ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-14755/12 от 27.09.2012 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Светланская, 54

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток Дело № А51-14755/2012

01 октября 2012 года

Резолютивная часть решения объявлена 27 сентября 2012 года.

Изготовление мотивированного решения откладывалось в порядке статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи Н.Н. Куприяновой

при ведении протокола секретарем судебного заседания О.А. Кучерук,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Приморской региональной общественной охотничьей организацией «Вепрь» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.10.2003)

к Управлению лесным хозяйством Приморского края (ИНН <***>, ОГРН <***>)

Прокуратура г. Уссурийска

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии:

от заявителя – юрисконсульт ФИО1 по доверенности б/н от 01.08.2012,

от административного органа – представитель ФИО2 по доверенности № 26 от 14.02.2012,

установил:

Приморская региональная общественная охотничья организация «Вепрь» (далее – заявитель, ПРООО «Вепрь») обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления лесным хозяйством Приморского края (далее – административный орган, Управление) от 29.06.2012 № 152-02/2012 по делу об административном правонарушении.

В обоснование своего заявления ПРООО «Вепрь» сослалась на отсутствие в ее действиях состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), так как лесные участки, арендованные заявителем находятся в государственной собственности и являются лесами федерального значения, в связи с чем, у органов местного самоуправления отсутствуют полномочия по введению на указанных территориях особого противопожарного режима

Административный орган, возражая против удовлетворения требования заявителя, в судебном заседании указал на то, что наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ , установлено в ходе проверки и подтверждается материалами административного дела. Нарушения установленного порядка привлечения к административной ответственности не допущено.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

На основании указания прокурора Приморского края от 15.03.2012 № 52 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны лесов и населенных пунктов от природных пожаров» старшим помощником Уссурийского городского прокурора при участии участкового лесничего Баневуровского участкового лесничества Уссурийского филиала КГУ «Приморское лесничество» в присутствии заместителя председателя Президиума ПРООО «Вепрь» была проведена проверка соблюдения ПРООО «Вепрь» законодательства в сфере охраны лесов от пожаров.

В ходе проверки было установлено, что ПРООО «Вепрь», являясь лесопользователем на основании договоров аренды лесного участка от 19.02.2010 № 7/36, от 23.05.2008 № 3/36 для ведения охотничьего хозяйства, от 02.11.2010 № 8/34 для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, в нарушение условий указанных договоров нарушила срок представления в Управление лесным хозяйством отчетов об использовании лесов, об охране и защите лесов, о воспроизводстве лесов и лесоразведения. Кроме того, проверкой , также установлено, нарушение срока проведения инструктажа своих работников о соблюдении требований Правил пожарной безопасности в лесах, о способах тушения лесных пожаров, не представлены подтверждающие документы по содержанию средств предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования в условиях особого противопожарного режима.

Указанные нарушения отражены в акте по результатам проверки Уссурийской городской прокуратуры исполнения природоохранного законодательства от 20.04.2012.

Определением № 101-08-11/11 от 03.06.2011 главным специалистом - экспертом отдела государственного лесного контроля и надзора «Приморсклесхоза» - старшим государственным лесным инспектором в лесничествах и лесопарках Приморского края было возбуждено дело об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

20.04.2012 и.о. Уссурийского городского прокурора в присутствии председателя президиума ПРООО «Вепрь» в отношении заявителя было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 3 статьи 8.32 КоАП РФ.

23.04.2012 материалы административного дела были направлены в адрес КГКУ «Приморское лесничество», которое письмом № 300 от 02.05.2012 направило указанные материалы для рассмотрения в Управление лесным хозяйством Приморского края.

Определением № 152-02/2012 от 22.05.2012 и.о. начальника управления лесным хозяйством Приморского края – заместитель главного государственного лесного инспектора в Приморском крае назначил рассмотрение дела об административном правонарушении на 15.06.2012 на 11 час. 00 мин. по адресу: <...>, каб. 202.

По результатам рассмотрения материалов административного дела 29.06.2012 административный орган вынес постановление № 152-02/2012, которым признал ПРООО «Вепрь» виновным в совершении административного правонарушения по части 3 статьи 8.32 КоАП РФ и назначил ему наказание в виде штрафа в сумме 100 000,00 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ПРООО «Вепрь» обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, оценив доводы заявителя и возражения административного органа, проверив законность и обоснованность оспариваемого постановления в порядке части 3 статьи 30.6 КоАП РФ и пунктами 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд считает, что требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим обстоятельствам.

В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Из материалов административного дела следует , что ПРООО «Вепрь» вменены нарушения пунктов 13 «в», 14 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах), выразившиеся в не предоставлении подтверждающих документов о наличии и содержании средств пожаротушения и поддержания их готовности, обеспечивающей их немедленное использование, не проведение в установленные сроки (перед началом пожароопасного сезона) инструктажа своих работников о соблюдении требований пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов.

Частью 1 статьи 52 настоящего Кодекса установлено, что охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.

Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 53 Лесного кодекса РФ).

Согласно пункту 1 Правил пожарной безопасности в лесах настоящие Правила устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Пунктом 5 настоящих Правил установлено, что мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом «а» пункта 3 настоящих Правил (предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров), на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Судом установлено и материалами административного дела подтверждается, что по условиям договоров аренды лесного участка от 23.05.2008 № 3/36, от 19.02.2010 для ведения охотничьего хозяйства, от 02.11.2010 № 8/34 для заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений, заключенных между Управлением лесным хозяйством Приморского края и ПРООО «Вепрь» последней на праве аренды предоставлялись лесные участки, находящиеся в государственной собственности.

В соответствии с положениями части 2 статьи 51 Лесного кодекса РФ охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся, в том числе организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.

Подпунктом «а» пункта 4 Правил пожарной безопасности в лесах установлено, что меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих Правил, осуществляются, в частности органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Таким образом, установленный Администрацией Уссурийского городского округа с 08 час. 00 мин. 30.03.2012 до 08 час. 00 мин. 15.05.2012 особый противопожарный режим на основании чрезвычайной оперативной обстановки в границах территорий: Алексей-Никольская, Пуциловская, Пушкинская, Борисовская, Новоникольская, ФИО3, Красноярская, Кондратеновская, ФИО4, дачные массивы города Уссурийска, не распространяет свое действие на арендованные ПРООО «Вепрь» лесные участки как относящиеся к государственной собственности.

При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что в действиях заявителя отсутствует объективная сторона вменяемого правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Руководствуясь ст. ст. 167-170 , 211 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Удовлетворить требование Приморской региональной общественной охотничьей организации «Вепрь».

Признать незаконным и отменить Постановление Управления лесным хозяйством Приморского края № 152-02/2012 о назначении административного наказания от 29 июня 2012 года о привлечении Приморской региональной общественной охотничьей организации «Вепрь» к административной ответственности по части 3 статье 8.32 КоАП РФ к штрафу в сумме 100 000 рублей.

Решение вступает в законную силу по истечении десятидневного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба в Пятый арбитражный апелляционный суд.

Решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

Судья Н.Н. Куприянова