ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А51-14769/20 от 11.03.2021 АС Приморского края

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПРИМОРСКОГО КРАЯ

690091, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Владивосток                                                    Дело № А51-14769/2020

18 марта 2021 года

Резолютивная часть решения объявлена марта 2021 года .

Полный текст решения изготовлен марта 2021 года .

Арбитражный суд  Приморского края в составе судьи Шипуновой О.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Вакориной П.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью "Достаток Камчатки" (ИНН 2536173143, ОГРН 1062536043437, дата регистрации 03.07.2006)

к обществу с ограниченной ответственностью "Дальрефтранс" (ИНН 2538051310, ОГРН 1022501910331, дата регистрации 10.12.2002)

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, – индивидуальный предприниматель Юсуфова Елена Борисовна, ООО "Топфрей", ООО "Топфрейм Интернейшнл"

о взыскании убытков в размере 674 046,79 рублей

при участии в заседании:

от истца – Савкин А.А., по доверенности от 01.09.2020, паспорт, диплом;

от ответчика – Викулова И.С., доверенность № 76 от 11.07.2020, диплом, паспорт;

от третьих лиц - не явились, извещены;

установил: общество с ограниченной ответственностью "Достаток Камчатки" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Дальрефтранс" о взыскании убытков в размере 674 046,79 рублей.

          Определением суда от 22.09.2020 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Определением от 23.10.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Юсуфова Елена Борисовна, ООО "Топфрей", ООО "Топфрейм Интернейшнл".

В обоснование заявленных требований истец указал, что в связи дефростацией груза при его перевозке по маршруту г.Владивосток – г.Петропавловск-Камчатский, несмотря на то, что качество груза не пострадало, снизилось качество потребительских свойств, на основании чего истец, как перевозчик, заключил со своим клиентом – ИП Юсуфовой Е.Б., соглашение о соразмерном уменьшении покупной цены. Таким образом истец понес убытки в виде разницы между первоначальной стоимостью товара и стоимостью, определенной сторонами соглашением, а также убытки за оплату услуг Союза «Камчатская ТПП» и ФГБУ «Камчатская межобластная ветеринарная лаборатория».

Ответчик иск оспорил, указав, что представленный в материалы дела акт экспертизы не подтверждает снижение потребительских свойств продукции, кроме того, указал на необоснованность снижения цены продукции на 70р/кг, то есть истец полагает, что ответчиком не обоснован размер предъявленных убытков.

Третье лицо – ООО «ТопФрейм» представило письменные пояснений по делу.

Третье лицо – ООО «ТопФрейм Интернейщнд» представило письменные пояснения, поддержав позицию ответчика.

Третье лицо – ИП Юсуфова Е.Б. письменные пояснения не представила.

Исследовав собранные по делу доказательства, суд установил следующее.

Между ООО «Дальрефтранс» (экспедитор) и ООО «Достаток Камчатки» заключен генеральный договор транспортной экспедиции №55 от 18.03.2019, согласно пункту 1.1 которого Экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение комплекса работ и услуг, связанных с перевозкой контейнера с грузом Клиентапо выбранному Клиентоммаршруту и видом (видами) транспорта (транспортно-экспедиционное обслуживание), а Клиент обязуется оплатить стоимость транспортно-экспедиционного обслуживания.

Согласно пункту 2.1.2 договора экспедитор обязанпредоставить клиенту для транспортировки его грузов технически исправные, порожние, очищенные от остатков грузов контейнеры в состоянии пригодном для перевозки данного груза, в заявленном количестве, в место и всрок, согласованные Сторонами. Рефрижераторные контейнеры Экспедитора должны отвечать санитарным требованиям к перевозкам пищевых продуктов, а также соответствовать иным обязательным требованиям, установленным законодательством РФ.

После предоставления Клиенту контейнеров согласно п. 2.1.2. Договора Экспедитор обязан принять от Клиента контейнер с грузом для его дальнейшей транспортировки и оказания заявленных транспортно-экспедиционных услуг. Контейнер с грузом Клиента принимается Экспедитором к перевозке и транспортно-экспедиционному обслуживанию за исправной пломбой, навешеннойКлиентом на запорное устройство контейнера, без принятия груза по количеству и качеству (пункт 2.1.3 договора).

В силу пункта 2.1.8 договора Экспедиторне осуществляет погрузку и выгрузку груза Клиента в/из контейнера. Работы по погрузке и выгрузке груза Клиента в/из контейнера могут быть выполнены нанятыми Экспедитором третьими лицами только по отдельному Поручению (заказу, заявке) Клиента и являются дополнительными работами и услугами.

Пунктом 2.1.9 договора установлено, что Экспедитор обязан вотношении рефрижераторного контейнера с грузом клиентаосуществить, в том числе, слежение за работой рефрижераторного контейнера в заявленном Клиентом температурном режиме (мониторинг) на всем пути следования рефрижераторного контейнера;соблюдение и поддержание заявленного Клиентом температурного режима перевозки груза на всем пути следования рефрижераторного контейнера, кроме автомобильного транспорта.

Клиент обязан письменно извещать Экспедитора или Агента Экспедитора незамедлительно о пропаже или порче груза, недостатках и поломках контейнера, отсутствии, подмене илиповреждении пломбы на запорном устройстве контейнера, о которых стало известно клиенту или которые Клиент обнаружил самостоятельно,а также о необходимости осмотра груза и/илиремонта контейнера (пункт 3.1.18 договора).

Экспедитор несет риск повреждения и утраты груза с момента получения груза от отправителя и до момента доставки груза грузополучателем, указанным Клиентом (пункт 6.4 договора).Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу иди повреждение (порчу) груза после принятия его Экспедитором и до выдачи груза получателю либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в размерах предусмотренных действующим законодательством (пункт 6.5 договора).

В рамках договора клиент направил экспедитору поручение №1 от 27.04.2020 на перевозку 1 рефрижераторного контейнера 20футов, -25ºС с грузом креветка северная варено-мороженная н/р, массой 10 260 брутто кг, температурный режим не ниже -25ºС.

Ответчик выставил истцу счет на оплату №442 от 30.04.2020, оплаченный истцом в полном объеме.

Поручение было направлено экспедитору во исполнение договора поставки №ЮЕБ-ДК-24042020 от 24.04.2020 между ООО «Достаток Камчатки» (поставщик) и ИП Юсуфовой Еленой Борисовной (покупатель), согласно пунктам 1.1, 1.2 которого поставщик обязуется передать в собственность покупателя товар – креветка мороженная в ассортименте, количество и сорт которого указывается в спецификации, а покупатель обязуется приять товар и произвести оплату.

В соответствии со спецификацией поставщик передает покупателю товар - креветка северная варено-мороженная неразделанная, сорт 50/70 шт./кг, изготовитель СРТМ «Каллиста»/ООО «Морской бриз» количеством 9 000 кг, цена 670 рублей/кг, сумма 6 030 000 рублей.

Как указывает истец, 08.05.2020 при вскрытии контейнера в п.Петропавловска-Камчатского обнаружена дефростация груза о чем составлен Акт №1 о повреждении – порчи груза от 08.05.2020. Как следует из акта, при измерении температуры внутри контейнера с помощью пирометра (прибор для бесконтактного измерения температуры) установлено, что температура левой стенки, правой стенки, пола и потолка контейнера, паллета с продукцией составляет от -5ºС до 0ºС. Замер температуры в теле продукции с помощью термометра для проникающих измерений  в пяти ящиках с продукцией установлена температура от -6ºС до -4ºС. Из описания следует, что коробки влажные и имеют дефростированный вид, температуры в ящике составляют от -4ºС до -6ºС. В руке продукция имеет мягкую консистенцию, на руках остаются кусочки глазури (растаяла). В сведениях о следах вскрытий или повреждений упаковки пломб указано на отсутствие повреждений, пломба целая.

В соответствии с Актом причиной порчи груза является несоблюдение  температурного режима заявленного производителем (перевозка не более месяца при температуре не выше минус 20 градусов по цельсию), по причине неисправности рефрижераторного контейнера на пути следования из города Владивостока в город Петропавловск-Камчатский.

Акт подписан представителем перевозчика ООО «Дальрефтранс» -ООО «ТопФрейм», представителем грузополучателя ИП Юсуфовой Е.Б – Гвоздевым Константином Павловичем, независимой стороной вице-президентом Союза «Торгово-промышленная палата Камчатского края» Полетаевой Ириной Васильевной.

Согласно акту экспертизы №0700000446 от 18.05.2020 при вскрытии контейнера с продукцией обнаружено, что креветка варено-мороженая, расфасованная в упаковку в виде картонных коробок, весом 1/5 кг, общим количеством транспортных мест 1800 штук, весом 9000,0 кг, установлено, что температура в контейнере не соответствовала температуре, установленной изготовителем.

В акте экспертизы экспертом сделан вывод о том, что продукция имеет признаки снижения качественных показателей.

При подписании акта экспертизы присутствующими представителем грузополучателя и тальманом, последним сделано примечание о несогласии с актом, поскольку не отражены результаты замеров температуры, сделанных ООО «ТопФрейм» (-14.9, -15.6, -18.2 ºС) в теле груза; нарушение норм и правил загрузки (отсутствие оградительных щитов). Выводы о снижении качества сделаны без проведения лабораторных следований, без решения уполномоченного органа.

Стоимость экспертизы составила 33 000 рублей, о чем представлены счет на оплату, акт и платежное поручение.

Также по заказу грузополучателя ИП Юсуфовой проведены лабораторные испытания груза, о чем ФГБУ «Камчатская межобластная ветеринарная лаборатория» составлен Протокол испытаний №01546 от 18.05.2020, согласно которому при проведении испытаний на соответствие требованиям ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза №О безопасности пищевой продукции» ТР ЕАЭС 040/2016 «О безопасности рыбы и рыбной продукции не обнаружено никаких несоответствий установленным микробиологическим показателям, при этом органолептическим показателям соответствует в полном объеме, по показателю безопасности личинки гельминтов (паразитологические показатели безопасности) не обнаружены.

Стоимость исследований составила 11 046,79 рублей, о чем представлены счет на оплату, акт и платежное поручение.

На основании Акта экспертизы и Протокола испытаний покупателем (ИП Юсуфовой) направлена претензия с требованием на основании части 1 статьи 475 Гражданского кодекса Российской Федерации соразмерно уменьшить покупную цену с 670 рублей/кг до 600 рублей/кг, а также возместить убытки в размере 44 046,79 рублей за проведенные исследования.

ООО «Достоток Камчатки» и МП Юсуфова Е.Б. подписали Дополнительное соглашение №1 от 27.05.2020 к договору поставки «ЮЕБ-ДК-24042020 от 24.04.2020, согласно пункту 2 которого стороны пришли к соглашению о соразмерном уменьшении покупной цены с 670 рублей за кг до 600 рублей за кг (с НДС 10%), а также о компенсации понесенных Покупателем расходов на услуги Союза «Камчатская ТПП» в размере 33 000 рублей (без НДС) и расходов на услуги ФГБУ «Камчатская межобластная ветеринарная лаборатория» в размере 11 046,79 рублей (с НДС 10 %). Предусмотренное настоящим пунктом уменьшение покупной' цены признано Сторонами экономически оправданным ввиду снижения качества и потребительских свойств Товара, а также его специфики.

На основании вышеизложенного истец направил ответчику претензию с просьбой возместить понесенные убытки.

В ответ на претензию ответчик со ссылками на выводы акта экспертизы и примечание тальмана и выводы протокола испытаний отказал в удовлетворении претензионных требований в части разницы стоимости товара, вместе с тем для сохранения деловых связей предложив истцу скидку на перевозку последующих пяти контейнеров состоящую из стоимости произведенных исследований (44 046,79 рублей) и дополнительной скидки в размере 100 000 рублей от базовых ставок и тарифов экспедитора.

В ответ на повторную претензию истца, ответчик указал на готовность возместить расходы произведенных исследований в сумме 44 046,79 рублей, а также дополнительно выплатить 100 000 рублей.

Исследовав материалы дела, и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

В соответствии с пунктом 1 статьи 803 ГК РФ, пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 30.06.2003 №87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон № 87-ФЗ) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 ГК РФ и Законом № 87-ФЗ.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закон № 87-ФЗ экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Таким образом, экспедитор как профессиональный участник транспортно-экспедиционных отношений освобождается от ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза только в случае наступления обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, причем бремя доказывания таких обстоятельств лежит именно на экспедиторе.

Ответчиком не оспаривается, что на основании заявки Поручения №1 от 27.04.2020 на перевозку 1 рефрижераторного контейнера 20футов, -25ºС с грузом креветка северная варено-мороженная н/р, массой 10 260 брутто кг, температурный режим не ниже -25ºС в рамках генерального договора транспортной экспедиции №55 от 18.03.2019 осуществил экспедирование контейнера DLTU2960593.

Также ответчиком мне оспаривается факт неисправности рефрижераторной установки в процессе перевозки груза в трюме судна «ФЕСКО Невельск».

На основании статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (пункт 1).

В силу пункта 12 постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 №25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб.

В силу пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Возмещение убытков является мерой гражданско-правовой ответственности, поэтому лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт нарушения права, наличие и размер понесенных убытков, причинную связь между нарушением права и возникшими убытками. Между противоправным поведением одного лица и убытками, возникшими у другого лица, чье право нарушено, должна существовать прямая (непосредственная) причинная связь.

Из смысла вышеуказанных норм и разъяснений следует, что истцу при предъявлении иска, обоснованного положениями статей 15 и 393 ГК РФ, необходимо доказать наличие совокупности условий договорной ответственности, а именно: факт наличия у него убытков и их размер, противоправность действий ответчика, выраженных в нарушении условий договора, а также наличие причинной связи между понесенными убытками и действиями ответчика. При этом недоказанность хотя бы одного из указанных условий ответственности является достаточным основанием для отказа в удовлетворении требований о возмещении убытков.

Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу пункта 1 статьи 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2 статьи 401 ГК РФ). Бремя доказывания своей невиновности лежит на лице, нарушившем обязательство или причинившем вред. Вина в нарушении обязательства или в причинении вреда предполагается, пока не доказано обратное.

В обоснование позиции по делу, в подтверждение получения убытков истцом представлены Акт экспертизы №0700000446 от 18.05.2020 (деле – Акт) и Протокол испытаний №01546 от 18.05.2020 (далее – Протокол), произведенных по заказу ИП Юсуфовой.

Так, согласно Акту, при вскрытии контейнера с продукцией обнаружено, что креветка варено-мороженая, расфасованная в упаковку в виде картонных коробок, весом 1/5 кг, общим количеством транспортных мест 1800 штук, весом 9000,0 кг, установлено, что температура в контейнере не соответствовала температуре, установленной изготовителем. При внешнем осмотре контейнера установлено: створки дверей контейнера без деформации, штанги дверных запоров не изогнуты.   Боковые стены и двериконтейнера не имеют деформации глубиной превышающей 25мм. Контейнер установлен на автомобильный прицеп, отключен от сети питания, идентифицировать температуру не представляется возможным. В нижней части контейнера, в местах соединения обеих дверей и пола, образовались скопления влаги, вытекающая из контейнера. Информация об данных картограммы термографа эксперту не предоставлена.Двери контейнера опломбированы исправным запорным устройством № 0001957.

При открывании дверей, коробки первого ряда вывалились из контейнера, термоусадочная пленка полностью повреждена. При органолептическом осмотре, экспертом выявлено, что первые ряды картонных упаковок с продукцией, на ощупь влажные, имеют влажные ареолы от конденсата, с размороженным льдом на внешней поверхности. При вскрытии, выборочно, упаковок с продукцией первых рядов, установлено, что креветка без постороннего запаха, который характерен при признаках порчи, цвет свойственный данному виду креветок. Креветка заморожена, с легкими признаками дефростации. Представителем

При этомэксперт указывает на то, что именно представителем ИП Юсуфовой Е.Б., были осуществлены замеры температуры в контейнере. Данные отражены в Акте № 1 от 08.05.2020. Температура хранения в контейнере не соответствовала температуре, установленной изготовителем.

Также, согласно Акту, на коробках второго и последующих рядов, собранных в паллеты и затянутых в термоусадочную пленку, имеются признаки конденсата. При нарушении пленки, верх картонных упаковок был с легким налетом инея, без следов увлажнения картона. При вскрытии, содержимое осмотренных упаковок с продукцией явных следов дефростации нет, при прощупывании тела креветок заморожено. Креветка твердая, при усилии разламывается, целая, поверхность ровная, читая, цвет и запах свойственны данному виду продукции. Признаки порчи, постороннего запаха - не установлены.

 Вместе с тем, экспертом сделан вывод, что по внешнему виду, цвету, запаху, данная партия креветок соответствует ГОСТ Р 51496-99 «Креветки сырые, бланшированные и вареные мороженые. Технические условия».

Общий вывод по Акту экспертизы следующий: при вскрытии контейнера №DLTU2960593, поступившего 08.05.2020 в адрес ИП Юсуфова Е.Б., температура внутри контейнера не соответствовала температуре, установленной изготовителем. Поскольку согласно ТУ 9265-001-33946052-12 «Креветки варено-мороженые. Технические условия» - транспортирование мороженой креветки должно осуществляться в соответствии с правилами скоропортящихся грузов, обеспечивающими сохранение качества продукта во время транспортирования, при постояннойтемпературе не выше минус 20°С, эксперт может сделать вывод, что продукция имеет признаки снижения качественных показателей.

В соответствии с Протоколом, при проведении испытаний на соответствие требованиям ТР ТС 021/2011 Технический регламент Таможенного союза №О безопасности пищевой продукции» ТР ЕАЭС 040/2016 «О безопасности рыбы и рыбной продукции не обнаружено никаких несоответствий установленным микробиологическим показателям, при этом органолептическим показателям соответствует в полном объеме, по показателю безопасности личинки гельминтов (паразитологические показатели безопасности) не обнаружены.

Ответчиком представлено описание термограммы работы холодильной установки, скачанных из памяти контроллера холодильной установки (контейнер DLTU2960593), согласно которым 04.05.2020 получена информация о неисправности контейнера, сработала защита по перегреву электродвигателя компрессора. 06.05.2020 выключен сетевой защитный автомат холодильной установки, короткое замыкание электродвигателя. Холодильная установка отключена от электропитания, дальнейшая перевозка в режиме «ТЕРМОС».

Вместе с тем, из анализа Акта экспертизы и Протокола испытаний следует, что сам товар не пострадал. Легкая дефростация первого ряда коробок не повлекло за собой порчу груза.

Суд критически оценивает вывод, сделанный в Акте экспертизы о том, что продукция имеет признаки снижения качественных показателей, поскольку согласно Протоколу испытаний продукция не имеет каких либо отклонений от показателей качества или снижение иных показателей.

При этом в Акте экспертизы эксперт не указал, какие именно признаки имеет продукция, влияющие не ее качество.

Кроме того, суд принимает во внимание примечание третьего лица ООО «ТопФарм», сделанное при составлении Акта экспертизы, о том что, согласно сделанных ООО «ТопФрейм» замеров, температура груза в тех же коробках, которые осматривал эксперт, составляла -14.9, -15.6, -18.2 ºС, что значительно ниже, установленной представителем ИП Юсуфовой Е.Б., что может свидетельствовать о нарушении порядка проведения экспертизы.

Данные замеры ООО «ТопФарм» производило на основании заявки ООО «Дальрефтранс» на оказание сюрвейерских услуг. Результаты отражены в Сюрвейерской отчете №1374 593 105 20 от 08.05.2020 с приложением фото-материалов.

Кроме того, согласно указанного отчета при выгрузке зафиксировано понижение температуры в контейнере при транспортировке. На внешней стороне двери контейнера обнаружена наледь. Пол и стены в контейнере чистые, сухие, неприятного запаха не зафиксировано. При визуальном осмотре груза установлено, что окрас креветки равномерный, мыльного налета на руках не обнаружено.

Под качеством пищевых продуктов согласно определению, данному в статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», понимается совокупность характеристик безопасных пищевых продуктов, отвечающих требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, условиям договора, образцу, документам по стандартизации, технической документации, определяющим их потребительские свойства, пищевую ценность, аутентичность, сортность (калибр, категорию и иное), и удовлетворяющих физиологические потребности человека.

Потребительские свойства пищевых продуктов в соответствии с указанным нормативно-правовым актом определяются как совокупность физико-химических показателей (нормируемых физико-химических характеристик конкретных видов пищевых продуктов), органолептических показателей (характеристик, определяемых с помощью зрительной, вкусовой, обонятельной, сенсорной, соматосенсорной систем), микробиологических показателей (характеристик, определяющих содержание пробиотических и (или) технологических микроорганизмов в декларированных количествах)

Пунктом 4.3.5 «ГОСТ Р 51496-99. Государственный стандарт Российской Федерации. Креветки сырые, бланшированные и вареные мороженые. Технические условия» установлены требования к креветке мороженой но органолептическим и физическим показателям. В частности, по внешнему виду креветки должны быть чистыми, без повреждения панциря; свойственного данному виду креветок цвета, без постороннего вкуса и запаха.

Таким образом, анализируя имеющие в деле доказательства, суд считает недоказанным факт снижения показателей продукции, влияющих на ее стоимость.

Кроме того, заключая Дополнительное соглашение №1 от 27.05.2020 стороны указанного соглашения указали на соразмерное уменьшение цены товара. Вместе с тем, доказательств соразмерности истцом в материалы дела не представлено. Истец не обосновал уменьшение стоимости товара на 10,45%. Экспертиза об оценке стоимости товара с учетом выводов эксперта в Акте экспертизы и специалиста в Протоколе испытаний не проводилась, истцом о проведении такой экспертизы в судебном порядке не заявлялось.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 7 Закон № 87-ФЗ Экспедитор несет ответственность за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

В рассматриваемом случае, соглашение между истцом и третьим лицом является самостоятельным документально не подтвержденным волеизъявлением сторон соглашения, которое не может влиять на права и обязанности третьих лиц по отношению к данному соглашению.

На основании вышеизложенного суд пришел к выводу о том, что истцом не доказан факт утраты или повреждения груза, а также не доказана соразмерность снижения цены товара.

Кроме того в силу пункта 3.1.15 договора Клиент обязан самостоятельно или силами и средствами третьих лиц и за свой счет и под свою ответственность осуществлять погрузку груза в контейнер и выгружать его из контейнера в соответствии с требованиями Договора.

Клиент обязан самостоятельно или силами и средствами третьих лиц за свой счёт и под свою ответственность погрузить груз в контейнер и разместить его в нем в соответствии с действующими на транспорте нормами и правилами, устанавливающими требования к технологии сохранной перевозки, перегрузки и хранения грузов (пункт 5.5 договора);

Клиент обязан погрузить свой груз в контейнеры в таре и упаковке в соответствии с действующими на транспорте государственными стандартами, нормами и правилами, устанавливающими требования к технологии сохранной перевозки, перегрузки и хранения грузов (пункт 5.9 договора);

Клиент обязан закрепить груз в контейнере в соответствии с действующими на транспорте государственными стандартами, нормами и правилами, устанавливающими требования к технологии сохранной перевозки, перегрузки и хранения грузов, а также требованиями и правилами перевозчика (пункт 5.10 договора).

В силу пункта 6.11 договора в случае любого и всякого нарушения Клиентом правил загрузки контейнера, Экспедитор снимает с себя ответственность за порчу или гибель груза.

Согласно Пункту 16 Правил перевозок железнодорожным транспортом скоропортящихся грузов, утверждённых Приказом Минтранса России от 04.03.2019 66в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 10 января 2003 г. 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" грузоотправители осуществляют подготовку грузов для перевозок в соответствии с установленными обязательными требованиями, техническими условиями на продукцию, ее тару и упаковку и иными актами таким образом, чтобы обеспечивать безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, качество перевозимой продукции, сохранность грузов, вагонов, контейнеров, пожарную безопасность и экологическую безопасность.

Приказом МПС РФ от 27.05.2003 №ЦМ-943 утверждены «Технические условия размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах». Согласно пункту 2.6 главы 12 названных Технических условий крепление груза, исключающее возможность его перемещений внутри контейнера, осуществляется заградительными щитами.

Суд обращает внимание на то обстоятельство, что в соответствии с Актом экспертизы при открывании дверей, коробки первого ряда вывалились из контейнера, термоусадочная пленка полностью повреждена. Истец не представил доказательств того, что нарушение условий погрузки и крепления груза в контейнере никак не повлияли на его сохранность внутри контейнера.

Доводы ответчика относительно того, что повторная заморозка размороженной продукции приводят к снижению ее качества, в частности разрушение тканей в продукте изменяющее консистенцию мяса, сублимация (усушка) продукта и пр., судом отклоняются. Ответчик не представил доказательств того, что именно спорная продукция имеет какие-либо отклонения от стандартов качества.

Также суд критически оценивает предложения ответчика о возмещении ущерба в части, поскольку представленное в материалы дела соглашение не подписано сторонами.

На основании статей 8 и 9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе принципов равноправия сторон и состязательности. Права участников процесса неразрывно связаны с их процессуальными обязанностями, поэтому в случае нереализации участником процесса предоставленных ему законом прав, последний несет риск наступления неблагоприятных последствий, связанных с несовершением определенных действий (статья 9 АПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основании своих требований и возражений.

В силу положений части 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Согласно части 2 указанной статьи арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и во взаимосвязи по правилам статьи 71 АПК РФ, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем, в иске отзывает в полном объеме.

Иные доводы лиц, участвующих в деле, судом также рассмотрены, признаются необоснованными, и не имеющих самостоятельного правового значения для рассмотрения  настоящего дела с учетом установленных выше обстоятельств по делу.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

  В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Приморского края в течение месяца со дня его принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд и в Арбитражный суд Дальневосточного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения апелляционной инстанции.

Судья                                                                            О.В. Шипунова