ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-14673/2021 от 06.06.2022 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                         Дело № А51-14673/2021

14 июня 2022 года

Резолютивная часть решения объявлена июня 2022 года .

Полный текст решения изготовлен июня 2022 года .

          Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи Чугаевой И.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Степковой Д.А., рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "ПРИМТРАНССЕРВИС" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 13.02.2015) 

к обществу с ограниченной ответственностью "СВК-ЭКСПЕРТ" (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата регистрации: 24.07.2012)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований: ООО «Маэрск», ООО «ВМКТ»

о взыскании основного долга в размере 107 145,88 руб.,

о взыскании пени в размере 37 879 руб.,

при участии в заседании:

от истца – директор ФИО1, паспорт, решение № 4; специалист - ФИО2, паспорт, доверенность от 03.02.2022 сроком на 1 год;

от ответчика – не явился, извещен;

от третьих лиц - не явились, извещены

установил: общество с ограниченной ответственностью "Примтранссервис" обратилось в Арбитражный суд Приморского края к обществу с ограниченной ответственностью "СВК-Эксперт" о взыскании основного долга в размере 107 145,88 руб., пени в размере 37 879 руб.

Определением суда от 24.09.2021 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

На основании определения Арбитражного суда Приморского края от 24.11.2021 дело рассматривается по общим правилам искового производства.

Определениями суда от 15.12.2021, от 04.05.2022 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: ООО «Маэрск», ООО «ВМКТ».

От ответчика и третьих лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Суд в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) проводил судебное разбирательство в их отсутствие.

В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 01.06.2022 объявлен перерыв до 15 часов 30 минут 06.06.2022, о чем вынесено протокольное определение.

Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Приморского края в информационном сервисе «Календарь судебных заседаний».

После окончания перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда, при ведении протокола секретарем Степковой Д.А.

От ответчика и третьих лиц в судебное заседание после объявленного в нем перерыва не явились, извещены надлежащим образом. Суд в порядке статьи 156 АПК РФ продолжил проведение судебного разбирательства в их отсутствие.

В обоснование исковых требований истец ссылается на ненадлежащее исполнение ответчиком обязательств по возмещению расходов, которые истец понес в интересах ответчика в рамках договора об организации транспортно-экспедиционного обслуживания №PTS-1281-2021 от 15.04.2021.

Ответчик возражал против удовлетворения исковых требований, указал, что заключенный между сторонами договор об организации транспортно-экспедиционного обслуживания №PTS-1281-2021 от 15.04.2021 является рамочным, и поскольку оказания  дополнительных услуг ответчик у истца не заказывал, результат их оказания не принимал, каким-либо образом согласия на оказание спорных услуг не давал, то у истца отсутствуют основания для взыскания с ответчика спорной суммы задолженности.

Третье лицо ООО «Маэрск» в отношении заявленных исковых требований пояснило, что является российским агентом морского контейнерного перевозчика «ФИО3 Пте. Лтд», действуя от имени и по поручению принципала.

Между «ФИО3 Пте. Лтд» и истцом заключено генеральное обязательство №01022018-67 от 01.02.2018, предметом которого является передача в пользование контейнерного оборудования и связанные с ним услуги, в том числе хранение груза в контейнерах и иные терминальные / грузовые операции в порту.

В рамках вышеуказанного генерального соглашения истцу были выставлены счета за пользование контейнерного оборудования  MSKU5915762: счет-оферта №5703287939 от 06.05.2021 на сумму 101 215,51 рублей,  счет-оферта №5703303370 от 03.06.2021 на сумму 4 630,37 рублей, которые оплачены истцом в полном объеме.

Третье лицо ООО «ВМКТ» в отношении заявленных требований пояснило, что 01.05.2021 контейнер MSKU5915762 с импортным грузом прибыл на терминал ООО «ВМКТ» по коносаменту MLVLV209941232. 04.05.2021 сформировано уведомление о возможности выдачи товара с СВХ (№10702020/040521/0020086).

В свою очередь 07.05.2021 морской перевозчик ООО «Маэрск» дал распоряжение на экспедитора – истца, в тот же день истцом была подана заявка №ЛК0049079 на организацию (ближайшей) ж/д отправки до станции Екатеринбург – Товарный, а также заявку №ЛК0043676 на закрытие склада.

15.05.2021 контейнер MSKU5915762 перемещен с территории ОАО «Владморрыбпорт» на территорию ООО «Пасифик Лоджистик для дальнейшей железнодорожной отправки до станции Екатеринбург – Товарный.

17.05.2021 контейнер MSKU5915762 принят к перевозке перевозчиком – ОАО «РЖД», в связи с чем третье лицо полагает, что услуга истцом по организации ж/д отправки контейнера оказана в полном объеме.

Из материалов дела судом установлено следующее.

15.04.2021 между ООО «СВК-Эксперт» (клиент) и ООО «ПримТрансСервис» (экспедитор) заключен договор об организации транспортно-экспедиционного обслуживания №PTS-1281-2021.

22.04.2021 клиент направил экспедитору посредством электронной почты заявку на организацию услуги по закрытию склада и отправке по ЖД 1-го контейнера № MSKU5915762.

01.05.2021 контейнер MSKU5915762 с импортным грузом, принадлежащим ответчику, прибыл на терминал ООО «ВМКТ» по коносаменту MLVLV209941232.

04.05.2021 сформировано уведомление о возможности выдачи товара с СВХ (№10702020/040521/0020086).

07.05.2021 заказчиком выдана доверенность экспедитору на получение груза с порта, в связи с чем морским перевозчиком Маерск дано распоряжение на истца.

В связи с необходимостью получения груза, экспедитором оплачены 2 счета: счет-оферта №5703287939 от 06.05.2021 на сумму 101 215,51 рублей,  счет-оферта №5703303370 от 03.06.2021 на сумму 4 630,37 рублей на общую сумму 105 845 рублей 88 копеек, выставленные морским перевозчиком.

Фактически, в целях исполнения заявки от 22.04.2021 истцом как экспедитором понесены в интересах ответчика как клиента дополнительные расходы.

07.05.2021 истцом в адрес ООО «ВМКТ» направлена заявка №ЛК0049079 об организации отправки (жд перевозки) контейнера MSKU5915762.

17.05.2021 контейнер принят ОАО «РЖД» к перевозке по маршруту (станция отправления – Гайдамак – станция назначения: Екатеринбург – Товарный), что следует из квитанции о приеме груза №ЭЬ409349.

01.06.2021 груз в контейнере № MSKU5915762 доставлен конечному грузополучателю.

В связи с несением дополнительных расходов в интересах клиента, экспедитором 26.05.2021 по электронной почте путем автоматической рассылки счетов, перевыставлены расходы, понесенные в связи выполнением заявки от 22.04.2021 с включением в указанную сумму, в том числе вознаграждения экспедитора, которое  составляет 3 500 рублей.

Поскольку ответчиком расходы истца не оплачены, последний в порядке пункта 5.2. договора начислил ответчику пеню на сумму задолженности.

В целях досудебного урегулирования спора, 20.07.2021 истец направил в адрес ответчика претензию, содержащую требование об оплате задолженности.

Оставление ответчиком претензии без удовлетворения послужило основанием для обращения истца с настоящими исковыми требованиями в арбитражный суд.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам Главы 7 АПК РФ, изучив доводы сторон, пояснения третьих лиц, суд находит заявленные истцом требования подлежащими частичному удовлетворению в виду следующего.

В силу статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.

В соответствии со ст. 307 ГК РФ в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, внести вклад в совместную деятельность, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.

Из представленных в материалы дела доказательств следует, что между сторонами сложились правоотношения по договору, которые подлежат регулированию общими нормами ГК РФ об обязательствах (статьи 309 - 328), специальными нормами главы 41 ГК РФ (статьи 801 - 806) и Федеральным законом № 87-ФЗ от 30 июня 2003 года «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее - ФЗ «О транспортно - экспедиционной деятельности»).

В соответствии с пунктом 1 статьи 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона «О транспортно – экспедиторской деятельности» от 30.06.03 № 87 – ФЗ (далее - Закон № 87- ФЗ) клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

Из пункта 1 статьи 6 Закона № 87-ФЗ следует, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 ГК РФ и настоящим Федеральным законом.

По общему правилу статьи 408 ГК РФ лишь надлежащее исполнение является основанием для прекращения обязательства.

По смыслу названных норм права обязанность по оплате оказанных экспедитором услуг возлагается на клиента.

Как следует из материалов дела, 15.04.2021 между ООО «СВК-Эксперт» (клиент) и ООО «ПримТрансСервис» (экспедитор) заключен договор об организации транспортно-экспедиционного обслуживания №PTS-1281-2021, по условиям которого экспедитор обязуется от своего имени за вознаграждение и за счет клиента выполнить или организовать выполнение определенных настоящим договором и дополнительным соглашением к нему услуг, связанных с международными и внутренними перевозками грузов клиента, всеми видами транспорта (пункт 1.1. договора).

Экспедитор имеет право самостоятельно оказывать или организовывать услуги, выставляя от своего имени акт, счет-фактуру или УПД.

Перевозки оформляются по каждой сделке дополнительным соглашением, являющимися неотъемлемой частью договора. Автоперевозки груза оформляются транспортной накладной.

Стороны установили, что основанием для оказания экспедитором услуг является заявка клиента на оказание конкретных видов услуг, оформленная в электронном виде. Заявка клиента считается принятой экспедитором к исполнению с момента получения заявки экспедитором на электронную почту, в которой стороны согласовывают конкретный перечень услуг, оказываемых экспедитором (пункт 1.2. договора).

В соответствии с пунктом 1.3. договора, заявка считается выполненной экспедитором, а экспедитор исполнившим свои по ней обязательства, в момент сдачи груза первому перевозчику для отправления в адрес грузополучателя.

В разделе 2 договора, сторонами согласованы обязанности сторон, в соответствии с пунктом 2.1. договора в обязанности экспедитора входит:

- на основании заявки Клиента, оформленной и согласованной Сторонами в соответствии с п. 1.2. настоящего договора, организовать или осуществить перевозку грузов Клиента;

- обеспечить предоставление Клиенту порожних контейнеров под погрузку, организовать погрузку контейнеров с грузом Клиента на транспортное средство, для дальнейшего следования грузов по согласованному Сторонами маршруту;

- организовать работы по приемке и обработке груза Клиента, оформить необходимые товаротранспортные документы, организовать погрузку груза Клиента на транспорт перевозчика, для дальнейшего следования в пункт назначения согласно маршруту перевозки. В целях настоящего договора Стороны установили, что Экспедитор производит оформление перевозочных документов на груз в соответствии с Инструкциями Клиента, оформленными в письменном виде;

- сообщать всем участникам перевозки условия и порядок транспортировки и обслуживания грузов Клиента.

- осуществлять слежение за движением груза Клиента по маршруту следования груза и предоставление информации Клиенту;

- давать Клиенту, в рамках оказываемых по настоящему договору транспортно-зкспедиционных услуг, рекомендации по повышению эффективности транспортировки за счет выбора рациональных маршрутов и способов перевозки грузов, снижению расходов на транспортно-экспедиторское обслуживание;

- информировать Клиента обо всех обстоятельствах, препятствующих нормальному выполнению поручения или вызывающих невозможность их выполнения и в пределах своей компетенции принимать меры к устранению таких обстоятельств;

- по отдельной заявке и за счет Клиента Экспедитор привлекать экспертов Торгово-промышленной палаты либо независимой сюрвейерской организации для составления актов экспертизы, определения состояния и качества груза, размера ущерба при повреждении (уничтожении) груза;

- до 15 (Пятнадцатого) числа месяца, следующего за отчетным, Экспедитор за оказанные услуги обязуется предоставлять Клиенту необходимые документы: акт выполненных работ, транспортную накладную, счет на оплату, отчет Экспедитора, копии документов от поставщиков услуг;

В соответствии с пунктом 2.1.10 договора, в целях настоящего договора Стороны установили, что Экспедитор при необходимости осуществляет:

согласование с Перевозчиками условия перевозки и хранения груза Клиента, время перевалки груза Клиента с одного вида транспорта на другой, иные вопросы, необходимые для осуществления перевозки;

прохождение таможенных и иных процедур, необходимых при осуществлении перевозки;

расчеты за перевозку груза Клиента с перевозчиками от своего имени.

В соответствии с пунктом 2.3.1., в обязанности клиента входит:

- не позднее чем за 10 (Десять) дней до начала планируемой перевозки грузов по морю или жд, направить Экспедитору заявку согласно п. 1.2. договора, согласовать виды и стоимость услуг.

Заявка согласно п.1.2. договора, на авто перевозку, подается Клиентом за 3 (три) дня до начала планируемой перевозки груза;

- заявка должна быть подана Клиентом в оригинале, или посредством электронной почты, либо по факсу. Поданная таким образом заявка имеет юридическую силу, и Клиент не вправе ссылаться не недостоверность заявки, поданной таким способом;

-по требованию Экспедитора выдать ему доверенность для надлежащего исполнения обязательств по настоящему Договору;

- обеспечить упаковку, размещение и крепление груза в контейнере, гарантирующие сохранность груза во время обработки и перевозки контейнера, до момента передачи контейнера к выгрузке получателю.

В случае необходимости дополнительного крепления груза, письменно сообщить об этом Экспедитору, для привлечения специализированного подрядчика. Если Клиент письменно не уведомил о такой необходимости, то Клиент гарантирует, что груз размещен и закреплен надлежащим образом, в соответствии со всеми нормами, стандартами и требованиями Технических Условий, предъявляемых для такого вида груза, гарантирующих его устойчивость и сохранность во время перевозки»;

- осуществить за свой счет загрузку контейнера, с момента подачи порожних контейнеров, в соответствии с установленными нормами времени;

- обеспечить предъявление груза Экспедитору (иному уполномоченному им лицу) к перевозке, в согласованных объемах и сроках для отправки по маршруту;

- не менее чем за 5 (пять) дней до начала перевозки предоставить Экспедитору в письменной форме полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, документы и информацию, об условиях перевозки данного груза, документы на груз согласно требованиям морского и железнодорожного перевозчиков, документы необходимые для осуществления таможенного, санитарного и других видов государственного контроля, а также прочие документы и информацию, необходимые для выполнения Экспедитором своих обязанностей.

В целях настоящего договора стороны установили, что опасные, скоропортящиеся и иные грузы, требующие специальных условий перевозки, принимаются Экспедитором только при представлении Клиентом в письменной форме инструкций по перевалке, хранению и перевозке груза;

- в течение 2 (двух) дней с момента погрузки груза Клиента на транспортное средство предоставить Экспедитору информацию и документы, необходимые для оформления таможенных транзитных документов на груз в стране назначения, а также все требуемые документы и инструкции для дальнейшей транспортировки груза.

В случав несвоевременного предоставления Экспедитору необходимых документов и информации, Клиент оплачивает все расходы, вызванные задержкой в таможенном оформлении груза Клиента и иные подтвержденные расходы не оговоренные в ставке;

- осуществить разгрузку контейнера и приемку груза в течение срока согласованного сторонами в дополнительном соглашении или указанного в Уставе жд транспорта, с момента прибытия контейнеров с грузом Клиента на железнодорожную станцию назначения.

Клиент обязуется произвести очистку контейнеров после выгрузки груза своими силами и за свой счет;

- самостоятельно инструктировать отправителя груза о необходимости оформления в надлежащем виде инвойсов и упаковочных листов на груз по каждому контейнеру, кодов ТНВЭД, количестве мест, веса и объема по каждому контейнеру в отдельности, а также информирует отправителя о способе оплаты фрахта за перевозку для внесения в коносамент;

- самостоятельно производить пломбирование контейнера собственными силами и запорно-пломбировочными устройствами, обеспечивающими сохранность груза при перевозке;

- обеспечивать в местах погрузки-выгрузки беспрепятственное движение автотранспорта, достаточное освещение, выделять необходимые крепежные и вспомогательные материалы. Содержать подъездные пути к складам клиента, а также погрузо-разгрузочные площадки в надлежащем состоянии, обеспечивающем безопасное движение и маневрирование транспортных средств. В зимнее время подъездные пути должны быть очищены от снега и льда и посыпаны песком или другим абразивным материалом, препятствующим пробуксовке колес автомобиля. В том случае, если подъездные пути не подготовлены, Клиент обязуется их подготовить в кратчайший срок. В противном случае, Экспедитор вправе отказаться от исполнения своего обязательства по данной заявке, а Клиент в таком случае возмещает Экспедитору штрафные санкции перевозчика в размере 50 % от стоимости перевозки;

- оплатить расходы и услуги Экспедитора по настоящему договору, в сроки и порядке, согласно настоящего договора;

- принять и рассмотреть представленный Экспедитором Акт об оказании услуг в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты предоставления его Клиенту. В случае не утверждения Акта об оказании услуг, Клиент обязан выставить мотивированный отказ с приложением соответствующих документов. В случае отсутствия мотивированного отказа в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты предоставления Клиенту Акта об оказании услуг, указанный Акт считается утверждённым.

В соответствии с пунктом 3.1. договора, стороны установили, что конкретный перечень, стоимость работ и услуг, по перевозке каждой отдельной партии груза Клиента по морю или жд, согласовываются Сторонами отдельно по каждой заявке Клиента в дополнительных соглашениях. Дополнительные соглашения являются неотъемлемой частью договора.

Оплата услуг Экспедитора по перевозкам осуществляется Клиентом по безналичному расчету, путем перечисления предоплаты на расчетный счет Экспедитора в размере 100 % (Сто процентов), исходя из заявки Клиента, в течение 3 (трех) банковских дней с момента получения счета от Экспедитора. Сумма счета включает в себя стоимость работ, услуг, вознаграждение Экспедитора, стоимость работ и услуг третьих лиц по перевозке, переработке, хранению и транспортировке грузов Клиента, согласованные сторонами в дополнительных соглашениях к договору (пункт 3.2. договора).

Пунктом 3.6. договора определено, что если во время перевозки груза Клиента будет выявлено, что фактический размер расходов превышает предварительно согласованную стоимость услуг, либо возникла необходимость в дополнительных затратах, Экспедитор обязан своевременно проинформировать Клиента о таких расходах и согласовать их с Клиентом. Экспедитор выставляет Клиенту дополнительный счет, соответствующий стоимости вышеуказанного превышения, который подлежит оплате Клиентом в течение 3 (трех) банковских дней с даты его выставления Экспедитором.

Материалами дела подтверждается, и указанное сторонами не оспаривается, что 22.04.2021 клиент направил по электронной почте в адрес экспедитора заявку на организацию услуги по закрытию склада и отправке по ЖД 1-го контейнера № MSKU5915762 по маршруту станция отправления - Гайдамак – станция назначения: Екатеринбург - Товарный.

18.05.2021 сторонами согласовано и подписано дополнительное соглашение №2598 к договору, по условиям которого экспедитор обязуется осуществить услугу, а клиент принять и оплатить  ее на следующих условиях:

- жд транпортировка 20 фут. контейнера № MSKU5915762 по маршруту станция отправления - Гайдамак – станция назначения: Екатеринбург – Товарный – 70 200 рублей;

- вознаграждение экспедитора – 4 500 рублей.

Таким образом, стоимость работ согласно дополнительному соглашению составляет 74 700 рублей.

На основании согласованного дополнительного соглашения №2598 от 18.05.2021, экспедитором выставлен клиенту счет на оплату № 2598 от 19.05.2021 на сумму 74 700, который оплачен последним в полном объеме по платежному поручению №17 от 26.05.2021.

Также экспедитором выставлен клиенту счет на оплату №2599 от 19.05.2021 за оказание транспортной услуги по организации приема, раскредитации, вывоза в г. Екатеринбург контейнера MSKU5915762 на сумму 20 000 рублей, который оплачен последним в полном объеме по платежному поручению №18 от 26.05.2021.

Представленной в материалы дела квитанцией ОАО «РЖД» о приеме груза №ЭЬ409349 подтверждается, что железнодорожным перевозчиком в лице ОАО «РЖД» груз принят к железнодорожной перевозке и был доставлен конечному грузополучателю 01.06.2021.

С учетом указанного, суд приходит к выводу, что согласованные в дополнительном соглашении №2598 к договору от 18.05.2021 сторонами услуги, оказаны экспедитором надлежащим образом и оплачены клиентом в полном объеме.

Вместе с тем, в целях выполнения заявки клиента от 22.04.2021 экспедитором были понесены дополнительные расходы в интересах клиента, связанные с необходимостью получения на терминале контейнера № MSKU5915762 от морского перевозчика и уплатой за сверхнормативное время использования контейнера за 6 суток.

Материалами дела подтверждается, что 01.05.2021 контейнер MSKU5915762 с импортным грузом, принадлежащим ответчику, прибыл на терминал ООО «ВМКТ» по коносаменту MLVLV209941232, на условиях перевозки CFR.

В соответствии с "Международными коммерческими транзакциями" CFR – "Cost and Freight / Стоимость и фрахт" означает, что продавец поставляет товар на борт судна или предоставляет поставленный таким образом товар. Риск утраты или повреждения товара переходит, когда товар находится на борту судна. Продавец обязан заключить договор и оплачивать все расходы и фрахт, необходимые для доставки товара до поименованного порта назначения.

В свою очередь, в соответствии с "Международными правилами толкования торговых терминов "Инкотермс 2000" "Cost and Freight"/"Стоимость и фрахт" означает, что продавец осуществляет поставку с момента перехода товара через поручни судна в порту отгрузки.

Продавец обязан оплатить все расходы и фрахт, необходимые для доставки товара в согласованный порт назначения, однако риск случайной гибели или случайного повреждения товара, а также любые дополнительные расходы, возникающие вследствие событий, имевших место после передачи товара, переносятся с продавца на покупателя.

Согласно термину CFR на продавца возлагается выполнение таможенных формальностей, необходимых для вывоза товара.

Таким образом, с учетом указанного, из буквального толкования положений "Инкотермс 2000", "Международных коммерческих транзакций", следует, что все расходы в порту прибытия судна относятся на покупателя, т.е. на клиента, в том числе по разгрузке судна, на котором прибыл груз.

04.05.2021 сформировано уведомление №10702020/040521/0020086 о возможности выдачи товара с СВХ.

07.05.2021 клиентом была выдана доверенность экспедитору на получение груза с порта, в связи с чем, морским перевозчиком Маерск дано распоряжение на истца.

В связи с необходимостью получения груза, поскольку груз прибыл на условиях доставки CFR, экспедитором оплачены 2 счета, выставленные морской линией в лице Маерск: счет-оферта №5703287939 от 06.05.2021 на сумму 101 215,51 рублей,  счет-оферта №5703303370 от 03.06.2021 на сумму 4 630,37 рублей на общую сумму 105 845 рублей 88 копеек, то подтверждается платежными поручениями №№319 от 04.06.2021, 115 от 11.05.2021.

В виду указанного, суд приходит к выводу, что фактически в целях исполнения заявки от 22.04.2021 истцом как экспедитором понесены в интересах ответчика как клиента дополнительные расходы, которые экспедитор не мог не понести, поскольку морским перевозчиком не был бы выдан груз к дальнейшей жд перевозке без оплаты выставленных счетов.

Кроме того, в письменных пояснениях морской перевозчик Маерск подтверждает, что истцом оплачены услуги Маерск в полном объеме, что также свидетельствует о несении экспедитором дополнительных расходов в интересах клиента.

Также материалами дела подтверждается, что сверхнормативное использование контейнера MSKU5915762 в количестве 6 суток допущено по вине клиента, поскольку последним был выдан оригинал доверенности на экспедитора лишь 07.05.2021, тогда как груз можно было забрать с СВХ уже 05.05.2021 и отправить в пункт назначения ранее, чем 17.05.2021.

Как следует из пояснений третьего лица Маерск и пункта 5 генерального обязательства №01022018-67 от 01.02.2018, заключенного с ООО «Примтранссервис», началом оказания услуг по предоставлению в пользование контейнерного оборудования является момент выгрузки контейнерного оборудования с борта судна – в импорте, момент выдачи контейнерного оборудования пользователю – в экспорте.

Таким образом, суд приходит к выводу, что нормативный период (период пользования контейнером, не подлежащий оплате) составляет 25 дней: с 02.05.2021 по 26.05.2021.  Далее, с 27.05.2021 – по 01.06.2021 (дата получения конечным грузополучателем груза) начинает исчисляться сверхнормативный период пользования контейнером (подлежащий оплате), что составило 6 дней.

Поскольку на момент выдачи груза, экспедитор являлся в интересах клиента пользователем контейнерного оборудования, то им были уплачены за клиента причитающиеся Маерск платежи за пользование контейнером.

В порядке пункта 3.6. договора, экспедитором посредством автоматической рассылки счетов 26.05.2021 перевыставлены понесенные дополнительные расходы в адрес клиента, с приложением дополнительного соглашения от 06.05.2021 №521_00141 и счетом на оплату №2414 от 06.05.2021, в который экспедитором было включено, в том числе, вознаграждение на сумму 3 500 рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 5 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" а также пунктом 3.6. договора, поскольку экспедитор понес дополнительные расходы, ответчик как клиент обязан возместить понесенные им расходы.

Доводы ответчика о том, что экспедитором не были с ним согласованы дополнительные расходы, которые были понесены и оплачены в пользу Маерск судом отклоняются, поскольку из условий доставки спорного груза следует, что экспедитор, выполняя заявку клиента от 22.04.2021, не мог не понести указанные расходы в интересах клиента.

 Вместе с тем, вознаграждение экспедитора в сумме 3 500 рублей, по мнению суда, возмещению ответчиком не подлежит, поскольку дополнительное соглашение от 06.05.2021 к договору сторонами не согласовано, при этом ответчиком произведена оплата вознаграждения экспедитора в рамках дополнительного соглашения от 18.05.2021 №2598 за оказание услуги по организации перевозки груза ж/д транспортом.

С учетом изложенного, поскольку материалами дела подтверждается, что экспедитор понес в интересах клиента дополнительные расходы, связанные с закрытием склада, оплатой сверхнормативного использования контейнером MSKU5915762 в целях оказания транспортно-экспедиционных услуг по заявке клиента от 22.04.2021, то с ответчика в пользу истца подлежат взысканию указанные расходы в сумме 105 845 рублей 88 копеек.

Рассматривая требование истца о взыскании неустойки, суд приходит к следующему.

Одним из способов обеспечения обязательств согласно пункту 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации является неустойка.

В соответствии с пунктом 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Как установлено судом, условие о неустойке за не исполнение клиентом обязательств по своевременной уплате понесенных истцом дополнительных расходов в интересах ответчика, согласовано сторонами в пункте 5.2. договора, в соответствии с которым, в случае просрочки клиентом оплаты услуг и расходов экспедитора по настоящему договору, экспедитор вправе потребовать уплаты пени в размере 0,5 % от невыплаченной суммы за каждый день просрочки.

Поскольку ответчик в нарушение положений статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представил доказательств своевременного исполнения обязательств, что исключало бы возможность взыскания неустойки, а также доказательств того, что он должен быть освобожден от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, то факт ненадлежащего исполнения обязательств по возмещению понесенных экспедитором дополнительных расходов в интересах клиента судом установлен, в связи с чем, у истца возникло право начисления неустойки, предусмотренной пунктом 5.2. договора.

С учетом удовлетворения требования истца в части взыскания понесенных дополнительных расходов в размере 105 845 рублей 88 копеек, то судом самостоятельно произведен расчет неустойки.

В соответствии с пунктами 2.3.12, 3.2. договора, клиент обязуется оплачивать оказанные услуги в соответствии с условиями договора в течение трех (трех) банковских дней с момента получения счета / счета-фактуры.

Судом установлено, что счет №3073 от 03.06.2021 на сумму 4 630,37 рублей (сверхнормативное использование контейнера) направлен истцом в адрес ответчика по электронной почте 04.06.2021, о чем представлен скриншот электронной почты. С учетом положений пунктов 2.3.12, 3.2. договора, срок начала начисления неустойки приходится на 09.06.2021.

Таким образом, неустойка за период с 09.06.2021 по 13.08.2021 по счету №3073 от 03.06.2021 на сумму 4 630,37 рублей составляет 1 528,02 рублей.

В свою очередь, счет №2414 от 06.05.2021 на сумму 104 715,51 рублей (закрытие склада, обработка документации в порту назначения), без учета вознаграждения экспедитора сумма счета составляет 101 215,51 рублей, направлен истцом в адрес ответчика по электронной почте 26.05.2021, о чем представлен скриншот электронной почты. С учетом положений пунктов 2.3.12, 3.2. договора, срок начала начисления неустойки по данному счету приходится на 02.06.2021.

Таким образом, неустойка за период с 02.06.2021 по 13.08.2021 по счету №2414 от 06.05.2021 на сумму 101 215,51 рублей (без учета вознаграждения экспедитора в размере 3 500 рублей) составляет 36 943,66 рублей.

Таким образом, сумма пени, подлежащая взысканию с ответчика в пользу истца по двум счетам составляет – 38 471 рубль 68 копеек.

На основании вышеизложенного, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 105 845 рублей 88 копеек дополнительных расходов, понесенных истцом в интересах ответчика, а также 38 471 рубль 68 копеек неустойки за несвоевременную компенсацию понесенных экспедитором дополнительных расходов.

Согласно ст. 101 АПК РФ к судебным расходам относится государственная пошлина.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны, т.е. с ответчика в размере пропорционально удовлетворенных требований.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «СВК-ЭКСПЕРТ» в пользу           общества с ограниченной ответственностью "ПРИМТРАНССЕРВИС" 105 845 рублей 88 копеек основной задолженности, 38 471 рубль 68 копеек пени, 5 325 рублей расходов по уплате государственной пошлины.

          В остальной части иска отказать.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу по ходатайству взыскателя.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

          Судья                                                                            Чугаева И.С.