ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-14724/18 от 29.11.2018 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                          Дело № А51-14724/2018

06 декабря 2018 года

Резолютивная часть решения объявлена ноября 2018 года .

Полный текст решения изготовлен декабря 2018 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи  Нестеренко Л.П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Баланец А.В.,  

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «ТОЙОТА МОТОРС» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 05.02.2018)

к   Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 21.06.2007)

третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: Акционерное общество «Корпорация развития Дальнего Востока», Общество с ограниченной ответственностью «МАКС ГРУПП»

о признании незаконным бездействия,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – представитель ФИО1 (доверенность от 10.07.2018); от ответчика – ведущий консультант отдела правового обеспечения имущественных и земельных отношений правового департамента Администрации Приморского края ФИО2 (доверенность от 13.12.2017 № 20/46597); от ООО «МАКС ГРУПП» - адвокат Афанасьев Д.И. (доверенность от 15.10.2018);

АО «КРДВ» явку представителя не обеспечило, извещено надлежаще, в соответствии с частью 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в его отсутствие,

установил: Общество с ограниченной ответственностью «ТОЙОТА МОТОРС» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, выразившегося в невыполнении действий по рассмотрению заявления ООО «Тойота Моторс» о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка ориентировочной площадью 4000 кв.м в г. Владивостоке в районе ул. Снеговая, 15.

В ходе рассмотрения дела заявитель поддержал заявленное требование по изложенным в заявлении основаниям. Полагает факт бездействия  департамента подтвержденным.  Указал, что в нарушение требований пункта 5 статьи 39 Земельного кодекса Российской Федерации департамент не рассмотрел поданное ему 30.05.2018 заявление о предварительном согласования предоставления в аренду земельного участка ориентировочной площадью 4000 кв.м в г. Владивостоке в районе ул. Снеговая, 15. Утверждает, что до настоящего времени департаментом заявление общества не рассмотрено, ответ не представлен, схема расположения испрашиваемого обществом земельного участка не утверждена. Также заявитель указал на нарушение его прав и законных интересов оспариваемым бездействием ответчика,  сославшись на то, что, данное бездействие привело к  формированию иным лицом земельного участка, границы  которого частично налагаются на территорию испрашиваемого обществом земельного участка.

Ответчик на заявленное требование возразил по изложенным в письменном отзыве основаниям. Считает, что факт бездействия департамента  в рассматриваемой ситуации отсутствует. Утверждает, что  поданное обществом заявление о предварительном согласования предоставления в аренду земельного участка ориентировочной площадью 4000 кв.м в г. Владивостоке в районе ул. Снеговая, 15 фактически департаментом рассмотрено в установленные законом сроки, и письменный ответ с решением по данному заявлению направлялся в адрес заявителя неоднократно.

Представитель ООО «МАКС ГРУПП» в судебном заседании полагает, что заявленное обществом требование необоснованно и не может подлежать удовлетворению, поскольку факт бездействия отсутствует. Пояснил, что указанный в поданном в департамент заявлении ООО «ТОЙОТА МОТОРС» о предварительном согласовании земельный участок частично налагается на границы земельного участка 25:28:040014:5708, предоставленного в аренду ООО «МАКС ГРУПП», согласно договору аренды земельного участка  от 07.08.2018 № 28-Ю-23225. Третье лицо указал, что как и заявитель, обладая статусом резидента Свободного порта Владивосток (далее – СПВ), в 15.02.2018 обратилось в департамент с заявлением о предоставлении в аренду названного выше  земельного участка  и данное заявление рассмотрено 14.06.2018, т.е. до истечения срока рассмотрения  поданного 30.05.2018 заявления ООО «Тойота Моторс». Сославшись на  наложение схемы земельного участка, испрашиваемого заявителем, на схему земельного участка, который согласован ООО «МАКС ГРУПП», полагает, что основания для принятия решения о предоставлении земельного участка ООО «Тойота Моторс» у департамента отсутствовали. Считает, что  поданные данными лицами заявления рассматривались департаментом в порядке очередности.

АО «КРДВ» согласно представленному в материалы дела письменному отзыву подтвердило статус ООО «Тойота Моторс», как резидента СПВ и, по существу,  поддержало его позицию относительно факта оспариваемого бездействия ответчика.

Из материалов дела следует, что ООО «Тойота Моторс» является резидентом Свободного порта Владивосток на основании заключенного  им с АО «КРДВ» 25.05.2018 соглашения об осуществлении деятельности резидента свободного порта Владивосток, с внесением в реестр резидентов свободного порта Владивосток с присвоением  записи  регистрационного номера 25000000695, согласно выписке из реестра резидентов свободного порта Владивосток от 28.05.2018.

Согласно указанному соглашению резидент СПВ реализует инвестиционный проект «Строительство объектов складской инфраструктуры на территории города Владивостока» и осуществляет свою деятельность в виде аренды и управления собственным и арендуемым недвижимым имуществом на территории  Владивостокского городского округа, в том числе  в границах земельного участка 4 000 кв.м.  в кадастровом квартале  25:28:040014, в районе ул. Снеговая, 15.

30.05.2018 ООО «Тойота Моторс» обратилось в Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка ориентировочной площадью 4000 кв.м, в кадастровом квартале 25:28:040014 расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Снеговая, 15 в целях реализации своего инвестиционного проекта.

Полагая, что данное заявление департаментом не было рассмотрено в установленный законом срок, и со стороны ответчика имеет место факт бездействия,  ООО «Тойота Моторс» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.

Исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив  факты установленные в рамках рассматриваемого спора, суд не находит правовых оснований для удовлетворения заявленного требования в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Порядок и основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности определен Главой  V.I ЗК РФ.

Согласно статье 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 данного Кодекса.

По общему, закрепленному в статье 39.6 ЗК РФ, правилу земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется заинтересованному лицу в аренду на основании договора, заключаемого на торгах, проводимых в форме аукциона. Без проведения торгов договоры аренды указанных земельных участков заключаются в случаях, перечисленных в пункте 2 данной статьи Кодекса. К таким случаям в числе прочих подпунктом 33 указанной нормы отнесено предоставление земельного участка в аренду резиденту Свободного порта Владивосток на территории порта Владивосток.

Отношения, связанные с созданием и функционированием свободного порта Владивосток, урегулированы Федеральным законом от 13.07.2015 № 212-ФЗ «О свободном порте Владивосток» (далее - Закон № 212-ФЗ).

Частью 1 статьи 2 названного закона установлено, что под свободным портом Владивосток понимается часть территории Приморского края, на которой в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности.

К свободному порту Владивосток относятся территории муниципальных образований Приморского края, в том числе Владивостокского городского округа (пункт 1 статьи 4 Закона № 212-ФЗ).

На территории свободного порта Владивосток допускается осуществление любой не запрещенной законодательством РФ предпринимательской деятельности. Критерии отбора резидентов свободного порта Владивосток определяются Правительством Российской Федерации (части 1, 4 статьи 6 Закона № 212-ФЗ).

Главой 3 Закона № 212-ФЗ определено правовое положение резидентов свободного порта Владивосток.

Согласно части 1 статьи 10 Закона № 212-ФЗ под резидентом свободного порта Владивосток понимается индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории свободного порта Владивосток согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении деятельности и включены в реестр резидентов свободного порта Владивосток.

Процедура предоставления земельных участок без торгов  согласно статье 39.14 ЗК РФ предусматривает: подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать; обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;  осуществление государственного кадастрового учета земельного участка; подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;  заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование (подпункты 2 - 7 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ).

В соответствии с пунктом 2 этой же статьи заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка подается или направляется в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По правилам пункта 2 статьи 39.15 ЗК РФ к данному заявлению должны быть приложены соответствующие документы, в том числе документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, и схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 39.14 ЗК РФ в случае, если земельный участок предстоит образовать, предоставление такого земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов включает принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ.

Согласно пункту 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка. По результатам рассмотрения и проверки уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

В соответствии со статьей 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками (пункт 13 статьи 11.10 ЗК РФ).

Законом Приморского края от 18 ноября 2014 года № 497-КЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края и органами государственной власти Приморского края и внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края» установлено, что Администрация Приморского края или уполномоченные ею органы исполнительной власти Приморского края осуществляют полномочия органов местного самоуправления Артемовского городского округа, Владивостокского городского округа, поселений, входящих в состав Шкотовского и Надеждинского муниципальных районов, по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков, бесплатно предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, гражданам, имеющим двух детей, а также молодым семьям для индивидуального жилищного строительства, земельных участков, предоставляемых для строительства объектов дошкольного/начального общего, основного общего, среднего общего образования), в том числе по:

1) обеспечению подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;

2) утверждению схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории;

3) предоставлению земельных участков на торгах и без проведения торгов.

Указанные полномочия предоставлены  ответчику Положением о департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края, утвержденное Постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 № 374-па.

Приказом Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 31.08.2017 № 139 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в ведении или собственности Приморского края, резидентам свободного порта Владивосток» (далее – Регламент № 139).

Названный регламент определяет состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, при осуществлении департаментом полномочий по предоставлению государственной услуги, а также, порядок взаимодействия между структурными подразделениями департамента, взаимодействие департамента с заявителями, органами государственной власти и органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги.

Согласно пункту 7 Регламента  № 139 в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка Департамент принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 статьи 39.15 ЗК РФ или в соответствующем Законе Приморского края, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

Закон Приморского края от 03.06.2015 № 638-КЗ «О реализации отдельных полномочий органами исполнительной власти Приморского края, органами местного самоуправления, уполномоченными на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности» устанавливает, в том числе основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предварительном согласовании предоставления земельного участка, предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, находящегося в государственной или муниципальной собственности, при наличии которых орган исполнительной власти Приморского края, орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, принимает соответствующее решение об отказе.

Предусмотренный Регламентом № 139 срок и основания для рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и принятия по нему решения аналогичны общим требованиям  пункта 7 статьи 39.15 ЗК РФ.

Исходя из приведенного обществом обоснования заявленного требования, испрашиваемый им земельный участок не является сформированным, и в силу приведенных норм права, суду для правильного разрешения спора и подтверждения факта бездействия со стороны департаментом надлежит установить обстоятельства, подтверждающие факт нарушения ответчиком  установленных  статьей  39.15 ЗК РФ и  Регламентом № 139 порядка и сроков рассмотрения  вопроса о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка ориентировочной площадью 4000 кв.м в г. Владивостоке в районе ул. Снеговая, 15, на основании поданного  ООО «Тойота Моторс» 30.05.2018 заявления.

В то же время в ходе рассмотрения спора департамент, возражая на доводы заявителя,  представил в материалы дела  письменный ответ  от 12.07.2018 № 20/24302 на  указанное обращение ООО «Тойота Моторс», в котором заявителю сообщено об отсутствии возможности  предварительно согласовать предоставление в аренду испрашиваемого им земельного участка.

Относительно способов отправки данного письма департамент  пояснил, что в адрес ООО «Тойота Моторс» ответ направлен простым почтовым отправлением, в подтверждение чего представил в материалы дела списки отправки почтовых отправлений от 12.07.2018, от 26.07.2018, от 10.09.2018 с отметками почтовых отделений связи.

Несмотря на то, что в ходе рассмотрения спора письменный ответ департамента  от 12.07.2018 № 20/24302 был представлен в материалы дела, и его копия была получена заявителем, в том числе, согласно пояснениям ответчика, путем электронного обмена письменной корреспонденцией, ООО «Тойота Моторс», заняв принципиальную позицию относительно заявленного требования, полагает, что  бездействие ответчика в рассматриваемом случае выражено в отсутствии доказательств  получения обществом оригинала названного письма, направленного   почтовой корреспонденцией.

В то же время, в предмет заявленного требования включена оценка соблюдения ответчиком процедуры рассмотрения поданного ему по правилам статьи 39.15 ЗК РФ заявления.  По смыслу названной нормы,  при получении поданного заинтересованным в предварительном согласовании предоставления на каком-либо праве заявления, в отсутствие доказательств нарушения данным лицом формальных требований к подготовке такого обращения и необходимого для его рассмотрения пакета документов, возложение  на уполномоченный орган обязанности по рассмотрению такого обращения в соответствии с установленной законом процедурой безусловно.

Следовательно, не совершение действий по рассмотрению поданного  ООО «Тойота Моторс» обращения, в отсутствии возражений департамента относительно соблюдения заявителем предусмотренных статьей 39.15 ЗК РФ и Регламентом № 139 формальных требований  к подготовке такого заявления, могло свидетельствовать об уклонении  ответчиком от реализации возложенных на него функций.

Вместе с тем, представленное в ходе рассмотрения спора письмо департамента  от 12.07.2018 № 20/24302 с изложенным в нем решением общества об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду факт бездействия ответчика в силу положений пункта 7 статьи 39.15 ЗК РФ и Регламента № 139 опровергает, учитывая, что меры по рассмотрению поданного ООО «Тойота Моторс» 30.05.2018 обращения очевидно были приняты указанным органом исполнительной власти.

Действительно, применение департаментом такого способа направления в адрес ООО «Тойота Моторс» письма от 12.07.2018 № 20/24302, как отправка простой корреспонденции, письменных доказательств получения обществом указанного документа не обеспечило.

Однако то обстоятельство, что общество не получило письмо департамента от 12.07.2018 № 20/24302, отправленное в его адрес простыми почтовыми отправлениями, не может служить достаточным основанием для вывода о невыполнении департаментом обязанности по рассмотрению заявления о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка (а именно данные действия составляют предмет спора), поскольку фактически заявление было рассмотрено, решение по нему и по дополнительным обращениям, направленным позднее, приняты, а действия уполномоченного органа по ненадлежащему направлению указанных писем предметом спора по настоящему делу не являются.

Из положений статей 4 АПК РФ, 11 ГК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в установленном порядке, самостоятельно определив способы их судебной защиты, соответствующие статье 12 ГК РФ.

По смыслу положений части 1 статьи 4, части 2 статьи 44 АПК РФ, статьи 1 ГК РФ избранный заявителем способ защиты должен быть соразмерен нарушению, отвечать целям восстановления нарушенного права лица и не выходить за пределы, необходимые для его применения.

Оспаривая бездействие департамента, заявитель рассчитывал на  получение определенного результата защиты нарушенного права - реализации департаментом предусмотренной статьей 39.15 ЗК РФ процедуры по рассмотрению поданного им 30.05.2018 заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Заявитель был ознакомлен с копией письма департамента от 12.07.2018 № 20/24302 в судебном заседании при  рассмотрении дела,  и  согласно пояснениям ответчика письмо направлено обществу посредством электронного обмена документами.

Таким образом, узнав об изложенном  департаментом в письме  от 12.07.2018 № 20/24302 решении, общество, вопреки изложенным им в рамках рассмотрения спора доводам, не было лишено права на судебную защиту своих интересов в связи с принятым департаментом решением.

Однако заявителем вопрос о законности изложенных в письме от 12.07.2018 № 20/24302 оснований принятия департаментом решении в ходе рассмотрения спора не ставился.

Кроме того, в силу части 2 статьи 41 АПК РФ  лица, участвующие в деле, вправе ожидать добросовестного поведения своих оппонентов в судебном процессе. Реализация участниками спора права на судебную защиту не должна приводить к дисбалансу процессуальных интересов всех участников арбитражного процесса, а равно препятствовать разрешению существующего спора в разумные сроки.

Таким образом, отказ заявителя от реализации права по  оспариванию изложенного в письме департамента от 12.07.2018 № 20/24302 решения в рамках рассматриваемого спора, со ссылкой лишь на отсутствие надлежащим образом полученного оригинала документа,  не может быть расценен судом в качестве обстоятельства, препятствующего реализации обществом права на судебную защиту нарушенных интересов.

На основании оценки представленных в материалы дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, суд приходит к выводу о том, что факт оспариваемого заявителем бездействия в ходе рассмотрения спора не подтвержден, следовательно, основания для удовлетворения требования заявителя в силу части 3 статьи 201 АПК РФ основания отсутствуют.

Согласно статье 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины суд относит на заявителя.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

Отказать в признании незаконным бездействия Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, выразившегося в невыполнении действий по рассмотрению заявления ООО «Тойота Моторс» о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка ориентировочной площадью 4000 кв.м в г. Владивостоке в районе ул. Снеговая, 15, - проверенного на соответствие Земельному кодексу Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции.

          Судья                                                                   Нестеренко Л.П.