АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ
690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Владивосток Дело № А51-14739/2020
17 ноября 2020 года
Резолютивная часть решения объявлена 10 ноября 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 17 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Тихомировой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Трояк Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Новый дом» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 22.08.2003)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 23.12.2004)
о снятии с кадастрового учета
при участии в судебном заседании:
от заявителя – ФИО1 по доверенности,
от ответчика – ФИО2 по доверенности,
установил: общество с ограниченной ответственностью «Новый дом» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю (далее – ответчик, управление) об обязании снять с кадастрового учета и исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о кадастровом учете жилого дома площадью 107 кв.м с кадастровым номером 25:28:040008:495, расположенного по адресу: <...>, помещений с кадастровыми номерами 25:28:040008:1263, 25:28:040008:1264, 25:28:040008:1266, части жилого дома с кадастровым номером 25:28:000000:24306; прекратить право собственности ООО «Новый дом» на часть жилого дома с кадастровым номером 25:28:000000:24306 (с учетом уточнения требований).
Представитель заявителя в обоснование своих требований по тексту заявления, а также в судебном заседании указал, что отсутствие прав третьих лиц на объект недвижимости с кадастровым номером 25:28:040008:495 и факт прекращения его существования подтверждается выписками из ЕГРН и актом обследования кадастрового инженера от 21.10.2019, в связи с чем снятие с кадастрового учета указанного объекта не повлечет прав и законных интересов третьих лиц.
Представитель заявителя указал, что наличие в ЕГРН сведений ожилом доме с кадастровым номером 25:28:040008:495, помещений с кадастровыми номерами 25:28:040008:1263, 25:28:040008:1264, 25:28:040008:1266, части жилого дома с кадастровым номером 25:28:000000:24306 нарушает права и законные интересы общества, поскольку последнее вынуждено уплачивать налог на недвижимость за несуществующее жилое помещение.
Представитель Управления Росреестра по Приморскому краю в письменном отзыве, представленном в материалы дела, а также в судебном заседании просил рассмотреть настоящее дело по существу, при этом указав, что вступивший в законную силу судебный акт арбитражного суда в случае удовлетворения заявленных требований будет являться основанием для снятия с государственного кадастрового учета спорных объектов недвижимости.
При отсутствии возражений сторон суд в порядке части 4 статьи 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и перешел к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции.
Из материалов дела судом установлено, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости объект недвижимого имущества с кадастровым номером 25:28:040008:495 представляет собой жилой дом, расположенный по адресу: <...>. Указанный дом является ранее учтенным.
В состав жилого дома с кадастровым номером 25:28:040008:495 входят следующие помещения:
-помещение, назначение – жилое, вид жилого помещения – часть жилого дома, с кадастровым номером 25:28:040008:24306, расположенное по адресу: <...> д 127а, кв. 2. Право собственности зарегистрировано за ООО «Новый Дом» 15.03.2006 №25-25-01/030/2006-208;
-помещение, назначение – жилое, вид жилого помещения – квартира, с кадастровым номером 25:28:040008:1266, расположенное по адресу: <...> д 127а, кв. 3;
-помещение, назначение – жилое, вид жилого помещения – квартира, с кадастровым номером 25:28:040008:1263, расположенное по адресу: <...> д 127а, кв. 4,
- помещение, назначение – жилое, вид жилого помещения – квартира, с кадастровым номером 25:28:040008:1264, расположенного по адресу: <...> д 127а, кв. 5.
В ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости с кадастровыми номерами 25:28:040008:495, 25:28:040008:1263, 25:28:040008:1264, 25:28:040008:1266.
24.10.2019 ООО «Новый Дом» обратилось в Управление Росреестра по Приморскому краю с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером 25:28:040008:495 в связи с прекращением существования, приложив акт обследования, проведенного ООО «ДВ Кадастр» от 21.10.2019.
07.11.2019 Управление Росреестра сообщило заявителю о приостановлении государственной регистрации до 30.01.2020 со ссылкой на пункты 5 и 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности на иные помещения, расположенные в жилом доме с кадастровым номером 25:28:040008:495.
Заявитель полагая, что наличие в ЕГРН сведений ожилом доме с кадастровым номером 25:28:040008:495, помещений с кадастровыми номерами 25:28:040008:1263, 25:28:040008:1264, 25:28:040008:1266, части жилого дома с кадастровым номером 25:28:000000:24306 нарушает права и законные интересы общества, поскольку последнее вынуждено уплачивать налог на недвижимость за прекративший свое существование объект недвижимости, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительным ненормативного акта необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие его закону и наличие нарушения ими прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон №218-ФЗ).
Частью 3 статьи 1 Закона №218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество – юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее – государственная регистрация прав).
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 статьи 1 Закона №218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 8 указанного закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений (часть 2 статьи 8 Закона о госрегистрации).
Сведения о прекращении существования объекта недвижимости и дата снятия с государственного кадастрового учета, если объект недвижимости прекратил существование на основании пункта 7 части 4 статьи 8 указанного Закона, также отнесены к основным сведениям об объекте недвижимого имущества, подлежащим внесению в кадастр недвижимости.
Частью 1 статьи 14 Закона №218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет осуществляется на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 14 Закона №218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляется без одновременной государственной регистрации прав исключительно в случаях, если он осуществляется в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который не зарегистрированы в ЕГРН, с приложением документов, являющихся основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, предусмотренных частью 2 статьи 14 названного закона.
Государственный кадастровый учет без одновременной государственной регистрации прав, в том числе государственный кадастровый учет в связи с прекращением существования таких объектов недвижимости, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН, осуществляется по заявлению собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства (пункт 4 части 1 статьи 15 Закона №218-ФЗ).
Статьей 29 Закона №218-ФЗ определен порядок осуществления государственного кадастрового учета. Так, при государственном кадастровом учете орган регистрации прав осуществляет, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета, на предмет наличия или отсутствия установленных данным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета.
Подпунктом 7 части 2 статьи 14 Закона №218-ФЗ установлено, что одним из документов, необходимым для осуществления кадастрового учета объекта недвижимого имущества, является акт обследования, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Приказом Минэкономразвития России от 20.11.2015 №861 "Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке" (далее - Приказ №861) установлено, что акт представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений ЕГРН о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в котором помещение, машино-место было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение, машино-место было расположено.
Акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, включаются в состав приложения к акту (пункт 3 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных Приказом №861).
В соответствии с пунктами 5 и 7 части 1 статьи 26 Закона №218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации. При этом неустранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, является самостоятельным основанием для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета (статья 27 Закона №218-ФЗ).
Исследовав и оценив все имеющиеся в материалах настоящего дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи с позиции норм статьи 71 АПК РФ, и руководствуясь при этом приведенными выше нормами материального права, суд приходит к выводу о том, что обществом представлены все необходимые документы для снятия спорных объектов недвижимости с кадастрового учета.
При этом в рассматриваемом случае не имеет правового значения отсутствие сведений о правах на объект недвижимости и отдельные жилые помещения в нем, поскольку фактически указанный жилой дом отсутствует в натуре, что само по себе свидетельствует об отсутствии возможных правообладателей на спорные жилые помещения.
Кроме того согласно акту обследования от 21.10.2019 на месте объекта недвижимости с кадастровым номером 25:28:040008:495 в настоящее время расположен иной объект недвижимости, которому присвоен адрес: <...>.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает, что в данном случае у ответчика имеется обязанность снять с кадастрового учета и исключить из ЕГРН сведения о кадастровом учете жилого дома площадью 107 кв.м с кадастровым номером 25:28:040008:495, расположенного по адресу: <...>, помещений с кадастровыми номерами 25:28:040008:1263, 25:28:040008:1264, 25:28:040008:1266, части жилого дома с кадастровым номером 25:28:000000:24306.
В связи с изложенным, учитывая отсутствие у заявителя иного, несудебного, порядка защиты своих нарушенных прав, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований ООО «Новый Дом».
Относительно требований общества о прекращении права собственности ООО «Новый дом» на часть жилого дома с кадастровым номером 25:28:000000:24306 суд отмечает следующее.
Согласно части 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Вместе с тем согласно пункту 7 статьи 40 Закона №218-ФЗ при снятии с государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прекращения прав на здание, сооружение в связи с прекращением их существования одновременно осуществляются снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на все помещения и машиноместа в таких здании, сооружении.
В рассматриваемом случае общество обратилось с заявлением о снятии с кадастрового учета жилого дома с кадастровым номером 25:28:040008:495, расположенного по адресу: <...>, помещений с кадастровыми номерами 25:28:040008:1263, 25:28:040008:1264, 25:28:040008:1266, части жилого дома с кадастровым номером 25:28:000000:24306.
При этом, учитывая вышеизложенные положения действующего законодательства, следствием удовлетворения заявленных требований общества о снятии с кадастрового учета и исключении из ЕГРН сведений о кадастровом учете части жилого дома с кадастровым номером 25:28:000000:24306 в связи с установленным фактом прекращения существования объекта недвижимости с кадастровым номером 25:28:040008:495 является прекращение права собственности ООО «Новый дом» на объект с кадастровым номером 25:28:000000:24306.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что в данном случае имеются правовые основания для снятия с кадастрового учета и исключения из ЕГРН сведений о кадастровом учете жилого дома площадью 107 кв.м с кадастровым номером 25:28:040008:495, расположенного по адресу: <...>, помещений с кадастровыми номерами 25:28:040008:1263, 25:28:040008:1264, 25:28:040008:1266, части жилого дома с кадастровым номером 25:28:000000:24306, в связи с чем требования ООО «Новый дом» подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю снять с кадастрового учета и исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о кадастровом учете жилого дома площадью 107 кв.м с кадастровым номером 25:28:040008:495, расположенного по адресу: <...>, помещений с кадастровыми номерами 25:28:040008:1263, 25:28:040008:1264, 25:28:040008:1266, части жилого дома с кадастровым номером 25:28:000000:24306.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.
Судья Тихомирова Н.А.