление Росреестра по Приморскому краю.
Определением от 20.11.2019 судом в порядке статьи 51 АПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление градостроительства и архитектуры г. Владивостока.
Судом в порядке статьи 158 АПК РФ рассмотрено и удовлетворено определением от 18.12.2019 ходатайство заявителя об уточнении наименования ответчика с АО «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – федеральное бюро технической инвентаризации» в лице отделения в городе Владивостоке по Приморскому краю на АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в лице Дальневосточного филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».
Ответчик и третьи лица КГКУ «УЗИ», Управление Росреестра по Приморскому краю извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явились. В соответствии с частями 5 статьи 156, частью 2 статьи 200 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящий спор в отсутствие не явившегося участников процесса и третьих лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования по доводам, изложенным в заявлении и письменных дополнительных пояснениях к нему. Пояснил, что установив при получении технического паспорта об имеющихся на странице 6 ошибочных сведениях по объекту в части года постройки (достройки), числа лестниц, строительного объема, площади здания и жилых помещений с соответствующими ошибками по дальнейшей детализации, товарищество обратилось к ответчику с просьбой исправить техническую ошибку, допущенную при изготовлении технического паспорта на объект недвижимого имущества 5-этажный 60 квартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...> общей площадью 3 220,5 кв.м., жилой – 1 756,2 кв. м, кадастровый (условный) номер 25:28:030002:478, тем не менее, по результатам рассмотрения обращения, ответчик оспариваемым решением сообщил об отсутствии ошибки и подтвердил оспариваемые характеристики общей площади 6 449,4 кв.м многоквартирного дома по адресу ул. Калинина 217, в которые входит объеминого объекта недвижимости: многоквартирного жилого дома по ул. Калинина 217А (объект 2), введенного в эксплуатацию в 2007 году на основании другого разрешения № RU25304000-90/2007, который, не может быть объединен с характеристиками рассматриваемого здания, поскольку иное приводит к существенным проблемам в управлении и пересечении интересов ТСЖ «Коралл» и ТСЖ «Надежда», которое непосредственно управляет объектом 2.
Полагает, что требования товарищества о признании технического паспорта на жилой дом, выполненного с ошибками и обязании их исправить не относятся к требованиям собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения, поскольку наличие ошибок в техническом паспорте не влияет на объем полномочий собственника, не нарушает его прав по пользованию, владению или распоряжению объектом недвижимости.Указал, что без оспаривания действий по проведению технической инвентаризации, отсутствуют основания для внесения изменений в кадастровый учет. Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Ответчик представил в материалы дела письменный отзыв и дополнительные пояснения на заявление, в которых не согласился с требованиями заявителя. Пояснил, что сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером 25:28:030002:478 внесены в государственный кадастр недвижимости 25.06.2012 в соответствии с информацией, переданной БТИ в рамках выполнения работ (поэтапно) по технической инвентаризации и проведению кадастровых работ в отношении жилого дома с гаражными боксами по адресу: <...>. Указал, что было оформлено инвентарное дело с детальным описанием всех помещений, как жилых, так и нежилых и для заполнения технического паспорта использовалась информация, находящаяся в инвентарном деле с номером 05:401:002:000248360, которая группировалась по каждому помещению. При этом, данные для постановки на кадастровый учет многоквартирного дома по адресу: <...>, а также о недостроенных строениях 5-8 б/секций были переданы уже как на единый объект площадью 6 449,4 кв.м, который строился как единый объект жилищного строительства. Указал, что обе части многоквартирного дома имеют единый почтовый адрес, квартиры имеют единую сквозную нумерацию, поэтому объект учтен в государственном кадастре как один объект недвижимости, имеет единый технический паспорт и, следовательно, является одним многоквартирным домом. Также указал, что заявитель не представил доказательств, того, что собственниками помещения многоквартирного дома принято решение о его разделении на два объекта и каких-либо документов о проведении общего собрания собственников многоквартирного дома по данному вопросу, в том числе не представлен протокол собрания. Полагает, что заявителем нарушены права всех собственников многоквартирного дома, поскольку для решения вопроса о присвоении каждой части дома разных адресов и характеристик не вынесен вопрос на обсуждение общего собрания собственников помещений в доме; не уведомлены собственники о том, что изменение адреса влечет за собой финансовые затраты, связанные с перерегистрацией прав собственности на помещение, паспортизацией и др. Считает, что заявитель как инициатор иска об обязании устранить техническую ошибку не обосновал квалификацию соответствующих внесенных в технический паспорт разрешений на ввод в эксплуатацию сведений в качестве ошибочных, а также не представил доказательств, что исправление указанной технической ошибки не затронет права иных лиц. Считает, что заявленные требования не основаны на нормах права и удовлетворению не подлежат.
Также сославшись на муниципальные правовые акты указал, что БТИ, в лице, в силу действующего законодательства, не уполномочен на внесение изменений в переданные на хранение технические паспорта, оценочную и иную учетно-техническую документацию об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов). Полагает, что БТИне относится к субъектам публично-правовых отношений, регулирующим административно-властные полномочия, чьи действия в силу своего обязательного характера могут порождать правовые последствия для иных субъектов таких отношений, и как следствие могут быть обжалованы в судебном порядке. Считает, что технический паспорт не является нормативно-правовым актом - это технический документ и удостоверяет возникновение, изменения или прекращение прав на объект недвижимости и не может создавать препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности заявителя и никаким образом не может являться препятствием в осуществлении технического обслуживания многоквартирного дома.Пояснил, что исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Полагает, что с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 52 Постановления от 29.04.2010 10/22, заявителем избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Просит отказать в удовлетворении требований в полном объеме.
Представитель третьего лица ТСЖ «Надежда» поддержал требования заявителя в полном объеме.
Представитель третьего лица Управления градостроительства и архитектуры г. Владивостока в судебном заседании пояснил, что Администрацией г. Владивостока в адрес ТСЖ «Надежда» выдано разрешение от 15.11.2007 № RU25304000-90/2007 на ввод в эксплуатацию построенного объекта капитального строительства - жилого дома с гаражными боксами, расположенного по адресу: <...>, общей площадью 3 742,7 кв. м, количество этажей - 5, количество квартир - 60.Указал, что иные разрешительные документы в отношении объектов, расположенных по адресу: <...>, а также сведения о наличии других объектов недвижимости с аналогичной адресной привязкой в Управлении отсутствуют.
Третье лицо - Росреестр предоставило в материалы дела письменный отзыв, в котором указало, что в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения об объекте недвижимости (вид объекта - здание, назначение - многоквартирный дом), расположенном по адресу: <...>, площадью – 6 449,4 кв.м, с кадастровым номером 25:28:030002:478, которые внесены в соответствии с Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 11.01.2011 № 1, в соответствии с данными и документами, предоставленными организацией технической инвентаризации объектов недвижимости, а именно техническим паспортом с изменениями от 06.02.2008 и в связи с отсутствием противоречий между сведениями ЕГРН и сведениями, содержащимися в документах реестрового дела (документах, на основании которых такие сведения вносились в ЕГРН) заявителю законно и обоснованно решением от 09.07.2019 № 25/19-22271 было отказано по его обращению в учете изменений объекта недвижимости об исправлении технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости об объекте недвижимого имущества с кадастровым номером 25:28:030002:478. В части заявленных требований пояснил, что исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости, при этом, пунктом 4 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», предусматривается, что в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда.
Третье лицо КГКУ «УЗИ» предоставило в материалы дела письменный отзыв, в котором указало, что учреждение осуществляет хранение и использование технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов и тому подобное), хранившихся по состоянию на 01.01.2013 в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, расположенных на территории Приморского края и в силу действующего законодательства, не уполномочено на внесение изменений в переданную на хранение учетно-техническую документацию. Сообщило, что на хранение в учреждении по актам приема-передачи от АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Приморскому краю передано инвентарное дело № 05:401:002:000248360 объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...>, содержащее технический паспорт, составленный по состоянию 23.10.1996, с внесенными изменениями, в том числе в 2008 году в отношении объекта недвижимости (жилой дом (дома) и земельный участок, хранящийся в 1 группе инвентарного дела), расположенный по адресу: <...> и технический паспорт, (составленный по состоянию 23.10.1996, с грифом «ПОГАШЕНО от 21.06.2007», хранящийся в 3 группе инвентарного дела) объекта недвижимости (жилой дом (дома) и земельный участок), расположенный по адресу: <...>. Сообщил, что иные технические паспорта на указанный объект недвижимости, расположенный по адресу: <...>, в учреждении отсутствуют.
Из материалов дела судом установлено следующее.
Согласно информации Единого государственного реестра недвижимости сведения об объекте недвижимости (вид объекта - здание, назначение - многоквартирный дом), расположенного по адресу: <...>, площадью – 6 449,4 кв.м, с кадастровым номером 25:28:030002:478 внесены в государственный кадастр недвижимости 25.06.2012 и сведения о котором имеются в инвентарном деле с номером 05:401:002:000248360.
В данном инвентарном деле имеется технический паспорт, составленный по состоянию 23.10.1996, с внесенными изменениями, в том числе 06.02.2008, объекта недвижимости (жилой дом (дома) и земельный участок, расположенный по адресу: <...>, который является капитальным строением, год постройки 1996, достроен в 2000, общей площадью 6 449,4 кв.м. (без учета лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, тамбуров), в том числе площадь квартир (жилая площадь) 3 529,0 кв.м.
Из инвентарного дела с номером 05:401:002:000248360 следует, что часть вышеуказанного объекта капитального строительства: 5-этажный 60 квартирный жилой дом с гаражными боксами (48 шт.), расположенный по адресу: <...> общей площадью 3 220,5 кв. м., жилой – 1 756,2 кв. м, кадастровый (условный) номер 25:28:030002:478 построен в период с 1990 по 1997 годы и введен в эксплуатацию по акту приемки законченного строительством объекта от 24.07.1997, а также заключения от 25.07.1997 Инспекции государственного архитектурно-строительного надзора и приказа от 19.08.1997 № 378 о передаче ЖИЛПРЭУ в эксплуатацию законченного строительством 60-ти квартирного 5-ти этажного жилого дома № 217 по ул. Калининской.
Вторая часть объекта капитального строительства: 5-этажный 60 квартирный жилой дом с гаражными боксами (49 шт.), расположенного по адресу: <...> общей площадью 3 742,7 кв. м., жилой – 1 773,5 кв. м., кадастровый (условный) номер 25:28:030002:478 был введен в эксплуатацию в 2007 году на основании разрешения № RU25304000-90/2007 уполномоченного органа местного самоуправления.
ТСЖ «Коралл» обратилось 04.04.2019 в Росрестр с заявлением № 25-0-1-133/3001/2019-1197 об исправлении технической ошибки в записях Единого государственного реестра недвижимости и исправлением реестровой ошибки в отношении объекта недвижимости: многоквартирный дом общей площадью 6 449,4 кв.м. с кадастровым номером: 25:28:030002:478, расположенный по адресу: <...>, инвентарное дело с номером 05:401:002:000248360.
По результатам рассмотрения данного заявления Росреестр направил в адрес товарищества уведомление от 08.04.2019, в котором сообщило, что процесс исправления ошибки приостановлен вследствие отсутствия расхождений между ЕГРН и техническим паспортом на объект недвижимости с изменениями от 06.02.2008.
ТСЖ «Коралл» 18.06.2019 обратилось с заявлением в БТИ об исправлении технической ошибки, допущенной при изготовлении технического паспорта на объект недвижимого имущества 5-этажный 60 квартирный жилой дом, расположенный по адресу: <...> общей площадью 3 220,5 кв. м., жилой – 1 756,2 кв. м, кадастровый (условный) номер 25:28:030002:478, а также просило предоставить исправленный техпаспорт в КГКУ «УЗИ» г. Владивосток и в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю для внесения соответствующих изменений в ЕГРН.
Письмом 01.07.2019 № 04-47/447 БТИ сообщило об отсутствии технических ошибок в части указания общей площади, жилой площади и объема многоквартирного жилого дома по адресу ул. Калинина 217 в г. Владивостоке, сообщив, что общая площадь 5 этажного, восьми подъездного жилого дома составляет 6 449,4 кв.м, в том числе площадь квартир 3 529 кв.м.
Решением от 09.07.2019 № 25/19-22271 Росреестром было отказано в учете изменений объекта недвижимости об исправлении технической ошибки в сведениях кадастра недвижимости об объекте недвижимого имущества с кадастровым номером 25:28:030002:478 по заявлению от 04.04.2019 ТСЖ «Коралл».
ТСЖ «Коралл» полагая, что отказ БТИ, изложенный в письме 01.07.2019 № 04-47/447, противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы лиц, участвующих в деле, проанализировав на соответствие закону оспариваемое решение, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу ранее действующей части 3 статьи 1 Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закона № 221-ФЗ) под государственным кадастровым учетом недвижимого имущества понимаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных законом сведений о недвижимом имуществе.
Частью 1 статьи 7 Закона № 221-ФЗ (в редакции до 01.01.2017) было предусмотрено, что в ГКН вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с законом требований, если объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение.
Порядок кадастрового учета объектов недвижимого имущества и регистрации прав на недвижимое имущество с 01.01.2017 урегулирован Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», часть 7 статьи 1 которого определяет государственный кадастровый учет недвижимого имущества как внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных Законом № 218-ФЗ сведений об объектах недвижимости.
В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона № 218-ФЗ со дня вступления в силу Закона № 218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона № 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Порядок ведения ЕГРН установлен приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943 (далее - Порядок).
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (пункт 2 статьи 8 № 218-ФЗ).
При этом согласно подпунктам 1-7, 9 пункта 4 статьи 8 Закона № 218-ФЗ в кадастр недвижимости, среди прочего, вносятся: вид объекта недвижимости (в том числе: здание, сооружение, помещение); кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; описание местоположения объекта недвижимости; ранее присвоенный государственный учетный номер (кадастровый, инвентарный, условный номер или номер учетной записи в государственном лесном реестре), если такой номер был присвоен до присвоения в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастрового номера либо если условный номер был присвоен при государственной регистрации права (ограничения права) на объект недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, дата присвоения такого номера, сведения об организации или органе, которые присвоили такой номер в установленном законодательством Российской Федерации порядке; кадастровый номер объекта недвижимости, из которого в результате раздела, выдела или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектом недвижимости (далее - исходный объект недвижимости) образован новый объект недвижимости (далее - образованный объект недвижимости); кадастровые номера помещений, машино-мест, расположенных в здании или сооружении, если объектом недвижимости является здание или сооружение; площадь, если объектом недвижимости является, в том числе здание, помещение.
Статья 14 Закона № 218-ФЗ содержит основания для государственного кадастрового учета сведений об объекте недвижимости. К числу таких основания, помимо прочего подпунктом 7 пункта 2 указанной статьи отнесены технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
В соответствии с частью 2 статьи 47 Закона № 221-ФЗ (в редакции до 01.01.2017) кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.
Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. В срок до 01.01.2013 органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, осуществившие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей государственный технический учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, передают в органы кадастрового учета по месту расположения соответствующих объектов недвижимости в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, заверенные уполномоченными должностными лицами органов и организаций по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации копии технических паспортов соответствующих зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (часть 3 статьи 45 Закона № 221-ФЗ).
В силу части 2.1 статьи 45 Закона № 221-ФЗ технические паспорта, оценочная и иная хранившаяся по состоянию на 01.01.2013 в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации учетно-техническая документация об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов и тому подобное) (далее - учетно-техническая документация) являются собственностью субъекта Российской Федерации.
Постановлением администрации Приморского края от 08.08.2016 № 372-па уполномоченным органом исполнительной власти Приморского края по организации хранения учетно-технической документации определен Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края.
Краевое государственное казенное учреждение «Управление землями и имуществом на территории Приморского края с 01.10.2016 осуществляет хранение и использование технических паспортов, оценочной и иной учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации (регистрационные книги, реестры, копии правоустанавливающих документов и тому подобное, хранившихся по состоянию на 01.01.2013 в органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, расположенных на территории Приморского края, в порядке установленном постановлением Администрации Приморского края от 30.09.2016 № 454-па «О мерах по реализации статьи 45 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности».
Согласно пункта 4.2 Постановления от 30.09.2016 № 454-па использование учетно-технической документации осуществляется Учреждением в виде предоставления копий учетно-технической документации, содержащей общедоступные сведения или содержащихся в ней сведений по запросам любых лиц.
На основании части 4 статьи 45 Закона № 221-ФЗ при включении сведений и соответствующих документов о ранее учтенном здании, сооружении, помещении или об объекте незавершенного строительства в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости такому объекту недвижимости присваивается кадастровый номер.
Как следует из материалов дела на хранение в КГКУ «УЗИ» по актам приема-передачи от АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по Приморскому краю передано инвентарное дело № 05:401:002:000248360 объекта недвижимости, расположенного по адресу: <...>, содержащее: технический паспорт (составленный по состоянию 23.10.1996, с внесенными изменениями, в том числе в 2008 году) объекта недвижимости (жилой дом (дома) и земельный участок, хранящийся в 1 группе инвентарного дела), расположенный по адресу: <...> и технический паспорт, (составленный по состоянию 23.10.1996, с грифом «ПОГАШЕНО от 21.06.2007», хранящийся в 3 группе инвентарного дела) объекта недвижимости (жилой дом (дома) и земельный участок), расположенный по адресу: <...>.
Судом установлено, что технический паспорт, составленный по состоянию на 23.10.1996, с внесенными изменениями, в том числе 06.02.2008, имеет сведения об объекте недвижимости - жилой дом (дома) и земельный участок, расположенный по адресу: <...>, являющимся капитальным строением, общей площадью 6 449,4 кв.м. (без учета лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, тамбуров), в том числе площадь квартир (жилая площадь) 3 529,0 кв.м., при этом, одна часть вышеуказанного объекта капитального строительства: 5-этажный 60 квартирный жилой дом общей площадью 3 220,5 кв. м., жилой – 1 756,2 кв. м., построена в период с 1990 по 1997 годы и введена в эксплуатацию по акту приемки законченного строительством объекта от 24.07.1997, вторая часть объекта капитального строительства: 5-этажный 60 квартирный жилой дом, общей площадью 3 742,7 кв. м., жилой – 1 773,5 кв. м введена в эксплуатацию в 2007 году на основании разрешения № RU25304000-90/2007.
Данные для постановки на кадастровый учет многоквартирного дома по адресу: <...>с кадастровым номером 25:28:030002:478, а также о достроенных строениях 5-8 б/секций были переданы в Росреестр как на единый объект площадью 6 449,4 кв.м, с общим адресом и общей сквозной нумерацией квартир и внесены 25.06.2012 в ЕГРН в соответствии с Порядком включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, утвержденным приказом Минэкономразвития РФ от 11.01.2011 № 1, в соответствии с данными и документами, предоставленными БТИ, а именно техническим паспортом с изменениями от 06.02.2008.
Как следует из пояснений ТСЖ «Коралл» в заявлении и поддержанных представителем в судебном заседании, а также пояснений представителя третьего лица ТСЖ «Надежда», в настоящее время две части данного объекта капитального строительства общей площадью 3 220,5 кв.м и 3 742,7 кв.м эксплуатируются двумя ТСЖ раздельно соответственно и не могут быть объединены, поскольку иное приводит к существенным проблемам в управлении и пересечении интересов ТСЖ «Коралл» и ТСЖ «Надежда», тем не менее, в предоставленном по запросу КГКУ «УЗИ» 28.05.2019 техпаспортена объект недвижимости, расположенный по адресу <...> № 05:401:002:000248360 на странице 6 указаны ошибочные сведения по объекту в части года постройки (достройки), числа лестниц, строительный объем, площадь здания и жилых помещений с соответствующими ошибками по дальнейшей детализации.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения ТСЖ «Коралл» в БТИ с соответствующим заявлением об исправлении технической ошибки, допущенной по мнению заявителя, последним при изготовлении технического паспорта на объект недвижимого имущества: 5-этажный 60 квартирный жилой дом, расположенного по адресу: <...> общей площадью 3 220,5 кв. м., жилой – 1 756,2 кв. м., кадастровый (условный) номер 25:28:030002:478, поскольку на основании технического паспорта Росреестром 25.06.2012 осуществлена постановка на кадастровый учет многоквартирного дома, общей площадью 6 449,4 кв.м по адресу: <...>с кадастровым номером 25:28:030002:478, в характеристики которого включен объект общей площадью 3 742,7 кв. м, эксплуатирующийся ТСЖ «Надежда» и введенный в эксплуатацию на основании иного разрешения позже объекта, который эксплуатируется ТСЖ «Коралл».
Рассмотрев указанное обращение БТИ письмом 01.07.2019 № 04-47/447 сообщило об отсутствии технической ошибки в части указания общей площади, жилой площади и объема многоквартирного жилого дома по адресу: <...>, сообщив что общая площадь 5 этажного, восьми подъездного жилого дома составляет 6 449,4 кв.м, в том числе площадь квартир 3 529 кв.м.
Не согласившись с принятием БТИ указанного решения, ТСЖ «Коралл» обратилось в суд о его оспаривании, полагая, что технический паспорт выполнен с техническими ошибками по объекту многоквартирный жилой дом по ул. Калинина, 217.
Судом не принимается указание ответчика в дополнительных пояснениях к письменному отзыву на заявление, что БТИ не относится к субъектам публично-правовых отношений, регулирующим административно-властные полномочия, чьи действия в силу своего обязательного характера могут порождать правовые последствия для иных субъектов таких отношений, и как следствие могут быть обжалованы в судебном порядке, указав, что технический паспорт не является нормативно-правовым актом - это технический документ, в силу следующих обстоятельств.
Судом отмечается, что предметом рассматриваемого спора является решение от 01.07.2019 № 04-47/447, принятое БТИ по результатам рассмотрения обращения ТСЖ «Коралл» об исправлении технической ошибки в техническом паспорте на объект недвижимого имущества.
Пунктом 5 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) предусмотрено, что государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» утверждено Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации (далее – Положение № 1301).
Согласно абзацу 3 пункта 3 Положения № 1301 технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются - БТИ).
На основании пункта 4 Положения № 1301 БТИ осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.
Согласно пункту 17 Положения № 1301 должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также должностные лица БТИ несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за ненадлежащее исполнение требований настоящего Положения.
В соответствии с распоряжением Территориального управления Росимущества в городе Москве от 14.07.2016 № 782 «Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости -Федеральное бюро технической инвентаризации» с изменениями, внесенными в него распоряжение Территориального управления от 22.09.2016 № 1032 ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» реорганизовано в форме преобразования в АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ».
В соответствии с частью 2 статьи 39 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» созданные путем приватизации государственного или муниципального унитарного предприятия акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью вправе осуществлять предусмотренные их уставами виды деятельности на основании лицензий и иных разрешительных документов, выданных соответствующему государственному или муниципальному унитарному предприятию.
Учитывая, что законодательство не содержит определения государственной организации, АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» с 05.10.2016 является универсальным правопреемником федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации», учредителем и единственным акционером АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по прежнему является Российская Федерация в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом (пункт 1.2 устава), а также в силу пунктов 4.2.1, 4.2.2 устава оно наделено учредителем - Российской Федерацией правом на осуществление кадастровой деятельности и деятельности по технической инвентаризации недвижимого имущества.
Таким образом, АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» и его обособленные подразделения осуществляют техническую инвентаризацию в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, следовательно, технический паспорт, на данные которого ссылается заявитель, являются официальным документом специализированной организации, ответственность за содержание которого несут и должностные лица указанной организации, и должностные лица органа местного самоуправления.
Учитывая изложенное, по отношению к ТСЖ «Коралл» ответчик как обособленное подразделение АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» реализует публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов. Требования заявителя следуют из публичных правоотношений и не имеют гражданско-правового характера, поскольку спорные правоотношения не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.
Оспариваемый спор основан на обстоятельствах реализации БТИ прав на осуществление кадастровой деятельности и деятельности по технической инвентаризации недвижимого имущества и предоставленных ему полномочий по кадастровому учету сведений об объектах недвижимости и регистрации на них прав.
Таким образом, рассматривая спор по правилам Главы 24 АПК РФ, суд оценивает действия ответчика, на основе фактических данных, содержащихся в представленных лицами, участвующими в деле доказательствах. При этом оценка возникновения гражданских прав в рамках рассматриваемого спора производится только в части констатации обстоятельств наличия того или иного права на основе представленных в материалы дела документов.
Оценив доводы, положенные ответчиком для принятия оспариваемого решения от 01.07.2019 № 04-47/447, принятого по результатам рассмотрения обращения общества об исправлении в техническом паспорте на объект недвижимого имущества технической ошибки, суд приходит к выводу, что оснований для признания его незаконным не имеется в силу следующего.
Порядок организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, действовавший на момент проведения технической инвентаризации спорного объекта недвижимого имущества на 20.10.2006, определен в Положении «Об организации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 № 921.
Согласно пункта 7 указанного Положения, по результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Технический учет объектов капитального строительства осуществлялся в соответствии с «Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации», утвержденная приказом Минземстроя Российской Федерации от 04.08.1998 № 37. За единицу технического учета принимается домовладение или отдельно стоящее основное здание.
В соответствии с пунктом 4.5 Постановления Госстроя РФ от 19.03.2001 № 20 общая площадь здания определяется как сумма площадей всех этажей (надземных, включая технические, окольного и подвальных), измеренных в пределах внутренних поверхностей наружных стен (или осей крайних колонн, где нет наружных стен), тоннелей, внутренних площадок, антресолей, всех ярусов внутренних этажерок, рамп, галерей (горизонтальной проекции) и переходов в другие здания.
В общую площадь здания отдельно включается площадь открытых неотапливаемых планировочных элементов здания (включая площадь эксплуатируемой кровли, открытых наружных галерей, открытых лоджий и т.п.).
Росжилкоммунсоюзом приняты к введению в действие с 01.01.1991, согласованные с Госкомстатом РСФСР, Госстроем РСФСР, Минфином РСФСР и Минюстом РСФСР рекомендации по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения (далее - Рекомендации).
Согласно пункта 4.8 Рекомендаций по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения, принятых Росжилкоммунсоюзом к ведению в действие с 01.01.1991, каждому строению, пристройке и сооружению присваивается литер.
Основные строения литеруются заглавными буквами русского алфавита А, Б, В и т.д. (кроме использования литера Г, предназначенного для служебных строений и сооружений).
Служебные строения и сооружения литеруются заглавной буквой Г с добавлением обозначения номера по порядке описи: Г1, Г2 и т.д.
Литер относится к техническим характеристикам объекта, указывает на принадлежность объекта к жилому дому или нежилому фонду, объекту капитального строительства, а не к адресу, как местонахождению объекта.
Литер определяет местонахождение корпуса в пределах одного жилого комплекса, в котором нескольким корпусам присвоен один адрес.
Согласно пунктов 5.11, 5.12 раздела 5 Рекомендаций подсчет площадей помещений производится на основе величин, взятых непосредственно при замерах. Сведения о площади и квалификации помещений отражены в экспликации к поэтажному плану основного строения.
В соответствии с пунктами 9.1, 9.6.3. Рекомендаций технический паспорт инвентарного объекта является сводным документом, отражающим инвентарный объект по состоянию на конкретную дату и содержащим сведения о местоположении объекта, классификации, периоде эксплуатации, границах и обслуживающей объект площади земельного участка, составе объекта, учетно-технических характеристиках, необходимых для целей учета и составления отчетности по данному классу объектов, стоимости и износе объекта в целом и его составляющих, учетном фонде (форме) собственности, владельцах объекта и доле их затрат на содержание и эксплуатацию, ограничениях распоряжения объектом.
В общую площадь здания отдельно включается площадь открытых неотапливаемых планировочных элементовздания (включая площадь эксплуатируемой кровли, открытых наружных галерей, открытых лоджий и т.п.).
Таким образом, в силу действующего законодательства технический паспорт представляет собой результат технической работы по осмотру, измерению объекта и его техническим описанием.
Сам по себе технический паспорт, подтверждает лишь существование в натуре объекта капитального строительства, его описание (местонахождение, назначение, этажность, фундамент, общую площадь) и предназначен для информационного обеспечения компетентных органов, контроля в сфере градостроительной деятельности, статистического учета.
Исходя из имеющихся в материалах дела копий технического паспорта здания (строения) по ул. Калинина, 217 в г. Владивостоке, экспликации к поэтажному плану строения составленный по состоянию 23.10.1996, с внесенными изменениями, в том числе 06.02.2008, выписки из технического паспорта объекта, спорный объект согласно проведенной инвентаризации 20.10.2006 является капитальным строением, год постройки 1996, достроен в 2 000, общей площадью 6 449,4 кв.м. (без учета лоджий, балконов, веранд, террас и холодных кладовых, тамбуров), в том числе площадь квартир (жилая площадь) 3 529,0 кв.м.
При этом как установлено судом, часть объекта введена в эксплуатацию общей площадью 3 220,5 кв. м., жилой – 1 756,2 кв. м по акту приемки законченного строительством объекта от 24.07.1997 и вторая часть объектаобщей площадью 3 742,7 кв. м, жилой – 1 773,5 кв. м введена в эксплуатацию в 2007 году на основании разрешения № RU25304000-90/2007.
Для заполнения технического паспорта использовалась информация, находящаяся в инвентарном деле с номером 05:401:002:000248360, которая группировалась по каждому помещению объектамногоквартирного дома по адресу: <...>.
Сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером 25:28:030002:478, общей площадью 6 449,4 кв.м внесены в Единый государственный реестр недвижимости 25.06.2012 в соответствии с информацией, переданной в Росреестр от БТИ в рамках выполнения работ (поэтапно) по технической инвентаризации и проведению кадастровых работ в отношении жилого дома с гаражными боксами по адресу: <...>.
Исходя из установленных фактических обстоятельств дела, судом установлено, что объект жилищного строительства, введенный в эксплуатацию в виде двух частей многоквартирного дома в разное время, которые имеют единый адрес, квартиры имеют общую сквозную нумерацию, жилой дом учитывается в государственном кадастре недвижимости как один объект недвижимости, имеет единый технический паспорт.
Сам по себе факт ввода объекта капитального строительства по частям в эксплуатацию в разное время не свидетельствует о том, что это различные объекты.
Доказательств несоответствия действий БТИ по проведению технической инвентаризации, составлению и выдаче технического паспорта (с изменениями от 06.02.2008) на многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, площадью 6 449,4 кв.м требованиям законодательных актов, нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возложение на ТСЖ «Коралл» каких-либо обязанностей и совершения действий, не предусмотренных законом, заявитель в материалы дела не представил.
При таких обстоятельствах у суда не имеется правовых оснований для вывода о наличии ошибки при составлении БТИ технической документации в части указания единого адреса, площади и иных характеристик объекта – многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>.
Кроме того, согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно пункту 1 статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Пунктом 1 статьи 247 ГК РФ предусмотрено, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В силу пункта 1 статьи 290 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных названным Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. Уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме (части 2, 3 статьи 36 ЖК РФ).
Обязанность согласовать реконструкцию (разделение) объекта капитального строительства со всеми его правообладателями предусмотрена также пунктом 6 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В данном случае, заявителем в нарушение требований статьи 65 АПК РФ не представлено доказательства проведения в целях соблюдения положений статей 246, 247 ГК РФ общего собрания и принятия собственниками помещений многоквартирного дома решения о его разделении на два объекта, а также доказательства исполнения предусмотренной пунктом 6 части 7 статьи 51 ГрК РФ обязанности согласовать реконструкцию или разделение объекта капитального строительства со всеми его правообладателями.
Действия, решения БТИ оцениваются судом исходя из содержания тех документов, которые непосредственно были представлены ТСЖ «Коралл» с обращением об исправлении технической ошибки в техническом паспорте на спорный объект недвижимого имущества.
С учетом установленных обстоятельств, судом не усматривается оснований для выводов о наличии ошибки при составлении технической документации в части указания года постройки (достройки), числа лестниц, строительный объем, площадь здания и жилых помещений спорного объекта капитального строительства, на которые ссылается заявитель, а также руководствуясь статьей 36, статьями 246, 247, 290 ГК РФ, пунктом 6 части 7 статьи 51 ГрК РФ и учитывая отсутствие доказательств принятия собственниками помещений многоквартирного 5 этажного, восьми подъездного дома, расположенного по адресу: <...> решения о его разделении на два объекта, а также доказательств согласования реконструкции или разделения объекта капитального строительства со всеми его правообладателями, суд признает правомерным решение от 01.07.2019 № 04-47/447 об отклонении БТИ обращения ТСЖ «Коралл» об исправлении технической ошибки в техническом паспорте многоквартирного дома по адресу: <...>.
Принятое БТИ оспариваемое решение не привело к нарушению прав и законных интересов заявителя, поскольку с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, оснований для принятия положительного решения по его заявлению у ответчика не имелось.
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя о признании незаконным оспариваемого решения.
Как следует из пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, понуждение органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не относится к исковым требованиям, а является способом устранения нарушенного права.
Поскольку заявителю отказано в удовлетворении требования о признании незаконным решение от 01.07.2019 № 04-47/447 ответчика, то у суда отсутствуют основания для обязания последнего исправить техническую ошибку, допущенную при изготовлении технического паспорта на объект недвижимого имущества 5-этажный 60 квартирный жилой дом, расположенного по адресу: <...> общей площадью 3220,5 кв. м, жилой – 1 756,2 кв. м, кадастровый (условный) номер 25:28:030002:478, а также предоставить исправленный технический паспорт многоквартирного дома по адресу: <...> в КПСУ «УЗИ» г. Владивостока и в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю для внесения соответствующих изменений в ЕГРН.
Поскольку в удовлетворении заявленных требований отказано, суд в силу статьи 110 АПК РФ относит расходы по оплате государственной пошлины на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Отказать ТСЖ «Коралл» в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.
Судья Беспалова Н.А.